Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год icon

Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год



НазваниеЗадания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год
Дата конвертации25.02.2013
Размер112.75 Kb.
ТипДокументы

Задания
муниципального этапа XXVII Всероссийской олимпиады
школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч. год


9 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Раскрытие и закрытие соцветия одуванчика в течение дня является примером проявления у растений жизненного свойства:
    а) развитие;
    б) размножение;
    в) движение; +
    г) обмен веществ.

  2. ^ Важнейшим условием жизни грибов является:
    а) достаточная освещенность;
    б) наличие органических веществ, необходимых для их питания; +
    в) совместное обитание с растениями;
    г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения.

  3. Основу слоевища лишайника составляют клетки:
    а) цианобактерий;
    б) гриба; +
    в) многоклеточной водоросли;
    г) одноклеточной водоросли.

  4. На рисунке представлен агротехнический прием:

    а) пасынкование;
    б) мульчирование;
    в) пикировка; +
    г) стратификация.

  5. ^ В почвенном питании растений главную роль играет зона корня, обозначенная на рисунке «Х», – это зона:
    а) деления;
    б) роста;
    в) всасывания; +
    г) проведения.

  6. Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:
    а) крахмал; +
    б) хлорофилл;
    в) углекислый газ;
    г) вода.

  7. Могут размножаться спорами:
    а) папоротники и хвойные;
    б) хвощи и папоротники; +
    в) папоротники и покрытосеменные;
    г) мхи и хвойные.

  8. Формула цветка шиповника:
    а) *Ч5Л5Т5П1;
    б) *Ч5Л5ТП1;
    в) *Ч5Л5ТП; +
    г) *Ч5+5Л5ТП.

  9. Органами зрения у пауков являются:
    а) 1 пара фасеточных глаз;
    б) 4 пары простых глаз; +
    в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;
    г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз.


  10. ^ Гельминтами называют:
    а) всех червей;
    б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека; +
    в) только плоских червей, паразитирующих в организме животных и человека;
    г) только круглых червей, паразитирующих в организме животных и человека.

  11. ^ Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:
    а) всеядности;
    б) развитию с метаморфозом;
    в) питанию только богатой белками животной пищей; +
    г) способности к длительному пребыванию под водой.

  12. ^ Овладение умением разводить и поддерживать огонь было жизненно необходимым для:
    а) австралопитеков;
    б) человека умелого;
    в) человека прямоходящего;
    г) неандертальцев. +

  13. ^ Основная клетка нервной ткани – нейрон обычно состоит из:
    а) тела, одного короткого и нескольких длинных отростков;
    б) тела, одного длинного и нескольких коротких отростков; +
    в) нескольких тел, одного короткого и одного длинного отростка;
    г) нескольких тел с отходящими от них длинными и короткими отростками.

  14. ^ К основным методам физиологии человека как науки следует отнести:
    а) препарирование с применением хирургических инструментов;
    б) исследования с применением микроскопической техники (микроскопирование);
    в) наблюдение и эксперимент; +
    г) ультразвуковые исследования (УЗИ) и электрокардиографию (ЭКГ).

  15. ^ Исходя из особенностей строения организма человека, его сердце следует отнести к следующему уровню организации:
    а) атомно-молекулярному;
    б) тканевому;
    в) органному; +
    г) системному.

  16. ^ По какому, наиболее точному, признаку можно отличить гладкие мышечные волокна от поперечно-полосатых:
    а) по цвету;
    б) по количеству ядер в клетке; +
    в) по количеству межклеточного вещества;
    г) по наличию ресничек.

  17. Надкостница не может обеспечить:
    а) рост кости в длину; +
    б) чувствительность кости;
    в) питание кости;
    г) срастание кости после переломов.

  18. Эритроциты вырабатываются в:
    а) красном костном мозге; +
    б) печени;
    в) селезенке;
    г) лимфатических узлах.

  19. ^ Люди, обладающие группой крови IV:
    а) являются при ее переливании универсальными донорами;
    б) являются при ее переливании универсальными реципиентами; +
    в) являются при ее переливании универсальными донорами и реципиентами;
    г) не могут предоставлять кровь для переливания.

  20. ^ Вакцину используют для формирования у человека:
    а) естественного врожденного иммунитета;
    б) естественного приобретенного иммунитета;
    в) искусственного активного иммунитета; +
    г) искусственного пассивного иммунитета.

  21. ^ При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток:
    а) кислорода; +
    б) питательных веществ;
    в) воды и минеральных солей;
    г) всех названных веществ.

  22. Защитный рефлекс дыхательной системы, возникающий при раздражении бронхов:
    а) чихание;
    б) кашель; +
    в) зевота;
    г) смех.

  23. Классические исследования процессов пищеварения были осуществлены:
    а) Э. Дженнером;
    б) Л.Пастером;
    в) И.И. Мечниковым;
    г) И.П. Павловым. +

  24. Из указанных значений энергетической ценности продуктов ее наименьшее количество выражает:
    а) 500 Дж;
    б) 50 калорий; +
    в) 0,5 Калорий;
    г) 5 килокалорий.

  25. К водорастворимым относится витамин:
    а) А;
    б) С; +
    в) D;
    г) Е.

  26. Структурно-функциональной единицей почки является:
    а) доля;
    б) сегмент;
    в) нефрон; +
    г) долька.

  27. Фильтрация крови в почках происходит в:
    а) пирамидках;
    б) лоханках;
    в) капсулах; +
    г) мозговом слое.

  28. При образовании вторичной мочи в кровяное русло возвращается вода и:
    а) глюкоза; +
    б) соли;
    в) белки;
    г) все выше перечисленные вещества.

  29. Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры или химических веществ, – это:
    а) потертость;
    б) опрелость;
    в) ожог; +
    г) отморожение.

  30. Железа внутренней секреции, управляющая большинством гормональных процессов в организме человека:
    а) щитовидная;
    б) поджелудочная;
    в) надпочечники;
    г) гипофиз. +

  31. Проводниковая функция характерна для отдела головного мозга:
    а) передний мозг;
    б) мозжечок;
    в) средний мозг;
    г) промежуточный мозг. +

  32. ^ Вегетативная нервная система:
    а) не контролируется сознанием человека; +
    б) имеет высшие центры только за пределами центральной нервной системы;
    в) регулирует координацию произвольных и точных движений;
    г) обладает всеми перечисленными свойствами.

  33. ^ Анализатор представляет собой систему, которая обеспечивает:
    а) восприятие информации (раздражителя) соответствующим рецептором;
    б) доставку информации (проведение возбуждения) от рецептора в мозг по нервным путям;
    в) анализ полученной информации в соответствующих структурах мозга и возникновение ощущения;
    г) все перечисленные функции. +

  34. ^ Вкус, воспринимаемый вкусовыми луковицами задней трети языка, является:
    а) сладким;
    б) кислым;
    в) соленым;
    г) горьким. +

  35. Воспаление среднего уха называют:
    а) катарактой;
    б) отитом; +
    в) циститом;
    г) ринитом.

  36. В процесс дрессировки собак для выполнения команд (вперёд, сидеть, стоять и др.) вовлекается поведенческий механизм:
    а) импринтинг;
    б) условный рефлекс; +
    в) привыкание;
    г) повышение чувствительности.

  37. ^ У женщин, в отличие от мужчин, предшественники половых клеток:
    а) появляются в организме с момента полового созревания;
    б) закладываются еще до рождения и их количество постепенно сокращается; +
    в) закладываются еще до рождения и их количество постоянно увеличивается;
    г) закладываются еще до рождения и их количество поддерживается на постоянном уровне.

  38. ^ Сердцебиение плода человека регистрируется от момента зачатия с:
    а) трех недель;
    б) пяти недель; +
    в) трех месяцев;
    г) четырех месяцев.

  39. Наиболее быстро развиваются в крупных промышленных городах болезни:
    а) желудочно-кишечного тракта;
    б) верхних дыхательных путей и легких; +
    в) кожи;
    г) опорно-двигательного аппарата.

  40. ^ Повышенные дозы облучения человеческого организма не вызывают:
    а) нарушений функции кроветворения;
    б) злокачественных опухолей;
    в) желудочно-кишечных кровотечений;
    г) инфаркта миокарда. +


^ Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Корень может:
    I. поглощать воду с растворенными веществами. +
    II. закреплять растения в почве. +
    III. расти за счет вставочной меристемы.
    IV. синтезировать аминокислоты, гормоны, алкалоиды. +
    V. образовывать чешуевидные листья на старых участках корней.
    а) I, II, III;
    б) I, II, IV; +
    в) II, IV, V;
    г) I, III, V.

  2. В составе жилки листа можно обнаружить:
    I. ситовидные трубки с клетками спутницами. +
    II. сосуды. +
    III. склеренхиму. +
    IV. уголковую колленхиму. +
    V. паренхиму. +
    а) I, III, IV;
    б) I, II, IV, V;
    в) I, II, III, V;
    г) I, II, III, IV, V. +

  3. Для цветковых растений произрастающих в воде характерно:
    I. плохое развитие или отсутствие механической ткани. +
    II. хорошее развитие механической ткани.
    III. хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению.
    IV. наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля. +
    V. преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы.
    а) I, III;
    б) II, V;
    в) I, IV; +
    г) II, III, IV.

  4. Морские ежи и морские звезды могут использовать для передвижения:
    I. параподии.
    II. иглы. +
    III. лучи. +
    IV. амбулакральные ножки. +
    V. членистые ходильные ножки.
    а) I, II, III, IV;
    б) II, IV, V;
    в) II, III, IV; +
    г) III, IV, V.

  5. ^ На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:
    I. зрения.
    II. обоняния.
    III. осязания. +
    IV. вкуса. +
    V. слуха.
    а) II, IV, V;
    б) I, III, IV;
    в) III, V;
    г) III, IV. +

  6. Два круга кровообращения имеют:
    I. хрящевые рыбы.
    II. лучеперые рыбы.
    III. двоякодышащие рыбы. +
    IV. земноводные. +
    V. пресмыкающиеся. +
    а) I, II, V;
    б) II, III, IV;
    в) III, IV, V; +
    г) II, III, IV.

  7. Органы боковой линии у рыб служат для:
    I. определения направления и скорости течения. +
    II. определения химического состава воды.
    III. обнаружения приближения хищника или добычи. +
    IV. обнаружения подводных препятствий. +
    V. ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.
    а) I, IV, V;
    б) I, III, IV; +
    в) II, IV, V;
    г) II, III, IV.

  8. Секрет копчиковой железы предохраняет оперение птиц от намокания.
    Эта железа хорошо развита у:
    I. бакланов.
    II. гагар. +
    III. гусей. +
    IV. уток. +
    V. цапель.

    а) I, III, V;
    б) I, II, IV;
    в) II, III, IV; +
    г) II, IV, V.

  9. Рога, являющиеся образованиями кориума и состоящие из костной ткани имеют:
    I. индийский носорог.
    II. северный олень. +
    III. африканский буйвол.
    IV. сибирский козерог.
    V. жираф. +
    а) I, V;
    б) II, V; +
    в) I, IV, V;
    г) II, III, IV.

  10. ^ Грудная клетка имеется у:
    I. лягушек.
    II. ящериц. +
    III. тритонов.
    IV. змей.
    V. крокодилов. +
    а) II, V; +
    б) II, III, IV;
    в) I, III, IV;
    г) I, II, III, IV, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

        1. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.

        2. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

        3. Колючки боярышника являются видоизмененными побегами. +

        4. У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа.

        5. В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал. +

        6. Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию.

        7. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

        8. Нервная система медузы устроена сложнее, чем у полипов. +

        9. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне. +

        10. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные. +

        11. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку. +

        12. Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая – останавливает. +

        13. Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

        14. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока. +

        15. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается. +

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите систематические группы растений (А–Б) с их
      признаками (1–5).


      Признаки:

      1. Гаметофит раздельнополый.

      2. Гаметофит обоеполый, на нем развиваются
      и мужские и женские гаметы.

      3. Гаметофит представлен заростком.

      4. Для оплодотворения необходима водная среда.

      5. Для оплодотворения не нужна водная среда.

      Систематическая группа:

      А. Покрытосеменные

      Б. Папоротниковидные




      Признаки

      1

      2

      3

      4

      5

      Систематическая группа

      А

      Б

      Б

      Б

      А

    2. [мах. 2,5 балла] Соотнесите половые клетки человека (А–Б) с их характеристиками (1–5):

^ Характеристики клетки

1. В строении клетки различают головку, шейку и хвост.

2. Обладают относительно крупными размерами по сравнению
с половыми клетками, принадлежащими противоположному полу.

3. Клетка способна к активному передвижению.

4. Клетка имеет несколько оболочек, располагающихся поверх
цитоплазматической мембраны.

5. Из одной клетки-предшественницы их образуется
четыре.

^ Половые клетки

А. Сперматозоид

Б. Яйцеклетка

Характеристики клетки

1

2

3

4

5

Половые клетки

А

Б

А

Б

Б




    1. [мах. 2,5 балла] Установите соответствие между перечисленными группами организмов (1–5) и их ролью в цепях питания (А-В).

Организмы:

1. Сапротрофные бактерии.

2. Зеленые растения.

3. Травоядные животные.

4. Хищные животные.

5. Плесневые грибы.

Трофические уровни:

А. Консументы.

Б. Редуценты.

В. Продуценты.

Характеристики

1

2

3

4

5

Группы организмов

Б

В

А

А

Б






Похожие:

Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год iconЗадания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год
I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,...
Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год iconЗадания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год
I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,...
Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год iconЗадания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год
I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,...
Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год iconЗадания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год
I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,...
Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год iconВсероссийская олимпиада школьников по биологии методические рекомендации к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году н новгород 2010 Содержание
Структура требований к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии 5
Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год iconПрактические задания регионального этапа ХI всероссийской олимпиады школьников
Практическое задание регионального этапа ХI всероссийской олимпиады школьников по технологии 2009/2010 года
Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год iconЗадания муниципального этапа XXVIII всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-2012 уч год
Видовая способность к размножению при отсутствии ограничений со стороны окружающей среды получила название
Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год iconСостав участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
Состав участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников определяется на основании Положения об организации и проведении...
Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год iconЗадания муниципального этапа XXVIII всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-2012 уч год
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех-шести возможных. Максимальное количество баллов,...
Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год iconОтветы на тестовые задания Заключительного этапа XI всероссийской олимпиады школьников по технологии 2010 года Номинация «Техника и техническое творчество»
Ответы на тестовые задания Заключительного этапа XI всероссийской олимпиады школьников по технологии 2010 года
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов