Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год icon

Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год



НазваниеРабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год
страница1/2
Дата конвертации09.01.2013
Размер390.44 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по химии, 9 класс


(2 часа в неделю, 68 часов)


  1. Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год.

  2. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы курса химии 9 класса, разработанной на основе

федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего

образования по химии, Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян (2009 г.).

Интернет-ресурсы:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Курс химии 9 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).  Контрольных работ – 4, практических работ – 5.


                Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

       освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

       овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

       развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

       воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

       применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В содержании курса 9 класса в начале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Принципиальным моментом является перепланирование изучения тем 2 и 4 - «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. В курсе 9 класса практические работы проводятся во время изучения тем «Металлы» и «Неметаллы».

Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

А именно:

Тема

Кол-во часов по

авторской программе

Кол-во часов по календарно- тематическому планированию

Обоснование


Повторение.


6

3

-3ч. Общие вопросы повторения за 8 класс будут рассмотрены на каждом

отдельном уроке.

Тема 1. «Металлы».


15

17

+2ч. Один час на проведение практической работы №1; один час на

обобщение знаний.

Тема 2. «Неметаллы».


23

25

+2ч. Два часа на проведение практических работ №2, 3.

Тема 3. «Органические

соединения».


10

13

+3ч. Один час на проведение практической работы №4; добавлено два

часа за счѐт сокращения темы «Повторение», так как изучение

органических веществ в 9 классе вызывает у учащихся затруднения.

Тема 4. «Обобщение знаний за

курс химии основной школы».

8

Тема 4. «Химия и жизнь» -

8 часов.

Изменено название темы без изменения кол-ва часов. П.р. №5.


Тема 5. «Практикум».


5

-


-5ч. П.р. №4 и №5 объединены в одну П.р. №4, так как задания этих двух

работ почти идентичны и не имеет смысла дублировать их два урока.

Тема 7. «Повторение».

2

2

-2ч. Добавлено по одному часу в тему 3

Итого

68

68





^ Содержание тем учебного курса химии 9 класса 


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (3 часа)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

^ Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Тема 1. Металлы (17 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Практическая работа №1. Получение соединений металлов и изучение их свойств. 

Тема 2. Неметаллы (25 часов)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов.  Простые вещества,  их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности .

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием,алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практическая работа №2 «Получение, собирание и распознавание газов».

Практическая работа №3 «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»

^ Тема 3. Органические соединения (13 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

Практическая работа №4 «Изготовление моделей углеводородов».

Тема 4. Химия и жизнь (8 часов)

Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов [поваренная соль, уксусная кислота (столовый уксус)]. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.

Практическая работа №5 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены».

^ Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (2 часа)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

^ Требования к уровню освоения

В результате изучения химии ученик должен

знать

       химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

       важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;

       основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

       называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

       объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;

       характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;

       определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;

       составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

       обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

       распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;

       вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

       безопасного обращения с веществами и материалами;

       экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников основной школы определены для каждой темы.

^ Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

Знать:   

- периодический закон;

- важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, амфотерность.

Уметь:

- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- объяснять сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять уравнения химических реакций.

^ Тема 1. Металлы

Знать:

- положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;

- качественные реакции на  важнейшие катионы.

Уметь:

- характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжения металлов; 

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

- вычислять массовую долю  выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- распознавать важнейшие катионы.

  1   2




Похожие:

Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год iconРабочая программа по химии, 11 класс (1 час в неделю, 34 часа) Учебник: «Химия» 11 класс. Автор О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год
Программа: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,...
Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год iconРабочая программа по химии, 10 класс (1 час в неделю, 34 часа) Учебно-методический комплект
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009
Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год iconФизике на учебный год. Учитель Класс 8 Учебник физика-8, автор: Перышкин А. В., Изд-во «Дрофа», 2005 год Программа физика 7-9 классы. Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин; «Дрофа», Москва, 2004 год 8 класс(68 часов –2 часа в неделю) 1-я четверть
Календарно-тематическое планирование уроков по физике на учебный год
Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год iconФизике на учебный год. Учитель Класс 7 Учебник физика-7, автор: Перышкин А. В., Изд-во «Дрофа», 2005 год Программа физика 7-9 классы. Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин; «Дрофа», Москва, 2004 год 7 класс (68 часов –2 часа в неделю) 1-я четверть
Календарно-тематическое планирование уроков по физике на учебный год
Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год iconРабочая программа по биологии, 8 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Учебник Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа. 2006
Учебник Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа. 2006
Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год iconТематическое планирование по географии в 10 классе на 20011/2012 учебный год 68 часов 2 часа в неделю. Программа
Программа: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – М.: Дрофа, 1998
Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год iconРабочая программа по предмету «технология. Технический труд» для 6 класса (VI класс 2 часа в неделю, 68 часов в год)
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Техноло­гия. 6 класс (вариант для мальчиков)»
Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год iconРабочая программа по предмету «технология. Технический труд» для 5 класса (V класс 2 часа в неделю, 68 часов в год)
Рабочая программа по технологии составлена на основе сборника «Программы начального и основного общего образования. Технология»;...
Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год iconТематическое планирование учебного материала Курса «Информатики и икт» для 8-х классов (35 часов) на 20 20 учебный год
«Информатика и икт» в основной школе. В федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс...
Рабочая программа по химии, 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов) Учебник. Химия 9 класс. О. С. Габриелян. Дрофа. Москва. 2012 год iconПрограмма по направлению «Органическая химия» 10 класс 68 часов, 2 часа в неделю Пояснительная записка
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов