Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка icon

Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка



НазваниеПрограмма по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка
Дата конвертации27.04.2013
Размер325.72 Kb.
ТипПрограмма

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии, 7 класс

(2 часа в неделю, 68 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята: Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт.-сост. Г. М. Пальдяева.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. М., «Дрофа», 2012г.
^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;


уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за растениями и домашними животными.



^ Содержание программы

Введение.

Общие сведения о животном мире (2 часа)

Роль зоологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения животных. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.


РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных – результат эволюции (34 часа)

  • Простейшие.

Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

  • ^ Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа.

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа

Знакомство с многообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа.

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  • Лабораторная работа.

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  • Лабораторная работа.

Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

  • Экскурсия.

Изучение и многообразие птиц

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.


РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

(14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

  • Лабораторная работа.

Изучение особенностей различных покровов тела.


РАЗДЕЛ 3


Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

  • Лабораторная работа.

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.


РАЗДЕЛ 4

Развитие животного мира на Земле (3часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.


РАЗДЕЛ 5

Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

  • Экскурсии.

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.


РАЗДЕЛ 6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Воздействие человека и его деятельности человека на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

  • Экскурсия.

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

^ Резерв времени – 5 часов.

Изменения, внесенные в авторскую программу


Тема

По авторской программе

По адаптированной программе

Простейшие




Л. р. 1. «Многообразие простейших»

Многообразие животных – результат эволюции

34

36 (+2 часа на обобщающие уроки из резерва)







Л. р. 2 «Многообразие круглых червей»




Л. р. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Л. р. 3 «Внешнее строение дождевого червя»







Л. р. 4 «Особенности строения и жизни моллюсков»







Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»







Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные»

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных













Л. р. 10 «Изучение способа передвижения животных»







Л. р. 11 «Изучение способов дыхания животных»







Л. р. 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение»







Л. р. 13 «Изучение органов чувств животных»

Развитие животного мира на Земле

3 часа

4 часа (+1 час из резерва)

Биоценозы

4 часа

5 часов (+1 часа из резерва)

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5 часов

4 часа (-1 час)

Итого

70 часов

68 часов



^ Календарно-тематическое планирование


Введение.

Общие сведения о животном мире (2 часа)

3адачи темы: познакомить учащихся с зоологией - наукой о животных, этапами ее развития, основными достижениями, многообразием животного мира, характерными признаками животного организма, чертами сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями; раскрыть роль животных в природе и их значение в жизни человека, продолжить на этой основе формирование представлений о единстве живой природы; познакомить учащихся с учебником «Животные», его структурой, с правилами работы с ним, а также с учебной литературой для внеклассного чтения.

Урок 1. История развития зоологии







Урок 2. Современная зоология







Учащиеся должны знать:

  • что изучает зоология;

  • этапы развития зоологии;

  • основные достижения зоологии;

  • многообразие животного мира;

  • характерные признаки животного организма;

  • черты сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями.

Учащиеся должны уметь:

  • раскрывать роль животных в природе и их значение в жизни человека;

  • доказывать единство живой природы;

  • работать с учебником «Животные»;

  • работать с учебной литературой для внеклассного чтения.


РАЗДЕЛ 1


1. Многообразие животных – результат эволюции (36 ч)

1. Простейшие (2 ч)

3адачи темы: расширить представления учащихся о животном мире; познакомить учащихся с общей характеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности, чертами сходства и различия в строении растительной клетки и клетки простейших; познакомить учащихся со значением простейших в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты; научить распознавать простейших.

Урок 3. Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики

Л. р. 1. «Многообразие простейших»




Урок 4. Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории







Учащиеся должны знать:

  • общую характеристику простейших;

  • особенности их строения, жизнедеятельности;

  • черты сходства и различия в строении растительной клетки и клетки простейших;

  • значение простейших в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с микроскопом;

  • готовить микропрепараты;

  • распознавать простейших.

^ 2. Многоклеточные животные.

Беспозвоночные. (16 ч)

3адачи темы: расширить представления учащихся о многоклеточных беспозвоночных животных; сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания, основах систематики многоклеточных беспозвоночных животных, об их роли в природе и жизни человека; сформулировать понятие о необходимости охраны животных; научить распознавать представителей групп многоклеточных беспозвоночных и наблюдать за живыми животными.

Урок 5. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные







Урок 6. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы







Урок 7. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные







Урок 8. Тип Круглые черви

Л. р. 2 «Многообразие круглых червей»




Урок 9. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы.

Класс Многощетинковые, или Полихеты







Урок 10. Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки

Л. р. 3 «Внешнее строение дождевого червя»




Урок 11. Тип Моллюски

Л. р. 4 «Особенности строения и жизни моллюсков»




Урок 12. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие







Урок 13. Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры







Урок 14. Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные

Л. р. 5 «Знакомство с ракообразными»




Урок 15. Класс Насекомые

Л. р. 6 «Изучение представителей отрядов насекомых»




Урок 16. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.







Урок 17. Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы







Урок 18. Отряды насекомых:

Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи







Урок 19. Отряд насекомых Перепончатокрылые







Урок 20. Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»







Учащиеся должны знать:

  • общие черты многоклеточных беспозвоночных животных;

  • особенности строения, жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания, основах систематики многоклеточных беспозвоночных животных; об их роли в природе и жизни человека;

  • о необходимости охраны животных.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать представителей групп многоклеточных беспозвоночных;

  • наблюдать за живыми животными.

Позвоночные.

Тип Хордовые (18 ч)

^ Задачи темы: расширить представления учащихся о многообразии животного мира; показать особенности строения, жизнедеятельности многоклеточных хордовых как высших животных, основы их систематики, их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, необходимость рационального использования, охраны и воспроизводства животного мира; сформировать умение распознавать хордовых.

Урок 21. Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные







Урок 22. Классы рыб: Хрящевые, Костные

Л. р. 7 «Внешнее строение и передвижение рыб»




Урок 23. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные







Урок 24. Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные







Урок 25. Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые







Урок 26. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые







Урок 27. Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы







Урок 28. Класс Птицы. Отряд Пингвины

Л. р. 8 «Изучение внешнего строения птиц»




Урок 29. Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные







Урок 30. Отряды птиц: Дневные Хищные, Совы, Куриные







Урок 31. Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые







Урок 32. Экскурсия «Изучение многообразия птиц».







Урок 33. Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые,

Насекомоядные, Рукокрылые







Урок 34. Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные







Урок 35. Отряды млекопитающих:

Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные







Урок 36. Отряды млекопитающих:

Парнокопытные, Непарнокопытные







Урок 37. Отряд млекопитающих Приматы







Урок 38. Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные». Тестирование.







Учащиеся должны знать:

  • о многообразии животного мира;

  • особенности строения, жизнедеятельности многоклеточных хордовых как высших животных;

  • основы их систематики;

  • их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, необходимость рационального использования, охраны и воспроизводства животного мира.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать хордовых.

РАЗДЕЛ 2


II. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

(14 часов)

^ 3адачи темы: сформировать у учащихся знания об эволюции, об основных направлениях эволюционного процесса животного мира; дать понятие об особенностях эволюции систем органов и процессов жизнедеятельности животного организма.

Урок 39. Покровы тела

Л. р. 9 «Изучение особенностей покровов тела»




Урок 40. Опорно-двигательная система







Урок 41. Способы передвижения животных. Полости тела

Л. р. 10 «Изучение способа передвижения животных»




Урок 42. Органы дыхания и газообмена

Л. р. 11 «Изучение способов дыхания животных»




Урок 43. Органы пищеварения.







Урок 44. Обмен веществ и превращение энергии







Урок 45. Кровеносная система. Кровь







Урок 46. Органы выделения







Урок 47. Нервная система.







Урок 48. Рефлекс. Инстинкт

Л. р. 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение»




Урок 49. Органы чувств.

Л. р. 13 «Изучение органов чувств животных»




Урок 50. Регуляция деятельности организма







Урок 51. Продление рода. Органы размножения







Урок 52. Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Тестирование.







Учащиеся должны знать:

  • что такое эволюция;

  • об основных направлениях эволюционного процесса животного мира;

  • особенности эволюции систем органов и процессов жизнедеятельности животного организма.


РАЗДЕЛ 3


Индивидуальное развитие животных (3 часа)

^ Задачи темы: изучить способы размножения животных, процесс оплодотворение, особенности развития с превращением и без превращения, понятия периодизация и продолжительность жизни.

Урок 53. Способы размножения животных. Оплодотворение







Урок 54. Развитие животных с превращением и без превращения

Л. р. 14 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»




Урок 55. Периодизация и продолжительность жизни животных. Тестирование







Учащиеся должны знать:

  • способы размножения животных,

  • процесс оплодотворение,

  • особенности развития с превращением и без превращения,

  • понятия периодизация и продолжительность жизни.


РАЗДЕЛ 4

Развитие животного мира на Земле (4 часа)

^ Задачи темы: продолжить формирование понятия об эволюции; сформировать знания учащихся об основных причинах эволюции животных и ее результатах, о закономерностях размещения животных; познакомить учащихся с основными доказательствами эволюции животных.

Урок 56. Доказательства эволюции животных







Урок 57. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира







Урок 58. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции







Урок 59. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных








Учащиеся должны знать:

  • основные причины эволюции животных и ее результатах;

  • закономерности размещения животных;

  • основные доказательства эволюции животных.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины эволюции.

РАЗДЕЛ 5


Биоценозы (5 часов)

^ Задачи темы: сформировать у учащихся знания о биоценозах и их разнообразии; о факторах среды и их влиянии на биоценозы; о структурных компонентах биоценоза, их взаимосвязях, закономерностях; о пищевых цепях, пищевой пирамиде, энергетической пирамиде, продуктивности.

Урок 60. Естественные и искусственные биоценозы







Урок 61. Факторы среды и их влияние на биоценозы







Урок 62. Цепи питания. Поток энергии







Урок 63. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу







Урок 64. «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»


Экскурсия




Учащиеся должны знать:

  • что такое биоценозы и их разнообразие;

  • факторы среды и их влиянии на биоценозы;

  • структурные компоненты биоценоза, их взаимосвязи, закономерности; понятия: «пищевые цепи», «пищевая пирамида», «энергетическая пирамида», «продуктивность».

Учащиеся должны уметь:

  • составлять пищевые и энергетические пирамиды;

  • составлять цепи питания



РАЗДЕЛ 6


Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 часов)

Задачи темы: познакомить учащихся с воздействием человека на животный мир, его видами: промыслам, одомашниванием; с законами России, охраняющими животный мир, документами, их декларирующими; с основными направлениями охраны животного мира.

Урок 65. Воздействие человека и его деятельности на животный мир







Урок 66. Одомашнивание животных







Урок 67. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга







Урок 68. Итоговое тестирование.







Учащиеся должны знать:

  • каким образом человек воздействует на животный мир;

  • виды его воздействия: промыслам, одомашниванием;

  • законы России, охраняющие животный мир;

  • документы, их декларирующие;

  • основные направления охраны животного мира.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять последствия воздействия человека на животный мир;

  • организовывать природоохранную деятельность.



Тест по теме «Многоклеточные хордовые животные»
I вариант


I . Какие утверждения являются верными?
1. Млекопитающие – это теплокровные животные.
2. Все травоядные млекопитающие имеют сложный желудок, состоящий из 4-х отделов.
3. .У всех млекопитающих 4-х камерное сердце и 2 круга кровообращения.
4. Первозвери откладывают и насиживают яйца.
5. Синий кит относится к усатым китам.
6. Крот на зиму впадает в спячку.
7. Медведи передвигаются на пальцах конечностей.
8. Кролики относятся к отряду грызунов.
9. Рукокрылые в полете ориентируются при помощи эхолокации.
10. Сумчатые рождают вполне сформировавшихся детенышей.
11. Бивни слона образовались из коренных зубов.
12. У тапиров на передних и задних конечностях разное количество пальцев.
13. Помесь осла и кобылы – мул, он способен давать плодовитое потомство.
14. Грызуны – самый большой по числу видов отряд млекопитающих.
15. Бобры строят запруды потому, что питаются рыбой
II Приведите как минимум по два-три примера представителей:
А) грызунов б) непарнокопытных, в) ластоногих г) дневных хищных птиц
III Расскажите о земноводных – особенности строения, размножения, дыхания, жизнедеятельности, многообразии видов
IV Назовите черты приспособленности птиц к полету


II вариант


I . Какие утверждения являются верными?

1. Все млекопитающие рождают живых детенышей.
2. У всех млекопитающих в шейном отделе семь позвонков.
3. Все млекопитающие вскармливают детенышей молоком.
4. Ежи зимой так же активны, как и летом.
5. У носорогов, в зависимости от вида, на передней части морды может быть от одного до пяти рогов
6. Все летучие мыши приносят вред человеку.
7. Крольчата, в отличие от зайчат, рождаются слепыми и беспомощными.
8. У большинства кошачьих втягивающиеся когти.
9. Бурые медведи – самые крупные наземные хищники.
10. Ластоногие размножаются и выкармливают потомство в воде.
11. Кабаны относятся к отряду Непарнокопытных.
12. Гориллы и орангутанги относятся к человекообразным обезьянам.
13. У жвачных животных пища, в первую очередь, попадает в сычуг.
14. Утконосы распространены в Африке и Азии.
15. У приматов бинокулярное зрение.

II Приведите как минимум по два-три примера представителей:
А) сумчатых б) парнокопытных, в) хищников г) ночных хищных птиц
III . Расскажите о пресмыкающихся – особенности строения, размножения, дыхания, жизнедеятельности, многообразии видов
IV. Назовите черты приспособленности рыб к водному образу жизни


Тест по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем».


Вариант 1

  1. Хитинизированная кутикула покрывает тело:

А) рыб;

Б) червей;

В) членистоногих.

2. Какие животные не имеют наружного скелета:

А) паукообразные;

Б) ракообразные;

В) моллюски.

3. Особенность внутреннего скелета заключается в том, что он:

А) растет вместе с животным;

Б) происходит его обновление;

В) ограничивает рост животного.

4. Какой способ передвижения не характерен для простейших:

А) амебоидное;

Б) при помощи жгутиков;

В) при помощи мышц.

5. Легкие пресмыкающихся:

А) отсутствуют;

Б) ячеистые;

В) в виде мешков.

6. Что общего в строении пищеварительной системы птиц и пресмыкающихся:

А) мощные челюсти;

Б) наличие клоаки;

В) отсутствие зубов.

7. Трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалась у:

А) рыб;

Б) птиц;

В) пресмыкающихся.

8. Замкнутой кровеносной системой обладают:

А) речной рак;

Б) дождевой червь;

В) моллюск.

9. У птиц в связи с полетом в выделительной системе отсутствуют:

А) мочевой пузырь;

Б) почки;

В) мочеточники.

10. Впервые нервные клетки появляются у:

А) губок;

Б) кишечнополостных;

В) плоских червей.

11. Наибольшего развития нервная система достигает у:

А) хордовых;

Б) моллюсков;

В) насекомых.

12. Среди позвоночных наружное ухо имеется у:

А) млекопитающих;

Б) рыб;

В) земноводных.

13. Почкование встречается у:

А) амебы;

Б) дождевого червя;

В) гидры.

14. Личинка иглокожих характеризуется:

А) двусторонней симметрией;

Б) лучевой симметрией;

В) неподвижностью.

15. Активное размножение организмов происходит на стадии:

А) старения;

Б) половой зрелости;

В) эмбрионального развития.


Вариант 2

  1. В эпидермисе позвоночных не образуются:

А) перья;

Б) жгутики;

В) рога.

2. Позвоночник рыб делится на следующие отделы:

А) туловищный и хвостовой;

Б) шейный, туловищный и хвостовой;

В) шейный и туловищный.

3. Какие животные имеют внутренний скелет:

А) насекомые;

Б) птицы;

В) моллюски.

4. Шагающие движения характерны для:

А) пиявок;

Б) дождевого червя;

В) рака.

5. Какие из перечисленных животных не имеют внутренних жабр:

А) речной рак;

Б) акула;

В) кит.

6. В чем особенность пищеварительной системы членистоногих:

А) появление клоаки;

Б) внешнее пищеварение;

В) появилась печень.

7. какая особенность строения сердца характерна для птиц и млекопитающих:

А) трехкамерное сердце;

Б) двухкамерное сердце;

В) четырехкамерное сердце.

8. Какая функция не характерна для крови:

А) транспортная;

Б) защита от механических повреждений;

В) уничтожение микроорганизмов.

9. Почки отсутствуют у:

А) дождевого червя;

Б) сазана;

В) собаки.

10. Раздражимостью называют:

А) действие раздражителя;

Б) захват добычи;

В) ответ на воздействие окружающей среды.

11. К приобретенным рефлексам относят:

А) сосание молока;

Б) попрошайничество у животных;

В) мурлыканье кошек.

12. Монокулярное зрение не характерно для следующих птиц:

А) сов;

Б) орлов;

В) уток.

13. Личинка пресноводных двустворчатых моллюсков является:

А) наружным паразитом;

Б) внутренним паразитом;

В) хищным организмом.

14. Старость начинается с:

А) появления способности к размножению;

Б) момента рождения;

В) затухания способности к размножению.

15. Метаморфоз не характерен для:

А) кошки;

Б) лягушки;

В) бабочки.



Итоговая работа.

Вариант I

Задание А

1. К простейшим относятся животные, тело которых состоит из:

а) двух клеток; б) одной клетки; в) множества клеток

2. Одноклеточные животные размножаются:

а) половым способом; б) бесполым способом;

в) бесполым и половым способами.

3. Основной отличительный признак кишечнополостных:

а) наличие стрекательных клеток;

б) наличие пищеварительной системы;

в) наличие внутреннего скелета.

4. Пищеварительная система отсутствует у:

а) ресничных червей; б) сосальщиков; в) ленточных червей.

5. Класс Ракообразные относится к типу:

а) Кольчатые черви; б) Членистоногие; в) Ленточные черви.

6. Тело паукообразных несет:

а) три пары конечностей; б) четыре пары конечностей;

в) пять пар конечностей.

7. Тело насекомых состоит из:

а) двух отделов; б) трех отделов; в) четырех отделов.

8. Тело костных рыб покрыто:

а) слизью; б) костной чешуей; в) костной чешуей и слизью.

9. Нервная система рыб расположена:

а) на спинной стороне тела; б) на брюшной стороне тела.


10. Жизнь земноводных проходит:

а) на суше; б) в воде; в) в воде и на суше.

11. Сердце земноводных:

а) однокамерное; б) двухкамерное; в) трехкамерное.

12. В шейном отделе ящерицы:

а) 2 позвонка; б) 4 позвонка; в) 8 позвонков.

13. Свою добычу целиком заглатывают:

а) только ядовитые змеи; б) только удавы; в) все змеи.

14. летающим птицам относят:

а) журавля; б) киви; в) пингвина.

15. Костный киль, расположенный на грудине:

а) обеспечивает обтекаемость тела птицы;

б) является местом прикрепления летательных мышц.

16. Все млекопитающие дышат при помощи:

а) кожи; б) жабр; в) легких.


Задание В

17. Каких систем органов нет у бычьего цепня?

18. Имеют ли круглые черви кровеносную систему?

19. Какого цвета кровь у осьминога?

20. Как называются сложные глаза у рака?

21. Пауки по способу питания являются?

22. Какие рыбы относятся к хрящевым?

23. Как узнать возраст рыбы?

24. Какая железа развита у птиц?

Задание С


С1 Как отличить безногую ящерицу от змеи?

С2 Что такое птичье молоко?

С3 Какие детеныши рождаются у сумчатых животных?


^ Итоговая работа.

Вариант II

Задание А

1. План строения простейших соответствует общим чертам организации:

а) ядерной клетки; б) безъядерной клетки.

2. Среди жгутиковых встречаются типы питания:

а) автотрофный; б) гетеротрофный; в) миксотрофный.

3. Пищеварение у гидр:

а) комбинированное; б) внутриклеточное; в) полостное.

4. Глаза встречаются у:

а) ресничных червей; б) сосальщиков; в) ленточных червей.

5. Желудок рака состоит из:

а) одного отдела; б) двух отделов; в) трех отделов.

6. Тело пауков состоит из:

а) одного отдела; б) двух отделов; в) трех отделов.

7. Насекомые имеют:

а) две пары конечностей;

б) три пары конечностей;

в) пять пар конечностей.

8. Сердце рыб:

а) однокамерное; б) двухкамерное; в) трехкамерное.

9. Для большинства рыб характерно:

а) наружное оплодотворение; б) внутреннее оплодотворение.

10. Лягушки имеют орган боковой линии:

а) только в период личиночного развития;

б) только во взрослом состоянии.


11. Шейный отдел позвоночника земноводных представлен:

а) одним позвонком; б) двумя позвонками; в) семью позвонками.

12. Все рептилии дышат:

а) только легкими; б) легкими и кожей; в) только кожей.

13. Сердце большинства рептилий :

а) однокамерное; б) трехкамерное. в) четырехкамерное.

14. Все современные птицы:

а) не имеют зубов;

б) имеют зубы только во взрослом состоянии;

в) имеют зубы в птенцовом возрасте.

15. У птиц хорошо развиты:

а) обоняние; б) слух и зрение; в) осязание.

16. Для млекопитающих характерны зубы:

а) все конической формы;

б) только клыки;

в) резцы, клыки и коренные.

Задание В

17. Кто является основным хозяином бычьего цепня?

18. Где паразитирует человеческая аскарида?

19. Как образуется жемчуг?

20. Какое зрение у ракообразных?

21. Чем дышат насекомые?

22. Назовите кистеперую рыбу.

23. От кого произошли земноводные?

24. Какие животные относятся к яйцекладущим или однопроходным?


Задание С


С1 Как отличить лягушку от жабы?

С2 Какую деталь одежды ученые скопировали с пера птицы?

С3 Чем отличаются гнездовые птенцы от выводковых?


Вариант 1

Ответ на задание А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

Б

Б

А

В

Б

Б

Б

В

А

В

В

В

В

А

Б

В


Ответ на задание В

17. Дыхательной, нервной, кровеносной, пищеварительной.

18. Нет

19. Голубая, т.к. содержит медь

20. Фасеточные.

21. Хищники.

22. Акулы, скаты, химеры.

23. По чешуе, подсчитать годичные кольца.

24. Копчиковая.

Ответ на задание С

1. У ящериц веки не срощены, они моргают, а змеи не моргают.

2. Это сметанообразная кашица в зобе птиц образовавшаяся из жира под действием ферментов.

3. Маленькие, недоразвитые, 2-3 см.


Вариант 2

Ответ на задание А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А

В

А

А

Б

Б

Б

Б

А

А

А

А

Б

А

Б

В

Ответ на задание В

17. Человек.

18. В кишечнике человека.

19. В мантийную полость моллюска попадает песчинка и обволакивается перламутром.

20. Мозаичное.

21. Трахеями.

22. Латимерия.

23. От древних кистеперых рыб.

24. Утконос и ехидна.

Ответ на задание С

1. У жабы кожа более сухая, покрыта бородавками, жабы крупнее лягушек.

2. Замок - «молния».

3. Гнездовые птицы слепые, не оперенные, беспомощные, их долгое время выкармливают и обогревают родители, а выводковые птицы через несколько часов сдуют за матерью и сами начинают питаться.



Похожие:

Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка iconПрограмма по биологии, 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов. Пояснительная записка
Учебник Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко и др. Биология. Человек. Культура здоровья. М.: Просвещение. 2009 г
Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка iconПрограмма по направлению «Неорганическая химия» 9 класс 68 часов, 2 часа в неделю Пояснительная записка
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка iconПрограмма по направлению «Неорганическая химия» 8 класс 68 часов, 2 часа в неделю Пояснительная записка
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка iconПрограмма по направлению «Органическая химия» 10 класс 68 часов, 2 часа в неделю Пояснительная записка
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта 2004 года. Рабочая программа ориентирована на 102 учебных часов из расчета 3 часа в неделю
Рабочая программа ориентирована на 102 учебных часов из расчета 3 часа в неделю
Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка iconПрограмма по биологии 6 класс 34 часа, 1 час в неделю Пояснительная записка
Программа: Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством...
Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка iconПрограмма по направлению «Общая химия» 11 класс 68часа, 2 часа в неделю Пояснительная записка
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка iconРабочая программа по биологии. 7 класс Курс «Животные» (68 часов, 2 часа в неделю)
Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растений
Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе 68 часов 2 часа в неделю содержание учебного материала 1 триместр 09- 20. 11 2011 Кол-во часов 22 часа
«Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных Поселка Назарьево»
Программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка iconТематическое планирование учебного материала Курса «Информатики и икт» для 8-х классов (35 часов) на 20 20 учебный год
«Информатика и икт» в основной школе. В федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы