Интернет как инструмент социологического исследования icon

Интернет как инструмент социологического исследования



НазваниеИнтернет как инструмент социологического исследования
Дата конвертации29.12.2012
Размер207.3 Kb.
ТипДокументы

Т.В.Филиппова

filippovat@region.adm.yar.ru


ИНТЕРНЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Существование Интернета и WWW (World Wide Web) открыло новые горизонты для социологических исследований. К концу XX столетия Интернет и электронная почта все в большей степени стали использоваться социологами для проведения массовых опросов. Появилась возможность гораздо легче изучить многочисленные народы мира, отдельные социальные группы и сообщества, преодолевая государственные границы и любые географические расстояния. Интернет дал социологам возможность проведения глобальных исследований по актуальным проблемам мирового сообщества. С помощью современных компьютерных технологий собирается информация из разных стран, разных континентов, по всему миру.

Интернет, как глобальная телекоммуникационная сеть, первоначально охватила большинство западных стран, но в настоящее время быстро распространяется по всему земному шару. Число людей, которые имеют доступ к Интернет растет непрерывно. Это означает, что количество участников предполагаемых опросов увеличивается с каждым днем. В развитых странах - США, Канада, отдельные страны Западной Европы, аудитория Интернет достаточно многочисленна и соответствует демографии всего населения. Именно в этих странах впервые были проведены исследования через Интернет, как беспрецедентный инструмент для сбора данных.

Прежде всего, Интернет привлек исследователей своей доступностью к большому количеству респондентов в кратчайшие сроки и с минимальными денежными затратами. Интернет – это безграничная и постоянно увеличивающаяся среда доступа к объектам исследования (1). Технологии организации и проведения сетевых (online) исследований стремительно развиваются. Первоначально, в Интернет были перенесены самые совершенные из обычных (традиционных) техник социологического исследования. Оnline-опрос практически ничем не отличался от группового анкетирования, за исключением использования в его процедуре компьютерной техники и электронных технологий. На данный момент, использование новых видов online-техник стремительно увеличивается. Прежде всего, это вызвано бурным развитием электронной коммерции, что обусловлено созданием Web-узлов розничными торговыми фирмами. С появлением Интернета, маркетинг приобрел новые возможности благодаря дешевизне, быстроте и интерактивности Сети. Web-страницы устроены таким образом, что их можно обновить за считанные секунды. Зарубежные Web-маркетологи считают: чем быстрее информация дойдет до покупателя, тем скорее он примет решение о ее покупке. Этот вывод сделан на основе соответствующих научных исследований, показавших, что многие пользователи посещают начальные страницы только для того, чтобы узнать о новой продукции. Прежде всего, именно маркетинговые опросы стали привычной интерактивной коммуникацией для современного зарубежного Интрнет-пользователя.
На протяжении последних лет 20-го столетия они повсеместно проводятся в зарубежной части Интернета (2). Техника и методика проведения этих исследований постоянно совершенствуются, а программное обеспечение для сбора данных – усложняется. В начале 90-х годов Интернет был очень ограничен в плане инструментальных средств, использовавшихся для создания программ для online-опросов. Современные исследователи менее ограничены недостатками компьютерных технологий и могут сконцентрировать внимание на более значимых функциях: исследовательское проектирование и анализ результатов. Как свидетельствует зарубежный опыт, на данный момент, в технологии online-опросов практически достигнуто максимальное соответствие между исследовательскими целями, программным обеспечением и бютжетом.

Идея использования сетевых технологий для социологических исследований появилась с момента осознания факта о том, что Интернетом пользуются те же самые реальные люди, которых мы опрашиваем традиционными методами. Одним из самых главных мотивов приобщения к миру Интернет у обычного человека – доступ к информации на различные темы. Это дало возможность исследователям обратиться к большому количеству людей с различными интересами тратя при этом минимум времени и денег, а так же, возможность оперативно исследовать быстротекущие проблемы и проблемы сензитивного характера.

В зарубежной практике существует семь наиболее используемых телекоммуникационных технологий проведения online-исследований:

  • Рассылка анкет по Электронной почте (E-mail-рассылка)

  • Размещение текстовых анкет в Группах новостей (newgroups)

  • Интернет-форумы, телеконференции (Bulletin Boards)

  • Web-страница (Акета в формате HTML)

  • Стандартный Web-опросник

  • Самозагружающийся опросник

  • Online фокус-группы

Самые ранние социологические исследования проводились с помощью электронной почты (3). Электронная почта является одним из самых старых и самых распостраненных сервисов Интрент. Она появилась задолго до появления сервиса WWW, и есть практически у всех пользователей Сети. До сих пор этот метод является наиболее простым и универсальным, особенно, для пользователя. Эта техника исследования практически мало чем отличается от традиционной техники опросов, проводимых с помощью карандаша и бумаги. Анкеты в виде текстов рассылались респондентам в электронных письмах. Длина вопросника должна быть ограниченной, примерно 20-25 вопросов. Для рассылки писем с текстами анкет (опросников), используются списки e-mail- адресов, которые формируются различными методами. Ранние e-mail-опросы не имели программ автоматизированного накопления данных, поэтому, исследователю приходилось вручную обрабатывать полученные письма с заполненными анкетами. Современные e-mail-опросы более совершенны и позволяют с помощью специальных программ переводить обработку результатов на полуавтомат при получении заполненных анкет. Для повышения уровня собираемости анкет, которые начинают поступать min в день рассылки, max – через 3 дня, возможна повторная рассылка писем-напоминаний, примерно через неделю (4). Подобно традиционному почтовому опросу для контроля осуществляется несколько интерактивных проверок. В e-mail-опросе нет возможности избежать вовлечения в исследование ненадежных (недобросовестных) респондентов. Во время заполнения анкеты, респонденты могут менять свои ответы в любом пункте опросника, иногда изменяют формулировку вопроса. Наиболее важное достоинство email-опросов - предельная простота, дешевизна и высокая скорость сбора данных (5). С помощью e-mail можно опросить огромное количество респондентов - каждый пользователь email имеет свой адрес, а значит потенциально может учавствовать в email-опросах. Исследователь, не обладающий специальной компьютерной подготовкой может создать и разослать вопросник и проанализировать полученные данные. Тем не мене, поскольку анкета в email-опросе ограничивается плоским текстовым форматом, исследователь не может отслеживать логику пропусков, слуайность в ответах и осуществлять тщательную проверку ошибок. Списки для рассылки электронных анкет формируются из баз электронных адресов, которые собираются исследовательскими и провайдерскими компаниями. Одна из них – America On-Line, крупнейший интрнет-провайдер в США. Его услугами пользуются более 20 млн. человек. Для сохранения конфиденциальности информации о респондентах, рассылка делается силами подобной компании. Адреса можно собрать с Web-сайтов, где посетители, как правило, оставляют их при регистрации, в списках newgroups, в дискусионных листах. Более ранние e-mail-опросы проводились с использованием базы данных email-адресов специализированных журналов. Например, в одном из крупных online-исследований, которое было предпринято по заказу компании Henley Centre в Великобритании в 1995 году списки email-адресов приобреталась в редакции журнала “Internet” и включали как подписчиков этого журнала, так и адреса других лиц, которые взаимодействовали с этим журналом в текущем году (4). Используются также автономные методы привлечения респондентов – обычная почта и телефон. Но, все же, еmail-опросы идеально подходят для локальных online-исследований: исследования в пределах конкретного учреждения с закрытым кругом участников; исследования в странах, которые имеют не полную инфраструктуру Интрнет (6).

У современных пользователей простые email-опросы не вызывают особого интереса (3). При выяснении приоритетных методик online-исследований перед участием в очередном опросе, респонденты поставили email-опросы на последнее место. Они объяснили, что чрезмерно простото и скучно заполнять обычные текстовые анкеты и отсылать их по e-mail. Поэтому, в современные online-исследованиях, электронная почта используется, как правило, лишь для рассылки приглашений на участие в online-опросе.

Далее, для размещения текстов анкет стали использоваться группы новостей (newgroups). Newgroups создаются для обсуждения определенных тем и привлекают большие аудитории пользователей (7). Каждая newgroup имеет свой список участников, который можно использовать для составления выборочного списка. Анкета отсылается в виде текстового сообщения на сайт newgroup. Опрос респондентов может происходить интерактивно или автономно. Имея текстовую копию вопросника, респонденты могут принять участие в исследовании, сделав необходимые отметки или набрав текст ответа с помощью клавиатуры. Данные от респондентов поступают в виде текстов и требуют самостоятельной обработки. Для того, чтобы повысить результативность опроса привлечением новых посетителей newgroups необходимо регулярно пере-отсылать анкету заново (примерно 1 раз в неделю). Новые посетители чаще всего просматривают только первые 50 рассылок и поэтому могут не увидеть “ушедшую” в самый конец анкету. Прежде чем разослать тексты анкет основного опроса, проводится предварительный опрос отобранных участников newgroups для выяснения их основных характеристик. Эти данные, которые исследователь получает предварительно, могут служить базой, для формирования выборки респондентов. Любой респондент может отказаться от участия в опросе, если он заметил какие-либо средства контроля или слежки за его виртуальным поведением. Существуют различные технические способы, помогающие защитить респондентов о потенциального преследования. Путем защиты респондентов и демонстрирования им этого, исследователь может привлечь к опросу гораздо большее их количество. Опросы в newgroups редко бывают безупречными, хотя неизбежность их проведения вызвана вескими причинами – существуют целевые группы трудно достижимые для исследования в реальности (8). Участники newgroups как правило имеют определенную ориентацию, например: анонимные алькоголики, торговцы наркотиками, сексуальные меньшенства и т. п. Именно такие социальные группы могут быть гораздо легче обнаружены через Интернет. Далее, многое зависит от социолога, на сколько эффективно он может использовать Интернет в своей конкретной исследовательской работе. Для более полного обнаружения определенных целевых групп в Интрнете исследователь должен выявить все newgroups данной ориентации. Большое значение в таких опросах имеет анонимность респондентов, которая может поддерживаться на субъективном уровне благодаря Интрнет. Для более индивидуального опроса участников newgroups. Возможна рассылка электронных писем для тех конкретных людей, которые пишут в группу новостей. В зависимости от природы исследования и в связи субъективной анонимностью, многие из таких респондентов проявляют готовность пойти навстречу исследователю. Существенный недостаток online-исследований в newsgroups - отсутствуюет возможность отслеживать индивидуумов, которые читали вопросник, но не заполнили его (6).

Проведение опросов в Интрнет–форумах или телеконференциях. Данная технология исследования относительно проста, не требует много временных и финансовых затрат. Информация собирается на протяжении определенного промежутка времени. Для этого, необходимо найти телеконференции с интересующей исследователя аудиторией. Некоторое время целесообразно следить за дискуссиями отобранных телеконференций, затем принять активное участие в них. После этого, поместить в телеконференции вопросы, на которие исследователь ожидает получить ответы. Желательно не размещать весь опросник, а только его часть (ключевые вопросы). На полную анкету, которая расположена на Web-сайте, размещается ссылка. Респонденты, как правило, охотнее принимают участие в таких опросах, но могут и создать определенные проблемы: искажение информации, неадекватное реагирование, незаполнение полного текста анкеты. Эта технолгия хороша в случае, когда для опроса привлекается группа экспертов. Чаще используются открытые вопросы, требующие самостоятельного ввода ответов. Респонденты охотно дают свои ответы и комментарии в телеконференциях. Они более длинные, чем при традиционном опросе (5).

Более поздняя технология - сетевые страницы (Web-страницы). Это обычная текстовая анкета, но в HTML-формате, которая размещается в WWW. Все вопросы такой анкеты размещаются поочередно как и на традиционной бумажной анкете и принимают форму единой длинной страницы. Для ее просмотра и заполнения респондент постоянно «прокручивает» экран монитора, концентрируя при этом внимание и находясь в определенном напряжении. “Плоская” Web-страница может содержать неограниченное число вопросов, на которые респондент отвечает с помощью мыши (отмечая выбранные ответы в закрытых вопросах) и клавиатуры (для набора текста ответов на открытые вопросы). Для построения таких анкет используется специальный язык скриптов (CGI), который считывает данные в базу и позволяет их автоматически обрабатывать. В зависимости от инструкций в коде скрипта (CGI), ответы участников могут непосредственно быть записаны в базу данных, или пересланны на определенный адрес электронной почты в реальном времени, (возможна комбинация обеих процедур (6). Преимущества Web-страниц могут превратится в недостатки исследователя, т. к. их создание требует определеных технических навыков. Необходимые программы, которые могут упростить создание Web-страниц появились сравнительно недавно.

Опрос, при помощи Web-страницы интерактивно не контролируется, поэтому сложно ограничивать время заполнения анкеты и отслеживать количество исправлений в ответах. Для быстрых и простых исследований (где не нужна комплексная обработка данных), Web-страница оказывается очень эффективной. Примерно 80% всех опросных данных собранных через Интернет, появляются благодаря применению технологии Web-страниц. Большинство HTML-анкет размещены не сами по себе, а на тематических Web-сайтах и заполняются их посетителями без труда (114). Но возможность сделать выборку и целенаправленно привлекать респондентов к участию в опросе при данной методике – минимальная. Исследователь вынужден просто ждать данных, которые будут появляться путем случайного (и добровольного) заполнения анкеты посетителями Web-сайтов. Эта методика подходит для регистрации пользователей и поверхностных исследований (рейтинговых опросов, изучения эмоциональных предпочтений и т. д.) Web-страницы активно используются для маркетинговых опросов на сайтах компаний–производителей определенных потребительских товаров. Такие сайты, как правило, имеют свою постоянную целевую аудиторию, а суть вопросов анкеты не вызывает у посетителя сайта никаких предубеждений для подачи ответов.

Стандартный Web-опросник. Это программа, содержащая вопросник в HTML-формате, которая размещается в WWW. Она базируется на гипертексте и визуализации информации, с использованием элементов мульти-носителя как например, картинки, графики, звуки, и т.п. Стандартный Web-опросник может содержать различные изображения, графику, озвучивание в отличие от более ранних сред для online-опросов: электронной почты и newsgroup. Web-опросники, размещенные в WWW имеют некоторые уникальные преимущества. Они могут быть сделаны с максимально привлекательными шрифтами и графикой (9). Характеристики гипертекста WWW обычно предоставляют возможности для адекватной реакции, давая максимум пояснений для респондентов. Текущие версии Netscape и Internet Explorer являются самыми популярными окнами просмотра WWW, и максимально удовлетворяют индивидуальные запросы пользователей. Стандартный Web-опросник представляет собой программу, содержащую несколько web-страниц, которые загружаются поочередно или в случайном порядке. В любом случае, при запуске программи, сначала появляется страница с аннотацией исследования и инструкцией к анкете. Затем, листая страницы Web-опросника, респондент отвечает на вопросы, которые по одному высвечиваются на экране монитора. Во время ответа, респондент видит только один вопрос, он может спокойно его прочесть и подумать над ответом, не отвлекаясь на предыдущие (последующие) вопросы. Чаще всего, кроме вопроса и вариантов ответов, на отдельной странице Web-опросника размещены счетчики времены, заполненных и незаполненных вопросов. Время ответа на один вопрос можно ограничить, а так же заблокировать “пролистывание” вперед и назад всего опросника. На отдельной странице респондент заполняет свои личные данные, а затем загружает весь массив своих ответов в базу для обработки. В случае избегания ввода информации о личности респондента, возможна задержка или частичная потеря ранее введенных ответов. В таком случае респондент рискует потерять шанс на вознаграждение за участие в опросе. С помощью высокотехнологичных и адаптационных программ, которые создают Web-опросники, исследователь может заранее устанавать стандарты более гибкого управления изучения онлайновой среды. Большим преимуществом технологии Web-опросника является возможность создания более сложных (структурированных) анкет (10). Но с другой стороны, работа по этой технологии требует больше времени, чтобы запустить опрос, а так же достаточно сложна для исследователя с точки зрения техничеких навыков. Далеко не каждый социолог умеет самостоятельно прогрпммировать и модифицировать программы. Разработкой программных пакетов для Web-опросников занимаются отдельные фирмы, которые затем осуществляют хостиг. Стоимость исследования, проводимого с применением технологии Web-опросника значительно увеличивается, по сравнению с e-mail и newgroups. Тем не менее, затраты окупают себя (3). Ссылки на Web-опросники размещаются на тематических Web-сайтах. Особо важно их размещение на сайтах специализированных исследовательских компаний. В зарубежном Интрнете таких компаний очень много. Они првлекают тысячи пользователей к участию в online-опросах на собственных сайтах. Одна из них – Modalis Research Technologies (11), это глобальное научно-исследовательское агентство, специализирующееся в online-исследованиях по маркетингу и технике моделирования для разработки новых продуктов. На первой странице сайта любой интрнет-посетитель может заметить ссылку на Web-опросник и отреагировать заполнением его. Существуют так же специализированные сайты (например - ^ WHAT'S YOUR OPINION?), которые рекламируют различные online-исследования и этим подталкивают пользователя на посещение нужного сайта (2). Естественно, что для onlane-исследования через Web-опросник респонденты могут приглашаться по электронной почте, в тексте приглашения указывается www-адрес, где располжен сам опросник. Респондент подключается к программе опросника, заполняет все необходимые поля и вводит свои данные, которые сразу же попадают в базу для автоматизированной обработки.

^ Самозагружающийся опросник. Самый современный метод online- обследования, который появился сравнительно недавно - опросники, которые загружаются из WWW и запускаются на прежде установленное программное обеспечение, поддерживаемое исследователем. Это перемещает процедуру обработки данных с Web-сервера на компьютер респондента (PC). Единыжды предварительно загруженное, программное обеспечение для опроса помогает прочитывать на много меньше файлов, чем при входе респондента в WWW (3). Происходит экономия денег на использование Интернет-ресурсов для респондента, таким образом, он тратит меньше денег на участие в опросе. Далее, процедура заполнения анкеты осуществляется аналогичным образом, как в предыдущей технологии диалоговых исследований. Однажды заполненный опросник на компьютере респондента, создает файл данных, который может быть загружен в Интрнет, в случае очередного доступа в Сеть.

Существует другой вариант этой методологии – заказ полной программы исследования, которая может быть загружена для одноразового использования. Такая программа необходима для того, чтобы создавать ровную диалоговую среду исследования. Одноразовые опросные программы «умеют» отсеивать ненужных респондентов, производить перемещение вопросов в произвольном порядке, переходы к разным группам вопросов в сложно структурированных анкетах, отслеживать пропуски ответов и заставлять респондента заполнять все необходимые поля. Конструирование анкеты для данной программы ограничивается только творческой силой исследователя. Самозагружающийся опросник может оперировать большим количеством окон управления, придавая более «жизненный» эффект длинному вопроснику.

Все исследования, с технологией самозагружающихся опросников являются более дорогим и требующими дополнительных временных затрат. По сравнению с другими методиками online-исследований. В некоторых случаях, они могут потребовать больше навыков от респондента для того, чтобы устанавливать программное обеспечение и правильно оперировать процессом загрузки данных. На загрузку программного обеспечения опроса иногда требуется значительное время (от 20 минут, до 2-х часов). Это может обескураживать некоторых респондентов, а они, в свою очередь, проявляют негативное отношение к участию в online-опросах. Встречаются респонденты, которые с предубеждением относятся к самозагружающимся опросникам, та как они обеспокоены возможностью загрузки вирусов (10). Позволяя респонденту завершать опрос автономно (а не собирая данные непосредственно) и затем возвращать данные обратной загрузкой в WWW, сам исследователь вынужден терять больше времени, т. к. происходит задержка получения результатов опроса, а иногда - потеря. Естественно, что в данной методике online-исследования необходимо использование панельного метода вербовки респондентов, или оно проводится с пред-завербованными группами, которые регулярно общаются с организатором исследования.

Online-фокус-группы - последняя технология online-исследования, которая необходима для сбора качественной информации. Это оnline-интервью в реальном времени с несколькими респондентами одновременно. Данная online-методика имеет широкое применение в США в области маркетинговых исследований, но не является предметом пристального внимания автора. Поэтому ее описание ограничивается краткой характеристикой. В оnline-фокус-группах, как и в традиционных, логические и управляющие механизмы осуществляются очень квалифицированным модератором. Люди, через доступ в Интернет входят в сеанс дискуссии, обнаруживают на экранах мониторов предлагаемые модератором вопросы и затем печатают свои ответы на клавиатуре (3). Результаты традиционных фокус-групп определяются умением модератора вести дискуссию, в online-сеансах этого требуется вдвойне. Точно так же, как и традиционный модератор, online-модератор должен управлять чрезмерно восторженными участниками дискуссии и самыми быстрыми участниками-операторами. С другой стороны, в дискуссии могут участвовать пользователи, у которых очень слабые навыки компьютерного набора. Еще один недостаток – при индивидуальном подключении ни модератор, ни участники не могут ощутить качество группового обсуждения. Фактически, исследователь получает несколько одновременно проходящих глубинных интервью (12, С.42).

Отдельно стоит остановиться на специфике привлечения респондентов к участию в online-опросах. Существует целый набор технологий вербовки респондентов для online-исследований, от самых простых и легко достижимых, до более сложных и трудновыполнимых. James H. Watt выделяет три разновидности выборок для online-опросов: неограниченная, отобранная (отсеянная), и специально завербованная (9). В неограниченной выборке может оказаться каждый пользователь Интернет, который имеет желание принять участие в опросе. Эти выборки, возможно, имеют слабую репрезентативность из-за само-выбора респондентов. Степень участия в online-опросах обычно имеет невысокий уровень. Сформировать такую выборку очень просто, имея списки e-mail-адресов, которые получаются различными, но доступными для исследователя, методами. Некоторые пользователи имеют по два и более адреса электронной почты. Другие – очень часто их меняют, неточно указывают, или просто указывают несуществующие адреса. Поэтому любой список e-mail-адресов может оказаться наполовину (если не более) фиктивным. В случае размещения анкеты в телеконференции, в newgroups, или на Web-сайте, без предварительной рассылки приглашений, выборка будет формироваться без активного участия исследователя и носить характер абсолютно случайной и неограниченной.

Отобранная (отсеянная) выборка формируется на базе респондентов, которые сами делают выбор об участии в том или ином опросе (9). Чаще эту выборку осуществляет программа Web-опросника, в которую закладываются определенные критерии отсева ненужных респондентов. Респондент сначала вводит свои личные данные и социально-демографические характеристики. А затем, если он соответствует критериям выборки, переходит к заполнению анкеты. В противном случае, ему может быть предложено несколько несущественных для исследователя вопросов или вежливый отказ на участие в текущем исследовании. Так же, используются пароли входа в программу опроса, которые заранее рассылаются респондентам по e-mail, или сообщаются автономным методом.

Специально завербованная (панельная) выборка - это самая современная и надежная практика вербовки респондентов для online-исследований. Она формируется с помощью специально созданной Интернет-панели. Эта технология формирования выборки является самой совершенной с методологической стороны и дает возможность наиболее рационально управлять коммуникацией в среде Интернет. Интерактивно-коммуникационный процесс при постановке online–опросов через Интернет-панель является наиболее удачным с точки зрения сетевого этикета, что позволяет успешно привлекать пользователей к online–опросам (10). Интернет-панель – это постоянно формирующаяся и обновляющаяся база данных потенциальных респондентов. Она вербует респондентов, которые заполняют предварительный вопросник и классифицирует их в группы (сегменты). Одна из главных задач интернет-панели - сбор самых необходимых социально-демографических данных о респондентах. Благодаря им, иследователь может делать выботки, необходимые для каждого конкретного исследования. Информация, которую респондент добровольно сообщает о себе, сохраняется в тайне и не может быть использована в других целях (не исследовательских). Она необходима, для классификации респондентов в демографические сегменты. Исследователь определяет желаемые сегменты для конкретного online-исследования, и рассылает по электронной почте приглашения на участие в текущем опросе тем респондентам, которые составили данный демографический сегмент. В некоторых случаях, респонденты приглашаются к online-исследованию по телефону, по обычной почте, или лично (9). Приглашения содержат доступно изложенную информацию о проводимом online-опросе, инструкцию по заполнению анкеты и www-адрес, где расположен опросник. Вместе с приглашениями возможна и рассылка текстов анкет, если опрос проводится только по электронной почте.

Интернет-панель помогает профессиональным исследователям избавиться от нерациональной рассылки приглашений к опросу по электронной почте по “слепому” списку адресов. И хотя подобная практика не имеет ничего общего с рассылкой спама, тем не менее, многие сетевые респонденты склонны воспринимать это именно так. Передача электронной почты без предшествующего согласия на это от получателя в большинстве случаев рассматривается как “spamming» (10). Другое, очень важное назначение Интернет-панели - есть возможность до начала исследования получить добровольное согласие респондента на участие в нем. Если респондент зарегистрировался, значит он согласен на участие в online-исследованиях. В таком случае, у него нет оснований считать электронные приглашения к участию в опросе спамом, он готов не только получать, но и адекватно реагировать на них. Практика “spamming» очень опасна для исследователя. В зарубежном киберсообществе предпринимаются различные меры по предупреждению рассылки спама. Невежественный в этом плане исследователь может получить плохую репутацию в киберсообществе и стать хозяином собственных проблем (13).

Создавая Интернет-панель необходимо сделать так, чтобы на ней регистрировались как можно более разнообразные по полу, возрасту и социальному статусу респонденты. Поэтому, привлечение респондентов должно быть как можно более случайным. Обычно это делается за счет баннерной рекламы в Интернете на сайтах различной тематики (6). Пользователи, регулярно посещающее www-сайты, не пропускают без внимания баннеры. Размещение рекламы на них может быть очень эффективным, так как опытный пользователь часто автоматически активизирует их - "clickable". Таким образом, посетители популярных www-сайтов немедленно переходят на разрекламированное исследование, где обнаруживают Интернет-панель и, зарегистрировавшись, становятся потенциальными респондентами. Очень большое значение уделяется составлению ознакомительного текста панели и инструкциям по регистрации на ней. Если вводная информация пользователю непонятна или вызывает недоверие, он вряд ли будет на ней регистрироваться. Чтобы не «упускать» потенциальных респондентов, необходимо соблюдать все правила сетевого этикета (net-etiquette). Об этом упоминают практически все зарубежные авторы, описывающие методологию online-исследований (4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 14).

Неотъемлемой частью Интернет-панели является упоминание о вознаграждении за активное участие в online-опросах. Обычно, это призы, подарки или деньги, которые разыгрываются в лотерею. Вознаграждение может быть обещано каждому десятому (100-му и т. д.) респонденту или тем, кто заполнит опросник до конца (наиболее развернуто ответит на открытые вопросы и т. п.). В некоторых случаях для всех участников панели гарантируется оплата в небольших размерах – 2-10 долларов, а встречается и нематериальная стимуляция. Скорей всего стимулы определяются темой опроса, реже - длинной вопросника или техническими сложностями в его заполнении. Некоторые исследователи предлагают «заработанные» на online-опросах деньги (или подарки) добровольно передать в благотворительные фонды и организации. В одном из зарубежных исследований (4) был предложен такой вариант стимулирования респондентов, и большинство из них пожертвовало свое вознаграждение на благотворительность. Этот факт предоставил исследователю большие выгоды в процедуре перечисления вознаграждения и в очередной раз доказал альтруистическую природу культуры киберсообщества.

Интернет-панель работает над формированием базы потенциальных респондентов постоянно, и, таким образом дает возможность привлекать к исследованиям все новых и новых пользователей. Панели добавляют значимое управление в процесс формирования выборки и повышают эффективность исследования за счет гарантии наиболее высокиого уровня собираемости данных. Некоторые исследовательские интрнет-компании специально создают панели, чтобы формировать базы данных потенциальных респондентова для тех компаний, которые проводят online-исследования ( CASRO, 15).

Исследования через Интернет - не без своих недостатков, тем не менее, в зарубежной практике они существуют примерно десять лет и за это время их технология серьезно продвинулась. Интернет – новая среда, с новыми инструментальными средствами, новыми процедурами, и новыми научно-исследовательскими поисками. Как все новые технологии, сетевые исследования постоянно претерпевают качественные изменения, как в поиске адекватного программного обеспечения, исследовательских инструментальных средств Интернет, так и в способности исследователей оптимально управлять ситуацией опроса в условиях интерактивной коммуникации. В настоящий период, крупные исследовательские компании в США и Европе проводят по 30 опросов в год и более, опрашивая при этом несколько десятков тысяч респондентов (12, С.43).

Èñòî÷íèêè:

  1. Dillman Don A. - "Mail and Internet Surveys The Tailored Design Method" http://survey.sesrc.wsu.edu/dillman/

  2. http://www.biz2/1stChoice/index.html ^ «WHAT'S YOUR OPINION?»

3. MacElroy Bill. Comparing Seven Forms of Online Surveying www.modalis.com

  1. Comley P. The use of the Internet as a data collection method. (1996). http://www.sga.co.uk/esomar.html

5. Mehta, R., & Sivadas, E. Comparing response rates and response content in mail versus electronic mail surveys. Journal of the Market Research Society.1995. РР.429-439.

6. Batinic Bernad. How to make an internet based survey? http://194.77.76.10/index.htm/texte/how_to.htm

7. Schmidt W. C World-Wide Web Survey Research: Benefits, Potential Problems, and Solutions // Behavior Research Methods, Instruments & Computers. 1997.V. 29(2).P. 274-279. http://www.mohsho.com/s_ware/survey_research.html

8. Coomber R. Using the Internet for Survey Research

http://www.socresonline.org.uk/2/2/2.html

9. Watt James H. Using the Internet for Quantitative Survey Research. http://www.swiftinteractive.com/whitepapers/Watt/SIAarticle.html

10. Frequently Asked Questions about Conducting Online Research "New Methodologies for Traditional Techniques" www.casro.org/faq/faq1099.htm

11. http://www.modalis.com MODALIS Research Technologies

12. Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. ¹2. С. 39-48.

13. Watt James H. Internet-Based Surveys. http://www.swiftinteractive.com/whitepapers/Watt/SIIAarticle.html

14. MacElroy Bill. How "What's OK" in Internet-based Research is Diverging from Traditional Methods. www.modalis.com

15. http://www.casro.org CASRO - Council of American Survey Research Organizations







Похожие:

Интернет как инструмент социологического исследования iconТема: Методы социологического исследования
Объекты исследования прикладной социологии: общество, общность, группа, личность
Интернет как инструмент социологического исследования iconНо как можно использовать Интернет в образовательных целях: при организации уроков, для повышения мотивации школьников к обучению, для профессионального развития педагогов?
«…Напряженно вглядываясь в “светлое далеко”, мы не замечаем того, что уже находится под рукой. Интернет как инструмент для реформирования...
Интернет как инструмент социологического исследования iconКак появился орган?
Орган самый большой инструмент. На нем играют как на фортепиано, нажимая клавиши. Вот только инструмент этот не струнный, а духовой....
Интернет как инструмент социологического исследования iconТезисы работы «Изучение Интернет зависимости и борьбы с ней среди учащихся лицея»
Проблема исследования : определение и обоснование влияния сети Интернет на подростка
Интернет как инструмент социологического исследования iconТема: Компьютер как вычислительное устройство, как инструмент моделирования, как хранение информации, систематизации данных и система управления. Цели
Тема: Компьютер как вычислительное устройство, как инструмент моделирования, как хранение информации, систематизации данных и система...
Интернет как инструмент социологического исследования iconOliver Goldsmith Актуальность исследования
Отсутствие специального исследования, уточняющего закономерности проявления признаков сентиментализма как художественного метода...
Интернет как инструмент социологического исследования iconРебёнок и компьютер (материалы для работы с родителями)
Интернет – замечательный инструмент для детей. Особенно для тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками
Интернет как инструмент социологического исследования iconСеминары по курсу «История философии» Тема История философии как научная и учебная дисциплина Проблема идентификации философии как объекта историко-философского исследования
Предметы историко-философского исследования: философские концепции, тексты, личности их создателей, исторические условия, связи,...
Интернет как инструмент социологического исследования iconЭкзаменационные вопросы по курсу «История философии» Проблема идентификации философии как объекта историко-философского исследования
Предметы историко-философского исследования: философские концепции, тексты, личности их создателей, исторические условия, связи,...
Интернет как инструмент социологического исследования iconВведение 3 лизинг как инструмент долгосрочного финансирования 5
Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной активности предприятия 16
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов