Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов* icon

Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов*



НазваниеПрограмма «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов*
Никитенко Ольга Борисовна
Дата конвертации28.12.2012
Размер120.79 Kb.
ТипПрограмма



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №671

Петродворцового района Санкт-Петербурга


ПРОГРАММА

«Джордж Буль и его алгебра логики»

Учебный курс предпрофильной подготовки

для учащихся 9-х классов*

(18 часов)


Автор-составитель:

Никитенко Ольга Борисовна,

педагог высшей квалификационной категории


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


2011


Пояснительная записка


Элективный курс «Джордж Буль и его алгебра логики» ориентирован на учащихся, которые хотели бы связать свое будущее с точными науками, основанными на логике, и овладеть:

- приемами логического мышления,

- способами решения логических задач,

- логическими основами устройства компьютера.

Данный элективный курс можно отнести к предметно-ориентированным курсам, направленным на расширение и углубление знаний учащихся по информатике. Такой курс предоставляет учащемуся возможность оценить свою готовность к изучению нового, проявить интерес к изучению информатики.

Основная направленность элективного курса «Джордж Буль и его алгебра логики» – развивающая, так как способствует развитию логического мышления, информационной культуры и ориентирована на удовлетворение любознательности учащихся.

^ Актуальность курса

Жизнь современного человека невозможна без развития мыслительной деятельности. Все в окружающем мире тесно связано с логикой. Современный прогресс, развитие науки и техники, достижения в компьютерных технологиях базируются на знаниях основ алгебры логики.

Значительна ее роль и в информатике. Принципы работы любого компьютера, его схем и функциональных блоков основаны на законах алгебры логики. К сожалению, в школьном курсе информатики уделяется недостаточно времени для глубокого изучения и понимания такой важной темы, как «Булева алгебра». Поэтому данный элективный курс поможет школьникам расширить свои познания в области алгебры логики; понять, как работает и как устроен компьютер; расширить свой кругозор в сфере информационных технологий.


Цели курса:

Обучающая:

  • обеспечить усвоение учащимися основных терминов и понятий булевой алгебры;

  • дать представление о работе логических схем основных устройств компьютера;

  • показать тесную взаимосвязь между логическими и алгебраическими законами.


Развивающая, способствует развитию:

  • логического мышления;

  • творческих навыков (при различных подходах к решению логических задач разной степени трудности);

  • навыков работы с логическими функциями.

Воспитательная, способствует:

  • воспитанию интереса к информатике, информационным технологиям;

  • повышению, расширению и развитию информационного кругозора.

Учащиеся выполняют самостоятельные практические работы, которые позволяют судить об усвоении пройденного материала и освоении элективного курса. В процессе изучения практической части курса при решении логических задач и примеров предполагается привлечение школьников к активной творческой работе (быстрота реакции, разработка оригинальных подходов к решению и др.). Возможной формой итоговой аттестации может быть тестовая работа по всему материалу основ алгебры логики.

Содержательный материал элективного курса «Джордж Буль и его алгебра логики», включающий в себя лекции, практические задания, раздаточный материал, мультимедийные презентации, способствует профориентации школьников в мире профессий, связанных с использованием знаний математической логики.

В рассматриваемом курсе возможно использование коллективной классно-урочной системы обучения, где четкая организованность и упорядоченность учебной работы сочетаются с организующей ролью педагога.

В работе с содержанием курса «Джордж Буль и его алгебра логики» возможны такие виды учебных занятий, как урок, лекция, практическое занятие, тренинг и др.

Умение быстро ориентироваться в теории вопроса, успешно справляться с заданиями и тестами по алгебре логики будет способствовать успешному освоению данного курса.

Курс предусматривает более глубокое изучение алгебры логики по сравнению с тем, что дается на базовых уроках школьной информатики.

^ Задачи курса:

  • рассмотреть основные формы мышления человека, выяснить, чем характеризуется каждая из этих форм;

  • ознакомить с основными логическими операциями, показать, что каждая из таких операций имеет свое геометрическое представление;

  • научить составлять таблицы истинности для любого логического высказывания;

  • освоить основные тождества и законы булевой алгебры;

  • показать примеры использования булевой алгебры в повседневной жизни человека;

  • научить строить функциональные схемы компьютера по логическим функциям;

  • познакомить с логическими основами устройства компьютера;

  • уметь решать логические задачи;

  • научить мыслить и рассуждать.

Программа курса «Джордж Буль и его алгебра логики» рассчитана на 18 часов и ориентирована на выполнение практических заданий по разделам и итоговой тестовой работы по всем темам.

Предполагается использование различных форм обучения:

  • фронтальной – синхронной работы учащихся по освоению и завершению работы над конкретным заданием под руководством учителя;

  • дискуссионной – обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ решения различных задач и примеров;

  • самостоятельной – подразумевает выполнение самостоятельной практической работы в пределах одного или части урока.

Методы обучения:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.

Доля самостоятельности ученика во многом зависит от его предварительной подготовленности в области информатики, от его настроя и мотивации быстрее освоить изучаемый материал. В работе с данным курсом ученик может проявить инициативу в нахождении оригинальных способов решения логических задач и примеров.

Знания и умения, формируемые у учащихся в процессе обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные логические понятия и термины;

  • логические операции;

  • законы и тождества алгебры логики;

  • логические основы устройства компьютера.

Учащиеся должны уметь:

  • решать логические задачи;

  • строить логические схемы работы компьютера;

  • использовать математический аппарат алгебры логики в среде программирования.

Критерием оценки освоения данного курса может быть возможность выполнения практического и тестового задания.

Динамика интереса к элективному курсу будет выражаться:

  • повышением активности учащихся в обсуждении учебных вопросов,

  • занятиями дома по освоению теории и практики алгебры логики во внеурочное время,

  • прочтением книг и учебных пособий по темам курса,

  • желанием подготовить интересное сообщение на заданную тему.



Учебный план





^ Название раздела

Количество часов

1

Основные понятия логики.

4

2

Законы логики.

5

3

Логические основы компьютера.

5

4

Логические задачи для школьников.

3

5

Тесты

1



ВСЕГО


18


Учебно-тематический план



^ Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

^ I. Основные понятия логики (4 часа)

1.

Этапы развития логики. Основные формы мышления.

1




2.

Операции алгебры логики.

1




3.

Таблицы истинности.




1

4.

Равносильность логических высказываний. Графическая иллюстрация логических высказываний.




1

^ II. Законы логики (5 часов)

1.

Законы логики.

1




2.

Преобразование логических функций.




2

3.

Логика в среде программирования.




2

III. Логические основы компьютера (5 часов)

1.

Логические схемы. Алгебра переключательных схем.

1

1

2.

Переход от логической схемы к формуле булевой функции и наоборот.




1

3.

Полусумматор. Сумматор. Триггер.

1

1

^ IV. Логические задачи для школьников (3 часа)

1.

Решение логических задач табличным методом.




1

2.

Решение логических задач с помощью рассуждений и графическим способом.




1


3.

Решение логических задач средствами алгебры логики. Комплексное использование различных средств.




1




^ V. Тесты (1 час)

1.

Тесты.




1




Итого:

5

13




Всего:

18



^

Содержание программы




Раздел 1. Основные понятия логики. (4 ч.)

Этапы развития логики. Путь от формальной логики Аристотеля до алгебры высказываний Буля. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Высказывания простые и сложные. (1 ч.)

Основные операции алгебры логики: конъюнкция (логическое умножение), дизъюнкция (логическое сложение), дизъюнкция строго-разделительная (сложение по модулю два), инверсия (логическое отрицание), импликация (логическое следование), эквивалентность (логическое равенство). Геометрическое представление логических операций. (1 ч.)

Таблицы истинности логических высказываний. Построение таблиц истинности для сложных высказываний. Обратная задача: определение высказываний по таблицам истинности. (1 ч.)

Равносильность логических высказываний. Графическая иллюстрация логических высказываний. Круги Эйлера. Диаграммы Эйлера-Венна. (1 ч.)

^ Раздел 2. Законы логики. (5 ч.)

Основные законы и тождества булевой алгебры. Аналогия между законами алгебры и законами логики. Булевы переменные и функции. Булевы функции одного и двух аргументов. Инверсия конъюнкции (функция штрих Шеффера И-НЕ). Инверсия дизъюнкции (функция стрелка Пирса ИЛИ-НЕ). (1 ч.)

Преобразование и упрощение формул логических функций. Канонические формы булевых функций. Совершенная дизъюнктивная форма (СДНФ) и совершенная конъюнктивная форма (СКНФ). Алгоритм построения СДНФ и СКНФ по таблице истинности.(2 ч.)

Логика в среде программирования. Использование логических функций в алгоритмах и программах. (2 ч.)


^ Раздел 3. Логические основы компьютера (5 ч.)

Логический элемент (вентиль) (НЕ, И, ИЛИ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ). Алгебра переключательных схем. Задачи синтеза и анализа переключательных схем. (1 ч.)

Функциональные (логические) схемы и структурные формулы логических устройств. (1 ч.)

Построение логической схемы по формуле булевой функции. Обратная задача: определение формулы булевой функции по логической схеме. (2 ч.)

Полусумматор. Сумматор. Схемы с памятью: триггеры, регистры и счетчики. (1 ч.)

^ Раздел 4. Логические задачи для школьников (4 ч.)

Алгоритмы решения логических задач. Табличный способ (составление таблиц истинности). (1 ч.)

Способ рассуждений. (0,5 ч.)

Графический способ. (0,5 ч.)

Средствами алгебры логики (приведения одного высказывания к другому). (0,5 ч.)

Комплексное использование различных средств. (0,5 ч.)

Тесты по всему элективному курсу. (1 ч.)


Аннотация


Элективный курс «Джордж Буль и его алгебра логики» рассчитан на предпрофильное обучение школьников 9-х классов. Курс будет интересен тем, кто хотел бы научиться решать логические задачи различного уровня сложности, познакомиться с логическими основами работы компьютера, развить свои умственные и логические способности.

Элективный курс содержит четыре раздела, каждый из которых сопровождается решением практических заданий. Рассматриваются задания на составление таблицы истинности для различных логических выражений; приведение логических выражений к более простому виду; решение логических уравнений и неравенств; построение логических схем по логическим функциям; решение логических задач.

В завершении элективного курса проводится итоговое тестирование по рассмотренным темам.


Литература



  1. А.С. Есипов. Трудные темы информатики. Сдаем ЕГЭ и сессию. Учебное пособие для учащихся и учителей школ, для студентов и преподавателей профильных вузов. Изд. БХВ-Петербург, С-Пб, 2010г.

  2. Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. Математические основы информатики. Учебное пособие. Изд. БИНОМ, Москва, 2005г.

  3. Информатика. Справочник школьника под ред. А.В. Шипунова. Изд. Апрель, Москва, 2006г.

  4. ГИА-9 для 9 класса. Учебно-методическое пособие под ред. Ф.Ф, Лысенко, Л.Н. Евич. Изд. Легион-М, Ростов-на-Дону 2010 г.

  5. ЕГЭ. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ 2011. . Учебно-методическое пособие под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич. Изд. Легион-М, Ростов-на-Дону 2010 г.

  6. И.А. Трофимова, О.В. Яровая. ЕГЭ Информатика. Универсальный справочник. Изд. Эксмо, Москва,2010г.

  7. Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ 2011. Типовые задачи. Изд. Питер, Петербург, 2011 г.

Информация, опубликованная в Web:

  1. http://infolike.narod.ru/logic.html;

  2. http://renat-logica.narod.ru/;

  3. http://markx.narod.ru/bool/tabist.html;

  4. http://basesoflogic.narod.ru/forms.html;

  5. http://ido.tsu.ru/schools/physmat/data/res/informatika3/text/2_2.html;

  6. http://jwy.narod.ru/logic/_04_eiler.html





Похожие:

Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов* iconРабочая программа по элективному курсу информатики учителя Филиной Е. В для 9 класса
Данный элективный курс является предметным (по информатике) и пред­назначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразова­тельных...
Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов* iconМетоды решения физических задач программа элективного курса для 9 класса Гладышев Н. Л., учитель физики г. Каргополь 2011 г. Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения...
Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов* iconПлан работы с обучающимися в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения моу сош с. Большая Рельня 2011-2012 учебный год
Информирование учащихся 9-х классов о создаваемой системе профильного обучения, о целях и содержании предпрофильной подготовки
Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов* iconПлан работы с родителями в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения моу сош с. Большая Рельня 2011-2012 учебный год
Классные родительские собрания в 8 и 9 классах «Значение предпрофильной подготовки для выбора профессии, ее содержание.»
Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов* iconСведения об организации предпрофильной подготовки учащихся
Укажите фио и должность ответственного за организацию предпрофильной подготовки в оу приданова Елена Александровна
Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов* iconПрограмма для подготовки учащихся 9 классов к гиа по дисциплине «Биология»
Программа дополнительных занятий по биологии разработана с целью подготовки учащихся 9 классов школ для сдачи экзамена по биологии...
Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов* iconПоложение о предпрофильной подготовке
Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание, финансирование предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, определяет...
Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов* iconПрограмма элективного курса, алгебра, 9-й класс. "Абсолютная величина числа, или этот «коварный» модуль"
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов и посвящен систематическому изложению материала, связанного с понятием модуля числа...
Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов* iconЭлективный курс для предпрофильной подготовки обучающихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно ориентированный, рассчитан на 17 часов
Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу...
Программа «Джордж Буль и его алгебра логики» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов* iconАнализ предпрофильной подготовки учащихся в 2011-2012 уч год
Целью предпрофильной подготовки в 2011-2012 учебном году являлось создание в школе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов