Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока icon

Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока



НазваниеМетодическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока
Дата конвертации20.09.2012
Размер69.91 Kb.
ТипМетодическое пособие

Тема урока: «Страна сказочных богатств»


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с природно-климатическими условиями Древней Индии и занятиями её населения; дать представление о структуре индийского общества.

  2. Через анализ документов научить выделять главное и делать умозаключения.

  3. Организовать общение и сотрудничество для формирования у учащихся самостоятельности в применении отдельных операций социального творчества, а конкретно - элементов исследования.

На уроке используются:

-самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

-поиск альтернативы решения и способа решения;

-развитие творчества через решение проблемных ситуаций;

-решение событийно-проблемных задач, когда информация обогащается новыми историческими данными.

^ Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе - объяснительно-иллюстративный,

проблемный.

^ Основные понятия: государство, касты, раджа, индуизм, буддизм.

Средства обучения:

  • Настенная карта «Древняя Индия».

  • История древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ Годер Г.И., Свенцицкая И.С. - М.:- Просвещение, 2003. Параграф 20, 21.

  • Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя /Сост. Е.А.Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.

  • Годер Г.И. «Методическое пособие по истории древнего мира»,- М.:- Просвещение, 2003 г.




  1. Вводно-мотивационный этап урока.
Вступительное слово учителя.

Путь, пройденный человечеством, пролегал в определенном пространстве и занял определенное время.

Все меньше остается «белых пятен» на карте мира. Сегодня люди интересуются не только историей своей страны, но и историей других государств и проживающих в них народов.

Мы изучаем историю самых древних государств на Земле.

- О каких древних государствах вы уже узнали?

Наше очередное путешествие в « Страну сказочных богатств».

- Как вы думаете, куда?

Подсказки:

  1. Из этого государства для короны русских правителей привезли драгоценные камни. Первой ее примерила Екатерина II.

  2. «Чужеземцам бывает часто очень нелегко путешествовать по нашей стране, особенно летом, в сезон дождей, когда все дороги размыты, а реки превращаются в бурные потоки и выходят из берегов.
    Еще труднее отыскать дорогу от одного затерянного среди лесов селения до другого, пробираясь через густые лесные заросли и болота, кишащие опасными для неопытных людей животными. Говорят, что леса населены чудовищами, которых из живых людей никто не видел, кроме разве древних героев и отшельников».

- О каком государстве идет речь?

- Существует ли оно сегодня?

- При упоминании термина «Индия» какие у вас возникают ассоциации?

- Что бы вы хотели узнать об этом государстве?

Рассказ учителя.

Путешественники удивляли европейцев рассказами о «сказочной стране», и было много желающих найти ее, но лишь португальцам в XV веке первыми удалось там побывать. Они восторгались необычными храмами, яркими одеждами, звонкой индийской музыкой.

Но самыми необычными им показались люди, которые отличались по одежде, прическам домашним вещам, особому знаку на лбу. Было видно сразу, что эти люди принадлежат к разным группам населения, причем общение идет только внутри своей группы.

(Учащиеся читают определение касты в учебнике, параграф 21 стр. 98. «Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству».)

Касты были высшие, куда входили только богатые и знаменитые и низшие, где бедняки едва сводили концы с концами, хотя работали от зари до зари.

^ Исходное противоречие:

Португальцев очень удивило, что в такой богатой стране как Индия, где очень много золота, драгоценных камней, специй, которые для европейцев были на вес золота, живут богатые и бедные, уважаемые члены общества и нет. А вас?
^

Учебная задача: Почему в Индии были касты?


Чтобы ответить на учебную задачу, мы должны выяснить:

- почему низшие касты подчинялись высшим?

- как высшие касты управляли низшими кастами?


^ 2. Организация учебной деятельности учащихся.

В последующей работе с учащимися используется методика продуктивного уровня организации учебной деятельности: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

В тетрадях учащихся сделаны заготовки для характеристики государства (алгоритм) по следующим пунктам:

  1. Местоположение.

  2. Климат.

  3. Рельеф местности.

  4. Полезные ископаемые.

  5. Занятия населения, характеристика населения.

  6. Города.

  7. Управление.

  8. Известные правители.

  9. Религия.

  10. Вклад в мировую культуру.

Данный алгоритм предполагает использование межпредметных связей с природоведением, сокращение времени для поиска ответов, закрепление навыков работы с настенной картой; учащиеся самостоятельно и очень быстро, ориентируясь по карте, могут получить информацию.

Учащиеся пробуют самостоятельно и с опорой на алгоритм найти нужную информацию, читая п.1,2,3.4 параграфа 20. Ведутся записи в тетради. (При последующей проверке ученики указывают географическое местоположение, реки, горы, низменности, вспоминают всё, что знают о климате Индии, по условным знакам определяют наличие полезных ископаемых).

Названные учащимися природные объекты заносятся в контурную карту, а один ученик предложенное задание выполняет на меловой схеме классной доски.

Вывод о занятиях населения делается на основании заполненных 1,2,3,4 граф. Графу «города» учащиеся также заполняют самостоятельно с последующими комментариями. Можно привлечь документ «Древнейшие города Индии» (параграф 20 стр. 95).

При характеристике занятий населения учащимся предлагается проблемная задача: «При встрече двух путешественников состоялся такой разговор. «Если бы ты знал, - рассказывал один из них приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть. Эту шерсть собирают и делают красивые ткани. В Индии все обходятся без пчел. Из тростника выжимают сок, затем уваривают на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, как соль».

«Шерсть, растущая на кустах, и мёд, изготовленный без пчел?».

- О чём могли говорить путешественники? (хлопок, сахарный тростник).

Беседа учителя для закрепления понятия «государство».

- Почему страну назвали «Индией», а не «Гангией»?

(Примерный ответ: первые поселения людей возникли на берегах реки Инд, так как берега реки Ганг из-за буйной растительности (джунгли) были не пригодны для жизни.)

Через отработку понятия « государство» уточняется управление Индией.

Учащиеся решают задачу на счет лет в истории:

«Сколько веков назад образовалось государство в Индии, если известно, что это событие произошло при царе Ашоке в III веке до н.э.?»

- Индия – это государство? Докажите.

Учащиеся дают определение государства. Затем находят признаки государства в Индии.

(Примерные ответы: страна, с определенными границами; правитель (раджа), сбор налогов, войско, законы.)

Религия в Индии.

Рассказ учителя о религии в Индии.

Деление людей на касты объясняется с позиций религии.
^

- Что такое религия?


- Как называлась вера людей во многих богов сразу?

Сначала в Индии было несколько десятков богов, но постепенно - чаще всего индусы - стали поклоняться трём богам: Брахме - создателю и спасителю мира, Шиве - грозному носителю космической энергии, Вишну - спасителю от разных бед.

Индия – родина индуизма, основой его считается учение о боге Брахме.

Богатство и знатность, бедность или даже нищету человек получал при рождении с учетом поступков в прежней жизни.

- Выгодна ли такая вера правителям? Почему?

Вера «в переселение душ» заставляла индийцев надеяться, что в будущей жизни за хорошее поведение они будут богатыми людьми. Они, надеясь на изменение своего положения, свято чтили законы, которые обрекали их на бедность и унижение.

Работа по документу «Законы Ману»: Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя /Сост. Е.А.Черкасова. – М.: Просвещение, 1991, стр.85-88.

- чтение по парам;

- работа со схемой на доске с последующим пояснением (учащиеся работают с аппликациями, отвечая на вопрос: «Кто есть кто?», - используя рисунок «Бог Брахма» при соотнесении частей тела и названия касты);

- высказывают собственное мнение по вопросу о кастах.

Беседа:

  1. Почему общество в Индии так резко делилось на социальные группы?

  2. Почему служители культа, брахманы, становились по своему общественному положению даже выше царей?

  3. Почему кшатриям, стоящим на второй ступеньке, даже запрещалось думать о повышении своего положения?

  4. Почему вайшьи не несли воинскую повинность?

  5. Где положение рабов было хуже6 в Древней Индии или в Египте?

Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали значения кастовым различиям, например, Будда, будущий основатель еще одной религии.

«Легенда о Будде». Комментированное чтение документа (параграф 21 стр. 98-99).

^ Вклад в мировую культуру.

Беседа с учащимися.

- Что, на ваш взгляд, индийцы внесли в мировую сокровищницу культуры?

Ответ: индийские шахматы, индийские цифры, легенды, религии (буддизм и индуизм), хлопчатник, сахарный тростник.

  1. ^ Контроль и коррекция знаний.

- Почему низшие касты подчинялись высшим?

- Как высшие касты управляли низшими кастами?

1. Вера простых индийцев в переселение душ и надежда на лучшую жизнь заставляла их подчиняться высшим кастам.

2. Высшие касты использовали веру простых индийцев в переселение душ с целью обогащения и распространения своей власти.

Творческое задание для учащихся на выбор.

1.Составьте кроссворд по изученной теме, используя понятия: государство, раджа, касты, индуизм, буддизм.

2.Выполните задания теста.

  1. В древности индийцы селились на берегах рек?

а. Инд и Ганг

б. Инд и Евфрат

в. Ганг и Тигр

г. Янцзы и Хуанхэ

2.В Индии долину Ганга покрывали густые, труднопроходимые леса:

а. тайга

б. роща

в. джунгли

г. сельва

3.Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались:

а. брахманы

б. воины

в. цари

г. писцы

4.В Индии божественной кормилицей, матерью называли:

а. антилопу

б. обезьяну

в. корову

г. зебру

5.Индийцы верили, что боги живут:

а. на горе Олимп

б. на вершине Вавилонской башни-храма

в. за первым порогом Нила

г. на заснеженных равнинах Гималаев

6.Игру в шахматы придумали:

а. Китае

б. Индии

в. Египте

г. Персии




Похожие:

Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока iconМетодическое пособие по истории Древнего мира А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Ход
Фермопилы, Саламин, Леонид, Мильтиад, Ксеркс, Платеи, Марафон, Перикл, Аттика, Геродот
Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока iconРабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса
Программа составлена на основе буп 2004г., Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004г и авторской программы...
Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока iconУрок по истории древнего мира. Тема: древний восток -египет, двуречье, китай, индия
Цели: образовательная – обобщить и повторить с учащимися знания по истории государств Древнего Востока; закрепить понятия, навыки,...
Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока iconКнига для чтения по истории древнего мира/ под ред. А. И. Немировского. М., 1998
«История Древнего мира» разработано на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы...
Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока iconРабочая программа по элективному курсу истории «Религии и мифы народов мира»
В 5-х классах базовый курс истории углублен за счет раскрытия линий «Историческое время», «Историческое пространство», «Человек в...
Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока iconУчебники на новый 2012- 2013 учебный год. 5 класс. Русский язык. Ладыженская Т. А., Просвещение, 2009-2012г
История древнего мира. Уколова В. И м., «Просвещение» 2009-20012г. + рабочая тетрадь к учебнику
Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока iconПрактикум по истории изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие / Н. А. Яковлева, Т. П. Чаговец
Охватывают период от искусства Древ- него мира до XVIII в., так как последующие этапы искусства
Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока iconРелигия Древнего Египта. Цели урок
Оборудование урока: карты «Древний Египет», «Передняя Азия в древности». Всеобщая история. Учебное электронное издание история Древнего...
Методическое пособие по истории древнего мира,- м.:- просвещение, 2003 г. Вводно-мотивационный этап урока icon«Рассмотрено» Руководитель мо / / фио 200 г. «Согласовано»
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов