Конспект родительского собрания \"Трудности в обучении детей.\" icon

Конспект родительского собрания "Трудности в обучении детей."



НазваниеКонспект родительского собрания "Трудности в обучении детей."
Дата конвертации16.09.2012
Размер131.83 Kb.
ТипКонспект

Конспект родительского собрания
"Трудности в обучении детей." ПЛАН


родительского лектория


Цель.

Подготовка.

Оформление, оборудование и инвентарь.

Ход проведения.

а. Классный руководитель встречает родителей.


б. Предоставляется слово педагогу-психологу


в. Практические рекомендации педагога-психолога.


г. Практические рекомендации учителя.


д. Председатель родительского комитета зачитывает решение родительского собрания:


е. Заключительная часть.


1. Цель:

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

2. дать рекомендации родителям о том, как формируются у детей навыки самоконтроля.

Задачи:

обсудить с родителями причин неуспеваемости детей;

добиться понимания родителями проблемы их детей и наметить соответствующие пути коррекции.

Форма проведения: беседа.


Участники:

родители, учащихся 2 класса , классный руководитель, педагог – психолог.


2. Подготовка.


1. Учитель и педагог-психолог изучают психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирают книги и журналы для выставки.

2. Учитель и педагог-психолог составляют буклеты с практическими рекомендациями по заявленной теме памятки учащимся, памятки учащимся с тем как следует выполнять домашнее задание.

3. Оформление, оборудование и инвентарь:


А) выставка книг для родителей

Б) памятки учащимся «Садимся за уроки».

В) буклеты для родителей с практическими рекомендациями

3. Проводится анкетирование для учащихся


Классному руководителю необходимо привлечь к обсуждению психолога и совместно с ним провести исследование.


Анкета для родителей

«Поддерживаете ли Вы своего ребёнка в учебной деятельности?»


Поддерживаете ли Вы своего ребёнка в учебной деятельности?


Говорят ли с Вами дети «по душам»?


Назовите самый любимый и самый сложный для Вашего ребёнка учебный предмет.



Часто ли Вы обсуждаете с ребёнком его учёбу?


Назовите предмет, который в школьные годы был самым любимым для Вас и Вашего мужа (жены)?


Назовите, что в течение последней недели прочёл Ваш ребёнок?


Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?


Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в работе?


Любит ли ваш ребёнок учиться?


Анкета

«Любит ли читать Ваш ребёнок?»

Любит ли читать Ваш ребёнок?

Какую книгу читает Ваш ребёнок сейчас?

Читаете ли Вы детям?

Читаете ли Вы вместе с ребёнком?

Любят ли в Вашей семье читать взрослые?

Как Вы думаете, Ваш ребёнок читает, потому что надо, или потому, что хочется?

Есть ли в Вашей домашней библиотеке книги для Вашего ребёнка?

Посещает ли Ваш ребёнок библиотеку?

Какую книгу читаете Вы сейчас?

Книги какого содержания предпочитает читать Ваш ребёнок?


^ Ход родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Педагог: Уважаемые мамы и папы! Нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с трудностями в обучении детей. Давайте подумаем, почему ребята плохо учатся и что мы можем сделать в этой ситуации. Предлагаю обсудить некоторые вопросы.

2. Обсуждение вопросов с родителями

Для обсуждения поочередно предлагаются те или иные вопросы. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все варианты на доске.

Почему дети плохо учатся? (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т. д.)

Какие действия вы совершаете или хотите совершить, когда вам не нравится успеваемость вашего ребенка? (Варианты ответов: хочется убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить, наказать и т. д.)

Что в идеале мы должны делать в данной ситуации? (Варианты ответов: успокоиться; проанализировать, почему так происходит, кто в этом виноват, что делать дальше.)

3. Обобщение ответов на вопросы

Педагог: Попробуем обобщить все сказанное. Обычно дети плохо учатся тогда, когда не понимают, не успевают, не интересно . Недостаточно просто любить ребенка – необходимо помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести вам его способность проявить себя в том или ином деле.

4. Результат детского анкетирования мотивации обученности

Педагог: Давайте посмотрим на результаты опроса детей. Что говорят сами ребята, каковы наиболее распространенные ответы?

Педагог показывает родителям результаты проведенного совместно с психологом исследования – самые популярые варианты окончания предложений:

5. Выводы и предложения

Педагог обсуждает с родителями полученную информацию, привлекает к обсуждению психолога, который дает свои рекомендации. Главное – относиться к детям с теплом и пониманием, любить и поддерживать их. С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!»
Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

Каковы же причины низкой успеваемости? Вот самые распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Ещё до школы о таких говорят: «На месте не сидит». Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. Таким детям надо, чтобы учитель обращал на них внимание постоянно, а ведь в классе, как правило, ещё 20 человек. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание. Родители же должны поставить учителя о серьёзности заболевания ребёнка.

Индивидуальные особенности нервной системы. Вы все знаете, что есть дети с различными темпераментами. Трудно приходится детям с инертной и слабой нервной системой. Им более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Родителям следует особенно внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Ещё одна причина невнимательности - недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учеба: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Ко второму году обучения учебная мотивация и познавательные интересы снижаются у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг учёбы атмосферу принудительности и безрадостности. Родителям следует самим проявлять живой интерес к изучению школьного материала. Совместные занятия способствуют развитию познавательного интереса. Но иногда родители чересчур озабоченны развитием ребенка, слишком рано и в неподходящих формах начинают «напичкивать» знаниями, учить читать, писать и считать. Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребёнка желание заниматься любыми подобными вещами. Но если вы хотите добиться результата от ребёнка, необходимо быть рядом с ним. Это трудно и требует от родителя терпения и усердия. Простейшим вариант совместных познавательных занятий с ребёнком – это, например, совместные наблюдения за природой и ведение календаря. Совместно можно проводить «живые опыты» - с фасолью, например, строго ведя записи. Можно проводить опережающий пересказ произведений, которые дети вскоре будут изучать (пример, б. Сима). Хорошо, если вы посоветуете своему ребёнку заниматься тем же, чем и его брат или сестра, или друг. Это тоже будет стимулом повышения познавательной активности ребёнка. (Рекомендации по развитию внимания игры и упражнения).

Во второй класс дети приходят уже "бывалыми" школьниками. Период адаптации ребенка к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник достаточно хорошо представляет себе, что ждет его в школе. Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: "Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе"; "В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу".

В этой связи требует обсуждения проблема школьных оценок и отношения к ним детей и родителей. Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь "объявлением" отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил "пятерку", а сегодня – "тройку". Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.

Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются.

Однако без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: "С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки". (пример – «желание по кругу» . Те ребята, которые получают плохие отметки желают, чтобы взрослые видели маленькую победу, замечали успехи, старания, хвалили и поддерживали его).

К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Дети зачастую улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: "Мама не очень меня любит, потому что я не всегда "пятерки" получаю". Важно, чтобы ребёнок поверил в то, что родители продолжают его любить независимо от текущей успеваемости, что они радуются самому наличию у него познавательной активности хотя бы на самых простых задачах.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или трудного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным. Как же родители могут помочь своему ребёнку в подготовке домашних заданий?

1.Необходимо помнить, что длительное выполнение уроков (3, 4 и более часов) истощает силы ребёнка и уничтожает его положительную мотивацию. Поэтому при подготовке уроков в целом необходимо ограничить время совместной работы с родителем или педагогом. Взрослый договаривается с ребёнком, что они будут работать 1 – 1,5 часа, но с полной отдачей. Надо сказать, что объём задания, выполненного за 1,5 часа, постепенно растёт, а объём механического переписывания – снижается. Кроме того, при ограничении времени совместной работы ребёнок приучается к тому, что он не имеет права на неограниченное использование времени взрослого (у которого есть и другие дела) и вырабатывает навыки максимально плотного взаимодействия со взрослым в ходе индивидуальной помощи.

2. Индивидуальная помощь должна совершаться в темпе естественном и комфортном для ребёнка. Здесь неуместно торопить и подгонять. Ребёнок, конечно, может под давлением взрослого быстрее писать, но вряд ли он от этого научиться быстрее думать.

3. В ходе индивидуальной помощи не предоставляйте ребёнку ручку и тетрадь, а пишите в ней сами. Таким образом, у ребёнка остаётся только одно средство взаимодействия со взрослым – устная речь. Взрослый, владея ручкой и тетрадью, выполняет большую часть рутинных письменных действий. Тем самым умственная энергия ребёнка экономится ради концентрации на основных ошибках и трудностях. Причём экономятся не только усилия ребёнка, но и время совместной работы. При этом пропадает основание для привычных претензий взрослого к ребёнку типа «пиши чисто», «следи за почерком». Ведь для многих детей концентрация на «чистописании» является удобным поводом для того, чтобы избегать умственных усилий.

И заканчивая своё выступление, хочется привести такой пример. «Представьте себе глухой забор, который нам нужно преодолеть. Каждый из нас будет действовать по - своему. Одни идут напролом, царапаясь и падая, пытаются перелезть через него. Другие решают дальше вообще не идти и поискать более легкий путь. Третьи пытаются найти дверь или щель в этом заборе. Кто-то сидит и ноет, ждет, а иногда требует помощи. Кто-то преодолевает забор с помощью друзей, знакомых.
Так же человек действует и в трудных жизненных ситуациях. Одни борются до конца, не унывая и не отступал перед неудачами, другие раскисают при первой же трудности, третьи начинают хитрить, искать различные лазейки. Самое главное при этом - будет ли достигнута цель? Каждый привык к своему способу решения проблемы, и трудно бывает попробовать другой. Но необходимо научиться преодолевать заборы. И я вам желаю преодолеть все проблемы, которые возникнут в школьной жизни вашего ребёнка.

Неудобно ребенку пользоваться традиционными канцелярскими принадлежностями, например «праворукими» ножницами? А вот это уже забота родителей. Мамы и папы должны загодя позаботиться о своем чаде и приобрести для него правильную канцелярию.

Кстати, уже не первый год работает магазин для левшей, в котором можно приобрести весь набор «леворуких» принадлежностей - от обычной авторучки до компьютерной мыши. Есть там специальные «зеркальные» от правосторонних ножницы, линейка, в которой нумерация идет справа налево, ручки, которые содержат быстросохнущую пасту, чтобы ребенок не смазывал написанное... Короче говоря, все как в Европе.

5. Председатель родительского комитета зачитывает решение родительского собрания:


1. Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим дня учащегося и всячески содействовать его выполнению.

2. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.

3. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.


6. Заключительная часть.


Учитель раздает заранее приготовленные буклеты « Садимся за уроки».

Педагог–психолог проводит родителей к выставке рекомендуемой литературы.


Советы родителям левшы

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме. Пусть локоть левой руки немного выступает за край стола, а рука свободно двигается по строке. Правая же рука должна свободно лежать на столе и придерживать лист.

Не проявляйте свое негативное отношение к леворукости ребенка. Наоборот, хвалите малыша за малейшие успехи.

Левши обычно быстрее устают, чем правши. Поэтому проследите за тем, чтобы у ребенка был рациональный распорядок дня.

Не противопоставляйте левшу другим детям.

Поощряйте художественный и музыкальный дар ребенка, однако не стремитесь сделать из него вундеркинда.

ПАМЯТКА
для педагога
"Проведение родительских собраний"

Оставьте за дверью свое плохое настроение.

Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.

Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.

Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

Не избирайте для общения назидательный тон.

Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.

В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.

Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.

Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.

Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.

Объяните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".

Не давайте негативной оценки всему классу.

Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.

Не переоценивайте значение отдельных предметов.

Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.




Похожие:

Конспект родительского собрания \"Трудности в обучении детей.\" iconКонспект родительского собрания
Цель: ознакомление родителей с возможными трудностями при обучении чтению и письму и возможными путями их преодоления
Конспект родительского собрания \"Трудности в обучении детей.\" iconРодительское собрание "наши трудные дети"
Сценарий родительского собрания посвящён проблемам поведения подросших детей, проблемам преодоления агрессивности. Собрание привлекает...
Конспект родительского собрания \"Трудности в обучении детей.\" iconСценарий родительского собрания с презентацией «Почему наши дети лгут?» Цель: познакомить родителей с причинами лжи детей и способами её устранения. Ход родительского собрания
Наверное, нет на свете человека, у которого не возникал вопрос: почему дети обманывают. (Слайд №1)
Конспект родительского собрания \"Трудности в обучении детей.\" iconКонспект родительского собрания в 1 классе «Трудности адаптации первоклассников к школе»
Поче­му нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмо­циональных игр дошкольника новая...
Конспект родительского собрания \"Трудности в обучении детей.\" iconРекомендации по проведению родительского собрания
Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления...
Конспект родительского собрания \"Трудности в обучении детей.\" iconПлан работы пмп консилиума 2011-2012 учебный год
О результатах обследования детей, имеющих трудности в обучении и разработке мер по решению проблем
Конспект родительского собрания \"Трудности в обучении детей.\" iconПриказ №35 от 28. 03. 2011 г. «Об утверждении Положения об Управляющем совете школы» На основании решения общего собрания трудового коллектива (Протокол №11 от 28. 03. 2011 г.) и родительского собрания (Протокол №3 от 23. 03. 2011 г.)
На основании решения общего собрания трудового коллектива (Протокол №11 от 28. 03. 2011 г.) и родительского собрания (Протокол №3...
Конспект родительского собрания \"Трудности в обучении детей.\" iconПротокол №1 общешкольного родительского собрания моу сош №10
«Об обеспечении безопасности детей в общеобразовательном учреждении». ( Директора школы Минькина А. И.)
Конспект родительского собрания \"Трудности в обучении детей.\" iconПриказ №76 от 07. 09. 2011г «О внесении изменений в состав Управляющего совета» На основании решения общешкольного родительского собрания (Пр. №1 от 07. 09. 2011г)
На основании решения общешкольного родительского собрания (Пр. №1 от 07. 09. 2011г)
Конспект родительского собрания \"Трудности в обучении детей.\" iconПриказ №42/1 «Об Управляющем совете школы» от 06. 12. 2007 г. На основании решения родительского собрания (протокол №2 от 21. 11. 2007 г.)
На основании решения родительского собрания (протокол №2 от 21. 11. 2007 г.) приказываю
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов