Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века icon

Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века



НазваниеРусская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века
Дата конвертации15.09.2012
Размер256.74 Kb.
ТипЛитература



РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.


1. РУССКАЯ МУЗЫКА XYIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.


Расцвет музыкальной культуры в XIX веке был подготовлен всем ходом развития

ее в России.

Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, труд и борьба за свободу, надежды и мечты о лучшей жизни.

Русские композиторы бережно собирали и изучали народные песни. Балакирев, Лядов, Римский-Корсаков составили сборники русских песен для голоса в сопровождении фортепиано.

В XYIII веке появляется бытовая городская песня, с аккордовым гармоническим сопровождением. Создаются первые русские оперы («Санкт-Петербургский гостиный двор» крепостного музыканта М. Матинского). Складывается в России своя композиторская школа. Молодые композиторы создают выразительные романсы и обработки русских песен, фортепианные и скрипичные пьесы, симфонические увертюры, музыку к спектаклям, оперы. Среди них были Дубинский, Березовский, Бортнянский, Фомин, Хандошкин.


^ 2. ПЕСНЯ И РОМАНС.


Один из наиболее любимых видов музыкального искусства в конце XYIII и в первой половине XIX века - романс. Многие романсы того времени были тесно связаны с городской бытовой песней. Исполнялись они под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары. Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы Алябьев («Соловей»), Варламов («Белеет парус одинокий», «Горные вершины», «Вдоль по улице метелица метет»), Гурилев («Матушка-голубушка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Колокольчик»). Творчество этих композиторов - ценный вклад в сокровищницу русской музыки.


^ 3. М. И. ГЛИНКА. ( 1804 – 1857 )


Михаил Иванович Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки - оперной и симфонической.

Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.

^ Основные произведения: народно-героическая опера «Иван Сусанин», сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила», произведения для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии симфонические пьесы: увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия» фортепианные пьесы.


^ 4. ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН».


Опера «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.


Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин. Основным действующим лицом является народ.

В опере 4 действия и эпилог.

^ Первое действие – характеристика русского народа и главных героев. Начинается обширной хоровой интродукцией, в которой два хора - мужской и женский.

Каватина и рондо Антониды раскрывают черты русской девушки - нежность, искренность и простоту.

Трио «Не томи, родимый» передает грустные переживания героев, строится на выразительных интонациях городских бытовых песен.

Второе действие – музыкальная характеристика поляков. Звучит танцевальная музыка. Четыре танца образуют симфоническую сюиту: блестящий полонез, краковяк, вальс и мазурка.

^ Третье действие. Песня Вани «Как мать убили» служит музыкальной характеристикой мальчика-сироты, близка русским народным песням.

Сцена Сусанина с поляками - замечательный образец драматически развивающегося ансамбля. Музыкальная характеристика поляков очерчена ритмами полонеза и мазурки. Музыкальная речь Сусанина величава и полна достоинства.

Свадебный хор по своему мелодическому складу близок русским свадебным величальным песням.

Песня-романс Антониды «Не о том скорблю подруженьки» раскрывает богатство душевного мира девушки, здесь слышатся интонации народных причитаний.

^ Четвертое действие. Речитатив и ария Сусанина – один из наиболее напряженных драматичных эпизодов оперы. Здесь до конца раскрывается образ героя и патриота. Музыка строга, сдержана и выразительна.

Эпилог. Народ празднует победу над врагом. В заключительном хоре «Славься» музыка величава и торжественна. Это придает ей черты гимна. Народ славит

родную землю и погибших героев.


Опера «Иван Сусанин» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Созданный Глинкой новый тип народной музыкальной драмы оказал огромное влияние на последующие творения русских композиторов («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского).


^ 5. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА.


Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Все его произведения доступны широким массам слушателей, высокохудожественны

и совершенны по форме.

^ Симфоническая фантазия «Камаринская» (1848) представляет собой вариации

на две русские народные темы. Темы эти контрастны. Первая из них - широкая

и плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких». Вторая тема - удалая

русская плясовая «Камаринская».

Глинка умело применил подголосочное и вариационное развитие мелодии, свойственное народному исполнительству.


«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки.

В основе - задушевная тема, порывистая и устремленная. Главная тема повторяется многократно, образуя форму рондо. С ней контрастируют разнообразные по содержанию эпизоды. Преобладание струнной группы придает всему симфоническому произведению легкость, полетность, прозрачность.


^ 6. РОМАНСЫ И ПЕСНИ.


Романсы Глинка писал на протяжении всей жизни. В них пленяет все: искренность и простота, сдержанность в выражении чувств, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии и ясная гармония.

Среди романсов Глинки можно встретить самые разнообразные жанры: бытовой романс «Бедный певец», драматическую балладу «Ночной смотр», застольные и «дорожные» песни, песни-танцы в ритме вальса, мазурки, полонеза, марша.

Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Жуковского, Дельвига, Пушкина.

Популярностью пользуются романсы из цикла «Прощание с Петербургом» - «Жаворонок» и «Попутная песня» (сл. Н.Кукольника).

Романс на слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье» - жемчужина русской вокальной лирики. Относится к зрелому периоду творчества, поэтому так совершенно в нем мастерство.

В своих романсах Глинка обобщил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками.


^ 7. А. С. ДАРГОМЫЖСКИЙ. ( 1813 – 1869 )


Александр Сергеевич Даргомыжский - младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки он вошел как композитор-реалист, «великий учитель музыкальной правды», смелый новатор.

Взгляды Даргомыжского сложились в период 30 – 40-х годов XIX ст., время бурного развития русской культуры. Даргомыжский чутко откликался на все передовое, прогрессивное в русском искусстве. В своем творчестве он был близок к демократическим писателям и художникам России, поднял тему социального обличения, создал песни комические и сатирические.

^ Основные произведения: оперы «Русалка», «Каменный гость» симфонические пьесы «Казачок», «Баба-яга», «Чухонская фантазия» 100 песен и романсов на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова вокальные ансамбли фортепианные пьесы.


^ 8. ОПЕРА «РУСАЛКА».


«Русалка» - первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной драмы. Основная задача, поставленная композитором, - отражение душевного мира героев, их переживаний и характеров. Новая задача потребовала и новых музыкально-выразительных средств. В опере преобладает принцип сквозного развития. Ансамблевое пение часто сменяется диалогом между действующими лицами. Этот новый прием позднее получил развитие в творчестве Мусоргского, Чайковского.

В основе содержания «Русалки» лежит социальный конфликт. С большой художественной силой и правдой рассказывается о судьбе простой русской девушки, обманутой богатым князем.


В опере 4 действия. Сценическому действию предшествует увертюра.

Под действием драматических событий меняются характеры героев: в нежной Наташе пробуждается гнев и ожесточение весельчак и балагур Мельник, отец Наташи, потрясает своим трагизмом.

Важное значение в опере имеет первое действие. В нем даны музыкальные характеристики главных действующих лиц Наташи, Мельника, Князя. В нем же происходит и развязка драмы: Наташа кончает жизнь самоубийством и перестает существовать как реальная девушка, превращаясь в надменную русалку.


Опера «Русалка» принадлежит к одной из самых любимых опер русской классики. Даргомыжский сумел написать произведение искреннее, понятное, гневно обличающее темные стороны русской действительности того времени.


^ 9. РОМАНСЫ И ПЕСНИ.


Видное место в творчестве Даргомыжского занимают романсы и песни. Их написано композитором более ста. Содержание вокальной музыки Даргомыжского богато. Здесь задушевная лирика, шутливое лукавство и драматизм, спокойные пейзажи и характерные бытовые зарисовки, а порой едкая социальная сатира. Особенно глубоко и психологически правдиво раскрыт в романсах внутренний мир человека с его думами, чувствами и характером.

Популярными стали романсы «Мне минуло шестнадцать лет» на сл. Дельвига, «Мне грустно» на стихи Лермонтова, «Старый капрал» на сл. Курочкина.


^ 10. РУССКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.


Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-х годов к большому общественному подъему. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) показало ее отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы.

В развитии революционного движения в России значительной была роль Герцена, деятельность Чернышевского, Добролюбова, поэта Некрасова. Революционные идеи 60-х годов нашли свое отражение в литературе, в живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились доступно отразить жизнь обездоленного народа.

Во второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных художников, как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан. Их имена связаны с «Товариществом передвижных выставок», так как выставки картин стали устраиваться в разных городах России.

Произошли изменения и в музыкальной жизни. Музыка вышла за пределы аристократических салонов. Большое значение в этом сыграла организация Русского музыкального общества.

В 1862 году в Петербурге открылась первая русская консерватория, а в 1866 году - в Москве. Первые выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов.

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав объединения под названием «Могучая кучка». Вдохновителем кружка стал Балакирев. В состав вошли Кюи, Мусоргский, Бородин,


Римский-Корсаков. Свою цель композиторы видели в развитии русской национальной музыки, правдивом воплощении жизни народа.


^ 11. М. П. МУСОРГСКИЙ. ( 1839 – 1881 )


Среди композиторов «Могучей кучки» Модест Петрович Мусоргский был наиболее ярким выразителем революционно-демократических идей. Он сумел с большой обличительной силой раскрыть суровую правду о жизни русского народа, верой в его силу и могущество проникнуты лучшие страницы музыки композитора.


^ Основные произведения: оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» романсы и песни симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки».


^ 12. ОПЕРА «БОРИС ГОДУНОВ».


В основе оперы - пушкинская одноименная трагедия. Жанр оперы - народная музыкальная драма. Состоит из пролога и четырех действий, которые делятся на картины. Основная идея - конфликт между преступным царем Борисом и народом. Трагедия усугубляется душевной внутренней драмой Бориса, царя-убийцы, муками его совести (монолог из III д. «Достиг я высшей власти»).

Главное действующее лицо - народ. Мусоргского привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в стихийное восстание.

Так, оркестровое вступление из пролога рисует образ угнетенного народа, а в IY д. кульминацией является могучий хор восставшего народа «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».

«Борис Годунов» - великое произведение русской музыки. Создание этого произведения явилось важным этапом в развитии музыкального театра.


^ 13. «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»


«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В. Гартмана, друга композитора, внезапно умершего.

Цикл представляет собой сюиту из десяти самостоятельный пьес, объединенных общим замыслом. Каждая пьеса - музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Тут и яркие бытовые картинки («Тюльерийский сад», «Лиможский рынок»), и меткие зарисовки человеческих характеров («Два еврея»), и пейзажи («Старый замок»), и образы русских сказок («Избушка на курьих ножках»), былин («Богатырские ворота»). Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам. Вместе с тем они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.


^ 14. А. П. БОРОДИН. ( 1833 – 1887 )


Александр Порфирьевич Бородин - неповторимо самобытный композитор. Он проявил себя и как крупный ученый, общественный деятель. В музыке Бородин во многом продолжал традиции Глинки. Он воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Наряду с этим встречаются образы лирические, задушевные, полные страсти и нежности. Основным средством музыкального высказывания всегда является мелодия - широкая, песенная, пластичная. Гармоническому языку присущи красочность, яркость.


Основные произведения: опера «Князь Игорь», три симфонии, симфоническая картина «В Средней Азии», инструментальная музыка, романсы.


^ 15. ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ».


В основе оперы - произведение древней литературы XII века - «Слово о полку Игореве».

«Князь Игорь» - лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. Музыка оперы основана на интонациях народных песен - русских и восточных.

Пролог и I действие характеризует русский народ. Важное значение имеет картина солнечного затмения из пролога. В народной эпической поэзии различные драматические события жизни людей нередко сопоставлялись с могучими и грозными явлениями природы.

II действие посвящено показу жизни восточных народов. Бородин не использовал здесь подлинных восточных мелодий, но претворил их интонации и особенности лада в своей музыке.

Центральное место в IY действии занимает плач Ярославны, который возник из старинных народных голошений и причитаний.

Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил ее памяти Глинки. В ней прославляется героический дух народа, его стойкость, патриотизм, душевная красота.


^ 16. Н. А. РИМСКИЙ – КОРСАКОВ. ( 1844 – 1908 )


Николай Андреевич Римский-Корсаков среди композиторов «Могучей кучки» занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Композитор оставил огромное творческое наследие почти во всех музыкальных жанрах. Его произведения разнообразны по своему содержанию, но основная черта их - глубокое проникновение в жизнь и быт народа. С большой силой выразил все прекрасное, что окружает человека: красоту и любовь, веру в торжество света и правды, мечту о лучшем будущем, народную мудрость и великолепие родной природы. Творчество Римского-Корсакова оказало влияние на многих композиторов последующих поколений.


^ Основные произведения: 15 опер («Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), симфонические сюиты («Шехеразада»), романсы, сборники русских народных песен для голоса с фортепиано и др.


^ 17. ОПЕРА «СНЕГУРОЧКА».


Опера написана на сюжет пьесы А.Н. Островского в 1880 году. С большой теплотой воспроизвел композитор старинные обычаи и обряды. Правдивое изображение жизни и быта людей сочетается с миром фантастики, сказки. Действующие лица: царь Берендей, Бермята, Купава, Лель, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха (образы реалистические) человеческими чертами наделены Весна-Красна, Дед-Мороз, образ Снегурочки - дочери Мороза и Весны - сочетает в себе реальные черты с фантастическими.

В опере часто изображается природа. Иногда образы природы имеют иносказательный смысл - они олицетворяют собой справедливость и закономерность жизненных явлений.

Римский-Корсаков часто использует лейтмотивы - выдержанные музыкальные характеристики. Сцены, основанные на непрерывном («сквозном») развитии, чередуются в опере с законченными номерами. В опере много хоров, широко использованы подлинные народные мелодии.

Состоит опера из пролога и четырех действий.


18. «ШЕХЕРАЗАДА».


Симфоническая сюита «Шехеразада» (1888) - произведение программное, написанное по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Она состоит из четырех контрастных частей, объединенных не только единым поэтическим замыслом, но и общими музыкальными темами (темы Шахриара и Шехеразады). Первоначально композитор предполагал дать каждой части свое название: I ч. - «Море и синдбадов корабль», II ч. - «Фантастический рассказ Календера-царевича», III ч. - «Царевич и Царевна», IY ч. - «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Однако позднее он от этой мысли отказался, считая более полезным, чтобы слушатели свободно следовали своей фантазии.

«Шехеразада» - одно из любимых произведений симфонической музыки во всем мире.


^ 19. П. И. ЧАЙКОВСКИЙ. ( 1840 – 1893 )


Петр Ильич Чайковский все свое творчество посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. И о чем бы ни говорил композитор - он всегда правдив и искренен.

Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал свое слово гениального художника. Но самым любимым для него жанром была опера. Большое внимание он уделял содержанию, отдавая предпочтение сюжету из русской жизни.

Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка.


^ Основные произведения: 10 опер («Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.), 3 балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), 6 симфоний и др. симфонические произведения, фортепианные пьесы (в том числе циклы «Времена года», «Детский альбом»), романсы.

Творчество Чайковского - вершина мировой музыкальной культуры XIX века.


^ 20. ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ «ЗИМНИЕ ГРЕЗЫ».


Написана в 1866 году. Содержание произведения - это раздумья и лирические чувства человека, а также образы природы. Симфония состоит из четырех частей.

I часть - «Грезы зимнею дорогой», написана в сонатной форме. Мягкими красками здесь обрисованы картины зимней русской природы.

II часть - «Угрюмый край, туманный край». Музыка эта навеяна впечатлениями от путешествия Чайковского по Ладожскому озеру.

III и IY части - скерцо и финал - не имеют названий, но по своему содержанию не выпадают из общего поэтического замысла.

Первая симфония Чайковского - замечательный образец его раннего оркестрового творчества. Впервые в ней проявляются характерные образы и приемы, глубоко развитые композитором в симфоническом творчестве зрелого периода.


^ 21. ОПЕРА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».


Идею написать оперу на сюжет «Евгения Онегина» подала Чайковскому известная певица Е. А. Лавровская. К составлению либретто композитор привлек своего друга, литератора К. С. Шиловского. Первое исполнение оперы состоялось силами студентов Московской консерватории под руководством Н. Рубинштейна в 1879 году.


Свою оперу Чайковский назвал «лирическими сценами». Все внимание композитор сосредоточил на раскрытии внутреннего, душевного мира своих героев. Также ярко и правдиво раскрываются картины народного быта (таковы в первой картине романс «Слыхали ль вы», пение и пляска крестьян по случаю окончания жатвы, пастушеский рожок в сцене письма, песня «Девицы, красавицы» в третьей картине и др.) С большой любовью даны поэтические «зарисовки» русской природы, на фоне которой раскрываются чувства и переживания героев.

Действующие лица: Татьяна, Ольга, Онегин, Ленский, князь Гремин.

Важную роль в раскрытии характеров играет оркестр. Каждый из основных героев очерчен своими особыми музыкальными темами.

Характеры героев на протяжении развития сюжета также развиваются и постепенно изменяются (например, в сцене письма, характер главной героини дан в движении: из наивной, мечтательной девочки Татьяна превращается в страстно любящую женщину, обретает душевную зрелость).

Опера «Евгений Онегин» - высочайшее достижение русского оперного искусства. Уже при жизни композитора она стала одной из самых любимых опер.


^ 22. НАРОДНАЯ ПЕСНЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ-КЛАССИКОВ.


Творчество композиторов-классиков неразрывно связано с народной песней

В народных песнях отражаются история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня - это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.


Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки.

Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен. Составляли сборники народных песен. Наиболее известны сборники Балакирева (40 русских народных песен), Римского-Корсакова (100 русских народных песен), Чайковского (50 русских народных песен), Лядова (8 русских народных песен для оркестра).

Многие народные песни нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблях (Вариации Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя» в финале первого фортепианного концерта Чайковского использована украинская песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванку»).


23. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Творчество композиторов-классиков Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского – великое сокровище русской культуры ХIХ века. Их традиции нашли свое претворение и развитие в произведениях композиторов конца ХIХ и начала ХХ столетия – Танеева и Глазунова, Лядова и Аденского, Калинников, Скрябина и Рахманинова, в творчестве композиторов советского периода – Маяковского, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Свиридова и многих других.


В музыке композиторов-классиков отражена многовековая история нашей Родины, освободительная борьба русского народа против гнета и насилия, воспет народ с его душевной красотой, горем и мечтой о светлом будущем.


^ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.


1. ВВЕДЕНИЕ.


С 1918 года начинается массовое приобщение народа к музыкальной культуре. Распахнул двери перед новыми слушателями Большой театр - центр русского оперного искусства. Стали государственными Московская и Петроградская консерватории. Открываются дневные и вечерние музыкальные школы, кружки, студии. Расцветает художественная самодеятельность, помогающая выявить богатство народных талантов.

С середины 20-х годов развивается музыкальное радиовещание. Множество классических произведений стали доступными огромным массам слушателей.

Добилась больших успехов молодая исполнительская школа. Среди известных во всем мире музыкантов-исполнителей - скрипачи Ойстрах и Коган, пианисты Гилельс и Рихтер, виолончелисты Ростропович и Шафран.

Начинает развиваться и творчество советских композиторов. Характерной чертой является новаторство. Это проявляется в поисках новых выразительных средств, музыкальных форм.

Важной чертой советской музыкальной культуры является ее многонациональный характер.

Самым распространенным жанром становится массовая песня. Это своего рода летопись истории государства.

Одним из важнейших жанров советской музыки стала опера. Композиторы стремились создавать оперы на современные темы. Для этого необходимо было обновить традиционный жанр, найти новые средства выразительности. Первыми удачными советскими операми явились «Тихий Дон» Дзержинского (по роману Шолохова), «В бурю» Хренникова, «Семен Котко» Прокофьева. Позже появились оперы «Семья Тараса» Кабалевского, «Молодая гвардия» Мейтуса, «Джалиль» Жиганова, «Война и мир» Прокофьева, «Катерина Измайлова» Шостаковича.

Велики достижения советского балета. Они связаны во многом с расцветом хореографического искусства в нашей стране. Появляются балеты «Красный цветок» Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» и «Золушка» Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна.


В жанрах симфонической музыки советские композиторы сумели глубоко отразить
современность, найти новые средства выразительности. Главой советской симфонической школы по праву считается Н.Мясковский, автор 27 симфоний. Во всем мире звучат 7 симфоний С. Прокофьева. Одним из величайших симфонистов мира является Д. Шостакович.

Внимание композиторов привлекают вокально-симфонические жанры - кантата и оратория, которые приобретают новый характер. В прошлом эти жанры были связаны с религиозными сюжетами. В советской музыке они становятся произведениями героико-патриотического содержания («На ноле Куликовом» Шапорина, «Александр Невский» Прокофьева, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и др.).

В творчестве советских композиторов разнообразно представлены инструментальные и вокальные жанры - сюиты и концерты, камерные ансамбли, романсы и вокальные циклы.


^ 2. С. С. ПРОКОФЬЕВ. ( 1891 – 1953 )



Великого советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева по праву называют классиком XX века. Он передал в своем творчестве чувства современников, острые драматические столкновения эпохи и веру в победу светлого начала в жизни.

Прокофьев - смелый художник-новатор. Он открыл «новые миры» в области мелодии, ритма, гармонии, инструментовки. Вместе с тем его искусство крепко связано с традициями русской и мировой классики.


Творчество Прокофьева многогранно. Его музыка поражает богатством образов. Лирика и эпос, трагедия и комедия, человеческое горе и радость, слезы и смех - все это воплотилось в ней. Он писал сложнейшие произведения для взрослых и - детскую музыку.

Велико влияние его творчества на многих современных композиторов.


^ Основные произведения:


8 опер («Любовь к трем апельсинам», «Семен Котко», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке» и др.); 7 балетов («Ромео и Джульетта», «Золушка» и др.); оратория «На страже мира»; кантата «Александр Невский»; 7 симфоний; концерты; циклы фортепианных пьес: «Мимолетности», «Сказки старой бабушки», «Детская музыка»; симфоническая сказка «Петя и волк», музыка к кинофильмам.


^ 3. КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»


Кантата написана на тексты поэта В. Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму кинорежиссера Эйзенштейна. На экране отражена героическая борьба дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями- крестоносцами.


В кантате 7 частей:


1. Русь под игом монгольским»

2. «Песня об Александре Невском»

3. «Крестоносцы во Пскове»

4. «Вставайте, люди русские»

5. «Ледовое побоище»

6. «Мертвое поле»

7. «Въезд Александра во Псков»


Каждая из частей поражает яркостью образов. «Зримость» образов - характернейшая черта музыки Прокофьева.


^ 4. СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ.


Седьмая симфония - последнее законченное крупное произведение Прокофьева.

Симфония для детей - таков был первоначальный замысел. Но в процессе работы он изменился. Получилась симфония «и для детей и для взрослых» - глубокое сочинение, в котором соединились черты, характерные для творчества Прокофьева позднего периода. Мечтательная лирика сочетается здесь с активным целеустремленным движением, а детская ясность и живость с возвышенной мудростью.

В последние годы Прокофьев особенно стремился к простоте, прозрачности изложения музыкальных мыслей и особое внимание обращал на создание широких певучих мелодий. Все это нашло отражение в музыке симфонии.

Построение ее классично. В ней четыре части:


1 ч. написана в сонатной форме (хотя темп небыстрый -Moderato).

II ч. -Allegretto, написана в характере порывистого романтического вальса.

III ч. - Andante- певучая, лирическая.

IV ч. - стремительный финал с кодой, музыка полна молодости и энергии.


^ 5. Д. Д. ШОСТАКОВИЧ. ( 1906 – 1975 )


Музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича - сильнейшее художественное воплощение современного ему времени. Это искусство, проникнутое любовью к человеку, верой в его благородство, волю и разум. Это искусство, обличающее все враждебное человеку, фашизм и другие формы подавления человеческого достоинства.

Особое богатство традиций по-своему преломлено в самобытном творчестве композитора: Бах, Бетховен, Малер, русские композиторы XIX и XX веков, в том числе Мусоргский, Чайковский, Прокофьев.


^ Основные произведения:


15 симфоний (среди них седьмая «Ленинградская», одиннадцатая «1905 год»); опера «Катерина Измайлова»; оратория «Песнь о лесах»; концерты; инструментальная музыка; 24 прелюдии и фуги для фортепиано; песни, вокальные циклы; музыка к кинофильмам.


^ 6. СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ.


Шостакович - автор пятнадцати симфоний. Значение этого жанра велико в его творчестве. Он был выдающимся мастером оркестра. Инструментальные тембры и сочетания инструментов с поразительной точностью используются как живые участники его симфонических драм.


Седьмая симфония («Ленинградская») - одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. Симфония написана в 1941 году. Большая ее часть сочинена в осажденном Ленинграде. На партитуре стояла авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду».


Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передает она дух событий. И вместе с тем, эта музыка поражает глубиной мысли. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разума и - мира разрушения и жестокости; добра и зла. Идею борьбы и торжества Человека по-разному раскрывают четыре части симфонии.


^ Первая часть рисует непосредственное «военное» столкновение двух миров. Она написана в сонатной форме. В экспозиции даны образы советского народа.

Г.П. - героическая и величественная. П.П. - лирическая. В разработке звучит знаменитый эпизод фашистского нашествия - потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Эпизод нашествия построен в форме вариаций на одну мелодически неизменную тему. Постоянной остается и барабанная дробь, усиливающаяся к концу. Меняются оркестровые тембры, регистры, плотность фактуры, динамика. Вариаций - одиннадцать.


Во второй и третьей частях композитор противопоставил жестокой разрушительной силе фашизма духовное богатство человека, глубину его мысли, силу его воли.


Четвертая часть - мощный финал - полон наступательной энергии и предчувствия победы.


^ 7. А. И. ХАЧАТУРЯН.


Арам Ильич Хачатурян - художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных армянских песен и Танцев. В своих произведениях он также опирается на традиции мировой, и в первую очередь русской, музыки.

Музыка Хачатуряна разнообразна по содержанию и по жанрам.


^ Основные произведения:


2 симфонии; 2 балета («Гаянэ», «Спартак»); концерт для скрипки с оркестром; пьесы для фортепиано; песни и романсы; музыка к драме Лермонтова «Маскарад».


^ 8. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ.


Скрипичный концерт написан Хачатуряном в 1940 году. Это одно из самых совершенных его произведений. С особой силой проявился здесь дар композитора создавать музыку, широко опираясь на народное творчество.

В концерте три части, своего рода картины из народной жизни, поэтические зарисовки природы Армении. Лирически-вдохновенную «песню» средней части окаймляют танцевальные части, полные ярких красок и радостного движения.


^ Первая часть написана в сонатной форме. Начинается тонально неустойчивым, энергичным и коротким вступлением оркестра. Его основной мотив построен на чередовании секундовых и терцовых интонаций, характерных для армянской народной музыки. Г.П. имеет четкий ритм, быстрый темп, песенно-танцевальный характер. П.П. напоминает плавно-скользящий танец, полный грации.


^ Вторя часть - лирическая. Представляется, что звучит она среди величавых гор •«

Кавказа. Вступление напоминает наигрыш-импровизацию ашуга перед песней.


^ Третья часть - музыкальная картина веселого и многолюдного праздника. Это как бы общий танец, на фоне которого время от времени выделяются танцоры-солисты. В финале звучат не только новые темы, но и мелодии предыдущих частей. Темп и ритм танца подчиняют себе все эти темы и объединяют их в общем настроении. Финал написан в форме, близкой к рондо-сонате.


^ 9. Д. Б. КАБАЛЕВСКИЙ.

Дмитрий Борисович Кабалевский - один из выдающихся композиторов советского периода.

Его музыка проникнута характерными для того периода интонациями и ритмами. Особенно привлекали композитора образы детства и юности. Об этом говорит большая часть его произведений.

Для своих юных друзей композитор не только писал музыку. По радио, с концертной эстрады он читал лекции, проводил увлекательные беседы о музыке. Эти беседы легли в основу его книжки «Про трех китов и про многое другое». Кабалевского волновали вопросы детского музыкального воспитания. В своих докладах он рассматривал также важные проблемы развития творчества молодых композиторов.

Композитор, исполнитель, педагог, музыковед-исследователь, Д. Б. Кабалевский был одним из активнейших деятелей советской музыкальной культуры.


^ Основные произведения:

4 симфонии; 5 опер («Кола Брюньон», «Семья Тараса», «Сестры»); оперетта «Весна поет»; 2 кантаты; реквием; концерты; инструментальная музыка; произведения для фортепиано, песни; музыка к кинофильмам.


^ 10. ОПЕРА «СЕМЬЯ ТАРАСА».

«Семья Тараса» - одна из лучших советских опер о событиях Великой Отечественной войны. Написанная вскоре после войны, опера отразила главное в характере и поступках советских людей, что привело к победе над врагом: любовь к родине, несгибаемое мужество, уверенность в победе. Опера написана по повести Б. Горбатова «Непокоренные».


В опере композитор широко использует интонации русских народных, старых революционных и советских песен.

Увертюра построена на главных темах оперы. Как могучий, протестующий возглас, звучит в первых тактах волевая и напряженная по характеру тема «непокоренности». Медные духовые инструменты, исполняющие этот ведущий лейтмотив оперы, придают ему силу и мужественность. Сам композитор назвал увертюру «симфоническим дифирамбом героям оперы».








Похожие:

Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04. Русская поэзия второй половины ХХ века (уд-04. 13-015)
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Русская поэзия второй половины ХХ века». Курс изучается студентами...
Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века iconРеферат русская общественная мысль в первой половине 19 века
Карамзин, которого применительно к первым десятилетиям XIX века заслуженно можно назвать первым интеллектуалом России
Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века iconУчастники муниципального этапа xliv– й научно – практической конференции школьников и учащейся молодежи омской области
«Царствование Екатерины II в мемуарах второй половины XVIII века и первой половины XIX века»
Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века iconЛитература первой половины XIX века Романтизм в России Романтизм

Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04. 13-030) Для направления 540300 Филологическое образование
«Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой...
Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века iconС. А. Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Русская литература
Об использовании учебников: В. И. Сахаров, С. А. Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Русская литература...
Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века iconС. А. Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Русская литература
Об использовании учебников: В. И. Сахаров, С. А. Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Русская литература...
Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологическое образование
«Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»...
Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века iconТематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание
Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века
Русская музыкальная литература. Русская музыка xyiii и первой половины XIX века iconАркадию Кутилову посвящается…
Аркадий Кутилов уникальный омский поэт, чьи стихи вошли в антологию "Русская муза XX века", включены в антологию "Русская поэзия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы