Тема 1: Метр. Ритм. Размер icon

Тема 1: Метр. Ритм. Размер



НазваниеТема 1: Метр. Ритм. Размер
Дата конвертации15.09.2012
Размер60.23 Kb.
ТипДокументы

ПОСОБИЕ ПО ТЕОРИИ ДЛЯ 2 КЛАССА


ТЕМА 1: Метр. Ритм. Размер.


Метр - это чередование сильных и слабых долей. Доля - это музыкальный пульс. Сильная доля - это доля, на которую падает акцент, ударение. Слабая доля - это безударная доля.


Ритм - это чередование длительностей в музыке.


Размер - это графическое изображение метра с помощью дроби, где верхняя цифра показывает сколько долей в такте, а нижняя - какие доли по длительности.


1) Размер 2/4 – это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть.



Схема дирижирования:


Примеры группировки в тактах:


.

2) ^ Размер 3/4 - это трехдольный размер, в котором каждая доля длится четверть.

За каждой сильной долей следуют две слабые доли.



Схема дирижирования:




Примеры группировки в тактах:




3) ^ Размер 4/4 – это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть.



Схема дирижирования:




Примеры группировки в тактах:




^ ТЕМА 2: Мажор и минор. Гамма. Тоника.


Мажор и минор наиболее распространенные в музыке лады.


Лад - зто организация звуков вокруг тоники. Главный, опорный звук лада называется тоникой.

Главным показателем лада является III ступень. В мажоре III ступень отстоит от тоники на 2 тона. В миноре - на 1,5 тона.

Мажорный лад соответствует бодрым, жизнерадостным мелодиям.

Минорный лад соответствует печальным, грустным мелодиям.



^ Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями.

Они обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IY, Y, YI, YII.


Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Они образуют ^ Тоническое трезвучие. (Т 5/3).




I III Y Т5/3


ТЕМА 3: Тон и полутон


Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. (1/2т)

Тон – это два полутона. (1т)

Полутоны: ми-фа, си-до. Тоны: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.



1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т


Кроме того, полутоны образуются между рядом расположенными белой и черной клавишами. Например: до-до#, фа-фа#, миЬ-ми и др.

Тоны образуются между двумя рядом расположенными черными клавишами. Например: до#-ре#, фа#-соль#, ляЬ-сиЬ и др.


Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.


^ ТЕМА 4: Пауза.


Пауза – это знак молчания в музыке.


Существуют паузы, равные всем основным длительностям.


осьмая пауза:

Четвертная пауза:


^ ТЕМА 5: Затакт.


Затакт – это неполный такт, с которого начинается мелодия.

Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли.

Затакт и последний такт вместе составляют один полный такт.


^ ТЕМА 6: Реприза


Репризой называется знак повторения. Обозначается дополнительной тактовой линией с двумя точками. Повторяться может вся мелодия или ее часть.

Знак репризы:


^ ТЕМА 7: Басовый ключ.


Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается

на четвертой линии нотоносца.


Запись нот в басовом ключе:

До ре ми фа соль ля си до


^ ТЕМА 8: Параллельные тональности.


Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. Например: До-мажор и ля-минор; Соль-мажор и

ми-минор; Фа-мажор и ре-минор; Ре-мажор и си-минор; СиЬ-мажор и соль минор.


YI ступень мажорной тональности является тоникой параллельного минора.


^ ТЕМА 9: Знаки, продлевающие ноту.


Знаки, продлевающие ноту: лига и точка.

Если лига соединяет две ноты одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывный звук, увеличивая его длительность:


Точка около ноты увеличивает ее длительность на половину:

^ ТЕМА 10: Интервал.


Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, а верхний - вершиной. В пределах октавы образуется восемь интервалов. Они являются простыми. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.


Названия интервалов: 1. Прима 6. Секста

2. Секунда 7. Септима

3. Терция 8. Октава

4. Кварта

5. Квинта


Пример построения:



1 2 3 4 5 6 7 8


Интервал обозначается с помощью буквы и цифры. Цифра показывает, сколько ступеней охватывает интервал. Буква указывает на тоновую величину интервала.


«Чистыми» являются интервалы: прима, кварта, квинта, октава.

Прима (ч1) – это интервал, который охватывает одну ступень и содержит 0 тонов.

( Повторение одной и той же ноты.)


Октава (ч8) – это интервал, который охватывает восемь ступеней и содержит 6 тонов.

( Повторение ноты через октаву.)


Кварта (ч4) – это интервал, который охватывает четыре ступени и содержит 2,5 тона.


Квинта (ч5) – это интервал, который охватывает пять ступеней и содержит 3,5 тона.




ч1 ч8 ч4 ч5


Секунда – интервал, который охватывает две ступени. Бывает большая и малая.

Секунда называется большой, если она содержит целый тон. (б 2)

Секунда называется малой, если она содержит полтона. (м 2)


Например:



б2 б2 м2 б2 б2 б2 м2


^ ТЕМА 11: Виды минора.


Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический


Натуральный минор – минор, в котором ступени не изменены.


Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.


Мелодический минор – минор, в котором при движении вверх повышаются

VI и YII ступени. При движении вниз эти повышения отменяются.


натуральный гармонический

.

мелодический ля минор


^ ТЕМА 12: Тональность.


Тональность - это высотное положение лада. Название тональности, как и гаммы, состоит из тоники и лада. Каждая тональность имеет свои ключевые знаки.


До-мажор и ля-минор (не имеют ключевых знаков)

Соль-мажор и ми-минор (фа диез)

Ре-мажор и си-минор (фа диез и до диез)

Фа-мажор и ре-минор (си бемоль)

СиЬ-мажор и соль-минор (си бемоль и ми бемоль)


^ ТЕМА 13: Главные ступени лада.


Главные ступени лада: I ступень – тоника ( Т )

IY ступень – субдоминанта ( S )

Y ступень – доминанта ( Д )




Т S D


^ ЗАЧЕТНЫЕ ВОПРОСЫ


1. Метр. Ритм. Размер.

2. Перечислить изученные размеры. Составить несколько тактов в этих

размерах.

3. Мажор и минор.

4. Гамма, тоника, тоническое трезвучие.

5. Тон и полутон. Строение мажорной и минорной гаммы. 6. Пауза. Ее длительности и написание.

7. Затакт. 8. Реприза. Ее оформление.

9. Басовый ключ. Запись нот в басовом ключе.

10. Параллельные тональности. Привести примеры.

11. Знаки, продлевающие ноту.

12. Интервалы. Их названия, обозначение и построение.

13. «Чистые» интервалы.

14. Большая и малая секунда.

15. Виды минора.

16. Изученные тональности и их ключевые знаки.

17. Главные ступени лада.









Похожие:

Тема 1: Метр. Ритм. Размер iconРитм равномерное чередование повторяющихся единиц. Единица ритма – метр или стопа. Стопа – регулярное сочетание ударных или безударных слогов. Виды стоп: двусложные Ямб Хорей
Ритм равномерное чередование повторяющихся единиц. Единица ритма – метр или стопа
Тема 1: Метр. Ритм. Размер iconКухня на заказ: из чего складывается цена Вопрос: “А сколько у вас стоит квадратный (погонный) метр кухни?” Ответ: «Нет такой цены «погонный метр»
Ответ: «Нет такой цены «погонный метр», потому что цена считается по элементам, по шкафчикам и в зависимости от модели, т е от того...
Тема 1: Метр. Ритм. Размер iconОпределяем стихотворный размер
Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма то есть ритм, звучание, музыка...
Тема 1: Метр. Ритм. Размер iconЛабораторная работа №2 Создание и редактирование диаграмм в документах Word
Задание По таблице “Сведения о доходах и расходах фирмы «Ритм»” построила диаграмму, отражающую динамику доходов и расходов фирмы...
Тема 1: Метр. Ритм. Размер iconЛабораторная работа №2. Создание и редактирование диаграмм в документах Word Задание 3
Задание По таблице “Сведения о доходах и расходах фирмы «Ритм»” построила диаграмму, отражающую динамику доходов и расходов фирмы...
Тема 1: Метр. Ритм. Размер iconРазмер пособия увеличился
С 1 января 2011 года, согласно постановлению Правительства РФ от 12 октября 2010 года №813, стоимость услуг по погребению и предельный...
Тема 1: Метр. Ритм. Размер iconУчебник для 5 класса, сигнальные карточки, плакат, линейка, метр. Ход урока. Проверка домашнего задания
Оборудование: электронный учебник для 5 класса, сигнальные карточки, плакат, линейка, метр
Тема 1: Метр. Ритм. Размер iconУрок 3/20 Тема: Источники энергии и внутреннее строение. Ход урока: I опрос учащихся. У доски
Во сколько раз нужно увеличить размер Солнца, чтобы светимость увеличилась в 2 раза?
Тема 1: Метр. Ритм. Размер iconАмериканское правительство скрывает настоящий размер государственного долга
По мнению аналитиков, на которых ссылается New York Post, фактический размер государственного долга США гораздо выше официальных...
Тема 1: Метр. Ритм. Размер iconРазмеры колец
Для правильного определения размера кольца, Вам необходимо измерить внутренний диаметр подходящего Вам кольца в мм. Это размер будет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов