Управление образования администрации г. Белгорода icon

Управление образования администрации г. Белгорода



НазваниеУправление образования администрации г. Белгорода
Дата конвертации18.04.2013
Размер59.25 Kb.
ТипДокументы

Управление образования администрации г. Белгородаазбука-1

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия №51


«Развитие исследовательских умений младших школьников посредством внедрения в образовательный процесс проектов и исследований»


Выступление на областном семинаре

«Реализация ФГОС в условиях

«Школы полного дня»


Гребнева Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

высшей категории


Белгород, 2011

^ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ




Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать и кто

умеет добывать эти знания.

В.П. Вахтеров


Одним из новых метапредметных результатов, достижению которых придается большое значение в новом федеральном стандарте государственного общего образования, является формирование у выпускников начальной школы таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения, обеспечивающие способность учиться путем сознательного и активного присвоения социального опыта.

Поэтому весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей разных возрастных групп и с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.

Большое значение исследовательской деятельности стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательную практику проектов и исследований.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е гг.XXвека американским философом и педагогом Дж. Дьюи и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

Л. Иванова дает следующее определение: проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.

По определению В.В.
Копыловой: «Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта».

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, исследовательских и коммуникативных умений учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве (сбор, систематизация, хранение, использование),развитие критического и креативного мышления, учебных умений (обобщать, анализировать, систематизировать, сравнивать).

Главная цель проекта – реализация замысла. Средством для этого служит исследование, которое является одной из стадий работы над проектом.

Александр ИльичСавенков в книге «Методика исследовательского обучения дошкольников» отмечает, что «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Проектирование – это решение практической задачи, способное принести какую-то пользу, а исследование – бескорыстный поиск истины» [4; 15].

Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследование тесно связано с прогнозированием, а поэтому служит инструментом развития интеллекта и креативности ребенка.

Какова же методика осуществления исследования? Рассмотрим его основные этапы:

  • выделение проблемы(выбор темы исследования);

  • постановка целей и задач исследования;

  • формулировка рабочей гипотезы;

  • поиск и предложение возможных вариантов решения;

  • сбор собственного экспериментального материала;

  • обработка материала;

  • обобщение полученных данных, выводы;

  • подготовка материалов исследования к защите (создание сообщения, доклада, макета, чертежа, схемы и др.);

  • защита.

Предлагаю вашему вниманию рабочую тетрадь для младших школьников «Я – исследователь», автор Александр Ильич Савенков. Она разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов исследования.

В процессе организации исследования, посредством этой тетради, ученики овладевают следующими методами, направленными на познание явлений окружающего мира:

  • «Подумай самостоятельно»

  • «Спроси у другого человека»

  • «Посмотри в книгах»

  • «Посмотри по телевизору»

  • «Понаблюдай»

  • «Проведи эксперимент»

  • «Получи информацию с помощью компьютера»

  • «Свяжись со специалистами»

(Называя метод, показываю карточку с его символическим изображением.)

Это пособие стало основой для ведения исследовательской работы с учениками моего класса, использовали при подготовке к участию во Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь». В результате добились хороших результатов: в 2011 году Абросимова Дарья стала призером регионального тура этого конкурса.

^ Выступление Даши сопровождается презентацией.

Внедрения в образовательный процесс проектов и исследований позволяет формировать у младших школьников такие универсальные познавательные и исследовательские умения, как:

  • формулировать исследовательские вопросы;

  • выдвигать гипотезы и обосновывать их;

  • находить факты для подтверждения или опровержения гипотезы;

  • находить факты для ответа на поставленный вопрос;

  • устанавливать последовательность событий на основе выделенных фактов;

  • формулировать заключение на основе имеющихся фактов.

А так же учит детей самостоятельно искать новую информацию, классифицировать, наблюдать и проводить эксперименты.


Список использованной литературы:

  1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

  2. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова // Под редакцией Н.Б. Шумановой. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.

  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

  5. Савенков А.И. Я – исследователь : Рабочая тетрадь для младших школьников. – 3-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

  6. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.




Похожие:

Управление образования администрации г. Белгорода iconБелгородская область администрация города белгорода
Управление образования администрации г. Белгорода просит принять активное участие в организации и проведении школьного и муниципального...
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации г. Белгорода
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации г. Белгорода
«Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством формирования контрольно-оценочной деятельности»
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации г. Белгорода
Одним из новых метапредметных результатов, достижению которых придается большое значение в новом федеральном стандарте государственного...
Управление образования администрации г. Белгорода iconАдминистрация города белгорода управление образования

Управление образования администрации г. Белгорода iconАдминистрация города белгорода управление образования

Управление образования администрации г. Белгорода iconОпыт работы учителя математики Прокопенко Тамары Кирилловны Управление образования администрации г. Белгорода Формирование умений учиться посредством овладения системой алгоритмических предписаний на уроках математики
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации Никольского района Пензенской области
Управление образования администрации Никольского района Пензенской области рекомендует Вам проработать вопрос о запрете пользования...
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации муниципального образования абинский район
Кубанского государственного технологического университета от 30 ноября 2012 года №04/17-15 управление образования администрации муниципального...
Управление образования администрации г. Белгорода iconКраснооктябрьское территориальное управление департамета образования администрации Волгограда муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 Краснооктябрьского района г. Волгограда
Краснооктябрьское территориальное управление департамета образования администрации Волгограда
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов