|
Управление образования администрации г. Белгорода ![]() Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №51 Развитие исследовательских умений обучающихся начальной школы в процессе организации внеурочной деятельности Выступление на областном семинаре «Организация деятельности «Школы полного дня» как фактор реализации ФГОС НОО» Гребнева Ирина Владимировна, учитель начальных классов высшей категории Белгород, 2011 ^ ОБУЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Система образования, с одной стороны, всегда консервативна и пытается придерживаться традиций, а с другой стороны, постоянно совершенствуется. Одним из новых метапредметных результатов, достижению которых придается большое значение в новом федеральном стандарте государственного общего образования, является формирование у обучающихся начальной школы таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения. Можно выделить следующие условия их развития:
Весьма актуальным становится вопрос: как создать для детей разных возрастных групп и с разным уровнем подготовки образовательную среду, способствующую развитию исследовательских умений? Ответ прост: требуется организовать исследовательское обучение – особый подход, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Как писал Александр Ильич Савенков, ребенок станет осуществлять «исследование – бескорыстный поиск истины» [3]. Главная цель исследовательского обучения«трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития». В книге «Развитие исследовательских умений младших школьников» под редакцией Н.Б. Шумаковой названы шесть основных этапов, характеризующих сущность методики исследовательского обучения и два дополнительных этапа, которые могут меняться местами или отсутствовать. Первый этапмотивации направлен на возникновение вопроса и формулирование проблемы или выдвижение гипотезы. Второй этап исследование – это поиск информации, отбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу. Наиболее распространенной и продуктивной формой организации исследования учащихся на занятии является исследование в малых группах. Такая работа открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий. На третьем этапе обмена информацией учитель должен создать условия для представления найденных данных и свободного обмена мнениями. На четвертом этапе связывания информации происходит классификация данных, выявление закономерности. Выдвижение разных вариантов классификаций создает благоприятные условия для развития гибкости мышления. Добытые данные классифицируются с точки зрения подтверждения или опровержения гипотезы. Принимая во внимание имеющуюся систематизированную информацию, дети на пятом этапе связывания формулируют заключение. На шестомэтапе рефлексии происходит возвращение к проблеме исследования (гипотезе), оценивается принятое решение. Это может привести к дополнительному, седьмому этапу, постановке новых вопросови проведению следующего исследования. Этап применения полученных знаний может идти за рефлексией, а может выступать и в качестве мотивации или проблемной ситуации для проведения исследования. Включение обучающихся 2-4 классов в самостоятельную исследовательскую практику осуществляется за счет индивидуальной работы с заинтересованными детьми во внеурочное время.Организовать исследовательскую работу помогает применение тетради «Я – исследователь», автор Александр Ильич Савенков. Она разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов исследования [5]. Развитие исследовательских потребностей и способностей у первоклассников осуществляется посредством внедрения курса «Я – исследователь», автор А.И. Савенков. Деятельность учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы: тренинг исследовательских способностей, самостоятельная исследовательская практика и мониторинг исследовательской деятельности. Школьники овладевают следующими методами, направленными на познание явлений окружающего мира: «Подумай самостоятельно» ![]() «Посмотри в книгах» «Спроси у другого человека» «Познакомься с кино- и телефильмами по теме исследования» «Получи информацию с помощью компьютера» «Понаблюдай» «Проведи эксперимент» «Свяжись со специалистами». ![]() В прошлом учебном году три ученицы моего класса приняли участие в школьном туре конкурса «Я – исследователь». Коротко хотелось бы познакомить вас с работой Лены Максименко, чье исследование длилось более семи месяцев. Тема исследования: «Наблюдение за развитием махаона из гусеницы в бабочку». Цель: вырастить из гусеницы бабочку и отпустить ее в природу. Задачи:изучить литературу и создать условия необходимые для зимовки куколки и превращения ее в бабочку, наблюдать за развитием насекомого. Исследование для Лены началось неожиданно 14 сентября 2010 года. Вместе с зеленью, случайно была привезена красивая гусеница ярко-салатного цвета, с поперечными чёрными полосами, на которых ещё были оранжевые пятна. С помощью «Атласа-определителя» Андрея Плешакова установили, что это – гусеница бабочки махаона и решили обязательно сохранить жизнь насекомому (приложение 1).Узнали, что гусеницы махаона живут и питаются на зонтичных растениях. Гостью Лена поселила у себя дома на окне, кормила соцветиями укропа. Если до гусеницы дотрагивались, то она выставляла оранжевые «рожки» с резким запахом. Лена рассказала для чего ей такая защита. У гусеницы есть яркая предупреждающая окраска, которая отпугивает врагов, но это не всегда помогает и тогда в бой идут «рожки» с неприятным запахом. На пятый день жизни на подоконнике, 19 сентября, гусеница начала вести себя беспокойно: везде ползала, как будто что-то искала. Наконец она зацепилась ножками за листик комнатного цветка и повисла на нём. Присмотревшись, Лена увидела, что гусеница прикрепила себя паутинкой. Кожица стала темнеть и сморщиваться. Началось превращение в куколку! 20 сентября куколка ещё шевелилась, а на следующий день замерла неподвижно. По внешнему виду определили, что это зимующаякуколка.Летние куколки зеленого или желтоватого цвета, покрытые мелкими черными точками. Зимующие куколки — бурой окраски, с черной«головкой» и толстыми рожками.Стадия летней куколки продолжается 2—3 недели, у зимующих куколок — несколько месяцев. Значит, Лене нужно было готовить гостью к долгому сну. В природе насекомые зимуют при низких температурах, поэтому будущую бабочку было решено разместить на балконе, так как тепло квартиры могло начать преждевременное превращение гусеницы в бабочку. А очень хотелось, чтобы она выжила и улетела на волю. Зимой на балконе температура воздуха была от +2°С до -10° С. Внешний вид куколки не менялся. Лена осматривала куколку раз в неделю, отмечала, что её внешний вид не менялся. С наступлением весны и потеплением она стала каждый день проверять: не происходят ли какие-нибудь изменения? Наконец, 24 апреля из куколки появилась бабочка. К этому времени ночью температура воздуха на улице уже не опускалась ниже 0°С, расцвели первые цветы и бабочку можно было выпускать без опасения за её жизнь (приложение 2). Материалы данного исследования осенью 2011 года были отправлены на экспертную оценку Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь» сайта «Интеллектуально-творческий потенциал России». Автору исследования присвоено звание «Лауреат III степени» и рекомендовано участие в очной конференции «VII РОССИЙСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ», который пройдет в январе 2012 года в городе Обнинске Калужской области. Итак, внедрение в образовательный процесс исследований позволяет формировать у обучающихся начальной школы такие универсальные познавательные и исследовательские умения, как:
А так же учит детей наблюдать, проводить эксперименты, читать: работать с информацией. Библиографический список
Приложение 1 ![]() ![]() Приложение 2 ![]() ![]() ![]() |
![]() | Белгородская область администрация города белгорода Управление образования администрации г. Белгорода просит принять активное участие в организации и проведении школьного и муниципального... | ![]() | Управление образования администрации г. Белгорода Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
![]() | Управление образования администрации г. Белгорода «Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством формирования контрольно-оценочной деятельности» | ![]() | Управление образования администрации г. Белгорода «Развитие исследовательских умений младших школьников посредством внедрения в образовательный процесс проектов и исследований» |
![]() | Администрация города белгорода управление образования | ![]() | Администрация города белгорода управление образования |
![]() | Опыт работы учителя математики Прокопенко Тамары Кирилловны Управление образования администрации г. Белгорода Формирование умений учиться посредством овладения системой алгоритмических предписаний на уроках математики Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 | ![]() | Управление образования администрации Никольского района Пензенской области Управление образования администрации Никольского района Пензенской области рекомендует Вам проработать вопрос о запрете пользования... |
![]() | Управление образования администрации муниципального образования абинский район Кубанского государственного технологического университета от 30 ноября 2012 года №04/17-15 управление образования администрации муниципального... | ![]() | Краснооктябрьское территориальное управление департамета образования администрации Волгограда муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 Краснооктябрьского района г. Волгограда Краснооктябрьское территориальное управление департамета образования администрации Волгограда |