Управление образования администрации г. Белгорода icon

Управление образования администрации г. Белгорода



НазваниеУправление образования администрации г. Белгорода
Дата конвертации18.04.2013
Размер85.49 Kb.
ТипДокументы

Управление образования администрации г. Белгородаазбука-1

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия №51


Развитие исследовательских умений

обучающихся начальной школы

в процессе организации

внеурочной деятельности


Выступление на областном семинаре

«Организация деятельности «Школы полного дня»

как фактор реализации ФГОС НОО»


Гребнева Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

высшей категории


Белгород, 2011

^ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

ОБУЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Система образования, с одной стороны, всегда консервативна и пытается придерживаться традиций, а с другой стороны, постоянно совершенствуется. Одним из новых метапредметных результатов, достижению которых придается большое значение в новом федеральном стандарте государственного общего образования, является формирование у обучающихся начальной школы таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения.

Можно выделить следующие условия их развития:

  • Целенаправленная и систематическая работа, как на уроке, так и во внеурочное время.

  • Мотивированность учащиеся.

  • Творческая среда, созданная педагогом с целью поддержки интереса ребенка к исследованию.

  • Учет возрастных особенностей ребенка. Осуществляемое им исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Весьма актуальным становится вопрос: как создать для детей разных возрастных групп и с разным уровнем подготовки образовательную среду, способствующую развитию исследовательских умений?

Ответ прост: требуется организовать исследовательское обучение – особый подход, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Как писал Александр Ильич Савенков, ребенок станет осуществлять «исследование – бескорыстный поиск истины» [3]. Главная цель исследовательского обучения«трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития».

В книге «Развитие исследовательских умений младших школьников» под редакцией Н.Б. Шумаковой названы шесть основных этапов, характеризующих сущность методики исследовательского обучения и два дополнительных этапа, которые могут меняться местами или отсутствовать.

Первый этапмотивации направлен на возникновение вопроса и формулирование проблемы или выдвижение гипотезы.

Второй этап исследование – это поиск информации, отбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу. Наиболее распространенной и продуктивной формой организации исследования учащихся на занятии является исследование в малых группах. Такая работа открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий.

На третьем этапе обмена информацией учитель должен создать условия для представления найденных данных и свободного обмена мнениями.

На четвертом этапе связывания информации происходит классификация данных, выявление закономерности. Выдвижение разных вариантов классификаций создает благоприятные условия для развития гибкости мышления. Добытые данные классифицируются с точки зрения подтверждения или опровержения гипотезы.

Принимая во внимание имеющуюся систематизированную информацию, дети на пятом этапе связывания формулируют заключение.

На шестомэтапе рефлексии происходит возвращение к проблеме исследования (гипотезе), оценивается принятое решение. Это может привести к дополнительному, седьмому этапу, постановке новых вопросови проведению следующего исследования.

Этап применения полученных знаний может идти за рефлексией, а может выступать и в качестве мотивации или проблемной ситуации для проведения исследования.

Включение обучающихся 2-4 классов в самостоятельную исследовательскую практику осуществляется за счет индивидуальной работы с заинтересованными детьми во внеурочное время.Организовать исследовательскую работу помогает применение тетради «Я – исследователь», автор Александр Ильич Савенков. Она разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов исследования [5].

Развитие исследовательских потребностей и способностей у первоклассников осуществляется посредством внедрения курса «Я – исследователь», автор А.И. Савенков. Деятельность учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы: тренинг исследовательских способностей, самостоятельная исследовательская практика и мониторинг исследовательской деятельности.

Школьники овладевают следующими методами, направленными на познание явлений окружающего мира:

«Подумай самостоятельно»

«Посмотри в книгах»

«Спроси у другого человека»

«Познакомься с кино- и телефильмами по теме исследования»

«Получи информацию с помощью компьютера»

«Понаблюдай»

«Проведи эксперимент»

«Свяжись со специалистами».

В прошлом учебном году три ученицы моего класса приняли участие в школьном туре конкурса «Я – исследователь». Коротко хотелось бы познакомить вас с работой Лены Максименко, чье исследование длилось более семи месяцев.

Тема исследования: «Наблюдение за развитием махаона из гусеницы в бабочку». Цель: вырастить из гусеницы бабочку и отпустить ее в природу. Задачи:изучить литературу и создать условия необходимые для зимовки куколки и превращения ее в бабочку, наблюдать за развитием насекомого.

Исследование для Лены началось неожиданно 14 сентября 2010 года. Вместе с зеленью, случайно была привезена красивая гусеница ярко-салатного цвета, с поперечными чёрными полосами, на которых ещё были оранжевые пятна. С помощью «Атласа-определителя» Андрея Плешакова установили, что это – гусеница бабочки махаона и решили обязательно сохранить жизнь насекомому (приложение 1).Узнали, что гусеницы махаона живут и питаются на зонтичных растениях. Гостью Лена поселила у себя дома на окне, кормила соцветиями укропа. Если до гусеницы дотрагивались, то она выставляла оранжевые «рожки» с резким запахом. Лена рассказала для чего ей такая защита. У гусеницы есть яркая предупреждающая окраска, которая отпугивает врагов, но это не всегда помогает и тогда в бой идут «рожки» с неприятным запахом.

На пятый день жизни на подоконнике, 19 сентября, гусеница начала вести себя беспокойно: везде ползала, как будто что-то искала. Наконец она зацепилась ножками за листик комнатного цветка и повисла на нём. Присмотревшись, Лена увидела, что гусеница прикрепила себя паутинкой. Кожица стала темнеть и сморщиваться. Началось превращение в куколку! 20 сентября куколка ещё шевелилась, а на следующий день замерла неподвижно.

По внешнему виду определили, что это зимующаякуколка.Летние куколки зеленого или желтоватого цвета, покрытые мелкими черными точками. Зимующие куколки — бурой окраски, с черной«головкой» и толстыми рожками.Стадия летней куколки продолжается 2—3 недели, у зимующих куколок — несколько месяцев. Значит, Лене нужно было готовить гостью к долгому сну. В природе насекомые зимуют при низких температурах, поэтому будущую бабочку было решено разместить на балконе, так как тепло квартиры могло начать преждевременное превращение гусеницы в бабочку. А очень хотелось, чтобы она выжила и улетела на волю.

Зимой на балконе температура воздуха была от +2°С до -10° С. Внешний вид куколки не менялся. Лена осматривала куколку раз в неделю, отмечала, что её внешний вид не менялся. С наступлением весны и потеплением она стала каждый день проверять: не происходят ли какие-нибудь изменения?

Наконец, 24 апреля из куколки появилась бабочка. К этому времени ночью температура воздуха на улице уже не опускалась ниже 0°С, расцвели первые цветы и бабочку можно было выпускать без опасения за её жизнь (приложение 2).

Материалы данного исследования осенью 2011 года были отправлены на экспертную оценку Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь» сайта «Интеллектуально-творческий потенциал России». Автору исследования присвоено звание «Лауреат III степени» и рекомендовано участие в очной конференции «VII РОССИЙСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ», который пройдет в январе 2012 года в городе Обнинске Калужской области.

Итак, внедрение в образовательный процесс исследований позволяет формировать у обучающихся начальной школы такие универсальные познавательные и исследовательские умения, как:

  • формулировать исследовательские вопросы;

  • выдвигать гипотезы и обосновывать их;

  • находить факты для подтверждения или опровержения гипотезы;

  • находить факты для ответа на поставленный вопрос;

  • устанавливать последовательность событий на основе выделенных фактов;

  • формулировать заключение на основе имеющихся фактов.

А так же учит детей наблюдать, проводить эксперименты, читать: работать с информацией.





Библиографический список



  1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

  2. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова // Под редакцией Н.Б. Шумановой. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

  4. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

  5. Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – 3-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.



Приложение 1








Приложение 2





Похожие:

Управление образования администрации г. Белгорода iconБелгородская область администрация города белгорода
Управление образования администрации г. Белгорода просит принять активное участие в организации и проведении школьного и муниципального...
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации г. Белгорода
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации г. Белгорода
«Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством формирования контрольно-оценочной деятельности»
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации г. Белгорода
«Развитие исследовательских умений младших школьников посредством внедрения в образовательный процесс проектов и исследований»
Управление образования администрации г. Белгорода iconАдминистрация города белгорода управление образования

Управление образования администрации г. Белгорода iconАдминистрация города белгорода управление образования

Управление образования администрации г. Белгорода iconОпыт работы учителя математики Прокопенко Тамары Кирилловны Управление образования администрации г. Белгорода Формирование умений учиться посредством овладения системой алгоритмических предписаний на уроках математики
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации Никольского района Пензенской области
Управление образования администрации Никольского района Пензенской области рекомендует Вам проработать вопрос о запрете пользования...
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации муниципального образования абинский район
Кубанского государственного технологического университета от 30 ноября 2012 года №04/17-15 управление образования администрации муниципального...
Управление образования администрации г. Белгорода iconКраснооктябрьское территориальное управление департамета образования администрации Волгограда муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 Краснооктябрьского района г. Волгограда
Краснооктябрьское территориальное управление департамета образования администрации Волгограда
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы