Управление образования администрации г. Белгорода icon

Управление образования администрации г. Белгорода



НазваниеУправление образования администрации г. Белгорода
Дата конвертации18.04.2013
Размер98.13 Kb.
ТипДокументы

Управление образования администрации г. Белгородаазбука-1

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия №51


«Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством формирования контрольно-оценочной деятельности»


Выступление на областном семинаре учителей

по теме: «Система Л.В. Занкова в условиях введения ФГОС НОО»


Гребнева Ирина Владимировна,

учитель начальных классов,

слушатель группы 238-11


Белгород, 2011

«Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что прежде

всего он должен познать, что он такое и на что способен».

Мишель Монтень.


Дети, приходящие из детского сада и из семьи в первый класс, знакомы с авторитарной оценкой своих действий. Они воспринимают эти оценки, относя их к себе лично, а не к своим действиям непосредственно, что в большинстве случаев деформирует самооценку ребенка, делает ее в одном случае завышенной, в другом – ущербной.

Контроль и оценка – важнейшие учебные действия. Без них не может быть сформировано умение учиться. Если у ребенка своевременно формируется действие оценки, он способен точно знать о своем знании и незнании, умеет провести границу между известным и неизвестным, может сформулировать запрос о недостающем знании не в форме призыва «помогите!», а в форме «я смогу решить эту задачу, если узнаю…» другими словами, ученик, обладающий сформированной контрольно-оценочной деятельностью, умеет учиться.

Еще одной центральной проблемой первоклассников является слабое развитие коммуникативных умений. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими учащимися при различных видах деятельности, ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

Данные проблемы определили тему моей экспериментальной работы: «Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством формирования контрольно-оценочной деятельности».

Цель эксперимента: выявить педагогические приемы, способствующие развитию коммуникативных умений посредством формирования контрольно-оценочной деятельности.

Задачи:

- подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу и опыт учителей по проблеме;

- организовать опытно-экспериментальную работу;

- проанализировать достигнутые результаты.

Методы:

- критический анализ литературы и информации Интернет-ресурсов;

- наблюдение;

- эксперимент;

- беседа.

Наблюдая за деятельностью первоклассников в первый месяц обучения, выявила, что у них слабо сформированы коммуникативные умения. Посредством психологической методики «Лесенка», рекомендованной педагогом-психологом прогимназии, изучила самооценку первоклассников. В результате чего определила, что 13 человек (52 %) обладают завышенной самооценкой, 5 чел. (20 %) – адекватной, 6 чел. (24 %) – заниженной, 1 чел. (4 %) – низкой самооценкой. А ведь самооценка тесно связана с формированием контрольно-оценочной деятельности. С целью конкретизации теоретических знаний по проблемам на диагностическом этапе эксперимента проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблемам.

Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Развитие коммуникативных умений - это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи).

Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, в том числе и задачи, связанные с контролем и оценкой результатов своей деятельности и деятельности одноклассников. Следовательно, развивать коммуникативные умения можно посредством формирования оценочной деятельности. Так что же такое контрольно-оценочная деятельность?

Под контролем в системе Л.В. Занкова понимается система детских действий за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав способа действия. Однако данный вид контроля носит, скорее всего, процессуальный характер, ведущий вид которого – это пооперационный контроль. Но в системе развивающего обучения явно не достаточно только этого вида контроля. Для формирования полноценной учебной деятельности учащиеся должны уметь осуществлять контроль, направленный на «план» действий и основывающийся на осознании принципов его построения, то есть рефлексивный контроль. А рефлексивный контроль, это пусковой механизм действий контроля и оценки. Таким образом, в учебной деятельности используется две формы контроля: пооперационный контроль, выполняющий диагностическую функцию, когда осуществляется сравнение исполняемого действия с эталоном, образцом и рефлексивный контроль, функция которого корректирующая. Он проявляется в умении отличать известное от неизвестного, в умении определять, каких знаний, умений не хватает для успешных действий и в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно правильным, в умении критически, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.

С действиями контроля напрямую связана оценка. Ее главными функциями являются, во – первых, определение степени освоения заданного способа действия, во – вторых, установление продвижения учащихся относительно освоенного уровня способа действия. Данные функции относятся к прогностической и рефлексивной формам оценки. То есть оценивание своих действий в процессе работы над учебной задачей должно показать учащимся степень освоения способа решения учебной задачи, соответствие полученного результата намеченной цели, наличие потенциала для решения учебной задачи. А, значит, проводить рефлексию собственной деятельности. Согласно наблюдениям исследователей, оценочный компонент занимает ведущее место в учебно – познавательной деятельности школьника.

Выделяется два вида контрольно – оценочной деятельности: внешняя и внутренняя. Внешняя деятельность реализовывается учителем, внутренняя осуществляется самими учащимися. Внутренний контроль в свою очередь подразделяется на две разновидности: взаимный контроль учащихся, самоконтроль. Эти виды деятельности взаимосвязаны, поскольку внешний контроль при целенаправленной работе учителя, способствует развитию взаимо- и самоконтроля, при организации своей работы педагог должен учитывать результаты контрольно – оценочной деятельности учащихся. Самооценка должна предшествовать учительской оценке (Г.А. Цукерман), поскольку является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Оценка учителя, прежде всего, должна способствовать становлению объективной самооценки ребенка, поэтому важно научить младшего школьника с помощью учителя вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу. Затем уже школьникам предлагается оценивание чужих работ, то есть взаимооценка. Причем оценивается не только результат, но и сам процесс решения, то есть происходит побуждение учащихся к самоконтролю. Затем идет косвенное развитие самоконтроля через взаимные проверки учащихся. И, наконец, этап непосредственного развития самоконтроля связан с выяснением причин ошибок, их предупреждением, самопроверкой.

Еще одно важное условие: «Оцениваться должен лишь результат определенного этапа обучения, так как оценивать знания ученика в период их формирования нецелесообразно», - писала Р.Г. Чуракова.

Формирование контрольно – оценочной самостоятельности должно начинаться с момента поступления ребенка в школу.

1 этапом становления оценочной самостоятельности (он приходится на первый класс) является выявление сходства и различия между детской самооценкой и оценкой учителя. Дети учатся оценивать проверенную, но не оцененную учителем работу, обозначая результат на шкале. Затем учитель предлагает свое видение оценки данной работы, после чего класс аргументировано обсуждает, почему надо оценить так, а не иначе.

Параллельно ведется работа по формированию положительной мотивации к самоконтролю (желание получить новые знания, найти и исправить ошибки, обнаружить рациональный способ выполнения того или иного задания), вырабатываются приемы и способы самоконтроля (сравнение с готовым образцом, работа по алгоритму, сопоставление двух вариантов решения), умение применять их в самостоятельной работе.

Можно выделить следующие педагогические приемы формирования контроля и оценки деятельности:

- «волшебные линеечки» или оценочные шкалы (приложение 1);

- «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- составление задачи по чертежу, краткой записи;

- обнаружение ошибок и способы их устранения (приложение 2);

- выделение критериев для проверки заданий (приложение 3)

- применение средств оперативной обратной связи: цветных сигнальных вееров (приложение 4).

На прогностическом этапе эксперимента предположила, что применение данных приемов создаст условия для активизации и развития коммуникативных умений младших школьников.

Сформулировала следующие задачи:

- создать условия для участия учащихся в учебном общении;

- учить слушать и слышать собеседника;

- участвовать в учебной беседе в паре и группе;

- отвечать на вопросы полным ответом, дополнять собеседника;

- оценивать свою деятельность и деятельность одноклассника.

На организационном этапе эксперимента осуществлялась следующая работа:

- систематическое и планомерное внедрение педагогических приемов формирования контроля и оценки в урочную и внеурочную деятельность;

- разработка дидактического материала;

- участие в городском семинаре «Реализация возможностей «занковского» урока в формировании коммуникативных универсальных действий младших школьников (открытый урок в 1 классе по литературному чтению (чтению) по теме:«Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?»);

- участие в областном семинаре заместителей руководителей образовательных учреждений области (открытый урок в 1 классе по теме «Родственные слова.Корень слова»).


Приложение 1

^ Прием «волшебные линеечки»


Урок русского языка, 1 класс

Тема: «Анализ написания диктанта»


- С какими орфограммами вы встретились при написании диктанта?

- Перечисленные вами орфограммы внесены в данную таблицу. Предлагаю вам поработать в паре поочередно со своей тетрадью и тетрадью соседа. Определите, на каком уровне вы усвоили написание каждой орфограммы, воспользуйтесь «волшебной линеечкой».

______________________

(ФИО ученика)



^ Начало предложения




Жи-ши




Ча-ща



Чк-чн




Ча-ща




Имена

собственные




Перенос

слов




Знак в конце предложения



























Приложение 2

^ Прием какографии



  • Найдите и исправьте 4 ошибки, объясните орфограммы.

У речьки я подобрала чижыка. У него было сломано крыло. Вылечу и выпущю чижика наволю.

  • Спишите, графически объясните орфограммы.

  • Проверьте по карточке-помощнице***.



_________________________________

***Карточка-помощница лежит на свободной парте. Ребенок имеет возможность реализовать свою двигательную активность.

Приложение 3


Следует отметить, что первоначально все критерии оценивания выводятся совместно с учащимися перед выполнением задания. Затем критерии выносятся на лист формата А-4 и предъявляются обучающимся перед выполнением задания.

^ Критерии оценивания правила

Воспроизведение смысла.

Четкое и логичное изложение.

Приведение примера.


Критерии оценивания самостоятельной работы

  1. Каллиграфическое написание букв.

  2. Правильность списывания.

  3. Аккуратность

  4. Четкое выполнение упражнения по заданию.


Критерии оценивания чистописания


  1. Соблюдение наклона.

  2. Соблюдение высоты букв.

  3. Одинаковое расстояние между элементами.

  4. Соответствие образа буквы образцу.



Чтение наизусть английской песенки «Кораблик»


Учащийся

Критерии оценивания***





Громкость

Четкость

Знание текста

Выразитель-

ность

Итог

Атрахов И.
















Бабенко М.
















Батурлова П.

















_____________________________________

***Применяется пятибальная система оценивания по каждому критерию.

Приложение 4

Рефлексия


- Вспомните свою работу на уроке и выберите сигнал того цвета, который соответствует вашим знаниям в данный момент:



  • Я активно работал на уроке, умею правильно определять слова-признаки.

  • Я все понял, но иногда ошибаюсь в определении слов-признаков.

  • Мне необходимо усиленно потренироваться в определении слов-признаков.



Похожие:

Управление образования администрации г. Белгорода iconБелгородская область администрация города белгорода
Управление образования администрации г. Белгорода просит принять активное участие в организации и проведении школьного и муниципального...
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации г. Белгорода
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации г. Белгорода
«Развитие исследовательских умений младших школьников посредством внедрения в образовательный процесс проектов и исследований»
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации г. Белгорода
Одним из новых метапредметных результатов, достижению которых придается большое значение в новом федеральном стандарте государственного...
Управление образования администрации г. Белгорода iconАдминистрация города белгорода управление образования

Управление образования администрации г. Белгорода iconАдминистрация города белгорода управление образования

Управление образования администрации г. Белгорода iconОпыт работы учителя математики Прокопенко Тамары Кирилловны Управление образования администрации г. Белгорода Формирование умений учиться посредством овладения системой алгоритмических предписаний на уроках математики
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации Никольского района Пензенской области
Управление образования администрации Никольского района Пензенской области рекомендует Вам проработать вопрос о запрете пользования...
Управление образования администрации г. Белгорода iconУправление образования администрации муниципального образования абинский район
Кубанского государственного технологического университета от 30 ноября 2012 года №04/17-15 управление образования администрации муниципального...
Управление образования администрации г. Белгорода iconКраснооктябрьское территориальное управление департамета образования администрации Волгограда муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 Краснооктябрьского района г. Волгограда
Краснооктябрьское территориальное управление департамета образования администрации Волгограда
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы