Современная организация научной работы icon

Современная организация научной работы



НазваниеСовременная организация научной работы
Битюков П
Дата конвертации18.04.2013
Размер300.35 Kb.
ТипДокументы

Современная организация научной работы

http://technomag.edu.ru/doc/121796.html
# 03, март 2009

автор: Битюков П. .


Современная организация научной работы

Важную роль в успехе научного исследования играет правильная организация научной работы, а также своевременный поиск источников финансирования научно-исследовательской работы.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В чем заключаются преимущества и недостатки индивидуальных исследований?

Если Вы самостоятельно выявили перспективную проблематику и не нуждаетесь в посторонней помощи, а также сами не хотите быть чьим-то помощником, то для Вас предпочтительны индивидуальные исследования.

Индивидуальные исследования подразумевают большую свободу исследователя и больший объем самостоятельной работы, а это, в свою очередь, требует самодисциплины и стойкости к разочарованиям. При ведении индивидуальной исследовательской работы Вы получаете большую свободу в выборе оптимального режима работы. Все люди сильно различаются по своей трудоспособности в утренние или вечерние часы, и эти индивидуальные различия в режиме дня следует учитывать. Однако в этом таится серьезная угроза, так как порой очень трудно заставить себя приступить к накопившейся работе и очень легко найти оправдание для себя, что «именно сегодня можно поработать поменьше или можно дать себе дополнительный выходной, а вот завтра я уже точно все наверстаю».

Нередко это приводит к тому, что объем накопившейся невыполненной работы становится настолько большим, что начинает оказывать сильное психологическое давление и может окончательно деморализовать начинающего исследователя.

 

^ Как можно этого избежать?

Самый простой, но достаточно эффективный метод можно было бы назвать «ни дня без строчки», согласно которому Вы должны ежедневно заниматься Вашим исследованием. Зачастую очень трудно именно начать работу, например, по систематизации или обработке собранной информации, но сев за рабочий стол и минут 10-15 позанимавшись, Вы уже сами в процессе работы почувствуете «вкус к работе».

Другой немаловажный момент при планировании индивидуального исследования – определить наиболее оптимальное рабочее время для Вас, т.е. время, когда Вы можете работать над исследованием с наибольшей эффективностью и стремиться к тому, чтобы это время у Вас было всегда свободно именно для Вашего исследования.

Если Вы почувствовали свою неспособность выполнить ту или иную работу, не паникуйте. Скажите себе: «Если другие смогли это сделать, то почему же я не смогу?».

В то же время бывают ситуации, когда отдых может быть не просто полезен, а даже необходим.
Особенно смена деятельности бывает полезной в ситуации «тупика», когда длительные размышления не могут привести Вас к решению возникшей сложной проблемы, так как Вы просто перебираете одни и те же варианты по кругу. Порой, вернувшись к этой же проблеме на следующий день, Вы сможете решить ее всего за несколько минут.

 

^ Какие еще «угрозы» существуют в исследовательской работе?

Большую опасность для конечного результата исследования может нести непоследовательность. В ходе работы   над    долгосрочными    темами часто испытываешь   искушение  бросить   текущую   тему   и  заняться неожиданно   возникшей  и  крайне  любопытной  побочной  линией исследования, но вряд ли следует менять предмет исследований, пока он продолжает давать интересные результаты. Вы просто рискуете растратить время и силы, не доведя ни одно исследование до конца.

 

^ Каковы преимущества и недостатки коллективных исследований?

При участии в коллективных исследованиях Вы должны будете увязывать свой план работы с остальными участниками коллектива, но в то же время распределение обязанностей позволит Вам сосредоточиться на более детальном изучении Вашего сектора исследования.

Серьезным преимуществом коллективных исследований является возможность обсуждать Ваши идеи с другими. Прямой контакт с другими исследователями может являться наиболее плодотворным внешним стимулом к творческому мышлению. Кроме того, рассказывая другим людям о своих идеях или возникших трудностях, Вам для объяснения предмета придется сводить его к самым простым, но и самым существенным аспектам, а это, в свою очередь, приведет к тому, что Вы сами сможете переосмыслить и лучше понять все основные положения и найти решение возникших проблем.

Важную роль в конечном успехе может сыграть беспристрастное аналитическое обсуждение внутри коллектива, которое помогает выявлять и исправлять ошибки, однако критика всегда должна оставаться объективной.

 

^ Какой может и должна быть критика?

Высказывать критические замечания лучше всего дружеским тоном в расчете на то, что коллеги по научному исследованию хотят развивать науку с помощью взаимных и конструктивных советов. И что самое главное, в дискуссии не следует (насколько Вам позволяет воспитание) руководствоваться соображениями личного престижа и критиковать только ради демонстрации своей эрудиции. Вопрос должен ставиться не по принципу «кто прав», а по принципу «что правильно».

В любой области деятельности, а тем более в науке, воспитание в себе разумного критического подхода является одной из самых существенных предпосылок успеха. Способность к критическому суждению нужна ученому не только для оценки своих и чужих работ, но и для объективного и аргументированного ответа на критику, которой он неминуемо подвергнется, если достигнет результатов, противоречащих общепринятой точке зрения. Нужно быть готовым к тому, что критика может оказаться резкой и агрессивной, вызывающий в Вас естественный протест, однако необходимо научиться не поддаваться этому чувству. Необходимо, с одной стороны, учиться не игнорировать критику лишь на том основании, что ее агрессивный тон раздражает Вас, а с другой – не расстраиваться из-за необоснованных нападок.

 

^ Как следует относиться к критике?

Если критика является разумной и высказывается должным образом, то она должна только приветствоваться. Такая критика привлекает внимание к некоторым аспектам проблемы, на которые начинающий исследователь мог не обратить внимания, и влияет на направление его исследования. Оживленные споры вокруг его работы и умелое парирование им критических нападок являются для исследователя дополнительным стимулом. На малозначимые идеи не нападают – их просто игнорируют. Острая полемика, по крайней мере, свидетельствует о том, что предложенная работа не является пустой банальностью.

Если Вы работаете над любой популярной, но дискуссионной темой, Вы можете только потерять время, если станете обращать внимание на каждое малосущественное или необоснованное критическое замечание. Однако на серьезную и аргументированную критику всегда следует реагировать – и не только письменным ответом, но и, если надо, выполнением экспериментов, необходимых для достаточно обоснованного ответа. При этом следует остерегаться придавать слишком большое значение бессмысленным нападкам, ибо с течением времени истина все равно выйдет наружу, и необоснованная критика забудется.

Серьезную угрозу для начинающего исследователя может представлять чрезмерно самокритичный подход, оказывающий парализующее воздействие. Как писал Г. Селье: «Слишком обремененный знаниями «книжный червь» склонен к пессимизму, ибо, по его мнению, все, что нужно, уже сделано, а если что-то и не сделано, то сделать это должным образом технически невозможно».1

Для того чтобы добиться успеха в исследовании, необходима известная доля оптимизма. Следует время от времени идти на риск, решая проблему, которая, возможно, и не выведет за рамки известного или окажется технически трудноосуществимой. Стоит также рискнуть подвергнуться нападкам, выдвинув новую концепцию, если только существует уверенность в ее важности и достаточной обоснованности.

 Трудно оставаться безразличным перед лицом недоброжелательной критики, а еще труднее относиться к ней с достаточной объективностью, чтобы воспользоваться содержащимися в ней «зернами истины», но этому искусству необходимо учиться.

 

^ Чем может помочь группа в процессе коллективного исследования?

Справедливо отмечено, что любая фундаментальная новая идея рождается в голове только одного человека, однако «обыгрывание» этой идеи в групповой дискуссии помогает отчетливо сформулировать ее. По признанию многих ученых, едва ли не самые лучшие идеи приходили им в голову именно в тот момент, когда они пытались объяснить своим слушателям нечто такое, что они еще только чувствовали, но не до конца понимали. Именно поэтому на совещаниях важно вести конструктивную дискуссию. Такой обмен мнениями чрезвычайно плодотворен, но он должен быть объективным и вестись в дружеском тоне. Даже если высказанные конструктивные аргументы вступают в противоречие с Вашими собственными взглядами, научное обсуждение должно быть свободно от борьбы за лидерство, от бестактного острословия или желания покрасоваться. Научная дискуссия помогает избежать той ограниченности, которая связана с укоренившимися навыками мышления. Такие дискуссии дают отличные возможности для обнаружения ошибок в наших рассуждениях.

Огромным преимуществом дискуссии является то, что она побуждает других принимать участие в обсуждении и тем самым способствовать развитию интересующей всех темы исследования – энтузиазм заразителен!

Весьма полезным приемом проведения плодотворной дискуссии и укрепления сплоченности группы является практика периодических устных сообщений о ходе работы.

 

Следует запомнить:

Индивидуальные исследования подразумевают большую свободу исследователя и больший объем самостоятельной работы, но требуют самодисциплины и стойкости к разочарованиям.

^ При участии в коллективных исследованиях Вы должны увязывать свой план работы с остальными участниками коллектива и имеете возможность обсуждать Ваши идеи с ними.

Разумный критический подход к оценке своих и чужих работ является одной из самых существенных предпосылок успеха.

 

 

^ ФИНАНСИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ НИР

Кто финансирует НИР?

За последние десятилетия принцип финансирования НИР в России претерпел значительные изменения. Если во времена СССР основным заказчиком практически всех научных изысканий являлось государство, т.е. государство определяло направления, которые было необходимо финансировать, и объявляло закрытый конкурс среди НИИ и КБ, либо же деньги распределялись без конкурса. В настоящее время появилось большое число различных международных и национальных фондов, которые уделяют большое внимание поддержанию и развитию фундаментальных исследований, а так же высшему образованию в России.

Направления, финансируемые фондами, достаточно обширны, это – естественные науки, гуманитарные науки, а также социально значимые исследования. Для молодых ученых во многих благотворительных организациях имеются специальные программы.

 

^ Каким образом фонды осуществляют финансирование?

Финансовую поддержку, оказываемую благотворительными фондами, можно разделить на несколько групп (Рис. 1).

 

 

http://technomag.edu.ru/data/277/688/1234/course7.gif

Рис.1. Виды финансовой поддержки

 

С чего начать поиск источника финансирования НИР?

Первым шагом для получения гранта, как в принципе и в любом другом деле, должно стать исследование всех имеющихся источников финансирования и определения наиболее подходящего Вам. Для этого можно, например, использовать специализированные Интернет-ресурсы такие как: www.rsci.ru и www.informika.ru. Здесь оперативно появляется информация о конкурсах и программах, проводимых различными фондами.

Если Вы уже участвовали в конкурсах, организуемых фондами, и получали от них финансовую поддержку, то Вы, наверняка, соответствуете их требованиям и можете попробовать получить целевой грант. Постоянно поддерживайте связь с этими организациями, они могут помочь Вам в поиске новых средств.

Прежде чем Вы начнете излагать свои идеи в письменном виде, нужно как можно больше узнать о той организации, которую Вы выбрали в качестве донора. Каковы ее цели и задачи, какие области деятельности представляют для нее больший интерес? Какие проекты эта организация уже финансировала в прошлом? При написании заявки Вам будет необходимо учесть приоритеты Вашего потенциального грантодателя.

Иногда имеется возможность пообщаться с представителями той организации, куда Вы собираетесь подавать заявку. Если удастся договориться о встрече с сотрудником фонда, то Вы получите возможность более подробно обсудить конкретные требования, предъявляемые к заявкам, соискателям, а также критерии оценки проектов. Полученная таким образом информация поможет Вам в дальнейшем при составлении заявки. После отправки заявки стоит еще раз созвониться с фондом, и узнать получили они Ваши материалы или нет.

После того как Вы провели исследование, попробуйте изложить свои идеи в письменном виде. Если фондовая организация, в которую Вы собираетесь подавать заявку, предлагает особые правила оформления,  Вам следует обязательно воспользоваться ими.

 

^ Как следует готовить заявку?

Когда Вы определили фонд или организацию-донора, куда будете подавать заявку, можно приступить к написанию заявки. Если для данной программы существуют жесткие требования для оформления заявки, то Вам нужно точно им следовать. Если же Вы представляете свой проект в какой-либо фонд без точной привязки к какой-либо программе, можете воспользоваться приведенными ниже рекомендациями, а оформленные должным образом сведения будут Вам полезны в будущих конкурсах. Следует только отметить, что эту информацию необходимо периодически пересматривать и переписывать.

 

^ Какой должна быть структура заявки?

Примерная структура заявки:

Резюме (аннотация)

Введение (описание организации и коллектива)

Постановка проблемы

Цели и задачи проекта

Методы реализации

Рабочий план выполнения проекта

Оценка эффекта реализации, отчетность проекта

Бюджет проекта

 

^ Что такое «Резюме заявки»?

Резюме заявки – это первое, что начинает читать эксперт фонда при рассмотрении Вашего предложения, а иногда и единственное. На основе той информации, которую Вы поместите в резюме, будет составлено представление о предлагаемом проекте. Поэтому резюме должно быть максимально ясным, кратким, четко выражающим предлагаемую цель и комплекс действий, гарантирующих успех в ее достижении.

Резюме (аннотация заявки) – это проект в сокращении, т.е. она должна вместить в себя краткое изложение всей заявки. Основными разделами аннотации являются:

  • информация о заявителе и его достижениях;

  • краткое описание проблемы (зачем нужен данный проект);

  • краткое изложение целей и задач проекта (что в результате получится);

  • методы и ресурсы (как будет выполняться данный проект, сроки);

  • краткая смета, состоящая из трех позиций:

  • общий бюджет проекта,

  • имеющееся финансирование (собственный вклад),

  • необходимая поддержка (запрашиваемая сумма).

 

Лучше всего писать резюме после того, как проект полностью оформлен, так как обычно во время работы над заявкой информация корректируется, и это необходимо также учесть в аннотации.

Обращайте внимание на то, чтобы резюме легко читалось, и даже человек, не имеющий отношение к данной области, мог понять, о чем идет речь.

 

^ На что следует обратить внимание при написании «Введения»?

Введение дает информацию, объясняющую, кто Вы такой, каковы области Ваших интересов и над чем Вы сейчас работаете. Оно должно представить Вас или Вашу организацию как надежного потенциального получателя гранта.

При написании «Введения» основное внимание уделите характеристике отличительных особенностей Вашей организации, которые делают ее уникальной. Особо стоит подчеркнуть сильные стороны, заслуживающие доверия и делающие Вас надежным партнером. Вот примерный перечень вопросов, ответы на которые могут продемонстрировать достоинства организации.

  • Когда Вы начали свою деятельность, с какими задачами и целями?

  • На какой стадии разработки находится Ваша работа?

  • Насколько широкую финансовую поддержку Вы имеете в настоящее время?

  • Что делает Вас, Вашу организацию или коллектив уникальными?

  • Каковы наиболее значительные достижения Вашего коллектива или организации в реализации других проектов (если Ваш коллектив образовался недавно, то каковы наиболее яркие достижения его членов)?

  • Какую поддержку Вы уже получали от других организаций и фондов? (Возможно приложение рекомендательных писем от этих организаций).

«Введение» должно быть убедительным, но кратким. Оно должно наглядно свидетельствовать о достижениях Вашей организации, особенно в тех областях деятельности, которые непосредственно связаны с Вашим проектом или объявленным конкурсом.

 

^ О чем нужно написать в «Постановке проблемы»?

В данном разделе заявки дается описание проблем, которые будут решаться в рамках предлагаемого проекта (программы).

Сначала следует описание ситуации, которая обусловила необходимость разработки предложения. Оно характеризует состояние дел в обществе, в науке или в образовании, то есть за пределами Вашей организации и не должно исходить из потребностей Вашей организации. Исключение составляют случаи, когда речь идет о выделении специальной финансовой помощи для повышения эффективности деятельности именно Вашей организации. Но и тогда отсутствие денег не должно фигурировать как основное препятствие для Вашей деятельности. Лучше пояснить, как изменится ситуация при получении гранта именно Вами.

При этом Вы должны быть уверены, что сформулировали проблему как реально решаемую Вашим коллективом за приемлемое время и с разумной финансовой поддержкой. Требуется логичное обоснование того, почему именно Вашей организации или коллективу следует поручить решение этой проблемы и почему предлагаемый Вами подход представляется наиболее оптимальным.

 

^ Как следует определять «Цели и задачи проекта»?

Цели формулируются как общие проблемы, решаемые в рамках проекта. Они с трудом поддаются численной оценке и дают лишь общие представления о статусе предлагаемой деятельности. В отличие от них, задачи, решаемые в рамках проекта, должны быть конкретными, оцениваемыми результатами реализации программы.

Задачи – максимально конкретизированные показатели деятельности по проекту. Реализация задач должна обеспечивать обещанное Вами изменение ситуации, описанной в разделе «Постановка проблемы». Необходимо добиваться, чтобы решаемые задачи соответствовали реальным возможностям изменения ситуации с учетом выбранных подходов и используемых ресурсов.

Постановка нереальных задач резко снижает шансы на получение гранта. Не следует путать задачи, решаемые в рамках проекта в целом, с проблемами, которые естественно будут возникать и решаться уже в рамках процесса реализации проекта. Они связаны с тем, что конкретно Вы собираетесь делать, а не с окончательным результатом от реализации всего проекта в целом. Их следует изложить в следующем разделе.

 

^ Для чего служит раздел «Методы реализации проекта»?

Основная цель данного раздела заявки – дать ясное представление о том, каким образом предполагается достичь конечных целей и решить поставленные задачи. Здесь следует продемонстрировать Ваше понимание всего механизма организации и осуществления предполагаемой деятельности, показать свою компетентность в оценке эффекта от промежуточных результатов деятельности и в возможных подходах к коррекции предлагаемых методов с учетом этих результатов.

 

^ О чем пишется в разделе «Методы реализации проекта»?

Данный раздел является самым объемным и подробным разделом заявки. В нем описывается стратегия и методы достижения целей проекта. Здесь следует раскрыть, какой конкретный набор стратегий и действий Вы выбираете для реализации проекта и достижения поставленных целей и почему.

Важно показать, что Вы достаточно хорошо знаете тех, кто занимается решением аналогичных или близких проблем, можете оценить используемые ими методы и обосновать преимущество Вашего подхода.

Учтите, что умение адекватно оценить альтернативные подходы говорит о Вашей компетентности в рассматриваемых вопросах и повышает у грантодателя чувство доверия к Вам. Особое внимание постарайтесь обратить на то, чтобы Ваш подход выглядел реалистичным и не включал огромного набора действий с неопределенными промежуточными результатами. Реалистическая и хорошо контролируемая программа действий выглядит наиболее привлекательной.

 

^ Каким может быть «Рабочий план выполнения проекта»?

Этот раздел часто включают в предыдущий – «Методы реализации». Если фонд, у которого Вы намереваетесь просить деньги на проект, в перечне разделов заявки отдельно обозначил рабочий план, следует очень серьезно подойти к вопросу предварительного планирования будущей деятельности коллектива исполнителей. Рабочий план может быть эскизным или подробным.

Эскизный план отличается общими формулировками и очень большими сроками выполнения этапов (6 мес. - год).

Подробный план похож на детальный план-график с указанием дат (не больше месяца), ответственных и промежуточных результатов.

 

^ Что необходимо показать в разделе «Оценка и отчетность по проекту»?

В данном разделе Вы должны продемонстрировать готовность измерить и предоставить информацию для оценки результатов работ по проекту.

Ваша программа может быть оценена в двух аспектах: определение эффективности достижения объявленных целей и решения поставленных задач. Этот подход к оценке эффекта реализации проекта основан на оценке результатов проекта. Такая концепция оценки основывается на анализе предложенных методов реализации проекта. Многие подходы к оценке эффектов реализации проекта субъективны в своей основе и скорее говорят о том, как люди относятся к Вашей программе, а не о том, какими могут стать результаты ее реализации. Можно предложить оценить эффект Вашего проекта другой организации или эксперту. Положительное мнение компетентного эксперта будет способствовать повышению объективности в оценке и степени доверия грантодателя к Вашему проекту.

 

^ Когда и каким образом осуществляется отчет?

Содержание и порядок представления итогового и промежуточных отчетов обычно оговариваются в договоре или соглашении, которое Вы заключаете с фондом.

При подготовке заявки следует сразу уточнить:

  • какие критерии можно использовать для оценки эффективности выполнения проекта;

  • будет ли проводиться промежуточный контроль в виде внутреннего или внешнего мониторинга;

  • предполагается ли проведение инспекций, экспертиз со стороны вышестоящих или сторонних организаций.

 

^ Какими бывают варианты оформления бюджета проекта?

Первый вариант предполагает подготовку достаточно детального бюджета по форме, рекомендованной или приведенной в комплекте заявочных форм.

Второй вариант не накладывает на Вас серьезных обязанностей по подготовке подробного бюджета (в крайнем случае, от Вас потребуется распределить средства на прочие затраты). Этот вариант проще, однако, Вы практически не управляете бюджетом проекта – за Вас все решил фонд.

Бюджет проекта должен удовлетворить организацию/фонд, куда Вы обращаетесь за грантом. Обычно фонд четко формализует позиции (статьи) бюджета проекта.

Как правило, в бюджете имеются три основных раздела:

  • персонал;

  • оборудование и прочие затраты;

  • накладные расходы.

 

О чем пишется в разделе «Персонал»?

Количество персонала и выполняемые функции; месячный оклад; время действия гранта; требуемая сумма (сколько требуется всего средств на оплату); имеющаяся сумма (из других источников); требующаяся (недостающая) сумма.

При составлении бюджета удобно запрашивать некую среднюю величину оклада, что позволит Вам варьировать эту сумму применительно к конкретному исполнителю. Следует заметить, что размер оклада должен быть сравним с окладами, применяемыми на практике.

 

^ Зачем необходимо указывать другие источники?

Фонд хочет знать, какими ресурсами Вы обладаете, и существует ли вероятность того, что, получив поддержку, Вы продолжите реализацию программы после прекращения финансовой помощи.

Как правило, грантодатель ждет от кандидатов на финансовую поддержку готовности взять на себя часть расходов по реализации проекта. Часто при составлении бюджета соискатели не указывают собственные затраты на проект. Например, кроме расходов, непосредственно относящихся к реализации проекта, могут быть и расходы, обеспечивающие техническую и общую инфраструктурную поддержку. Например, если Вы не включаете в свою заявку оплату труда бухгалтера или администратора локальной компьютерной сети, а их участие так или иначе понадобится – отразите часть их заработной платы как расходы организации по обеспечению проекта. Естественно, это стоит делать, если в проекте отсутствуют статья «накладные расходы».

 

^ Какую информацию следует помещать в разделе «Оборудование и прочие затраты»?

Основное в этом разделе – список всего оборудования, предполагаемого для использования в рамках проекта, включая как оплачиваемое, так и имеющееся; цены услуг по содержанию оборудования, если оно является абсолютно необходимым для Вашей программы; средства на поездки; стоимость канцелярских принадлежностей и почтовых расходов, стоимость подписки и публикаций. Предпочтительно не указывать больших сумм, так как это вызовет дополнительные вопросы со стороны источника финансирования.

 

^ Что может подразумеваться под накладными расходами?

Это затраты организации, не отождествляемые с реализацией проекта, но тем не менее необходимые для жизнедеятельности организации. Например, эксплуатация зданий и сооружений, оплата услуг связи, электроэнергии, отопления и т.п. Некоторые фонды определяют максимальный размер накладных расходов, которые могут отчисляться на обеспечение содержания инфраструктуры (в том числе и административно-управленческого персонала, бухгалтерского обслуживания).

Иногда отдельно оговаривается, что накладные расходы отсутствуют. При этом часто возникает ситуация, когда для выполнения проекта необходимо использовать инфраструктуру организации (помещения, компьютерную и другую технику, банковские счета), однако в условиях выделения гранта (например, в договоре с фондом) четко обозначено, что накладные расходы не предусмотрены. В таких случаях руководителю проекта желательно побеспокоится о включении в бюджет проекта позиций, которые можно будет отнести на нужды организации. Например, расходные материалы, связь, канцелярские принадлежности, часть зарплаты системного администратора, обслуживающего компьютерную сеть всей организации и т.п.

 

^ Что может помочь в получении финансирования?

Многие фонды волнует проблема «устойчивости», преемственности Вашей деятельности по проекту. Если Вы сможете показать, что по завершению работы по гранту Ваш проект будет продолжаться (либо, перейдя на самофинансирование, либо за счет каких-либо других источников), Ваши шансы получить финансовую поддержку резко возрастут. Для этого у Вас должен быть план финансирования работы в том же направлении в будущем. Нельзя недооценивать важность разработки плана, финансирования проекта в будущем. Тот факт, что деньги, выделенные фондом, пойдут на начало проекта, а в дальнейшем проект не прекратится после прекращения финансирования, является серьезным стимулом для принятия положительного решения по выделению средств. Как и вся Ваша заявка, такой план должен быть написан простым и понятным языком.

 

^ На что еще следует обращать внимание при поиске источников финансирования?

Добиться финансирования в первый раз нелегко, но зато потом у Вас появится возможность использовать свои предыдущие заслуги для получения средств из других организаций, так как при рассмотрении заявки многие отдают предпочтения тем, кто уже имел финансирование из других источников. Как только Вы заработает репутацию надежного партнера, Ваше  будущее можно считать обеспеченным.

Если Вы хотите подать заявку без объявленного конкурса, то стоит поинтересоваться, какова политика организации, выбранной Вами, в отношении таких заявок. По всем неясным вопросам стоит обязательно получить предварительную консультацию у сотрудников этой организации. Если же Ваша заявка составлена в ответ на объявление того или иного конкурса, убедитесь, что она точно соответствует объявленным требованиям. Постарайтесь включить в текст Вашего документа те же самые термины и выражения, которые использовались в объявлении о конкурсе. Избегайте чрезмерной перегрузки своей заявки профессиональным жаргоном.

 

^ О чем следует помнить при составлении заявки?

Организаторы конкурса могут быть незнакомы с Вашей организацией, условиями, в которых Вы живете и работаете, проблемами, которые решаете, поэтому постарайтесь кратко и точно изложить эту основную информацию.

Обязательно поместите самую важную информацию о своей организации и наиболее убедительные аргументы в пользу предполагаемого проекта в самом начале заявки. Очень часто эксперт фонда принимает решение, бегло проглядев первые одну – две страницы текста. Если же Вы не сможете четко и правильно сформировать главное о Вашем проекте, то проект может оказаться отвергнутым без серьезного рассмотрения.

При написании текста заявки лучше работать командой, включив в нее тех, кто будет принимать непосредственное участие в реализации проекта в случае положительного решения о выделении финансирования.


Следует запомнить:

^ Если фондовая организация, в которую Вы собираетесь обращаться за финансированием, предлагает особые правила для оформления заявки, то Вам нужно точно им следовать.

На основе той информации, которую Вы поместите в «Резюме заявки», будет составлено представление обо всем предлагаемом проекте.

^ Обязательно поместите самую важную информацию о своей организации и наиболее убедительные аргументы в пользу предполагаемого проекта в самом начале заявки.

 

 

Литература

1. Подготовка и продвижение проектов в благотворительные фонды и организации // Под ред. Борисова Н.В.  Междисциплинарный центр СПбГУ, 2002 г.

2. Пособие по составлению заявок на гранты // М. Мэйхен IREX

 

АСПИРАНТУРА

Где происходит подготовка научных работников?

По оценкам ЮНЕСКО в ХХI в. в высокоразвитых странах число научных работников должно составить 2–5% населения. Таким образом, подготовка научных кадров фактически превратилась в индустрию и осуществляется в сфере послевузовского профессионального образования, которая распределена по всем научным секторам. Основные формы подготовки – аспирантура и докторантура.

Обучение в аспирантуре всегда было престижным, поскольку ее выпускники считаются специалистами высшей квалификации. Само слово «аспирант» происходит от латинского aspirans (aspirantis) – домогающийся чего-нибудь, стремящийся к чему-либо.

 

^ В чем состоит суть обучения в аспирантуре?

Суть обучения в аспирантуре состоит в подготовке ученых. Обучение аспиранта основано на проведении самостоятельного научного исследования. Результаты исследования представляются в диссертации, научном произведении, выполненном, как правило, в форме рукописи и имеющем квалификационный характер. Диссертация должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложение научно обоснованных технических, экономических или технологических разработок, обеспечивающих решение важных прикладных задач. Таким образом, исследование аспиранта должно быть направлено на новые решения актуальной задачи.

 

^ Что такое «кандидатский минимум»?

Исследование аспиранта и работа над диссертацией занимают большую часть времени его обучения. Но, помимо готовой рукописи диссертации, для получения ученой степени необходимы результаты сдачи экзаменов кандидатского минимума (кандидатских экзаменов). Эти экзамены выступают как «надстройка» над проводимым исследованием, так как аспирант должен сначала выявить недостаток знаний, что возможно только после начала исследования, а затем компенсировать его при подготовке к экзаменам, заодно изучая другие вопросы.

 

^ На что следует обратить внимание в начале учебы в аспирантуре?

На первых этапах обучения у аспиранта есть повод для серьезных раздумий о своей специальности. Этот вопрос нужно обязательно обсудить с научным руководителем. После утверждения специальности следует также поинтересоваться у руководителя о диссертациях, за которые уже присуждены степени и, по его мнению, наиболее ярко демонстрируют требования к этой специальности.

 

^ Что такое шифр специальности?

Название ученой степени дополняется названием отрасли науки, к которой относится специальность ученого. Все специальности, в рамках которых проводятся диссертационные исследования, классифицируются по номенклатуре специальностей научных работников. Классификатор называется шифром специальности, и в его состав входят: шифр отрасли науки (2 знака), шифры группы специальностей и самой специальности (также по два знака). Шифр никогда не приводится частично, только все 6 цифр, разделенные точками.

 

Например:

Шифр специальности

Название специальности

05.00.00

Технические науки (отрасль)

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и автоматизация (группа специальностей)

05.13.13

Телекоммуникационные системы и компьютерные сети – (специальность)

 

Номенклатура специальностей утверждается специальными постановлениями, имеющими, как правило, три приложения:

  • приложение №1 доступно для всеобщего распространения,

  • приложение №2 – для служебного пользования (ДСП),

  • приложение №3 секретно (известно, что ученые степени могут также присуждаться в отрасли военных наук).

Отрасли взаимосвязаны, поэтому для многих специальностей предусмотрена возможность присуждения степени по двум или нескольким отраслям наук. Например, диссертация по специальности 08.00.13 – «Математические и инструментальные методы в экономике» может быть представлена на соискание степени кандидата экономических или физико-математических наук, что заранее накладывает на исследование специфические ограничения. В то же время, наличие в аспирантуре специальности само по себе не означает возможность защитить диссертацию по любой из отраслей наук, имеющих к ней отношение. В дополнение к специальности, уже вне рамок аспирантуры должен действовать диссертационный совет, имеющий право присуждения ученых степеней в той или иной отрасли науки. Право присуждения степеней диссертационный совет получает в случае соответствующей специализации ученых, входящих в его состав.

 

^ Кто должен помочь аспиранту на протяжении учебы?

В течение всего срока обучения у аспиранта есть научный руководитель. В зависимости от обстоятельств, научный руководитель может быть для аспиранта наставником, консультантом, посредником, коллегой. Очень важно правильно оценить роль научного руководителя. Он оказывает научную и методическую помощь, контролирует выполнение работы, может оказывать психологическую поддержку, давать рекомендации по поводу участия аспирантов в учебном процессе. Опыт научного руководителя нередко оказывается незаменимым. Нормативами определяется, что объем работы научного руководителя, связанный с одним аспирантом, равен пяти академическим часам ежемесячно.

Общение аспиранта с научным руководителем – наиболее существенное взаимодействие в рамках аспирантуры. Поскольку самостоятельность – важнейшая особенность обучения аспирантов, инициатива в общении всегда должна оставаться за ними. Многие научные руководители, к тому же, расценивают эту инициативу как показатель потенциала аспирантов и крайне редко сетуют на их чрезмерную энергию. Совместная деятельность научного руководителя и аспиранта должна быть нацелена на принятие совместных решений по результатам выполненной аспирантом работы. Таким образом, перед каждой встречей с научным руководителем следует как можно конкретнее представлять, что именно от него требуется: мнение о рабочем плане, рекомендации по использованию методов, помощь в редактировании статьи и т.д.

Стремясь к цели своего исследования, аспирант может стать в выбранной области даже более компетентен, чем его научный руководитель, поэтому аспирант должен заранее понимать, что не всякий его вопрос найдет ответ у научного руководителя.

 

^ Что можно сделать, если тема исследования выходит за рамки научных интересов руководителя?

В процессе обучения аспирант может почувствовать, что научный руководитель удовлетворяет не всем его требованиям. Это, как правило, происходит, когда исследование аспиранта находится «на стыке» специализаций разных кафедр или областей знаний. В таком случае аспирант вправе просить о назначении второго научного руководителя, который сможет консультировать его по вопросам второй специализации. Второй научный руководитель (он может называться научным консультантом) необязательно должен иметь отношение к организации, в которой обучается аспирант, т. е. может и не быть сотрудником или даже внештатным преподавателем данного вуза. Несмотря на то, что работа второго научного руководителя, как правило, не оплачивается, многие ученые, особенно молодые, могут быть заинтересованы участвовать в интересном исследовании. Кроме того, успешная защита диссертации аспирантом – всегда серьезная заслуга его руководителя, даже если он являлся вторым.

 

^ Что такое предзащита и когда она происходит?

Оконченная диссертация представляется на кафедру для предзащиты. Предзащита – обсуждение на заседании кафедры представленной диссертации и принятие решения относительно ее готовности к защите. Как правило, на предзащите аспиранту делаются замечания, требующие внесения изменений в рукопись. С момента предзащиты до защиты обычно проходит не менее трех месяцев. При этом на подготовку к защите после окончания аспирантуры выделяется только один месяц. Далее статус аспиранта уже безвозвратно теряется, а статус кандидата наук появляется только в течение четырех месяцев после поступления дела соискателя в ВАК. Это может иметь нежелательные последствия2, поэтому следует заранее запланировать дату предзащиты за 2-3 месяца до окончания обучения.

 

^ Как осуществляется присуждение ученых степеней?

Формально успешным результатом подготовки аспиранта является присуждение ему научной квалификации – ученой степени кандидата наук. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по итогам публичной защиты диссертации, а затем утверждается Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации (ВАКом РФ), который оформляет бланк диплома кандидата наук и отправляет его в диссертационный совет. Ученая степень доктора наук присуждается ВАКом по ходатайству диссертационного совета, поэтому все дипломы в РФ, подтверждающие присуждение ученой степени, являются дипломами государственного образца. Общественная аттестация при присуждение ученых степеней в РФ не допускается.

За рубежом ученая степень, близкая по уровню к степени кандидата наук, называется Ph. D. – Doctor of Philosophy3, что означает владение обладателем степени методологией науки. Следует отметить, что из названия степени Ph. D. неясно, с какими именно науками имел или имеет дело ученый, т. к. за рубежом не принята жесткая привязка проводимых исследований к специальностям.

 

^ Может ли ВАК не утвердить решение диссертационного совета?

Такие ситуации, когда ВАК не утверждает решение диссертационного совета, иногда возникают. Причин возврата диссертаций из ВАК несколько, основные: плагиат (или даже просто отсутствие ссылок на автора), низкое качество работ (грубое нарушение методики исследования, недостоверность данных), нарушение процедурных вопросов.

 

^ Что такое ученое звание?

Ученым и преподавателям с большим профессиональным опытом присваиваются ученые звания: доцента, старшего научного сотрудника, профессора. Наличие ученого звания доцента и профессора подтверждаются аттестатами государственного образца. Ученые звания доцента и старшего научного сотрудника присуждаются учеными советами вузов, процедура присвоения ученого звания профессора несколько сложнее. На кафедрах существуют также должности профессоров и доцентов, и их не всегда занимают люди, имеющие соответствующие ученые звания, что вполне допустимо. Указывая статус научного руководителя в официальных документах, аспирантам следует быть внимательнее и лучше уточнить все реквизиты.

Помимо ученых званий, существуют также академические звания члена-корреспондента и академика (действительного члена РАН, РАМН или РАСХН).

 

^ Какие перспективы открываются перед аспиратами?

Успешно защитившие диссертации аспиранты получают статус молодых ученых. Таких специалистов отличают способности к самообучению, самодисциплине, объективной оценке ситуации. Они часто проницательны в своих суждениях, умеют вносить рациональные идеи, обладают навыками обработки больших объемов информации, ее профессионального анализа, обобщения и изложения.

Какими бы призрачными не выглядели перспективы современных аспирантов, им необходимо иметь общее представление о своей потенциальной научной карьере. Молодыми ученые, по всеобщему признанию, являются до 35 лет и до этого возраста в большинстве объявляемых научных конкурсов они могут выступать на правах аспирантов. Подобные конкурсы имеют различную тематику и проводятся Российской академией наук, общественными организациями, ассоциациями и т. д. В качестве призов победителям могут выступать гранты на обучение и стажировки, почетные дипломы и медали, реже – денежные выплаты. Аспирантам такие конкурсы также могут оказаться полезными как возможность новых знакомств и совершенствования навыков изложения и оформления научных работ.

Другая альтернатива для кандидата наук – продолжение исследований для оформления диссертации на соискание степени доктора наук. Соискатели ученой степени доктора наук по какой-либо специальности необязательно должны быть кандидатами наук именно по этой специальности или в этой отрасли наук. Поэтому кандидат экономических наук может стать доктором технических наук и т. д.

 

^ Где может продолжить свою научную карьеру молодой ученый?

Вполне вероятный путь молодых ученых – преподавательская работа. Она может сочетаться с иной профессиональной деятельностью, это даже предпочтительнее. Любой вуз заинтересован в том, чтобы лекции студентам читали профессионалы, имеющие ученую степень. Такая деятельность всегда имеет достойно оплачиваемый спрос.

Кроме того, кандидатам наук предоставляется льготная возможность присвоения ученого звания доцента по кафедре. Необходимые условия для этого:

  • читать курс лекций на высоком методическом и научном уровне;

  • иметь стаж педагогической работы не менее трех лет (возможно, по совместительству, но срок обучения в аспирантуре не учитывается);

  • проработать в должности доцента не менее одного календарного года (возможно, по совместительству);

  • быть автором не менее двух учебно-методических работ или учебного пособия, изданных в течение последних трех лет (как правило);

  • быть автором не менее двух научных работ или монографии (главы в монографии), изданных в течение последних трех лет (как правило).

Руководство вузов обычно предполагает занятие выпускниками аспирантуры административных и управленческих должностей. Безусловно, существуют и иные формы партнерских отношений аспирантов и вуза (в фирмах аспирантов могут проходить практику студенты-дипломники, со временем ожидается выполнение силами аспирантов НИР на основе хоз. договоров и т. д.) Наиболее благоприятный сценарий научной карьеры означает для сегодняшних аспирантов получение в возрасте 40 лет ученой степени доктора наук и ученого звания профессора.

 

^ Какие права, обязанности и льготы имеют аспиранты?

Обучение аспирантов в системе послевузовского профессионального образования осуществляется на основе Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» от 13.01.96 г. №12-ФЗ, Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. №125-ФЗ, Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 27.03.98 г. №814.

Поскольку очные аспиранты уже являются специалистами с высшим профессиональным образованием, с ними устанавливаются кадровые отношения, т. е. обучение в аспирантуре является, по сути, профессиональной деятельностью. Как и положено в подобных условиях, происходит фиксирование даты зачисления в трудовой книжке.

Присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий регулируется Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий (утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.10.94 г. №1185) и Положением о порядке присвоения ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. №611). В силу несовершенства российской законодательной базы, а также динамики научной и образовательной сфер, эти документы могут меняться, дополняться и отменяться. Кроме того, льготы аспирантам иногда устанавливаются региональным и муниципальным законодательством.

Для полного осознания льгот, положенных аспирантам и кандидатам наук, могут помочь правовые информационные системы, например, ГАРАНТ, где в меню «Поиск по ситуации» даже предусмотрен раздел «Аспирант». Многие документы Минобразования РФ доступны на сервере «Информика», там же размещена иная, интересная для аспирантов информация, http://www.informika.ru.

 

Следует запомнить:

Аспиранту следует серьезно отнестись к выбору своей специальности.

Исследование аспиранта должно быть направлено на новые решения актуальной задачи.

Важную роль в процессе учебы в аспирантуре играет взаимодействие с научным руководителем.

 


1 Селье Г. «От мечты к открытию: как стать ученым» http://www.lib.ru/PSIHO/SELYE/otkrytie.txt.

2 Имеется в виду возможность призыва на военную службу, окончание сроков регистрации и т. д.

3 Доктор философии (англ.) Ученая степень доктора наук в англо-говорящих странах обозначается Dr.




Похожие:

Современная организация научной работы iconПравила оформления научной работы
Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литературы по теме исследования
Современная организация научной работы iconСовременная русская литература. Вопросы к экзамену
Современная драма: основные жанры, композиция, типы персонажей. Анализ одной пьесы по выбору
Современная организация научной работы iconМетодические рекомендации по организации и проведению комплексной итоговой работы в 1 классе. Приложение 4
Организация работы по определению стартовых возможностей первоклассников. Организация работы по определению уровня достижения планируемых...
Современная организация научной работы iconПлан работы главного управления образования, молодёжи и спорта на март 2012 г
Организация работы с детьми, имеющих отклонения в развитии и организация в образовательных заведениях интегрированного обучения детей...
Современная организация научной работы iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Взаимосвязь математики и музыки». Работу
Например, Дуглас Ховштадтер (американский физик и информатик) в своей научной книге «Гедель,Эшер,Бах» находит параллели между музыкой...
Современная организация научной работы iconОрганизация самостоятельной работы обучающихся
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и...
Современная организация научной работы iconСеминар для заместителей руководителей оу по вр «Организация исследовательской деятельности обучающихся»
Заседание муниципального родительского комитета «Организация профориентационной работы в условиях сельской школы»
Современная организация научной работы iconРеферат: Формы предоставления научной работы
Указ президента РФ о мерах по усилении государственной поддержки молодых ученых РФ
Современная организация научной работы iconОрганизация приема обучающихся в детские объединения гаоудод рк «Республиканский центр дополнительного образования»
Организация работы по приему детей и подростков в детские объединения основана на следующих нормативных документах
Современная организация научной работы iconОрганизация приема обучающихся в детские объединения гаоудод рк «Республиканский центр дополнительного образования»
Организация работы по приему детей и подростков в детские объединения основана на следующих нормативных документах
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов