Povesti Belkina icon

Povesti Belkina



НазваниеPovesti Belkina
страница1/2
Дата конвертации20.09.2012
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
  1   2



йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс




Система уроков по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина


Учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №13 с УИОП» Перовой Инессы Николаевны


30.06.2012


Г.о. Электросталь




Литература


  1. Н.Н.Полянских. Повесть Пушкина «Станционный смотритель» ст. в

журнале «Литра в школе» N 5-99 стр.50

  1. В.Влащенко. Проблема отцов и детей в прозе Пушкина. Ст. в газете

«Литература» N35-99rCTp.ll

  1. А.Г.Гукасова «повести Белкина» А.С.Пушкина. М:Издательство

академии пед. Наук, 1949г.

  1. В.П.Полухина, «Метод. Рекомендации к учеб. Хрестоматии лит-туры

6 кл.» М. «Просвещение» 1992г.

  1. Турьянская Б.И. и др. литература в бкл. : Урок за уроком. - М:

Русское слово, 1999г.

  1. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим...: Вопросы и задания по лит-

ре. : бкл. -М.:Просвещение, 1996г.

  1. А.Репин. «Метель» Пушкина: план анализа. Ст. в газете «Лит-ра» N9-

2000 стр.4

  1. В.Влащенко. Тайный пафос рассказа. Интерпретация нравственно-

духов. Смысла «Метели». Ст. в газете «Лит-ра» N 21-91 стр.6

  1. Л.Клипина, И.Барабашкина «Метель» Пушкина и музакльные иллюстрации Г.Свиридова к повести. Ст. в газете «Лит-ра» 27-2000 стр.14

  2. О.Павлова «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина. Ст. в газете «Лит-ра» N 2-2001 стр.13

  3. II.Е.Панкратова, обобщающий урок в 5-м пл. по повести А.С.Пушкина «Барышня-
    крестьянка» ст. в газете «Лит-ра» N 35-99 стр.12

  4. О.А.Ерёмина. Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в журнале «Литература в школе» N 1-99 стр.48


Система уроков


  1. История создания «повестей Белкина». Исторический комментарий. «Станционный смотритель».

  2. «Станционный смотритель». Идейное содержание повести.

  3. Повесть «Метель». Авторская ирония в описании любви Владимира и Марьи Гавриловны.

  4. Смысл названия повести. Стихотворение «Бесы» и музыка Свиридова.

  5. Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка».

  6. «Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина.

  7. Обобщающий урок-игра по повести Пушкина «Барышня-крестьянка».


Тема: «Повести Белкина». История создания. Повесть «Станционный смотритель».

Оборудование:

-Запись романса «Долго ль мне гулять по свету...»

-Видео-экскурсия «Дом станционного смотрителя»

-Запись романса «Я ехал к вам...»


1. Слово учителя об истории создания «Повестей Белкина».


В 1830г. Пушкин прибыл в первых числах сентября с. Болдино, чтобы войти во владение имением, переданным ему отцом по случаю предстоящей женитьбы. В Болдине он вынужден был задержаться из-за холерного карантина и пробыть там до декабря.

Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», - говорил он.

И мысли в голове волнуются в отваге. И рифмы лёгкие навстречу им бегут. И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут. Пушкину пришлось прожить в Болдине 3 месяца. За это время:

1. Закончил роман «Евгений Онегин»

  1. «Моцарт и Сальери»

  2. «Скупой рыцарь»

  3. «Каменный гость»

  4. «Пир во время чумы»

  5. «Дон Жуан»

  6. Поэма «Домик в Коломне»

  7. 30 лирических стихотворений

9.«Повести Белкина»

-Какие повести входят в сборник?

В «Повестях Белкина» П. показывает жизнь такой, какая она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов: о мелких чиновниках, о провинциальном дворянстве, о городской бедноте.


Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды. Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу «Гробовщика». Вспоминая о старинном кишинёвском приятеле - бесстрашном дуэлянте и боевом офицере полковнике Липранди - легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта - странника, ожидания и ночёвки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю», в «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными традициями.


-Почему сборник назван «Повести Белкина»?

Авторство повестей было приписано вымышленному лицу - Ивану Петровичу Белкину.

Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной

достоверности.

Вместе с тем использование распространенного в ту пору приёма лит. маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.

Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьется и которые напечатаем также анонимно. Под моим именем нельзя будет».

«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно». «Повести Белкина» стали образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов...

А вот как оценил это произведение А.Н.Толстой: «Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в 7-ой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».


Обратимся сегодня к повести «Станционный смотритель».


2. Психологическая подготовка.

*Прослушивание романса на слова Пушкина «Долго ль мне гулять на свете»...


3)Исторический комментарий.

Ребята! Представим время, когда ни железных дорог, ни машин, ни шоссе, ни, тем более, самолётов не было.

- На чём же передвигались тогда люди? (На лошадях)

Да, во времена Пушкина средством передвижения были лошади, запряженные в брички, коляски, кареты, телеги, шарабаны.

Езда для путешественников, пользующихся казёнными лошадьми, езда «На почтовых» (или «перекладных») осуществлялась так: путешественник запасался подорожной - документом, куда вносился его маршрут, чин, звание. Подорожная регистрировалась на станциях. На почтовых станциях фельдъегери и курьеры получали лошадей вне очереди, но если курьерских лошадей не было, то брали любых, затем лошадей получали путешественники более высоких чинов, а уж потом всё остальные.

Между городами, например, между Петербургом и Москвой, были станции. Люди ехали от одной станции к другой, останавливались на них, меняли лошадей, отдыхали, ели и снова отправлялись в путь. Хозяевами этих станций были станционные смотрители.

- Как путешественники относились к смотрителям? Зачитайте. (см. учебник на стр. 61)

Одну такую станцию, на которой, по преданию, останавливался Пушкин, можно найти сейчас под Петербургом. Там музей станционного смотрителя.

- Вот как она выглядела *(просмотр видео-экскурсии «В доме станционного смотрителя)


4) Беседа - анализ по содержанию повести.

-Дома вы читали повесть «Станционный смотритель». Что показалось вам особенным, запоминающимся в этой повести? *(Дать высказаться)

- Своей повести автор предпослал немного видоизменённые стихи своего друга поэта Петра Вяземского. Зачитайте их.

* «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор».

Коллежский регистратор - это один из самых мелких чинов в тогдашней России.

- А кто такой диктатор?

* Диктатор - правитель, обладающий неограниченными полномочиями.

- Всерьёз ли автор воспринимает эти слова князя Вяземского?

* Нет, здесь выражена горькая ирония, свойственная автору «Повестей»...

  1. Станционный смотритель имел самый низкий класс в служебной лестнице -14-ый.

  2. Терпел унижения и даже побои от проезжих, которые вымещали на нём досаду за скверную погоду, усталых лошадей или плохое настроение

- Как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций?

*Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце своё «искренним состраданием». Рассказчику, изъездившему много дорог, можно поверить.

- Кто такие станционные смотрители, по мнению рассказчика?

* Представление о смотрителе, как о «муромском разбойнике» , «изверге», притеснителе и грубияне, по мнению рассказчика, ложно. Они мирные труженики, услужливые, скромные и «не слишком сребролюбивые», оклеветаны людской молвой.

- Чем интересны автору эти люди?

* Добрым сердцем, незлобивостью, удивительным умением вести беседу, которую рассказчик часто предпочитает «речам какого-нибудь чиновника 6-го класса».

-Когда происходит действие повести?

*Май 1816-го года.

-Почему на станциях смотрители с рассказчиком не церемонятся? Какие размышления посещают путешественника?

* В ту пору он имел небольшой чин, а всё внимание смотрителя было сосредоточено на том, кто побогаче.

Но, как замечает рассказчик, подобные мысли посещали его, когда он был «молод и вспыльчив», а ныне эти «общеудобия» кажутся ему «в порядке вещей».

- Как вы думаете, почему?

* Видимо теперь у него чин повыше => и хлопот со смотрителями у него меньше.

- Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дочка смотрителя.

* Путешественника поразила красота 14-летней девочки, её голубые глаза. По словам отца, Дуня - «разумная», «проворная», «вся в покойницу мать».

- Какие детали, эпитеты обращают на себя внимание?

-разумная, проворная, «красота её меня поразила», «голубые глаза»


У.: Красивая, разумная, проворная, с голубыми глазами, вызывающими у читателя ассоциации с ясным небом, - в этих определениях весь характер, вся личность, вся судьба Дуни. В них выражено идеальное сочетание разных граней русского женского национального характера, необходимое и для благотворного влияния на других людей, и для выполнения главной природной миссии - сохранения и продолжения жизни.


- Как Вырин говорит о своей дочке, с каким чувством? Зачитайте.

* «с видом довольного самолюбия»


- Как Дуня ведёт себя с гостем?

* «Безо всякой робости» и даже позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание».


-Как ведёт себя гость с хозяевами станции? Почему так понравились ему смотритель и его дочка?

* Это были люди добрые, радушные, почувствовавшие интерес гостя к ним. Им есть о чём говорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как будто век были знакомы».


-Прочитайте описание интерьера.

* см. Учебник на стр. 62-63.


- Какие детали обстановки выделил рассказчик?

-Картинки, изображающие историю блудного сына, горшки с бальзаминами, пёстрая занавеска.

- Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет картинок?

*Эти картинки словно намекают на будущую историю «Блудной дочери», героини повести. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя.


- Зачитайте, как выглядит Вырин в первый приезд Белкина.

* см. учебник на стр. 63


У.: В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего.

*Звучит запись «Я ехал к вам»...


- Что же?

-Всё тот же домик, всё те же картинки

-Стол и кровать стоят на прежних местах, -смотритель переписывает подорожную

-чаепития


-Что же изменилось?

-Нет Дуни

-Всё показывает «ветхость и небрежность»

-Нет горшков с бальзаминами

-Самсон Вырин изменился.


- Зачитайте, как выглядит Вырин во второй приезд Белкина.

* см. учебник на стр. 64


- Какие детали подчеркивают, что Самсон Вырин запущен, стал дряхлым и болезненным.

-«Спал под тулупом»

-в 1-ый приезд: «Тут он принялся переписывать мою подорожную», т.е. сразу, а во 2-ой: «Покамест собирался переписывать мою подорожную продолжал шёпотом читать...»


5) Дом.з. (по рядам)

Пересказ «Минский на почтовой станции».

  1. от лица Минского. (Б) От лица Дуни,

  2. пересказ «Вырин в Петербурге».

  3. От лица Вырина.


Тема: Идейное содержание повести «Станционный смотритель».

Продолжение беседы-анализа по повести.

  • Прочитайте, как приехал ротмистр Минский на почтовую станцию. *См. учебник на стр.65

  • Посмотрите, как художник Добужинский изобразил приезд Минского на почтовую станцию. Опишите эту иллюстрацию.

учебник стр. 63


Посреди скромной, но опрятной комнаты - бравый гусар «в черкесской шапке, в военной шинели». В руках у него нагайка, которую он, вероятно, собирается призвать к ответу несчастного смотрителя. Смотритель же, обращенный к зрителю спиной, выказывает своей фигурой покорность: склонённая на бок голова, рука, заведённая за спину, полусогнутые ноги. И лишь появление Дуни смиряет злость гусара.


- Расскажите от лица Минского о его пребывании на почтовой станции. *Проверка Д/3 (А)


-Расскажите от лица Дуни о пребывании Минского на станции. *Проверка Д/3 (Б)


- Из каких слов рассказчика мы понимаем, что Дуня произвела сильное впечатление на Минского?

*Гусар подобрел, согласился ждать лошадей и даже заказал себе ужин. Ротмистр начал весело разговаривать со смотрителем и его дочерью. Минский, желая подольше задержаться на станции, сказался «больным», даже подкупил доктора.


-Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная «болезнь» грозит Дуне?

*Нет, Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского, они не слишком наблюдательные люди, иначе бы заметили, что «больной» «Выпил две чашки кофе и заказал себе обед», выпил кружку лимонада. И вместе с доктором «ели с большим аппетитом, выпил бутылку вина».


- Был ли поступок Дуни бегством?


*Нет. Отец сам посадил её в коляску прокатиться до церкви.


-Куда она уезжала?

* до церкви.


- Когда, в какой день?

«в священный день воскресный»


У.: Дуня уезжала до церкви, чтобы обрести свой дом, и уезжала в «священный день воскресный», к обедне. Слова-сигналы «день был воскресный», «обедня», «церковь» вызывают мысль о благословении автором и самим Богом пути Дуни и Минского. Для автора следование героини путём, угодным Богу, важнее выполнения долга перед отцом. В этом проявляется христианская точка зрения самого автора.


- С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина?

* «Бедняк занемог сильной горячкой». В тоне рассказчика уже нет и тени иронии, когда он говорит, что несчастный старик «слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик». В голосе автора - искреннее сочувствие.


- Расскажите от лица Вырина, как он спасал Дуню.

* проверка Д/3 (В)


- Почему Минский в Петербурге так бесцеремонно, грубо и жестоко поступает с отцом своей любимой? Почему Дуня ни разу не встретилась и не поговорила с ним?

* Всё дело в том, что Дуня и Минский хорошо понимали: никакие уговоры, обещания и клятвы ничего не дадут, бессмысленны и бесполезны. Сначала смотритель ни за что не отпустил бы с проезжим гусаром, а в Петербурге при малейшей возможности сделал бы всё, чтобы вернуть домой свою «заблудшую овечку».


У.: И вот здесь мы возвращаемся к ключевым словам, характеризующим смотрителя, - «довольное самолюбие». Слишком слепой, эгоистичной и ограниченной была любовь Самсона Вырина к своей дочке, что помешало ему поверить в действительную «разумность» Дуни. В нём не было истинной любви и истинной мудрости, не было смирения отца из евангельской притчи, который не препятствовал уходу младшего сына.


- Подумайте, как Минский относится к Дуне. Любит ли её «Коварный соблазнитель» или играет чувствами девушки?

*Минский, похоже, по-настоящему любит Дуню, окружил её вниманием и роскошью, но и Дуня любит своего «похитителя»: с какой нежностью смотрела она на Минского, «наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы».


- Что же Пушкин, приукрашивает жизнь? Коварный соблазнитель превращается в нежного и любящего человека?

«Проворность» Дуни проявляется в том, что она своей красотой и разумностью смогла «победить» и Минского, и Петербург и стать «прекрасной барыней».


- Как заканчивается жизнь Самсона Вырина?

* Он спился и умер.

У.: Сам смотритель оказался в роли «блудного сына» - грешного и падшего: пожелал могилы Дуне, отчаялся, обессилел, спился.

Самсон - говорящее имя, имя доблестного героя библейского мира. Наш же Самсон Вырин - воплощение бессилия. Рассказчик его называет «бедным», а Дуню «прекрасной». Самый большой грех в православии - неумение простить. Смотритель выбирает кабак и погибает, не простив свою дочь.

У.: И вот 3-ий приезд Белкина на ту же станцию.


- Какой пейзаж сопровождает приезд?

*Рассказчик приезжает на станцию осенью, «на закате». Небо заволокло серыми тучами, с пустых полей дует холодный ветер, жёлтые и красные листья уже не радуют взора.

  • ^ Почему ясно, что прекрасная барыня-Дуня?

*Она говорит: «Я сама дорогу знаю».

  • Счастлива ли Дуня?

* Мы узнаём, что у неё трое детей. Она богата: шестёрка лошадей, моська.


- Почему Дуня плачет?

* В плаче Дуни на могиле отца - глубокая, сильная и искренняя жалость к отцу и ,конечно, понимание своей вины перед ним, вины от того, что бессильна была повлиять на душу и сердце его, дать ему терпения и надежды.


У.: Главная причина беды у Пушкина заключается не в устройстве мира, не в случайностях, а в самом человеке.

Соединение Дуни и отца в жизни было невозможно и произошло только на могиле, после завершения его земного пути.

Автор, конечно, не судит, не обвиняет «бедного смотрителя». Он занимает позицию отца из евангельской притчи, позицию высокого и мудрого смирения перед жизнью.

Пушкин никого не поучает. Он считал, что «цель художества есть идеал, а не нравоучение».


Д/3 Сочинение «О чём заставляет задуматься повесть Пушкина «станционный смотритель»».

Примерный план.

  1. Вступление. О своём первом впечатлении, о вопросах, которые возникли при чтении повести.

  2. Какие проблемы поднимает автор и как их разрешает?

  3. Какую роль играют библейские картинки?

  4. Какую роль играют портреты Дуни и Самсона Вырина?

  5. Какие черты скрыты за внешностью героев?

  6. Говорящие детали и символы в повести.

  7. К каким выводам приводит нас Пушкин?

  8. Ваше отношение к героям и поставленным проблемам.


Д/3 прочитать повесть «Метель».

Пересказ «История любви Владимира и Маши».


Тема:
  1   2



Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы