В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его icon

В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его



НазваниеВ сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его
Дата конвертации14.09.2012
Размер39.26 Kb.
ТипСказка
1. /10. Салтыков- Щедрин.Сказки/Салтыков- Щедрин. Сказки.doc
2. /10. Салтыков- Щедрин.Сказки/Тема народа в сказках.doc
Жанр политической сатиры, внешне сохраняющий все признаки сказки, но внутреннее содержание
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его

«Сказки» занимают одно из важнейших мест в творчестве М. Е. Салтыкова-

Щедрина. Все они являются сатирическими произведениями

и высмеивают русскую действительность: глупых и ленивых

помещиков-эксплуататоров-крепостников, жадных представителей

правящего класса, обывателей, смирившихся перед реакцией, трусливых

и продажных либералов, жестоких самодержавцев России -

все эти образы возникают перед читателями. Но главный образ сказок,

да и всего, пожалуй, творчества - образ великого русского народа-

труженика.

В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его

эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных

зверюшек, птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»),

а эксплуататоры - в образах хищников.

Во всех сказках присутствует обобщенный образ труженика, над

которым издеваются угнетатели. Это и Коняга, представляющий

собой символ рабочей крестьянской Руси, и мужик из «Повести о том,

как один мужик двух генералов прокормил», и многие другие...

Изображая тяжелую жизнь трудового народа, Щедрин сочувствует

ему, но в то же время и скорбит о его смиренности и покорности

угнетателям, безмерном послушании. Горько смеется автор, когда

пишет о том, как мужик сам себя упрекает и гадает, «как бы ему

своих генералов обрадовать за то, чтобы его, тунеядца, жаловали и мужицким

его трудом не гнушались!» Горький смех чувствуется

и сквозь строчки автора, когда он рассказывает о том, как мужик

сам свил себе веревку, которой его потом и связали («Повесть о том,

как один мужик двух генералов прокормил»).

Практически во всех сказках Щедрин рисует мужика с любовью,

показывая его великую силу и благородство. Народ в его произведениях

честен, добр, смел и умен. Он может сделать все: и себя с барином

прокормить («... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас

и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!»), и избу построить

и коня подковать, и одежду сшить, и «море-океан» перемахнуть,

и корабль построить.
Так, например, каким удальцом рисует Салтыков мужика

в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»:

все он знает, все умеет, даже суп в пригоршне сварить. Подчеркивается

его ловкость, смекалка. Генералов же писатель описывает совсем

по-иному. Они «ничего не понимают», они грязны физически и духовно,

SQP

трусливы, беспомощны, жадны, глупы, ленивы. Сатирически рисует их

Щедрин, но не щадит он и мужика: автор показывает нам, насколько

сильный, здоровенный мужик бессилен перед хозяином, который

в тысячу раз слабее его, насколько слепо и беспрекословно подчиняется

он ему.

Символом крестьянской России, замученной эксплуататорами,

является образ Коняги из одноименной сказки. «Коняга - обыкновенный

мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными

ребрами и обвисшими плечами, с разбитыми ногами.

Немного на такой животине наработаешь, а работать надо», - так

рисует портрет Коняги Щедрин. Коняга - труженик, источник жизни

для всех, благодаря ему на необъятных полях растет хлеб, который

ему, правда, не дано отведать. Его удел - каторжный труд: «Нет конца

работе! Работай исчерпывается весь смысл его существования; для

нее он зачат и рожден...» Замучен и избит Коняга, «а силы... набраться

неоткуда». Но только он один способен освободить родную страну.

«Из века в век цепенеет грозная неподвижная громада полей, словно

силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу

из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю

эта задача - мужику да Коняге». Эта сказка - гимн трудовому народу

России. А сколько чувств вложено в следующие строчки: «Вот уж

именно, дело мастера боится! Упирайся, Коняга! Вот у кого учиться

надо! Вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!» В этих

словах и гордость за силу и умение русского народа, и боль о каторжной

судьбе его, и горечь.

Тема народа в сказках Салтыкова- Щедрина

Одной из основных идей, которые проповедует автор в своих

сказках, является освобождение крестьян от ига самодержавия в лице

помещиков. Лучше всего, я думаю, эта мысль просматривается

в сказке «Дикий помещик», где Щедрин как бы собрал воедино все

идеи по этому поводу. Здесь особо остро поставлена проблема взаимоотношений

между замученным народом и крепостниками: «Скотинка

на водопой выйдет - помещик кричит: моя вода! Курица за

околицу выбредет - помещик кричит: моя земля! И земля, и вода,

и воздух - все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь,

прута не стало, чем избу вымести». Щедрин показывает, что происходит

с помещиком, брошенным крестьянами: он становится лютым

хищником, немытым, небритым, умирающим от голода, одичавшим,

а хозяйство его тем более заброшено («...в саду у него яблони

репейником обросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,

а в парке звери дикие воют».) То есть писатель хочет показать, что

нет жизни барину без мужика, не может помещик сам о себе позаботится,

не может самому себе куска хлеба достать. А как только возвращается

народ, все становится на свои места. Этим Щедрин говорит,

что народ - вот настоящий создатель богатств, а его хозяин - лишь

потребитель (да к тому же неблагодарный!)

SQQ

Теперь ясно, что сама сказочная форма выбрана Салтыковым не

случайно - это наиболее доступный, демократический жанр. В сказке

легче скрыть политические идеи, а ведь цензура в те годы была очень

жестка. Сказки Салтыкова отличаются от русских народных, хотя

в них также действуют животные, олицетворяющие человеческие

пороки. Герои Щедринских сказок статичны, они не развиваются,

бунтуют против хозяев, выполняют все, что приказывают, и ни слова

поперек не говорят. Почему же? Потому, что таков русский дух, русский

человек с его беспредельным добром; простой и большой, как

сама Россия, душой!




Похожие:

В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его icon1(Ш). На стержень действуют две параллельные силы, равные F1 = 10 h и F2 = 25 н и направленные в противоположные стороны
Ш. На стержень действуют две параллельные силы, равные F1 = 10 h и F2 = 25 н и направленные в противоположные стороны. Определите...
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его iconДокументи
1. /НАРОД И ГОСПОДА В СКАЗКАХ М.docx
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его iconКонтрольная работа №3 по теме «Взаимодействие тел. Силы»
На неподвижный брусок начинают действовать две силы F1 =20 Н, F2 = 15 Н. Куда будет двигаться тело? F1 F2 а вправо б влево в останется...
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его iconСоциальные отношения Проверяемые знания
Социальная структура общества; социальные группы; семья как малая группа; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте;...
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его iconЭкономика. Кризис и его социальные последствия
Экономика. Кризис и его социальные последствия 2009 год в экономическом отношении являлся наиболее трудным годом для Республики Коми....
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его iconСеминар педагогов дополнительного образования
Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах, поговорках. В полевых...
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его iconТрудовой договор: понятие, содержание, виды
Во-вторых, трудовой договор представляет собой правоотношение, содержанием которого выступают права и обязанности его субъектов
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его icon1. Вступление Предназначенье русского народа
Проблема судьбы одинаково волнует любую нацию, любой народ, но у всех она складывается по-своему. Про наш народ издревле принято...
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его iconЛекция №3 Физиология труда и ее задачи
Физиология труда, раздел физиологии, изучающий закономерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции при...
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его iconРавновесие Гебо. 4 луча -равной длины, одинаковой силы воздействия
Мне пришел образ, что Гебо это одновременно две палки и тесёмка – то есть нечто связанное и связующее
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его iconЮ. А. Гусев духовно-творческая эволюция россии (русская экология духа)
Сталина «Лидеры приходят и уходят, а народ остаётся!» Народ действительно остаётся, хотя лидеры приходят не из Космоса, а из того...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов