История возникновения и развития метода учебных проектов icon

История возникновения и развития метода учебных проектов



НазваниеИстория возникновения и развития метода учебных проектов
г.о. Электросталь
Дата конвертации14.09.2012
Размер126.47 Kb.
ТипУрок





Метод проектов

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы


Автор: Перова Инесса Николаевна

МОУ «СОШ №13 с УИОП» г.о. Электросталь


Ушли уже в прошлое рефераты и доклады, скачанные учащимися из Интернета. Такие виды работ не развивают творческого потенциала школьников и мало что дают в образовательном смысле. Гораздо интереснее что-то создавать самим, так сказать, решать проблему в прикладном плане. Этим мы и занимаемся в своей проектной деятельности на уроках и во внеурочное время. Помогает мне в этом и кружок "Творческая мастерская", на занятиях которого мы с ребятами осваиваем мультимедийные технологии и пробуем создать что-то нужное как учителю, так и ученикам.

В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, более известная в педагогике как так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, практическая деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

^ История возникновения и развития метода учебных проектов.

Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
Согласно теории Джона Дьюи

  • ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании

  • усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс

  • ребёнок усваивает материал, не просто слушая и воспринимая материал, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения


Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

  • проблематизация учебного материала

  • активность ребёнка

  • связь обучения с жизнью, игрой, трудом



В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Так, тема "Работа в гончарной комнате" предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек.

После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

^ Целью проектной деятельности является

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

^ Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- ^ Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- ^ Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- ^ Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

^ Классификация проектов



1. Исследовательский проект.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

При выполнении проекта ученик:

- Структурирует проект в логике научного исследования,

- Включает в проект аргументацию его актуальности,

- Определяет объект и предмет исследования,

- Обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования,

- Определяет методы исследования,

- Конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования,

- Определяет пути решения проблем,

- Осваивает новое опытным путем,

- Оформляет проект в виде выводов,

- Подтверждает или опровергает гипотезу,

- Выходит на новый спектр проблем.

Примером такого проекта может служить работа учащегося 11И класса Дорохова Сергея «Американизация языка и общества». В ходе исследования учащимся были поставлены вопросы: Как влияет американизация на сознание русского человека? Какими путями заимствуются слова в русском языке? Почему заимствуются слова? Что будет с языком при таком обильном заимствовании? Ученик провёл социологический опрос, составил словарь англоязычных заимствований, собрал и систематизировал теоретический материал по проблеме, учащимися было написано сочинение «Как я отношусь к американизации языка и общества?» Работа презентовалась в рамках конкурса «Шаг в будущее. Электросталь – 2004» и заняла 1 место.

^ 2. Информационный проект.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки") и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции,

- Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,

- Обобщает и анализирует информацию,

- Делает выводы,

- Корректирует поиск по уточненным направлениям,

- Анализирует и обобщает новые факты,

- Проводит презентацию,

- Организует проведение «внешней» оценки.

Примером такого проекта может являться работа Галынской Карины, учащейся 11И класса, на тему «Княжна Тараканова». В ходе работы ученица собрала и обобщила материал по биографии княжны Таракановой, прочитала художественные и научные книги по теме, посмотрела художественные фильмы о ней. В ходе работы был создан сайт о княжне Таракановой.

^ 3. Творческий проект.

Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);

- Договаривается с группой или учителем о жанре,

- Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,

- Стремится получить творческий продукт,

- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

Пример такого проекта – работа учащихся 10И класса «По следам героев Булгакова», представляющая собой видеофильм, хотя этот проект можно назвать и исследовательским, так как учащиеся в ходе работы над проектом изучили и систематизировали все имеющиеся сведения об адресах героев Булгакова, составили маршрут экскурсии, прошли этим маршрутом, сняли фильм. Данная работа была презентована на конкурсе «Шаг в будущее. Электросталь – 2010» и заняла 1 место. Ребята выступили с докладом на заключительной конференции.

Также примером творческого проекта можно считать и работу Ковалёва В. и Насырова Р. «Блок и Люба Менделеева», выполненную в форме документального фильма. Ребята собрали и обработали биографический материал, создали сценарий фильма, записали звук, создали фильм. Работа была презентована на конкурсе «Шаг в будущее. Электросталь – 2009» и заняла 1 место в номинации «Литература».

К 2010-летию А. С. Пушкина учащимися 7М класса были созданы мини-проекты «У лукоморья» и «Памяти Пушкина». Первая работа – озвученная презентация, вторая – видеоролик. Обе работы заняли 1 место на городском конкурсе проектов «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу». В ходе проекта ребята сделали благое дело: нашли старые записи воспоминаний Б. Окуджавы и Б. Ахмадулиной и использовали их в проекте.

Творческий проект может выполняться и на уроке. Так, по повести Гоголя «Тарас Бульба» мы создавали сценарий диафильма. Дома ребята рисовали «кадры», потом отсканировали их. Озвучивая фильм, работали над выразительным чтением отрывка. Потом монтировали фильм. Теперь эту работу можно использовать на уроках литературы.

Пример творческого проекта – работа учащихся 11М класса, состоящая из трёх документальных фильмов, - «Священники Богородского края». Ребята рассказали о репрессированных священниках. Один из проектов создан по личным воспоминаниям ветерана войны Владыченского К. В., которыми он с нами поделился, рассказав про своего деда – отца Сергия Владыченского. Имя этого священника почти совсем неизвестно было до нашей работы. Теперь с ней можно познакомиться в сети Интернет. Работа заняла 3 место в номинации «Краеведение» в конкурсе «Шаг в будущее. Электросталь – 2010»

^ 4. Игровой проект.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая, приключенческая;

- Намечает «игровые» роли,

- Подчиняет логику ролей содержанию проекта,

- Моделирует ситуации,

- Проигрывает «виртуальные реальности».

На уроке по повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка» в 6 классе форма урока была – заседание редакционной коллегии. Каждый ученик выполнял заранее выбранную роль: художник, литературовед, критик, журналист. Художники рисовали эскизы обложек, литературоведы анализировали фрагменты, критик пытался найти недочёты, журналисты проводили социологический опрос, брали интервью.

Также творческим проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений. Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, пробумывают костюмы, работают над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам. Такие проекты мы использовали, например, на уроке по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» «Три встречи Гринёва и Пугачёва»(8М класс)

На уроке по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» мы ставили «немую сцену». Каждый ученик получил свою роль, объяснил, что выражает поза персонажа, «вошёл в образ» и попытался изобразить персонажа. Вот что у нас получилось.


Такой урок-проект или творческая мастерская был у нас в 10 классе. Ребята были разбиты на группы. Каждая группа получила ситуацию и опорные слова, по которым в ходе урока они должны были создать сценарий рекламы о русском языке. В конце урока ребята разыграли ситуации. Потом во внеучебное время они сняли ролики по своим сценариям. Эта работа стала частью большого группового проекта «Тенденция огрубления русского языка».

Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например, инсценировки былин, пантомимы по былинам, или инсценировки сказок в 5 классе.





Игровой проект был воплощён на уроке-суде над князем Игорем. Ребята готовились к нему, сочиняли стилизованные речи своих персонажей – князя Игоря, Ярославны, дружинника, Кончака. Прокурор составлял обвинительную речь.


^ 5. Практико-ориентированный проект.

Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

- Обозначает результат в начале проектной деятельности,

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

- Получает конкретный материальный продукт...

- Задает жесткую структуру,

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

- Получает конкретный материальный продукт, который заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города и т. д. Например, учебное пособие для кабинета по предмету. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Думаю, многие это делают. Но ещё лучше - оформить работу в виде презентации. Тогда это и нагляднее, и легче используется на уроке.

Примером таких проектов могут быть телепередачи о русском языке, созданные ребятами 8И класса. Теперь их можно использовать на уроках русского языка или на занятиях факультатива. Эта работа была презентована на конкурсе «Шаг в будущее. Электросталь – 2010» и заняла 2 место в номинации «Русский язык».

Также на занятиях кружка «Творческая мастерская» мы с ребятами учимся создавать мини-проекты «В помощь учителю». Это тесты, кроссворды, выполненные в виде презентации. Их можно также использовать на уроках. Примеры таких работ – Тест Корочкиной Лизы и Грищенкова Алексея, кроссворды Кониной Дарьи и Красотенко Татьяны. Для лучшего запоминания правил ребята сочиняют лингвистические сказки, которые потом обрабатывают и создают или презентации, или клипы для использования на уроках.

Практико-ориентированный проект – «Тенденция огрубления языка и общества». Это групповой долговременный проект. В ходе работы над проектом ребята изучили научные статьи по проблеме, обобщили материал, провели социологический опрос, собрали материалы публицистики, создали комиксы, рекламу, и слоганы о русском языке. Работа состояла из двух частей – теоретической и практической. Защита проходила в ходе конференции «Шаг в будущее. Электросталь – 2007» и заняла 1 место. Потом с результатами работы ребята познакомили учащихся школы в ходе диспут-клуба о проблемах языка.

^ Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

Рефлексивные умения:

  • умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

Навыки оценочной самостоятельности.

  • Умения работать сотрудничая:

  • умения коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнером;

  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • навыки делового партнерского общения;

  • умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение находить компромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.



Этапы работы над проектом







Похожие:

История возникновения и развития метода учебных проектов iconМетодические рекомендации по созданию компьютерных презентации Результативность (продуктивность метода) Трудоемкость метода проектов
Алгоритм действий учителя при организации проектной деятельности учащихся на уроке
История возникновения и развития метода учебных проектов iconИспользование метода проектов на уроках
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют...
История возникновения и развития метода учебных проектов iconМетод проектов на уроках русского языка и литературы Крупко А. И., учитель русского языка и литературы, гимназия №6 г. Мурманска в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
Использование метода проектов один из наиболее адекватных способов решения этих задач
История возникновения и развития метода учебных проектов iconС. А. Майзель Краткая история создания и развития Аргентинской республики. От Мендосы до Перона. Настоящая работа представляет собой краткий авторский конспект
Аргентина, и до возникновения самого государства Аргентина и аргентинского народа, а также по истории его дальнейшего развития и...
История возникновения и развития метода учебных проектов iconМетодические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании физики
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», учащиеся 8-11 классов
История возникновения и развития метода учебных проектов iconСодержание: история возникновения и развития систем счисления
Язык чисел, как и любой другой, имеет свой алфавит. В том языке чисел, которым мы обычно пользуемся, алфавитом служат десять цифр...
История возникновения и развития метода учебных проектов iconПрезентация по теме: «История развития и возникновения систем счисления» 10 кл. Цели урока
Познакомить учащихся с понятием систем счисления, развитием систем счисления от буквенных до позиционных, дать понятие основания...
История возникновения и развития метода учебных проектов iconИстория возникновения села Ворсиха
Дворов 136, мужчин 303, женщин 360. [1] По последним данным год возникновения села -1761. В первое воскресенье июля 2011 года жители...
История возникновения и развития метода учебных проектов iconИстория возникновения села Ворсиха
Дворов 136, мужчин 303, женщин 360. [1] По последним данным год возникновения села -1761. В первое воскресенье июля 2011 года жители...
История возникновения и развития метода учебных проектов iconИстория развития анестезиологии. История развития анестезиологии
Этапы развития местного обезболивания. Т. Мортон и эфирный наркоз. Развитие анестезиологии до открытия миорелаксантов. Развитие анестезиологии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов