Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи» icon

Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи»



НазваниеЗадание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи»
Дата конвертации14.09.2012
Размер95.05 Kb.
ТипОтчет

Задание А10, В2

Морфологический анализ

Из «Аналитического отчета ФИПИ» 2011 года

«Чаще всего неверно квалифицируются особые формы глагола, производные предлоги, частицы. Значительную трудность для экзаменуемых представляет распознавание краткой формы прилагательного, форм степеней сравнения, местоимений того или иного разряда. Также выпускники часто не различают прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, краткие прилагательные и глаголы, наречия и частицы; допускают ошибки в определении границ производных предлогов…Задания на поиск наречий в превосходной степени оказались наиболее сложными».


^ Отличие причастий от деепричастий

Различайте особые формы глагола!

Причастия

1. Относятся к существительному и обозначают признак предмета по действию.

2. Бывают определениями или составной частью сказуемого. Отвечают на вопросы: какой? каков?

3. Согласуются с существительными в роде, числе, падеже.

Определяйте причастия по суффиксам!

^ Действительные причастия

Страдательные причастия

Наст. времени

Прош.

времени

Наст. времени

Прош.

времени

-ущ-,-ющ-

-ащ-, -ящ-

(бегУЩий, думаЮЩий, кричАЩий,

клеЯЩий)

-вш-

-ш-

(бежаВШий,

несШий)

-ем-,

-ом-

-им-

(читаЕМая, ведОМый, гонИМый)

-енн-,

-нн-,

-т-

(распилЕННый, тронуТый, просеяННый)




Деепричастия

1. Относятся только к глаголу-сказуемому, обозначают добавочное действие.

2. Бывают только обстоятельством. Отвечают на вопросы: когда? как? каким образом? с какой цепью? почему?

3. Неизменяемая форма.

4. Имеют суффиксы -а- (-я-), -в-, -вши-, -ши-

(дышА, бегаЯ, сделаВ,принарядиВШИсь,напрягШИсь)

Запомните!

Некоторые прилагательные (готов, намерен, обязан, склонен, расположен, рад, горазд, должен, люб, надобен и пр.) употребляются в современном русском языке только в краткой форме! Чаще всего именно эти слова в тексте многие ученики не определяют как краткие прилагательные! В предложениях они являются частью сказуемого.

Например:

Готов ждать, но не верю твоим словам. ^ Рад бы спеть, да не могу.

Способ разграничения сравнительной степени прилагательного и наречия

По главному слову в словосочетании: установите, от какого слова зависит форма сравнительной степени

Если от существительного – это прилагательное: Ночь (какова?) темнее прежней.

Если от глагола – это наречие: Он пошёл (как?) быстрее.


^ Способ разграничения союзов и союзных слов

Союзное слово можно заменить существительным другим местоимением: Это был дом, который построил мой отец (Ср.:Это был дом. Дом построил мой отец. Его построил отец.)

Союзное слово можно заменить другим союзным словом:^ Это был дом, что построил мой отец.

Союзные слова имеют лексическое значение.(См. предыдущие примеры)

Cоюзные слова являются членами предложения. (В предыдущих примерах – это дополнение).

На союзное слово падает логическое ударение: ^ Я знаю, что ты мне хочешь сказать.

Союзное слово невозможно удалить без изменения смысла предложения: Мне сообщили, когда ты приедешь.

Союзы не имеют лексического значения, не являются членами предложения, в большинстве случаев союз можно выпустить, смысл предложения не изменится: Мы видели, что ты пришел. – Мы видели: ты пришел.

Частицы

Модальные (смысловые)

  1. ограничительные: единственно, лишь, почти, только и т.д.;

  2. указательные: вон, вот, это;

  3. усилительные: даже, же, и, уж и др.;

  4. уточнительные: именно, как раз, ровно и т.д.;

  5. вопросительные: ли, разве, неужели, ужели;

  6. отрицательные: не, ни;

  7. ограничительные: единственно, лишь, почти, только и т.д.;

  8. восклицательные: ведь, как, что за, вот еще и т.д.;

Формообразующие

  1. Уловное наклонение (бы, б)

  2. Повелительное наклонение (да, давай, пусть, пускай)

Как отличить частицы от других частей речи?

^ Части речи

Примеры

Союз и и части-ца и

Союз и соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного: На улице дождь и ветер. Вчера было холодно, и поэтому мы решили отложить свой поход в горы.

Частица и ничего не соединяет, она усиливает значение слов, при которых употребляется: Постоянно ходить грустным – в этом и заключалось его представление о романтическом поведении.

Наре-чие и части-ца

Если к слову можно задать вопрос, то это наречие: Он говорил (как?) просто. Задача решена (как?) точно.

К частице вопрос задать невозможно: Да ты просто молодец! Ты точно маленький ребенок капризничаешь.

Надо отличать союзы тоже и также от местоимения то с частицей же и от наречия так с той же частицей. Союзы тоже, также, пишутся слитно, по значению похожи на союз и; наречие так с отдельной частицей же по значению похоже на выражение "таким же образом". От местоимения и наречия частицу же можно отбросить; от союзов же отбросить нельзя.

Союзы: Я тоже (также) студент.(И я студент.)

Сын так же красив, как и его отец. Он говорит то же самое, что и его друг – в данном случае же – частица.

Союз цели чтобы нужно отличать от местоимения что с частицей бы. Если частицу бы можно отделить от что и поставить на другое место, то надо писать раздельно: что бы; когда чтобы — союз, то к нему можно подставить слова для того.

Союз: Чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку, нужно повторить все правила.

Частица: Ученик обдумывал, что бы привести в качестве аргументов к изложенному тезису.


^ Отличие существительных от производных предлогов

Существительное

Предлог

^ Отличительные свойства существительного

Примеры

Отличительные свойства предлога

Примеры

1. Является членом предложения

В (добром) деле я тебе всегда помогу.

1. Не может самостоятельно выступать в роли члена предложения

В деле снижения роста цен важную роль играет мировая экономика.

2. Имеет (может иметь) при себе определяющее слово и не может быть опущено

За (внезапным) исключением Володи из училища потянулись безрадостные дни.

2. ^ Не имеет (и не может иметь) при себе определяющего слова; может быть заменен непроизводным предлогом 

Все, за исключением стариков, участвовали в субботнике.-Все, кроме стариков, участвовали в субботнике


Отличие отглагольных  предлогов  благодаря, начиная, кончая, включая, исключая, считая, не считая, несмотря(на), спустя, невзирая от деепричастий.

Прилагательные

Причастия

1. Заменяются синонимами: потрясающее (невероятное) сообщение

2. Не могут иметь зависимых слов.

3. Указывают на постоянный признак предмета: надутый вид, надтреснутый голос, сплюснутый нос

1. Имеют или могут иметь зависимые слова: потрясшее всех сообщение

2. Обозначают признак предмета по действию (завершенному или незавершенному): уехавший поезд, пляшущая девочка.


Отглагольные  предлоги  могут быть заменены непроизводными:

благодаряиз-за;
исключая, не считая – без, кроме;
включая, считая – с;
начиная – от;
кончая – до;
спустя – через.


Деепричастие управляет зависимым словом так же, как и исходный глагол, а образованный от него  предлог  – не обязательно: благодарить (глагол) Зою (в.п.) – благодаря (деепричастие) Зою (в.п.) – благодаря ( предлог ) Зое (д.п.).

Деепричастие играет роль добавочного сказуемого, в предложении выступает в функции обстоятельства, примыкает обычно к глаголу-сказуемому, имеет при себе зависимое слово – дополнение или обстоятельство;  предлог  вообще употребляется при существительном и только вместе с ним образует единый член предложения.

^ Как образуются степени сравнения наречий

Степень сравнения

Формы степеней сравнения  

^ Как образуются

Примеры

Сравнительная



простая

С помощью суффиксов -ее, (-ей), -е, -ше

Быстро – быстрее, круто – круче, тонко — тоньше

составная

^ С помощью слов более, менее

Громко более(менее) громко

Превосходная

составная

а) сравнительная степень наречия + местоимение всех (всего)

Высоко - выше всех

6) с помощью слов наиболее, наименее

Удачно - наиболее (наименее) удачно


Отличие отглагольных прилагательных от причастий

Прилагательные

Причастия

1. Заменяются синонимами: потрясающее (невероятное) сообщение

2. Не могут иметь зависимых слов.

3. Указывают на постоянный признак предмета: надутый вид, надтреснутый голос, сплюснутый нос

1. Имеют или могут иметь зависимые слова: потрясшее всех сообщение

2. Обозначают признак предмета по действию (завершенному или незавершенному): уехавший поезд, пляшущая девочка.


Местоимения

1. Личные местоимения кто? что? я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

2. Возвратное кого? себя

3. Вопросительные (С их помощью задается вопрос)те же, что и местоимения что, кто, чей, какой, который, сколько, каков

4. Относительные (Служат для связи простых предложений в составе сложных)те же, что и вопросительные: что, кто, чей, какой, который, сколько, каков

5. Неопределенные кто? что? сколько? который? какой? нечто, некто, некоторый, несколько, сколько-то, сколько-нибудь, какой-нибудь, какой-то, какой-либо, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-то, что-то

6. Отрицательные кто? что? кого? чего? какой? чей? сколько? никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько

7. Притяжательные чей? мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их

8. Определительные какой? весь, всякий, всяческий, иной, другой, сам, самый, каждый, любой

9. Указательные какой? каков? сколько? этот, тот, сей, такой, таков, столько



Похожие:

Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи» iconАнализ слова Задания А10,В2 Из «Аналитического отчета фипи» 2011 год
Также выпускники часто не различают прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, краткие прилагательные и глаголы, наречия...
Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи» iconИз «Аналитического отчёта фипи» 2011 года
Задание В8 традиционно самое сложное задание экзаменационной работы по разделу «Речеведение». В 2011 г
Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи» iconА10, морфологический анализ слова
Данные задания предлагают определить принадлежность заданного слова к той или иной части речи. Чтобы успешно выполнить задание, следует...
Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи» iconИз «Аналитического отчёта фипи» 2011 года
Это объясняется прежде всего тем, что работа над темой «Местоимение» в школе мало направлена на уяснение синтаксической роли местоимений...
Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи» iconАналитического отчета территориальных предметных комиссий по истории
Областной семинар председателей тпк «Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов с участием...
Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи» iconМарьина О. Б., Попова Н. А. Отличник егэ. Литература. Ре­шение сложных заданий / фипи. М.: Интеллект-Центр, 2010. Задание почему так трагична тема русского богатырства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Отличник егэ. Литература. Ре­шение сложных заданий / фипи. М.: Интеллект-Центр, 2010
Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи» iconМарьина О. Б., Попова Н. А. Отличник егэ. Литература. Ре­шение сложных заданий / фипи. М.: Интеллект-Центр, 2010. Задание какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха? (По драме А.
Отличник егэ. Литература. Ре­шение сложных заданий / фипи. М.: Интеллект-Центр, 2010
Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи» iconМарьина О. Б., Попова Н. А. Отличник егэ. Литература. Ре­шение сложных заданий / фипи. М.: Интеллект-Центр, 2010. Задание 3, в чем смысл названия романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (или «Мастер и Маргарита»)?
Отличник егэ. Литература. Ре­шение сложных заданий / фипи. М.: Интеллект-Центр, 2010
Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи» iconИ. В. Вялых, г. Калуга
Морфологический анализ слов, являющийся важнейшей формой работы с языковым материалом и ориентированный на целостное представление...
Задание А10, В2 Морфологический анализ Из «Аналитического отчета фипи» iconМарьина О. Б., Попова Н. А. Отличник егэ. Литература. Ре­шение сложных заданий / фипи. М.: Интеллект-Центр, 2010. Задание почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить Обломова? (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)
Отличник егэ. Литература. Ре­шение сложных заданий / фипи. М.: Интеллект-Центр, 2010
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы