Иллюстрация Д. Кардовского к комедии \"Горе от ума\" icon

Иллюстрация Д. Кардовского к комедии "Горе от ума"



НазваниеИллюстрация Д. Кардовского к комедии "Горе от ума"
Дата конвертации14.09.2012
Размер56.58 Kb.
ТипДокументы
1. /4. Грибоедов/Анализ- конфликт Чацкого и фамусовского общества.doc
2. /4. Грибоедов/Биография Грибоедова.doc
3. /4. Грибоедов/Значение комедии.doc
4. /4. Грибоедов/История создания.doc
5. /4. Грибоедов/Комедия Горе от ума.doc
6. /4. Грибоедов/Конфликт Чацкого с фамусовским обществом.doc
7. /4. Грибоедов/Смысл незвания комедии.doc
8. /4. Грибоедов/Спор Чацкого и Фамусова-анализ явл.2, д.2.doc
9. /4. Грибоедов/Чацкий и Молчалин.doc
10. /4. Грибоедов/Ю.Лотман о комедии.doc
11. /4. Грибоедов/Ю.Тынянов о комедии.doc
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии "Горе от ума"
Биография рождения хотяточноизвестендень
А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения комедии «Горе от ума». Однако значение этого
История создания комедии "Горе от ума"
Комедия «Горе от ума» (1824) Комедия «Горе от ума» разошлась в списках
Конфликт Чацкого с московским общестом
Комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает смысл
Идеологами враждующих сторон выступают Чацкий и Фамусов
Принадлежит к враждебному лагерю и не разделяет мировоззрение
Ю. М. Лотман Критика о комедии А. С. Грибоедова
Ю. Н. Тынянов Критика о комедии А. С. Грибоедова

"Горе от ума" следует одной из самых распространенных схем построения комедии первой четверти XIX века: описывается борьба двух претендентов на руку девушки, причем к началу пьесы благосклонностью за счет своего положения, богатства и так далее пользуется отрицательный персонаж, щеголь и вертопрах. Второй, положительный кандидат на руку девушки завоевывает ее любовь исключительно своими высокими моральными качествами, родители девушки также принимают его сторону – добродетель торжествует, порок посрамлен.

Но "Горе от ума" все же не совсем обычная комедия: сначала Чацкий представляется как отрицательный персонаж, а Молчалин, соответственно, положительный.



























Иллюстрация Д. Кардовского к комедии "Горе от ума"





























Тем не менее уже во втором действии становится очевиден конфликт Чацкого и московского общества – во взглядах на жизнь и смысл жизнь, на место человека в обществе – то есть на первый план выходит мировоззренческое, идеологическое и политическое содержание произведения. Кульминация это конфликта приходится на третье действие.

Начинается действие с того, что Чацкий пытается добиться у Софьи признания в том, кого же она любит: Молчалина или Скалозуба. Софья вначале хочет уйти от прямого ответа. Она дает понять Чацкому неуместность его колкостей и острот в адрес света: "грозный взгляд и резкий тон" раздражают людей и смешат. В пример Чацкому она ставит Молчалива, в котором, по ее словам, "нет этого ума, // Что гений для иных, а для иных чума, // Который скор, блестящ и скоро опротивит, // Который свет ругает наповал, // Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал..." - то есть Софья совершенно не понимает причины критики Чацкого в адрес света.

Прямой конфликт Чацкого с обществом начинается с его беседы с Молчалиным – Чацкому кажется, что Софья не может любить человека "с такими чувствами, с такой душою"

В дом Фамусова съезжаются гости, и Чацкому дается возможность побеседовать с каждым из их, и с каждым разговором противостояние будет увеличиваться.

Начинается все достаточно безобидно, но в стычке Чацкого с графиней Хрюминой-младшей. Ей предшествует сцена появления графини: войдя в комнаты, полую уже съехавшихся гостей, она, словно не замечая их, говорит бабушке:

Ах, grand'maman! Ну кто так рано приезжает? Мы первые!

Грибоедов показывает, что в этом маленьком кусочке московского общества, в котором, как в зеркале, отражается вся Москва, нет дружелюбия или симпатии, а только всеобщая неприязнь. Тем заметнее будет единодушие, с которым все накинутся на Чацкого, ощутив в его взглядах и мыслях опасность не только для себя, но и для всего общественного привычного устройства.

После беседы с графиней-внучкой Чацкий уже е может остановиться: рассмеется в ответ на весьма двусмысленные замечания Хлестовой в адрес Загорецкого, заденет самого Загорецкого, еще раз презрительно отзовется о Молчалине в разговоре с Софьей – подогреваемые этим, неприязнь к нему растет, как и слухи о его сумасшествии.

События развиваются согласно вышеприведенной комедийно схеме, и в конце логично следует развенчание "отрицательного" персонажа – но симпатии зрителя оказываются именно на стороне Чацкого, а его окончательный разрыв с фамусовским обществом радостно воспринимается как должное.

Главный смысл комедии оказывается не про борьбе за руку Софьи, а в поединке Чацкого с обществом. Грибоедов дает понять, что Чацкий не единственный пример подобного социального поведения: брат Скалозуба оставил службу ради "чтения книг", хотя ему полагалось производство в очередной чин; племянник княгини Тугоуховской Федор тоже "чинов не хочет знать", сам Чацкий тоже бросил высокий пост – даже до Москвы дошли слухи о его "связи с министрами" и последующем с ними разрыве.


























Иллюстрация Д. Кардовского к комедии "Горе от ума"





























Претензии фамусовского общества к Чацкому мелочны и смешны: Наталья Дмитриевна возмущается тем, что ее мужу Чацкий "совет дал жить в деревне", графиня внучка сообщает, что ее он "модисткою изволил величать", Молчалин поражается, что ему Чацкий "отсоветовал в Москве служить в Архивах", а Хлёстова негодует по тому поводу, что Чацкий поднял на смех ее слова – из этого обиженный Загорецкий делает неожиданный вывод: "Безумный по всему".

Тем не менее, когда разговор заходит о причинах этого "безумия", то обвинения оказываются уже вполне серьезными, политическими: виноваты книги и образование как источник политического вольнодумства.

Третье действие продумано от первой фразы до последней ремарки: "Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам" - в ней имеется не только сценаристский, но и политически-идеологический смысл. Отношение к танцам как к занятию пустому, светскому времяпрепровождению бытовало в декабристских и близких к ним кругах. Пушкиным в незаконченном "Романе в письмах", герой которого по имени Владимир пишет другу, отвергая упреки в несовременности поведения, пишет: "Выговоры твои совершенно несправедливы. Не я, но ты отстал от своего века - и целым десятилетием. Твои умозрительные и важные рассуждения принадлежат к 1818 году. В то время строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы, не снимая шпаг, - нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами ". Гончаров отмечает завязку конфликта еще в начале второго действия, когда Чацкий, "раздосадованный неловкой похвалой Фамусова его уму и прочее, возвышает тон и разрешается резким монологом: "А судьи кто!" . Тут уже завязывается другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Здесь в нескольких словах раздается, как в увертюре опер, главный мотив, намекается на истинный смысл и цель комедии". Таким образом, Грибоедов органично связывает политический и личных конфликт и вдыхает в жанр комедии новую жизнь и смысл.

Далее Гончаров замечает: "Только при разъезде в сенях зритель точно пробуждается при неожиданной катастрофе, разразившейся между главными лицами, и вдруг припоминает комедию-интригу. Но и то ненадолго. Перед ним уже вырастает громадный, настоящий смысл комедии" - любовная интрига становится у Грибоедова не объектом изображения, а обстоятельством жизни, придав герою психологическую убедительность.

Настоящий смысл комедии носит уже трагический характер. Об этом писал Ю. Н. Тынянов, указав, что комичность положения Чацкого (имеется в виду место его в сюжетной схеме) "является средством трагического, а комедия видом трагедии". Грибоедов, обладая хорошо развитым чувством художественной соразмерности, опасаясь, что эту трагедийную нагрузку образ может не выдержать, если будет ассоциироваться в художественном сознании современников с функцией шутовского героя. Он находит гениальное решение, введя в IV действие фигуру Репетилова, который, внешне повторяя Чацкого, по сути является его антиподом.




Похожие:

Иллюстрация Д. Кардовского к комедии \"Горе от ума\" iconКонспект урока литературы в 9 классе. Тема: "Горе от ума" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии
Обсудить актуальность комедии в наше время, жизненность в наше время созданных драматургом типов
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии \"Горе от ума\" iconПроблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель
Чацкого и «фамусовского общества» совершенно разные понятия; развитие навыков связной устной письменной речи, умение анализировать,...
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии \"Горе от ума\" iconА. С. Грибоедов «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» была задумана Грибоедовым в 1818 или в 1820 году и закончена в 1824 году
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии \"Горе от ума\" iconОбраз Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Новизна» неприемлема для Фамусова. Грибоедов вводит мотив глухоты, случающейся с Фамусовым каждый раз в беседе с Чацким
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии \"Горе от ума\" iconПроблема личности и общества По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Образ Чацкого
История Чацкого это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире подмен и призраков…
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии \"Горе от ума\" iconОбразы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Ба! Знакомые все лица!
Русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность...
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии \"Горе от ума\" iconУрок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема
Тема: А. С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия. Художественное своеобразие комедии
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии \"Горе от ума\" icon«Век нынешний» и«век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Это время с 1816 по 1824 год. Влияние идей французских просветителей, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали...
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии \"Горе от ума\" iconТест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума»
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии \"Горе от ума\" iconТестовая работа по комедии Гоголя «Ревизор» 1 вариант Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор»
Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов