История создания романа \"Герой нашего времени\" icon

История создания романа "Герой нашего времени"



НазваниеИстория создания романа "Герой нашего времени"
Дата конвертации14.09.2012
Размер54.51 Kb.
ТипДокументы
1. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Герой нашего времени.doc
2. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/История создания .doc
3. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Парадокс личности Печорина.doc
4. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Печорин и Вулич- тема судьбы.doc
5. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Печорин и Максим Максимыч.doc
6. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Проблема судьбы.doc
7. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Сюжет, композиция, жанр.doc
8. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Трагедия поколения.doc
9. /6. Лермонтов/Лермонтов- своеобразие творческого пути.doc
10. /6. Лермонтов/Лермонтов.doc
11. /6. Лермонтов/Мцыри/Идейно-художественное своеобразие поэмы Мцыри.doc
12. /6. Лермонтов/Мцыри/Мцыри.doc
«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе
История создания романа "Герой нашего времени"
«Герой нашего времени»
Героя романа, мы лучше поймем и характер
В главе «Максим Максимыч» М. Ю. Лермонтов показывает Печорина накануне его отъезда в Персию. Хронологически эта глава
Основная черта характера Печорина стремление к самопознанию: он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть корни добра и зла в одном человеке: я иногда себя презираю
Пять повестей Лермонтова, объединенных общим названием "Герой нашего времени", составили роман в двух частях
Трагедия поколения
М. Ю. Лермонтов
Ее в переводе с грузинского имеет два значения: «неслужащий монах» и«чужеземец». Лермонтов много странствовал по Кавказу, и восхищение удивительной
Аналитическое по красоте стиха поэма. Мцыри романтичес чтение

История создания романа "Герой нашего времени"





























    М. Ю. Лермонтов
































В 1836 году Лермонтов, по примеру Пушкина, который показал своего современника - Евгения Онегина - на фоне петербургской жизни 1820-х годов, задумал написать роман, в котором он бы изобразил своего современника - гвардейского офицера Печорина на широком фоне столичной жизни.

Но в 1837 году за стихотворение "Смерть поэта" Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ, а после ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу.

Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий; в городке Тамани, на побережье Черного моря, его хотели утопить контрабандисты, которые заподозрили в нем сыскного. С побережья Черного моря Лермонтов отправился в Грузию, и на обратном пути, в Ставрополе, он встретился с сосланными декабристами. Встречи с новыми людьми, новые впечатления вдохновили его на создание живых образов своих современников.

Роман писался Лермонтовым с 1837 по 1840 г. Последовательность написания повестей точно не установлена, но предполагается, что ранее других (осенью 1837 г.) написана "Тамань", затем "Фаталист", "Бэла", "Максим Максимыч"; но не исключено, что "Тамань" была написана последней, а "Фаталист" - после "Максима Максимыча".

Первые произведения были задуманы как отдельные фрагменты из записок офицера, но потом они стали "длинной цепи повестей", не объединенных в роман, но связанных общими героями - Печориным и Максимом Максимычем.

Первой была опубликована "Бэла" в "Отечественных записках" (1839, № 3) с подзаголовком "Из записок офицера о Кавказе" - так подчеркивалась связь новеллы с романтической "кавказской литературой", популярной в 1830-х годах. Тем не менее, произведение было, вопреки традиции живописно-риторических описаний, стилистически ориентировано на "Путешествие в Арзрум" А. С. Пушкина. Эту особенность "Бэлы" отмечал В. Г. Белинский: "Простота и безыскусственность этого рассказа - невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением. Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него. Чтение прекрасной повести г. Лермонтова многим может быть полезно еще и как противоядие чтению Марлинского".

Повесть "Фаталист" была напечатана в "Отечественных записках" (1839, № 11). По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова (1842-1905), "Фаталист" "списан с происшествия, бывшего в станице Червленой с А. А. Хастатовым", дядей Лермонтова: "По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым". Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. Хохряков указывал на рассказ друга Лермонтова С. А. Раевского о том, что в "Фаталисте" запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А. А. Столыпин (Монго). Было высказано и предположение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, происшедшем с школьным приятелем автора: "...взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, последует выстрел или нет".

В ноябре 1839 г. в редакционном примечании к публикации "Фаталиста" сказано: "С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, - и напечатанных и ненапечатанных. Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе".

К моменту издания "Тамани" ("Отечественные записки", 1840, № 2) работа над романом была завершена. По свидетельству мемуаристов, сюжет повести основан на действительных событиях, участником которых оказался сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани осенью 1837 году. Товарищ Лермонтова по Школе юнкеров и позднее по лейб-гвардии Гродненскому полку М. И. Цейдлер, который посетил Тамань через год после него, в своих записках о Кавказе 1830-х гг. подробно описал дни, проведенные в этом "небольшом, невзрачном городишке", и не мог не отметить сходства своего описания с "поэтическим рассказом о Тамани в "Герое нашего времени": "Мне отвели с трудом квартиру, или, лучше сказать, мазанку, на высоком утесистом берегу, выходящем к морю мысом. Мазанка эта состояла из двух половин, в одной из коих я и поместился... по всей вероятности, мне суждено было жить в том же домике, где жил и он; тот же слепой мальчик и загадочный татарин послужили сюжетом к его повести. Мне даже помнится, что когда я, возвратясь, рассказывал в кругу товарищей о моем увлечении соседкою, то Лермонтов пером начертил на клочке бумаги скалистый берег и домик, о котором я вел речь". Рисунок сохранился.

В апреле 1840г. было опубликовано "Сочинение М. Ю. Лермонтова (так стояло на обложке книги) Герой нашего времени", состоящее из ряда отдельных новелл, открывавшегося "Бэлой" и завершающегося "Фаталистом". В следующем, 1841 г. состоялось второе издание романа, в которое было включено предисловие, помещенное по техническим причинам не в начале, а перед второй частью. Предисловие содержит ответ на критику романа С. П. Шевыревым, увидевшим в Печорине порочное явление, не свойственное русской жизни, а привнесенное с Запада, и С. А. Бурачком, который в журнале "Маяк" (1840, ч. IV, гл. IV) определил Печорина как "эстетическую и психологическую нелепость", клевету "на целое поколение людей".

Первоначальное заглавие романа, известное по рукописи, - "Один из героев начала века" - связано с появившимся в 1836 г. романом А. Мюссе (точный перевод - "исповедь одного из детей века").

Многие персонажи повести "Княжна Мери", по свидетельству мемуаристов, имели своих прототипов. Общепризнанным прототипом Грушницкого был Николай Петрович Колюбакин (1811- 1868). Вспыльчивый, фатоватый, любитель вычурной фразы и завзятый дуэлист. Ранение в ногу во время экспедиции послужило поводом для поездки на воды, где и состоялась его встреча с Лермонтовым. Не исключено, что в Грушницком отразились и какие-то черты Н. С. Мартынова (1815-1875), противника Лермонтова на роковой дуэли, состоявшейся в июле 1841 г., в прошлом его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Прообразом Веры, очевидно, послужила В. А. Лопухина-Бахметева; мнения современников относительно прототипа княжны Мери расходятся: одни называли имя Н. С. Мартыновой, сестры Н. С. Мартынова, другие - Э. А. Клинберг, пятигорской знакомой Лермонтова, впоследствии жены А. П. Шан-Гирея, друга и родственника поэта. Доктор Вернер списан с медика штаба кавказских войск в Ставрополе Н. В. Майера, Вулич - с конногвардейца И. В. Вуича.

Прообразом Печорина, как убедительно доказала Э. Г. Герштейн, в значительной мере явился товарищ поэта по "кружку 16-ти" граф Андрей Павлович Шувалов. Он "храбро сражался на Кавказе, где получил... легкую рану в грудь. Он был высокого роста и тонок; у него было красивое лицо... плохо скрывавшее нервные движения, присущие его страстной натуре... Он очень нравился женщинам благодаря контрасту между его внешностью, казавшейся нежной и хрупкой, его низким приятным голосом, с одной стороны, и необычайной силой, которую скрывала эта хрупкая оболочка, - с другой".












Похожие:

История создания романа \"Герой нашего времени\" iconРеферат по литературе на тему: «Система образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Содержание. Реферат по литературе 1 Вступление. 3
Наряду с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков...
История создания романа \"Герой нашего времени\" iconСмысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

История создания романа \"Герой нашего времени\" iconГерой нашего времени: отрицательная личность или защитный панцирь от окружающего мира?
Герой нашего времени. Когда мы слышим эту фразу, сейчас же представляем себе отрицательного во всех отношениях человека. Это становится...
История создания романа \"Герой нашего времени\" iconПодчинены раскрытию образа Печорина. То же с полным правом можно сказать и о женских образах романа
Роман М. Ю. Лермонтова недаром назван "Герой нашего времени", весь строй произведения, его композиция, образная система подчинены...
История создания романа \"Герой нашего времени\" iconУрок литературы в 11 классе. Тема урока. История создания романа и споры вокруг вопроса об авторстве. «Тихий Дон» роман эпопея
Тема урока. История создания романа и споры вокруг вопроса об авторстве. «Тихий Дон» роман – эпопея
История создания романа \"Герой нашего времени\" icon9 билет 3 вопрос
Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимовичем? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
История создания романа \"Герой нашего времени\" icon«Герой нашего времени»
Это изречение актуально и в нашей жизни. Мы можем составить портрет героя, опираясь на картину современного общества и произведение...
История создания романа \"Герой нашего времени\" iconА. С. Пушкин «Евгений Онегин». М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В. А. Жуковский. Баллады «Людмила», «Светлана», «Адельстан», «Перчатка», «Лесной царь», «Суд божий над епископом»
История создания романа \"Герой нашего времени\" icon«История боевых действий на территории нашего края»
У времени есть своя память- история, и потому мы никогда не забываем о трагедиях потрясших планету в разные эпохи и о жестоких войнах,...
История создания романа \"Герой нашего времени\" iconРабочая программа по всеобщей истории. История нового времени. 1500-1800, (28ч.) 7 класс
Охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы