«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе icon

«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе



Название«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе
Дата конвертации14.09.2012
Размер150.63 Kb.
ТипДокументы
1. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Герой нашего времени.doc
2. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/История создания .doc
3. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Парадокс личности Печорина.doc
4. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Печорин и Вулич- тема судьбы.doc
5. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Печорин и Максим Максимыч.doc
6. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Проблема судьбы.doc
7. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Сюжет, композиция, жанр.doc
8. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Трагедия поколения.doc
9. /6. Лермонтов/Лермонтов- своеобразие творческого пути.doc
10. /6. Лермонтов/Лермонтов.doc
11. /6. Лермонтов/Мцыри/Идейно-художественное своеобразие поэмы Мцыри.doc
12. /6. Лермонтов/Мцыри/Мцыри.doc
«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе
История создания романа "Герой нашего времени"
«Герой нашего времени»
Героя романа, мы лучше поймем и характер
В главе «Максим Максимыч» М. Ю. Лермонтов показывает Печорина накануне его отъезда в Персию. Хронологически эта глава
Основная черта характера Печорина стремление к самопознанию: он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть корни добра и зла в одном человеке: я иногда себя презираю
Пять повестей Лермонтова, объединенных общим названием "Герой нашего времени", составили роман в двух частях
Трагедия поколения
М. Ю. Лермонтов
Ее в переводе с грузинского имеет два значения: «неслужащий монах» и«чужеземец». Лермонтов много странствовал по Кавказу, и восхищение удивительной
Аналитическое по красоте стиха поэма. Мцыри романтичес чтение

«Герой нашего времени» (1841)

Роман «Герой нашего времени» - первый в русской литературе

философско-психологический роман. В свое время Л. Н.
Толстой

выразил свое мнение о роли этого романа в истории русской литературы:

«Лермонтов-прозаик - это чудо, это то, к чему мы должны

стремиться... Из этой прозы - и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский,

и Лев Толстой, и Чехов». Гоголь определил лермонтовскую прозу

как «поэтическое благоухание». Чехов: «Я не знаю языка лучше, чем

у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как

разбирают в школах, по предложениям, по частям предложение...

Так бы я учился писать».

Значение романа Лермонтова, конечно же,

не ограничивается красотой языка. Структура

произведения, включающая сюжет, композицию,

систему образов, продумана до мельчайших

подробностей и виртуозно реализует главную идею романа, сформулированную

в предисловии. «Герой нашего времени»... точно портрет,

но не одного человека: это портрет, составлений из пороков

нашего поколения, в полном их развитии. <...> Будет и того, что

болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!»

Особенности композиции. Критики давно обратили внимание

на искусственное построение сюжета. Роман состоит из пяти повестей,

расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий.

Вслед за предисловием ко всему роману идет повесть «Бэла»,

потом «Максим Максимыч». Повести «Тамань», «Княжна Мери»,

«Фаталист» образуют «Журнал Печорина», который тоже снабжен

своим предисловием.

В какой последовательности располагались события в жизни героя?

Печорин сначала едет к месту назначения и останавливается в

городишке Тамань. Затем, после военных действий на Кавказе, где

он знакомится с Грушницким, он едет в Пятигорск («Княжна Мери»).

345

После дуэли с Грушницким Печорин отправлен в крепость под начало

Максима Максимыча («Бэла»). Затем происходит история с Ву-

личем («Фаталист»). Через пять лет он снова встречается с Максимом

Максимычем по дороге в Персию («Максим Максимыч»).

В «Предисловии к журналу Печорина» сообщается о его смерти.

Вот как можно представить их хронологическую последовательность

в романе.

Порядок расположения

I (в романе)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Бэла»

«Максим

Максимыч»

Предисловие

к журналу

«Тамань»

«Княжна

Мери»

«Фаталист»

Порядок

располож.

(4)

(5)

(6)

(1)

(2)

(3)

Порядок расположения

II (в хронологии)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Тамань»

«Княжна

Мери»

«Фаталист»

«Бэла»

«Максим

Максимыч»

Предисловие

к журналу

А теперь выстроим хронологический р я £ ^ 5 - 6 - 1 ^ 2 ^ £>

Образуется круг, в который заключена судьбаПе^орина. Э т о т ^Г

позиционный прием использует Лермонтов для доказательства того,

что герой 1830-х гг., времени политической реакции после декабристского

восстания 1825 г. на Сенатской площади, трагически обречен.

А теперь просмотрим «географию» Печорина.

«География Печорина». Начало (повесть «Бела»). Герой находится

в крепости, крепость - это замкнутое пространство. Вырвавшись

из крепости, он попадает вамере (море символизирует свободу,

это открытое пространство), но его там чуть не утопили («Тамань»).

Теперь небо. - Небо тоже символизирует свободу, освобождение,

туда стремится герой, но все время спускается вниз. Горы. Именно

в горах Печорин должен был получить освобождение, он готовится

к дуэли, думая завершить свой путь, но нет, он еще не «осушил всей

чаши страданий». Затем идет описание дуэли, но читатель знает, что

никакого избавления не будет. Налицо мотив бега по кругу. Такое

композиционное решение фиксирует бесконечные поиски героя, но эти

поиски обречены на приобретение каких-то мелочей жизни.

В каждой части романа есть намек на смерть Печорина как на

исход жизни. Герой как бы сознательно стремится к смерти, но он

обречен на вечные странствия. Читатель узнает о смерти героя в середине

романа («Предисловие к журналу Печорина»), но его жизнь

продолжается и после его смерти.

Смерть даже как бы продолжает его жизнь, как ни парадоксально

это звучит.

346

Сюжет романа, как и композиция, обусловлен идеей романа -

раскрыть психологию главного героя. Сюжет выстраивается как

повествование от имени трех рассказчиков: Максима Максимыча,

Печорина и некоего странствующего офицера (не автора). Роман психологический,

поэтому раскрыть психологию Печорина необходимо

с разных сторон (трех).

Первый рассказчик Максим Максимыч - простой человек, добрый,

но недалекий. Автор наделяет его наблюдательностью. Странность

Печорина его озадачивает, но разобраться в нем он не может.

История с Бэлой, рассказанная Максимом Максимычем, вызывает

у читателя неприятие Печорина. И в передаче Максима Максимыча

мы впервые слышим суждения Печорина о самом себе.

«...у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало

таким, Бог ли меня так создал, не знаю, знаю только то, что если я

являюсь причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив;

разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так.

В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из-под опеки

родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые

можно достать за деньги и, разумеется, удовольствия мне опротивели.

Потом пустился в большой свет, и скоро общество мне

также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, -

но и их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие,

а сердце оставалось пусто. Я стал читать, учиться - науки также надоели;

я видел, что ни слава, ни счастье не зависят от них нисколько,

потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтоб

добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно...»

Эти суждения впервые через передачу Максима Максимыча приоткрывают

душу этого человека. Он видит в Печорине странного

человека, о чем он и заявляет в самом начале рассказа: «Славный

был малый, смею вас уверить, только немножко странен. Ведь, например,

в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут,

а ему ничего. В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет,

уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет,

а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым

часам слова не добьешься, а зато уж иногда как начнет рассказывать,

так животики надорвешь от смеха... Да-с, с большими странностями...

» Говоря это, Максим Максимыч, как человек простой

и наивный, не догадывается, что кто-то может вздрагивать от резкого

звука вовсе не из трусости, а оттого, что его вывели из глубокой

задумчивости. «Слова от него не добьешься», - ну, конечно, ему

неведомо такое состояние.

Но все же некоторые странности героя из рассказа Максима Максимыча

выльются в жестокие действия. Ради своей прихоти он разрушает

судьбы нескольких человек: Бэлы, ее брата Азамата, отца

Бэлы, Казбича. Уговорив брата Бэлы, Азамата, украсть свою сестру,

он пообещал мальчику коня Казбича Карагёза, предел тайных его

QRU

мечтаний. Азамат исчез вместе с конем. Казбич, влюбленный в Бэлу,

обо всем догадался и жестоко отомстил. Он убил отца Азамата

и Бэлы, выкрал Бэлу, нанес ей кинжалом смертельную рану, и Бэла

умерла. Сам Печорин, пытаясь объяснить Максиму Максимычу свое

поведение, высказывает очень парадоксальное суждение о себе.

Второй рассказчик подтверждает рассказ Максима Максимыча о

странностях Печорина: он холоден и равнодушен не только к людям,

но и к самому себе.

Второй рассказчик-безымянный странствующий офицер. Он,

конечно, превосходит Максима Максимыча в наблюдательности.

Если Максим Максимыч рассматривает события как бы в «перевернутый

бинокль», т. е. издалека, и не видит существенного, важного,

то второй рассказчик приближает героя к читателю. Он дает исчерпывающий

психологический портрет Печорина, в котором

угадывается противоречивая натура героя, - он весь соткан из

противоречий.

«...о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых,

они не смеялись, когда он смеялся. Вам не случалось замечать такой

странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава,

или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они

сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться.

То не было отражение жара душевного или играющего воображения:

то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный,

но холодный; взгляд его, непродолжительный и тяжелый, оставлял

по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы

казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен».

(Подобный взгляд отмечали мемуаристы у самого Лермонтова).

Вторая повесть («Максим Максимыч») способна лишь вызвать

некоторое раздражение у читателя: так кто же этот таинственный

Печорин - глубоко несчастный человек или же злодей? Она играет

еще и важную композиционную роль. В руки второго рассказчика

попадает рукопись Печорина. Судьба ее совсем не интересует Григория

Александровича. И после окончания «Максима Максимыча» читатель

может ознакомиться с творчеством этого «странного человека».

Третий рассказчик - сам герой. Он имеет перед другими рассказчиками

несомненные преимущества. Он знает о себе все (что

естественно), но не это главное. Главное - герой может размышлять

над своими поступками, может разоблачать себя, быть искренним.

Он совмещает в себе и героя, и наблюдательного рассказчика.

«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с

строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один

живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...»

Если Максим Максимыч смотрел на Печорина через «перевернутый

бинокль», то сам герой наводит на свою душу увеличительное стекло,

и она обнажается перед читателем без прикрас, без утаивания важных

моментов. Герой саморазоблачается, и перед читателем снова

стоит выбор: «Кто же Печорин?».

348

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва

ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно

когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или

удивление», - такими словами автор предваряет знакомство читателя

с записками главного героя и тем самым просит читателя обратить

внимание на исповедь, ибо что важнее «истории души человеческой»?

Записки начинаются с повести «Тамань». Каков Печорин в этой

повести? Совсем другой, нежели тот равнодушный, с потухшим

взглядом офицер, с которым мы расстались в повести «Максим

Максимыч». В «Тамани» он возбужден некоей тайной, которая ему

видится в слепом мальчике, в обстановке комнаты, в которой он

остановился. Он любопытен, полон энергии, иначе чем объяснить,

что усталый человек после трех дней пути не валится от усталости

на кровать и не засыпает крепким сном, а отправляется следить за слепым

мальчиком? Конечно, тайна, которую вообразил себе герой,

на поверку оказалась всего лишь заурядной действительностью

(честные контрабандисты не могли делать свои дела днем). За свое

любопытство он чуть не поплатился жизнью (его чуть не утопили).

Вряд ли на такие усилия был способен тот Печорин, которого описывал

второй рассказчик в повести «Максим Максимыч». И здесь

он впервые сам (не в пересказе Максима Максимыча) говорит: «Мне

стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг

честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий

источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не

пошел ко дну!»

Впервые мы встречаем слово «Судьба», произнесенное в этом

размышлении Печорина, как синоним жизни, но в последней повести

«Фаталист» уже как синоним рока, неотвратимости.

Знакомясь с записками Печорина, мы имеем возможность судить

его непредвзято и беспристрастно, но, конечно же, каждый может

судить в меру своего знания и понимания.

Основная повесть, где Печорин самораскрывается в полноте своей, -

это «Княжна Мери». На ней надо остановиться подробнее.

Трудно не уловить иронию, с какой Печорин характеризует нам

взаимоотношения, существующие в Пятигорске между местными

дамами и офицерами. «Жены местных властей... менее обращают

внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной

пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный

ум». И пожалуйста, встреча с Грушницким, и мы почти

дословно слышим то, о чем размышлял главный герой: «Эта гордая

знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть

ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью», -

говорит Грушницкий Печорину.

В главе «Княжна Мери» мы видим Печорина, с одной стороны,

упивающегося злой иронией над окружающими (водяным обществом)

и над Грушницким, но, с другой стороны, - чем он лучше

QRW

Грушницкого? Для доказательства приведем два отрывка. Продолжая

иронизировать над юнкером, Печорин мысленно высмеивает

Грушницкого: «...Я уверен, что накануне отъезда из отцовской

деревни он говорил с мрачным видом какой-нибудь хорошенькой

соседке, что он едет не так просто служить, но что ищет смерти,

потому что... тут он, верно, закрыл глаза рукою и продолжал так:

"Нет, вы (или ты) этого не должны знать! Ваша чистая душа содрогнется!

Да и к чему? Что я для вас? Поймете ли вы меня?..." - и так

далее». Высмеяв романтическую позу своего приятеля, Печорин сам

вскоре произносит перед княжной Мери фразу, в которой чувствуется

отголосок фразы Грушницкого: «Я поступил, как безумец...

этого в другой раз не случится: я приму свои меры... Зачем вам знать

то, что происходило до сих пор в душе моей? Вы этого никогда не

узнаете, и тем лучше для вас. Прощайте».

Сюжетная канва этой повести проста: Печорин с презрением

относится к Грушницкому, изображающему из себя романтическую

личность, чтобы завладеть вниманием княжны, и решает его наказать.

Он, обладающий несомненно большей привлекательностью,

сумел завладеть сердцем Мери, почти не прилагая усилий, будучи

к ней совершенно равнодушен. Получив отставку, Грушницкий при

поддержке компании во главе со штабс-капитаном решил отомстить

Печорину. Это мелкое мщение изобличает человека самолюбивого

и тщеславного, к тому же еще и подлого. Он стал распространять

слухи, оскорбляющие достоинство и честь княжны. Печорин второй

раз (первый раз на балу во время танца он спас княжну от ухаживаний

пьяного капитана) отстаивает честь княжны, вызывая Грушницкого

на дуэль.

Поступок Печорина в глазах княжны был проявлением любви к ней.

К сожалению, Печорин не любил княжну, а вступился за честь девушки

просто как благородный человек.

Накануне дуэли мы становимся свидетелем самого главного откровения.

Печорин не лукавит, он не знает, останется ли в живых,

ведь ему известно о заговоре. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее

и спрашиваю себя невольно, зачем я жил, для какой цели я родился?..

А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение

высокое, потому что я чувствую в себе силы необъятные... Но я не

угадал этого своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых

и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как

железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший

цвет жизни». Герой догадывается о высшем назначении человека,

но очень сожалеет о том, что узнать это назначение ему не удалось.

Но в этом же монологе он сам высказывает понимание своего несчастья:

«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я

ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для

собственного удовольствия...» Как верно Печорин осознает причину

своего несчастья, он знает, что любовь не ищет своего. Знать-то

он знает, но не наполняет поступками свои слова. Вспомним Бэлу:

350

он любил ее для себя, для своего собственного удовольствия, не зная

другой любви. Хотя любовь-страсть ему знакома. Он бешено скачет

на коне зауезжающей любимой женщиной (Верой) - но зачем? - «одну

минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать руку...». И все?

Последняя повесть «Фаталист», на первый взгляд, лишняя

в сюжете романа. Для чего она? Что нового мы узнаем в ней о характере

героя? Но на самом деле эта повесть раскрывает одну из

важнейших тем произведения. Что такое судьба, в какой степени дана

человеку свободная воля. В записках Печорина есть такая заметка:

«С тех пор как я живу или действую, судьба как-то всегда приводила

меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни

умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта:

невольно я разыгрывал роль палача или предателя. Какую цель

имела на это судьба?» Или: «И с той поры сколько раз уже я играл

роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову

обреченных, часто без злобы, всегда без сожаления...»

Фатализм, к которому так склонен Печорин, получает свою реализацию

в повести «Фаталист». Эта повесть - последняя в композиции

романа, а по хронологии событий она предваряет события в крепости,

связанные с Бэлой.

Пари, которое заключает Печорин с Вуличем, верящим в предопределенность

судьбы, должно было разрешить один очень важный

философский вопрос: «Если точно есть предопределение, то

зачем даны нам воля, рассудок?»

И решается этот вопрос в повести очень своеобразно. Вулич -

игрок, а игра в карты - это воля случая, и от Его Величества Случая

зависела судьба человека. Твердо веря в предопределение,

Вулич стреляет в себя из пистолета, даже не зная, заряжен он или нет.

Случай был счастливый, но Печорин, как человек, оспаривающий волю

случая, заметил в то же время на лице Вулича признаки смерти:

«Вулич вышел в другую комнату и сел у стола. Все последовали за

ним: он знаком пригласил нас сесть кругом. Молча повиновались

ему: в эту минуту он приобрел над нами какую-то таинственную

власть <.. .>, но несмотря на его хладнокровие, мне казалось, я читал

печать смерти на бледном лице его. Я замечал, и многие старые

воины подтверждали мое замечание, что часто на лице человека,

который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный

отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно

ошибиться».

Предположение о смерти Вулича сбылись не в момент выстрела,

а позже. Атмосфера вокруг Вулича была тревожной, все как будто

были загипнотизированы: будет убит Вулич или нет. Вулич остался

жив, но ненадолго.

Нельзя бросать вызов судьбе, ибо она вдруг явится к тебе в виде

пьяного казака (как впоследствии и случилось с Вуличем). Он шел

поздно вечером, и на него наскочил пьяный казак, изрубивший свинью.

«Кого ты, братец, ищешь? - Тебя! - отвечал казак, ударив его

351

шашкой, и разрубил его от плеча почти до сердца...». Печорин оказался

прав в своем предчувствии.

А незадолго до этого Печорин, глядя на звездное небо, размышлял

над ничтожностью человеческой жизни перед Космосом. Пожалуй,

это единственный момент, когда герой соизмеряет свою жизнь

с вечностью. «...А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле

без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной

боязни, сжимающей сердца при мысли о неизбежном конце,

мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества,

ни для блага собственного нашего счастья, потому что знаем

его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению,

как наши предки бросались от одного заблуждения к другому,

не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя

и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе

с людьми или с судьбою». В этих словах слышится глубокое сожаление

от сознания того, что счастье на земле невозможно. И мы знаем

из исповедей Печорина, что он с наслаждением гонялся за счастьем,

но так никогда и не ощутил его. Но эти размышления философского

характера не помешали Печорину проявить активность и противопоставить

свою собственную волю воле слепой судьбы. Благодаря

смекалке и ловкости Печорину удалось обезвредить пьяного казака

и тем самым спасти не только свою жизнь, но и жизнь других.

После эпизода с пьяным казаком Печорин опять размышляет, но

уже не обо всем несчастном человечестве, а о себе: «Я люблю сомневаться

во всем, это расположение ума не мешает решительности

характера - напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду

вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего

не случится, а смерти не минуешь!»

Вот таков портрет героя времени 30-х гг. XIX в., времени, получившего

название «безвременья», когда внутренняя энергия не могла

найти выхода наружу.

Закрыта последняя страница. Печорин находится в крепости,

символически представляющей замкнутое пространство, впереди у

него история с Бэлой, тоже в крепости. Цикличность композиции

показывает безысходность ситуации Печорина и подчеркивает драму

личности, глубоко одаренной. Роман называется «Герой нашего

времени», в образе Печорина сконцентрированы черты поколения

30-х гг. XIX в., поколения, о котором поэт сказал в своем самом

проницательном стихотворении, «написанном кровью», по словам

Белинского:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

(Использованы статья М. М. Дунаева «М. Ю. Лермонтов»

и книга Б. Т. Удодова «Герой нашего времени»).__




Похожие:

«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе iconРеферат по литературе на тему: «Система образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Содержание. Реферат по литературе 1 Вступление. 3
Наряду с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков...
«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе iconГерой нашего времени: отрицательная личность или защитный панцирь от окружающего мира?
Герой нашего времени. Когда мы слышим эту фразу, сейчас же представляем себе отрицательного во всех отношениях человека. Это становится...
«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе iconИгра по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Учитель сообщает учащимся о том, что сегодня они посоревнуются и узнают, кто из них лучше знает роман М. Ю. Лермонтова (соревнуются...
«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе iconСмысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе icon9 билет 3 вопрос
Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимовичем? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе iconА. С. Пушкин «Евгений Онегин». М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В. А. Жуковский. Баллады «Людмила», «Светлана», «Адельстан», «Перчатка», «Лесной царь», «Суд божий над епископом»
«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе icon«Герой нашего времени»
Это изречение актуально и в нашей жизни. Мы можем составить портрет героя, опираясь на картину современного общества и произведение...
«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе iconГерой художественного произведения. Герой-подросток в мире художественного слова
Герой худож. Проиведения как главное действующее лицо сюжета. Герой-подрос- ток в худ произв-и
«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе iconПодчинены раскрытию образа Печорина. То же с полным правом можно сказать и о женских образах романа
Роман М. Ю. Лермонтова недаром назван "Герой нашего времени", весь строй произведения, его композиция, образная система подчинены...
«Герой нашего времени» (1841) Роман «Герой нашего времени» первый в русской литературе iconРоман «Пушкинский дом» Главный герой романа
«Лёва был зачат в роковом году»[1]. Роман посвящён его жизни, от окончания школы до работы в Институте русской литературы, который...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов