М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма icon

М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма



НазваниеМ. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма
М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.<><> <>
Дата конвертации14.09.2012
Размер38.83 Kb.
ТипПоэма

  1. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.

 

Одной из вершин художественного наследия М.Ю. Лермонтова является поэма «Мцыри». Она отражает глубокую влюбленность автора: в величественность гор, в хрустальную чистоту рек, в яркую небесную зелень и людей, свободных и непреклонных, - в гордый Кавказ. Именно он потряс воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Оставшиеся навечно впечатления, побудили поэта к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, каким является поэма «Мцыри». Она была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, но не получившего её, была очень близка «лермонтовскому» поколению. В то же время созданный автором героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее глубоким отражением «лермонтовского» идеала.
     На мой взгляд, романтизм поэмы заключается в удачном создании автором такого яркого и живого образа, как Мцыри - одинокого, но мятежного, живущего мечтой и отрекающегося от действительности, ищущего гармоничного слияния с природой.
     Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попадает еще ребенком, плененным русским генералом. «Мучительный недуг» угрожал жизни мальчика, именно тогда «могучий дух его отцов» развился в ребенке, сделав его гордым и непокорным в плену. Одинокость и замкнутость были присуще ему,
     Томим неясною тоской
     По стороне своей родной.
     Прошло время, Мцыри привык к плену и стал понимать чужой язык. Внезапный побег юноши в одну из осенних ночей подарил ему «три блаженных дня», а монахам – недоумение и непонимание его поступка. Внезапное истощение сил за столь короткий срок и угасание сильного и здорового молодого человека было необъяснимо, поскольку «он на допрос не отвечал». Лишь перед смертью Мцыри монаху удалось услышать его гордую исповедь:
     Я мало жил, и жил в плену,
     Таких две жизни за одну,
     Но только полную тревог,
     Я променял бы, если б мог,
     - признается он.
     Трагедия Мцыри – в отрыве от родины, дома, родных и друзей. Монастырь для него становится тюрьмой, душными ему кажутся кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи-монахи, а сам он – раб и узник. Всю свою жизнь юноша знал «Одну – но пламенную страсть»: вырваться на свободу. Поэма не раскрывает до конца стремления героя, но они ощутимы в намеках. Возможность любить и ненавидеть, найти путь в «родную страну», встретиться с суровыми воинственными горцами, обнять мать, отца, сестер. Наряду с этим поэт также воспевает воинственные мечты юноши. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”.
Он убежден, что мог быть “в краю отцов не из последних удальцов”. Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь детские года: слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.
     Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал: возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы “рай и вечность променял” на несколько минут жизни .среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно “спорил с судьбой”.
     Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Гармония природы, её свобода и непокорность противопоставлены в поэме сумрачным стенам монастыря, где царит атмосфера рабского смирения и покорности, гнетущая душу Мцыри с детства. Ведь люди, спасшие ему жизнь, на самом деле подарили ему ад. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу “меж темным небом и землей”, ему чудится, что его “прилежный взор” мог бы видеть через прозрачную синеву неба полет ангелов.
     Пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою “душу” в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит такие' черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — “рассказать душу”.
     Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. (“Однажды русский генерал...”) Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
     Создание Лермонтовым образ гордого и непокорного юноши невозможно забыть. Даже потеря надежды перед смертью не смогла сломить волю одинокого и гордого героя:
     Когда я стану умирать,
     И, верь, тебе не долго ждать,
     Ты перенесть меня вели
     В наш сад, в то место, где цвели
     Акаций белых два куста…
     … Сияньем голубого дня
     Упьюся я в последний раз.
     Оттуда виден и Кавказ!




Похожие:

М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма iconВ чем смысл и счастье жизни для Мцыри?
Поэма «Мцыри» прекрасное произведение Лермонтова. Она написана в 1839 году. По словам Белинского «поэт брал цвета у радуги, лучи...
М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма iconСимволический смысл мотива «змей» («змея») в творчестве м. Ю. Лермонтова одной из главных особенностей лермонтовского художественного мира является его «двухплановость»
«Потенция к двухплановому построению, подразумевания, символика» [2; 265; 268] характеризуют прозу и поэзию Лермонтова. Если понимать...
М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма iconМ. Ю. Лермонтова и его идейно художественными особенностями; Воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение Ход урок
Цель: продолжение знакомства с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова и его идейно – художественными особенностями
М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма iconЧто значит «жить» для главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное испытывать блаженство “вольности святой”- в этих переживаниях...
М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма iconЭпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма iconУрок литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в судьбе М. Ю. Лермонтова»
Обучение самостоятельной работе с исследовательской литературой и произведениями М. Ю. Лермонтова
М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма iconМ. Ю. Лермонтова «Бородино» Цели урок
Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма iconКонтрольная работа по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» I вариант Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?
В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных...
М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма iconИгра по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Учитель сообщает учащимся о том, что сегодня они посоревнуются и узнают, кто из них лучше знает роман М. Ю. Лермонтова (соревнуются...
М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэма icon2-й. А сегодняшняя наша встреча посвящена жизни и творчеству м ю лермонтова. И первая страница нашего разговора называется «Семейный дневник». (Звучат мелодия ноктюрна N31 ф шопена). 1-й
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов