Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году icon

Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году



НазваниеФедеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году
Дата конвертации14.09.2012
Размер358.39 Kb.
ТипДокументы


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ


Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году


Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2009 году по 9 предметам на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом по этим предметам создавалась с учетом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания каждого предмета.

При разработке шкалы оценивания результатов выполнения экзаменационных работ использовались экспертные методы, основанные на анализе содержания каждого задания и всей экзаменационной работы, а также анализе результатов выполнения заданий и работы в целом разными группами учащихся, имеющими различную подготовку по предмету. В процессе работы согласовывались позиции экспертов относительно требований к уровню подготовки учащихся, необходимых для получения различных отметок по традиционной 5-балльной шкале. За основу были взяты требования к уровню подготовки, сформулированные в образовательных стандартах 2004 года.

Рекомендации, подготовленные специалистами Федеральных предметных комиссий, носят рекомендательный характер. Это связано с тем, что в 2009 году к проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме подключились новые регионы, а также были разработаны экзамены по новым предметам. В связи с этим территориальной экзаменационной комиссии рекомендуется перед процедурой перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу провести предварительный анализ результатов выполнения учащимися экзаменационных работ и внести при необходимости корректировки в предлагаемую шкалу оценивания. Рекомендации по корректировке шкалы по отдельным предметам приводятся ниже. Факт изменения шкалы пересчета должен быть зафиксирован в отчете территориальной предметной комиссии. Копии данных отчетов должны быть направлены разработчикам для учета в дальнейшей работе.

Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, а также для формирования профильных классов. В ряде регионов эти данные используются для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров. Необходимо отметить, что это возможно только при условии участия в экзамене представительной выборки учащихся данного образовательного учреждения, а также учета дополнительных данных, характеризующих начальную подготовку учащихся и условия обучения в конкретном образовательном учреждении.

Для обсуждения по ряду предметов даны рекомендации по использованию результатов экзаменов в различных целях.


Ниже приведены рекомендации по пересчету баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале, а также использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году по девяти предметам.


^ РУССКИЙ ЯЗЫК

При определении подходов к пересчету первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале за основу были взяты требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы, которые вместе с результатами анализа данных государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в 2008 году позволили определить перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся с различными уровнями подготовки.

А. Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с удовлетворительным уровнем подготовки:

  • адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • обрабатывать информацию звучащего текста;

  • сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • понимать отношение автора или героя к одной из поставленных в прочитанном тексте проблем;

  • использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

  • определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • последовательно излагать собственные мысли;

  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.


Б. Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с хорошим уровнем подготовки (включая перечисленные выше):

  • понимать отношение автора или героя к поставленным в прочитанном тексте проблемам;

  • интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;

  • определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

  • определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.


В. Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с отличным уровнем подготовки (включая перечисленные выше):

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять функционально-смысловой тип речи;

  • проводить анализ средств речевой выразительности прочитанного текста;

  • создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

Максимальная сумма, которую может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание первой части экзаменационной работы по критериям ИК1 – ИК3, – 7 баллов.

За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 21 тестовое задание второй части работы, – 21 балл.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задание третьей части работы по критериям СК1 – СК4, – 7 баллов.

При этом в 2009 году все критерии проверки обеих моделей задания третьей части – С2.1 и С2.2 – строго соотнесены между собой и уравнены по количеству баллов.

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок). Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за соблюдение языковых и речевых норм, фактической точности письменной речи, – 10 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 45 баллов

С учётом типов заданий, проверяющих то или иное умение, а также с учётом результатов экзамена 2008 года предлагается следующая шкала пересчета баллов,1 которая должна обеспечить необходимую дифференциацию между группами экзаменуемых:

Таблица 1

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по 5-балльной шкале (русский язык как родной)

Отметка по 5-балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 - 20

21 – 30

31 – 40,

из них не менее 4 баллов по критериям ГК1 – ГК4


41 – 45,

из них не менее 6 баллов по критериям ГК1 – ГК4

При оценивании экзаменационных работ выпускников 9-х классов, обучавшихся по программе русского языка как неродного, допустимо использование следующей шкалы пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по 5-балльной системе.

Таблица 2

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по 5-балльной шкале (русский язык как неродной)

Отметка по 5-балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 - 16

17 – 28

29 – 37

38 – 45



Используя результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме, можно провести анализ уровня предметной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, получивших разные отметки на экзамене.

Кроме того, можно провести анализ уровня готовности того или иного ученика к дальнейшему обучению на русском языке.

Результаты экзамена могут быть использованы для отбора учащихся в профильные классы средней школы. Рекомендуемый минимальный балл – 36 (80% от общей суммы первичных баллов).

При этом рекомендуется отбирать в профильные классы таких учащихся, которые по критериям ГК1 – ГК4 получили не менее 6 баллов.

Целесообразно учитывать также уровень выполнения некоторых заданий:

С1 – не ниже чем на 6 баллов,

С2.1 или С2.2 – не ниже чем на 6 баллов.

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме по русскому языку могут быть использованы для аттестации общеобразовательных учреждений и учителей только совместно с результатами единого государственного экзамена и при наличии других аттестационных процедур, проводимых в рамках общероссийской системы оценки качества образования.


^ АЛГЕБРА

В 2009 г., как и в прошлом, для оценивания экзаменационных работ используются две модели.

Модель 1

За каждое верно решенное задание первой части учащемуся начисляется 0,5 балла. Задания второй части имеют разный вес: за верное выполнение задания № 17 учащийся получает 2 балла, заданий 18 и 19 – по 4 балла, заданий 20 и 21 – по 6 баллов.

Общий балл формируется путем суммирования баллов, полученных учащимся за выполнение первой и второй частей работы, при условии выполнения минимального критерия: 8 верно решенных заданий первой части. В итоге за первую часть максимально можно получить 8 баллов, за вторую – 22 балла, за работу в целом – 30 баллов.

^ Таблица 1. Начисление баллов за задания работы




Часть 1

(задания с выбором ответа и кратким ответом)

Часть 2

(задания с развернутым ответом)




№ задания

Задания 1 – 16

17

18

19

20

21




Баллы

Каждое задание – 0,5 балла

2 б.

4 б.

4 б.

6 б.

6 б.

∑ = 30

^ Таблица 2. Схема перевода общего балла в 5-балльную шкалу отметок



Общий балл


Выполнено менее 8 заданий в части 12

При выполнении минимального критерия


4 – 7 баллов



8 – 15 баллов


16 – 30 баллов

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Задание первой части считается выполненным верно, если в бланке с заданиями обведен номер верного ответа (в заданиях с выбором ответа), или вписан верный ответ (в заданиях с кратким ответом или задании на соотнесение).

Задание второй части считается выполненным верно, если учащийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. Если в решении допущена ошибка, не носящая принципиального характера и не влияющая на общую правильность хода решения, то учащемуся засчитывается балл, на 1 меньший указанного. Другие возможности не предусматриваются. Рекомендации по выставлению балла, на единицу меньшего, приводятся в «Критериях оценивания заданий с развернутым ответом».


Модель 2

За каждое верно решенное задание первой части учащемуся начисляется 1 балл. Задания второй части имеют разный вес в зависимости от их относительной сложности в работе. При верном выполнении заданий второй части в общий балл учащегося засчитывается за задание 17 – 2 балла, за задания 18 и 19 – по 3 балла, за задания 20 и 21 – по 4 балла.

Общий балл формируется путем суммирования баллов, полученных учащимся за выполнение первой и второй частей работы. В итоге за первую часть максимально можно получить 16 баллов, за вторую – 16 баллов, за работу в целом – 32 балла.


Таблица 3. Начисление баллов за задания работы




Часть 1

(задания с выбором ответа и кратким ответом)

Часть 2

(задания с развернутым ответом)




№ задания

Задания 1 – 16

17

18

19

20

21




Баллы

Каждое задание – 1 балл

2 б.

3 б.

3 б.

4 б.

4 б.

∑ = 32


Таблица 4. Схема перевода общего балла в 5-балльную шкалу отметок



Общий балл


Выполнено менее 8 заданий в части 13

При выполнении минимального критерия


8 – 14 баллов



15 – 21 балла


22 – 32 балла

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Задание первой части считается выполненным верно, если в бланке с заданиями обведен номер верного ответа (в заданиях с выбором ответа), или вписан верный ответ (в заданиях с кратким ответом или задании на соотнесение).

Задание второй части считается выполненным верно, если учащийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. В зависимости от полноты и правильности решения каждого задания второй части учащийся может получить не только полный балл, но и «частичный», вплоть до 1. рекомендации по выставлению того или иного балла приводятся в «Критериях оценивания заданий с развернутым ответом».

ГЕОМЕТРИЯ

Экзаменационная работа по геометрии состоит из пятнадцати заданий. Восемь заданий (№№ 1-8) соответствуют базовому уровню сложности. Все они представлены в первой части работы. Задание считается выполненным верно, если в бланке с заданиями обведен номер верного ответа (для заданий №№ 1-4) или вписан верный ответ (для заданий №№ 5-8). За верное выполнение каждого из них учащемуся начисляется 1 балл. В итоге за выполнение заданий первой части максимально можно набрать 8 баллов.

Во второй части работы представлены задания повышенного уровня сложности (№№ 9-13). Задания №№ 9-12 считаются выполненными верно, если в бланк с заданиями учащимися вписаны верные ответы. За верное выполнение каждого из заданий №№ 9-11 учащемуся начисляется 1 балл. За верное выполнение задания №12 можно получить 2 балла. Задание №13 считается выполненным верно, если из записи решения учащегося понятен ход его рассуждений и требуемые утверждения доказаны. Верное выполнение задания № 13 оценивается в 2 балла. Таким образом, за успешное выполнение всех заданий второй части максимально можно набрать 7 баллов.

В третью часть работы включены два задания (№№ 14,15) высокого уровня сложности. Задания №№14,15 считаются выполненными верно, если учащийся выбрал правильный путь решения, из записи решения понятен ход его рассуждений, в результате выполнения получен верный ответ. В зависимости от полноты и правильности решения каждого задания третьей части учащийся может получить не только полный балл, но и «частичный», вплоть до одного. При верном выполнении заданий третьей части в общий балл засчитывается за задание № 14 – 2 балла, за задание № 15 – 3 балла. За выполнение заданий третьей части максимально можно получить 5 баллов.

В итоге максимально за работу в целом можно получить 20 баллов.

Выполняя задания первой части, учащиеся демонстрируют знание конкретных определений и теорем школьного курса геометрии, а также овладение предметными умениями, воспроизводя их в знакомых учебных ситуациях. Верное выполнение 6 заданий позволяет зафиксировать достижение выпускником уровня обязательной подготовки по курсу геометрии основной школы, наличие которой принято оценивать положительной отметкой «3».

Получение учащимся отметки «4» возможно в случае овладения им знаниями и умениями по предмету, способами деятельности и демонстрации этого овладения в измененной учебной ситуации. Это означает, что учащемуся необходимо также набрать баллы и за выполнение заданий второй или третьей части.

Для получения отметки «5» необходимо продемонстрировать не только умение использовать имеющиеся знания и известные методы для решения различного рода задач, но и умение самостоятельно конструировать способ решения задачи, проводить доказательные рассуждения, обнаруживая возможности для использования известных теорем. То есть учащемуся необходимо набрать баллы и за выполнение заданий с развернутым ответом.

Исходя из сказанного выше, рекомендуется следующая шкала пересчета первичного балла в школьную отметку.

^ Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

^ Отметка по 5-ти балльной шкале

2

3

4

5

Общий балл за выполнение работы

менее 6

610

1114

1520


Экзамен по геометрии в новой форме будет проводиться второй год. Число учащихся, сдававших экзамен в новой форме в 2008 году, невелико. Поэтому и в настоящее время можно говорить лишь о рекомендациях по использованию результатов экзамена при оценке выполнения работы учащимися, получившими отметки «хорошо» и «отлично». При этом важно подчеркнуть, что границы балловых интервалов, предложенные выше, могут уточняться в каждом регионе по результатам проведения экзамена.

При получении учащимся 11-12 баллов за работу можно говорить о наличии у него достаточной подготовки для продолжения обучения по общеобразовательному курсу базового уровня.

В случае получения 13-14 баллов за выполнение экзаменационной работы ученик может быть рекомендован для обучения и на профильном уровне изучения предмета при условии дополнительных занятий и ликвидации имеющихся пробелов в знаниях.

Рекомендуется для продолжения обучения в профильных классах старшей ступени обучения достаточными считать 15 баллов.

При желании продолжить обучение в старшем звене в классе с углубленным изучением математики необходимо набрать не менее 16 баллов за работу, не менее одного из которых начислено за решение самого сложного задания работы – задачи 15.


ФИЗИКА

В соответствии со спецификацией предмета экзаменационная работа по физике включает задания по всем тематическим разделам курса физики основной школы разного уровня сложности. Специфика отбора заданий по содержанию и уровню сложности позволяет диагностировать не только объем усвоенных учащимся содержательных элементов, но и овладение им различными видами деятельности. Каждый вариант содержит:

  • 16 заданий базового уровня (14 заданий с выбором ответа и 2 задания с кратким ответом); эти задания проверяют владение наиболее важным понятийным аппаратом школьного курса физики на уровне простого воспроизведения или действия в стандартной учебной ситуации, а также умение отвечать на прямые вопросы к тексту, извлекать информацию из таблиц и графиков. Максимальный тестовый балл за правильное выполнение всех заданий базового уровня — 18 баллов.

  • 7 заданий повышенного уровня сложности (4 задания с выбором ответа, 2 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом); эти задания проверяют умение применять знания в знакомой или измененной ситуации для нахождения объяснения различных явлений и процессов, при решении физических задач с использованием одного закона или формулы, строить на основе имеющихся теоретических знаний логические связные объяснения процессов и явлений в окружающей жизни. Максимальный тестовый балл за правильное выполнение всех заданий повышенного уровня — 8 баллов.

  • 3 задания высокого уровня сложности (все задания с развернутым ответом); эти задания проверяют сформированность экспериментальных умений при проведении косвенных измерений физических величин и умение решать задачи на применение не менее двух законов или формул из одного или двух разделов курса физики, особенностью этих заданий является проверка не отдельных приемов, а логически связанной цепочки действий при проведении целостного исследования или решения задачи. Максимальный тестовый балл за правильное выполнение всех заданий высокого уровня — 10 баллов.

Максимальный тестовый балл за правильное выполнение всей экзаменационной работы — 36 баллов.


Исходя из анализа результатов экспертизы и апробационных исследований предложена следующая структура пересчета общего балла в отметки по пятибалльной шкале с учетом процента выполнения групп заданий различного уровня сложности.

Отметка «2» выставляется, если экзаменуемый получил балл, который соответствует выполнению менее чем 50% заданий базового уровня.

Отметка «3» выставляется, если учащийся выполнил не менее 50% заданий базового уровня. Верхняя граница удовлетворительной отметки определяется выполнением 80% заданий базового уровня и 40% заданий повышенного уровня сложности или выполнением только большей части заданий базового уровня, при этом в целом тестовый балл не превышает максимального балла за выполнение заданий базового уровня сложности.

Отметка «4» ставится в том случае, если учащийся успешно справился не менее чем с 80% заданий базового уровня и выполнил не менее 60% заданий повышенного уровня. Верхняя граница отметки «хорошо» определяется выполнением 90% заданий базового уровня, 80% выполнения заданий повышенного уровня и решением части заданий высокого уровня сложности (до 30% от максимального числа баллов за эти задания).

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся успешно справился не менее чем с 90% заданий базового уровня, выполнил не менее 80% заданий повышенного уровня и набрал не менее 50% от максимально возможного числа баллов за задания высокого уровня сложности. Таким образом, минимальная граница для отметки «отлично» начинается от 27 тестовых баллов.


^ Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по 5-балльной шкале


2


3


4


5

Общий балл

менее 9

9 - 17

18 - 26

27 - 36

Экзаменационные варианты для государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по физике конструируются исходя из требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии со сложившейся системой проверки знаний и умений учащихся по физике. В связи с этим при создании экзаменационных материалов не могут учитываться особенности методики преподавания предмета по отдельным вариативным учебно-методическим комплектам.

Однако на данном этапе внедрения стандартов по физике для основной школы нельзя исключить возможности различного толкования авторами вариативных УМК отдельных требований к уровню подготовки выпускников и, как следствие, различий в уровне сформированности отдельных умений или успешности овладения отдельными содержательными элементами у групп учащихся, обучающихся по разным учебно-методическим комплектам.

Перед процедурой перевода тестового балла в пятибалльную шкалу территориальной экзаменационной комиссии рекомендуется провести предварительный анализ результатов выполнения учащимися отдельных заданий экзаменационной работы. Если оказывается, что какое-либо задание выполнено большинством учащихся (статистически значимой выборкой) существенно ниже заявленного в спецификации уровня, то необходимо выделить возможную причину. Если анализ показал, что в данном конкретном случае сказались проблемы методики преподавания предмета по используемому учебно-методическому комплекту (например, не изучается такая формула, не предложены задания для освоения нового элемента содержания и т.п.), то это задание может быть исключено из рассмотрения при пересчете тестовых баллов в пятибалльную шкалу. Для данного варианта шкала пересчета «сдвигается вниз», но не более чем на 1 балл.

Результаты экзамена могут использоваться для отбора в 10-е физико-математические классы. При проведении конкурсного отбора в профильные классы результаты экзамена по физике востребованы при поступлении учащегося в классы, где физика является профильным предметом. В этом случае можно считать готовыми к обучению в профильном классе учащихся, получивших по результатам экзамена отметку 5. Выпускники, получившие на экзамене отметку 4, могут быть рекомендованы в классы с профильным изучением физики условно, так как эта группа учащихся не продемонстрировала необходимого уровня сформированности умений решения задач и выполнения экспериментальных исследований. Освоение ими программы курса физики профильного уровня возможно лишь при условии посещения дополнительных занятий и сдачи зачета по перечисленным видам деятельности.


ХИМИЯ

При определении подходов к пересчету первичных баллов за выполнение экзаменационной работы по химии в отметки по пятибалльной шкале, за основу были взяты требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы. Анализ данного документа позволил определить перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся с различными уровнями подготовки.

1. К минимальному набору умений, которыми должен владеть учащийся с удовлетворительным уровнем подготовки, отнесены:

- называть: вещества по их химическим формулам; типы химических реакций;

- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;

- характеризовать: химические свойства веществ различных классов неорганических соединений;

- определять: принадлежность веществ к определенному классу;

На проверку данного перечня умений направлено 10-16 заданий базового уровня.

2. В число умений, которыми должен овладеть учащийся с хорошим уровнем подготовки, кроме вышеперечисленных, включены умения:

- составлять: схемы, строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; химические свойства веществ различных классов неорганических и органических соединений;

- объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в периодической системе;

- определять: вид химической связи и степень окисления элементов; возможность протекания реакций ионного обмена;

- вычислять: массовую долю химического элемента в веществе.

Представленный перечень умений проверяется 16-23 заданиями, за которые учащийся может набрать от 19 до 27 баллов, что и отражено в шкале перевода баллов (см. таблицу ниже)

3. К умениям, которыми должен овладеть учащийся с отличным уровнем подготовки, отнесены все вышеперечисленные умения, а также умения:

- объяснять: закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений;

- определять: типы химических реакций;

- вычислять: массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Следует заметить, что приведенное распределение умений на группы является в определенной степени условным, т.к. каждое отдельное умение может быть освоено учащимися на разных уровнях: репродуктивном, продуктивном и творческом. Таким образом, уровень подготовки выпускника будет определяться не фактом овладения отдельным умением, а степенью овладения совокупностью умений, что и подтвердится правильным выполнением определенного количества заданий.

Предлагается следующая схема пересчета баллов:


Отметка по 5- балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

менее 11

11 - 18

19 - 27

28 – 33
















Как видно из представленной таблицы, минимальное число баллов, необходимое для получения отметки «3», равно 11, что соответствует 58% от максимального числа баллов за задания базового уровня или 33% от максимального балла за весь вариант (33 балла). Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 9 баллов.

Для получения отметки «4» учащимся необходимо набрать 19 баллов, что соответствует 58% от максимально возможного числа баллов. Указанное число баллов учащийся может набрать, правильно выполнив все задания базового уровня, а при наличии в них ошибок, в результате выполнения заданий частей 2 и 3 (или их отдельных элементов). В целом же предполагается, что учащийся с хорошим уровнем подготовки должен набирать определенное число баллов в заданиях повышенного и высокого уровня сложности.

Для получения отметки «5» от выпускника требуется выполнить все задания базового и повышенного уровня и набрать не менее одного балла за задание высокого уровня сложности. Таким образом, отличнику необходимо набрать не менее 28 баллов, что соответствует 85% от суммарного балла за весь вариант.

Результаты, полученные после проведения экзамена, могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 75% от максимального числа баллов, т.е. 25 баллам. С точки зрения выполнения заданий, такое число баллов предполагает выполненную без ошибок первую часть работы, состоящую из заданий с выбором ответа и 3 (из 4-х) правильно выполненных задания с кратким ответом из второй части.


БИОЛОГИЯ

В соответствии со спецификацией экзаменационная работа по биологии содержит задания по всем тематическим разделам курса биологии за основную школу разного уровня сложности. Специфика отбора заданий по содержанию и уровню сложности позволяет диагностировать не только объем усвоенных учащимися содержательных элементов, но и овладение ими различными умениями и видами деятельности. Каждый вариант работы содержит:

  • 21 задание базового уровня (все задания с выбором одного верного ответа); задания проверяют следующие учебные умения: узнавать типичные биологические объекты, процессы, природные явления; называть и находить важнейшие биологические термины и понятия курса; определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории. Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимальный балл за правильное выполнение заданий базового уровня — 21 балл;

  • ^ 10 заданий повышенного уровня сложности: четыре задания с выбором одного верного ответа (каждое оценивается в 1 балл); одно задание с выбором нескольких верных ответов (оценивается в 2 балла); одно задание на установление соответствия (оценивается в 2 балла); одно задание на установление последовательности действий (оценивается в 2 балла); одно задание на пропущенные слова в биологическом тексте (оценивается в 2 балла); одно задание гигиенического содержания с развернутым ответом (оценивается в 2 балла); одно задание на анализ развернутого текста биологического содержания (оценивается в 3 балла). Задания повышенного уровня сложности проверяют следующие умения и виды деятельности: применять знания в знакомой ситуации на соотнесение, объяснение, определение, сравнение, классификацию биологических процессов и явлений; применять знания в измененной ситуации на установление причинно-следственных связей в живой природе; проводить элементарный научный анализ, обобщать и обосновывать ведущие биологические процессы и явления. Максимальный балл за правильное выполнение заданий повышенного уровня — 17 баллов;

  • ^ 1 задание высокого уровня сложности на применение знаний в контексте содержания предложенного биологического текста. Задание проверяет умения систематизировать и интегрировать имеющиеся знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи предметного содержания. Задание оценивается в 3 балла. Максимальный балл за правильное выполнение задания высокого уровня сложности — 3 балла.

Максимальный балл за выполнение всей работы равен 41 баллу.

Отметка за выполнение экзаменационной работы по биологии определяется на основании суммы баллов за правильно выполненные задания с использованием шкалы перевода баллов (таблица 1).

Таблица 1.

Шкала перевода баллов в отметки за выполнение экзаменационной работы по биологии


Отметка

2

3

4

5

Общий балл

менее 11

12 - 21

22-31

32-41


Отметка за выполнение экзаменационной работы по биологии также может определяться на основании количества правильно выполненных заданий.

Отметка «2» выставляется, если учащийся правильно выполнил менее 11 заданий, что эквивалентно 50 % заданий базового уровня.

Отметка «3» выставляется, если учащийся правильно выполнил 12 заданий и более (т.е. более 50 % заданий базового уровня). Верхняя граница отметки «удовлетворительно» определяется выполнением всех заданий базового уровня.

Отметка «4» выставляется, если выпускник правильно выполнил не менее 22 заданий, что эквивалентно выполнению всех заданий базового и одного из заданий повышенного уровня сложности. Верхняя граница отметки «4» определяется выполнением всех заданий базового и более половины заданий повышенного уровня сложности.

Отметка «5» выставляется, если выпускник правильно выполнил не менее 32 заданий (все задания базового уровня и свыше 70% заданий повышенного уровня сложности (нижняя граница).


Поскольку государственная (итоговая) аттестация по биологии проводится в режиме эксперимента, то территориальная экзаменационная комиссия может скорректировать шкалу перевода баллов в отметки в соответствии с полученными результатами. В этом случае шкалу перевода можно сдвигать «вниз», но не более чем на 1 балл. Изменение шкалы перевода «вверх» – по усмотрению предметной комиссии.

Учащиеся, набравшие по итогам государственной (итоговой)_ аттестации по биологии более 32 баллов, могут быть рекомендованы к обучению в профильных классах образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. Правила приема в профильные классы определяет учредитель образовательного учреждения (п.11 ст.16 Закона РФ «Об образовании»).


ГЕОГРАФИЯ

Каждый вариант экзаменационной работы включает 18 заданий базового уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня сложности и 4 задания высокого уровня сложности.

К заданиям базового уровня, как правило, относятся задания, которые должны выполняться от 60% до 90% выпускников с удовлетворительной подготовкой. Эти задания проверяют умения называть основные факты и закономерности, признаки географических объектов и явлений, описывать положение на карте географических объектов и ареалы распространения географических явлений, умения определять расстояния и географические координаты на картах и планах местности; умение извлекать из различных источников (карты, статистические данные) географическую информацию, представленную в явном виде.

К заданиям повышенного уровня относятся задания, которые должны успешно справляться 50% – 75% выпускников с хорошей подготовкой и 60% - 90% выпускников с отличной подготовкой. В этих заданиях проверяются умения определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления на основе предъявляемой в разном виде информации, сравнивать географические объекты и явления, степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам, выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений.

К заданиям высокого уровня относятся задания, которые должны успешно справляться 60% – 75% выпускников с отличной подготовкой. В этих заданиях проверяются умения применять географические знания и умения в новых ситуациях для объяснения географических явлений и свойств географических объектов.

Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы составляет 33. В том числе 18 за выполнение заданий базового уровня сложности, 8 - за выполнение заданий повышенного уровня сложности и 74 - за выполнение заданий высокого уровня сложности.

Отметки по пятибалльной шкале рекомендуется выставлять в зависимости от общего количества баллов, полученных выпускниками за выполнение всех заданий экзаменационной работы.

При пересчете общего балла в отметку по пятибалльной шкале рекомендуется использовать следующую схему:


^ Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале


^ Отметка по 5-бальной шкале

2

3

4

5

Общий балл

менее 12

12-18

19-26

27-33


При определении нижней границы отметки «3» учитывались результаты выполнения экзаменационной работы базовых регионов. Для того чтобы набрать 12 баллов учащемуся необходимо выполнить не менее 65% заданий базового уровня сложности. При этом учитывается, что невыполнение одного или нескольких заданий базового уровня может компенсироваться за счет выполнении заданий повышенного и высокого уровней сложности, в том числе оцениваемых политомически.

В отдельных случаях, с учетом специфики того или иного региона (новизна и непривычность формы экзаменационной работы для учащихся, особенности прохождения программы, и пр.) возможно выставление удовлетворительной отметки «3» при первичном балле ниже 12, но не менее 10.

Оценка «4» выставляется, если ученик набрал не менее 19 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и 1 задание повышенного уровня сложности.

Оценка «5» выставляется, если ученик набрал не менее 27 баллов, то есть выполнил все задания базового и повышенного уровня и хотя бы одно задание высокого уровня сложности. Невыполнение одного или нескольких заданий повышенного уровня может компенсироваться частичным или полным выполнением заданий высокого уровня сложности.

Поскольку экзамен проводится в режиме эксперимента, то регион может скорректировать шкалу пересчета в соответствии с полученными результатами. Так, например, если какое-то задание выполнено учащимися существенно ниже уровня, предусмотренного спецификацией, и анализ показал, что это связано с особенностями методики преподавания по конкретному УМК, используемому в регионе, то это задание может быть исключено из рассмотрения при пересчете баллов. Методическими службами в этом случае должны быть определены и предложены меры по внесению необходимых коррективов в учебный процесс.

В случае наличия конкурса для поступления в класс, в котором предполагается изучение географии на профильном уровне, при отборе учащихся может использоваться первичный балл. Учащимся, получившим неудовлетворительную отметку на экзамене, целесообразно рекомендовать отказаться от поступления в такие классы.


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

При определении подходов к пересчету первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале, за основу были взяты требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы. Анализ данного документа позволил определить перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся с различными уровнями подготовки.

1. К минимальному набору умений, которыми должен владеть учащийся с удовлетворительным уровнем подготовки, отнесены:

  • распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

  • определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;

  • приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых раз­личными социальными нормами;

  • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

2. В число умений, которыми должен овладеть учащийся с хорошим уровнем подготовки, кроме вышеперечисленных, включены умения:

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

  • осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

  • анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

  • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

3. К умениям, которыми должен овладеть учащийся с отличным уровнем подготовки, отнесены все вышеперечисленные умения, а также умения:

  • применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным про­блемам;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Следует заметить, что приведенное распределение умений на группы, является в определенной степени условным, т.к. каждое отдельное умение, может быть освоено учащимися на разных уровнях: репродуктивном, продуктивном и творческом. Таким образом, уровень подготовки выпускника будет определяться не фактом овладения отдельным умением, а степенью овладения совокупностью умений, что и подтвердится правильным выполнением определенного количества заданий.

С учетом числа заданий различного уровня сложности предлагается следующая шкала пересчета баллов:


^ Отметка по 5 балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

менее 12

12 - 21

22- 31

32 – 39


Как видно из представленной шкалы, минимальное число баллов, необходимое для получения отметки «3», равно 12, что соответствует более 60% от максимального числа баллов за выполнение заданий базового уровня. Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 10 баллов.

Для получения отметки «4» учащимся необходимо набрать 22 балла, что соответствует более 50% от максимально возможного числа баллов за всю работу. Указанное число баллов учащийся может набрать, правильно выполнив все задания базового уровня и набрать не менее одного балла за задание повышенного уровня, а при наличии в них ошибок, в результате выполнения заданий повышенного или высокого уровня (или их отдельных элементов). В целом же предполагается, что учащийся с хорошим уровнем подготовки должен набирать определенное число баллов в заданиях повышенного и высокого уровня сложности.

Для получения отметки «5» от выпускника требуется выполнить все задания части 1 и 2 и набрать не менее шести баллов за задания части 3. Таким образом, отличнику необходимо набрать не менее 32 баллов, что соответствует более 80% от суммарного балла за весь вариант.

Результаты, полученные после проведения экзамена, могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Критерием отбора в этом случае могут быть баллы, набранные, главным образом, за выполнение заданий повышенного и высокого уровня сложности.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам, т.е. не менее 75% от максимального числа баллов. С точки зрения выполнения заданий, такое число баллов предполагает выполненную без ошибок первую и вторую часть работы, и два правильно выполненных задания с развернутым ответом из третьей части.

ИСТОРИЯ


Общий балл есть результат суммирования баллов, полученных экзаменуемыми за выполнение всех заданий экзаменационной работы.

Общее число заданий в работе - 33. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки выпускников – знаний дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников.

К заданиям базового уровня относятся задания, которые, согласно принятым требованиям, должны выполняться от 60% до 80% выпускников с удовлетворительной подготовкой. За верное выполнение каждого из них учащемуся начисляется 1 балл. В итоге за выполнение заданий первой части максимально можно набрать 20 баллов.

Часть 2 (В) состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв и цифр.

К заданиям повышенного уровня относятся задания, которые, согласно установленным ьребованиям, должны успешно справляться 40%-60% выпускников с хорошей подготовкой и 60%- 80% выпускников с отличной подготовкой. В этих заданиях проверяются умения устанавливать последовательность исторических событий, явлений, систематизировать факты, понятия, осуществлять поиск информации в источнике. За выполнение заданий этой части выставляется 1 или 2 балла. В итоге за выполнение второй части работы максимально можно набрать 11 баллов.

Часть 3 (С) включает задания высокого уровня сложности – задания для работы с документом (С1-С4) и задание с открытым развернутом ответом ( С5, С6). З этой части требуют кратких развернутых ответов.

К заданиям высокого уровня относятся задания, которые, согласно установленным требованиям, должны успешно справляться 30% - 40% выпускников с отличной подготовкой. В этих заданиях проверяются умения осуществлять анализ исторического источника, систематизировать факты по указанному признаку, давать обобщенную характеристику событиям, явлениям: - за выполнение этой части работы максимально можно набрать 7 баллов.

Максимальный балл за всю работу – 38 баллов.

Отметки по пятибалльной шкале рекомендуется выставлять в зависимости от общего количества баллов, полученного выпускниками за выполнение всех заданий экзаменационной работы.

При пересчете общего балла в отметку по пятибалльной шкале рекомендуется использовать следующую схему:


^ Шкала перевода общего балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале



Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

Менее 12

12-21

22-31

32-38



Для получения отметки «3» необходимо набрать 12 баллов, т.е. выполнить 60% заданий базового уровня сложности. При этом учитывается, что выполнение одного или нескольких заданий базового уровня может компенсироваться за счет выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности.

В отдельных случаях, с учетом специфики того или иного региона (новизна и непривычность формы экзаменационной работы для учащихся, особенности прохождения программы, и пр.) удовлетворительная отметка «3» может быть выставлена при общем балле ниже 12, но не менее 10.

Оценка «4» выставляется, если ученик набрал не менее 22 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и часть заданий повышенного или высокого уровня сложности.

Оценка «5» выставляется, если ученик набрал не менее 32 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и все задания повышенного уровня сложности. Кроме того, первичный балл должен говорить о том, что хотя бы одно задание высокого уровня сложности он выполнил. В соответствии с этим устанавливается нижняя граница отличной отметки.

Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, а также для формирования профильных классов школы. Учащиеся могут быть зачислены в профильные классы, если учащиеся успешно справляются с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при успешном выполнении заданий базового уровня.

Подготовленные рекомендации носят рекомендательный характер.

Необходимо иметь в виду, что границы балловых интервалов, предложенные выше, могут уточняться в каждом регионе по результатам проведения экзамена. Территориальной экзаменационной комиссии рекомендуется перед процедурой перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу провести предварительный анализ результатов выполнения учащимися экзаменационных работ и внести при необходимости корректировки в предлагаемую шкалу оценивания. Факт изменения шкалы пересчета должен быть зафиксирован в отчете территориальной предметной комиссии и направлен разработчикам для учета в дальнейшей работе.


Рекомендации подготовлены: Амбарцумовой Н.М. (география), Безруковой Г.К. (геометрия), Гевурковой Е.А. (история), Добротиным Д.Ю. (химия), Камзеевой Е.Е. (физика), Ковалевой Г.С. (научный руководитель), Кузнецовой Л.В. (алгебра), Лисковой Т.Е. (общесьтвознание), Рохловым В.С. (биология), Степановой Л.С. (русский язык).


1 Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по 5-балльной шкале носит рекомендательный характер.


2 При необходимости территориальная экзаменационная комиссия может изменить минимальный критерий, уменьшив число заданий, необходимых для выставления минимальной положительной отметки, зафиксировав это в отчете о результатах.


3 При необходимости территориальная экзаменационная комиссия может изменить минимальный критерий, уменьшив число заданий, необходимых для выставления минимальной положительной отметки, зафиксировав это в отчете о результатах.


4 Три из четырех заданий высокого уровня сложности оцениваются политомически, то есть максимальный балл за их выполнение составляет 2.




Похожие:

Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году iconФедеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2013 году
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2013 году по 14 предметам на основе...
Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году iconФедеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2011 году
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2011 году по 14 предметам на основе...
Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году iconФедеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2012 году
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2012 г по 14 предметам на основе...
Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году iconГиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт сост.
Гиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной...
Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году iconГиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт сост.
Гиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной...
Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году iconГиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт сост.
Гиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной...
Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году iconГиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт сост.
Гиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной...
Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году iconГиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт сост.
Гиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной...
Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году iconГиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт сост.
Гиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной...
Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году iconЗадание 2 в чём своеобразие любовной лирики М. Ю. Лермонтова?
Гиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы