План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года icon

План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года



НазваниеПлан семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года
Дата конвертации06.05.2013
Размер255.6 Kb.
ТипПлан














ПЛАН


Семинарских и практических занятий по дисциплине

«Методы и средства экспертных исследований»

для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов

на 2 семестр 2010–2011 учебного года


Москва 2010


КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ



Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» и содержит конкретные методические рекомендации для курсантов по подготовке к занятиям.

Перед каждым семинарским и практическим занятием курсант должен изучить законспектированный лекционный материал и рекомендованную литературу.

Цель семинарских занятий – углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в ходе лекционных занятий и при самостоятельном изучении литературы, указанной в плане.

На практических занятиях курсант помимо закрепления и углубления теоретических знаний, приобретает практические навыки работы с техническими средствами, осваивает методы и методики экспертного исследования криминалистических объектов.

Семинарские занятия проводятся в учебной аудитории всей группой с одним преподавателем. Практические занятия проводятся двумя преподавателями в учебных лабораториях университета.

Каждый курсант должен иметь тетрадь для практических занятий, в которую вносятся необходимые записи. Оформление лабораторных работ не ограничивается учебным временем, предусмотренным расписанием. Задания, требующие дополнительной работы, могут завершаться в часы самоподготовки.

Курсант, отсутствовавший по каким-либо причинам на занятиях, должен отработать занятие в часы самоподготовки и отчитаться за них перед преподавателем.

В соответствии с графиком выполнения лабораторных работ обучаемый должен защитить каждую работу, предъявляя преподавателю практикум для проверки по данной теме, в беседе с преподавателем, или написав тесты по защищаемой теме. Лабораторный практикум предоставляется также при сдаче зачета по окончанию изучения дисциплины.


План семинарских и практических занятий подготовлен:

  • доцентом кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований к.х.н. Виноградовой Н.И.


План рассмотрен и одобрен на заседании кафедры ТКО ЭИ " " 2007г. Протокол


^ ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Семинар.


Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.


Контрольные вопросы:

  1. Понятие приема, способа, метода, методики.

  2. Понятие методики экспертного исследования.

  3. Классификация технико-криминалистических средств и методов.

  4. Задачи, решаемые с применением технико-криминалистических

средств.

  1. Классификация методов судебной экспертизы по степени общности и субординации.

  2. Классификация частных аналитических методов.

  3. Критерии эффективности метода экспертного исследования.

  4. Классификация методов по источнику происхождения.

  5. Основные критерии возможности использования методов и средств экспертных исследований.

  6. Понятие вещества, молекулы, атома, химического элемента.

  7. Модель строения атома Резерфорда Периодический закон Д.И. Менделеева. Определение электрона, протона, нейтрона; понятие изотопа.

  8. Основные постулаты Н. Бора.

  9. Строение молекулы. Дайте определение иона, катиона, аниона.

  10. Теория химического строения А.М. Бутлерова.

15.Дайте понятие структуры вещества.

16.Деление веществ на простые и сложные, по природе, по агрегатному

состоянию, по структуре.

17. Раскройте понятие химической связи: ионной и ковалентной,

металлической.

18.Состав вещества: элементный, молекулярный, фазовый, структурно-групповой.

19. Сравнить строение атомов двух элементов таблицы Менделеева.

20. Охарактеризовать строение вещества (по выбору преподавателя).


Литература.

  1. Джейн Верзейм, Крис Окслейд, д-р Джон Ватерхаус, пер. И.П. Чихачевой. Химия: справочник - Из-во «Росмен»,1995.

  2. Глинка Н.Л. Общая химия – М.: Химия,1972.

  3. Жданов Л.С., Маранджян В.А. Курс физики: учебник.: -М.,1971.

  4. Киреев В.А. Краткий курс физической химии – М.: Химия,1969.

  5. Моисеева Т.Ф. Методы и средства экспертных исследований: учебник.-М.: Московский психолого-социальный институт.2006.
^

Краткие методические указания по подготовке


к семинару.


Дать определение приёма, метода и средства, методики и способа в экспертных исследованиях.

Указать классификация методик экспертного исследования (типовая, общая и частная).

Знать классификацию методов судебной экспертизы по степени общности и субординации (всеобщие, общие, частные и специальные).

Привести классификацию частных аналитических методов экспертного исследования (микроскопические, фотографические, химические, спектральные, хроматографические, рентгеновские, физико-технические, математические, биологические).

Дать критерии эффективности метода экспертного исследования.

Знать основные критерии возможности использования технико-криминалистических методов.

Указать основные цели использования технико-криминалистических средств и методов: обнаружение, фиксация, сбор и упаковка объектов, их хранение, предварительное и экспертное исследование.

Дать понятие вещества, молекулы, атома, элемента. Подчеркнуть разницу между элементом и веществом. Сформулировать периодический закон Д.И. Менделеева.

Знать ядерную модель атома Резерфорда. Знать определение электрона, протона, нейтрона, изотопов. Основные постулаты Н. Бора (строение электронной оболочки атома);

Привести основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова, Дать понятие ионной и ковалентной связи.

Знать состав вещества: элементный, молекулярный, фазовый, структурно-групповой.

Ввести понятие структуры вещества. Определение структуры вещества и внутренней структуры твердого тела. Деление веществ по агрегатному состоянию (жидкие, твердые, газообразные, плазма).

Дать определение структуры вещества и внутренней структуры твердого тела; определение простых и сложных веществ, неорганических и органических, кристаллических и аморфных тел.

Ввести понятие металлической связи, высокомолекулярных соединений.


^

ТЕМА 3. Научные основы криминалистической метрологии и математическая обработка результатов исследования



Практическое занятие.


Время проведения: 6 часа.

Место проведения: химическая лаборатория.


Контрольные вопросы:

  1. Понятие метрологии.

  2. Дайте определение измерения и виды измерения (прямые и

косвенные).

  1. Дайте определение технического регламента, стандарта и

Стандартизации

4.Дайте определение паспортизации, поверки технических средств.

5. Дайте определение физической величины.

6. Назовите единицы измерения массы. длины, времени, плотности в международной системе измерения СИ.

7. Дайте понятие ошибок измерения: абсолютные, относительные

8. Дайте понятия погрешностей измерения: систематические и случайные ошибки, промахи.

9. Приведите формулу, по которой определяется среднеарифметическое значение измеряемой величины.

10. Приведите формулу, по которой определяется среднеарифметическая погрешность:

11. Приведите формулу, по которой определяется среднеквадратичная ошибка измерения:

12. Приведите формулу, по которой определяется коэффициент Стьюдента.

13. Дайте понятие доверительного интервала и доверительной вероятности.


Литература.

1. Н.А. Анчабадяе, Г. Г. Коновалов, А. В. Кочубей и др. Методы и средства экспертных исследований: Волгоград: ВА МВД России, 2001.

2. Л.С.Жданов, В.А..Маранджян. Курс физики: учебник.- М., 1971.

3. Моисеева Т.Ф. Методы и средства экспертных исследований: учебник.-М.: Московский психолого-социальный институт. 2006.

4. Политехнический словарь. / Под ред. И. И. Артоболевского. - М.: Советская энциклопедия, 1977.

5. Элементарный учебник физики, / Под.ред.С.Лансберга: М, Изд. Наука»,1970.


Краткие методические указания по подготовке

к практическому занятию.

Дать определение метрологии и использование ее положений криминалистами. Требования к методам и средствам в экспертно-криминалистической деятельности.

Ввести понятия технического регламента, стандарта, стандартизации и сертификации, паспортизации и поверки технических средств, используемых в экспертно-криминалистической деятельности.

Дать определение физических величин, размеров физических величин. Основные и производные физические величины. Единицы физических величин. Кратные и дольные физические величины. Международная система единиц измерений (СИ).

Ввести понятие измерения, как общенаучный метод познания, используемый в криминалистике. Измерения при фиксации объектов исследования. Измерения как способ исследования в криминалистике и судебной экспертизе.

Технико-криминалистические средства и приемы измерений. Измерения линейных величин, массы, температуры, площади и объема, плотности. Измерения угловых величин.

Понятие погрешности измерений.

Типы ошибок измерения величин: систематические, случайные ошибки и промахи. Абсолютные и относительные ошибки. Природа систематических ошибок.

Оценка величины случайной ошибки. Среднее арифметическое значение измеряемой величины, средняя арифметическая ошибка. Средняя квадратичная ошибка измерения. Доверительный интервал и доверительная вероятность.

Коэффициент Стьюдента. Использование таблиц для определения доверительных интервалов и доверительной вероятности.


^ Практическое задание:

1.Определить размеры гильзы патрона с помощью штангенциркуля, микрометра. Записать результаты, указав абсолютную и относительную погрешности. Записать доверительный интервал измерений.

2. Провести 5 измерений толщины представленного объекта с помощью линейки (штангенциркуля, микрометра) с точностью соответственно до двух, трех, четырех знаков после запятой в мм. Записать результаты, учитывая абсолютную погрешность измерения.

3. Перевести измеренные длины в единицу измерения длины в системе СИ.

4. Определить среднеарифметическое значение, абсолютную ошибку каждого измерения, среднеарифметическую ошибку, среднеквадратичную ошибку, коэффициент Стьюдента, доверительный интервал. По таблице Стьюденца определить коэффициент вероятности.

5. По таблице Стьюдента (зная количество измерений 3 и величину доверительной вероятности α =0,9) определить коэффициент Стьюденца, абсолютную ошибку измерения и доверительный интервал, если среднеквадратичная ошибка -0,24.

^ Материальное обеспечение: электронный калькулятор, таблицы Стьюдента, штангенциркули, микрометры, образцы картона, гильзы патронов.


ТЕМА 4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ И ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ОБЪЕКТОВ

^

Практическое занятие



Время проведения: 6 часа.

Место проведения: химическая лаборатория.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте понятие света

  2. Приведите виды взаимодействия света с веществом.

  3. Дайте понятие определения цвета прозрачного тела.

  4. Дайте понятие определения цвета непрозрачного тела.

  5. Оптическая световая микроскопия и ее использование для исследования объектов судебной экспертизы.

  6. Электронная микроскопия, ее виды и использование для исследования объектов судебной экспертизы.

  7. Укажите основные детали микроскопа МБС-10.

  8. Дайте определение увеличения микроскопа.

  9. Какое изображение дает лупа, микроскоп?



Литература.


    1. Моисеева Т.Ф. ..Методы и средства экспертных исследований: учебник.-М.: Московский психолого-социальный институт. 2006.

    2. Л.С.Жданов, В.А..Маранджян. Курс физики: учебник.- М.,1971.

    3. Элементарный учебник физики./.Под. ред. С. Лансберга: М, Изд.Наука», 1970.

    4. Практикум по коллоидной химии и электронной микроскопии/под ред С.С.Воюцкого и Р.М.Панич: М.,из-во «Химия»,1974.

    5. Я.Рабек «Экспериментальные методы в химии полимеров», пер.с англ. ч. 2,М.,из-во «Мир», 1983.

    6. Анчабадзе Н. А., Коновалов Г. Г., Кочубей А. В.,| Симаков В. П. Методы и средства экспертных исследований: Курс лекций. - Волгоград: Волгогр. акад. МВД России, 2001.



Краткие методические рекомендации по подготовке

к практическому занятию.

Электромагнитная природа света. Различные виды электромагнитных излучений: низкочастотные и радиоволны, инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучения. Шкала электромагнитных волн. Видимая зона шкалы электромагнитных волн. Физическое и физиологическое понятие цвета.

Светофильтры и их применение

Световая микроскопия. Виды взаимодействия света с веществом – пропускание, поглощение, отражение, преломление, дифракция, флуоресценция, поляризация. Использование в криминалистике основных оптических явлений.

Основные сведения из геометрической оптики: прямолинейность распространения света, законы отражения и преломления. Скорость света в различных средах. Понятие показателя преломления.

^ Микроскопия как специальный метод исследования в криминалистике и судебной экспертизе.

Микроскопические методы (световая и электронная микроскопия) – методы исследования поверхности и внутренней структуры объектов судебной экспертизы.

Основные элементы микроскопа. Формирование изображения объекта в микроскопе. Ход лучей в микроскопе. Общее увеличение микроскопа. Характеристики объективов и окуляров. Глубина резкого изображения.

Методы микроскопических исследований: в проходящем свете в светлом и темном поле, в отраженном свете в светлом и темном поле, в поляризованном свете. Ультрафиолетовая, люминесцентная и инфракрасная микроскопия.

Методы электронной микроскопии – просвечивающая (трансмиссионная) электронная микроскопия (ПЭМ) и растровая электронная микроскопия (РЭМ); достоинства и ограничения методов. Подготовка объектов для исследования методами ПЭМ и РЭМ: получение реплик, получение тонких слоев материала. Дополнительные возможности электронной микроскопии по сравнению со световой.


Практические задания:

  1. Изучить морфологические признаки материалов письма в штрихах, выполненных шариковыми ручками, авторучками, фломастерами, тушью, карандашом, текста, нанесенного электрофотографическим способом

  2. По морфологическим признакам определить, каким материалом письма выполнена надпись, представленная на исследование.

  3. Изучить морфологические признаки волокон.

  4. По морфологическим признакам сравнить представленные на исследование волокна.

  5. Изучить с помощью микроскопа микроструктуру частиц лакокрасочных покрытий.

  6. Обнаружить с помощью светового микроскопа микрочастицы на ткани. Описать форму микрочастиц, цвет.

Материальное обеспечение: микроскоп, линейка, штангенциркули, микрометры, образцы ЛКП, волокон, выполненные различным способом штрихи письма, микрочастицы на ткани.


Тема 5. ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

^

Практическое занятие.



Время проведения: 6 часов.

Место проведения: химическая лаборатория.


Контрольные вопросы:


1. Правила безопасности при работе в химической лаборатории:


 2. Что лежит в основе химических методов?

3. Дайте классификацию химических методов.

4. Дайте классификацию методов разделения и концентрирования.

5. Дайте классификацию методов определения качественного состава соединений и их смесей

6. Дайте классификацию методов определения количественного состава соединений и их смесей.


Литература.

1. Анчабадзе Н. А., Коновалов Г. Г., Кочубей А. В.,| Симаков В. П.|

Методы и средства экспертных исследований: Курс лекций. - Волгоград: Волгогр. акад. МВД России, 2001.

2. Основы аналитической химии. Кн. 1. Общие вопросы. Методы разделения: учебник для вузов / Под ред. Ю. А. Золотова. - М.: Высшая школа, 1996.

3. Основы аналитической химии. Кн. 2. Методы химического анализа: учебник для вузов / Под ред. Ю. А. Золотова. - М.: Высшая школа, 2006.

4. Полеес М.Э, Душечкина И.Н. Аналитическая химия /Учебник для учащихся мед. и фарм. училищ: М., Изд-во «Медицина»,1987.

5. В.И. Просыпайко, Н.А. Козырева, Б.В. Логачева. Химические методы анализа: Учеб.пособие для хим.-технол. вузов.М.:Высш.шк.,1989.

6. Моисеева Т.Ф. ..Методы и средства экспертных исследований: учебник.-М.: Московский психолого-социальный институт. 2006


^ Краткие методические указания по подготовке

к практическому занятию.

Техника безопасности при работе в химической лаборатории.

Растворы, растворители, растворяемые вещества. Концентрация раствора и способы ее выражения. Процентная концентрация.

Разбавление и смешивание растворов. Приготовление растворов заданной концентрации.

Классификация методов аналитической химии: химические, физические, физико-химические.

Понятие химических методов исследования.

Применение химических методов исследования при исследовании объектов судебной экспертизы: выделение, очистка, разделение, концентрирование и определение качественного и количественного состава соединений и их смесей.

Методы разделения и концентрирования.

Понятие качественного и количественного анализа.

Методы качественного химического анализа. Капельный анализ. Способы проведения капельных реакций.

Методы количественного химического анализа: (метод качественных аналитических реакций, гравиметрический, титриметрический).

Принципы методов количественного химического анализа и их использование при исследовании объектов судебной экспертизы.

^

Практические задания:


1. Провести выделение частиц вещества (материала) неорганического происхождения из исходной смеси частиц органического и неорганического происхождения (растворение частиц органического происхождения с последующим отфильтровыванием частиц неорганического происхождения):

2. Провести экстракцию красителя из штрихов записей, выполненных пастой, графитно-копировальным карандашом, чернилами с помощью влажного копирования на материал (полимерную пленку, отфиксированную фотобумагу, бумагу), смоченный в специально подобранном растворителе:

3. Провести качественную реакцию на ион серебра ион сульфата в растворе, описать их осадок и написать реакции.

4. Провести цветные качественные реакции.

5.Провести качественные реакции на ионы натрия, калия, бария, меди в пламени. Дайте определение этим реакциям.

6. Провести определение кислотности или основности растворов

7.Определите массу органической и неорганической части из задания № 1 гравиметрическим методом. Определите погрешность измерения. (с помощью индикаторной бумаги и по цвету индикаторов).

8. Приготовьте щелочь заданной концентрации и определите эту концентрацию методом титрования.


^ Материальное обеспечение: аналитические весы, воронка для фильтрования, бумажные фильтры, плоскодонные колбы, растворители, образцы, бюретки, штативы, реактивы.


Тема 6. ФИЗИЧЕСКИЕ, ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

^

Практические занятия.



Время проведения: 4 часа.

Место проведения: химическая лаборатория.


Контрольные вопросы:

  1. Приведите классификацию физических методов.

  2. Приведите методы, позволяющие определять механические свойства

объектов:

  1. Приведите методы, позволяющие определять тепловые свойства объектов:

  2. Приведите методы, определяющие массу.

  3. Приведите методы, определяющие плотность.

  4. Приведите методы, определяющие температуру.

  5. Приведите классификацию физико-химических методов исследования. На чем основан каждый метод?

  6. Приведите классификацию электрохимических методов.


Литература.

1.Анчабадзе Н. А., Коновалов Г. Г., Кочубей А. В.,| Симаков В. П.|

Методы и средства экспертных исследований: Курс лекций. - Волгоград: Волгогр. акад. МВД России, 2001.

2. Моисеева Т.Ф. ..Методы и средства экспертных исследований: учебник.-М.: Московский психолого-социальный институт. 2006.

3.Основы аналитической химии. Кн. 2. Методы химического анализа: учебник для вузов / Под ред. Ю. А. Золотова. - М.: Высшая школа, 2006.

4. Полеес М.Э, Душечкина И.Н., Аналитическая химия /Учебник для учащихся мед. и фарм. училищ,: М., Изд-во «Медицина»,1987.

5. В.И. Просыпайко, Н.А. Козырева, Б.В. Логачева. Химические методы анализа: Учеб.пособие для хим.-технол. вузов.М.:Высш.шк.,1989.


Краткие методические указания по подготовке

к практическому занятию.

Понятие физических методов и их классификация: методы определение механических свойств, методы определения тепловых свойств, методы определения электрических свойств, методы определение магнитных свойств.

Определение плотности. Определение массы. Определение показателя преломления различных веществ с помощью рефрактометра. Измерения времени, температуры.

Средства поиска объектов из металлов и металлических сплавов.

Физико-химические методы анализа: фотометрические, электрометрические методы хроматографии.

Использование физико-технических методов при экспертном исследовании

^

Практические задания:


  1. Определите массу 1 м 2 бумаги представленного листа (его части). Для этого взвесить часть представленного листа бумаги, найти его площадь, измерив длину и ширину части представленного листа и найдя площадь, как произведение длины и ширины. Найти удельную плотность представленной части листа, разделив массу на ее площадь поверхности. Найти массу 1 м 2 бумаги представленного листа (его части).

  2. Определите размеры (толщину, длину, ширину) бумаги представленного листа (его части) с помощью микрометра, штангенциркуля. Укажите цвет бумаги по криминалистическому определителю цвета. Определить погрешность измерения. Записать доверительный интервал измерений.

  3. Определить массу гильзы патрона с помощью весов, различной точностью измерения. Определить погрешность измерения. Записать доверительный интервал измерений.

  4. Измерить спиртометром крепость растворов этанола и вычислить содержание этанола в 5 мл раствора:

  5. Определить плотность представленного раствора ареометром и по массе и объему представленного раствора. Сравнить полученные двумя методами значения плотности с табличными данными и вычислить абсолютную погрешность измерения: Данные записать в таблицу.

  6. Определить содержание талька в лекарственном препарате.

  7. Определить показатель преломления жидкости по рефрактометру Сравнить полученные данные с табличным значением и определить абсолютную и относительную погрешность измерения.

  8. Определить рН растворов с помощью рН – метра.

^ Материальное обеспечение: набор ареометров, термометры, весы, линейка, штангенциркули, микрометры, калькулятор, мерные цилиндры, капилляры.


Тема 7. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТНОГО СОСТАВА.

^

Практическое занятие.



Время проведения: 2 часа.

Место проведения: химическая лаборатория.


Контрольные вопросы:

  1. На чем основаны спектроскопические методы.

  2. Что представляет собой спектр.

  3. Приведите основной закон поглощения света Ламберта-Бера.

  4. Приведите типы спектров.

  5. Приведите основания классификации спектроскопии.

  6. Дайте классификацию методов атомной спектроскопии.

  7. Дайте классификацию методов рентгеноспектрального анализа.

Литература.

1.Другов Ю, С., Родин А.А. Экологическая аналитическая химия:учебное пособие для вузов, -С.- Петербург, 2002.

2. Геккелер К. Е., Экштайн X. Аналитические и препаративные лабораторные методы: Справ, изд.: Перев. с нем. — М.: Химия, 1994. — 416 с.

3. Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них. - СПб.: Питер. 2003.- 591 с.

4. Основы аналитической химии. Кн. 2. Методы химического анализа: учебник для вузов / Под ред. Ю. А. Золотова. - М.: Высшая школа, 2006. - С. 494.

5. Элементарный учебник физики. т. 3 / под ред.акад. А.С. Лансберг - М., из-во «Наука»,1970, 640 С.


Краткие методические указания по подготовке

к практическому занятию.


Понятие спектра. Свойства электромагнитного излучения в видимой области спектра, ИК, УФ-лучей, рентгеновских лучей.

Спектр поглощения и испускания. Источники возбуждения спектра. Регистрация спектров. Классификация методов спектроскопии по целям анализа и типам спектров. Спектральные приборы. Принцип их работы, классификация.

Методы определения элементного состава, используемые в практике судебно-экспертных исследований – атомная спектроскопия и рентгеноспектральный анализ.

Общие принципы методов определения элементного состава, их преимущества и ограничения.

Использование этих методов для исследования объектов судебной экспертизы.

^ Практические задания:

  1. Определить элементный состав объекта по его рентгеновскому спектру (указать основные и примесные элементы).

  2. Сравнить объекты по содержанию основных и примесных элементов (по представленным рентгеновским спектрам).

  3. Сравнить элементный состав разных участков денежных купюр, установленный методом локального рентгеноспектрального анализа.

  4. Сравнить результаты исследования элементного состава объектов, полученные методами локально спектрального анализа и рентгенофлуоресцентного анализа.

^ Материальное обеспечение: рентгеновские спектры элементного состава объектов, электронный калькулятор.


Тема 8. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНОГО СОСТАВА И СТРУКТУРЫ.

^

Практическое занятие.



Время проведения: 2 часов.

Место проведения: химическая лаборатория.


Контрольные вопросы:

  1. Приведите методы, используемые для определения молекулярного состава и структуры вещества в судебной экспертизе.

  2. Приведите виды методов молекулярного спектрального анализа.

  3. На чем основан каждый метод молекулярного спектрального анализа.


Литература.

  1. Геккелер К., Экштайн Х. Аналитические и препаративные лабораторные методы. - М.: Химия, 1994,415 с.

  2. Дж. Бранд, Г.Эглинтон. Применение спектроскопии в органической химии/пер.с англ.: Изд.»Мир», М.,1967,277 с.

3. Основы аналитической химии. Кн. 2. Методы химического анализа: учебник для вузов / Под ред. Ю. А. Золотова. - М.: Высшая школа, 2006. - С. 494.

4. Другов Ю, С., Родин А.А. Экологическая аналитическая химия:учебное пособие для вузов, -С.- Петербург, 2002.

5. Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них. - СПб.: Питер. 2003.- 591 с.

6. Моисеева Т.Ф. ..Методы и средства экспертных исследований: учебник.-

М.: Московский психолого-социальный институт. 2006.


Краткие методические указания по подготовке

к практическому занятию.


Молекулярный спектральный анализ. Основной закон поглощения света.

Спектроскопия в видимой и ультрафиолетовой областях, инфракрасная спектроскопия, люминесцентный анализ, рентгенографический метод, радиоскопические методы – ядерно-магнитный резонанс (ЯМР) и электронный парамагнитный резонанс (ЭПР), масс-спектроскопический метод в решении экспертных задач.

Принципы методов определения молекулярного состава и их использование при исследовании объектов судебной экспертизы в решении экспертных задач.


Практическое задание:

  1. Построить спектры поглощения пасты для шариковых ручек в видимой области в 3 точках штриха по данным, полученным с помощью микроспектрофотометрии.

  2. Построить нормированные спектры.

  3. Построить усредненный спектр поглощения пасты в штрихе.

  4. Определить основные параметры спектра поглощения пасты в штрихе: длина волны максимумов и минимумов поглощения.

Материальное обеспечение: численные значения интенсивности поглощения паст для шариковых ручек в диапазоне длин волн 460-750 нм в трех точках штриха, бумага миллиметровка, электронный калькулятор.

Тема 9. ХРОМАТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

^

Практическое занятие.



Время проведения: 4 часа.

Место проведения: химическая лаборатория.


Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение хроматографии.

  2. Дайте определение сорбции.

  3. Дайте определение десорбции.

  4. Приведите классификацию хроматографических методов исследования по агрегатному состоянию подвижной фазе.

  5. Приведите классификацию высокоэффективной жидкостной хроматографии по механизму разделения анализируемых или разделяемых веществ.

  6. Приведите классификацию жидкостных хроматографических методов исследования по технике выполнения.

  7. Приведите классификацию жидкостных хроматографических методов исследования по цели хроматографирования.

  8. Приведите величину, характеризующую разделение в жидкостной и

газовой хроматографии.

  1. Раскройте понятие тонкослойной хроматографии (ТСХ).

  2. Укажите величину, характеризующую разделение в тонкослойной

хроматографии. Как она находится?


Литература.

1. Практическая высокоэффективная жидкостная хроматография/ Стыскин Е.Л,. Ициксон Л.Б., Брауде Е.В.- М.: Химия, 1986.

2. Практическая газовая и жидкостная хроматография: Учеб. пособие / Б. В. Столяров, И. М. Савинов, А. Г. Витенберг и др. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998. 612 с.

3. Тонкослойная хроматография-Центр средств обучения ИОСО РАО, ЗАО «Сорбполимер», Москва-Краснодар,1999 .

4. К.В.Чмутов. Хроматография ,М, изд-во «Химия», 1978.


Краткие методические указания по подготовке

к практическому занятию.

Понятие и принцип хроматографии. Подвижная и неподвижная

(стационарная) фазы. Элюат и элюент. Сорбенты. Сорбция, десорбция

Классификации хроматографических методов: по агрегатному состоянию подвижной фазы (газовая и жидкостная хроматография), по механизму взаимодействия сорбента с веществом (адсорбционная, распределительная, ионообменная, эксклюзивная и аффинная хроматография), по технике выполнения (колоночная, капиллярная, тонкослойная и бумажная хроматография

Газовая хроматография.

Жидкостная хроматография. Высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ).

Тонкослойная хроматография (ТСХ). Высокоэффективная тонкослойная хроматография (ВТСХ).

Использование хроматографических методов в исследовании объектов судебной экспертизы.

Понятие хромато-масс-спектроскопии. Использование метода в исследовании объектов судебной экспертизы.


Практическое задание:

  1. Провести исследование материалов письма методом ТСХ.

Определить цвет пятен на хроматической пластине в видимой области и в УФ-области при длине волн 254 нм и 365 нм.

  1. Определить значения относительной хроматографической подвижности (Rf ) исследуемых материалов письма на пластинках для ТСХ.

  2. Сравнить представленные на пластинке образцы по структурно-групповому составу разделенных компонентов (по числу и относительной хроматографической подвижности хроматографических зон).

^ Материальное обеспечение: хроматографические пластинки, камера для хроматографирования, УФ-осветитель, калькуляторы, линейки, карандаши.


Тема^ 10. БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Практическое занятие.


Время проведения: 6 часов.

Место проведения: химическая лаборатория.

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте понятие биологических методов.

  2. На чем основаны биологические методы .

  3. Какие живые организмы используются в биологических методах.

  4. Дайте понятия «запаха» и ольфакторного метода.

  5. Дайте понятия субъект и объект исследования с помощью собак-

детекторов.

  1. Основные принципы метода исследования пахучих следов человека с

помощью собак-детекторов.

  1. Обеспечение достоверности экспертизы пахучих следов человека с помощью собак-детекторов.

  2. Дайте понятие сравнительного (селективного) ряда, применяемого в экспертизе пахучих следов человека с помощью собак-детекторов.

  3. В чем заключается ДНК – анализ?

10. Для решения каких задач применяют ДНК – анализ в экспертных исследованиях?


Литература.

1. Основы аналитической химии. Кн. 2. Методы химического анализа: учебник для вузов / Под ред. Ю. А. Золотова. - М.: Высшая школа, 2006. - С. 494.

2. Моисеева Т.Ф. ..Методы и средства экспертных исследований: учебник.-М.: Московский психолого-социальный институт. 2006

3. Старовойтов В.И., Сулимов К.Т., Гриценко В.В. Запаховые следы участников происшествия: обнаружение, сбор, организация исследования. Методические рекомендации. - М.: ЭКЦ МВД России, 1993.

4. Старовойтов В.И.. Криминалистическое исследование запаховых следов человека (методические и процессуальные аспекты) //, Методические и процессуальные аспекты криминалистической одорологии.- М.: ЭКЦ МВД РФ,1992.


^ Краткие методические указания по подготовке

к практическому занятию.

Понятие биологических методов. Специфика объектов биологического происхождения и методов их исследования. Разновидности исследуемых объектов биологического происхождения.

Методы обнаружения и предварительного исследования объектов биологического происхождения.

Основы и возможности ДНК-анализа тканей и выделений человека.

Метод ольфакторного (обонятельного) анализа пахучих следов человека. Запах, пахучие (запаховые) следы, природа индивидуальной специфичности запаха индивидуума.

Средства и инструментарий исследования пахучих следов: объекты сравнительного ряда: исследуемые (собранные пахучие следы и полученные сравнительные образцы) и контрольные объекты; специализированные служебные собаки как биологические детекторы запахов; общая схема ольфакторного исследования пахучих следов, приемы применения собак-детекторов. Специальные знания и роль специалистов в экспертизе пахучих следов человека.

Обеспечение достоверности результатов исследования пахучих следов.


Практическое задание:

  1. Собрать пахучую пробу с тела человека.

  2. Определение возраста человека по составу вещества его потожировых или кровяных следов ольфакторным методом.

3. Определение пола человека по составу вещества его потожировых или кровяных следов ольфакторным методом:



Похожие:

План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года iconПлан семинарских, практических занятий и контрольных работ по курсу «Судебная фотография» для курсантов 2-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов и факультета подготовки иностранных специалистов на II семестр 2010-2011 учебного года
План семинарских, практических занятий и контрольных работ составлен в соответствии с учебной программой и тематическим планом учебной...
План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года iconПлан практических занятий по учебной дисциплине «Основы судебно-компьютерной экспертизы» для курсантов (слушателей) 4 курса факультета подготовки экспертов-криминалистов и факультета подготовки иностранных специалистов на 1 семестр 2010/2011 учебного года
План составлен в соответствии с учебной программой курса и тематическим планом по учебной дисциплине «Основы судебно-компьютерной...
План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года iconПлан семинарских, практических занятий и контрольных работ по курсу «Судебная фотография» для курсантов 2-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов
План семинарских, практических занятий и контрольных работ составлен в соответствии с учебной программой и тематическим планом учебной...
План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года iconПлан семинарских, практических занятий и контрольных работ по учебной дисциплине «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий» слушателей 5 курса на 9 семестр 2010/2011 года
Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной...
План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года iconРабочая учебная программа по дисциплине судебная видеозапись для курсантов (слушателей, студентов) факультета подготовки экспертов-криминалистов, факультета подготовки иностранных специалистов
Рабочая учебная программа дисциплины «Судебная видеозапись» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года iconПрограмма учебной (ознакомительной) практики курсантов (слушателей) 2 курса факультета подготовки экспертов-криминалистов и факультета подготовки иностранных специалистов, обучающихся по специальности 030502. 65 «Судебная экспертиза»
...
План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года iconПрограмма практики по профилю специальности курсантов (слушателей) 4 курса факультета подготовки экспертов-криминалистов и факультета подготовки иностранных специалистов, обучающихся по специальности 030502. 65 «Судебная экспертиза»
...
План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года iconПлан практических занятий по офтальмологии для студентов 4 курса стоматологического факультета на весенний семестр 2012-2013 учебного года
Острота зрения, рефракция, аккомодация, пресбиопия. Заболевания век, слезных органов, конъюнктивы
План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года iconПлан практических занятий по офтальмологии у студентов 4 курса педиатрического факультета на весенний семестр 2012-2013 учебного года
Изменения глазного дна при общих заболеваниях. Патология сетчатки и зрительного нерва
План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года iconУчебной дисциплине «Методы и средства судебно-экспертных исследований» для проведения зачета с курсантами и слушателями 1 курса
Понятие метода судебной экспертизы. Классификация методов по степени общности и субординации
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы