Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики icon

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики



НазваниеМинистерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Карпов А.Н
Дата конвертации02.02.2013
Размер358.9 Kb.
ТипРеферат


Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики


Динамика показателей физического развития и уровня физической подготовленности учащихся сельских школ

(на примере МОУ «Ахматовская СОШ»

Алатырского района)

Выполнил: учитель физической культуры МОУ «Ахматовская СОШ» Карпов А.Н.

Ахматово 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…….……………………...…………………………………….4


Глава 1. Научно-теоретические аспекты физического развития и физической подготовленности у учащихся старших Классов…………….……….……………………………....7

1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности учащихся старшего школьного возраста……..………………………………………....7

1.2 Понятие о физическом развитии человека……….……………………..11

1.3 Особенности прохождения программного материала по физической культуре в сельской местности…………………………………………...…14

Глава 2. Динамика показателей физического развития и физических способностей у учащихся старших классов сельской школы………………..…..………………….21

2.1 Диагностика физического развития и физической подготовленности сельских школьников (девушек)…………………………………………….21

2.2 Динамика показателей физического развития и уровня физической подготовленности сельских школьников…………………………………..23

ВыводЫ……...……………………………………………….………..….33

Список использованной литературы…..………...……...35


Приложения……………………………………………………… …...37

ВВЕДЕНИЕ



В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнуто, что очень важно воспитывать молодое поколение физически развитым, закаленным, готовым к работе и общественно полезной деятельности

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента всестороннего развития и укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физических занятий практически не достижимо. Выявлено что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в подростковом возрасте. Этот период является сенситивным по отношению к развитию всех физических качеств человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.
Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспособиться к выполнению более сложных технических приемов.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал дисциплин. Рациональное использование досуга, в котором средства физической культуры являются необходимым условием восполнения недостатка двигательной активности, позволяет попутно исключить негативное проявление ряда антисоциальных поступков

(хулиганства, употребление наркотиков, алкоголя и т.д.) и, наконец, целенаправленная физкультурная деятельность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

В связи с ухудшением социально-экономических условий в Российской Федерации состояние здоровья населения, в том числе детей и подростков ухудшается (Краснов В.М., Баранов Н.А., Спирин В.К.). Состояние здоровья любой нации определяется следующими показателями: заболеваемостью, смертностью, уровнями физического развития и физической подготовленности.

Растет заболеваемость школьников, снижаются показатели физического развития и физической подготовленности (Жамлиханов Н.Х., Волков Д.В.).

Без знаний основных показателей физического развития учащихся, учителя физической культуры не могут требовать от них выполнения программных требований, и грамотно регулировать их физическую подготовленность.

Поэтому, изучение физического развития и уровня физической подготовленности, учащихся в любую эпоху является актуальным, это не является проблемой века, а извечной проблемой.
^

Цель работы: Изучить в динамике показатели физического развития и физической подготовленности учащихся старших классов в сельской общеобразовательной школе.


Задачи:

  1. провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме.

  2. экспериментально выявить динамику уровня физического развития и физической подготовленности учащихся старших классов.


^ Объект исследования: Физическое воспитание школы.

Предмет исследования: динамика показателей физического развития и уровня физической подготовленности учащихся сельских школ: (на примере МОУ «Ахматовской СОШ» Алатырского района.).

Гипотеза: показатели физического развития и физической подготовленности учащихся сельской школы Чувашской Республики находятся на уровне средних по Российской Федерации.

Методы: педагогические наблюдения, педагогические тестирования, врачебного контроля и математической статистики. Наши исследования проводились на базе МОУ «Ахматовской СОШ» Алатырского района. В эксперименте принимало участие 20 девушек 9, 10-х классов.
^

Глава 1. Научно – теоретические аспекты вопроса физического развития и физической подготовленности учащихся старших классов

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



По мнению многих ученых-физиологов, психологов и педагогов (М.С. Абрамов, М.В. Антропова, Г.П. Апанасенко, С.И. Гальперин, М.Г. Матюшонок др.) старший школьный возраст (15-16 лет) характеризуется стабилизацией темпов роста, физического развития и полового созревания. Подростки переходят в юношеский возраст тогда, когда все показатели развития организма вплотную приближаются к уровню взрослых. В период завершения полового созревания четко проявляются половые и индивидуальные различия в строении и функциях организма. У девушек интенсивно развиты мышцы тазового пояса и тазового дна. Параметры грудной клетки, сердца, легких, жизненной емкости легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода ниже, чем у юношей, поэтому функциональные показатели кардиореспираторной системы у них имеют свои особенности (пульс чаще на 6-8 уд/мин., а артериальное давление ниже), дыхание у девушек более поверхностное и учащенное по сравнению с юношами.

К 17 годам заканчивается морфологические изменения в сердце, и основные показатели динамики становятся аналогичными показателям взрослых. Центральная нервная система (ЦНС) у подростков характеризуется снижением порога возбудимости, неустойчивостью, лабильностью вегетативных реакций, это создает условия для развития разнообразных дисфункций и, в частности, вегето-сосудистой дистонии.

Совершенствование центральной регуляции, по мнению ряда ученых-физиологов, характеризуется тремя качествами перестройками:

  1. Усиление межцентральных взаимосвязей в коре больших полушарий, вследствие усиленного роста отростков корковых нейронов, обеспечивающих функциональные связи между нейронными ансамблями различных корковых областей. Это приводит к формированию многочисленных внутрисистемных и межсистемных функциональных возможностей в организме и обуславливает высокий уровень интеграции деятельности сенсорных систем. Достигается высокий уровень сочетания умственных, двигательных и вегетативных реакций.

  2. Достижение высокого уровня созревания ассоциативных третичных полей коры (передних лобных и задних нижнетеменных), благодаря чему создается функциональная основа для извлечения полезной информации из множества афферентных сообщений, построение сложных многоцелевых поведенческих программ.

В старшем школьном возрасте учащиеся могут делать правильной выбор из многоальтернативных ситуаций, сохранять высокую умственную работоспособность в напряженных условиях деятельности (временной, непривычная обстановка и т.д.).

3. Изменение центральной регуляции – постепенный переход ведущей функции от правого полушария к левому. Ведущая роль левого полушария обеспечивает девушкам более подробный анализ афферентной информации, высокий уровень абстрактно-логических операций, формирование речевой регуляции, совершенствование чувства времени.

Указанные перестройки организма школьников старшего возраста обуславливают особенности психической деятельности и становление личности. В этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, выбор профессиональной деятельности утверждения гражданской зрелости. Развитие личности происходит в результате взаимодействия его с окружающей средой и с возрастом влияние социального фактора на психическое развитие человека усиливается. У выпускника предрасположенность к выбираемой профессии начинает влиять на отношение к учебной деятельности.

У старшеклассников существенно меняется память и внимание, усиливается произвольная сторона этих функций. В этом возрасте учащиеся способны организовывать и контролировать свои психические функции, и управлять ими. Они начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминания.

Под влиянием учебно-воспитательной работы в школе старшеклассников формируются, и проявляются способности к определенному виду деятельности. Это связанно с тем, что именно в этом возрасте возникают глубокие, устойчивые интересы, формируются сознание и активное отношение к окружающему миру, развиваются самостоятельность и творческое мышление.

По мнению ученых М.В. Антроповой, Г.А. Апанасенко, О.В. Баяновой, М.И. Коробова, В.И. Макарова, И.Б. Мирской, Т.И. Никифоровой, М.И. Чубрико и др., хронические переживания, которые испытывает ребенок за период обучения в школе, на фоне неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране, привело к ухудшению состояния здоровья учащихся, росту функциональных нарушений, заболеваемости и инвалидности. Статистика показывает, что численность здоровых детей имеющих хроническую патологию увеличился с 45 до 50%.

Так, по данным медицинских обследований школьников, состояние здоровья детей в Чувашской Республике, как и в целом по Российской Федерации, имеют тенденцию к ухудшению.

В процессе эволюции человек приспосабливается к изменяющимся условиям, вызывающим психофизиологические напряжения – стресс. В общем виде стресс – это реакция организма на действия какого-либо фактора, а стрессовый фактор – это любое воздействие на организм, вызывающее реакцию напряжения. У учащихся чаще определяется школьный стресс. Школьный стресс – это широкое понятие, его частная форма – экзаменационный стресс или экзаменационный нервоз. Он является главной причиной, вызывающей психическое напряжение у выпускников.

Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с большим напряжением организма школьников: интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, ограничение двигательной активности, нарушение отдыха и сна и, наконец,- эмоциональные переживания. По данным М.В. Антроповой, у учащихся сокращается сон. За период экзаменов отмечается снижение массы тела у 60% девочек. В день сдачи экзаменов у девочек максимальное артериальное давление увеличивается на 16-32% или на 18-20 мм. рт. столба.

Экзаменационный нервоз характеризуется различными нарушениями вегетативных функций: изменениями температуры кожи, повышением потоотделения, частоты сердечных сокращений, артериального давления, частоты дыхания, расстройством пищеварительной системы.

По мнению ряда авторов, И.Я. Волкинд, В.И. Сергеев и Н.И. Ананьев, у учащихся, регулярно занимающихся спортом отмечают лучшую адаптацию к экзаменам, высшую работоспособность и минимальное число отрицательных сдвигов в функциях организма, выявляемых после экзамена.

Учебная нагрузка в течение дня, недели, года сопровождается четкими физиологическими сдвигами вследствие кумуляции утомления и ведет к изменению уровня функционирования различных систем организма, в первую очередь – сердечно-сосудистой.

Экзаменационный стресс сопровождается активизацией нервной и гуморальной систем, а это приводит к мобилизации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), повышению артериального давления и минутного кровообращения, учащению дыхания.
^

ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА



Понятие «развитие» принято рассматривать как явление необратимое, направленное, как процесс закономерного изменения материи и сознания. Развитие, как явление в науке и на практике рассматривается как важнейший путь объяснения истории природы, общества и познания.

Физическое развитие человека – это процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост, масса, объем и т.д.) и качественных (физиологических) преобразований организма с момента рождения до конца жизни.

Знание закономерностей роста и развития организма человека на разных возрастных этапах и в различных условиях жизни и деятельности является естественно - научной базой управления учебно-воспитательным процессом в школе.

Признаки физического развития изменяются под влиянием унаследованных особенностей и под воздействием сложного комплекса социальных и демографических условий.

Для оценки физического развития людей обычно используют три группы показателей: 1) соматометрические – длина и масса тела, окружность грудной клетки, линейные размеры отдельных звеньев тела; 2) соматоскопические – форма грудной клетки, спины, ног, стопы, осанка, рельеф и упругость мышц, отложение жира, эластичность кожи, окраска слизистых оболочек, признаки полового созревания; 3) физиометрические – ЖЕЛ, динамометрические показатели.

Рост человека – это единый, целостный процесс. Дифференцировка тканей органов, изменение их размеров, их функциональное совершенствование в той или иной мере взаимосвязаны в общей системе живого организма. Интенсивность роста и его продолжительность зависят от тех социальных условий, в которых растут дети, подростки, юноши и девушки.

Развитие организма протекает неравномерно, периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления, во время которых происходит интенсивная дифференцировка тканей организма, их формирование. В процессе возрастного развития изменяются все свойства организма: химические, физико-химические, морфологические и функциональные. Возрастные изменения обуславливаются изменением обмена веществ и энергии в организме, а так же увеличением объема скелетной мускулатуры.

Рост и морфологическое совершенствование органов и тканей представляют единый процесс. Организм – это сложнейшая организация функциональных систем, в котором многочисленные звенья взаимосвязаны и находятся под коррелирующим влиянием нейроэндокринной системы. Одно изменение влечет за собой множество других. Вот почему развитие организма не всегда происходит плавно и последовательно, но вместе с тем идет непрерывно. Чем моложе ребенок, тем своеобразнее его организм, тем в большей степени он отличается от взрослого человека.

Педагогика призвана управлять этим процессом, с тем, чтобы обеспечить, к периоду зрелости человека возможно более высокий уровень развития его духовных и физических возможностей. Педагогика сможет решать стоящие перед ней сложные задачи, лишь опираясь на знания основных закономерностей возрастного развития детей.

Мышечная система учащихся характеризуется усиленным ростом мышц и увеличением их силы. В старшем школьном возрасте (15-16 лет) формирование костной и мышечной системы завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, увеличение массы тела, рост становой силы. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений. На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, а так же закаливающие процедуры.

Дети и подростки с увеличенными размерами тела (по сравнению со средними для данного возраста) отличаются повышенной возбудимостью нервной системы и замедленным ее снижением.

На занятиях игрового характера, где эмоциональное состояние ярко проявляется, учителю следует предусматривать для таких детей более длительные паузы отдыха. Детям с пониженным весом надо подбирать упражнения для укрепления дыхательной мускулатуры.

Специалистами в области физической культуры и спорта (Л.Б. Кофман, А.Н. Тяпин, Л.А.Захаров и др.) разработана тест-программа, которая предусматривает периодическое (сентябрь, май каждого учебного года) тестовое обследование уровня физической подготовленности учащихся 6-17 лет и последующее (с учетом выявленных данных) корректирование работы с ними по развитию двигательных качеств.

Исследования врачей показали, что только 15 % выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11-15 лет является наличие (20-24 %) динамической работы в дневном распорядке, то есть 4-5 уроков физкультуры в неделю. Для нормального развития девочек необходимо 5-12 часов в неделю, а мальчиков –7-15 часов занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, активные перемены, игры и т.д.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой.

Двигательная активность и здоровье детей взаимосвязаны. Движение – залог здоровья. Понятие « двигательная активность» включает в себя сумму движений выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

Возрастная анатомо-физиологическая норма отражает единство качественных и количественных преобразований организма в процессе индивидуального развития. Это касается строго определенных показателей, характеризующих специфику развития индивидуума и совершенствование его анатомо-физиологических особенностей в онтогенезе. Практически это означает, что в процессе учебно-воспитательной работы с детьми следует ориентироваться не только на статические характеристики – нормативы физиологических функций, но и на функциональную лабильность (нестойкость, неустойчивость, изменчивость) организма, соответствующую каждому этапу онтогенеза.

^

Особенности прохождения программного материала по физической культуре в сельской местности.




Социально - педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста.



Значение физической культуры в школьной период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физических занятий практически невозможно. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпровождения, позволяет исключить проявление ряда антисоциальных поступков (хулиганства, употребление наркотиков, алкоголя, курения и т.п.)

И, наконец, физическая активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение следующих задач.

^ Оздоровительные задачи

  1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.

  2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармонического развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делают на воспитание координационных способностей, а так же быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а так же добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а так же общей и анаэробной выносливости.

  3. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.

  4. Повышение общей работоспособности, привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режим учебы и отдыха, сна, полноценного питания.


^ Образовательные задачи

  1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков (З.И. Кузнецов, 1968 г)

    1. умения и навыки с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах);

    2. навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходное положение, различные позы, строевые упражнения и т.д.);

    3. умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячами, скакалками, ленты, гантели, палки);

    4. навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия);

    5. умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (опорные прыжки, лазание, прыжки в длину и высоту).

  2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта

Учащиеся должны знать:

    1. условия и правила выполнения физических упражнений;

    2. влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма;

    3. правила самостоятельной тренировки двигательных способностей

    4. основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями;

    5. роль физической культуры в семье и т.д.


Воспитательные задачи

1. Воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно- методических указаний, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т д.

2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях. Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон правильного использования физической культуры в период школьного возраста. Однако, для разных учебных заведений в зависимости от возраста учащихся и форм использования физической культуры, они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязательных курсов, программах секционных занятий коллективов физической культуры и ДЮСШ.

^ Общая характеристика физических упражнений применяемых в сельских школах.

Основу школьной программы по физическому воспитанию в сельской школе составляют гимнастические и легкоатлетические упражнения, ходьба на лыжах, подвижные игры и плавание. Все эти упражнения имеют общие и специфические особенности, знание которых необходимо для осуществления эффективного физического воспитания. Гимнастические упражнения являются одними из ведущих в физическом воспитании учащихся сельских школ. Их отличительная особенность – широкий спектр воздействия на развитие координационных способностей, гибкости, нацеленность на образование новых условных двигательных рефлексов. Гимнастические упражнения, выполняемые в различных режимах, содействуют развитию силы и быстроты.

Среди основных упражнений гимнастики в школьной программе представлены строевые и танцевальные упражнения, общеразвивающие, упражнения в равновесии и акробатические, лазанье и упражнения со скакалками.

Легкоатлетические упражнения имеют большое значение в общей физической подготовке сельских детей. Их педагогическая ценность определяется высокой степенью прикладной направленности, возможностью развивать выносливость, быстроту, скоростно-силовые способности. При выполнении легкоатлетических упражнений в работу включаются почти все мышечные группы, значительно усиливается деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной систем, существенно повышается обмен веществ. Среди основных легкоатлетических упражнений школьной программы выделяют бег различной интенсивности, прыжки в длину и высоту, метание набитого и малого мяча на дальность.

Лыжная подготовка в сельской школе включает обучение детей передвижению на лыжах, ступающим и скользящим шагом, подъемом и спуском с гор, поворотом на лыжах на месте и в движении, а так же прохождение учебной дистанции. Лыжная подготовка, как и легкая атлетика, является ведущим средством общей физической подготовки. Однако эффективность ее использования для развития физических способностей и расширения функциональных возможностей младших школьников имеет определенные ограничения. Одно из них – слабое владение детьми навыками передвижения на лыжах. В силу этого большой объем времени отводимого в школьной программе на лыжную подготовку, расходуется на формирование техники передвижения на лыжах, однако по мере овладения способами передвижения, а также техникой подводящих упражнений, лыжную подготовку используют как средство для развития общей выносливости, расширения функциональных возможностей детей. Вторым, не менее значительным ограничением использования лыжной подготовки в физическом воспитании является ее сезонный характер. В межсезонье школьники в значительной степени теряют навыки передвижения на лыжах, и в каждом новом учебном году приходится уделять много времени на повторение пройденного материала.

Чтобы избежать пустой траты времени, на уроках физической культуры или в ходе выполнения домашнего задания используют имитационные упражнения, предупреждающие процесс утраты двигательных умений и навыков в лыжной технике.

Подвижные игры в сельских школах являются ведущим средством для воспитания физических качеств. Содержание подвижных игр составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. С помощью подвижных игр воспитывают физические качества и развивают способности, а также готовят школьников к жизни, что достигается управлением игровыми ситуациями со стороны учителя, созданием определенных условий выполнения игровых действий. Эмоциональность, новизна решения двигательных задач, возможность коллективных и индивидуальных действий усиливают воспитывающие свойства игр, формируют качества личности. Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, но основное содержание и правила их проведения разрабатывает непосредственно учитель.

Условия и правила подвижных игр должны быть доступны детям.

Плавательная подготовка имеет важное прикладное значение и оказывает на организм ребенка разностороннее воздействие. С помощью плавания можно решать вопросы повышения функциональных возможностей дыхания, кровообращения, а так же эффективно укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать осанку.

В школьной программе на обучение плаванию не отводится обязательных часов, что вызвано сложностью его организации в условиях сельской школы и недостаточной квалификацией учителей. По сложившийся традиции обучение детей плаванию осуществляется либо по месту их летнего отдыха (в пионерских лагерях, домах отдыха или пансионатах), либо по месту жительства (в подготовительных группах по плаванию во Дворцах и Домах пионеров, детских спортивных школах и секциях).

Итак, анализ литературных источников свидетельствует о том, что физическое развитие- это процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост, масса, объем и т.д.) и качественных (физиологических) преобразований организма с момента рождения до конца жизни. Физические способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Старший школьный возраст характеризуется: завершением формирования костной и мышечной системы, увеличением роста тела в длину, массы тела и ростом мышечной силы. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.


^

Глава 2. Динамика показателей физического развития и физических способностей у учащихся старших классов сельской школы.




Диагностика физического развития и физической подготовленности сельских школьников (девушек)



Для проверки общего физического развития в школах проводится педагогическая диагностика. Само слово диагностика отражает смысл проверки или контроля. В школах диагностика обычно проводится учителями физической культуры, т.к. моя работа прямым образом касается проверки уровня общего физического развития, то мною был проведен анализ уровня физического развития 20-ти учащихся (девушек) старших классов.

Тестирование физической подготовленности учащихся проводилось в соответствии с требованиями комплексной программы физического развития учащихся 9-10 классов общеобразовательной школы в начале и в конце учебного года, и включала уровни развития следующих качеств:

  • скоростных - при помощи бега на 30 м., время фиксировалось с точностью до 0.1 секунды;

  • скоростно-силовыхпо тесту – прыжок в длину с места, толчком двух ног, измерения проводились с точностью до 1-го см;

  • гибкости позвоночного столба, которой определяли путем наклона вперёд из положения сидя, с точностью до 1-го см.

Оценка антропометрических показателей (рост; вес; окружность грудной клетки (ОГК), осуществлялись по местным стандартам физического развития школьников. Математическая обработка полученных данных проводилось в соответствии с рекомендациями Ашмарина Б.А., при этом определялись:

  • Средняя арифметическая (М);

  • Ошибка средней арифметической (m)

Достоверность различий между средними величинами по t- критерию Стьюдента. Математико-статистическая обработка результатов проводилось при помощи стандартного пакета прикладных программ на персональном компьютере.

Показатели физического развития девушек собранные в начале учебного года предоставлены в таблице 1.

Таблица 1
^

Показатели физического развития девушек 9, 10-х классов

МОУ «Ахматовская СОШ»



Показатели

М±m

Рост, см.

161,05±1,20

Вес, кг.

51,6± 1,65

Окружность грудной клетки, см

75,25±0,90



Анализ таблицы 1 свидетельствует о том, что уровень физического развития девушек, сельской местности , соответствует средним показателям по России.

Результаты тестирования физических способностей исследуемых нами девушек представлены в таблице 2

Таблица 2
^

Показатели физических способностей девушек 9, 10-х классов

МОУ «Ахматовская СОШ»


Показатели

M±m

Бег 30 м (сек)

6,24±0,13

Прыжок в длину с места, см.

158,3±0,03

Наклон вперед из положения сидя, см

14,32±1,01


При сопоставлении уровней физической подготовленности обследуемых девушек с общероссийскими показателями выявлено, что они тоже находятся на среднем уровне по России.

Разделяя точку зрения исследователей Апанасенко Г.Л., Ашмарина А.Н., Холодова Ж.К., Кузнецова В.С. и др., мы считаем что, эффективность оздоровительных мероприятий с детьми, в том числе и занятий по физической культуре, оцениваются по результатам улучшения:

  • Физического развития.

  • Функциональных резервов организма.

  • Состояния физической подготовленности.

В своих исследованиях мы руководствовались этими критериями и учитывали, что недостаточный уровень физической подготовленности ослабленных детей, обуславливает необходимость поиска таких средств, форм и методов которые одновременно оказывали бы оздоровительное воздействие на организм подростков, и были бы интересными, доступными при выполнении домашних заданий.

Через год мы провели повторное исследование изучаемых показателей, которые изложены в следующем параграфе.

^

Динамика показателей физического развития и уровня физической подготовленности сельских школьников.



В результате повторного тестирования в новом учебном году был выявлен небольшой прирост показателей физического развития, а уровень физической подготовленности по сравнению с прошлым годом был немножко снижен. В целом показатели физического развития и уровня физической подготовленности старшеклассниц за 2003-2004,2004-2005 учебные годы находятся на среднем уровне по Российской Федерации.

Таблица 3
^

Динамика показателей физического развития учащихся 9,10-х классов (девушек)


Показатели

Мm

Рост (см)

164,31,19

P0,01

Вес (кг)

52,31,78

p0,1

Окружность гр. клетки (см)

77,750,95

p0,1

Примечание к таблице: p-критерий достоверности с показателями на начало 2005 учебного года.

Результаты тестирования динамики физических способностей исследуемых нами девушек представлены в таблице 4.

Таблица 4
^

Динамика показателей уровня физических способностей учащихся 9,10-х классов


Показатели

Мm

Бег 30 м. (сек)

5,800,14

p0,1

Прыжок в длину с места

165,83,28

P0,001

Наклон вперед с положения сидя

14,050,35

p0,1

Примечания к таблице: p-критерий достоверности с показателями на начало 2004 учебного года.



Рис.1. Динамика показателей роста у обследованных девушек

Из представленной кривой видно, что у девушек произошла значительная прибавка роста. Если минимальный рост в начале учебного года был равен 150 см., а максимальный 170 см., то в конце учебного года они стали соответственно 152 и 175 см., что является значительным приростом в физическом развитии девушек 10 классов.

Динамика веса у обследованных девушек представлена на рис. 2.




Рис. 2. Динамика показателей веса у обследованных девушек

Представленная кривая свидетельствует о том, что за год вес у девушек значительно вырос. У одной из тестируемых девушек вес во время учебного года оставался стабильным, а у другой – снизился на 1 кг. Если минимальный вес в начале учебного года составлял 41,5 кг., а максимальный 69 кг., то в конце учебного года они были равны, минимальный 43,1 кг., а максимальный 72,6 кг.

Динамика показателей окружности грудной клетки у обследованных девушек представлена на рис. 3.




Рис. 3. Динамика показателей окружности грудной клетки у обследованных девушек.

Из рис. 3 видно, что значительные изменения произошли и в показателях окружности грудной клетки. Если в начале учебного года показатели минимального уровня окружности грудной клетки было 69 см., а максимальный 84 см., то в конце учебного года минимальный был равен 70 см., а максимальный 86., то есть окружность грудной клетки увеличилась.

Д
- начало года
инамика показателей физического развития обследованных девушек представлена на диаграмме 1.



Условные обозначения здесь и далее:

- конец года

(см)

(см)

(кг)


рост

вес

окружность грудной клетки

Диаграмма 1. Прирост показателей физического развития у обследованных девушек.

Данные диаграммы свидетельствуют о том, что у девушек произошёл прирост показателей физического развития, характерный для их возраста.

Поскольку одной из задач было изучение динамики показателей физических способностей, мы также снимали скоростные, скоростно-силовые качества и гибкость в начале и конце учебного года.

Динамика скоростных способностей у обследованных девушек представлена на рис. 4.




Рис. 4. Динамика скоростных способностей у обследованных девушек

Анализ рис. 4 свидетельствует о том, что в скоростных показателях у девушек был значительный разброс. Самым худшим показателем в беге на 30 м., в начале учебного года был – 7,6 сек., а самым лучшим – 5,3 сек., то в конце года они соответственно стали 7,3 и 4,9 сек. Одновременно необходимо отметить, что у двух девушек не произошло увеличения скоростных способностей, а у трёх они даже ухудшились. Этот факт мы связываем с их малой двигательной активностью на уроках физической культуры и дома, а также кумуляцией утомления к концу учебного года.

Динамика скоростно-силовых качеств у девушек представлена на рис.5.




Рис. 5. Динамика скоростно-силовых качеств у обследованных девушек

Анализ рис. 5 свидетельствует, что в динамике скоростно-силовых способностей был наибольший разброс. Так, если в начале года самым плохим показателем был 136 см., а лучшим – 191 см., то в конце учебного года эти показатели соответственно изменились. Минимальный был равен 135 см., а максимальный 210 см. В то же время у одной девушки в конце учебного года показания ухудшились, что мы связываем с их малой двигательной активностью и утомлением.

Динамика показателей уровня гибкости представлена на рис. 6.



Рис. 6. Динамика показателей уровня гибкости у обследованных девушек

Из рис. 6 следует, что наилучшим показателем гибкости в начале учебного года был – 22 см., а наихудшим – 5 см. В конце года они стали соответственно 22 и 6 см. Семь испытуемых по этому тесту ухудшили свои результаты, по сравнению с началом учебного года.

Н
(см)
аглядно динамика развития физических способностей представлена на диаграмме 2.


скоростные способности

скоростно-силовые способности

гибкость

(сек)

(см)

Диаграмма 2. Динамика показателей физических способностей у обследованных девушек

Анализ диаграммы свидетельствует о том, что за истекший период времени у обследованных девушек достоверно улучшились только скоростно-силовые способности, скоростные имели тенденцию к увеличению, а гибкость осталась без изменений.

Полученные результаты согласуются с физиологическими и возрастными особенностями женского организма, но они должны вызывать тревогу у учителя физической культуры, и он должен перестроить учебную нагрузку, увеличив акцент упражнений, развивающих недостаточно развитые двигательные качества.

Выводы



Развитие детей - сложный и многогранный процесс. Педагогика призвана управлять этим процессом, с тем, чтобы обеспечить к периоду зрелости человека возможно более высокий уровень развития его духовных и физических возможностей. Педагогика сможет успешно решать стоящие перед ней сложные задачи, лишь опираясь на знания основных закономерностей возрастного развития детей. Знания закономерностей роста и развития организма человека на различных возрастных этапах и в различных условиях жизнедеятельности являются естественно – научной базой управления учебно-воспитательным процессом в школе.

При проверке динамики физического развития и физической подготовленности, учащихся МОУ «Ахматовская СОШ», выявлено, что показатели физического развития возросли и соответствовали средним показателям по Российской Федерации

Физические способности по скоростным качествам динамике были и остались низкими. Скоростно-силовые способности за исследуемый год достоверно увеличились и находились на уровне средних по Российской Федерации.

Показатели гибкости у обследуемых учащихся находились на уровне низких величин и в динамике не претерпели статистически достоверных изменений. Следовательно, для коррекции физической подготовленности по гибкости и скоростным способностям преподавателям физической культуры на уроках необходимо увеличить объем упражнений развивающих эти качества.

В связи, с полученными результатами, проведенного нами исследования, нужно преподавателям физической культуры и спорта включать в свои занятия как можно большее количество разнообразных средств и методов обучения, применять самые разнообразные формы построения урока, использовать как можно большее количество различных упражнений из легкой атлетики, спортивных игр, внедрять новейшие технологии, использовать последние достижения научно-технического прогресса и повышать свой творческий потенциал.
^

Список использованной литературы


  1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М., Педагогика, 1968, 232с.

  2. Антропова М.В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. – Здравоохранение Российской Федерации, 1997, №3, 29-33с.

  3. Апанасенко Г.Л. Физиологическое развитие детей и подростков. – Киев, Здоровье, 1985, 79-80с.

  4. Ашмарин А.Н., Ашмарина Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткин З.Н. и др. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. Физкультуры пединститутов по спец. 03. 03 «физкультура». – М., Просвещение, 1990, 287с.

  5. Бальсевич В.К., Филина В.П. Особенности динамики движений у юношей и девушек 15-16 лет: Вопросы юношеского спорта. – М., Ф. и С., 1967, 29-37с.

  6. Баякова О.В. Оценка морфологических и функциональных параметров сельских школьников в условиях внедрения здоровье сберегающих технологий. – Дис. Канд. биол. наук, Тюмень, 2000, 120с.

  7. Богданова Г.П. Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы. – М., Просвещение, 1987, 150с.

  8. Виру А.А., Пискуне А.П. К вопросу о приспособленности организма к интенсивным физическим нагрузкам: Медицинские проблемы физической культуры. – Киев, 1971, Вып.1, 22-27с.

  9. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М., Высшая школа, 1969, 472с.

  10. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2001 году и задачах по охране здоровья в соответствии с Президентской Программой основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года. – Чебоксары, 2002, 171с.

  11. Кон И.С. Психология старшеклассников. – М., Просвещение, 1982, 205с.

  12. Краснов В.М., Григорьева М.Н., Краснов В.М., Пискунова А.И, Кустова В.Г. Оценка физического развития детей. Чувашский государственный университет им, И.И.Ульянова Чебоксары, 2002 г., 55с..

  13. Мирская Н.Б., Барсунова Н.К., Полесский В.А. Состояние здоровья детей школьного возраста в современных условиях. – Научно-реферативный журнал, 2000, №4, 30-32с.

  14. Никифорова Т.Ю. Анализ уровня здоровья учащихся общеобразовательных школ г. Липецк: Материалы 2-ой Всероссийской межрегиональной науч.– практ. конф. «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты». – Липецк, 2000, 84-85с.



Приложение 1



1.Упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей:

А) быстроту реакции;

Б) скорость выполнения отдельных движений;

В) улучшение частоты движений;

Г) скоростную выносливость и др.;

Д) Быстроту выполнения последовательных действий в целом (например, бег, плавание, ведение мяча)

2.Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и др.)

3.Упражнения сопряженного воздействия:

А) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость)

Б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.)

В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений используются такие упражнения, которые выполняются с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения характеризующиеся взрывным характером.

Приложение 2




Ф.И.О.

Рост, см.

Вес, кг.

Окружность гр. клетки, см.

1. Бугрова И.

2.Барменкова К.

3.Брызгина Н.

4.Винокурова А.

5.Емельянова М.

6.Кувялова Е.

7.Кулькова Е.

8.Курникова Е.

9.Кузнецова Т.

10.Курникова Т.

11.Кувялова Н.

12.Клавдеева Ю.

13.Ладяшкина М.

14.Маркелова Н.

15.Николаева Т.

16.Пасюнина Ю.

17.Усова А.

18.Фирстова Н.

19.Шушарина И.

20.Туйцына А.

150

160

154

160

159

164

165

156

163

159

162

170

160

160

164

162

158

167

167

161

50

54

41,5

60

50

45

55

52

55

46,5

48

54

45

46

56

54

44

55

69

52

84

75

69

82

83

69

76

81

79

73

75

74

71

73

72

70

73

72

80

74
Показатели физического развития (рост; масса тела и окружность грудной клетки) учащихся старших классов.


Приложение 3



^ Уровень физической подготовленности учащихся старших классов.


Ф.И.О.

Бег 30 метров (с)

Прыжок в длину с места (см)

Наклон вперед из положения сидя (см)

1. Бугрова И.

2.Барменкова К.

3.Брызгина Н.

4.Винокурова А.

5.Емельянова М.

6.Кувялова Е.

7.Кулькова Е.

8.Курникова Е.

9.Кузнецова Т.

10.Курникова Т.

11.Кувялова Н.

12.Клавдеева Ю.

13.Ладяшкина М.

14.Маркелова Н.

15.Николаева Т.

16.Пасюнина Ю.

17.Усова А.

18.Фирстова Н.

19.Шушарина И.

20.Туйцына А.

7,3

6

6,5

6,2

6

5,7

5,9

5,5

5,7

5,4

6,1

5,3

5,5

6,1

5,8

7,5

7,6

7,2

7,5

6

136

183

164

154

148

172

155

157

165

191

176

183

171

175

180

159

152

165

153

178

9

8,5

21

16

12

10

12

15,5

19

6

14,5

19,5

12,2

18

22

8

5

20,7

19

18,5

Приложение 4





Ф.И.О.


Рост (см)


Вес (кг)

Окружность гр. клетки (см)

1. Бугрова И.

2.Барменкова К.

3.Брызгина Н.

4.Винокурова А.

5.Емельянова М.

6.Кувялова Е.

7.Кулькова Е.

8.Курникова Е.

9.Кузнецова Т.

10.Курникова Т.

11.Кувялова Н.

12.Клавдеева Ю.

13.Ладяшкина М.

14.Маркелова Н.

15.Николаева Т.

16.Пасюнина Ю.

17.Усова А.

18.Фирстова Н.

19.Шушарина И.

20.Туйцына А.

152

163

157

164

164

168

169

160

165

160

166

175

162

163

168

165

160

170

172

163

52,2

53,8

43,1

63,5

55,3

65

58,7

65,5

54,2

48,4

48,7

56,3

47,1

48,5

59

54,3

46,1

56,8

72,6

55,3


86

77

70

85

85

71

79

84

81

75

77

76

73

78

76

72

75

76

83

76

^ Динамика показателей физического развития (рост, масса тела, окружность грудной клетки) учащихся 10-х классов.

Приложение 5

Динамика показателей уровня физической подготовленности учащихся

^ 10-х классов




Ф.И.О



Бег 30 метров (с)


Прыжок в длину с места (см)

Наклон вперед из положения сидя (см)

1. Бугрова И.

2.Барменкова К.

3.Брызгина Н.

4.Винокурова А.

5.Емельянова М.

6.Кувялова Е.

7.Кулькова Е.

8.Курникова Е.

9.Кузнецова Т.

10.Курникова Т.

11.Кувялова Н.

12.Клавдеева Ю.

13.Ладяшкина М.

14.Маркелова Н.

15.Николаева Т.

16.Пасюнина Ю.

17.Усова А.

18.Фирстова Н.

19.Шушарина И.

20.Туйцына А.

5,5

5,3

6

5,8

6

5,9

7,4

5,3

5

5,4

5,4

4,9

6

5,1

5,3

7,3

5,7

5,6

7,1

5,8

135

190

170

160

160

185

140

165

180

210

170

155

160

185

175

140

175

180

160

180


7

8,5

16

15

10

8

10

17

19

6

15

20

14

19

21

7,5

8

22

20

18,5






Похожие:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики iconПриказом директора боу чувашской Республики спо «всхт» Минобразования Чувашии
Чувашской Республики среднего профессионального образования «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и...
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики iconПоложение о Педагогическом совете бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Педагогическом совете бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Вурнарский...
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики iconМинистерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Управление образования администрации города Чебоксары Республиканский конкурс «И гордо реет флаг Державный», посвященный Государственной символике Чувашской Республики
Республиканский конкурс «И гордо реет флаг Державный», посвященный Государственной символике Чувашской Республики
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики iconМинистерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики Разработал: учитель моу «Сутчевская сош» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Ястребова Елена Васильевна
Обучение в сельской, а тем более в национальной школе, проводится с особой спецификой. Порой бывает, что ученик не в состоянии осмыслить...
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики iconМинистр образования и молодежной политики
Чувашской Республики (далее – работники) в лице Чувашской республиканской организации профсоюза работников народного образования...
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики iconПоложение о библиотеке бюджетного образовательного учреждения чувашской республики среднего профессионального образования «вурнарский сельскохозяйственный техникум» министерства образования и молодежной политики чувашской республики
Образования Чувашии (далее Техникум) является структурным подразделением техникума, обеспечивающим учебной, научной, справочной,...
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики iconПлан конспект
Районный отдел образования и молодёжной политики Порецкого района Чувашской Республики моу «Октябрьская основная общеобразовательная...
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики iconПоложение об Общем собрании (Конференции) работников и представителей обучающихся (делегатов) бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики среднего
Общем собрании (Конференции) работников и представителей обучающихся (делегатов) бюджетного образовательного учреждения Чувашской...
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики iconСамостоятельная работа является одним из видов учебной работы обучающихся
Чувашской Республики среднего профессионального образования «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и...
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики iconМинистерство образования и молодёжной политики чр мбоу «Сутчевская сош» Автономное учреждение Чувашской Республики «нпо пу №14»
На наш взгляд применение педагогических методик и технологий на уроках изучения новой темы в первую очередь должно быть направленно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов