Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» icon

Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)»



НазваниеМетодическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)»
Л.М.Зеленина
Дата конвертации04.05.2013
Размер303.86 Kb.
ТипМетодическая разработка


Методическая разработка по русскому языку

Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» 20 ч.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка представлена к программе «Русский язык во втором классе», авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.

Курс русского языка в начальной школе является органичной частью курса русского языка в средней школе и ориентирован на языковое, эмоциональное и интеллектуально-нравственное развитие детей.

Начальная школа – это период в обучении ребёнка, когда создаются наиболее благоприятные психологические предпосылки для формирования познавательной активности, способности работать с учебной информацией.

Основная задача курса – открыть младшим школьникам язык, как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать способность слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.

Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе. Это предполагает:

  1. освоения учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

  2. знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи – устной и письменной.

Программа ориентирована так же на собственно – лингвистическое и речевое развитие младших школьников:

- различие детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего этот мир во всём его многообразии

- поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям

- развитие способности моделировать факты языка

- овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения, развития фонематического слуха.

Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, словарями и т.д.), способности к самооценке и самоконтролю.

Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности и распределения во времени учебной работы.

Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т.д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.

Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звуко-слоговой анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространённое слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространённые и нераспространённые предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.

Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников.

Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Наш язык – это язык слов. Однако, лексическое и грамматическое значение слова, особенности его строения, произношения, употребления в речи раскрываются достаточно полно только в предложении и контексте. Этим объясняется, почему в настоящем курсе предложение рассматривается как ведущая единица языка, на основе которой и в связи с которой изучаются все другие разделы программы.

Итак, одним из важных разделов программы является раздел «Предложение (синтаксис и пунктуация)», который включает следующие темы:

  1. «Смысловая и интонационная законченность предложения»

  2. «Виды предложений по цели высказывания и по интонации»

  3. «Главные члены предложения»

  4. «Словосочетания» (ознакомление)

Получаемые знания, формируемые умения и навыки помогают детям развивать речь, анализировать звучащую речь; конструировать простые предложения и небольшие тексты на заданную тему; самостоятельно выбирать интонацию произношения текста для более точной передачи его смысла и построения.


Цели и задачи раздела

Целью изучения раздела «Предложение (синтаксис и пунктуация)» является – систематизация знаний и практических умений учащихся в области синтетического строя русского языка, которые учащиеся усвоили в первом классе.

Задачи раздела:

Образовательные:

- углубить представление детей о предложении как единице сообщения и общения;

- привлечь внимание учащихся к особенностям строения предложения (возможному количеству и порядку слов; к тому, что слова в предложении связаны не только по смыслу, но и по форме, к наличию главных членов предложения);

- сформировать умение выделять словосочетания и устанавливать связь слов в предложении;

- ввести в активный словарь второклассников термины: повествовательное предложение, побудительное предложение, вопросительное предложение, главные члены предложения

Развивающие:

- развивать зрительную память, познавательную активность у учащихся;

- развивать умение думать, размышлять;

- развивать речь учащихся;

- развивать умение конструировать простые предложения и небольшие тексты на заданную тему;

- развивать способность чувствовать, понимать и самостоятельно выбирать интонацию произношения текста для более точной передачи его смысла и построения.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- показать красоту и богатство русского языка;

- формировать личностные отношения к материальной и духовной культуре своего народа и процессу овладения этой культурой;

- формировать сознательное отношение к учёбе и школе, основ нравственного эстетического воспитания.


Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала в соответствии с возрастными особенностями

Составной частью методики обучения русскому языку является педагогическая психология. Методика активно вбирает в себя всё то, что непосредственно связано с процессом обучения.

Учиться ребёнок может и в игре, и в труде, и в непринуждённом общении со взрослыми; учебный процесс не всегда организуется «по законам» учебной деятельности, имеющей своё содержание и определённую структуру. Многолетними исследованиями психологов Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова показано, что к формированию у ребёнка учебной деятельности можно и нужно приступать с самого начала обучения. «Для нормального пребывания в школе, - пишет В.В.Давыдов, - дети должны иметь потребность в учении и умении учиться. Во-первых, полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников может быть основой их всестороннего развития. Во-вторых, действительно прочные умения и навыки формируются у детей при наличии у них определённых теоретических знаний. В-третьих, добросовестное отношение детей к учению опирается на потребность, желание учиться, которое возникает в процессе реального выполнения учебной деятельности»

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время, остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью»

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объёму. В процессе обучения необходимо формировать культуру внимания учащихся.

Внимание напрямую связано с такими личностными новообразованиями, как мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и её результативность.

Мышление учащихся претерпевает большие изменения. Чем разнообразнее методические приёмы по развитию мышления, тем совершеннее могут быть мыслительные достижения класса.

Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Мозг обладает пластичностью, которая позволяет ученику справляться с заданием, связанным с дословным запоминанием. Поэтому на уроках дети запоминают надолго и легко воспроизводят тот учебный материал, который преподносится ярко, нестандартно, интересно им, конкретно.

Второй класс начинает знакомство с лексическим и грамматическим значением слова, особенностями его строения, произношения, употребления в речи. И это достаточно полно раскрывается только в предложении и контексте. Этим объясняется, почему предложение рассматривается как ведущая единица языка, на основе которой и в связи с которой изучаются другие разделы программы.

Дети уже получили первоначальное представление в первом классе о назначении предложения в речи (его коммуникативных функциях, об основных грамматических признаках предложения (смысловой и интонационной законченности предложения));

о предложениях, различных по цели высказывания (без терминологии);

об оформлении предложения в устной и письменной речи (пауза, интонация, знаки препинания).

Во втором классе ставится задача – систематизировать знания и практические умения учащихся в области синтаксического строя русского языка, который они усвоили в первом классе.

Каждая тема этого раздела раскрывается в определённой последовательности:

  1. Постановка проблемы и её обсуждение учащимися, совместно с учителем по аналитическим планам.

  2. Формулировка вывода учащимися.

  3. Проверка вывода, сделанного учащимися, по учебнику.

  4. Применение знаний на практике: выполнение заданий, разных по уровню сложности.

На уроках использую занимательные стихи, беседы, сказки, игры, загадки. Они оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила. Для закрепления и обобщения тем разрабатываю нетрадиционные уроки.

Учитывая возрастные особенности внимания моих учеников, когда однообразная деятельность быстро утомляет их, стараюсь вызвать у них интерес к работе, разнообразить урок, используя различные виды деятельности.

- монологические высказывания;

- формулировка правила о знаках препинания в конце предложения;

- объяснения и обобщения наблюдаемых фактах языка;;

- выполнение системы практических заданий на применение правила;

- составление рассказа по рисунку;

- выполнение заданий на развитие логического мышления (сравни, раздели на группы, выдели «лишнее», докажи).

В разделе «Синтаксис и пунктуация» дети учатся умению видеть структуру простого предложения;

- умению отличать группу слов от предложения;

- находить грамматическую основу предложения;

- находить и выписывать словосочетания;

- учатся умению использовать в речи простые и сложные предложения.

В данном разделе вводятся термины: повествовательное предложение, побудительное предложение, вопросительное предложение, восклицательная интонация, невосклицательная интонация.

Дети учатся различать предложения различные по цели высказывания и интонации и умению пользоваться данными предложениями в письменной и устной речи; правильно оформлять их на письме.

Уже во втором классе можно сформировать у учащихся синтаксические умения, на основе которых развивается их пунктуационная грамотность.

Основным источником получения знаний является учебник, структура и методическая система которого определяется особенностями психофизического, интеллектуально-эмоционального и речевого развития детей 7-8 лет.

В методический аппарат учебника включены специальные ориентиры (условные обозначения), сообщающие об особенностях учебного материала и заданий. Они обращены прежде всего к детям. Их назначение – научить второклассников самостоятельно работать с книгой, а также не только слушать и слышать учителя, но и получать информацию о смысле предстоящей работы непосредственно из учебника.

Учитывая психологию и физиологию детей этого возраста, особенности их внимания, наряду с заданиями творческого характера, тренировочными упражнениями в учебнике в определённой системе представлены игровые и занимательные задания (загадки, шутки, кроссворды). Они, как и рисунки помогают снять утомление, поддержать внимание учащихся.


Ожидаемые результаты освоения раздела «Синтаксис и пунктуация»

Компонентом раздела «Синтаксис и пунктуация» является содержание обучения, в которое входят знания, навыки, умения учащихся, формирующиеся в процессе обучения.

Первый компонент содержания обучения «знание» подразумевает теоретическое владение грамматическим материалом.^ Знания представляют собой сознательный компонент действия, грамматическое понятие. Знани являются одним из первых возможных объектов контроля.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

- о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль;

- предложение может содержать сообщение, вопрос, призыв к действию;

- предложение может произноситься с восклицательной и невосклицательной интонацией;

- о знаках препинания в конце предложения;

- введение в активный словарь детей терминов повествовательное предложение, побудительное предложение вопросительное предложение, восклицательная и невосклицательная интонация;

- познакомиться со словосочетаниями.

Грамматический навык – это автоматизированный способ выполнения действия по оформлению речи. Выделяются следующие навыки при обучению предложению:

- выделять главные члены предложения (грамматической основы, без терминологии) и устанавливать связи слов в предложении;

- составлять предложения на заданную тему;

- использовать в устной и письменной речи предложения, различные по цели высказывания и интонации;

- оформлять предложения и тексты в устной и письменной речи (интонационные или пунктуационные);

-самостоятельно составлять или воспроизводить и записывать небольшие тексты.

В процессе обучения предложениям русского языка школьники должны овладеть следующими умениями:

- умение различать предложение и группу слов;

- анализировать предложение: выделять о ком (о чём) в нём говорится;

- оформлять предложение на письме (знаки препинания) и в устной речи (интонация, пауза);

- составлять и записывать ответы на вопросы;

- объяснять, почему одна группа слов составляет предложение, а другая нет;

- умение анализировать текст, отдельные предложения;

- оформлять на письме повествовательные, вопросительные, побудительные предложения;

- составлять предложения, содержащие просьбу, приказ, совет и т.д.

- умение писать сочинения и изложение с использованием полученных знаний, навыков и умений.


Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием мышления и формирования школьника как личности; воспитание его гражданских качеств; развитие познавательных интересов, активности , самостоятельности, трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, способности преодолевать трудности, формирование нравственных качеств, способности к самообразованию.

У младших школьников формируется умения в построении связанного текста. В процессе работы над текстом дети учатся анализировать, выделять главное, сосредотачивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться на других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.

Изложения и сочинения в начальных классах проводятся как обучающие работы. Они имеют преимущественно повествовательный характер.

Проведение подготовительной работы к сочинению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.

В разделе «Синтаксис и пунктуация» отводится 1 час на изложение, 1 час на сочинение повествовательного текста. Целью уроков написания изложения является: совершенствовать умение точно и последовательно передавать содержание текста.

При написании сочинения ставятся цели:

создать условия для развития речи, воображения, эмоционального восприятия;

способствовать появлению желания поделиться своими мыслями, чувствами, воспитывать культуру общения;

закреплять умения использовать художественные средства для выражения своих мыслей, чувств и применять поученные знания в практической самостоятельной деятельности.


^ Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу «Синтаксис и пунктуация» образовательных технологий, методов, форм, организации деятельности учащихся

Для освоения раздела «Синтаксис и пунктуация» используются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, дифференцированное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение.

Технология обучения предложению в начальной школе включает определение принципов, методов и средств обучения. При определении принципов формирования грамматических понятий за основу взяты общедидактические принципы обучения.

Учёт особенностей формирования грамматических понятий в процессе изучения предложения позволил сформулировать и специальные принципы, такие как принцип соблюдения целенаправленной поэтапности в обучении, принцип деятельности, принцип проблемного обучения, принцип прочности знаний учащихся, принцип коммуникативности, принцип функциональности. На основе этих принципов можно выделить методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (ученик выполняет пассивную роль – слушает, смотрит, воспроизводит);

- репродуктивный (учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определение понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно);

- проблемного изложения (создаётся проблемная ситуация, которую разрешить ученик должен самостоятельно);

- эвристический (поисковый) (ученику сообщают начальные условия, планируемый результат и промежуточные цели, а пути достижения результатов он должен искать самостоятельно);

- исследовательский метод (проверяются аналитические способности учащихся).

Формы организации деятельности учащихся: рассказ, практикум, беседа, самостоятельная работа, работа в парах сменного состава.


Характеристика исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения раздела «Синтаксис и пунктуация (предложение)»

К моменту изучения данного раздела учащиеся знают:

- о назначении предложения в речи (его коммуникативных функциях);

- об основных грамматических признаках предложения (смысловой и интонационной законченности предложения);

- о предложениях, различных по цели высказывания (без терминологии);

- об оформлении предложения в устной и письменной речи (пауза, интонация, знаки препинания).

Обучающиеся должны уметь:

- выделять предложения из сплошного текста;

- составлять предложения из слов и словосочетаний;

- письменно отвечать на вопросы;

- находить главные члены предложения;

- ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации;

- пользоваться выразительными средствами произведения;

- определять тему и основную мысль текста;

-озаглавливать текст с опорой на тему и его основную мысль;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- писать сочинения и изложения повествовательного характера.


Тематическое планирование

Раздел «Синтаксис и пунктуация»-20 ч.


урока

Тема урока

Тип урока

1

Смысловая и интонационная законченность предложения

Цели: обобщение представлений о предложении как единице высказывания

Урок повторения и обобщения

2

Правила оформления предложения на письме

Цели: развитие умения делить предложения на слова, составлять предложения из слов, оформлять его на письме

Урок повторения и обобщения

3

Повествовательные предложения. Знаки препинания на конце повествовательных предложений

Цели: познакомить учащихся с повествовательными предложениями; развивать умения определять вид предложения по интонации, ставить в конце предложения соответствующие знаки препинания

Урок изучения нового материала

4

Вопросительные предложения

Цели: познакомить с вопросительными предложениями; развивать умения определять вид предложения по интонации; правильно расставлять знаки препинания в конце предложения

Урок изучения нового материала

5-6

Побудительные предложения

Цели: познакомить с побудительными предложениями; развивать умения правильно расставлять знаки препинания в конце предложения; распознавать виды предложений по интонации

Урок-сказка

7

Предложения различные по интонации

Цели: развивать умения и навыки в правильной расстановке знаков препинания в конце предложения

Урок изучения нового материала

8

Текст. Написание сочинения «Осень в саду»

Цель: развитие письменной речи учащихся: умение использовать в своей речи предложения

Урок развития речи

9

Обобщающий урок по теме «Предложение»

Цели: обобщить знания о видах предложений, знаках препинания в конце предложений

Урок-игра

10

Проверочная работа по теме «Предложение (текст)»

Цель: проверить усвоение учащимися изученного материала

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков

11-12

Связь слов в предложении. Словосочетания

Цели: развивать умения находить в предложении грамматическую основу, составлять словосочетания

Урок изучения нового материала (урок-путешествие)

13-14

Главные члены предложения

Цели: развивать умения выделять предложение из речевого потока, правильно оформлять его на письме; формировать умения находить в предложении главные члены

Комбинированный урок

15-16

Составление предложений из группы слов. Установление связи слов в предложении

Цели: развивать умения составлять предложения из слов, выделять грамматическую основу, устанавливать связь слов в словосочетаниях

Комбинированный урок

17

Употребление предлогов в устной и письменной речи

Цели: развивать умения употреблять предлоги в речи, умения писать предлоги раздельно с другими словами

Урок-сказка

18

Закрепление знаний о связи слов в предложении. Изложение повествовательного текста по вопросам

Цели: формирование умения правильно устанавливать связь слов в предложении, писать изложение, опираясь на вопросы

Урок развития речи

19

Обобщающий урок по теме «Предложение»

Цели: обобщить, систематизировать изученный материал о предложении

Урок-исследование

20

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цели: проверить усвоение учащимися изученного материала

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков



На данный раздел программой предусмотрено 20 часов. Я считаю данное количество уроков достаточным для формирования у детей моего класса необходимых знаний, умений и навыков.


Разработка урока русского языка

во втором классе

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Предложение»

Тип урока: урок-исследование

Цели урока:

  1. Обобщить, систематизировать изученный материал о предложении

  2. Организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью развития системного мышления, развития творческого мышления

  3. Создать условия для формирования таких личностных качеств как ответственность, коммуникабельность

  4. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку

Оборудование:

  1. С.И. Ожегов. Толковый словарь

  2. А.И.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка

  3. Берёзовые серёжки

  4. Картинка «Тетерев»

  5. Памятки для учащихся «Фонетический разбор слова»



Структура урока


п/п

Этапы урока

Время в минутах

1

Организационный момент

1 мин

2

Чистописание

3 мин

3

Основная часть. Проверка теоретических знаний

3 мин.

4

Вводно-мотивационный этап

1 мин.

5

Познавательный этап

5 мин.

6

физкультминутка

1 мин.

7

Самостоятельная работа с предложением

  1. Синтаксический разбор предложения

  2. Выписывание словосочетаний из предложения

  3. Нахождение в предложении имени существительного, состоящего из двух слогов. Фонетический разбор слова

  4. Творческая работа. Написание мини-сочинений

  5. Проверка


3 мин.

3 мин.


3 мин.


15 мин.


2 мин.

8

Подведение итогов урока

2 мин.

9

Домашнее задание

2 мин.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теоретическое обоснование



Оргмомент

Мы начинаем урок русского языка. Какие качества нам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Это наблюдательность и внимательность, работа в команде, поддержка друг друга.

Открывают тетради, записывают число.

Организация внимания обучающихся. Быстрое включение в деловой ритм



Чистописание

Приготовьте руки. Предлагаю выполнить гимнастику для пальчиков рук.


Мы размяли пальчики рук. Как вы думаете, к какому виду работы мы приготовились?

Чему учимся на чистописании?


Посмотрите на доску: п, пл, пр, по, опо, уп предложение


Что такое предложение?

Пальчиковая гимнастика


Сейчас будет чистописание


Мы учимся красиво, аккуратно, быстро писать, правильно соединять буквы

Ученики разбирают виды соединений, записывают слово «предложение» с буквой «п»


Дети дают определение предложения. (Предложение – это два или несколько слов связанных между собой по смыслу и выражают законченную мысль)

Формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма


Обобщение и закрепление пройденного материала



Основная часть. Проверка теоретических знаний

А сейчас мы с вами вспомним всё, что вы знаете о предложении.

Я буду читать высказывания о предложении, если высказывание ложное, то вы зачёркиваете цифру, а если истинное, то оставляете без изменения

  1. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, восклицательные

  2. По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные

  3. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое составляют основу предложения

  4. Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием

Проверяем работу

Дети пишут в тетради цифры 1 2 3 4


Учащиеся зачёркивают цифры

  1. 2 3 4

Мы зачеркнули цифры 1 и 4, потому что эти высказывания ложные

Обобщение и закрепление пройденного материала



Вводно-мотивационный этап

Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, урок-исследование. Вы будете исследователями. Предмет нашего исследования, как вы уже догадались, предложение. Мы повторим все главные понятия. Наша задача – поработать с этим предложением на уроке, выполнив все возможные задания




Заинтересовываю детей и готовлю к активной работе



Познавательный этап

Ребята, я приготовила для нашего урока предложение, с которым мы должны были работать, но случилось неожиданное: все слова «рассыпались», и прежде чем приступить к работе, его необходимо восстановить.

Посмотрите на доску.

Утром, клюют, на берёзу, ранним, бурые, прилетают, тетерева, и, серёжки. (запись на доске)

Все ли слова в предложении понятны? Надо ли уточнять?

Давайте уточним значение этих слов в словаре С.И.Ожегова


Слово имеет два значения. Как называются такие слова?

Какое значение подходит к нашему тексту?

(Учитель показывает берёзовые серёжки)

Когда серёжки бывают бурые?

(Учитель показывает картинку тетерева)



Учащиеся читают слова и восстанавливают предложение.

Ранним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.(предложение записывают в тетрадь)

Непонятны слова серёжки, тетерева, бурые


Находят и зачитывают лексическое значение слов.

Бурый – серовато-коричневый, серовато-рыжий цвет.

Серёжки -1) серьга

2)соцветие в виде поникающей кисти мелких цветов

Многозначные


Второе. Это соцветие в виде поникающей кисти мелких цветов


Осенью, зимой


Тетерев – крупная птица отряда куриных



Вовлекаю в учебно-поисковую деятельность


Работа над лексическим значением слов, с использованием словаря С.И.Ожегова



Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покружились, повертелись, и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем.




Забочусь о здоровье детей, меняю виды деятельности учащихся



Самостоятельная работа


Творческая работа

После того, как мы уточнили значение непонятных слов, давайте проведём синтаксический разбор этого предложения


А сейчас вам надо выписать все словосочетания. Чем словосочетание отличается от предложения?


Следующее задание: найти в предложении среди существительных слово, состоящее из двух слогов, и произведите фонетический разбор, пользуясь памяткой


Следующее задание: творческая работа

Предлагаю вам придумать ещё несколько предложений в дополнение к тому, что есть, чтобы получился рассказ. Данное предложение может стоять в начале, в середине, в конце вашего рассказа.


Ребята, я взяла это предложение у писателя Г.Снегирёва. послушайте отрывок из его произведения:

«Берёза вся трепещет на ветру зелёными листочками. Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь на серёжки, послушаешь скворца – станет тебе легко и радостно. Зимой берёзка сверкает серебром. Ранним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки. И зимой, и летом хороша русская берёзка!»

Один ученик работает у доски.

прил. сущ.

Ранним утром

глаг. пр. сущ.

прилетают на берёзу

сущ. глаг.

тетерева и клюют

прил. сущ.

бурые серёжки


В словосочетании одно слово главное, другое зависимое

(учащиеся выписывают словосочетания)

×

Ранним утром, бурые

× ×

серёжки, прилетают

×

на берёзу, клюют

×

серёжки, прилетают


утром

Дети в тетрадях производят фонетический разбор слова утром

Утром - 2 слога,

Ут-ром [утрам]

у - [у]-гласн., ударн.

т - [т]-согл., глух., парн., твёрд.

р - [р]-согл., звонк., непарн., твёрд.

о - [а] – гласн., безударн.

м - [м]- согл., звонк., непарн., твёрд.

5 б., 5 зв.


Дети придумывают предложения и записывают в тетрадь.

Затем зачитывают свои мини-сочинения.

Выполняется исследование по предложению


Самостоятельная работа


Работа по развитию письменной речи обучающихся.

Обучающиеся анализируют свою деятельность


Расширение кругозора знаний учащихся



Итог урока

Сегодня мы исследовали предложение. Что на ваш взгляд было особенно интересным?

Какое задание вызвало трудности? Что нового вы узнали?

Ответы учащихся

Метод обобщения



Домашнее задание

Составить или подобрать одно предложение и произвести синтаксический разбор, фонетический разбор 1 слова

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневнике






Система знаний и система деятельности

Тема: Смысловая и интонационная законченность предложения


Познавательный опыт второклассников

- Представление о предложение как группе слов, выражающих законченную мысль;

- Знать что: предложение может содержать сообщение, вопрос, призыв к действию;

- может произноситься с восклицательной и невосклицательной интонацией;

- уметь различать предложение и группу слов;

- уметь выделять о ком (о чём) в нём говорится;

- знать, что в устной речи одно предложение отделяется от другого паузой, в письменной – знаками препинания;

- знать: слова в предложении пишутся раздельно; первое слово пишется с большой буквы;

- владеть терминами: предложение, интонация, знаки препинания.


Деятельность учащихся

- сравнивать и различать предложения (группы слов, выражающих законченную мысль) и словосочетания (без терминологии);

- оформлять предложения в устной и письменной речи (пауза, большая буква в начале предложения, раздельное написание слов, знаки препинания)


Правила и сведения о языке

Предложение состоит из слов.

Слова в предложении пишутся раздельно.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Предложение выражает законченную мысль.


Тема: Повествовательные предложения


Познавательный опыт второклассников

- уметь различать предложения, содержащие сообщение, вопрос, просьбу, приказ и т.д.;

- уметь анализировать текст, отдельные предложения;

- иметь понятие о повествовательном предложении и знаках препинания в конце его;

- владеть терминами: повествовательное предложение, восклицательная интонация, невосклицательная интонация


Деятельность учащихся

- вычленять из текста предложения, данных без знаков препинания;

- анализировать текст и объяснение, сколько в нём предложений, о чём и что говориться в каждом предложении;

- умение восстанавливать порядок слов в деформированных предложениях;

- оформлять предложения на письме.


Правила и сведения о языке

Предложения, которые содержат сообщение о ком-нибудь или о чём-нибудь, называются повествовательными.

Повествовательные предложения могут произноситься с восклицательной и невосклицательной интонацией.

Если предложение произносится с невосклицательной интонацией (спокойно), в конце его ставится точка (·).

Если повествовательное предложение произносится с восклицательной интонацией (с чувством), в конце его ставится восклицательный знак (!).


Деятельность учащихся

- анализ предложений: вычленять вопросительные предложения, определять интонацию, с которой произносятся предложения;

- уметь оформлять вопросительные предложения в устной и письменной речи.


Тема: Вопросительные предложения


Познавательный опыт второклассников

- уметь различать предложения, содержащие сообщение, вопрос, просьбу и т.д.;

- выделять в тексте повествовательные предложения;

- иметь понятие о вопросительном предложении, вопросительной интонации, знаке препинания в конце вопросительного предложения;

- владеть терминами: вопросительное предложение, вопросительная интонация, вопросительный знак.

Правила и сведения о языке

Предложения, в которых о ком-нибудь или о чём-нибудь спрашивается, называются вопросительными.

Вопросительные предложения произносятся с вопросом (вопросительной интонацией).

В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак (?).


Тема: Побудительные предложения

Познавательный опыт второклассников

- уметь оформлять предложение на письме в зависимости от интонации;

- выделять в тексте повествовательные и вопросительные предложения;

- формирование понятия о побудительных предложениях, интонации, с которой они могут произноситься, знаках препинания в конце этих предложений.


Деятельность учащихся

- анализировать предложения, содержащие сообщение, вопрос, побуждение к действию (выделение их из текста, сравнение и различение, объяснение интонации и знаков препинания).


Правила и сведения о языке

Предложения, которые содержат побуждение к действию (приказ, призыв, просьбу) или приветствие, называются побудительными.

Если побудительное предложение произносится с восклицательной интонацией ( с чувством), в конце его ставится восклицательный знак.


Список литературы


  1. Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е. Русский язык 2кл. – М. Просвещение 2008г.

  2. Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е. Русский язык в начальной школе: Книга для учителя – М.Просвещение 2004 г.

  3. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык : Книга для учителя – М.Первое сентября 2004 г.

  4. Куповалова Л.Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку. Пособие для учителя –М. Просвещение 1981 г.

  5. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться Педагогический поиск М.Педагогика 1988г.

  6. Неусыпова Н.М. Развитие речи младших школьников в условиях сельской школы –М.Просвещение 1990 г.

  7. Смолкина Е.В. (учитель начальных классов, школа №58, г.Красноярск) Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве Ж.Н.Ш.№2 2007 г.

  8. Желтовская Л.Я. кандидат педагогических наук. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников Ж.Н.Ш.№1 2008г.



Похожие:

Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» iconУрока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание», «предложение»
Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание», «предложение»
Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» iconСинтаксис и пунктуация знаки препинания в простом осложнённом предложении
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания расставлены.)
Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» iconРазработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи»
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи»
Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2012-2013 учебный год умк. Русский язык: 5 класс под ред. А. Д. Шмелёва. М.: Вентана-Граф, 2012
Охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика...
Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» iconПамятка для работы над ошибками по русскому языку
Большая буква в начале предложения. Первое слово предложения пишется с большой буквы. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши...
Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» iconМетодическая разработка microsoft Excel (формулы, функции)
Методическая разработка предназначена для проведения уроков информатики в 7-х классах общеобразовательной школы
Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» iconПрактическая работа по теме "Сложноподчиненное предложение" (9, 11 класс) Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, подчеркните грамматические основы, определите у придаточных обстоятельственных их вид
Синтаксис и пунктуация. Он обеспечивает объективность и простоту проверки ответов обучающихся и позволяет выявить пробелы в знаниях...
Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» iconМетодическая разработка по изготовлению русской народной игрушки-оберега «Кубышка травница»
Методическая разработка предназначена для детей 11 12 лет, занимающихся в детском объединении «Мягкая игрушка»
Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» iconРабочая программа по русскому языку. 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта...
Методическая разработка по русскому языку Раздел «Синтаксис и пунктуация (предложение)» iconПрограмма по русскому языку Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Примерной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы