Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич icon

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич



НазваниеДоктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич
Дата конвертации04.12.2012
Размер445 b.
ТипРеферат


Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич

  • Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич

  • ЭТИКА И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ (курс лекций)


ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Этика и культура управления»



ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  • ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

  • Два фундаментальных вопроса:

  • 1) ПРАВОМЕРНО ЛИ СВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭТИКИ (этики в государственном управлении) К ЭТИКЕТНОЙ СТОРОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ, к правилам служебного этикета на государственной службе?

  • 2) КАКОЙ СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ МЫ ДОЛЖНЫ ВКЛАДЫВАТЬ В ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭТИКИ как одного из видов профессиональной этики?



ДВА ИСХОДНЫХ ТЕЗИСА

  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА РЕГУЛИРУЕТ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ, ОБЩЕСТВОМ И ГРАЖДАНАМИ и уже потому не может быть сведена к простому этикету



ОДНОЙ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭТИКИ принято считать ПРОБЛЕМУ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ на государственной службе

  • В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ЭТИКЕ, кодексах поведения государственных служащих, ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ МЕРАМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ и созданию такой обстановки, в которой государственные чиновники и политики в своих действиях руководствовались бы общественными, а не частными интересами.



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА



МОРАЛЬ И ПРАВО. ОСОБЕННОСТИ И СУЩНОСТЬ МОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (6 тезисов)

  • ПРАВО ОПИРАЕТСЯ НА ПРИНУЖДЕНИЕ, НА АВТОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (выполнение его норм носит обязательный характер)

  • МОРАЛЬ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА РАЗУМНОЙ СУЩНОСТИ И ДОБРОЙ ВОЛЕ ЧЕЛОВЕКА (соблюдение ее норм носит добровольный характер - мера господства человека над самим собой)

  • ЗАКОН НАРУШИТЬ ВСЕГДА ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ПОЙТИ ПРОТИВ СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТИ или общественного мнения

  • ДЛЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМО СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ (соответствующий данной ситуации закон или другой нормативный акт)

  • МОРАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ КАСАЮТСЯ ВСЕХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ (отношения к долгу, к людям, к коллегам, к семье), подвергая их либо общественному поощрению, либо порицанию

  • ПРАВО ОПИРАЕТСЯ НА ГОСПОДСТВУЮЩИЕ В ОБЩЕСТВЕ НОРМЫ МОРАЛИ и часто следует за моралью, публично закрепляя ее ценности



Соотношение понятий «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» и «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ЭТИКА» (часто между ними не делается различия)

  • Соотношение понятий «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» и «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ЭТИКА» (часто между ними не делается различия)



МЕСТО И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ в современных условиях развития общества



Отдавая должное традиционной (индивидуальной) этике ОНА ПОДЧЕРКИВАЕТ, что в современном плюралистическом обществе НЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ, а именно СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, определяют нравственный порядок в обществе.

  • Отдавая должное традиционной (индивидуальной) этике ОНА ПОДЧЕРКИВАЕТ, что в современном плюралистическом обществе НЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ, а именно СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, определяют нравственный порядок в обществе.

  • В рамках институциональной этики реализуются такие фундам. цели, как СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО



ВЗАИМОСВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ

  • БЕЗ КУЛЬТУРЫ НЕТ УПРАВЛЕНИЯ

  • СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ – СПОСОБНОСТЬ НАПРАВЛЯТЬ И ИЗМЕНЯТЬ ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С НАМЕРЕНИЯМИ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

  • КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ – ЭТО И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

  • КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ СВЯЗАНА С ИННОВАЦИЯМИ - ДЕЙСТВИЯМИ, ПРИДАЮЩИМИ РЕСУРСАМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ



  • КУЛЬТУРУ УПРАВЛЕНИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КАК:

  • УПРАВЛЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРЫ (как умение руководства использовать имеющие ценности для повышения эффективности деятельности управляющих)

  • Совокупность развивающихся идей, взглядов, ценностей, а также методы и приемы управленческой деятельности, связанные с поиском и получением новых результатов



^ С точки зрения ТЕОРИИ МЕТАУПРАВЛЕНИЯ как науки о конструировании социальных и организационных структур (метасистем) культура управления означает -

  • С точки зрения ТЕОРИИ МЕТАУПРАВЛЕНИЯ как науки о конструировании социальных и организационных структур (метасистем) культура управления означает -

  • ОПТИМАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

  • С этой точки зрения, в культуру управления входят:

  • Элитно-кадровые механизмы управления (отбор и рекрутирование качественных человеческих ресурсов, руководителей инновационного типа; менеджер, а не директор)

  • Социально-нормативные механизмы управления (формирование у персонала экономических, социальных, политических, нравственных, морально-психологческих ценностей, определяющих мотивацию работников)



ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»

  • ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»

  • В организационной культуре следует выделять две важные составляющие:

  • Культуру организации (ценности, нравы, убеждения, мотивирующие деятельность персонала организации)

  • Культуру деятельности (способы, приемы управленческой деятельности)



ДВЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

  • СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ (очень важно знать и учитывать психотипы личностей; Эрих Фромм)

  • СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ (пирамида потребностей Маслоу; Ст. Ковалевский «Руководитель и подчиненный)



ЧЕТЫРЕХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ Г.ХОФШТЕДЕ

  • ЧЕТЫРЕХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ Г.ХОФШТЕДЕ

  • И Д.БОЛЛИНЖЕ («УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МАТРИЦА»)



ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • В РОССИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ ПРЕОБЛАДАЛИ НЕ ФОРМАЛЬНЫЕ, А ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, БОЛЕЕ ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ВЛАСТЬЮ (без посредников: царь хороший, а бояре плохие)

  • Для российской традиции характерна МЕНЬШАЯ СТЕПЕНЬ ОСОЗНАНИЯ ЦЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР (нелюбовь к организации как к внешнему принуждающему началу)

  • Это предполагает:

  • а) необходимость большей транспарентности (открытости) государственной службы

  • б) использование более гибких форм организации, не узко бюрократических





СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА призвана объяснить, каким образом политика связана с моралью, насколько применимы моральные оценки к политике

  • С точки зрения политической практики ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА - особый вид профессиональной этики (наряду с административной, экономической и др.)

  • является нормативной основой политической деятельности

  • призвана формулировать моральные принципы и нормы, регулирующие поведение людей в сфере политики, задавать ориентиры политическим решениям и действиям

  • Политическая этика регулирует не только поступки людей от политики, но и всех граждан. Она воздействует на граждан и тогда, когда им предстоит явиться к избирательным урнам для свободного и ответственного выбора.



  • В вопросе об отношении политики и морали необходимо избегать двух крайностей:

  • 1) недооценки значения морального аспекта в политике;

  • 2) переоценки морального аспекта в области политики как особой специфической сферы жизни общества

  • Политика не может обойтись без морали, так как:

  • политика занимается не морально нейтральными вопросами, а вопросами взаимоотношений людей, сталкивающимися интересами и их возможным примирением на принципах добра и справедливости

  • политика не может быть свободной от моральной ответственности (ибо люди, занимающиеся политикой, берущие на себя функцию выступать от имени всего общества, уже возлагают на себя ответственность за судьбу общества и его граждан



  • В связи с наличием у политиков властных полномочий, они располагают реальными средствами принуждения, и поэтому всегда существует опасность злоупотребления властью

  • В современных условиях отказ от нравственных критериев политики неприемлем по ряду причин:

  • Во-первых, многократно возросла «цена» политических решений с точки зрения их воздействия на судьбы людей

  • Во-вторых, в условиях демократизации резко повышается зависимость политиков от общественного мнения

  • В-третьих, намного больше стала информированность людей о различных аспектах принятия политических решений



Наряду с первой крайностью - стремлением освободить политику от нравственных критериев существует также другая крайность переоценка моральных аспектов в сфере политической деятельности

  • Наряду с первой крайностью - стремлением освободить политику от нравственных критериев существует также другая крайность переоценка моральных аспектов в сфере политической деятельности

  • Обычно мы имеем дело с двумя сторонами этой крайности:

  • 1) когда политика стремится притязать на роль проводника моральных установок, определять моральное ядро личности;

  • 2) когда к самой политике предъявляют завышенные моральные требования

  • Во-первых:

  • Политика не должна заниматься излишним морализаторством

  • не должна покушаться на моральную самостоятельность личности, ее свободу выбора

  • не должна пытаться взять на себя несвойственные ей функции реализации моральных предписаний (когда политики стремятся стать «совестью народа»)



Во-вторых:

  • Во-вторых:

  • недопустима абсолютизация моральных требований, которые предъявляются к самой политике, приобретая форму этического ригоризма (Б. Сутор), так как

  • 1) ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ ИМЕЮТ РАЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ

  • в морали превалируют идеальные категории «добра» и «зла», «справедливости» и «несправедливости»

  • политика же должна считаться с реальными обстоятельствами, ориентироваться на конкретный результат

  • в политике действуют особые законы и правила, борьба различных социальных сил, политических партий, отстаивающих ту или иную позицию, в зависимости от своих интересов и ценностей

  • 2) МНОГИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НЕЛЬЗЯ РЕШИТЬ ОДНИМИ МОРАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ



КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Б. СУТОРА

  • Б.Сутор ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ среди этических философов СУМЕЛ ПО-НОВОМУ ПОДОЙТИ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ, который следует искать МЕЖДУ МОРАЛЬНЫМ ИЗМЕРЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ, основанном на свободе выбора, и ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ИЗМЕРЕНИЕМ ПОЛИТИКИ



ТРАДИЦИОННАЯ ЭТИКА разработала моральный кодекс для отдельного человека, в т. ч. для политиков

  • ТРАДИЦИОННАЯ ЭТИКА разработала моральный кодекс для отдельного человека, в т. ч. для политиков

  • Основу политических добродетелей составляют ПЕРВИЧНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ (Платон)

  • РАЗУМНОСТЬ (реализм, прагматизм, способность к анализу ситуации)

  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ

  • МУЖЕСТВО (воля и способность к принятию и проведению решений)

  • УМЕРЕННОСТЬ (умение взвешивать приоритеты и обеспечивать стабильное развитие)

  • К первичным добродетелям примыкают ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВАлюбовь к порядку, следование долгу, точность, старательность



Необходимость рассмотрения политической этики КАК ЭТИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ И ЭТИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ объясняется тем, что:

  • Необходимость рассмотрения политической этики КАК ЭТИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ И ЭТИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ объясняется тем, что:

  • с одной стороны, из политики нельзя изъять моральное измерение

  • с другой стороны, политика имеет собственное институциональное измерение, поэтому было бы ошибкой подчинять политику только морали



СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА И КУЛЬТУРА СЛУЖЕБНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ УПРАВЛЕНИЯ. СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ





Похожие:

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич iconДоктор исторических наук, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления, профессор Омельченко Николай Алексеевич

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич iconIsbn 5-17-032343-3 (act) удк 159. 923
Заведующий кафедрой маркетинга Белорусского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Акулич...
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич iconТочка, точка. Запятая
Владимир Викторович Колесов, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Санкт-Петербургского государственного...
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич iconБердычевский В. С., Д. Р. Акопов, Г. В. Сулейманова
ЕМ. Акопова зав кафедрой трудового и предпринимательского права юридического факультета Ростовского государственного университета,...
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич iconА. И. Соловьев соловьев александр Иванович, доктор политических наук, профессор кафедры политической социологии Института государственного управления и социальных исследований мгу им. М. В. Ломоносова
Соловьев александр Иванович, доктор политических наук, профессор кафедры политической социологии Института государственного управления...
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич iconИнтеграция наук и знаний в решении экологической проблемы
КБ. Председатель Комиссии Русского географического общества по охране природы (создана в 1912 г.), Заведующий Кафедрой соц-гум наук...
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич iconА. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии. Более 25 лет занимается исследование
Более 25 лет занимается исследованием проблем государственного управления в обычных и особых условиях. В качестве руководителя более...
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич iconТеория экономического анализа
Т. Г. Шешукова зав кафедрой учета, аудита и экономического анализа Пермского государственного университета, доктор экономических...
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич iconВторая сторона «медали»
«Выдающиеся ученые России», Академик Российской Академии Естествознания, Академик Академии проблем качества, автор 523 научных работ,...
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич iconМетодики диагностики одаренности младших школьников
А. И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы