Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве icon

Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве



НазваниеУрока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве
Дата конвертации05.12.2012
Размер114.07 Kb.
ТипУрок





Тема урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет.


Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве

Задачи урока:

  • познакомить с понятием портрет в целом и в каждом виде искусств

  • научить определять средства выразительности в музыке для характеристики портрета

  • сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы:

  • словесно-индуктивный (беседа, диалог);

  • наглядно-дедуктивный (сравнение).

Оборудование урока:

  • «Песня Варлаама» М. Мусоргского;

  • презентации POWER POINT;

  • фортепиано, ноты, музыкальный центр;

  • иллюстрации по теме, рисунки учащихся

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент


Музыкальное приветствие

^ Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

   Проведение:
   Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им    рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Сегодня мы рассматриваем взаимосвязь музыки и ИЗО. Перед вами лежат карточки с различными цветами, определите свое настроения сейчас при помощи цвета и покажите. С таким разным настроением мы отправляемся с вами в путешествие по трем основным видам искусства, все их объединяет один жанр, о котором расскажем, услышим и увидим. Эпиграф путешествия, который я хотела предложить, звучит так:

^ Как сходна музыка с человеком!

У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию” А.Сууман.

Учащиеся записывают тему урока.

1 этап

Постановка целей


Но нужно знать, что мы будем узнавать? Как? И каким образом? Для начала определяем тему открытий. Обратите внимание на экран и скажите, как можно это назвать, одним словом? правильно портрет, но портрет, о котором пойдет речь необычный, музыкальный. Тема путешествия – музыкальный портрет.

Как вы думаете, в каких видах искусства есть этот термин?

Во-первых, это ИЗО, затем литература и музыка. Так что мы должны сделать на уроке, чтобы понять разницу и сходства портретов в этих видах искусства, нужно поставить перед собой цели:

  • Определить взаимосвязь всех видов искусств

  • Сопоставлять музыкальные, литературные и художественные произведения

  • Выяснять при помощи, каких средств раскрывается портрет в искусстве

Ответы на вопросы учителя.

2 этап

Проверка домашнего задания.



Первая остановка «Литература». Класс поделен на две группы, у каждой группы было домашнее задание. У первой группы – задание нужно было найти, что такое портрет в словаре.

Об этом нам расскажет сейчас первая группа. Портрет (фр. . «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными средствами.

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

А почему именно к портрету обращались художники? Потому что портрет – это рассказ о человеческой жизни, о личности, о его судьбе и характере человека. Он расскажет нам так же и о времени, исторических событиях того периода. Сегодня наша задача рассмотреть портрет одного человека в разных видах искусств и таким человеком является монах Варлаам из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Вторая группа подготовила литературный портрет Варлаама из трагедии.

Цитата из трагедии.

ВАРЛААМ – беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни. Таким рисует нам Пушкин своего героя. Давайте выделим основные черты характера героя.

^ На доске эпитеты, характеризующие героя.

Доклады учащихся.


Доклады учащихся.


3 этап

Изучение нового материала.


Теперь посмотрим, как в музыке композитор описал этого человека. Произведение Пушкина пришлось по душе и русскому композитору 19 века Модесту Петровичу Мусоргскому.

^ Фильм о композиторе

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Мама, Юлия Ивановна, стала первой учить его играть на пианино. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург: поступить – в Школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями, там же познакомился с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок "Могучая кучка". Вскоре период накопления знаний сменился периодом активной творческой деятельности. Композитор задумал написать оперу, в которой нашло бы воплощение его пристрастие к большим народным сценам и к изображению сильной волевой личности.

Посещая Людмилу Ивановну Шестакову – сестру Глинки, Мусоргский познакомился у нее с Владимиром Васильевичем Никольским. Это был филолог, литературовед, специалист по истории русской литературы. Он и обратил внимание Мусоргского на трагедию "Борис Годунов". Никольский высказал мысль, что эта трагедия могла бы стать замечательным материалом для оперного либретто. Эти слова заставили Мусоргского глубоко задуматься. Он погрузился в чтение "Бориса Годунова". Композитор почувствовал: опера, созданная на основе "Бориса Годунова", может стать удивительно многогранным произведением.

К концу 1869 года опера была завершена. Свое детище Мусоргский посвятил товарищам по кружку. В посвящении он необычайно ярко выразил основную мысль оперы: "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере".

Затем было еще много произведений, которые достойны внимания.. 28 марта 1881 года Мусоргского не стало. Ему едва исполнилось 42 года. Мировая слава пришла к нему посмертно.

Опера "Борис Годунов" оказалась первой в истории мировой оперы произведением, в которой с такой глубиной, проницательностью и правдивостью показана судьба народа.

Но обратимся непосредственно к образу монаха Варлаама. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного. В этой песне раскрывается образ монаха.

Звучание^ Песни Варлаама в записи Ф.И.Шаляпин (попутно выполняем задание: вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер, обратить внимание на голос актера).

Ответы ребят (с корректировкой учителя):

- грозные, разбойничьи интонации в голосе, по выражению критика - “звероподобные” (голос великого Ф.И.Шаляпина, мастерство певца помогают нам это услышать);

- разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам;

- дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели огромного числа людей;

- злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе);

- его душа – душа разбойника

Какими музыкальными средствами композитор написал этот музыкальный портрет? (Низкий голос певца, его густой бас; низкое звучание инструментов всего симфонического оркестра и отдельно резких тембров медной группы оркестра; постоянно громкое звучание всей песни.)

^ На доске эпитеты, характеризующие героя

Учащиеся прослушивают сообщения учителя


Учащиеся прослушивают произведение.


Ответы учащихся.

4 этап

Сопоставление разных портретов.


Музыкальный портрет – он особенный. Ведь это портрет внутреннего мира человека (его чувств, мыслей, настроений, характера), который трудно увидеть глазами, но можно прекрасно почувствовать благодаря выразительной мелодии и воссоздать его в своем воображении. Попробуем?!!

Как же выглядит Варлаам глазами художника? Давайте откроем тайну художника. У каждой группы есть фрагменты картины, чья команда соберет быстрее репродукцию, получает возможность первой показать свою работу. В русском ИЗО искусстве жанр портрета начал свою блестящую историю с начала 18 столетия. Обычно на портрете художник изображает известных людей своего времени или людей, которых он хорошо знает.

Когда картина появилась на выставке передвижников, известный музыкальный критик Стасов увидел в персонаже этой картины того самого монаха Варлаама и назвал его «Варлаамище». Мусоргский воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище. Это же целая огнедышащая гора!»

Ребята, о чём нам может рассказать портрет?

Глядя на картину, какие черты человека мы можем выделить?

^ На доске эпитеты, характеризующие героя

Главная особенность показать ярко и достоверно словом, музыкой, изображением характер человека.

Что помогло композитору и художнику, независимо друг от друга, создать такие похожие образы? (Такие люди были на Руси.)

В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

Какими красками художник написал этот портрет? (Художник при помощи насыщенных красок, где преобладают более темные цвета.)

Не только характер героя схожи этих двух произведений, но и протодьякон – это духовный чин, Варлаам – монах, сбежавший из монастыря. Но это еще не все – образы этих людей возникли независимо друг от друга, а главное между ними необузданность нрава, грубость натуры, склонность к обжорству и разгулу.

Не смотря на различные средства выразительности, в ИЗО – это краски, в литературе – слово, в музыке – звуки. Все они рассказали, показали об одном человеке. Но все-таки музыки подчеркнула и подсказала, те стороны, на которые сразу бы не обратили внимание.



Ответы учащихся на вопросы.


Ответы учащихся на вопросы.



5 этап

Физминутка.


После такой трудной работы давайте опять обратимся к карточкам с цветами. Детям предлагается выбрать цвет, соответствующий их внутреннему настроению.

Поднимите все свои цвета и посмотрите, как много цветов на свете. Я предлагаю посмотреть на оранжевый цвет, так как он жизнерадостный и теплый, спеть оранжевую песню (Сл. А.Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера)

Вот уже подряд два дня,

(Сидя за партой, разминаем кисти рук)

Я сижу, рисую.

(Встряхиваем руками)

Красок много у меня –

Выбирай любую.

(Хлопки в ладоши)

Я раскрашу целый свет

(Руки в стороны)

В самый свой любимый цвет:

(Повороты туловища влево-вправо)

Оранжевое небо,

(Встали, руки вверх)

Оранжевое море,

(Присели, руки вниз)

Оранжевая зелень,

(Встали, руки в стороны)

Оранжевый верблюд

(Руки на пояс)

Оранжевые мамы

(Прыжки на левой ноге)

Оранжевым ребятам

(Прыжки на правой ноге)

Оранжевые песни

(Прыжки на двух ногах)

Оранжево поют!

(Хлопки в ладоши).



Учащиеся выполняют музыкально-ритмические движения.



6 этап

Разучивание песни.


Песня, которая нам поможет запомнить названия жанров ИЗО называется «Песня о картинах» композитора Геннадия Гладкова.

Слушание песни.

О каких жанрах живописи поется в песне?

В музыке, какие бывают жанры?

Пение хором.

Сейчас я раздам эту песню разрезанную по строчкам, а вам нужно встать в правильном порядке, а потом каждому спеть свою строчку.

Исполнение песни

Подумайте и скажите, каждый из вас мог бы стать героем портрета?

Многие из вас выступили в роле художников и нарисовали портреты своих друзей


Прослушивание песни.

Ответы на вопросы учителя.


Вокальная деятельность учащихся.


Рассказы учащихся.


7 этап

Итог урока.


  • Мы определили взаимосвязь всех видов искусств?

  • Разными средствами достигается один результат, в нашем случае раскрывается характер героя через литературу, музыку и ИЗО

  • Назовите музыкальные, литературные и художественные произведения, которые мы слушали и смотрели

  • Какими средствами пользовался поэт, композитор, художник, создавая портрет?

Ответы на вопросы учителя.




^ Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

^ Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

^ Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

^ Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это натюрморт



Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,



Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется портрет.




Похожие:

Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве iconСтраны Азии: Япония «страна наоборот» Цель урока
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях природы, населения и традиций Японии
Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве iconТема: Описание внешности человека. Портрет. Цели урока
В. Г. Перов «Тройка», А. Г. Венецианов «Захарка», А. М. Герасимов «Портрет дочери», А. А. Иванов «Портрет мальчика», Ф. С. Рокотов...
Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве iconЦель: сформировать представление обучающихся об информации и знаниях, видах информации и её свойствах. Задачи
Самоанализ урока «Восприятие и представление информации и знаний в 8 классе» в 8 классе
Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве iconУрока по физике (40мин) Тема урока: Влажность воздуха
Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы
Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве iconКонспект урока нравственности 3 класс 2012 год Тема урока: Для чего человеку глаза
Цель: Сформировать понятие, что глаза не только орган зрения, но и зеркало по которому можно узнать и понять внутреннее состояние...
Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве iconКонспект урока музыки в 5-м классе
Цель урока: доказать, что Литература не может жить без Музыки; показать на примере литературного произведения Л. Кириллина «Сказка...
Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве iconУрока: «Молярный объем газов» Тип урока: комбинированный. Цель урока : сформировать понятие о молярном объеме и единицах его измерения. Задачи урока
Проверить качество усвоения знания формул и понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро молярный объем, закон...
Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве iconУчебник для третьего класса; рабочая тетрадь №2; демонстрационный пк и мультимедиа-проектор
Цель урока: Сформировать представление учащихся об общих и отличительных свойствах объекта
Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве iconПлан-конспект урока английского языка в 9 классе Тема урока : Любимая музыка
Цель урока: Активизировать знания учащихся по теме «Music». Развивать навыки монологической речи. Познавательный аспект – познакомить...
Урока: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет. Цель урока: сформировать представление о портрете в искусстве iconТема: «Описание внешности человека по картине художника В. Хабарова «Мила»
Цель урока: дать понятие о словесном портрете, развивать воображение учащихся, навыки описания картин, подготовить к сочинению, закрепить...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов