Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2 icon

Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2



НазваниеЗамечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2
страница1/4
Дата конвертации24.02.2013
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

РЕЦЕНЗИЯ


Обычно рецензии на научные труды, пишут маститые ученые, обладающие большими званиями и регалиями, применяющие научную терминологию, которую обычному человеку трудно понять.. Однако, я как краевед хотел бы дать и свою оценку книге «История Бурятии» в трех томах, изданную Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук тиражом 3000 экземпляров. Главный редактор и руководитель проекта член-корреспондент РАН Б. В. Базаров. Солидная редколлегия состоящая из 11 человек – академики, доктора исторических наук и профессора…

Наш разговор сегодня о качестве изданного трехтомника, выдвинутого в декабре 2012 года на Государственную премию Республики Бурятия.

Ранее в Бурятии в 1951 г. и в 1954 г. Бурят-Монгольским научно-исследовательским институтом культуры были изданы книги «История Бурят-Монгольской АССР» в 2 томах. Затем в 1972 и 1974 годах Бурятским институтом общественных наук Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР были изданы «Очерки истории культуры Бурятии» в 2 томах. До сих пор эти издания являются актуальными, добротными и востребованными, так как были использованы обширные архивные документы и эти книги не содержат фактологических ошибок и ляпов. Что нельзя сказать о современном трехтомнике «История Бурятии».

Самое прискорбное на наш взгляд в том, что этим трехтомником будут пользоваться последующие поколения исследователей и тиражировать допущенные несуразицы и ошибки в своих работах, что уже происходит сейчас…


^ ЗАМЕЧАНИЯ К КНИГЕ «ИСТОРИЯ БУРЯТИИ», Улан-Удэ, 2011, том 2:


№№

Страницы

книги

Тексты из книги

Замечания







^ Ответственный за текст – Д.Д. Нимаев




1.

С. 21, подпись к фото

«Перевал в сойоты»

Перевал в Сойотию







^ Ответственный за текст – О.В.
Бураева





2.

С. 45, 2 колонка, 1 абзац

«…женатым на дочери Сэцэн-хана Шолон»

женатым на дочери Сэцэн-хана Шолоя. Вообще Турухай-табун это титул (княжеский зять), а подлинное его имя Борсой.

3.

С. 45, 2 колонка, 3 абзац

«Бадан Турахин»

Бадан Туракин







^ Ответственный за текст – Ш.Б.Чимитдоржиев




4.

С. 59, 2 колонка, 6 строка сверху

«…11 хори-бурятских родов, на котором было принято решение направить делегацию к Саган-хану (Белому царю, )т.е. императору Российской империи»

В тот период (1702-1703 гг.) Россия не была империей, ею она стала со 2 ноября 1721 г.

5.

С. 62, 1 колонка, 11 строка снизу

«С.Л. Владиславич-Рагузинский был удостоен почетного титула Тайного государственного советника…»

По «Табелю о рангах» он получил чин тайного государственного советника. По титулу он граф

6.

С. 62, 1 колонка, последний абзац

Приводится ссылка на летопись Д.Ж. Ломбоцэрэнова: «В 1724 году чрезвычайный и полномочный посол граф Савва Рагузинский отправился в Пекин через Селенгинск…»

В летописи записано: «В 1724 году, по поручению императора Петра Первого, чрезвычайный и полномочный посол граф Савва Рагузинский отправился в Пекин через Селенгинск…».

7.

С. 62, 2 колонка, 2 абзац

Рагузинский «собрал бурят и тунгусов трех ведомств Селенгинского и Нерчинского округов в местности Нойхон на Хилке и составил в соответствии с их обычаями 24 марта 1727 года уложение, называвшееся Пограничной инструкцией, и роздал его. Согласно ему решали и исполняли некоторые дела»

Рагузинский «собрал бурят и тунгусов трех ведомств Селенгинского и Нерчинского округов в местности Нойхон на Хилке и составил в соответствии с их обычаями и состоянием степное уложение в 11 пунктах и в соответствии с ним составил 24 марта 1727 года уложение, называвшееся Пограничной инструкцией, и роздал его. Согласно ему решали и исполняли некоторые дела»

8.

С. 64, 66, 67, 69, 70, 71, рисунки

Рисунки: «Река Селенга», «Маймачен», «Кяхта и Маймачен» и т.д.

Надо было дать сноску, что рисунки взяты из книги Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток ЕИВ…наследника Цесаревича…»

9.

С. 65, 1 колонка, конец 2 абзаца

«Весь южный берег Чикоя и устье Селенги отошли во владение Цинской империи»

Вообще-то у рек есть левый и правый берег… И причем здесь устье Селенги (ныне территория Кабанского района), может её исток ?







^ Ответственный за текст – И.П. Башаров




10.

С. 68, 1 колонка, 5 строка сверху

«…под командованием полковника И.Д. Бухольца»

Полковник Иван Дмитриевич Бухольц, основатель города Омска (1716 г.) и первый комендант Селенгинска

11.

С. 71, 2 колонка, 13 и 28 строки сверху

«прошение от 14 бурятских племен…»; «… на основе 14 бурятских племен…» о создании бурятских казачьих полков

  1. Нет 14 бурятских племен. 2. В летописи Ломбоцэрэнова (с. 113) написано, что: «Селенгинские шестнадцать родов выставят 2400 человек со всем снаряжением и выборными командирами, что расходы на их содержание берут на себя»

12.

С. 71, 2 колонка, 7 строка снизу

«… ашибагатов…»

Ашебагатов







^ Ответственный за текст – Д.Д. Нимаев




13.

С. 72, 1 колонка, последний абзац

«…представители ашибагатского, алагуева, харанутского, готол-бумальского, бабай-хурумшинского…»

В летописи Будожаба Будаева записано: ашебагатского, бумал-готолов, баабай-хурамша (см. «Бурятские летописи, с. 195-196»)







^ Ответственный за текст – С.В. Евдокимова




14.

С. 73, 2 колонка, последний абзац

«Буряты Иркутского уезда разводили крупный рогатый скот, в Забайкальской области предпочтение отдавалось мелкому рогатому скоту»

Судя по нижеприведенным цифрам, разница между ними в крупном рогатом скоте составляла всего 11557 голов. Это не так много…

15.

С. 74, 1 колонка, конец 2 абзаца

«Занятия земледелием предопределили переход бурят к оседлому образу жизни, что привело к увеличению поголовья скота»

Интересный посыл…

16.

С. 76, 1 колонка, 3 строка снизу

«В 1704 г. на р. Ампача…, что впадает в Аргунь, был основан сереброплавильный завод…»

На р. Алтачи….был основан Нерчинский сереброплавильный завод

17.

С. 78, 1 колонка, 2 строка сверху

«В 1778 г. открывается Петровский завод…»

Кабинетом ЕИВ решение о строительстве принято 1 февраля 1788 г., завод основан в 1789 г., первый чугун получен 29 ноября 1790 г.

18.

С. 84, 2 колонка, 3 строка сверху

В Верхнеудинске «…в 1795 г. были выстроены Большие гостиные ряды…Это было одноэтажное здание из камня с толстыми стенами…»

Решение о строительстве каменных гостиных рядов было принято 3 июня 1803 г.

19.

С. 88, 2 колонка, 3 строка сверху

Селенгинск: «в нем на какое-то время сосредоточилась вся административная власть края»

Не «какое-то время», а с 1726 г. по 1779 г. Селенгинск был главным административным центром всей Бурятии.


20.

С. 88, 2 колонка, 3 строка сверху 2 абзаца

«С 1705 г. русские начали попадать в Китай через Селенгинск»

А на с. 86, 2 колонка, 3 абзац – из Нерчинска шли торговые караваны в Китай…вплоть до 1711 г., так как Нерчинск был «главным местом русско-китайской торговли»

21.

С. 88, 2 колонка, 6 строка сверху последнего абзаца

«…полковник Валентин Варфоломеевич Якоби… на должности коменданта он находился до 1745 г….»

Бригадир ^ Варфоломей Валентинович Якоби, был комендантом с 1740 г. по 1769 г.

22.

С. 89, 1 колонка, 1 строка снизу 3 абзаца

«… в Троицын день»

В день Св. Троицы







^ Ответственный за текст – И.П. Башаров




23.

С. 100, 2 колонка, 2 строка снизу

«…Так, Свято-Троцкий Киренский монастырь в 1830 г…»

Свято-Троицкий Киренский. На этой же странице (2 колонка, 6 строка снизу) ведь написано правильно…







^ Ответственный за текст – О.В. Бураева




24.

С. 107, 2 колонка, 8 строка снизу

«… Шаралдай, Новый Цаган…»

Новый Заган

25.

С. 113, 1 колонка, 12 строка снизу

«… поэтому захваченных в плен бурятских женщин крестили и выдавали замуж за служилых людей»

Где архивные документы об этом, есть данные о покупке буряток, похищении или их добровольном уходе к русским мужчинам

26.

С. 114, 1 колонка, 14 строка сверху

«Смешанное население, получившее название «ясачных…»

Ясачными называли только коренное население, а не смешанное (о ясаке – см. с. 55, 2 колонка этой книги).

Мнение Ф. Шперка (см. Энциклопедию Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А., 1890-1916 гг.) о том, что «крещеных инородцев зовут ясачными» – не принято в современной исторической литературе

27.

С. 114, 1 колонка, 3 абзац, 2 строка сверху

«Смешанные браки не только запрещались, но и расторгались у семейских…»

Вопрос, откуда тогда у многих старообрядцев «братсковатые» черты лица. А села – Ташелан, Бурнашево, Хасурта и другие деревни были основаны бурятами, женатыми на семейских женщинах

28.

С. 114, 2 колонка, последний абзац

«Ясачные – крещеные буряты, женившиеся на русских женщинах или иногда на крещеных бурятках…»

См. замечание № 26 относительно Ф. Шперка. А мнение Н. Ядринцева также устарело







^ Ответственный за текст – И.П. Башаров




29.

С. 115, 2 колонка, 14 строка снизу

О Селенгинском пехотном полке: «…формировались из рекрутов сибирских губерний»

К 1812 г. рекруты в Селенгинском полку были не из сибирских губерний, а с Урала и Европейской России







^ Ответственный за текст – А.А. Иванов




30.

С. 118, 2 колонка, 2 строка снизу и с. 119, 1 колонка – текст в центре

Дважды упомянут П.А. Ганнибал в связи с его нежеланием строительства нового острога

Был Абрам Петров Ганнибал и он проектировал не новый острог, а Петропавловскую крепость в устье р. Чикой

31.

С. 119, 2 колонка

«… в 1734 г., сюда был выслан по указу Анны Иоановны»

Анна Иоанновна







^ Ответственный за текст – Т.А. Перцева




32.

С. 139, 2 абзац

«Выделяемых на содержание декабристов 24 руб. в год…»


Казенное пособие декабристов в год составляло 114 руб. 28 коп. серебром

33.

С. 139, 2 абзац, 7 строка сверху

«…декабристы еще в Чите создали артель…»

Декабристов из Читы перевели в августе 1830 г., а создали они Большую Артель 2 марта 1831 г. в Петровском Заводе с целью улучшения условий содержания и быта. День принятия устава Артели считается началом кооперативного строительства в России (См. Энциклопедия Забайкалья, т. 3, с. 469)







^ Ответственный за текст – С.Ю. Даржаев




34.

С. 159, 2 колонка

Перечисляются образованные Бурятские степные думы

А где Урульгинская дума ? Она конечно не бурятская, но все же надо упомянуть…

35.

С. 160, 2 колонка, последний абзац

«Ольхонская степная дума также образованная в 1824 г., объединяла 9 родовых управлений…»

Первоначально дума объединяла 5 управлений, а к 1847 г. их было 9 (См. История Ольхонской Степной думы в документах Национального архива РБ, Улан-Удэ, 2010, с. 8)

36.

С. 162, 2 колонка, 5 строка сверху

«Юмдэлэк Ломбоцыренов»

А на с. 62, 1 колонка, 5 строка снизу; с. 63, 3 сноска и с. 170, 1 колонка, 4 строка снизу - напечатаны: «Д.Ж. Ломбоцэрэнов» - прийти к единому написанию

37.

С. 162, 2 колонка, 2 строка снизу

Агинская степная дума «образована 16 июля 1839 г….»

По сведениям «Историко-культурного атласа Бурятии» дума образована 16 июня.

38.

С. 163, 1 колонка, 3 строка сверху

«… главным тайшой, был назначен зайсан Тобын…»

По сведениям «Историко-культурного атласа Бурятии» Тугулдэр Тобын - автор летописи «Прошлая история хоринских и агинских бурят» был вторым тайшой







^ Ответственный за текст – С.Ю. Лепехов




39.

С. 170, 2 колонка, 3 абзац

«В 1751 г. был основан Цонгольский (Хилгантуйский) дацан…»

Цонгольский (Хилгантуйский) дацан основан 5 марта 1741 г.

40.

С. 171, 2 колонка, 17 строка снизу

«В 1770 г. хамбо-лама Ахалдайн возглавил 5 дацанов: Хулуннорский, Дырестуйский, Ичетуйский, Ацайский, Бургалтайский…»

По материалам Сангхи: В 1770 г. Хамбо Ламой был Дамба Даржа Заяев, а Ахалдаев стал Хамбо Ламой в 1783 г.

41.

С. 171, 2 колонка, последний абзац

«В 1773 г. на южном склоне г. Челсана был заложен Кудунский дацан… Первым ширетуем стал монгольский лама Лубсан Дондуб. В 1786 г. был построен Тугнуйский дацан… В 1775 г. хоринский тайша Дамба-Дугар Ринцеев (1768-1804) построил Анинский дацан…, первым ширетуем которого стал ширетуй Кудунского дацана – Пунцок-лама…»

Кудунский дацан заложен в ^ 1775 г. на южном склоне горы Шалсана, ширээтэ был Лубсан Шираб. Тугнуйский дацан построен в 1780 г. Анинский дацан построен в 1795 году, ширээтэ был Ринчин-лама. (См. Бурятские летописи…, Вандана Юмсунова, с. 44, 46, 47).

42.

С. 172, 1 колонка, 3 строка сверху

«В 1826 г. были основаны Ацагатский… и Цугольский… дацаны. Основателем Цугольского дацана был Лобсан Лхундуб Дандаров…»

В летописи Тугулдэра Тобоева «Прошлая история хоринских и агинских бурят» написано, что 15 мая 1831 г. иркутский гражданский губернатор дал утверждение на строительство Цугольского дацана и присланный по приказу Пандито Хамбо Ламы шанзодба Кудунского дацана Лубсан Дондоб Дандарай начал строительство дацана и закончил в 1834 г. Этот лама в пятом поколении происходил от Бадана Туракина. Изучение цаннита, по летописи, началось там с 1845 г. По другим источникам, Цугольский дацан неофициально основан в 1800 г.







^ Ответственный за текст – О.В. Бураева




43.

С. 181, 2 колонка, 3 абзац

«… 22 февраля 1681 г. тобольский митрополит Павел приказал игумену Федосию…»

Митрополит Павел дал благословенную грамоту игумену Феодосию на строительство монастыря 13 мая 1680 г. (См. Мелетий. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии.- Казань, 1875, документ № 1)


44.

С. 182, 1 колонка, последний абзац

«в г. Селенгинск - Спасский собор (1789 г.)»;


Спасский собор завершен в 1816 г.


45.

С. 182, 1 колонка, 15 строка снизу

«В строительстве (церквей - мое) принимали активное участие буряты…»

Где факты об этом? Только в Баргузине артель бурят в 1859 г. перенесла на кладбище Николаевскую церковь, но не построила. Другое дело, что русские мастера первоначально помогали бурятам строить каменные дацаны

46.

С. 182, 1 колонка, 9 строка снизу

«В нач. XIX в. появляются специальные кладбищенские храмы…»

Эти храмы появляются с 1772 г. (в октябре 1771 г. вышел сенатский указ о кладбищах – Полное Собрание Законов (ПСЗ), с. 409).


47.

С. 182, конец 1 колонки и начало 2 колонки

«Местные буддийские и шаманские элементы культуры повлияли как на приходскую жизнь в целом, так и на отдельные (православные - мое) обряды и культы»

Где доказательства и факты? Другое дело, что на современном этапе отдельные православные обряды вошли в буддийские церемониалы, например, подача листков во время буддийских служб или благословение ламами верующих-буддистов
  1   2   3   4




Похожие:

Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2 iconПриказ № г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Ехэ-Цакирская средняя общеобразовательная школа»
Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2 iconМария Осиповна Кнебель
Отсканировано и приведено в должный вид Свечниковым Александром Александровичем. 02. 07. 2003 г. Улан-Удэ ул. Димитрова 2 мхт
Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2 iconПостановление От 20 декабря 2011 г. №680 г. Улан-Удэ о республиканской целевой программе «Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012-2015 годы»
Федерации от 30. 11. 2010 №2136-р, и Концепции развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009-2017...
Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2 iconОт автора 3 слово — это действие 5 анализ действием 11 оценка фактов 23 видение 28 занятия художественным словом 38 внутренний монолог 48 техника и логика речи 57 психологическая пауза 70 приспособления 74 темпо-ритм 77 заключение 89
Отсканировано и приведено в должный вид Свечниковым Александром Александровичем. 02. 07. 2004 г. Улан-Удэ ул. Димитрова 2 мхт
Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2 iconЛ. А. Образовательные межшкольные Интернет-проекты в г. Самаре 1998-2005 гг. Анализ и рекомендации авторам проектов / Материалы дистанционного тура всероссийского конкурс
Серых Л. А. Образовательные межшкольные Интернет-проекты в г. Самаре 1998-2005 гг. Анализ и рекомендации авторам проектов / Материалы...
Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2 iconТом Русь распятая
«очистить» мутные воды временной «реки» прошлого цивилизации Мидгард-земли и в особенности того, что касается прошлого России, хотя...
Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2 iconПроблема личности и общества По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Образ Чацкого
История Чацкого это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире подмен и призраков…
Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2 iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
«История и философия науки», «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних...
Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2 iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
«История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история»,...
Замечания к книге «история бурятии», Улан-Удэ, 2011, том 2 iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
«История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов