3. Город как социально-экономическая пространственная система icon

3. Город как социально-экономическая пространственная система



Название3. Город как социально-экономическая пространственная система
Дата конвертации01.12.2012
Размер221.09 Kb.
ТипДокументы

3. Город как социально-экономическая пространственная система

3.1. Взаимосвязь экономических и социальных процессов в городе

Традиционно в СССР город рассматривался как место размещения производительных сил. Например, концепция базовой и небазовой деятельности города утверждает, что город оправдывает свое существование и развитие в том случае, если его экономическая структура своим функционированием может обеспечить:

1. Воспроизводственные процессы, обусловленные общественным территориальным разделением труда и направленные на связь с внешним миром (внешние/ базовые/ градообразующие функции).

2. Воспроизводственные процессы, удовлетворяющие разнообразные потребности самих горожан, внутригородские нужды и интересы (внутренние, небазовые, градообслуживающие функции). В эту категорию входят:

- отрасли, которые необходимы для функционирования “внешних”, базовых отраслей;

- отрасли, продукция которых по технологическим или иным причинам не может транспортироваться;

- отрасли, обеспечивающие повседневную жизнедеятельность городского населения.

Концепция базовой и небазовой деятельности города:

- дает представление об экономических связях, существующих между городом и остальными территориями;

- позволяет лучше классифицировать города по их региональным функциям;

- позволяет измерить роль отдельных фирм в экономики города;

- выявить рынки, на которые необходимо ориентироваться при планировании развития.

Тем не менее, она выражает взгляд на город извне, с точки зрения его полезности для народного хозяйства в целом.

Город – это, прежде всего, место проживания, отдыха и работы горожан. Исходя из концепции местных сообществ, можно сказать, что город нормально функционирует, если сочетание факторов производства в данном городе, достаточное для осуществления хозяйственной деятельности, обеспечивает нормальные для данной общности доходы и соответствующий им уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах. В качестве места жительства и деятельности человека город уникален и ценен как историческое наследие, совокупность социальных сетей, культурная ценность, как местное сообщество, имеющее свой потенциал развития.

Понятие местное сообщество по сути является исходным в объяснении проблем социально-экономического развития города. Оно определяет, кто является главным действующим субъектом в выборе направлений развития и что вообще является критерием оценки развития. Хорошо известный традиционный подход, в соответствии с которым развитие местной экономики рассматривается во взаимосвязи с производством, формирует иные представления о приоритетах и критериях развития.
Они связаны с оценочными производственными показателями, а цели благоустройства местных жителей, удовлетворения потребностей увязываются с развитием производства. В советский период произошло так, что цель (улучшение условий жизни) и средства (развитие производства) как бы поменялись местами. Рост производства превратился в самоцель, а провозглашаемые цели по улучшению условий жизни, росту доходов, благоустройству отодвинулись на второй план, В реальной жизни изменения, несущие улучшение условий жизни, далеко не всегда находятся в сфере производства (например, в виде строительства новых предприятий). Это могут быть изменения организационного характера, например, создание ассоциаций предпринимателей, экспортеров, информационных центров, которые способствуют принятию более эффективных управленческих решений, как органами местного самоуправления, так и предпринимателями.

Город как социально-экономическую систему с точки зрения взаимодействия трех основных субъектов (экономических агентов): населения (домохозяйств), предприятий и органов местного самоуправления можно представить следующим образом (рисунок 1).

Территориальная близость предприятий, учреждений, концентрация различных институтов на одной территории, состояние социальной и экономической инфраструктуры служит фактором снижения издержек производства. Это влияние зависит от политики органов местного самоуправления, развитости местных рынков факторов производства, товаров, услуг и т.п., хотя не менее важно (особенно для предприятий, ориентирующихся на рынки вне города) влияние внешних факторов.



Рисунок 1 – Город как социально-экономическая система

В свою очередь состояние экономической подсистемы города (предприятия, отрасли) влияет на качество жизни местного населения (так, предпринимательский сектор обеспечивает предложение рабочих мест, а значит доходы; формирует предложение товаров и услуг; влияет на окружающую среду и социальную инфраструктуру; за счет налогов формируется доходная часть бюджета).

Предпринимательский сектор является органически вписанной частью города, если его экономические интересы связаны с интересами города как социальной системы, и чужеродным элементом, если его деятельность не соответствует интересам местного населения.

Любые изменения экономической подсистемы города коренным образом влияют на социально - демографическую структуру города, образ жизни, социально-экономические отношения в городе, экологию. В свою очередь социальная и пространственная подсистема во многом определяют урбанизационную экономию, а значит, влияют на особенности структуры городской экономики. Так, например, в зависимости от отраслевой принадлежности и технологического процесса промышленные предприятия в различной степени (отрицательно или положительно) воздействуют на экологию городской среды, состояние материальных носителей исторического наследия, особенности зонирования города.

Для того чтобы можно было использовать предпринимательский сектор как инструмент (средство) социально-экономического развития города, необходимо увязать социальные и экономические интересы местных жителей и экономические интересы предприятий на уровне поселений, что выражается, прежде всего, в муниципальной промышленной политике, разрабатываемой органами местного самоуправления.


^ 3.2. Социальная структура города

Социально-экономическая трансформация привела к фундаментальным изменениям в развитии отечественных городов. Именно с этого времени города начинают развиваться на основании объективно присущих им законов развития.

Экономические реформы привели к появлению рынка жилья, торговле земельными участками, структурированию городского пространства на основании разницы в стоимости недвижимости в различных частях города и т.д. Вместе с тем произошло сокращение жилищного (рассчитанного на средний доход) и промышленного строительства. Нехватка недорогого массового жилья сопровождалось болезненной реструктуризацией экономики, в том числе сокращением рабочих мест, особенно в обрабатывающей и тяжелой промышленности. Экономический спад сопровождается социальными «болезнями» — наркоманией, ростом преступности и т.п. Анализ особенностей социально-экономической организации города позволит не только выявить причины городских проблем, но и найти пути их разрешения.

Причины многих «социальных болезней» и «городских проблем» не только в неумелом управлении и социально-экономических изменениях, которые как любые изменению на первых этапах порождают проблемы, связанные с реструктуризацией, но и в объективных закономерностях процесса развития городов.

Наличие агломерационного эффекта, организация пространства в городе порождают особые социально-экономические отношения в городе.

Среди ученых, исследовавших социально - экономическую структуру города можно выделить К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенисса, Г. Зиммеля, представителей «Чикагской экологической школы» (Р. Парк, Э. Барджесс, Л. Вирт и др.), В. Файри (социокультурный подход), А. Хоули (неортодоксальное направление последователей Чикагской школы), А. Лефевра, М. Кастельса, Д. Харвея, А. Скотта, М. Гординера (подход изучения города с точки зрения социо - пространственной перспективы) и других.

В работах исследователей рассматривались различные вопросы: социальная структура города, взаимодействие различных социальных групп, интеграция и «городские войны» и др. Но особенно интересны исследования города как системы социально-экономических отношений с позиции изучения местных сообществ.

Понятие «местное сообщество» очень популярно в западной социологии. Д. Хиллари приводит 94 определения термина «местное сообщество». Сопоставив эти определения, можно выделить следующие характеристики местного сообщества:

1. Население/общность людей (историческая, культурная, соседская и т.д.);

2. Место/ территория / пространство в пределах определенных границ (географических, административных, экономических, информационных и т.д.);

3. Социальное взаимодействие (соседские отношения, общие правила и нормы поведения, общие правительство и общественные услуги, организации, взаимосвязь в производственной деятельности и т.д.);

4. Чувство сообщества/ психологическая идентификация (общность ценностей, чувство принадлежности, чувство сопричастности к событиям в сообществе, чувство ответственности перед сообществом и т.д.).

Современная концепция местного сообщества появилась в конце 19 века, и ее появление исторически связано с разрушением традиционного уклада жизни. В это время в западном обществе складываются под влиянием индустриализации, урбанизации новые социально-экономические отношения и новые формы расселения. Этому процессу сопутствовали различные негативные проявления, что вело к поиску положительных образов в разрушенном старом укладе жизни. Такого рода противопоставления можно найти в работах Мэна, Тенниса, Дюркгейма.

Можно выделить следующие базовые изменения для человека, характерные для того времени:

— статус человека перестал передаваться по рождению, а стал результатом индивидуальных достижений;

— человек стал рассматриваться как отдельная персона, а не только как член некого сообщества;

— характер общества эволюционировал от сакрально - коммунального к секуляризованно - ассоциативному.

Это привело к разделению общественной совокупности на отношения сообщества и ассоциации, «механической» и «органической» солидарности.

Теоретики Чикагской школы определяли местные сообщества, как образцы симбиотических и коммуналистских отношений, развивающихся у части населения города. Они рассматривали город как совокупность местных сообществ и интересовались, главным образом, процессом достижения «органической» солидарности между сообществами, т.е. отношений, при которых развитие каждого из сообществ не препятствует городу в целом.

Для Парка ключевой единицей анализа выступает субкоммуна, определяемая, прежде всего через занимаемое ею место в городе. Поведение членов субкоммун контролируется сетью формальных институтов (полиция, суды и т.п.) и механизмами неформального контроля по месту проживания.

Определяя ареал расселения каждой коммуны, как мобильный феномен, Парк и его последователи в особой степени интересовались социальной дезорганизацией. Из-за безудержного роста городов, механизмов «вторжения – вытеснения» механизмы неформального контроля оказались разрушены, что привело к возникновению многих социальных проблем — хулиганство, грязные улицы, неспособность к самостоятельным групповым действиям и т.д.

Рассматривая структуру и взаимоотношения внутри местных сообществ и между ними социологи выделили следующие типы членов местных сообществ:

— одиночки;

— соседи;

— действующие лица сообщества;

Одной из характерных особенностей социальной структуры городов является сегрегация — пространственное разделение жителей города на основании экономических, социальных и расовых признаков.

Выделяют следующие виды сегрегации, распространенные в городах:

— социально - статусная сегрегация;

— этническая сегрегация (ассимиляция);

— добровольная сегрегация;

— навязанная сегрегация.

Важную роль в жизни сообществ играет соседство. Альберт Хантер определил соседство, как уникально сцепленные звенья социально - пространственной организации, на которые воздействуют силы и институты огромного общества и рутина каждодневной жизни.

К. Фишер при анализе городских сетей взаимосвязи обнаружил прямую зависимость между интенсивностью соседских контактов и количеством контактов не связанных территориально. Если горожанин ведет интенсивную жизнь, контактируя с сослуживцами, знакомыми, объединенными общими интересами, родственниками, он значительно реже создает основу для тесных межсоседских связей (т.е. чем более развито сообщество интересов, тем менее развито сообщество места).

Огромное разнообразие типов соседств породило многочисленные попытки их систематизации. Дональд и Рачел Уоррен предложили следующие критерии их типологизации (рисунок 2):

— самосознание;

— взаимодействия;

взаимосвязи.


На основании этих критериев они выделили следующие 6 типов соседств:

— этническая городская деревня;

— взаимодействующие соседства среднего класса;

— диффузные соседства;

— аномические соседства;

— переходные соседства;

— оборонительные соседства.

Современные города имеют ряд специфических, присущих только городу или наиболее ярко выраженных именно в городе проблем. Это так называемые социальные болезни: наркомания, проституция, нищета (гетто), асоциальное поведение и т.п.

Таким образом, городское местное сообщество обладает рядом специфических признаков, связанных с характером взаимодействия отдельного человека и группы, образом жизни и пространственной серригацией.


^ 3.3. Городское хозяйство

Термин городское (местное) хозяйство имеет различные толкования. Под местным хозяйством одни понимают совокупность различных предприятий, расположенных в данной местности (городе, районе). В этом смысле местное хозяйство (или чаще говорят местная промышленность), рассматривается как часть народного хозяйства. Другие отождествляют с местным хозяйством, как правило, предприятия коммунального хозяйства, т.е. предприятия, обслуживающие население местного сообщества. Третьи трактуют местное хозяйство как деятельность местных органов власти и местного самоуправления, направленную на удовлетворение потребностей в благоустройстве.

Необходимо также отличить местное хозяйство от понимаемого в традиционном смысле коммунального хозяйства. Коммунальное хозяйство охватывает управление коммунальными предприятиями, пользованием землей, жилищное хозяйство, пожарное дело, уход за улицами, уличный транспорт.

Чтобы дать правильное определение понятия, надо прежде всего указать на наиболее существенные признаки, составляющие содержание определяемого понятия. С этих позиций местное хозяйство есть прежде всего хозяйственная деятельность, — процесс, связанный с преобразованием материальной среды, местных ресурсов. Субъектами местного хозяйства выступают домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления, представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций. Целью же хозяйства является благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества. С учетом изложенного определение местного хозяйства можно представить по аналогии с определением городского хозяйства как “деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно... предпринимательством и торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней ... коллектива.

Изложенная формула несколько громоздка, но она включает в себя все существенные признаки муниципального хозяйства, указывая на субъект, объект, средства и цели”.

Итак, понятие “местное хозяйство” учитывает:

  • пространственную характеристику, поскольку оно размещается в пределах более или менее ограниченной территории,

  • специфику местного рынка (местного хозяйства) в отличие от национального рынка (национального хозяйства), поскольку первое производит продукцию и услуги преимущественно для непосредственного удовлетворения нужд жителей своей местности,

  • границы хозяйственных действий, поскольку местное хозяйство является своеобразным “единичным хозяйством” в отличие от народного хозяйства,

  • не только ресурсный потенциал и имущество (капитал) предприятий различных форм собственности, действующих на территории, но и социально-культурные ресурсы.

На основе современных подходов к исследованию развития местных сообществ можно дать более полное определение местного хозяйства.

Местное хозяйство есть взаимодействие предприятий различных форм собственности, домохозяйств, местного правительства,

объединенных общими социальными и экономическими интересами,

обусловленными совместным проживанием на определенной территории,

образующей исторически сложившееся единое экономическое, культурное и информационное пространство,

характеризующееся сочетанием факторов производства,

достаточных для осуществления хозяйственной деятельности,

обеспечивающей нормальные для данной общности доходы и соответствующий им уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах.

Местное хозяйство означает прежде всего взаимодействие между его тремя основными субъектами, которыми являются домохозяйства, предприниматели, местное правительство.

^ 1.1.Характеристика домашнего хозяйства. В общей экономической теории под домашними хозяйствами понимают конечных потребителей национального продукта. В эту экономическую категорию часто включают, кроме собственно семей, также и некоторые организации, не занимающиеся производственной деятельностью: партии, профсоюзы, церковь. Действительно, домохозяйства являются потребителями конечного продукта, производимого предприятими. Однако этот подход очень ограниченно трактует роль домашнего хозяйства, поскольку в основу определения положен критерий участия в товарном производстве и обмене. Внимание акцентируется на том, что отношения внутри самого домашнего хозяйства не принимают товарную форму.

С точки зрения теории развития местного сообщества при таком подходе выпадает самая важная (социальная) характеристика домохозяйства/семьи как создателя человека для общества (как создателя не только экономического человека - homo economicus, но homo universalius — не столько потребителя, сколько созидателя, творца). Семья это та среда, где в непосредственном общении с близкими людьми формируется не абстрактный, а конкретный человек с вполне определенной системой ценностей и жизненных установок, с определенными способностями и умениями.

Домашнее хозяйство является основой развития системы духовного производства, индустрии общественной культуры. Во-первых, качества, вырабатываемые высокой культурой быта и отношений в семьях, формируют “объект труда” для эффективной деятельности учителя, врача, писателя, артиста и т.д. Во-вторых, семья формирует главного субъекта освоения духовного богатства, активного потребителя “всей продукции” индустрии культуры, чьи потребности определяют стандарты ее деятельности, ее динамизм и трансформацию.

Домашнее хозяйство/семья оказывает решающее воздействие и на развитие сферы материальных услуг (коммунально-бытовых, транспортных, общественного питания и т.д.)

Во-первых, семьи сами в огромных масштабах наладили внутреннее нетоварное производство этих материальных услуг.

Во-вторых, развитие внутрисемейного производства предъявило невиданные прежд запросы к развитию материальных услуг (дороги, станции обслуживания и заправки, водоснабжение и канализация. различный ремонт и т.д.).

В-третьих, высокая культура быта повысила стандарты качества и сложность материальных услуг (условия проживания и обслуживания в гостиницах, пансионатах, культура питания, качесто ремонта и т.д.). А это вызвало массовый спрос на культурного и квалифицированного работника сферы услуг, подняло издержки и цены предоставляемых услуг.

Наконец, само развитие домашних хозяйств поставило и конкурентные границы роста цен на услуги, предъявив спрос на широкий круг домашней техники для их производства на дому. Сложился определенный алгоритм в развитии отношений между товарным производством услуг и бытовой техники и нетоварным производством услуг в домашнем хозяйстве.





В

Семьи


Развитие потребностей в услугах


Производство техники для домохозйств


Семьи


Производство услуг в домохозяйствах

Производство техники для сферы обслуживания

Производство бытовых услуг



торая половина двадцатого века отмечена двумя волнами социальных нововведений, связанных с качественными изменениями “сервисной функции” общества. Речь идет о двух крупных структурных сдвигах в экономике: первый (1950-60-е годы) связан с активным развитием отраслей обслуживания, как следствия процессов развития автоматизации в машиностроительных отраслях; второй — с процессами информатизации в 80-е годы. Многие исследователи подчеркивают связь этих двух волн социальных нововедений с научными открытиями века. К сожалению социальные нововведения не затронули основную часть населения планеты, что можно объяснить неразвитостью потребностей семей и низким платежеспесобным спросом населения, характерными для большинства стран мира.

Важным условием роста потребления домашних хозяйств является развитие кредита: потребительского, ипотечного и др.

Кредитные отношения охватывают всю сферу потребления населения, что означает капитализацию финансовой системой части будущего прироста стоимости рабочей силы. В результате расширяются массовые рынки сбыта и обеспечивается устойчивая динамика всего производства.

Таким образом, семья\домохозяйство является не только потребителем производимых в обществе товаров и услуг, но главным субъектом отношений, определяющим само существование и развитие экономики. В развитых странах четко просматриваются импульсы, которые дают потребности домохозйств развитию экономики:

Во-первых, семьи накапливают товары длительного пользования, необходимые для ведения домашнего хозяйства, страховые и иные полисы на огромные суммы.

Во-вторых, в результате гигантски увеличиваются активы и обороты банковской системы — ипотечных, коммерческих банков и страховых пенсионных фондов и т.д.

В-третьих, высокого уровня достигает цена земли в районах и целых странах, где растут вложения в домохозяйства, в “человеческий фактор”. И дело здесь в изменении его реальной ценности, а не в спекуляции.

В-четвертых, резко возрастает прибыльность и курс акций фирм, создающих производственные коллективы из сложной и особенно — научно-технической рабочей силы. И здесь закономерность устойчивого “отрыва” курса акций от балансовой стоимости производственных мощностей можно понять только с учетом накопления “человеческого капитала” фирм, их достижений и перспектив.

^ 1.2. Характеристика предпринимательского сектора. Общая экономическая теория относит к предпринимательскому сектору всех, кто производит товары и услуги с целью получения прибыли. В эту категорию включаются промышленные и торговые фирмы, сельскохозяйственные и ремесленные предприятия, банки и другие кредитные институты и т.д. К этой категории относят как крупные корпорации, так и индивидуальных предпринимателей, как частные фирмы, так и государственные и муниципальные предприятия.

Конечно, прибыльность (или убыточность) предприятий, действующих в местной экономике, имеет принципиально важное значение.Однако прибыльность является не единственным и нередко не самым главным, определяющим роль того иного предприятия в жизни местного сообщества. Можно назвать несколько не менее важных факторов, по которым судят о значении предприятия в социально-экономической жизни местного сообщества.

^ Критерий занятости. В рыночной экономике обеспечение занятости населения является одной из самых насущных проблем. В связи с этим при оценке значимости предприятия для удовлетворения потребностей членов местного сообщества в работе наиболее важными являются вопросы:

  1. сколько рабочих мест создает предприятие?

  2. насколько стабильны создаваемые рабочие места?

  3. с какими затратами для местного сообщества связано создание одного рабочего места на данном предприятии?

^ Критерий качества рабочих мест. Рабочие места, создаваемые на предприятиях, принято делить на “хорошие” и “плохие”.

Критерий связи предприятия с местной ресурсной базой. Разные предприятия в различной степени используют местные природные и человеческие ресурсы. В зависимости от этого различается роль предприятия в поддержке и развитии экономической активности населения местного сообщества. Особенно важным является вопрос: как связаны имеющиеся или создавамые на предприятии рабочие места с квалификационными характеристиками местной рабочей силы?

^ Критерий вписанности предприятия в структуру местной экономики. Здесь акцент делается на развитость связей вновь создаваемого прдприятия с действующими предприятиями, и следовательно его влияние на экономическую активность в местном сообществе.

^ 1.3. Характеристика местного правительства

Общая экономическая теория не оперирует понятием местное правительство, поскольку в макроэкономическом анализе это и не нужно. В макроэкономике используется обобщающий термин государство (правительство), в котором не различаются уровни управления и соответственно специфика каждого из них. Главное внимание обращается на то, что государство действует как самостоятельный по отношению к домохозяйствам и предприятиям субъект.

Отличительной чертой сектора “государство” является то, что он выполняет функции предоставления определенны услуг, предназначенных для общества в целом, и, в основном, без какого-либо непосредственного денежного вознаграждения. Государство финансируется главным образом за счет принудительно взимаемых с остальных секторов налогов.

Принципиальное значение для анализа роли государства (правительства) имеет различение

(1) государства как такового, которое издает законодательные акты, определяет “правила игры” и осуществляет административное регулирование, то есть действует как сила внешняя по отношению к хозяйству; и

(2) государства — собственника некоторых отраслей хозяйства или отдельных предприятий, непосредственно осуществляющего экономическую деятельность, т.е. выступающего как экономический субъект.

С этой точки зрения общие характеристики “государства” в определенной степени применимы и к местному правительству. Роли местного правительства в разных странах существенно различаются. Эти отличия прежде всего зависят от сложившейся социально-политической системы, взаимоотношений местных правительств с национальным. C точки зрения разделения полномочий с национальными правительствами выделяет три основных типа местных правительств.

^ Первый тип — администрация. В этом случае местное правительство рассматривается как низший уровень системы государственного управления. Местные органы власти фактически являются отделениями центрального правительства на местах, которые поручают им исполнение определенных функций. Национальное правительство осуществляет полный контроль за деятельностью местного правительства, включая назначение руководителя и финансирование, и в любой момент может вмешаться в жизнь местного сообщества. Иными словами право принятия решений, касающихся жизни местного сообщества в конечном счете принадлежит центральному правительству. В наиболее ярком виде этот тип местного правительства был представлен в советской системе.

^ Второй тип — агентство. В этом случае создаются местные органы с некоторой финансово-административной самостоятельностью. Центральное правительство делегирует свои полномочия этим органам власти, передает им определенные функции. Эти органы получают определенную степень самостоятельности в своей деятельности, но остаются подконтрольными центру. В определенном смысле это переходная форма от административного типа организации местного правительства к автономному.

^ Третий тип — автономия. Здесь речь идет не столько о “претворении в жизнь” установленных центром задач (как в случае администрации) или выполнении функций, определенных центральным правительством, а о передаче права принятия решений, постановки задач, соответствующих ресурсов на места и создании автономных, не зависимых от национального правительства органов местной власти. Эти органы избираются демократическим путем и представляют интересы конкретного местного сообщества (района, города, станицы и т.д.)

Взаимосвязи между экономическими субъектами осуществляются с помощью рынков факторов производства и товаров. Они представляются в виде вещественных и денежных потоков (рисунок 3).



В условиях централизованной экономики национальное правительство обычно предписывает, какие виды услуг передать местной власти и одновременно обеспечивает доходами местный бюджет для оплаты этих услуг. В этом случае у местных органов управления почти нет никаких стимулов увеличивать доходы по собственной инициативе, добиваться эффективности расходов или стремиться использовать ресурсы частного сектора и стимулировать его участие.

В условиях рыночной экономики государство уже не регламентирует количество и виды услуг, передаваемых местному уровню управления. Местные органы власти в значительной степени определяют собственные нормы по расходам и распределяют доходы так, как считают нужным.

В таких случаях центральная власть сосредоточивается на вопросах общегосударственной важности, которые может разрешить только национальное правительство. Сюда входит:

  • обеспечение социальной защиты малоимущих, престарелых и малолетних

  • поддержание стабильности в макроэкономических масштабах

  • обеспечение санитарных норм и норм техники безопасности

  • обеспечение национальной обороны

  • создание государственной инфраструктуры и организаций, необходимых для бесперебойного функционирования рыночной экономики.

В условиях рыночной экономики местные органы власти обычно обладают возможностями выбирать, какие функции будут выполнять. Например, в большинстве городов США вообще нет закона, требующего от городов выполнения каких-либо функций. В основном, чем больше город, тем больше услуг предоставляется администрацией города. В следующем списке перечислены основные функции городов в США:


Обеспечение безопасности

населения: Полиция

Пожарная безопасность


Муниципальные предприятия Водоснабжение и канализация

Электорэнергия и газ

Сбор и вывоз твердых отходов

Общественный транспорт

Аэропорты

Автостоянки

Кладбища

Лекционные центры, стадионы и конференццентры


Улицы и тротуары Содержание улиц

Освещение

Безопасность дорожного движения


Культура и отдых Парки и зоны отдыха

Библиотеки


Экономическое развитие Планирование

Создание стимулов

Маркетинг и управление


Регулирование Регулирование землепользования

Меры контроля по районированию жилых застроек

Строительные нормы

Охрана памятников старины


Образование Начальные школы

Средние школы


Здравоохранение Больницы

Услуги по здравоохранению


Социальное обеспечение Государственная помощь

Государственное жилье


Распределение этих функций между местным и национальным, а также по уровням местных правительств отличается разнообразием вариантов по странам. Услуги, предоставляемые населению, как правило, делят на две категории: те, которые предоставляются всему населению и не потребляются в индивидуальном порядке (например, полиция и пожарная служба), а также те, к которым население может иметь доступ, а может и не иметь (водопровод, канализация, уборка мусора). Как правило, услуги для всего населения финансируются из местных налогов или других источников поступлений, поскольку трудно провести различие между теми, кто пользуется услугами и кто должен платить за них. Вторая категория услуг, однако, значительно отличается от первой. Как правило, достаточно легко определить объем предоставляемых услуг их непосредственных потребителей.








Похожие:

3. Город как социально-экономическая пространственная система icon1. Бюджет как экономическая категория, функции бюджета. 3 Бюджет как инструмент общегосударственного контроля. 4
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно...
3. Город как социально-экономическая пространственная система icon1. Сущность и специфика туристского рынка 4 Туризм как динамичная экономическая система 6
Целью работы является рассмотрение страхования как необходимого элемента в туристической деятельности
3. Город как социально-экономическая пространственная система iconЭкономическая информация Экономическая информация
Экономическая информация циркулирует в экономической системе и сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления...
3. Город как социально-экономическая пространственная система iconТест «Экономика 2»
Экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для кого производить, является резуль­татом взаимодействия...
3. Город как социально-экономическая пространственная система iconГлавное, чтоб яблони цвели…
«Поволжская Швейцария, город двух заливов, город-сад, город, вросший в землю подковой счастья, все это о красивом уютном старинном...
3. Город как социально-экономическая пространственная система iconДеньга Халидов северный кавказ: что делать?
Социально –экономическая ситуация, коррупция и теневая экономика
3. Город как социально-экономическая пространственная система iconКонспект для размещения на сайте «Пермячок ru\ «Как строился город Пермь»
Реализуя модуль «Прогулки по городу» использовали презентации : «Мой город», «Цирк», «Памятники Перми», создали альбомы «Мой город...
3. Город как социально-экономическая пространственная система iconПреподаватели: Баранчиков Е. В., Погодина Т. А., Себенцов А. Б
Рейтинговая система оценок по курсу «Экономическая и социальная география России и ннг»
3. Город как социально-экономическая пространственная система iconПреподаватели: Баранчиков Е. В., Погодина Т. А., Себенцов А. Б., Скаршевская Е. А
Рейтинговая система оценок по курсу «Экономическая и социальная география России и ннг»
3. Город как социально-экономическая пространственная система iconПрограмма социально-психологической службы. Обоснование необходимости существования социально-психологической службы в школе
Система деятельности педагогического коллектива по педагогической поддержке учащихся включает в себя 6 основных компонентов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов