Тема: Отношения между понятиями Цели урока icon

Тема: Отношения между понятиями Цели урока



НазваниеТема: Отношения между понятиями Цели урока
Дата конвертации05.12.2012
Размер88.65 Kb.
ТипУрок


Тема: Отношения между понятиями


Цели урока:

• сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий;

• познакомить с отношениями тождества, пересече­ния и подчинения;

• отработать навыки построения таблиц и вставки графики.


Оборудование: компьютеры, проектор, презентация.


Тип урока: Изучение нового материала.



Этапы урока

Ход урока

Самоанализ

I. Орг. момент

1. Приветствие.


2.Проверка присутствующих


II.Сообщение темы и целей урока.


Ш.Основная часть.


.


IV.Закрепление нового материала


VI. Практическая часть.


V. Подведение итогов урока.

Здравствуйте!

Меня зовут Анатолий Александрович.

Для начала давайте проверим отсутствующих.


Тема нашего урока - Отношения между понятиями


При сравнении реальных объектов мы сравниваем их размеры, цвет, форму и прочее. Отношения между реаль­но существующими объектами описываются словами: бо­льше — меньше; длиннее — короче; ближе — дальше; выше — ниже; брат — сестра и так далее.

Понятия тоже можно сравнивать между собой. Но, в отличие от объектов реальной действительности, понятия не имеют ни цвета, ни запаха, ни размера. Понятия — это наши представления, наши мысли об объектах. При срав­нении понятий сравнивают их содержания и их объемы.

Рассмотрим два понятия — «квадрат» и «прямоуголь­ник».



Понятие

Содержание

Квадрат

• Четырехугольник; • все углы прямые; • все стороны равны

Прямоугольник

• Четырехугольник; • все углы прямые;

• длины противоположных сторон попарно равны




Как видно из таблицы, содержания понятий отлича­ются одним признаком: у квадрата длины всех сторон равны, а у прямоугольника длины противоположных сторон попарно равны.

Объем понятия «прямоугольник» больше объема поня­тия «квадрат», так как все квадраты — тоже прямоуголь­ники.

Отношения между понятиями удобно представлять кругами.




Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимы­ми (например, «компьютер» и «молоко», «карандаш» и «ледник»); остальные понятия называются сравнимыми.

Рассмотрим некоторые отношения между сравнимы­ми понятиями.


^ Отношение «тождество»

Если объемы понятий совпадают, другими словами, объем одного понятия равен объему другого, то отноше­ние между этими понятиями называют тождеством.

Например, понятия «столица России» (А) и «город Москва» (В) — это тождественные понятия. Графическое представление отношения между ними будет выглядеть так:




Отношение «пересечение»

Пересечением называют отношение между понятия­ми, объемы которых совпадают частично, то есть содержат общие элементы. Пусть понятие А «электронное письмо», В — «письмо на русском языке». Тогда:



^ В пересечение двух кругов попадают все электронные письма на русском языке.


Отношение «подчинение»

Подчинением называют отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем дру­гого понятия, но не исчерпывает его. Пусть понятие А — «клавиатура», понятие В — «устройство ввода». Тогда:




Отношение «соподчинение»

Соподчинением называется отношение между несколь­кими понятиями, объемы которых не пересекаются, но ко­торые принадлежат некоторому более общему (родовому) понятию. Это виды одного и того же рода. Пусть понятие А — «береста», В — «папирус», С — «глиняная дощечка», D — «бумага», Е — «магнитный диск», F — «носитель ин­формации». Здесь А, В, С, D и Е соподчинены F:




Отношение «противоположность»

Слова, выражающие противоположные понятия, на­зываются антонимами. Пусть понятие А — «компьютер с маленькой памятью», понятие В — «компьютер с боль­шой памятью». Тогда:




Отношение «противоречие»

Пусть понятие А — «новый компьютер». Тогда другое понятие, находящееся с ним в отношении противоречия, следует обозначить не А (т. е. «неновый компьютер»). Круг, выражающий это отношение, делится на две части: третьего понятия между ними нет:




Самое главное

Реальные объекты сравнивают по размеру, цвету, фор­ме и так далее.

При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.

Далекие друг от друга по своему содержанию поня­тия, не имеющие общих признаков, называются несрав­нимыми.

Сравнимые понятия могут находиться в отношениях тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, про­тивоположности и противоречия.


Вопросы и задания

1. На основании каких признаков мы сравниваем реаль­ные объекты?

2. Какими словами выражаются отношения между объ­ектами реальной действительности?

3. С помощью чего удобно представлять отношения меж­ду понятиями?

4. Какие понятия считаются несравнимыми? Приведите пример.

5. Приведите примеры понятий:

а) тождественных;

б) пересекающихся;

в) подчиняющих и подчиненных;

г) соподчиненных.


Размещаем текст и графику в таблице

1. Откройте текстовый процессор MS Word.

2. Откройте текстовый файл Загадки.с1ос (Мои документы\ 6класс\3аготовки).

3. Под текстом создайте таблицу, состоящую из 2 столб­цов и 6 строк.

4. Загадки разместите в ячейках таблицы «лесенкой». Переносите нужные фрагменты текста следующим способом:

1) выделите нужный фрагмент;

2) нажмите левую кнопку мыши внутри выделенной области и перетащите фрагмент в нужное место;

3) отпустите кнопку мыши.

5. В ячейку таблицы, рядом с первой загадкой, помес­тите картинку-разгадку из коллекции ClipArt. Для этого:

1) поместите указатель мыши в нужную ячейку и вы­полните команду [Вставка-Рисунок-Картинки];

2) в поле ввода Искать (Найти клипы) введите клю­чевое слово книги. Для запуска поиска щелкните на кнопке Начать (нажмите клавишу Enter);

3) выберите щелчком подходящий рисунок (щелкните на появившейся кнопке ^ Вставить клип).

6. Щелкните левой кнопкой мыши внутри области ри­сунка — вокруг рисунка появится восемь черных пря­моугольников — маркеров. Перетаскивая маркеры, придайте рисунку размеры по вашему усмотрению.

7. Повторите п. 5-6 для оставшихся загадок (соответ­ствующие рисунки находятся по ключевым словам ^ Транспортные средства).

8. В верхней части страницы создайте красочную над­пись «ЗАГАДКИ». Получившийся документ должен иметь примерно такой вид:

Загадки

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках, на листочках,

Где станции на точках.





Три глаза — три приказа,

Красный — самый опасный.







Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.





Едет конь стальной, рычит,

Сзади плуги волочит.

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.





В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.


И так на, что мы сегодня узнали нового и чему научились? Мы сегодня познакомились с отношениями понятий. И закрепили навыки работы в текстовом процессоре Word, делали таблицу и вставляли в неё текст и картинки.


На этом урок наш окончен.

До свидания.






Учитель:



Похожие:

Тема: Отношения между понятиями Цели урока iconПлан урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
Тема: Отношения между понятиями Цели урока iconПрактическая работа Тема: Отношения между понятиями: тождество, пересечение, подчинение
Задача 1: Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения: тождества, пересечения, подчинения
Тема: Отношения между понятиями Цели урока iconОтношения между понятиями сравнение объектов

Тема: Отношения между понятиями Цели урока iconОтношения между понятиями Информатика 6 класс

Тема: Отношения между понятиями Цели урока iconОтношения между понятиями сравнение объектов

Тема: Отношения между понятиями Цели урока iconТесты по логике
Отношения между понятиями “точка”, “прямая”, “плоскость”, “пространство” изображаются следующей схемой
Тема: Отношения между понятиями Цели урока iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения: Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная,
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Тема: Отношения между понятиями Цели урока iconУрок n 9 Тема урока: "Программы архивации. Инструкции по применению различных архиваторов"
Цель урока: Ознакомление учащихся с основными понятиями и технологией применения некоторых важнейших архиваторов
Тема: Отношения между понятиями Цели урока iconТема, тип урока, форма проведения
Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод
Тема: Отношения между понятиями Цели урока iconТема: «Координатная плоскость» Цели урока
Цели урока: 1 ввести понятие системы координат на плоскости, понятие координатной
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы