Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 icon

Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005



НазваниеПрограмма развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005
страница1/3
Дата конвертации04.12.2012
Размер462.74 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 –

2010 гг. представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается создание модели «Школа самоопределения и самореализации», которая учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в приоритетах, соответствующих современной идеологии образования.


Необходимость разработки данной Программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.

Улюнханская средняя общеобразовательная школа была открыта в 1975 году. В течение 30 лет со дня открытия школа представляет образовательные услуги, ориентированные на среднего ученика. Учебный план школы построен на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Учащиеся обучаются по общеобразовательным программам, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации.

Школа работает в одну смену. Обучается 13 классов – 141 ученик. В школе обучаются дети 3 национальностей - буряты, эвенки, русские.

Социальный состав родителей довольно разнороден:

- рабочие

- служащие

- колхозники

- предприниматели

- безработные

- пенсионеры

Большая часть родителей в социальном заказе школы ставит на первый план обеспечение уровня подготовки, необходимого для поступления в ВУЗы (84%), кроме того, обучение общению (75%), развитие творческих способностей (82%), формирование общеучебных навыков (97 %).

Режим работы школы определяется шестидневной рабочей неделей, начало занятий – 8 ч. 30 мин., продолжительность урока -45 минут.

Школа имеет благоприятное социально-культурное окружение. Важнейшими культурно-спортивными учреждениями, воспитательные возможности которых использует школа, являются Дом культуры, Эвенкийский центр «Юктэкэн» с активно работающими в нем кружками и объединениями по интересам, хорошо оборудованные стадион и спортивный зал, сельская библиотека, борцовский зал.

К положительным результатам работы школы можно отнести то, что за последние три года общая успеваемость учащихся 1- 11 классов стабильно держится на уровне 99%, наблюдается положительная динамика качества успеваемости по значительному количеству предметов ( русский язык, математика, биология, история, физика и др.)

Более 80 % выпускников школы поступают в высшие и средние учебные заведения.
За время функционирования школы одна выпускница окончила ее с золотой медалью, 6 – с серебряной.

Для осуществления образовательного процесса в школе созданы необходимые условия.

Кадровый состав изменялся, но в целом оставался стабильным, достигшим достаточно высокого уровня профессионализма и ответственности за результаты своего труда. Всего учителей и педагогов дополнительного образования 37. Качественный состав по уровню образования: высшее образование -26; среднее специальное -8; неоконченное высшее -3.

За последние годы наблюдается рост профессионального уровня педагогов: 7 учителей и руководителей школы имеют высшую квалификационную категорию, 15 – первую.

Педагогам школы присущ позитивный настрой в отношении учащихся: соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса. При хороших академических показателях (результаты ЕГЭ, победители олимпиад, конкурсов), школа обладает высокими традициями в дополнительном образовании детей, в воспитательной работе со школьниками.

Достаточно высокий кадровый потенциал, стремление учителей к повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и движения вперед.

Финансовые условия для образовательного процесса в школе удовлетворительные.


^ Проблемно-ориентированный анализ


Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием.

Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

В связи с этим, важным представляется требование к такому результату образования, как сформированность учебно-познавательной деятельности, которая, являясь совместной деятельностью, формой сотрудничества взрослого и школьника, обеспечивает протекание познавательных процессов, а также социализацию подрастающих поколений.

В соответствии с этим должна измениться роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения. Правильно организованная учебно-познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического прогресса, развитию духовных ценностей народа. Данный вывод вытекает из анализа функционального назначения познавательной деятельности, задачами которой являются:

- приобретение и пополнение знаний;

- подготовка к эффективному дальнейшему самообразованию;

- развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся;

- подготовка учащихся к сознательному выбору собственной позиции, целей и средств достижения планируемых результатов в конкретных обстоятельствах жизни.

Данные проведенного исследования показали, что уровень сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся нашей школы не всегда соответствует требованиям.

Не умеют планировать свою деятельность 42% старшеклассников, контролировать и планировать ход своей деятельности на предметах естественно-математического цикла – 45% учащихся, на предметах гуманитарной направленности – 40%. При этом преобладающими формами контроля являются сличение полученного результата с образцом, применение теоретического материала для проверки знаний.

Показателем самостоятельности мышления являются умение учащихся отстаивать свою точку зрения, критически подходить к фактам. По данным наблюдений, у семиклассников оно сформировано на 24% - на уроках естественно-математического цикла, на 31% - на уроках гуманитарного цикла, соответственно на 19% и 44% - в старших классах.

Ведущим показателем самостоятельности является умение учащихся выполнять самостоятельную работу без помощи учителя в отведенное время. Наблюдения показали, что более половины учащихся справляется с работой в срок. При этом замечено, что учащиеся недостаточно владеют навыками рациональной деятельности.

Другим показателем самостоятельности может служить степень включенности учащихся в самостоятельную работу без специальных мер стимулирования. По полученным в ходе наблюдения данным, активно включаются в работу примерно 60% учащихся.

По нашему мнению, это объясняется следующими обстоятельствами: учащимся не всегда понятна цель их деятельности. По данным наблюдения, учителя не стремятся вместе с учениками формировать цель их деятельности, учитывая интересы и потребности, отсутствует мотивация деятельности, не происходит сдвига мотива на цель. В результате более 30% учащихся остаются пассивными.

При организации познавательной деятельности также необходим инструктаж учителя.

Успешность учебно-познавательной деятельности во многом зависит от уровня сформированности ОУУН, главными из которых являются планирование, контроль и умение работать по времени.

Рефлексивно-оценочный этап в деятельности учащихся или умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности является не менее важным, но учителя затрудняются в организации самоконтроля и рефлексии.

И, тем не менее, по данным, полученным в ходе опроса и обсуждений с преподавателями, установлено, что 80% учителей признают сформированность учебно-познавательной деятельности одним из главных результатов образования.

Учителя отмечают, что возможности учебно-познавательной деятельности реализуются ими не в полной мере, так как:

-учебно-познавательная деятельность не обеспечена современными дидактическими средствами( отстает индустрия образования);

-методические журналы слабо ориентируют на решение вышеобозначенной проблемы и рассматривают, в основном, узкопрактические вопросы;

-недостаток в школе современной оргтехники затрудняет процесс тиражирования дидактических материалов, необходимых для организации дифференцированной самостоятельной работы на уроке.

Таким образом, чтобы выпускник школы свободно владел знаниями и умениями для осуществления познавательной деятельности, проявлял творческую активность, обладал потребностью применять знания на практике и способностью сознательно выбирать собственную позицию, считаем необходимым и приемлемым реализацию Программы развития школы.


Приоритетными направлениями развития школы являются:


- непосредственно в отношении учащихся – подготовка выпускника к жизни в семье и обществе, поддержка мотивации учения у учащихся;

- в отношении педагогического коллектива – повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий;

- в отношении социального окружения – формирование соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг;

- в отношении обеспечения образовательного процесса – улучшение материально-финансового обеспечения образовательного процесса в школы


^ Концепция развития школы


Концепция развития школы была разработана в соответствии со следующими принципами:

- концепция отражает основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с государственными стандартами изучения соответствующих учебных предметов, с нормативными документами районного управления образования, с Уставом школы;

- концепция охватывает такие аспекты совершенствования муниципальной общеобразовательной средней (полной) школы, как:

- учебно-воспитательные;

- научно-методические;

- организационно-управленческие;

- концепция исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он не только готовится к будущей жизни, но уже живет в том микросоциуме, которым является школа; поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но прежде всего, - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.

Главное стратегическое направление развития школы – решение проблемы личностно ориентированного образования, так как перед коллективом поставлена задача – заменить традиционную парадигму образования «учитель-учебник-ученик» на новую парадигму «ученик-учебник-учитель». Это, в свою очередь, требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который бы в максимальной мере учитывал особенности каждого ученика и создавал условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей. В этом плане наиболее приемлемыми следует признать технологии, основанные на личностно ориентированном обучении. В условиях личностно ориентированного обучения учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Это требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются:

1.Технология метода обучения в сотрудничестве:

2.Технология метода проектов;

3.Технология модульного обучения.


  1. Технология метода обучения в сотрудничестве


Обучение в сотрудничестве, или обучение в малых группах, относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные – одни быстро схватывают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Если объединить учащихся в небольшие гетерогенные группы, дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика в решении этого задания, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале, а заодно и сами могут проверить собственное понимание вопроса. Таким образом, ученики совместными усилиями ликвидируют пробелы.

Основным содержанием новых отношений в системе «учитель – ученик» является отмена принуждения (в разумных пределах), организация такого учения, которое характеризует:

- требовательность без принуждения, основанная на доверии;

- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

- замена принуждения желанием, которое порождает успех;

- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

- применение косвенных требований через коллектив.

Технология метода обучения в сотрудничестве предполагает новую трактовку и индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода состоит в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом его потенциальных возможностей, которых необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.


  1. ^ Технология метода проектов


Метод проектов, или метод проблем, также связан с идеями гуманистического направления в образовании. Основоположником данного способа познавательной деятельности является Дж.Дьюи, идея которого заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный творческий процесс. При этом считается необходимым, чтобы познавательная деятельность организовывалась на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации. Таким образом, метод проектов как способ познавательной деятельности позволяет учащимся овладеть умением осуществлять деятельность, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителем, приобрести самостоятельность.

Наличие требующей исследования проблемы – обязательного компонента метода проектов – обуславливает организацию поисковой, исследовательской деятельности учащихся, индивидуальной или групповой, которая предусматривает не только достижения того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.

Проектная деятельность – как индивидуальная, так и групповая – должна иметь целью познавательных действий учащихся не просто усвоение содержания, но и решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

Следует отметить, что метод проектов может быть отнесен к высшему уровню проблемности в обучении – исследовательскому, которым может овладеть не каждый учащийся. Поэтому, применяя принцип проблемности в обучении и учитывая индивидуальные учебные способности учащихся, наряду с методом проектов мы будем использовать и такие методы проблемного обучения, как проблемное изложение, частично-поисковый метод. Выделенные уровни проблемности позволяет учителю достаточно четко планировать свою деятельность на занятиях и, следовательно, уровень познавательной самостоятельности учащихся при решении проблем. В то же время применение метода проектов в сочетании с методом обучения в сотрудничестве позволит реализовать свои учебные возможности каждому учащемуся.

Совершенно очевидно, что перевод учащихся в позицию организуемого, направленного извне или активного самостоятельного поиска обнаружения, переработки и применения информации не может успешно протекать, если учащиеся не будут владеть общеучебными умениями. Под общеучебными умениями мы понимаем универсальные для многих предметов способы получения и применения знаний.



  1. ^ Технология модульного обучения


В связи с этим большой интерес представляет технология модульного обучения. Сущность модульного обучения заключается в том, что составляется модульная программа обучения, соотнесенная со структурой деятельности учащихся и состоящая из отдельных элементов, называемых «модулями» или «модульными блоками». Модульный блок представляет собой законченную часть работы – действия учащегося с четко обозначенным началом и концом, в то же время модуль является структурным элементом программы обучения.

Взаимодействие педагога и учащегося происходит на паритетной основе. Оно опосредовано изучением учащимися материала «учебных элементов» или «обучающих моделей». Таким образом, модульное обучение позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность, осуществить мотивационное управление учением, так как интегрируя все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике, данная технология обеспечивает образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями и возможностями.

Указанные выше технологии в своей основе предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся и отнесены нами к наиболее приемлемым, т.к. в условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено стандартом и государственными программами. Эти технологии позволяют учителю достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому предмету альтернативными или традиционными методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.

Применение данных технологий позволит осуществить смену приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей, всегда укладывающуюся в систему уроков.


^ Система воспитательной работы

Педагогический коллектив опирается на современные психолого-педагогические исследования, доказывающие, что успех в профессиональной деятельности прежде всего зависит от развития мотивационной сферы личности, а не от суммы знаний или выработанных умений и навыков. Система воспитания выстраивается на основе интересов и собственного выбора учеников.

Гуманистический характер образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого воспитанника.

^ Основные подходы в организации воспитательного процесса- системный, деятельностный и личностно-ориентированный.

Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на учеников и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, которые представляет сельская местность.

Деятельность педагогического коллектива по созданию системы воспитательной работы и обеспечению воспитанности учащихся направлена на гармоническое развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов. С этой целью разработаны и внедряются программы по нравственному и правовому, гражданскому и патриотическому, эстетическому и экологическому воспитанию.

Приоритетное направление в системе воспитания – художественно – эстетическое. Этот компонент в воспитании базируется на организации кружковой работы. Школьники имеют возможность посещать драматический кружок «Алтан – Булак», кружки художественного слова, бурятского и эвенкийского народного творчества, Образцовый ансамбль танца народов Севера «Нимгнакан». Им предоставляется возможность выразить себя в художественно - эстетической сфере ( театр, рисование, прикладное искусство, пение, танец ).

Помимо художественно-эстетических кружков в школе функционируют библиотека, пресс-центр «Боолон – Тумэр», краеведческий музей, эвенкийский центр, спортивные секции (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, вольная борьба), шахматный кружок, эколого-краеведческие объединения; в период летних каникул функционируют оздоровительная площадка, ЛТО.

В школе действует ученическое самоуправление, обеспечивающее развитие социально активной личности. Самоуправление приучает учеников к осознанной постановке целей, планированию деятельности, анализу и самоанализу, контролю, самоконтролю и самокоррекции, тем самым формируя основы личностного роста.

Во главе ученического самоуправления находится Совет старшеклассников.

Организация всей воспитательной работы осуществляется классными руководителями, деятельность которых координирует и направляет заместитель директора по воспитательной работе. Она же обеспечивает концептуальное и методическое содержание внеклассной работы. Перечень функциональных обязанностей классного руководителя многообразен. Он включает глубокое знакомство с особенностями личности каждого ученика, представление о зонах его ближайшего развития, знание семейного положения, анализ учебной деятельности, своевременную корректировку личности, создание сплоченного классного коллектива, проведение традиционных и нетрадиционных мероприятий и т. д.

Важной частью системы воспитательной работы школы является формирование и укрепление школьных традиций, к которым можно отнести праздники День знаний, День дублера, Новый год, Сагаалган, День последнего звонка, выпускной вечер, конкурсы «Дангина и Гэсэр». Специфику воспитания в школе отражают любимые детьми соревнования среди дворовых команд, туристические слеты, смотры строя и песни.

Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в сельских и районных мероприятиях. Эту задачу решают комплексно-целевые программы, которые носят открытый характер, т.е. имеют выход на муниципальные структуры: отдел культуры, Центр детского творчества, комитет по физкультуре, спорту и туризму, ДЮСШ, ИДН.


Важнейшими принципами управления в школе являются:

- разделение труда и возложение ответственности на каждого работника за его сферу деятельности в образовательном учреждении;

- знание каждым работником школы кому он подчиняется и от кого получает указания.

  1   2   3




Похожие:

Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 iconПаспорт Программы развития школы
Настоящая Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 им. А....
Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 iconПрограмма развития школы на период 2011-2014 годы Паспорт программы развития
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №17 с углублённым изучением...
Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 iconПрограмма развития образовательного учреждения Москаленской средней общеобразовательной школы №3 «Школа социального успеха»
Программа развития образовательного учреждения Москаленской средней общеобразовательной школы №3
Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 iconПрограмма развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №52 на 2011 2015 гг. Основания для разработки Программы:  Закон Российской Федерации «Об образовании»
...
Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 с углублённым изучением отдельных предметов управления образования
Программа развития целостной педагогической системы (цпс) муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 iconПрограмма развития принята на конференции школьного Совета
Программа развития Нижнеметескинской средней общеобразовательной школы Арского района Республики Татарстан
Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Колено Екатериновского района Саратовской области на 2007-2012 годы Содержание
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации
Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 iconПаспорт Программы развития школы
Целевая комплексная программа развития муниципального образовательного учреждения Борцовской средней общеобразовательной школы №5...
Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 iconПрограмма информатизации образовательной среды
Красноуральской средней общеобразовательной школы (приложение к программе развития школы)
Программа развития Улюнханской средней общеобразовательной школы на 2005 iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения Игнатовской средней общеобразовательной школы на 2011-2015 годы Содержание Стр I. Паспорт Программы
Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития школы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов