Инновационный педагогический проект на тему icon

Инновационный педагогический проект на тему



НазваниеИнновационный педагогический проект на тему
Дата конвертации03.12.2012
Размер104.31 Kb.
ТипАнализ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:


«Формирование навыков здорового питания и образа жизни среди старшеклассников»

Разработчик: Шабунина О.П. – учитель биологии высшей категории МОУ СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара имени сестер Харитоновых


Обучать без вреда для здоровья –

это не задача школы, а

обязательное условие её работы!

Н. К. Смирнов

Анализ предпосылок и условий для проектирования.

Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления её развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования и сохраняющей здоровье ее учеников.

Федеральное агентство по делам молодежи объявило новый Всероссийский молодежный проект «Беги за мной», программа которого направлена на формирование здорового образа жизни (далее ЗОЖ) молодежи, включающего развитие привычек правильного питания и регулярного занятия спортом. Проект осуществляется при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. В рамках Проекта разрабатывается и пробируется формат проведения урока физической культуры в средних образовательных учреждениях с акцентом на ЗОЖ.

Учитывая актуальность проекта «Беги за мной», администрация нашей школы решила оказать организационную, информационную и административную поддержку в его реализации на базе школы.

«В рамках проекта «Беги за мной» в сотрудничестве с партнерами МОУ СОШ № 25 разрабатывает и апробирует новый формат проведения урока физической культуры с акцентом на ЗОЖ – образовательный модуль «Альтернативная физкультура и ЗОЖ в старших классах средней школы»

Нашей школе уже более 110 лет. Учащиеся и учителя сохраняют традиции школы. В настоящее время в школе обучается 823 учащихся. Школа работает в одну смену, продолжительность урока – 40 минут, занятия проводятся шесть дней в неделю.

В школе существуют возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей и подростков. По данным научного Центра охраны здоровья детей и подростков, хроническими заболеваниями страдают 75% выпускников школ. Известно, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие системы правильного питания, приводит к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стресса.


Исходя из этого, становится ясно, что решение проблемы детского здоровья нуждается в новых подходах. Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для учащихся - это новая возможность для сохранения здоровья наших детей. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы. Обычно это связано с их недостаточной информированностью или попустительством со стороны родителей. Именно в школе дети приобретают большую часть своих будущих хронических болезней, и зачастую они связаны с вынужденным неправильным питанием.

Приобщение школьников к сохранению своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации – воспитания. Школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. В России в последние годы этому уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения. В школах введён предмет регионального компонента - ЗОЖ, где на уроках школьников обучают правилам гигиены, прививают нормы и навыки по улучшению собственного психического и физического состояния.

Всё в наших руках: мы можем приучить ребёнка к здоровой пище, отвлечь его от нынешнего «бича» детского меню - чипсов и шоколадок и спасти от гастритов и язв.

Рациональное питание - это, прежде всего, забота о себе, своей психике и своем интеллектуальном потенциале, что поможет на долгие годы сохранить ясность мысли, быстроту реакции, прекрасную память, способность справляться со стрессами и преодолевать любые препятствия.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Особенно остро эта проблема стоит в старших классах, так как в начальной и основной школе дети питаются в школьной столовой под присмотром учителей. Отсюда возникает необходимость формирования здорового питания и образа жизни старших школьников. Поэтому тема моего педагогического проекта «Формирование навыков здорового питания и образа жизни старшеклассников».

^ I. Обоснование актуальности проекта.

Создание условий, обеспечивающих высокий уровень экологических, гигиенических знаний, норм и правил здорового питания и образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, рассмотрения воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровья окружающих, обеспечения учащихся необходимой информацией, позволяющей сделать выбор в пользу сохранения и укрепления здоровья.

От качества и продолжительности жизни, здоровья зависит не только личный успех молодого человека, но и эффективность, производительность, демография и эстетика нашей страны в целом. Выход очевиден: необходимо создать условия, при которых идеи здорового образа жизни стали бы нормой жизни, воспринимались молодым поколением как естественные и единственно возможные для успешности, карьерного роста, красоты, здоровья и привлекательности.

^ Обоснование оригинальности проекта.

О ЗОЖ много пишут, говорят, но результаты тестирования здоровья учащихся показывают, что здоровье наших старшеклассников из года в год ухудшается. Только 33% старшеклассников относительно здоровы. Оригинальность данного проекта заключается в том, что учащиеся будут получать не только теоретические знания, но и будут отрабатывать практические навыки здорового питания и образа жизни.

^ II. Основная идея проекта.

Основная идея проекта состоит в том, чтобы, применяя новейшие теоретические разработки, ИКТ, создать новую систему занятий, направленную на формирование практических навыков учащихся и позволяющую каждому ребенку сделать правильный выбор.

^ Цель проекта:

В рамках единого образовательного пространства школы № 25 разработать и внедрить новый элективный курс для старшеклассников «Основы здорового питания и образа жизни», который позволит формировать у старшеклассников представления о ЗОЖ, развивать спорт и культуру питания, формировать привычки, способствующие здоровому образу жизни (правильные пищевые и спортивные навыки), повысит активность и работоспособность старшеклассников.

^ Задачи:

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. Проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового питания и образа жизни;

  2. Осуществить повышение квалификации по теме: «Роль питания в формировании здорового образа жизни» (автор М.М.Гинзбург НИИ диетологии и диетотерапии);

  3. Определить уровень представлений старших школьников о здоровом питании и образе жизни

  4. Выявить динамику представлений старших школьников о здоровом питании и образе жизни (с этой целью провести анкетирование учащихся старших классов);

  5. Разработать программу элективного курса «Основы здорового питания и образа жизни» для старшеклассников;

  6. Внедрить данную программу в 2011-2012 учебном году в 10-х классах;

  7. Организовать психолого-педагогическое сопровождение всех участников проекта.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования.

Методы исследования:

  • изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;

  • педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений старших школьников о здоровом питании и образе жизни;

  • анализ тестов и презентаций с целью выявления отношения старшеклассников к своему здоровью и их готовности к здоровому питанию и образу жизни;

  • метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности старшеклассников по сохранению собственного здоровья;


Алгоритмическая последовательность действий:


^ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ→УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ→ДЕЙСТВИЯ→РЕЗУЛЬТАТ

ЦЕЛЬ:

1. В рамках единого образовательного пространства школы № 25 разработать и внедрить новый элективный курс для старшеклассников «Основы здорового питания и образа жизни», который позволит формировать у старшеклассников представления о ЗОЖ, развивать спорт и культуру питания, формировать привычки, способствующие здоровому образу жизни (правильные пищевые и спортивные навыки), повысит активность и работоспособность старшеклассников.

^ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:

  1. Участники программы: учащиеся, классные руководители старшей школы, учителя-предметники, врач, родители.

Методическое обеспечение: методические рекомендации М.М.Гинзбурга

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии (проведение фитнес-уроков и т. д.);

  • Технология проектного обучения

  • Информационные технологии;

  • Игровая технология;

  • Технология развития критического;

  • Практико-ориентированные технологии.

Ожидаемые результаты.

Внедрение в школьный образовательный процесс данного элективного курса «Основы здорового питания и образа жизни» позволит в ближайшее время :

  • значительное повышение уровня знаний учащихся по проблемам ЗОЖ;

  • Создание механизмов контроля за здоровьем старшеклассников;

  • Овладение учащимися новыми приемами учебной и практической деятельности;

  • Привлечение к данной работе родителей, классных руководителей, школьного врача, администрацию.

^ План реализации проекта.

Этапы

Планируемые работы

Ожидаемый результат

Сроки

1.Подготовительный

этап

- сбор и обобщение информации;

- консультации со специалистами НИИ диетологии и диетотерапии.;

- определение способов и необходимых ресурсов для обеспечения занятий;

-проведение родительского собрания;

- ознакомление с УМК учителем;

- включение учителей биологии и физической культуры, классных родителей, членов администрации школы, родителей в работу по внедрению данного проекта.


Сентябрь 2011 года

2. Ресурсный.

-создание ресурсного обеспечения;

-определение «ключевых» индикаторов эффективности;

- посещение семинаров в НИИ диетологии и диетотерапии;

-получение сертификатов об окончании курсов.

-



- подготовка приказа по школе о внедрении элективного курса в 10-х классах «Основы здорового питания и образа жизни+фитнес;

- разработка авторской программы элективного курса;

-рецензирование программы;

- подготовка календарно- тематического планирования;

-разработка нормативных документов;

- проектирование технологических карт и конспектов уроков.


Сентябрь-октябрь –ноябрь 2011 г.

4. Апробация и внедрение.

-мониторинг старшеклассников (вводный и итоговый);

-мастер-класс по теме: «Что такое здоровый завтрак?»;

-открытый урок по теме: «Здоровый бутерброд»

-презентация элективного курса на педагогическом совете;

-Посещение индивидуальных консультаций у координаторов программы

.


-


-формирование умений и навыков здорового питания и образа жизни старшеклассников;

-сдача видеоурока по теме «здоровый завтрак?» в Москву координаторам;

-формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

-развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, в которой эти знания могут быть применены;

-развитие способности решать нетрадиционные задачи;

-развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умения анализировать их основание;

-умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде



Декабрь-май.

5.Итоговый

-Анализ работы по внедрению элективного курса;

-накопление и обобщение педагогического

опыта по вопросам ЗОЖ

-Описание системы внедрения данного проекта в школе;

-годовая отчетность;

-создание условий, при которых идеи здорового образа жизни стали бы нормой жизни, воспринимались молодым поколением как естественные и единственно возможные для успешности, карьерного роста, красоты, здоровья и привлекательности.


Май

2012 г.

Контроль.

Осуществляется на каждом этапе выполнения промежуточных результатов. Итоговая оценка проекта.

Литература:

  1. Приказ Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежи) от 15 сентября 2011 года № 220 о проекте «Беги за мной».

  2. Информационная справка о Всероссийском молодежном проекте «Беги за мной».

  3. Официальный сайт проекта: www.zamnoy.org.

  4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? -М.: Первое сентября, 2010 год, с.44

  5. Новожилова М.М., Воровщиков, И.В.Таврель Как корректно провести учебное исследование. От замысла к открытию. М.: 5 за знания, 2007 год, с.155

  6. Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, Л.В.Реброва и другие. Вопросы здоровья в школьном курсе биологии 5-9 классы. Методическое пособие для учителя. - М., 2003 год, с.180




Похожие:

Инновационный педагогический проект на тему iconИнновационный педагогический опыт опубликован на сайтах
Козлова Н. Н. – руководитель кустового методического объединения учителей русского языка и литературы образовательного округа
Инновационный педагогический проект на тему iconИнновационный проект «Интеллект» Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования
Инновационный педагогический проект на тему iconВ курганской области стартовал межмуниципальный инновационный проект регионального отделения Всероссийского Педагогического Собрания «Мы вместе»
Всероссийского Педагогического Собрания «Мы вместе». Проект должен объединить усилия органов региональной исполнительной власти,...
Инновационный педагогический проект на тему icon«Мы вместе» Видим проблему – мы вместе можем решить Цель проекта
Межмуниципальный сетевой инновационный проект регионального отделения Всероссийского Педагогического Собрания
Инновационный педагогический проект на тему iconПроект игры на тему «Строим дом»
Проект игры с детьми разновозрастной группы мбдоу «Звездочка» с. Большое Чернянского района
Инновационный педагогический проект на тему iconПоложение об изучении, обобщении и распространении инновационного опыта педагогических работников
Инновационный педагогический опыт – опыт, отвечающий современным требованиям, содержащий в себе элементы творческого поиска, новизны,...
Инновационный педагогический проект на тему iconВ чем выражается инновационный характер стандарта второго поколения?
...
Инновационный педагогический проект на тему iconСалимгареева Гузеля Миниагзамовна
Педагогический проект по реализации воспитательно-образовательной программы В. Я. Соколова «Я – гражданин России»
Инновационный педагогический проект на тему iconПедагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе»
Муниципальное образовательное учреждение «Умыганская средняя общеобразовательная школа»
Инновационный педагогический проект на тему iconИнновационный проект перспективного развития школы 2011 -2015 г г. Информатизация
Программа нормативно-правовой документ, представляющий систему современных взглядов, принципов и приоритетов развития школы. Программа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов