План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные icon

План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные



НазваниеПлан-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные
Дата конвертации03.12.2012
Размер46.14 Kb.
ТипПлан-конспект

План-конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема урока: Понятие о деепричастии

Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи.

Задачи урока:

Образовательные:

- дать понятие о деепричастии;

- научить находить деепричастие в предложении;

- научить определять морфологические признаки деепричастия.

Развивающая:

- развивать у учащихся познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание.

Воспитательная:

- воспитывать у учащихся уважение к родному языку.

^ Тип урока: урок подачи нового материала

Формы урока: эвристическая беседа с применением системы мультимедиа, дидактическая игра, самостоятельная работа.

Оборудование: проектор, карточки с предложениями, карточки с домашним заданием.

^ Ход урока:

I этап. Организационный момент. Этап “включения” в урок.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, тема сегодняшнего урока «Понятие о деепричастии».

Проверка готовности учащихся к работе, определение отсутстующих.

^ II этап. Эвристическая беседа.

Вы, наверняка, обратили внимание на то, что часть речи, к изучению которой мы сегодня приступаем, своим названием сходна с другой частью речи – причастием. Но мы не будем останавливаться на ней, а обратим внимание на приставку дее-.

- Как вы думаете, что она означает?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите такое сочетание букв (Дее-)?

- Может быть, вы знаете слова с такой приставкой? (дееспособность)

- Какому слову эта приставка созвучна более всего? (действие, деятельность, деятель и т.д.)

- Но ведь действие в русском языке обозначает совсем другая часть речи – глагол. Тогда в чем разница между глаголом и деепричастием?

- Давайте обратимся с вами ко второй части этого понятия – причастие. Отвлекитесь от термина «причастие» как части речи и вдумайтесь в смысл самого слова. Что оно означает? (причастность)

- Причастность к действию – как это понимать?

А сейчас кратко запишите, что вы поняли? Как понимать фразу «причастность к действию»?

Слайд 2.


Запишите предложение:

^ Бросившись за партизанами и быстро нагоняя их, Василий ликовал в душе.

- Давайте найдем все знакомые нам части речи (сущ., гл., нар., мест., предлоги и союзы).

- У нас осталось два слова, как вы думаете, будут ли они являться деепричастиями? Обоснуйте свой ответ.

- Они являются причастными к действию? К какому? (ликовал)

- Какой вопрос мы зададим? (что сделав? и что делая?)

- Значит, мы можем разделить деепричастия на 2 вида? Какая часть речи имеет категорию вида? (глагол, СВ и НСВ).

- В чем тогда их близость? (деепричастие образуется от глагола). Какая еще часть речи образуется от глагола? (причастие)

- В чем отличие от причастия? (не отвечает на вопросы каков? что делавший, что сделавший?).

Слайд 3

- Разберите деепричастия по составу, но не торопитесь выделять окончания.

Бросившись, нагоняя.

- Попробуйте эти слова изменить по лицам (я, мы, ты, вы, он, они). Меняется последняя часть слова? Соответственно, какой морфемой она будет являться? (суффиксом).

- Какая еще часть речи в русском языке не имеет окончания? (наречие).

- Значит, деепричастие походит и на наречие? Чем? (вопросом, и тоже обозначает признак действия).

Слайд 4

- Ну вот, вы сами по правилам научного исследования пришли к выводу, что деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.

- От глагола оно образуется, отвечает на тот же вопрос, что и наречие (как?), а также обозначает признак действия, причастность к действию. Кроме того, деепричастие, как и наречие, является неизменяемой частью речи.

^ III этап. Закрепление материала.

1. Дидактическая игра «Определи очередность действий»

- Давайте поиграем в игру. Я буду указывать на человека, ему необходимо будет выполнить какое-либо простое действие, которое я назову, а вы будете отвечать на вопрос: что он делает, делая, или что сделав, он сделал? Записывая полученные предложения в тетрадь.

Слайд 5.

1-ое действие: взять ручку (карандаш), потом сесть.

- Что он сделал сначала? (взял ручку) Потом? (сел). Итак, что он, сделав, сделал? (взяв карандаш, сел)

Слайд 6.

2-ое действие: сесть, потом взять карандаш.

- Что он сделал сначала? (сел) Потом? (взял карандаш). Итак, что он, сделав, сделал? (сев, взял карандаш)

Слайд 7.

3-е действие: открыть книгу (тетрадь), начать читать

- Что он сделал сначала? (открыл книгу) Потом? (начал читать). Итак, что он, сделав, сделал? (открыв книгу, начал читать). Здесь возможна другая последовательность действий? (нет, нельзя читать, не открыв книгу)

Слайд 8.

4-ое действие: вставать и одновременно говорить: «Я знаю, что такое деепричастие!»

- Какое действие было произведено ранее? (одновременно оба)

Какие варианты возможны? (вставал, говоря… / говорил…, вставая.)

- Итак, давайте подведем итог нашей игры. Чем отличались действия, которые вы выполняли? (завершенностью, незавершенностью).

- Если оба действия завершились или остались незаконченными, мы можем составить предложение с деепричастием, образованным от любого глагола (сев, взял / взяв, сел; вставал, говоря… / говорил…, вставая).

- Если только одно из действий оказалось выполненным до конца, то только одно деепричастие и возможно (открыв, начал читать).

- Как называется грамматическая категория, отвечающая за завершенность или незавершенность действия? (вид).

^ 2. Работа с предложениями.

- А сейчас поработаем над более длинными предложениями. Перед вами карточки с предложениями, они дублируются и в презентации. Ваша задача заменить один из глаголов деепричастием и записать полученные предложения, предварительно определив вид глаголов.

Слайд 9.

  • Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

  • Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

  • Фонарь замигал и тускло осветил улицу.

- Проверим, что у вас получилось.

IV этап. Подведение итогов.

- Скажите, ребята, какова была цель нашего урока, как вы думаете?

- Что вы сегодня узнали?

- Что особенно сегодня понравилось?

V этап. Домашнее задание.

Придумайте и запишите слова с данными частями, выделите морфемы в словах:

-евши, -евший, -ивши, -ивший,

-авши, -авший.









Похожие:

План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные iconКонспект урока русского языка в 7 классе
Цель урока: формирование знаний о частице как о служебной части речи, ее разрядах и синтаксической функции
План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные iconПлан-конспект урока английского языка в 9 классе Тема урока : Любимая музыка
Цель урока: Активизировать знания учащихся по теме «Music». Развивать навыки монологической речи. Познавательный аспект – познакомить...
План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные iconПлан-конспект урока двоеточие в бессоюзном сложном предложении (Тема урока)
Цель урока: дать понятие о смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения
План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные iconПлан-конспект урока физической культуры для учащихся 10 класса. Тип урока: комбинированный. Вид урока: по баскетболу. Тема урока
Тема урока: «Физические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств баскетболиста»
План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные iconРазработка урока по географии в 6-м классе. Тема: озёра. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. Задачи урока
Образовательные задачи: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах,...
План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные iconПлан-конспект открытого урока английского языка в 5 классе. Тема урока : Уэльс
Цель: Знакомство с географическим положением Уэльса, его достопримечательностями, закрепление знаний по теме Present Simple
План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные iconПлан урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные iconУрок n 5 Тема урока: "Защита от компьютерных вирусов". Цель урока: Ознакомление учащихся с путями распространения и методами борьбы с компьютерными вирусами. План урока
Понятие компьютерного вируса и троянской программы. Признаки заражения компьютера
План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные iconКонспект открытого урока по физической культуре в 5-м классе по разделу: «Гимнастика с основами акробатики» Тема урока: Лазание по шесту в 2,3 приёма. Задачи урока
Инвентарь и оборудование: гимнастические маты – 8 шт., скамейки – 6 шт., шведская стенка – 8шт., секундомер, свисток, канат, шест...
План-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные iconПлан-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Составил учитель акк булычева Н. И. Тема урока: «Традиционные народные художественные промыслы России»
Цель урока: Знакомство с декоративно- прикладным искусством (искусство Гжели, Городецкой росписи, Хохломы, жостовской росписи по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов