Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения icon

Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения



НазваниеПсихолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
Дата конвертации02.12.2012
Размер109.32 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное образовательное учреждение

«Береславская средняя общеобразовательная школа»

ПОЛОЖЕНИЕ

___________________ № ___________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Береславская средняя общеобразовательная школа»

__________________ /Е.В.Агарков

_________________________ 20 _______ г.

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников, их интересов и склонностей, создание условий для их развития и психологическое сопровождение профильного класса, т.к. профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным

В отношении содержания сопровождение призвано не просто поддержать учащихся в их профессиональном выборе, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному, ответственному выбору.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения учащихся является обеспечение условий для развития личности и формирования способности к сознательному, ответственному выбору профессии.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • Выявление индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся;

  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса и динамики психического развития;

  • Помощь ученику в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

  • Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Успешное профессиональное самоопределение школьников во многом зависит от того, насколько решена серьезная задача по организации психологического сопровождения процесса осознанного выбора профессии и профиля обучения, поэтому необходимо, чтобы работа всех специалистов школы была комплексной. Приложение 1.


Среди основных направлений деятельности образовательного учреждения при переходе на предпрофильное обучение можно определить несколько направлений:
• выявление профессиональных предпочтений школьников;
• анализ возможности осмысленного выбора дальнейшей траектории обучения;
• определение факторов, влияющих на выбор учащихся, которые условно можно систематизировать по двум составляющим организации предпрофильной подготовки: желания учащихся и их реальные возможности.

В профильном классе внимание психолога должна привлечь интенсификация учебных нагрузок, особенно в условиях новых форм и методов обучения, т.к. она предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам, определенное напряжение которых связано с морфологической, функциональной и вегетативной нестабильностью организма подростка.

Учитывая эти различия, необходимо разграничить функции психолого-педагогического сопровождения на этих этапах.

^ 1 этап – предпрофильная подготовка (8-9 класс).

С позиции психологического сопровождения учебного процесса необходимо выявление и использование надежных критериев готовности учащихся к обучению на повышенном образовательном уровне в связи с тем, что индивидуальные особенности развития нервно-психических функций оказывают влияние на успешность освоения сложных программ обучения и степень напряжения механизмов адаптации. Поэтому своевременная оценка целого комплекса индивидуальных особенностей ученика и выдача соответствующих рекомендаций играют важную роль. Приложение 2.

Материал, полученный в результате работы в данном направлении, позволит учитывать не только академические достижения и «портфолио» ученика, но и уровень его социальной зрелости, выраженной в готовности к самостоятельному и осознанному выбору направления и места дальнейшего обучения. У педагогов и руководителей школ появится возможность составить на каждого девятиклассника карту интересов, позволяющую проследить реальные изменения в развитии. Необходимо начать работу с учащимися 8 классов, для того чтобы на протяжении одного-двух лет отслеживать динамику развития ученика и к моменту окончания им основной школы иметь возможность дать обоснованные рекомендации по его дальнейшему обучению.

Направление работ по психолого-педагогическому сопровождению более подробно рассмотрено в приложении 3.

^ 2 этап – профильное обучение (10 класс).

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Для диагностики уровня и характера тревожности, связанной со школой, подходит "Тест школьной тревожности Филлипса", включающий 8 факторов:

1)Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние учащегося, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2)Переживание социального стресса - эмоциональное состояние учащегося, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3)Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий учащемуся развивать и удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4)Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5)Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6)Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7)Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость учащегося к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8)Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Снижение уровня тревожности учащихся в 10-ом классах говорит о соответствии выбранного профиля их психофизиологическим особенностям. Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.

Для изучения успешности деятельности используется анализ успеваемости по общим и профильным дисциплинам, экспертные оценки успешности и легкости в овладении профильным предметом, тест «Индивидуальные стили мышления», различные варианты тестов интеллекта и креативности.

Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения, а мониторинг профессиональных предпочтений показывает готовность к осмысленному выбору профессии и дальнейшей траектории образования.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:

1) успешность деятельности учащегося;

2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов с этой деятельностью в перспективе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема деятельности психолога в профильной школе


ДИРЕКТОР

ШКОЛЫ



Зам. директора по ВР

Зам. директора по УВР

Зам. директора по УВР
^

Зам. директора по НМР







Психолог


Профиль, предпрофиль
















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

^

Изучение личности учащегося предпрофильного класса





Общие сведения об учащемся

Индивидуально-психологические особенности

^ Направленность личности

Способности и склонности учащегося

Профессиональное самоопределение

Анкетные данные

Устойчивость и быстрота переключения внимания

Интерес к учебным предметам, отраслям знаний


Оценка результатов обучения в целом и по предметам

Осознанность и обоснованность выбора профессии

Здоровье школьника

Качества памяти, мышления, эмоциональная устойчивость


Участие в общественной жизни

Самостоятельность и систематичность в работе

Мотивы выбора

Образование, род занятий родителей

Основные черты характера

Внеурочные занятия

Технические, организаторские, математические и др. способности


Степень сформированности профессионального плана

Влияние родителей на выбор

Уровень тревожности

Моральные качества

Склонность к конкретным видам деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Направление


^ Категория участников
Примерный перечень мероприятий
Методики
Просветительское

Дети


Родители

Педагоги


Встречи с представителями учебных заведений

Родительские собрания

Психологический лекторий для учителей-предметников




Диагностическое



8 –10 классы


9 класс


9-11 классы

Изучение индивидуальных интересов, способностей, склонностей

выявление профессиональных предпочтений школьников

Диагностика способности к профессиональному самоопределению


Диагностика уровня тревожности учащихся

ОПГ, КОС, ДДО, «Стиль мышления», опросник Айзенка,

Опросник Климова, КОС, карта интересов, бланковые игры и др.


Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 9 классов


Тест Филлипса

Прикладное

8-11 классы

Разработка индивидуальных программ развития и ориентировки в проф. пространстве




Методическое

Дети

Родители Педагоги

Разработка рекоменда­ций по профориентационной работе




Консультационное




9-11 классы

Индивидуальное и групповое консультирование учащихся

по профориентации и выбору профиля.

Интервью, беседы, профессьянс, модифицированный тест Холланда и т.д.

Коррекционное


8-11 классы



Профориентационные занятия с учащимися

Тренинги уверенности в себе

Профессиональные пробы, упражнение «Мои жизненные планы» и т.д.

Экспертное

9-11 классы


8-11 классы

Анализ готовности уч-ся к осмысленному выбору дальнейшей траектории обучения

Определение факторов, влияющих на выбор учащихся







Похожие:

Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения iconПлан работы с обучающимися в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения моу сош с. Большая Рельня 2011-2012 учебный год
Информирование учащихся 9-х классов о создаваемой системе профильного обучения, о целях и содержании предпрофильной подготовки
Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения iconПоложение о сетевом совете по организации и проведению предпрофильной подготовки и профильного обучения общие положения
Совета по организации и проведению предпрофильной подготовки и профильного обучения
Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения iconПриказ №59 «Об организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в 2010 2011 учебном году»
В целях сохранения преемственности перехода на профильную подготовку и профильное обучение поэтапно, перехода на Базисный план 2004...
Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения iconПлан работы с родителями в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения моу сош с. Большая Рельня 2011-2012 учебный год
Классные родительские собрания в 8 и 9 классах «Значение предпрофильной подготовки для выбора профессии, ее содержание.»
Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения iconСостяние организации профильного обучения в образовательных учреждениях Шатковского муниципального района
Организация профильного обучения в районе началась с введения предпрофильной подготовки в 9 образовательных учреждениях в 2006-2007...
Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения iconРешение педсовета № 20 г. Утверждаю
Настоящее положение определяет цели и задачи введения предпрофильной подготовки в моу сош №11 в рамках профильного обучения, общие...
Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения iconНаправление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки психологическое образование срок обучения 5 лет, заочная форма обучения

Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения iconНаправление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки психологическое образование срок обучения 5 лет, заочная форма обучения

Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения iconНаправление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки социальная педагогика срок обучения 5 лет

Психолого – педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения iconСовременные модели и технологии обучения Автор: Ольховская Е. Н. учитель математики моу сош №1 с. Новоселицкого Методы обучения
Работа по обновлению содержания образования, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения требует освоения не только...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов