Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе icon

Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе



НазваниеКонспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе
Дата конвертации02.12.2012
Размер89.33 Kb.
ТипУрок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №7 города Хабаровска Хабаровского края


Конспект урока-дискуссии по литературе
в 11 классе

«Образ государства Римской империи Тиберия. Проблема нравственного выбора, проблема человека и власти в романе»


подготовила

учитель русского языка и литературы

Васильченко Инна Владимировна


г. Хабаровск

2012


Цель урока:

  1. Показать решение в романе Булгакова проблемы судьбы человека в государстве, взаимоотношений государства и личности.

  2. Выявить авторское отношение к образу государства, актуальность обращения Булгакова к этой теме.

  3. Рассмотреть эту тему в контексте нравственно-философского значения романа Булгакова

  4. Учить вести дискуссию в групповой работе класса.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

а) События XX века и проблема взаимоотношения человека и государства, художника и власти нашли свой отзвук и в последнем романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

В последнем своём “закатном” романе “Мастер и Маргарита” Булгаков раньше и глубже, чем кто-либо из его современников, проник в индивидуальное состояние своей эпохи, определил её своеобразные обстоятельства и черты. Булгаков стремился описать катаклизмы собственной жизни, русскую революцию и правление Сталина в исторической перспективе. Для этого ему пришлось свести в одном условном художественном времени и пространстве начала и концы целой эры, древний Иерусалим в год казни Христа и современную Москву в дни правления Сталина.

Для Булгакова исключительно важна связь событий. Роман Булгакова создан в невесёлые времена. На каждом шагу нас ожидают лицемерие и наушничество, а главное сравнение, которое приходит в голову читателю – Римская империя эпохи Тиберия.

Очевидно и то, что терзания Пилата имеют прямое отношение к эпохе самого Булгакова. Большое значение придаёт Булгаков образам Понтия Пилат и Иешуа.

б) Одна из центральных сцен “ершалаимской” линии – допрос.

Понтий Пилат как человек сочувствует Иешуа, пытаясь всеми возможными способами предупредить его об опасности. Но ничто не подействовало. И слушает Иешуа уже не человек, а судья, прокуратор Иудеи: милость кончилась, он должен служить закону, а закон повелевает

уничтожить всех, кто подвергает сомнению величие власти кесаря. Внешне он покорён кесарю, а внутренне содрогается от ненависти: кричит здравицу в честь императору Тиберия и одновременно почему-то с ненавистью глядит на секретаря и конвой.


- Почему с ненавистью?

(Ненавидит он их потому, что они – невольные свидетели его раздвоения: ему приходится отказаться от уже готового, им самим принятого решения, которое он считает справедливым, и принимать иное, уже в угоду закону. Он ненавидит кесаря, а вынужден славить его.

Он увидел в Иешуа великого врача, философа, а должен послать его на мучительную смерть).

Отправляя его на смерть, Понтий Пилат страшно мучается, страдает от бессилия, от невозможности поступить так, как хочется. Иешуа произнёс слова о кесаре, которые обрекли его, уже ничто не поможет.

“… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет ни власти кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости”.

“Слушай, Га-Ноцри, - заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно; лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, - ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил? … Или… не говорил?”

Все слышали эти слова (отсюда его ненависть к секретарю и конвою).

в) Постоянное ощущение раздвоенности заставляет Понтия Пилата то страшным голосом кричать “Преступник!”, так, чтобы за стеной все услышали, а то, понизив голос, доверительно спрашивать о боге, о семье, советует помолиться. То он полон сочувствия к обвиняемому, то безудержный гнев охватывает его при мысли нарушить закон и отпустить Иешуа. По мнению Пилата, царство истины никогда не настанет, и одновременно с этим он сочувствует проповеднику этих утопических идей.

Выводы:

В Пилате борются два начала, живущие в нём. Духовный автоматизм,

который обретает над ним какое-то время фатальную власть, подчиняя все его поступки, мысли и чувства. Мы видим падение человеческого, но потом же видим и возрождение в его душе человечности, сострадания, словом, доброго начала.

Совести Пилата запятнана, он грешен. Но не грех сам по себе привлекает внимание Булгакова, а то, что за этим следует страдание, раскаяние, искренняя боль.

- Что предпринимает Пилат, чтобы казнь не состоялась?

^ 2) Дискуссия.

Две точки зрения, два мнения о мотивах и причинах поступков Пилата. Работа в группах, обмен мнениями.

4 стратегии для обмена мнениями:

  • Правильно запросить у собеседника его точку зрения и интерпретировать ее.

  • Рассказать о своей точке зрения так, чтобы собеседник понял то, что вы хотели донести.

  • Суметь встать на позицию собеседника, рассмотреть проблему с его точки зрения.

  • Задать собеседнику вопрос так, чтобы он ответил на него с вашей точки зрения.


а)Петелин В. В. (Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. – М., 1989)

«В образе Пилата Булгаков показывает раздвоение человека и государственного деятеля: у него настолько плохая должность, что он ничего не может сделать в защиту Иешуа, хотя по-человечески сочувствует ему, делает всё возможное, чтобы спасти его.


Пилат – трагический герой, а трагический герой не может быть трусом и предателем. Пилату сострадает Маргарита и Мастер. Воланд… Да и профессор Иван Николаевич Понырев оправдывает Понтия Пилата, с удовлетворением видя во сне осуществление его мечты.

В Древне Ершалаиме столкнулись три человека в непримиримейшем

конфликте. Каждый из них прав. В этом и суть трагического конфликта. Причём Иешуа, Пилат и Каифа в одинаковой степени отстаивают своё понимание правды, справедливости, законности, долга, чести. Да, правду говорить легко и приятно, но не всякая правда может быть по душе тем, кто осуществляет власть. Идеи Иешуа приходят в противоречие с этическими, общественными и религиозными поступками своего времени. «Пилат сражался за жизнь Иешуа до конца, и когда почувствовал, что всё кончено, “вся та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронзила всё его существо».

Пилат оказался бессильным перед законом. И снова он как бы перестаёт быть человеком и становится властителем. Человеческим страстям не место там, где в силу вступает закон. Перед законом все равны. Закон нужно блюсти, охранять».

б) - Э. Проффер (“Художник и власть”)

“… и Пилат, и Каифа обладают относительной свободой воли. Судьба Пилата – быть в этот момент прокуратором, судьба Каифы – защищать интересы своего народа (вернее то, что он считает его интересами), принося в жертву одного единственного человека – Иешуа. Однако между ними есть и глубокое различие. Пилат знает о невинности Иешуа, а Каифа пребывает в непоколебимой уверенности, что подсудимый – шпион Пилата. Пилат мог спасти Иешуа, лишь рискуя своей карьерой и жизнью. На это он пойти не решился. Пилат отождествляет себя со своей должностью, считая себя прежде всего не человеком, носящим имя Пилат, но прокуратором, игемоном. Оттого и ведёт он себя столь бесчеловечно в начале допроса Иешуа”.

^ Работа в группах. Обсуждение вопросов.

- Мог или не мог спасти Иешуа прокуратор, мог ли поступить иначе, по-другому?

- Как вы считаете? Какой точки зрения вы придерживаетесь? Обоснуйте своё мнение.

- Если мог, то почему не спас Иешуа? Каков же главный мотив этого поступка?

- Как его поступок связан с эпохой Булгакова?

- Каково отношение автора к Понтию Пилату, то есть в чем заключается авторская позиция, объясняющая мотивы этого поступка?

в)- Познакомьтесь ещё с двумя точками зрения, объясняющими главный мотив этого поступка. С каким суждением вы согласитесь? Обоснуйте, докажите свою точку зрения.

^ 1) -Э. Проффер “Художник и власть”

«На самом деле у Пилата достаточно власти для того, чтобы вести себя совсем по-другому. Давлению священников он поддаётся только из-за страха перед каким бы то ни было риском. Только после казни, внезапно “прозрев”, он не останавливается перед своими страхами, чтобы искупить собственную вину. Да и то поступок его – приказ убить доносчика Иуду – не из тех, что одобрил бы казнённый Иешуа. Каков же главный мотив этого поступка? При всей силе фантазии Булгаков-писатель был прочно связан с общественной и политической реальностью. Его интересовали прежде всего черты сходства с его собственным временем. А они были – всюду он видел тирана, окружённого армией доносчиков, всюду видел власть, основанную на страхе. Страх, мотивирующий поступки героев “ершалаимских” глав, исходит от императора. Но толстовские слова о государственной власти, звучащие из уст Иешуа, весьма важны и для понимания романа в целом».

Повесть о Понтии Пилате показывает, как при деспотическом правлении извращаются закон и справедливость, сама природа человеческих отношений. Римская империя Булгакова напоминает этим сталинскую Россию.

  1. - В. Петелин.

“Понтий Пилат относится к тем лицам, которые выступают охранителями основных нравственных норм и порядка. Они олицетворяют государство, свой народ. Он не мог нарушить закон, принятый правопорядок.

Но Булгаков использует образ Пилата совсем для другого: центр своего внимания он сосредотачивает на той внутренней переоценке, которая происходит в нём после всего, что произошло.

В самом деле, когда задают вопрос, что привело Понтия Пилата к моральному преступлению, то прежде всего ссылаются на его страх перед кесарем, этим и ограничиваются. Но это только полуправда. Понтий Пилат в трактовке Булгакова сложнее и глубже. Да, из-за бродячего философа он вовсе не хотел рисковать своей карьерой. И в то же время старался его спасти. Пилат поступает против своей совести, чисто автоматически, словно кто-то другой руководил его мыслями и действием.

Потом к нему возвращается цельность и единство личности, но уже другого характера: он, осознавая всё, что произошло, мучается, обнаруживая после внутреннего переворота цельность своей натуры”.

- С каким суждением вы согласитесь? Обоснуйте, докажите свою точку зрения.

^ 3) Работа в группах по тексту романа, обсуждение вопросов.

- Заглянем ещё раз в текст романа, в последнюю главу, которая так и называется “Прощение и вечный приют” (гл. 32), в которой сходятся все сюжетные линии романа.

- Как в этой главе выразилось авторское отношение к Понтию Пилату?

(Иешуа, прочитав роман Мастера, по-новому взглянул на Понтия Пилата, взглянул глазами Маргариты, полными сострадания. “За него попросил тот, с кем он так стремится разговаривать”. Воланд утешает Маргариту: “Всё будет правильно, на этом построен мир”. И действительно, всё в мире стало правильно, как только Мастер прокричал последнюю фразу своего романа: “Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!”).


^ Выводы урока:

Пилат нарушил нравственный закон, защищая гражданский, за что и поплатился вечным страданием.

“Всё будет правильно”, - успокаивает Воланд. Философия истории оптимистична. Да, в историческом процессе одновременно созревают семена добра и зла так же, как и в человеческой природе, много слабостей, многое

нуждается в исправлении и обновлении. Перед людьми, олицетворяющими государство и власть, стоит всегда проблема нравственного выбора, как не преступить закон и при этом остаться человеком с чистой совестью.

1) В романе Булгакова отражены значительная тема и идея его времени: взаимоотношения человека и государства, художника и государства, безнравственная природа власти, бессилие человека перед властью.

2) Нравственно-философский смысл его романа состоит в категорическом неприятии любой формы жизни, которая подавляет в человеке духовное начало и самого человека низводит до уровня некоего биологического существа, отданного во власть инстинктов.

3) Государство в романе Булгакова это та сила, та машина, механизм, который делает человека бессильным, подавляет в нём его свободную волю, делает невозможным творчество. Человек в таком государстве обезличен, он не имеет значения, а имеет значение только тогда, когда он удовлетворяет требованиям механизма.


Список использованной литературы




  1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман.

  2. Э. Проффер “Художник и власть”По страницам романа «Мастер и Маргарита» //Иностранная литература. - 1991. - №5. - С. 212-221

  3. Шиндель А. Пятое измерение. Знамя. 1991. 5.

  4. Мягков Б.С. Булгаковская Москва. - М., 1993

  5. Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. – М.: Московский рабочий, 1989..

  6. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988




Похожие:

Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе iconКонспект урока №1 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий Тема : " Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" Ю. Айхенвальд Цели
Конспект урока №1 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе iconКонспект урока №2 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий Тема : «Петербург Ф. М. Достоевского» Цели : Обучающие
Конспект урока №2 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе iconКонспект урока по литературе в 8 классе
Пробудить интерес к творчеству Николая Рубцова, отметить основные особенности его поэзии
Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе iconПротокол для сетевого помощника; Электронная страница с таблицей для заполнения ответов на вопросы
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе iconПлан-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные
Формы урока: эвристическая беседа с применением системы мультимедиа, дидактическая игра, самостоятельная работа
Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе iconКонспект урока математики в 6 классе по учебно-методическому комплекту «Математика» Н. Я. Виленкин. (учитель Одинцова С. Ф.) Визитная карточка урока
Конспект урока математики в 6 классе по учебно-методическому комплекту «Математика» Н. Я. Виленкин
Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе iconКонспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" Цели: провести анализ произведения, направленный на выявление смыслового ядра текста
План-конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе iconКонспект урока по русскому языку в 3-м классе. Развитие речи. Подробное изложение Цели: Продолжать работу над развитием умения писать изложения по составленному плану
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе. Развитие речи. Подробное изложение
Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе iconКонспект по литературе в 7 классе. Тема : «Товарищество и братство в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
...
Конспект урока-дискуссии по литературе в 11 классе iconКонспект урока по математике в 6 классе
Цель урока; повторить действия сложения, вычитания, умножения и деления с рациональными числами
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов