Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка icon

Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка



НазваниеБойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка
страница1/9
Дата конвертации14.12.2012
Размер1.87 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Управление образования администрации Выксунского муниципального района


Муниципальное образовательное учреждение Нижневерейская средняя общеобразовательная школа

Начальник управлении образования

Администрации Выксунского муниципального района

______________________________Н.Ф. Илюшкова


Принята на педагогическом совете Утверждаю:

протокол № 7 Директор школы:

от « 14 » апреля 2011г. ___________А.Д.Москальчук

« 14 « апреля 2011г.


Образовательная программа начального общего образования

МОУ Нижневерейской СОШ

Авторы-составители:

заместитель директора по УВР

Астахова Татьяна Алексеевна;

учитель начальных классов

Бойкова Альбина Сергеевна;

учитель начальных классов

Филатова Анна Николаевна


Нижегородская область

Выксунский район

с.Нижняя Верея

2011 г.

Содержание

стр.

1. Пояснительная записка ………………………………………………….2-5

2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования………………………………………………………………6

2.1 Формирование универсальных учебных действий ………………..6-12

2.1.1 Чтение и работа с текстом…………………………………………12-13

2.1.2 Формирование ИКТ – компетентности обучающихся………… 13-16

3. Учебный план………………………………………………………… 16-23

4. Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования……… 24-47

5.. Программы отдельных учебных предметов

5.1. Общие положения…………………………………………………… 48-49

5.2 Основное содержание учебных предметов………………………… 50-92

6. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся………………………………………………………………..93-117

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………………………118 -126

8. Программа коррекционной работы……………………………………127-131

9. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования………..132-145

10. Система условий развития основной образовательной прграммы157 – 158

11. Приложения…………………………………………………………..159 - 166


^ 1. Пояснительная записка.

Даная образовательная программа начального общего образования разработана коллективом педагогов МОУ Нижневерейской СОШ, рассмотрена и принята педагогическим советом образовательного учреждения (протокол № 7 от «27» апреля 2011года).


Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, а также социального заказа родителей младших школьников.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускниками начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с. 6) и на комплексное решение следующих задач:

- формировать у учащихся базовые предметные знания и представления о мире, обеспечивающие выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватные возрастным возможностям учащихся, формировать на основе этих знаний предметные умения, нашедшие отражение в требованиях ФГОС;

- развивать познавательные психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление, речь) и познавательные интересы;

- развивать готовность выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;

- формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

- формировать информационную грамотность, умение находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;

- формировать гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, эстетического чувства , вкуса;

- воспитывать коммуникативную культуру, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности и в целом умения обобщаться в устной и письменной форме;

- укреплять физическое и духовное здоровье учащихся;

Комплексное решение названных задач обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающего подходов.

Основу организации образовательного процесса составляют принципы:

- развития учащихся, который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;

- культуросообразности, согласно которому освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся (в определённых пределах) с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;

- целостности содержания, в соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;

- спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, но при этом не строго линейно.

Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения Нижневерейской средней общеобразовательной школы ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения УМК «Гармония», в котором указанные подходы к организации учебных предметов и принципов находят последовательное воплощение. МОУ Нижневерейская СОШ находится в с. Нижняя Верея Выксунского района Нижегородской области, в 20 километрах от районного центра г. Выксы.

Школа бала построена в 1912 году, а в 1946 году было построено современное здание, а в1965 году - каменный пристрой. Одноэтажное здание. Здание школы типовое.

Учредителем МОУ Нижневерейской СОШ является Администрация Выксунского муниципального района Нижегородской области.

Школа сельская малокомплектная. В настоящее время в школе обучается 55 учащихся (20 учащихся в начальной школе, на 2011-2012 учебный год планируется 27 учащихся).

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • примерный учебный план;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни1;

  • программа коррекционной работы;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



^ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют школьники, обучающиеся в МОУ Нижневерейской СОЩ, к концу начального этапа образования.

В данном разделе программы описывается состав каждой группы универсальных учебных действий, подлежащих формированию на междисциплинарном уровне, т.е. в рамках всех изучаемых предметов с учётом специфики содержания каждого из них. При этом отдельно, в силу значимости, вынесены метапредметные результаты обучения чтению и работе с текстом. Предметные умения, формируемые в рамках каждой учебной дисциплины, а также состав универсальных учебных действий, преломлённых через её содержание, представлены в разделе 5 данной программы. (В предметных программах раздел «Чтение. Работа с текстом» отдельно не выделяется – действия, подлежащие формированию, включены в состав познавательных УУД.)

^ 2.1 Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков;

-- осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

- эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе;

- основы экологической культуры, бережное отношение к природе;

- установка на здоровый образ жизни.

У выпускника могут быть сформированы:

- понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация, устойчивый познавательный интерес;

- способность выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;

- стремление соблюдать безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе;

- патриотические чувства к своему Отечеству, народу, его культуре; интерес к особенностям других стран, народов, к их традициям;

- осознанное принятие правил здорового образа жизни, понимание ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушением здоровья;

- личностная и социальная активность в различной природоохранной, созидательной, творческой деятельности, направленной на поддержание чистоты и красоты окружающей среды.


^ Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

- действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

- адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия для преодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях.


^ Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;

- различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);

- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;

- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.

- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;

- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;

- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

- использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;

- преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;

- кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;

- декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.


Выпускник получит возможность научиться:

- пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);

- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого её решения;

- проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;

- выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;

- анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной).

- создавать собственные простые модели;

- участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время.


^ Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

- под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.


Выпускник получит возможность научиться:

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них разнообразные средства языка;

- оперировать в речи языком предметной области (филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно) использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические, естественнонаучные и др.);

- стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение;

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха.


^ 2.1.1Чтение и работа с текстом

(метапредметные результаты)

Выпускник начальных классов научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации.

С точки зрения поиска, освоения и использования информации выпускник научится:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства;

- делить текст на смысловые части, составлять план;

- вычленять содержащиеся в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами из текста;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя один-три существенных признака;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- пользоваться известными ему словарями, справочниками;

- воспроизводить текст, устно и письменно;

- составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание в соответствии с конкретным вопросом, заданием;

- высказывать оценочные суждения о прочитанном.

^ Ученик получит возможность научиться:

- понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде (выделять общий признак, характеризовать явление по его описанию, находить в тексте примеры, подтверждающие приведённое утверждение);

- работать с несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из разных источников;

- осмысливать и сопоставлять различные точки зрения;

- делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования.

^ 2.1.2 Формирование ИКТ – компетентности обучающихся

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся начальных классов будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. С точки зрения знакомства со средствами ИКТ, технологии ввода, обработки и поиска информации, а также создания и передачи сообщений выпускник научится

-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;

-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото  и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

-владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

-рисовать изображения на графическом планшете;

-сканировать рисунки и тексты.

-подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

-описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

-собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

-редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео  и аудиозаписей, фотоизображений;

-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

-заполнять учебные базы данных.

-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

-создавать диаграммы, планы территории и пр.;

-создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

-создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах;

·определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

Ученик получит возможность научиться:

-использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке;

-грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

-представлять данные;

-создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Похожие:

Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка iconПрограмма для учащихся начальных классов общеобразовательной школы (34 часа) Пояснительная записка
Составитель: Головко Елена Валентиновна, Заслуженный учитель Кубани, Почётный работник общего образования рф, учитель начальных классов...
Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Валерьевна- учитель начальных классов, Емельянова Татьяна Викторовна- учитель начальных классов, Алимова Елена Леонидовна- учитель...
Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка iconПервые шаги Авторы-составители: Кабышева В. И., учитель начальных классов Кузьминых Н. И учитель начальных классов Юрга, 2011 содержание
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка iconСнеткова Анна Сергеевна, учитель начальных классов первой категории, моу «Лихославльская сош №2», г. Лихославль конспект урок
...
Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка iconЛанчакова Елена Павловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ г. Мариинск, 2010 Содержание пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Игровая психотерапия»
Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка iconНикитенко Наталья Александровна, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов моу «Саскалинская сош» Шимановского района, Амурской области с. Саскаль год разработки 2008 I. пояснительная записка
Данная программа создана педагогом дополнительного образования, учителем начальных классов Никитенко Натальей Александровной
Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка iconОбразовательная программа для 2 класса "Волшебная сила слова" Терехова Елена Николаевна, учитель начальных классов Пояснительная записка
Программа данного факультатива позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое...
Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка iconХрисанфова Наталья Владимировна учитель начальных классов, высшая квалификационная категория 2011 год пояснительная записка Данный урок
Данный урок проводится в 4 классе по теме «Изменение глаголов по временам»
Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка iconАндрюшина Ольга Владимировна. Учитель математики, физики, информатики
Еремина Светлана Николаевна. Учитель начальных классов. Образование ср спец., 1 категория
Бойкова Альбина Сергеевна; учитель начальных классов Филатова Анна Николаевна Нижегородская область Выксунский район с. Нижняя Верея 2011 г. Содержание стр пояснительная записка iconВолшебный мир оригами Составитель: Косьяненко Е. В., учитель начальных классов мбоу оош имени М. С. Зинукова с. Ухтинка с. Ухтинка, 2011 Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов