Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни



НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Дата конвертации29.11.2012
Размер329.68 Kb.
ТипПрограмма

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа

жизни


Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта - это комплексная программа формирования йх знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний). -

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителями, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, МОБУ СОШ № 13 опирается на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующей соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.


Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.д.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.


Модель организации работы по формированию у обучающихся

культуры здорового и безопасного образа жизни


Первый этап - анализ состояния и планирование работы МОБУСОШ № 13 по данному направлению, в том числе по:

  • организации режима дня детей, их нагрузки, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

  • организации просветительской работы образовательного, учреждения с обучающимися и родителями (законными представителями);

  • выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап - организация просветительской работы образовательного учреждения.

  1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

  • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

  • создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

  1. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

  • привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.


Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования


Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков - по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и способствует формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.


Здоровьесберегающая инфраструктура


Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

  • организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадки необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

  • наличие помещений для медицинского персонала;

  • наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физкультуры, медицинский работник).



Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности

обучающихся

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;

  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

  • введение инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

Эффективность организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся зависит от деятельности каждого педагога.


Организация физкультурно-оздоровительной работы


Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной нагрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация дополнительных образовательных программ


Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.; Программы, направленные на формирование ценности здоровья

и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

  • проведение часов здоровья;

  • проведение классных часов;

  • занятия в кружках;

  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

  • Дни здоровья, турпоходы и т.д.


Просветительская работа с родителями (законными представителями)


Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

  • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.



^ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования


В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.


^ Основные направления и цели оценочной деятельности планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденциях развития системы образования


оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования


оценка

образовательных достижений

обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начального общего образования





Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной программы в соответствии с Планируемыми результатами освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий

вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов об­разования: личностных, метапредметных и предметных.



Оценка личностных результатов

Оценка

метапредметных результатов

Оценка предметных результатов

оценка достижения

обучающимися

планируемых

результатов в их

личностном развитии,

междисциплинарной

программы

формирования

универсальных учебных

действий

оценка достижения

планируемых

результатов освоения

основной

образовательной

программы,

представленных в раз­делах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий

оценка достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам,

представленных в обязательной части базисного учебного плана

^ Объект оценки

личностных

результатов

Объект оценки

метапредметных

результатов

Объект оценки

предметных

результатов

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической при­надлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.



^ Содержание оценки

личностных

ррезультатов

-сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении

обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации' на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;




  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знания моральных норм и сформированности морально- этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации

(координации различных
точек зрения на решение
моральной дилеммы);
способности к оценке
своих поступков и
действий других людей с
точки зрения соблюдения/ нарушения моральной нормы.

• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осу­ществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных инфор­мационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.


^ Содержание оценки

метапредметных

результатов

функционально ориентировочные действия,

ссоставляющие психо­логическую основу и решающее условие успешности решения предметных задач

-сформированность универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки

Метапредметных результатов

- результат выполнения специально скон­струированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности

выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения

ппроверочных заданий по математике, русскому языку (родному языку), чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся

- сформированность коммуникативных учебных действий, выполнения

комплексных заданий на межпредметной основе

- - предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребёнка.


- способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов; -способность воспроизводить системы опорных знаний в стандартных учебных ситуациях

способность использовать опорные знания при решении учебно-практических задач.


^ Содержание оценки предметных резуль­татов - система основополагающих эле­ментов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов {система предметных знаний)

-система формируемых действий {система предметных действий), которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.


Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов —
задача и ответственность системы образования и образовательного
учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности
осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых
исследований,
результаты которых являются основанием для принятия
управленческих решений при проектировании и реализации региональных
программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных
программ. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не
работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необ-
ходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития
личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом
случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а
эффективность воспитательно-образовательной деятельности

образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федераль­ной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов. В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированное отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая Оценка Направлена На решение задачи оптимизации личностного развитая обучающихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и* положительных качеств обучающегося, определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развитая ребёнка, систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (за­конных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформи­рованность большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфеле достижений в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стан­дартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе внутренней оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Оценку уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включённости» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), наиболее целесообразно проводить в форме неперсонифицированных процедур.

Система предметных знаний - важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие Опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. К опорным знаниям относятся прежде всего основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. На ступени начального общего образования к опорной системе знаний отнесен прежде всего понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающемуся эффективно продвигаться в изучении предмета.

На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике.

Действия с предметным содержанием (или предметные действия) -вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде

всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преображение, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. \ Однако на разных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например, с / числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; с высказываниями и текстами; с объектами неживой и живой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т.п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску.

Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех учебных действий при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе и на основе метапредметных действий.

Способность к решению иного рода задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

На начальной ступени общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

- речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией

- коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.

^ Уровни оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования



^ Уровни оценки и сопоставление уровней

Уровни сформированности

Высший

(Оптимальный)

(Перспективный)

Знает и может получить возможность научиться личностные, регулятивным, познавательным и коммуникативным универсальным учебным действиям в новой творческой ситуации.

^ Средний

(Основной)

(Нормативный)

Знает и может получить возможность научиться личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным универсальным учебным действиям в знакомой ситуации.

Начальный

(Учебный)

(Потенциальный)

Знает и может получить возможность научиться

личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным универсальным учебным действиям


В процессе оценивания используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга

  • стандартизированные письменные и устные работы

  • проекты

  • практические работы

  • творческие работы -самоанализ и самооценка

  • наблюдения

  • портфель достижения.


Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.


Портфель достижений - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

1. Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам:

  • по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку -диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

  • по математике - математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов, рассуждений, Доказательств, выступлений, сообщений на математические темы и т.д.;



  • по окружающему миру - дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.д.;

  • по предметам эстетического цикла - аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний -описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.д.;

  • по технологии - фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний - описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;


- по физкультуре - видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и самоконтроля.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,
материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом
овладения
универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных
классов, иные учителя - предметники, школьный психолог, заместитель
директора по воспитательной работе и другие непосредственные участники
образовательного процесса.


3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во
внеурочной и досуговой деятельности.


Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

  1. сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

  2. сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  3. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности -мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Технология формирования портфеля достижений и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку в

соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет

разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижений.


^ Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию


Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.


На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:

1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями,
необходимыми для продолжения образования на следующей ступени
общего образования, и способен использовать их для решения простых
учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами
данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачет» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового

уровня.

2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для

продолжения образования на следующей ступени общего образования,

на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.


Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными
действиями, необходимыми для продолжения образования на
следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу сош с п. Хушто-Сырт на 2011-2015 гг. Паспорт программы Наименование Программы
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (далее – Программа)
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учетом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы