«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр» icon

«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр»



Название«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр»
Дата конвертации01.02.2013
Размер172.19 Kb.
ТипДокументы

«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр»

Воспитатель МДОУ № 115 «Ладушки»

Анюшонковой Лидии Николаевны

Брянск 2011




Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.

В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению. Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям необходимо постоянно вносить в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет)?» и т. д. Это очень важно: чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Игра развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей.

Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология.
Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.


^ Конспекты занятий в старшей группе

Тема: «Сказочное королевство Шарля Перро»

Программное содержание: Закрепить знания детей о последовательности чисел натурального ряда. Формировать умение находить неправильное изображение цифры по написанию. Закрепить умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим. Конкретизировать знания детей о линиях - прямой, кривой, ломаной. Упражнять в умении, последовательно называть дни недели. Закрепить знания о геометрических фигурах. Продолжать учить декодировать информацию, зашифрованную на карточках-кодах. Формировать навыки вычислительной деятельности.

План.

  1. Дидактическая игра «Найди дорожку».

  2. Дидактическая игра «Башни».

  3. Упражнение «Предметные картинки».

  4. Упражнение «Тропинки».

  5. Упражнение «Гномы».

  6. Динамическая пауза

  7. Упражнение «Геометрическая таблица».

  8. Дидактическая игра «Волшебное яблоко».

  9. Упражнение «Пирожки».

Ход занятия:

Сегодня мы отправимся в сказочное королевство, которое создал французский сказочник Шарль Перро.

- Какие сказки Шарля Перро вы знаете?

- «Белоснежка и семь гномов», «Красная Шапочка», «Спящая красавица».

- Для того чтобы попасть в сказочное королевство, нужно пройти опасное болото, на первый взгляд - это зеленая поляна, но если оступиться или неправильно выбрать дорожку, то можно завязнуть в болоте.

Вниманию детей предлагается лабиринт «Найди дорожку».

Задача детей, называя направление хода движения - налево, направо, вверх, вниз - переходить последовательно от числа к следующему числу 1,2,3,4... Цель задания: закрепить знания о последовательности чисел натурального ряда; закрепить умение ориентироваться в пространстве, называя направление движения.

-Молодцы, выбрались из болота. Перед нами замок. Когда принцесса уколола палец веретеном, она уснула, и вместе с ней заснули король и королева, слуги, повара на кухне, лошади в конюшне, голуби на крыше. Спит принцесса уже 100 лет. В какую сказку мы попали?

- «Спящая красавица».

- Мы должны разбудить принцессу. Принцесса спит в одной из башен замка.

Каждую башню охраняет стражник - цифра, если вы внимательно вглядитесь в изображения цифр, то быстро догадаетесь, в какой башне спит принцесса.

Дидактическая игра «Башни».

Цель игры: закрепить умение находить правильно и неправильно изображенные цифры по написанию.

- Пока принцесса спала, все в замке пришло в запустение, давайте наведем порядок и разбудим замок и его обитателей.

Игровое упражнение «Предметные картинки».

Задача детей, посчитав предметы на картинке найти башню с цифрой, обозначающей количество предметов. Картинки предлагаются разные: изображение клумбы с цветами, елочки, скамейки, на веревке сушится белье ...

- Молодцы, со всеми заданиями справились, можно отправляться в следующую сказку.

Заблудилась девочка в лесу,

бродит и кричит: «АУ- АУ».

Где же ей тропинку отыскать,

чтобы в гости к гномикам попасть?

- Это сказка про Белоснежку.

Педагог: Поможем Белоснежке отыскать нужную тропинку. Сначала тропинка была похожа на кривую линию, потом на прямую линию, а потом на ломаную. Задача детей выложить тропинки по словесной инструкции на доске, а чтобы мы не заблудились на обратном пути, давайте зарисуем тропинки в обратном порядке, так как будем по ним возвращаться назад. Дети зарисовывают на рабочих листах или в тетрадях: ломаная, прямая, кривая.

- Тропинка привела нас к маленькому домику, в котором живут гномы.

Братцев этих ровно семь,

вам они известны все.

Каждую неделю кругом,

ходят братцы друг за другом.

Догадались, как зовут гномов?

Имена гномов - это названия дней недели.

Педагог предлагает расставить гномов по порядковым номерам на колпачках

и назвать каждого гнома по имени. Дети выполняют задание.

- Гномы добывают под землей драгоценные камни.

Вниманию детей предлагается учебное пособие «Геометрическая таблица».

Педагог: Драгоценные камни имеют форму знакомых вам геометрических фигур. Какие знакомые фигуры вы можете назвать?- Круг, овал, квадрат....

- Сколько квадратов?

- Сколько пятиугольников?

- Сколько желтых фигур?

- Сколько фигур без углов?

Педагог: Пока мы вместе с гномами считали драгоценные камни, мачеха отравила яблоко. Белоснежке грозит опасность. Ваша задача расколдовать отравленное яблоко. Вниманию детей предлагается дидактическая игра «Волшебное яблоко». Задача детей, декодируя информацию на карточках- кодах, изменить величину, цвет и форму яблока.

Педагог: Молодцы, пора опять в дорогу.

Бабушка внучку очень любила,

красную шапочку ей подарила,

девочка к бабушке в гости пошла,

корзинку с гостинцами ей понесла.

Педагог: Идет Красная Шапочка по лесу, а навстречу ей серый волк В корзинке у Красной Шапочки пирожки и горшочек с маслом. Ребята, давайте обхитрим волка, угостим его пирожками, а пока он будет кушать, Красная Шапочка доберется до бабушки и предупредит ее об опасности.

Игровое упражнение «Пирожки». На пирожках примеры на сложение и вычитание, дети решают примеры на числовом отрезке, если ответ примера больше 5, то этот пирожок для бабушки, если меньше 5, то отдадим его волку.

Педагог: Пока волк ест пирожки, мы проводим Красную Шапочку до бабушкиного домика.

Педагог: Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.


Тема: «Математическая викторина»

Программное содержание. Учить детей логически мыслить, опираясь на полученные знания и умения.

Развивать смекалку, быстроту реакции.

Закреплять умение самостоятельно делать выводы и умозаключения, добиваясь определенного результата.

Воспитывать чувство коллективизма и умение сопереживать за успех команды.

Предварительная работа. Экскурсия в школу, подготовка атрибутов и костюмов к КВН. Решение кроссвордов и ребусов. Чтение литературы. Разучивание стихов и песен.

ТСО. Использование музыкальных записей, слайд-шоу, использование наглядно-демонстрационных средств.

Ход занятия.

Ведущий. Здравствуйте, наши дорогие гости! Мы приглашаем вас на математический КВН. Давайте поприветствуем наши команды. ^ Звучит музыка из телепередачи «КВН».

Ведущий. Слово нашим гостям - первоклассникам из школы, нашим бывшим выпускникам.

Приветствие, представление капитана, девиз, знакомство с командой.

Ведущий. А теперь слово дошколятам - детям подготовительной группы.

^ Приветствие, представление, девиз, знакомство.

Капитан.

Наша команда: «Улыбка»

Наш девиз: «Играй дружней, Решай быстрей. Улыбайся всегда И победа твоя».

Игроки нашей команды:

Ведущий. А сейчас я представлю жюри, которое будет следить за нашей игрой и оценивать конкурсы. В его составе (представление жюри).

Ведущий. Ну, вот жюри представлено, а теперь я вам объясню правила игры. После заданного мною задания у команды будет время обсудить и прийти к правильному ответу, после чего ударить в гонг, который находится на ваших игровых столах. Та команда, которая быстрее ударит в гонг - имеет право ответа.

Чем больше у команды правильных ответов, тем больше у них золотых мешочков - вот таких (показ), а каждый мешочек - это дополнительные 10 секунд, времени для выполнения последнего самого сложного задания.

Ну, давайте начинаем.

1-й конкурс у нас «Разминка». Каждый правильный ответ в этом конкурсе жюри учитывает и суммирует, у кого больше правильных ответов, та команда получает золотой мешочек.

Следующее задание:

^ Сколько здесь треугольников? (показ). Сосчитай и раскрась.

На ваших столах листы с заданием, где нужно сосчитать и раскрасить. Не забывайте, закончив задание, ударять в гонг.

А сейчас гимнастический этюд.

После конкурса звучит песня «Капитаны».

Все уже, наверное, догадались, что сейчас «Конкурс капитанов».

Ведущий. Прошу капитанов подойти к мольбертам. А задание такое - графический диктант. Поставьте маркер на красную точку, будьте внимательны, начинаем.

Давайте проверим ловкость наших игроков. За это вы тоже получите золотой мешочек времени.

Вашему вниманию предложен ребус: 100 к (Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»).

Внимание, «Черный ящик».

Что в Черном ящике вы увидите, если отгадаете загадку:

«6 сторон имею я,

И углы есть у меня.

Если правильно сложусь,

Данным боком - повернусь,

Одноцветным становлюсь».


«Самый ловкий».

Встаньте на одной ноге в большой круг, руки «в замок» - за голову, вторую ногу прижмите к колену. Если коснетесь ногой пола или расцепите руки - вы уходите. Чей участник останется последним, та команда выиграла.

«Для какой кошки оставил место художник». Дорисуйте.

«Попурри».

А сейчас музыкальный конкурс. Будут звучать мелодии детских песен; прослушав каждую и посовещавшись. Вспомните слова песни, и ударив в гонг, пропойте ее. Та команда, которая вспомнит больше песен - победит. И естественно, получит золотой мешочек времени. Звучат фонограммы детских песен:

1.Облака.

2. Улыбка.

3. Учат в школе.

4. Песенка крокодила Гены.

5. Два веселых гуся.

Ну, вот мы и подошли к завершающему конкурсу

«Разгадывание кроссворда», на который дается 1 минута, а еще у каждой команды есть запас времени - золотые мешочки, каждый из которых - дополнительные 10 секунд. Считаем мешочки. Внимание, а вот и кроссворды. Так как, мы еще дошкольники и еще не все умеем, то поможем прочитать и записать задание.

^ Звучит музыка по усмотрению музыкального руководителя.

Подведение итогов конкурса (жюри).

Награждение.


Тема: «Математическое лото»

Программное содержание:

  • Учить детей отгадывать логико-математические загадки.

  • Упражнять в умении соотносить число и количество.

  • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

  • Закреплять умение распознавать геометрические фигуры.

  • Воспитывать чувство удовлетворения, радости от совместно выполненной работы.

Материал: модели геометрических фигур, "волшебное" лото с шариками, математические веера, кубики с цифрами, карточки с изображением космонавта и ракеты ( по количеству детей).

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть?

Дети: Да, конечно!

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в лото, только оно необычное. В нем шарики с номерами. Каждый шарик - какое-то задание. Будем шарики доставать и задания выполнять! Кто хочет первым достать шарик?

(Ребенок достает шар)

Воспитатель: Шар № 1. Под этим номером у нас математические загадки. Слушайте внимательно, отвечайте - правильно!

- Сколько бубликов в мешок положил ты, петушок?

- Два. Но дедушке дадим, и останется: (один)

На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез.

А сколько убежали в лес? (два)

Четыре зайца шли из школы,

Но вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успели? (два)

Бросил палку кверху Мишка:

- Падай, с ели в шапку шишка!

Шишка хлоп по голове.

Сразу шишек стало: (две)

Две розы Маша сорвала,

В подарок маме принесла.

Сорви еще и подари

Ты мамочке не две, а: (три)

Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали –

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (4)

(Ребенок достает следующий шар)

Воспитатель: Шар №2. Под этим номером - такое задание:

- Раз - подняться, подтянуться,

- Два - согнуться, разогнуться,

- Три - в ладоши три хлопка,

- Головою три кивка.

- На четыре - руки шире.

- Пять - руками помахать.

- Шесть на стульчик тихо сесть.

(Ребенок достает следующий шар)

Воспитатель: Шар №3. Сейчас нужно закрыть глаза. Слушать внимательно, сколько ударов услышите - такую цифру покажите. (Дети слушают, на математических веерах находят нужную цифру, показывают). (Ребенок достает следующий шар)

Воспитатель: Шар №4. Эстафета с цифровым рядом.

(Дети делятся на две команды. Выкладывают цифровую цепочку)

(Ребенок достает следующий шар)

Воспитатель: Шар №5. Угадай фигуру. Детям, по очереди, завязываются глаза, и предлагается на ощупь определит геометрическую фигуру, обосновывая свой ответ.

(Ребенок достает следующий шар)

Воспитатель: Шар №6. Воспитатель показывает цифру, а дети выполняют действия:

- подпрыгнуть столько же раз;

- присесть;

- хлопнуть в ладоши;

- поморгать;

- кивнуть головой. (Ребенок достает следующий шар)

Воспитатель: Шар №7. Помогите космонавту добраться до ракеты. Детям раздаются карточки с изображением космонавта и ракеты. Нужно проложить дорогу от ракеты до космонавта, соединяя линии цифры от 1 до 10.

Итог занятия.


Перечень дидактических игр и упражнений.

  1. Игра «Смени признак» (Белашистая к.н. 1 стр. 133)

  2. Игра «Внимание»

  3. Кубики Никитиных «Сложи узор»

  4. Игры с набором «Цвет и форма»

  5. «Поезд» (Логика и математика стр. 91)

  6. Игры с обручами (34,35,36)

  7. «Давайте поиграем» (Столяр, стр. 45-48)

  8. Игры с палочками Кюизенера

  9. Игра «Лесенка»,

  10. Игра «Посчитай, не ошибись»

  11. П. С. «Раздели на половины» («П. С.» стр. 35)

  12. П. С. «Раздели прямоугольники» («П. С.» стр. 32)

  13. П. С. «Раздели квадрат» («П. С.» стр. 99)

  14. П. С. «День рождения Тома и Джерри» («П. С.» стр.34)

  15. Д/и «Встань там, где я скажу» (Метлина стр. 204)

  16. Д.у. «Собери целое из частей (2 и 4)

  17. П.С. «Преобразование одной фигуры в другую»

  18. Д.у. – соревнование «Кто быстрее назовет 3 (4,5,6) головных уборов (одежда, мебель, игрушки).

  19. Д.и. «Все о времени»

  20. П. С. «Как растут дома из чисел»

  21. Д.и. «Где, чей домик»

  22. Д.у. «Сравни»

  23. Д.у. «Отсчитать столько сколько обозначает цифра»

  24. Д.и «Отсчитать по цифре»

  25. Д.у «Расскажи, где ты находишься

  26. П.С. «О чем говорят числа» (сравни >,<)

  27. П.С. «Как разговаривают числа» (>,<)

  28. Д.и «Чем похожи и чем отличаются» (разнообразие многоугольников)

  29. П.С «Необычайные превращения квадрата»

  30. Д.у «Отправление в полет» (отсчет в обратном направлении)

  31. Д.и. «Торопись, да не ошибись».

  32. Д.и. «Всё о времени»,

  33. Д.и. «Помоги Айболиту»

  34. П.с. «Помоги повару»

  35. Д.и. «Мой день»

  36. Д.и. «Наша неделя»

  37. Д. у. «Отметь на часах время»

  38. Упражнение с палочками («Л и М» ст. 83-90)

  39. Д.у. «Повтори узор»

  40. Д.у. «Укрась ковер узором»

  41. Д.у. «Выложи по заданию»

  42. Д.и. «Куда спрятался жучок»

  43. Д.у. «Повтори узор»

  44. Д.и. «Путешествие по комнате» (Ерофеева)

  45. Д.у. «Отгадай помещение детского сада». (План схема музыкального зала, групп)

  46. Д.и. «Путешествие по комнате» (Ерофеева)

  47. Д.и. «Куда залетела пчела?»

  48. Д.и. «Чего на свете не бывает?»

  49. Д.у. «Кодирование геометрических фигур» «Зверушки на дорожках»

  50. Д.и. «Когда это бывает?»

  51. Логические упражнения «Открой замок». (Кодирование), «Повтори узор» (Ориентировка на плоскости), «Расставь мебель в комнате куклы», «Собери лестницу» (Математика от 3 до 6 стр. 118) Игровое упражнение «Найди пару» (Логика и математика, стр. 86)

  52. Д/у «Рассели зверят в квартиры» (Состав числа).

  53. Д/у «Отправимся в полет» (Отсчет в обратном направлении)

  54. «Геометрическая мозаика» Блоки Дьенеша

  55. П. С. «Разменяй монету» (П.С. стр. 33)

  56. П.С. «Сколько точек живет на прямой?» Стр. 59

  57. Игра в точечки (П.С. стр. 48)

  58. «Где живет точка? » (П. С. Стр.56)

  59. П.С. «Что получится, если точки подружатся?» (стр. 74)

  60. «Какие линии ты видишь вокруг себя?»

  61. Д/у «Соедини по порядку».

  62. П.С. 47 «Какие фигуры спрятались в точке?»

  63. Д.и. «Что сначала, а что потом?»

  64. Д.у. «Поможем портному отмерять ткань».







Похожие:

«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр» iconСкоро в школу: игры на развитие мышления
Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления
«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр» iconПрограмма «Развитие» в старшей группе развитие элементов логического мышления
Охватывает и мужчин, и женщин
«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр» iconЦель: Развитие у учащихся логического мышления, привитие интереса к древней увлекательной игре, вырабатывание математических навыков
В 2005 – 2006 учебном году в Таловской школе состоялась общешкольная олимпиада по шахматам среди учеников 5 – 11 классов. Организатор...
«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр» iconВоспитатель: Крюкова О. К. 11 марта 2011 год Программное содержание
Способствовать развитию сообразительности, логического мышления, математических и творческих способностей. Воспитывать познавательный...
«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр» iconРазвитие логического мышления Мыслить – значить беседовать с самим собой

«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр» iconИндивидуальный тематический план работы по коррекции акустической дисграфии
Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие,...
«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр» iconПояснительная записка Геометрия
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр» iconТема: «Влияние дидактических игр и упражнений на развитие изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Одно из направлений Программы «Детский сад – Дом радости» предусматривает содействие амплификации разностороннего развития и саморазвития...
«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр» iconЦель. Развитие математических способностей дошкольников. Задачи
Интеграция образовательной области «Познание» (фэмп, фцкм, конструктивная деятельность)
«Развитие логического мышления у дошкольников старшего возраста средствами математических игр» iconКонсультация для воспитателей детского сада
Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего возраста математике
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов