Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие» icon

Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие»



НазваниеУпражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие»
Дата конвертации13.11.2012
Размер189.94 Kb.
ТипРешение

Упражнения на разрешение конфликтов

1.Упражнение «Равновесие»

Как сделать так, чтобы сложный разговор с учеником, его родителями, коллегой по работе или администрацией школы не закончился конфликтом и в то же время победа была за вами? Ведь по сути дела, конфликт — это поражение, а ваша задача состоит в том, чтобы организовать бесконфликтное взаимодействие и непременно добиться согласия с вашей позицией.

Опишем психотехническую сторону такого разговора. Ваша беседа должна быть «хождением по канату» и удерживанием равновесия на нем. Наклон в одну сторону — конфликт, крен в другую — мирное, но неконструктивное решение проблемы.

Смело и уверенно ведите разговор — «идите по канату!». Уступая своему собеседнику в деталях, не уступайте ему в главном. Проявляйте дипломатичность в тех моментах беседы, которые касаются ваших взаимоотношений с ним, но будьте «тверды, как скала», в том, что затрагивает главный предмет разговора. Узнайте аргументы, пожелания, имеющиеся у вашего партнера по общению, и только после этого раскрывайте «чемодан» с собственными предложениями.

Например, вы ведете деловые переговоры с завучем и директором школы с целью получения разрешения на преподавание нового предмета по экспериментальной программе. Для этого нужно выделить дополнительное учебное время, закупить пособия, наглядные материалы, размножить экспериментальный учебник для каждого ученика, апробировать программу нового курса, ввести организационные изменения (увеличить время урока, запланировать серию экскурсий и проч.). Допустим также, что у администрации школы есть свои резоны сдерживать вашу активность по введению нового школьного предмета (неуверенность в том, что он будет понятен детям, опасения, что новый курс вызовет «отсев» слабых учащихся и т.д.).

Если вы будете излишне жестко, напористо и прямолинейно отстаивать свою позицию, то может возникнуть конфликт, и вы не добьетесь успеха. И наоборот, если вы во всем станете уступать, лавировать, идти на компромиссы, то, возможно, вы получите разрешение на введение нового школьного предмета, но вам придется сделать такое огромное количество уступок, что это принесет вред содержанию нового курса.

Стратегия ведения делового разговора должна быть выдержана в стиле «хождение по канату»: балансировать на одной линии разговора, ведущей к цели, не допустить обострения беседы и в то же время добиться признания своей позиции.


^ 2.Упражнение «Контексты»

Наше общение осуществляется не только при помощи слов, но и посредством мимики и пантомимики, а также психоэнергетического воздействия.
Причем информация, передаваемая по несловесным каналам, воспринимается мгновенно, гораздо быстрее, чем сами слова. Поэтому если вы как учитель говорите своим воспитанникам необходимые и в целом правильные слова о том, что необходимо хорошо учиться и быть дисциплинированными, но через несловесные средства передаете им эмоционально отрицательный «заряд» (высокомерие, отчуждение, отстраненность), то ребята не услышат ваших слов, но сразу же почувствуют ваше отношение к ним. Они мгновенно займут «оборону перед боем». Именно так зачастую и начинается конфликт между учителем и учениками.

Напротив, даже самые резкие, прямые и нелицеприятные слова могут иметь воспитательный эффект, если они сказаны в откровенной манере, если учитель искренне озабочен учебой и поведением своих воспитанников и действительно переживает их поступки.

Следовательно, ваше словесное поведение может реализоваться в широком диапазоне: от симпатии и поощрений до порицаний и наказаний. Но ваш несловесный «язык» должен строиться только на эмоционально теплой ноте: открытости и принятии.

Станьте перед зеркалом. Проиграйте сценку, в которой вы хвалите ученика. Скажите несколько фраз. Посмотрите на свое лицо, руки. Что они выражают? Обратите внимание на интонацию своего голоса.

А теперь проиграйте сценку, в которой вы высказываете порицание. Произносите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним: открытым и доброжелательным. Не получается? Повторите еще раз.

Задумайтесь: может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаете именно вы? Конечно, неосознанно, не имея перед собой цели обострить отношения с учащимися. Напряженность часто несут не ваши слова, но контексты, в которых они передаются: сердитое лицо, сжатые руки, вибрирующая интонация голоса.

Меняйте контексты! Откажитесь от эмоционально отрицательных несловесных средств общения со школьником!


^ 3.Упражнение «Модальность»

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком или старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...».

А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...». Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а те, что касаются самих взрослых (учителей, родителей), — в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них — одни запреты, а взрослые — «могут все», у них — полная свобода действий.

Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать также, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.

Давайте потренируемся!

Типичная фраза:

1) «Ты должен хорошо учиться!»

2) «Ты должен думать о будущем!»

3) «Ты должен уважать старших!»

4) «Ты должен слушаться учителей и родителей!»

Как необходимо говорить:

1) «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться».

2) «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

3) «Ты знаешь: уважение к старшим — это элемент общей культуры человека».

4) «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».

А теперь поупражняйтесь самостоятельно!

Слева даны типичные фразы, которые учителя и родители часто говорят подросткам и юношам. Напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.

«Мы в твои годы жили гораздо хуже!»

«Ты должен ценить заботу старших»

«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»

«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»


^ 4.Упражнение «Терапия общения»

Вы успели заметить, что большинство примеров, описанных нами, касается взаимоотношений учителя с подростком. Да, именно с учащимися 10-13 лет чаще всего возникают проблемы. Послушный, дисциплинированный ученик начальных классов вдруг превращается в неуправляемого, бунтующего, всегда готового на резкость и грубость подростка.

Как «погасить» возбужденного ученика? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с ним?

Предлагаем вам один из эффектных приемов. Известно, что кроме потребности в самоутверждении у подростков актуализируется потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем предметом коммуникаций зачастую выступает их собственное «Я»: как Я отношусь к тому или иному человеку, какой Я — сильный или слабый, как Я выгляжу и т.п. Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Он еще и сам не знает, какой он человек. Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных «психологических костюмов». Молодой человек примеряет на себя то одну «одежду», то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему психологически комфортнее, что ему больше подходит.

Не обвиняйте подростка в эгоизме! Помогите ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения, и вы увидите, как назревающий между вами конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием. Заведите правило регулярно разговаривать с трудным подростком. Ваша беседа может длиться 40-50 минут. Предметом разговора выбирайте темы, интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности.

Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не «учите жизни», общайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами для вашего воспитанника. Уже через месяц-полтора вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как следствие этого, все реже и реже будет нарушать дисциплину, начнет лучше учиться.


5.^ Упражнение «Остановите монолог, организуйте диалог»

В одной из школ нам пришлось наблюдать такую сцену. Молодая учительница решила провести классный час со своими ребятами, желая реализовать идеи педагогики сотрудничества. В течение урока она многократно повторяла фразы: «Давайте вместе подумаем...», «Давайте сделаем сообща...», «Что вам интересно?» При этом, однако, говорила без пауз, ведя непрерывный монолог и не давая возможности учащимся поддерживать беседу: ответить на задаваемые вопросы, рассказать о своих интересах. По существу, ориентируясь на новую форму общения с классом, учительница смогла реализовать ее только на словах, поведение осталось прежним: она беспрерывно говорила, а класс молчал.

Многие конфликты между учителями и учащимися начинаются с невысказанности последних, отсутствия условий для их участия в равноправном диалоге. Энергия и активность подростков и юношей, которая могла быть использована во взаимодействиях с учителем, остается невостребованной и в какие-то моменты прорывается наружу. «Вулкан» бушующих чувств, мыслей и эмоций неожиданно начинает действовать: ученик вступает в пререкания на уроке, в классе, показывает упрямство, непослушание, негативизм. Он хочет быть субъектом общения, но поскольку условий для общения не создано, сам захватывает «коммуникативный плацдарм», как умеет: грубит, отказывается подчиниться, нарушает дисциплину.

Как организовать культурный диалог с учащимися? Чтобы между вами и школьниками возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:

1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.

2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика к тому, чтобы он высказал свое отношение.

3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.

4. Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство».

5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.

6. Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не прав!».

^ 6.Упражнение «Организация»

Мы редко задумываемся об организационных условиях обучения в школе, однако они имеют большое значение. Посмотрите, например, как размещены столы и стулья в пространстве класса.

Стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства классной комнаты закрепляет директивную, воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в классе, ученик чувствует себя внутри коллектива, его маленькой частицей. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один» являются факторами, вызывающими у него напряженное состояние.

Давайте подумаем вместе, всегда ли хорошо то, что привычно. А если поменять традиционную организацию пространства в классе и сделать ее более демократичной? Что изменилось? На данном рисунке позиция учителя не противопоставлена классу. Он становится ведущим и одновременно «одним из всех». Как вы думаете, какие уроки можно вести, организовав пространство подобным образом?

^ 7.Упражнение «Переключись на собеседника»

Предлагаем вам описание поэтапной технологии переключения на собеседника, основанной на методе логического анализа.

1-й шаг. Укрепите в себе положительное отношение к человеку, которого вы хотите понять. Это делается для того, чтобы раздражение, неприязнь и неприятие, которые вы можете испытывать к нему, не исказили вашего понимания.

2-й шаг. Опишите в своем воображении ситуацию, в которой оказался интересующий вас человек.

3-й шаг. Ответьте на вопросы. Что он делает? Почему он это делает? Зачем (с какой целью) он это делает?

4-й шаг. Какие желания и потребности человек пытается удовлетворить посредством своих действий?

5-й шаг. Каким образом следует построить общение или взаимодействие с тем человеком, чтобы учесть его и свои цели и не вызвать конфликта? От чего можно было бы отказаться? От чего могли бы отказаться вы сами?

Такая традиционная проработка проблемной или конфликтной ситуации поможет вам лучше понять своего собеседника, ученика, коллегу по работе.

Приведем пример из нашей консультационной практики. Ученик 4-го класса резко снизил свою успеваемость в школе. На уроке он мог произвольно встать и выйти из класса, не объясняя своего поведения. Часто брал в школу разные игрушки. В ходе урока, когда учительница проводила опрос учащихся, мальчик начинал играть. Класс отвлекался, учительница расстраивалась. В школу вызывались родители, но разговоры с ними не помогали. Назревал довольно болезненный конфликт учительницы с ребенком и его родителями. Она жаловалась, что ребенок «специально срывает уроки», а родители «отстранились от воспитания сына».

Познакомившись с ситуацией, психологи применили метод логического анализа. Они начали с того, что отнеслись к ребенку заочно положительно. Они приняли как абсолютную данность, что он не нарушает дисциплину и плохо учится не «специально», а по какой-то причине, возможно, от него не зависящей. Сам мальчик по «природе» — хороший и умный.

Далее они стали анализировать ситуацию, в которой находился ученик. Его родители: отец — военный, мать — библиотекарь. Мать любит сына, подчеркнуто бережно заботится о нем. Отношение отца к сыну долго оставалось непонятным. По некоторым фактам можно было судить о том, что мальчик боится папу, избегает его.

Чтобы ответить, почему и зачем ребенок так ведет себя в классе, надо было понять его отношения с отцом, а также прояснить общую семейную ситуацию. В ходе бесед с родителями выяснилось, что супруги находятся в длительном конфликте друг с другом. Фактически они живут порознь и намерены развестись. Ребенок, конечно, не понимал взаимоотношений родителей, но чувствовал эмоциональный дискомфорт в семье. Неблагополучие, вызванное обстановкой в семье, не давало мальчику сосредоточиться в классе. Он терял внутреннюю стабильность, ощущал постоянную напряженность и, чтобы хоть как-то восстановить психологическое равновесие, как к спасительному средству, прибегал к игре. Ученик делал это не «специально», срабатывал механизм «психологической защиты»1, игра для ребенка была способом «ухода от травмирующей ситуации» на уроке.

Таким образом, при помощи логического анализа психологи поставили правильный «диагноз». Психологическая коррекция была направлена не только на развитие личности и эмоционально-волевой сферы ребенка, но и на оптимизацию отношений его родителей.


^ 8.Упражнение «Мудрец»

Безусловно, учитель должен быть хорошо знаком с рекомендациями психологов и уметь правильно их реализовывать в практической педагогической работе. Но прикладные разработки ученых не могут помочь во всех случаях, жизнь намного богаче и разнообразнее самой содержательной концепции. Возможно, наши советы помогут вам в проблемных ситуациях. Во многих, но не во всех. Вы вполне можете столкнуться со сложными вопросами, решение которых либо трудно найти, либо не может быть найдено вообще. Что же делать в таких случаях? У кого спросить мудрого совета? Опыт показывает, что лучший советчик для себя — вы сами, точнее, ваше подсознание. Как наладить с ним диалог? Предлагаем вам упражнение, помогающее спросить совета у собственного «Я»2. Сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Затем представьте поляну, на ней большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой вы только ему зададите. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.


^ Посредничество учителя в конфликте

Вы познакомились с методами оптимизации понимания в общении и взаимодействиях, а также погашения и профилактики конфликта путем автокоррекции собственных психических состояний. Эти методы эффективны тогда, когда учитель выступает одним из участников реальной или потенциальной конфликтной ситуации. Но в своей педагогической практике школьный учитель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между учащимися, родителями и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком конфликте педагог не является его непосредственном участником, но может помочь снижению напряженности и достижению конструктивного выхода из конфликта при помощи специальных действий посредничества3.

Посредническая роль отличается от ролей судьи или арбитра. Деятельность последних направлена на то, чтобы обоснованно ответить на вопрос: кто прав и кто виноват? Деятельность посредника в конфликтной ситуации заключается в том, чтобы сблизить участников, развить и укрепить конструктивные элементы в их общении и взаимодействиях, облегчить улаживание конфликта. Реализуя посредничество, нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо оставаться нейтральным относительно объекта конфликта. Важно также сохранить спокойное, сбалансированное и доброжелательное настроение и не попасть под воздействие негативных эмоций участников.

^ Методика посредничества по улаживанию конфликта состоит из четырех шагов.

1-й шаг: «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров. Помните при этом, что должны выполняться следующие условия:

а) разговор должен быть длительным (2-4 часа);

б) помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, случайные заглядывания и проч.);

в) время для разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил).

Когда вы договоритесь о переговорах, для участников необходимо сформулировать два главных правила-запрета.

Первое: если переговоры начались, то запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, «хлопая дверью», нельзя говорить фразы типа: «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!».

Второе: запрещается использовать «силовые приемы» (заставлять другого человека уступать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.

Конкретный пример из нашей консультационной практики. В одной из подмосковных школ в классе вспыхнули «мальчишечьи бои». Почти каждый день после уроков подростки собирались во дворе школы и под возгласы других школьников, находящихся в роли зрителей, начинали выяснять отношения посредством кулачных боев. В результате дети возвращались из школы домой с синяками, в разорванной одежде, и родители приходили в школу с жалобами. Проблема неоднократно обсуждалась на классных часах с ребятами и на родительских собраниях, применялись также различные способы наказания. Однако если вовремя начало конфликта не было замечено, он опять выливался в драку.

В чем причина? Действия учителей по улаживанию конфликта являлись неэффективными потому, что они были направлены на устранение внешних форм проявления конфликта и не снимали их внутренней причины. Чтобы устранить скрытые причины конфликтной ситуации, полезно провести переговоры конфликтующих подростков, в которых учитель выступит посредником. Вы можете предложить ребятам поиграть в игру «Американский конгресс». В ходе этой игры на заседании «американского конгресса» улаживается «конфликт между разными американскими штатами». Подросткам будет также интересно поиграть в ООН, на заседании которого разбирается конфликт, вспыхнувший «между двумя странами».

Договаривайтесь с учащимися о дне и времени переговоров, находите свободное помещение, формулируйте для них два правила-запрета. Эти правила можно написать на плакате и повесить в комнате, в которой будут проходить переговоры.

2-й шаг: «Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно «запустить». В нашем примере учитель выступает с «вводной речью». Он говорит примерно следующее: «Конфликты и столкновения часто возникают в общении и взаимодействиях людей. Полностью исключить конфликтные ситуации никогда не удается. Наша с вами задача заключается в том, чтобы перевести возникшее противоречие в конструктивное русло. Если мы сможем вместе найти пути улаживания конфликта, мы станем более развитыми и творческими людьми и будем улаживать любые конфликты. Я уверен, что мы сможем найти правильное решение».

Установка, которую вы реализуете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из участников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе с учащимися вы вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Никто не должен быть обижен! Ваши переговоры будут успешными в том случае, если ребята уйдут уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались при разработке общего соглашения.

И последнее. Знайте, что в предстоящих переговорах ваша задача — избежать трех основных ошибок.

^ Первая ошибка: «Либо выиграешь, либо проиграешь» («Либо только я прав, а ты не прав; либо только ты прав, а я не прав»). Иллюзия того, что только одна из конфликтующих сторон может быть права в конфликте, а другая — всегда не права, мешает людям договориться. Действительно, никому не хочется признавать себя неправым. Если вы увидите, что взаимодействие между ребятами принимает направление «Я только прав, а ты не прав», объясните им, что здесь нет правых и виноватых. Каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других людей.

^ Вторая ошибка: «Ты плохой человек». Часто конфликты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник — плохой человек и конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер. Например, от одного из своих воспитанников вы слышите такую реплику: «А Сережка во всем виноват! Он всегда первый начинает! Он — злой человек!» Эту фразу вы корректно парируете: «Давайте не будем никого обвинять! Все люди имеют как хорошие, так и плохие черты характера, и вы, и я! Давайте выработаем общее решение!»

^ Третья ошибка: «Камень преткновения». Возможно, в процессе переговоров выяснилось, что объект конфликта является довольно сложным препятствием к достижению соглашения. Тогда у многих присутствующих может возникнуть ощущение, что необходимо либо терпеть, либо разорвать отношения.

Допустим, вы столкнулись в таким случаем: один из подростков взял у другого велосипед без разрешения и во время катания сломал его. Сломанный велосипед и его обиженный владелец — это довольно сложное препятствие к улаживанию конфликта. Что делать? Попробуйте найти пути конструктивного решения вопроса. С одной стороны, вы можете предположить, что подросток, отнявший велосипед, хотел покататься и не был уверен, что ему позволят это сделать. И тогда владелец велосипеда получит жизненный урок: быть добрым и идти навстречу желаниям товарищей — хорошо в нравственном отношении и «выгодно» в материальном. С другой стороны, можно отметить и то, что провинившийся не хотел ломать велосипед, он упал, врезавшись в дерево.

Если вы найдете подробное объяснение, то уменьшите напряженность разговора, тем самым поспособствуете принятию общего решения ребят починить велосипед совместными усилиями. В результате будет не только отремонтирован велосипед, но и укреплена дружба в классе.

3-й шаг: «Выговорись». На данном этапе перед участниками конфликта и перед вами как посредником стоит задача выявления объекта ссоры и формулирования имеющейся проблемы. Так, в нашем примере такой объективной проблемой выступает недоверие детей друг к другу, их нежелание пойти навстречу друг другу. Дайте подросткам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого.

При формулировании проблемы учите детей быть доброжелательнее друг к другу, показывайте им необходимость уважать достоинства друг друга.

4-й шаг: «Соглашение». В ходе разговора постепенно наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу» и становятся психологически готовыми к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность их высказываний, расправляются черты их лиц. Наверное, им самим надоело ссориться или они просто устали. Но в любом случае наступает момент для составления соглашения.

Приготовьте бумагу и ручки. Текст документа должен содержать решение переговоров и описание того, что, как и когда должна сделать каждая из конфликтующих сторон для реализации принятого решения. Пусть каждый участник напишет свой текст: что он ждет от партнеров и что смог бы сделать сам. Затем организуйте обсуждение, в котором имеющиеся тексты будут совмещены и возникнет общий единый текст. Полезно повесить соглашение в классе, чтобы его все видели. Через некоторое время организуйте вторичное обсуждение по выполнению решения, сформулированного в соглашении. Заканчивая описание методики посредничества в конфликте, позволим себе дать вам несколько полезных советов.

Совет первый: подготовьтесь к посреднической роли. Действительно, реализация посредничества в нашей педагогической практике является непривычным делом. Чтобы поверить в эффективность предполагаемого метода, предварительно опробуйте его дома, при разрешении конфликта, возникшего в семейных взаимоотношениях. И только после того, как вы попробовали свои силы в посреднической деятельности и убедились в силе методики, начинайте работу с ребятами.

Совет второй: стимулируйте диалог. Если кто-то из подростков замолчал, задайте ему нейтральный вопрос. Если разговор зашел в тупик, можете повторить одну из последних сказанных фраз: «Сережа, ты сказал, что...».

Совет третий: поддерживайте тенденцию к позитиву, который начал проясняться в разговоре. Например, если один из ваших воспитанников сказал: «Ладно, я понимаю Сережку, он хотел просто покататься, но надо было спросить у Вадика, чтобы он разрешил...».

Совет четвертый: не принимайте решения сами, а только осторожно поддерживайте диалог. Выработка соглашения — задача, которую ребята должны решить самостоятельно.

Какие позитивные воспитательные результаты достигаются в случае применения методики посредничества в конфликте? Во-первых, ваши воспитанники, да и вы сами, получили личный опыт разрешения конфликтной ситуации не посредством наказания, упреков и выговоров, а «мирным» путем, при помощи разговора. В ходе беседы ребята смогут понять не только друг друга, но и вас, как учителя и как посредника. Они поймут, например, что вы заботитесь о них, что возникающие сложности в их отношениях вас беспокоят. Они смогут понять, наконец, что вы хотите им искренне помочь. Во-вторых, ребята получат опыт культурного участия в конфликте без взаимных упреков и угроз, без применения силовых приемов. Несомненно также, что умение анализировать собственную позицию и позицию оппонента пригодится им в жизни.

В-третьих, как мы могли убедиться на собственном опыте, достаточно один-два раза разобрать школьный конфликт между детьми, как затем они уже сами, без вашего участия, смогут разобраться в своих делах, не прибегая к кулачному бою. Кроме этого, класс, как правило, становится дружнее, развивается взаимопомощь в коллективе ребят.

Попробуйте применить американскую методику посредничества в своей педагогической деятельности! Мы уверены, что результаты будут превосходными!





Похожие:

Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие» iconРазрешение конфликтов

Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие» iconВалеологический компонент на уроке упражнения на расслабление нервной системы и активизации мозговой деятельности. Упражнение «Раскачивание головой»
Упражнение «Массаж ушных раковин» (Ohrmuschelnmassage). Massiere energisch Ohrmuscheln
Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие» iconУпражнения для рук (пальчиковая гимнастика)
Релаксационные упражнения можно сочетать с упражнениями для глаз (обязательное упражнение на каждом уроке, помимо физпауз)
Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие» iconСпециальные беговые упражнения
Отрезок условно делится на 3 части: в первой трети упражнение выполняется в спокойном темпе с полной амплитудой, во второй частота...
Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие» iconУпражнения Военно-спортивного комплекса
Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий (специальное контрольное упражнение на полосе препятствий – для военнослужащих...
Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие» iconКоррекционные игры и упражнения, используемые в музыкальной деятельности упражнение Кто в домике живет
Упражнение Кто в домике живет? – развитие чувства ритма, знакомство и закрепление длительностей нот (короткие и длинные)ориентировка...
Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие» iconРитмокоррекция Упражнения на ритмокоррекцию помогут детям стать внимательнее, тем более выполнять упражнения надо строго после объяснения инструкций.
Упражнения на ритмокоррекцию помогут детям стать внимательнее, тем более выполнять упражнения надо строго после объяснения инструкций....
Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие» iconРазрешение педагогических конфликтов при работе с учениками
Малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход...
Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие» iconЗадания на 02. 2012 для учащихся 6 классов по русскому языку
Выполнить упражнения №447,448 письменно (в старых учебниках упражнение №359, 360)
Упражнения на разрешение конфликтов Упражнение «Равновесие» iconУпражнения для стоп. Упражнение 1
В данном случае используется релиз-феномен — расслабление тка­ней после создания в них пре­дельной нагрузки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов