Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области icon

Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области



НазваниеОтдел образования администрации Чернянского района Белгородской области
Дата конвертации20.11.2012
Размер214.03 Kb.
ТипДокументы


Отдел образования администрации

Чернянского района Белгородской области


ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ РАЗНООБРАЗНЫМ СПОСОБАМ

РАБОТЫ С ТЕКСТОМ


Автор опыта:

Сигарёва Ольга Ивановна

учитель русского языка и

литературы

Ездоченской средней школы


Чернянский район

2007


Содержание:


1. Информация об опыте. ……………………………………………………. 3


2. Технология опыта. ………………………………………………………… 5


3. Результативность опыта. ………………………………………………… 14


4. Библиографический список. ……………………………………………… 16


5. Приложение к опыту. ……………………………………………………… 17


Современный период развития России обозначил необходимость обновления основных приоритетов в образовании в соответствии с мировыми тенденциями. Наши ученики – люди другого времени, поэтому многие педагогические приёмы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях? Прежде всего, уметь учиться самостоятельно. Выпускник современной школы должен обладать следующими качествами личности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

  • умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

  • самостоятельно критически мыслить;

  • быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией.

Перечисленные качества личности не формируются сами собой. Нам необходимо создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

Стандарт основного общего образования по русскому языку предъявляет следующие требования к содержанию преподаваемого предмета:


  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому

языку;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных

умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским

литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • освоение знаний о русском языке;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать

языковые факты;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой

практике.

Одной из основных компетенций в преподавании русского языка в настоящее время является коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи. Сформировать данную компетенцию помогает знание сферы и ситуации речевого общения; функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы; основных жанров речи; текста как продукта речевой деятельности; типов речи текста; структуры текста; основных видов информационной переработки текста (план, конспект); умение анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли; овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой, СМИ, ресурсами Интернета; приобретение умений по созданию устных и письменных высказываний на социально-культурные, нравственно-эстетические темы; изложение содержания текста (подробное, сжатое, выборочное); написание сочинений, создание текстов разных стилей и жанров.

Ориентированность на текст – одно из основных требований к изучению русского языка в школе в свете современной концепции филологического образования. Именно в процессе работы с текстом формируется языковая и коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова.

Следовательно, в условия классно-урочной системы текст должен стать стимулом для обсуждения различных проблем и предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

Поскольку одной из основных задач обучения русскому языку является подготовка к новой форме итоговой аттестации за курс основной школы и Единому государственному экзамену, а экзаменационные работы как в 9, так и в 11 классах включают в себя углубленную работу с текстом, я в в практику своей работы на протяжении последних нескольких лет включаю разнообразные формы работы с текстом. К настоящему моменту мною накоплен определённый опыт по данной теме, который я решила обобщить и поделиться им с коллегами.


^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.

Поскольку текст – это интегрированная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологи, философии, литературоведения, истории и др. Чтобы ученики смогли постичь текст в целом, я даю им знания и из области теории литературы, и из истории языка и из этнографии. Стараюсь сделать так, чтобы изучая текст, дети невольно обогащали свой культурный багаж, формировали представление о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствовали нравственное чувство. Подбираю тексты и задания к ним таким образом, чтобы ребята учились сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственные мнения, признавать и исправлять свои ошибки, овладевать богатством точной и выразительной устной и письменной речи.

Много времени уделяю усвоению понятия связность ( когезия) текста – категории, характеризующей особенности соединения внутри речевого произведения его элементов: предложений, абзацев, сверхфразовых единств и т. п.. Знакомлю детей с тем, что лингвистическими средствами связности текста являются разнообразные повторы (полный лексический повтор, повтор разных форм одного и того же слова, повтор однокоренных слов), синонимы, антонимы, перифразы и пр., а так же лексико-грамматические, морфолого-синтаксические и синтаксические средства (замена именных частей речи и именных словосочетаний местоимениями, категории лица, вида, времени глагола, использование союзов, частиц и пр.). Дети работают по памятке. (см Приложение № 1 ). Напоминаю учащимся во время работы, что языковая связность текста порождается смысловой связью, движением мысли и информации внутри фраз и от фразы к фразе, от абзаца к абзацу. Выясняем, что когезия текста неразрывно связана и с понятием актуального членения предложения, и с понятием тематической прогрессии.

Актуальное членение предложения основано на делении высказывания на тему - данную, исходную информацию – и рему – новое в речевой ситуации, то, ради чего создаётся предложение. Рассматриваем эту мысль на примерах. Так, в предложении Пушкин – великий русский писатель тема выражена подлежащим Пушкин, рема – составом сказуемого великий русский писатель. Отмечаем, что движение от темы к реме определяется свойством человеческого мышления идти от известного к неизвестному. Такое движение происходит не только на уровне предложения, но и на уровне текста: мы постепенно вводим новую информацию в каждое последующее предложение, в то же время сохраняя в нём нечто данное, уже известное. Это движение информации внутри текста называется тематической прогрессией.

Предлагаю ребятам в качестве примера ясный по структуре текст, вместе с ними выделяем в каждом его предложении всё новое:

  • «Пушкин – великий русский писатель. Он преобразовал наш язык и развил литературу. Изящная словесность благодаря ему стала не просто фактом культуры, а фактом жизни всего народа.»


Замечаем, что новое в первом предложении превратилось в данное во втором, а новое во втором предложении - в данное в третьем. Обозначаем буквами тему (Т) и рему (Р) каждого предложения, получаем такую схему движения информации в тексте:

Т1 → Р1

Т2 (= Р1) → Р2

Т3 (= Р2 ) → Р3


Теперь видим, что перед нами определённый вид тематической прогрессии, реализующийся в цепной связи между предложениями данного текста (великий русский писатель заменено личным местоимением он; литература - синонимичным словосочетанием изящная словесность).


Обращаемся к другому тексту и также выделяем всё новое в его предложениях:

  • «Пушкин – великий русский писатель. Он преобразовал наш язык. Он развил и обогатил нашу литературу. Он стал первым истинно

национальным поэтом, сумевшим выразить дух русского народа».


Наблюдаем, как в каждом последующем предложении изменяется новое, но данное остаётся постоянным: Пушкин – он – он – он. Представляю это схематически:

Т → Р1

Т → Р2

Т → Р3

Т → Р4

Перед нами текст с другим видом тематической прогрессии, который реализуется в параллельной связи меду предложениями (тема константа и выражена именем и заменяющим его повторяющимся личным местоимением; структурные схемы предложений повторяются или похожи).


Далее знакомлю учеников с такой важной категорией как целостность текста. Она предполагает, что в основе высказывания должно лежать некое смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана через ключевые слова и сформулирована в идейно-тематическом (содержательном) плане.

И.П.Горелов и К.Ф.Седов в учебном пособии «Основы психолингвистики» так поясняют понятие целостности текста:

  • «Попробуем, к примеру, свести к десяти ключевым словам какой-нибудь значительный по объёму текст, например роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Вот как справились с этим заданием. Приведём наиболее типичные ответы:

    1. Раскольников. Нищета, Теория, Убийство, Расследование.

Психология. Совесть. Наказание, Вера. Возрождение.

    1. Раскольников. Идея. Старуха. Топор. Преступление. Порфирий.

Соня. Сомнения. Муки. Вера.


А теперь другое задание: нужно свести содержание романа к одному предложению (опять-таки не превышающему десяти слов).

1. Из-за идеи Раскольников убивает старуху, проходит через муки и

раскаяние к вере и очищению.

2. Герой по теории совершает преступление, но, раскаиваясь, несёт

наказание возрождается к новой жизни.


< · · · > Эта ядерная информация представляет собой как бы первичную семантическую запись, исходную формулу замысла, которая может быть развёрнута в целостный текст.

Из приведенного мной примера ребятам становится ясно, что ключевыми словами авторы пособия считают такие слова, которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста и сжато представляют темарематическое движения содержания данного текста. Такую работу с текстом я провожу на этапе обобщения. Использую небольшие по объёму тексты. Вместе с учениками определяем не только «ядерную информацию» как некоторую объективную тематическую прогрессию, но и распознаём субъективный ряд – сенсорный, эмоциональный, рациональный. Предлагаю ребятам перечень признаков ключевых слов:

  1. повторяемость в тексте;

  2. способность знака конденсировать, свёртывать информацию, выраженную целым текстом;

  3. соотнесение двух содержательных уровней текста: собственно фактологического и концептуального.

Поскольку данные признаки неоднозначны и требуют дальнейшего уточнения, предлагаю учащимся следующее определение:


Ключевыми, или опорными, мы считаем как понятийно-логические, так и оценочные, или, экспрессивные слова».


Поупражнявшись в нахождении ключевых слов в художественных текстах, приходим с учениками к выводу, что ключевые слова, рассмотренные в определённой системе, действительно дают ключ к пониманию текста и выражают его целостность. Следовательно, чтобы в достаточной мере постичь идейно-тематическое зерно текста, необходимо научиться точно определять в нём ключевые слова. И наоборот, чтобы создать текст, нужно уметь выбирать соответствующие замыслу ключевые слова.

Напоминаю ребятам, что своеобразным ключевым словом является заглавие текста. Естественно, что чем глубже и сложнее, чем масштабнее текст, тем больший объём информации несёт в себе заглавие. Предлагаю учащимся выполнить филологический анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» (см. Приложение № 2 ). В ходе работы выясняем, что заглавие здесь не просто отражает тему и конфликт рассказа, но и подсказывает путь интерпретации его содержания. Делаем вывод: заглавие, занимающее надтекстовое положение, - это очень важная составляющая текста, более ёмкая и значимая, чем внутритекстовые ключевые слова. Цитирую И.Р.Гальперина: «Заглавие – это «компрессированное, нераскрытое содержание текста. Его можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развёртывания». «Процесс развёртывания» - это не только движение самого текста, но и процесс восприятия текста читателем.

При работе с текстами художественного и публицистического стиля используем памятку «Средства художественной выразительности» (см. Приложение № 3).

Уже в 5 классе я знакомлю ребят с понятиями текст, тема текста, основная мысль текста. В качестве дидактического материала я использую пособие Малюшкина А.Б. «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс», которое включает в себя различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу (определение темы и идеи, составление плана). (см. Приложение №4). Такое пособие издано для учащихся с 5 по 11 класс. Выполняя задание 1 к тексту (озаглавить текст), учащиеся должны внимательно прочитать его, определить тему (то, о чём говориться в тексте), основную мысль (главное, что хочет сообщить нам автор). Название текста должно отражать тему или основную мысль. К каждому тексту есть задание 3) доказать, что это текст, который не даёт учащимся забыть, что текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Знакомя учащихся с тремя типами речи (повествование, описание, рассуждение), учу их доказывать своё мнение.

Например:

а) Он (Виктор) уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри его клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья. (Б. Орешкин).

Это высказывание является повествованием: в нём говорится о нескольких действиях одного и того же лица (Виктора), которые нельзя передать на одной фотографии, так как они совершаются в разное время, одно за другим. Значит, это последовательные действия.

б) Он (Сергей) мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами. Рядом с ним скакал, заливаясь радостным лаем, Арто. Сзади тяжело грохотал по песку дворник, яростно рычавший какие-то ругательства. (А.Куприн).

Это высказывание является описанием, так как здесь даны признаки одной картины – бега. Содержание высказывания можно передать на одном снимке, следовательно, это одновременные признаки.

в) Рассуждение строится по следующей схеме:


почему? что из этого следует?

1. Тезис -------→ обоснование: -------------------------→ 4. Вывод

потому что 2.Аргументы поэтому

3.Примеры


Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани их химического волокна впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. (Г.Ганейзер, В. Парини).

Это высказывание – рассуждение, потому что в нём сообщаются точные сведения о пластмассе. В нём объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого и делается вывод (ими нельзя вытирать руки).

Стараюсь получать от ребят аргументированный ответ на каждый вопрос, формировать умение рассуждать на предложенную тему (например, почему мы любим родной край, почему нужно бережно относится к природе и т. П.), приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод. Учу ребят вести любой диалог этически корректно. Для развития подобных умений решающее значение имеет проблематика текстов, предъявляемых на уроках русского языка. Поэтому стараюсь использовать тексты воспитательной направленности с учётом возрастных особенностей школьника, чтобы он содержал материал для раздумий и вызывал у учащихся желание высказать своё мнение по поводу прочитанного, например: «По-настоящему сильный человек – всегда добрый. Однажды к нам в секцию пришёл новенький. Не помню точно, но чем-то он мне, видите ли, не понравился. Новичок, конечно, ничего не умел, но я решил ему это доказать. Провёл два-три болевых приёма и увидел, что он чуть не плачет. Подошёл тренер, отвёл меня в сторону:

- Ты сильный. Зачем же ты на слабого? . . У меня даже уши покраснели. И правда, зачем?

С тех пор (а прошло уже много лет) ни разу не поднимал руку на слабых. Понял: бороться с равным – это по-честному. Бить слабого – занятие не достойное».

От текста к тексту повторяющееся задание определить лексическое значение слов позволяет сформировать навыки работы с толковыми словарями, что значительно расширяет словарный запас ребёнка, например,:

отрок – юноша (подросток)

око – глаз

дщерь – дочь

чело – лоб

Комплексный анализ каждого текста предполагает различные виды разбора (фонетический, морфологический, синтаксический, лексический, морфемный, словообразовательный) слов. Например:

а) выпишите из текста примеры слов, соответствующие схеме:

¬ ^ ^  +


¬ ^ ^ +

б) выпишите из текста 2-3 слова и определите способ их образования.

Кроме этого часто используют задания предлагающие найти слова в тексте изобразительно – выразительные средства: эпитеты, олицетворения, метафору и т. д. Для формирования орфографической и пунктуационной зоркости даю задание расставить недостающие знаки препинания, вставить, где нужно, пропущенные буквы.

Анализ текста мы делаем в классе, и дома, или частично в классе, частично дома. Бывает задания к тексту, даю нескольким группам учащихся, которые вместе ищут правильный ответ, а затем озвучиваю его. Выполненное задание обязательно проверяю, и, если есть неверные ответы, ребята устраняют их, выполняя работу над ошибками. Поощряю самостоятельную работу учащихся со справочной литературой. Систематическая работа по комплексному анализу текста позволяет вести систематическое повторение пройденного, учит выделять главное, видеть авторскую позицию.

Км 9 классу задачу усложняю: предлагаю ребятам сопоставительный анализ 2-х текстов, объединённых общей мыслью, учу писать сочинение – рассуждение по данным текстам, предварительно составив план:


I Вступление. Тезис (формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве).


II Основная часть. Доказательства (собственная аргументированная оценка проблемы):

1)

2)

3)


III Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса)


Знакомлю ребят с различными вариантами формулировки проблем, например:

«Природа … Как много она даёт человеку … Только она помогает нам обрести душевное равновесие,…» или

«Понимаем ли мы, какое огромное значение играет в нашей жизни природа? Ощущаем ли мы на себе её благотворительное влияние?…» и т. д.

Напоминаю ребятам, что вывод в рассуждении – это доказанный тезис, что введение и заключение сочинения должны быть связаны между собой, что вывод придаёт тексту завершённость. Подготовку учащихся 9 класса к новой форме итоговой аттестации по русскому языку мы проводим, используя пособие «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация, 2008» под редакцией Н.А. Сениной и тексты, отобранные мною за 2 года. Учимся писать сочинения, например, такие:

«Н. Акимов затронул очень злободневную тему – раздражительность и грубое поведение людей в обществе.

Я, совершенно согласен с автором, что всем нам очень неприятно сталкиваться с грубостью и, хамством, так как это портит настроение, доставляет дискомфорт, мешает спокойно жить и трудиться.

Думаю, каждый человек должен сдерживать свои негативные эмоции, не выплёскивать их на окружающих, чтобы зло не вернулось к нему в ещё более искажённом виде»

или такие:

«1) В связи с развитием технического прогресса художественное творчество мастеров искусства стало подменяться массовым, серийным, то есть одинаковым производством изделий. Из-за этого они потеряли индивидуальность, самобытность, особую привлекательность.2)Не секрет, что мы уже не испытываем восторга, глядя на похожих, как две капли воды, матрёшек, расположившихся в витринах сувенирных магазинов, и совсем иное дело, когда мы, например, на фестивале «Холковская весна» или «Хотмыжская осень» любуемся интересными работами мастеров родного края. Они словно содержат в себе частицу души художника, тепло его рук. В такие минуты радостно осознавать, что красота всё ещё в сердцах людей. Мы снова убеждаемся, что лучшие произведения художественных промыслов отличаются индивидуальностью, оригинальностью, самобытностью и утверждают красоту и добро.

Ярким примером является дымковская игрушка, которая вызывает у нас добрую улыбку. Художественные промыслы не могут погибнуть, пока ими занимаются талантливые и одухотворённые люди!»

В 10 и 11 классах специфика работы с текстом несколько иная.

Подготовка к выполнению заданий к тексту веду с использованием следующих пособий: Н.М. Рухленко «Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в старших классах (этнопедагогический аспект)», Львова С.И. «Русский язык. Сборник заданий. ЕГЭ 2007-2008г.», И.П. Цыбулько «Русский язык. Репетитор. ЕГЭ 2007г.»

Предлагаю учащимся 11 класса вот такие тренировочные упражнения по речеведению:

«Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1)Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений? (2)И у каждого из них есть своё лицо, своя история. (3)Редко найдёшь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. (4)Иногда, лишь летописная строка или старинная книжка донесёт до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этой местности. (5)И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. (6)Что мы там ищем? (7) Свою родословную? (8) Истоки народного характера? (9) Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.»

(По И.Васильеву)


  1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста?

а) в 1-ом б) во 2-ом в) в 5-ом г) в 9-ом


  1. К какому стилю относится этот текст?

а) к научному б) к разговорному

в) к публицистическому г) к деловому



  1. Каков тип речи текста?

а) повествование б) рассуждение

в) повествование с элементами рассуждения г) описание


  1. С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-ое предложения?

а) наречие и частица

б) лексический повтор и местоимение

в) синоним и частица

г) указательное местоимение и контекстный синоним


  1. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом

тексте?

а) вопросительные предложения б) однородные члены

в) антоним г) сравнение


Задания к текстам варьируются. Подготовка к выполнению задания части «С» я уделяю особое внимание. В первую очередь учу внимательно, вдумчиво читать текст, чтобы увидеть то, что оставляет автор между строк, то есть не пишет, но подразумевает. «Шлифую» умение видеть текст со всех точек зрения. Для работы отбираю тексты высокохудожественные, эмоциональные, воздействующие на чувства, на ум и сердце, которые создают в душе состояние – «не могу молчать!» Использую тексты разные «по настрою»:

а) нравственные, философские;

б) патриотические «без слащавости»;

в) лирические – о любви к родным, о дружбе, о природе родного края;

г) юмористические и даже сатирические.

Перечислю ребятам некоторые проблемы текстов, предлагаемых для для анализа выпускникам на ЕГЭ по русскому языку:

  • памяти о своих истоках

  • роли детства в жизни человека

  • отчего дома

  • нравственной прочности человека

  • развития и сохранения русского языка

  • влияния человека на природу

  • восприятие природы как живой материи

  • несправедливости социального устройства общества

  • свободы личности и ответственности человека перед обществом

  • отношений отцов и детей и др.


Предлагаю план написания сочинения:

    1. Сформулировать одну из проблем, поднимаемых автором.

2. Прокомментировать эту проблему (с опорой на текст)

3. Обозначить позицию автора текста.

4. Высказать своё мнение по данной проблеме, подкрепив его 1-2 аргументами.


Учу использовать в сочинении опыт изучения других предметов, показываю важность теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений.

Задачей первостепенной важности считаю создание у школьников речевого самоконтроля и совершенствования текста. Для этого использую следующие приёмы организации учебной деятельности:

  • Анализ высказывания классиков отечественной литературы о работе над рукописью, например,

«Коли Пушкин и Гоголь трудились и переделывали десять раз свои вещи, то уж нам, маленьким людям, сам бог велел. А то придёт порядочная мысль в голову, поленишься обдумать её хорошенько да обделать как следует – выйдет какая-то смутная чепуха. (Тургенев)»

  • Составление черновых и окончательных вариантов текстов.

  • Формирование у школьников потребности быть понятным, а для

этого – необходимо ясно и точно излагать свои мысли.

  • Сопоставительный анализ результатов собственных работ.



^ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА


Мои ученики признают, что любой человек в современном мире живёт среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их: доклад на собрании, заявление о приёме на работу, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через Интернет и т. д. Пришло понимание того, что сегодня очень важна речевая грамотность – умение связно и адекватно выражать свои мысли. Работа с текстами разных видов, проводимая в системе на уроках русского языка и литературы, на дополнительных занятиях, дала положительные результаты: очевидно, что ученики, работающие с пятого класса в тетрадях А.Б. Малюшкина, быстро определяют тему текста, правильнее находят основную мысль текста, совершенствуют и лучше закрепляют навыки различных видов разбора: морфологического, фонетического, синтаксического, быстрее находят в тексте изобразительно-выразительные средства. Находя значения слов, работают с толковыми словарями, пополняют свой словарный запас. У ребят появилось умение составлять план текста, разбивая его на микротемы.

Анализируя тексты разных стилей, ученики научились различать основные стилевые признаки. Постоянное обращение к текстам приучило неоднократно перечитывать текст. Ребята научились определять одну, а иногда и несколько проблем, затрагиваемых автором, выявлять авторскую позицию, грамотно использовать клише в сочинениях, высказывать своё мнение по прочитанному тексту, аргументировать его, хотя бы минимально. Учащиеся поняли, что для успешного выполнения заданий к тексту необходимо неоднократно его перечитывать, поэтому у многих сформировался навык усидчивости при работе с текстом, который раньше у них отсутствовал.

Учащиеся вспомнили композицию художественного произведения, приобрели навык филологического анализа, научились находить некоторые изобразительно-выразительные средства, объяснять, для чего их использовал автор в своём произведении.

Дети, не умеющие писать сочинение-рецензию, сделали в этом направлении, кто робкие, а кто и достаточно уверенные шаги. Пусть не кардинальные, но заметные положительные сдвиги в этом направлении уже можно было наблюдать после пробного ЕГЭ по русскому языку: например, ученик, ранее затруднявшийся писать сочинение-рецензию по тексту, написал её, набрав 11 баллов. После анализа результатов пробного экзамена ребята поняли, что разноплановая работа с текстами разных стилей – главная составляющая экзаменационной работы и требует особого внимания.

Большинство учащихся намного лучше стали справляться с восстановлением деформированного или неполного текста, с определением типа речи текста. Наблюдается небольшое движение вперёд в определении вида связи предложений в тексте.


Динамика качества знаний учащихся по русскому языку

(в 6, 7, 8, 9 классе)





2004/05 2005/06 2006/07 2007/08


Динамика качества знаний учащихся по русскому языку

(в 5, 6, 7классе)





2005/06 2006/07 2007/08


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Арефьева С.А.Сочинение –рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов. – М.: «Наш язык», 2007.

  2. Белова И.В. Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

  3. Дейкина А.Д., Журавлёва Л.И., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку: Орфография. – М.: Вербум – М, 2006.

  4. Дейкина А.Д., Журавлёва Л.И., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку: Пунктуация. – М.: Вербум – М, 2004.

  5. Львова С.И. Русский язык. Сборник заданий. ЕГЭ 2007-2008. – М.: «Эксмо», 2007.

  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: «Сфера»,2006.

  7. Петрова Т.С.Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 5 класс. – М.: Московский лицей, 2002.

  8. Позднякова Н.В., Кирий Н.В.Готовимся к итоговой аттестации в основной школе. Русский язык. Практические рекомендации. Белгород: ИПЦ «Политерра»,2006.

  9. Рухленко Н.М. Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в старших классах (этнопедагогический аспект). – Белгород: Белгородский государственный университет, 2004.

  10. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация. 2008. – Ростов: «Легион», 2007.

  11. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. –Ростов-на –Дону: «Легион»,2007.

  12. Стандарт основного общего образования по русскому языку. – Вестник образования России. Июнь, 2004.

  13. Степанова Л.С. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы. – М.: «Наш язык», 2004.

  14. Сотова И.А. Мотивация самоконтроля над качеством письменного текста. – М.: «Наш язык», 2007.

  15. Чуфистова Е.В. и др. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: «Экзамен», 2005.



ПРИЛОЖЕНИЕ


  1. Приложение №1 - Основные средства связи между предложениями в

тексте.


  1. Приложение №2 - Филологический анализ рассказа А.П. Чехова

«Толстый и тонкий».


  1. Приложение №3 – Средства художественной изобразительности.




  1. Приложение №4 – Сложноподчинённые предложения с придаточными

определительными и изъяснительными.


5. Приложение №5 – Текс из книги Рухленко Н.М. Комплексная работа с

текстом на уроках русского языка в старших классах

(этнопедагогический аспект). – Белгород:

Белгородский государственный университет, 2004.




Похожие:

Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области iconУправление образования администрации Чернянского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Ученическая производственная бригада «Росток» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с....
Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области iconОтдел образования Чернянского района Организация исследовательской деятельности учащихся с помощью метода проектов через урочно-внеклассную работу по химии и экологии
...
Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области iconСогласовано: Начальник отдела образования администрации Чернянского района Н. Верченко
«Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области iconПлан методической работы мбоу «сош с. Малотроицкое Чернянского района Белгородской области»
Цель: обеспечение методических условий для эффективного введения федерального государственного образовательного стандарта начального...
Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области iconПриказ №948 от 29 декабря 2007 года «Об утверждении Управляющего Совета в моу с. Большое Чернянского района белгородской области»
...
Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области iconРасчет необходимой продукции для организации питания учащихся моу «сош с. Лозное Чернянского района Белгородской области» на 2009-2010 учебный год
...
Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области iconОтдел образования администрации мо «Матвеевский район»
...
Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области iconУстав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» с. Ольшанка Чернянского района Белгородской...
Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области iconУстав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Большое Чернянского района Белгородской области» и разработан в связи с переименование учреждения в муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Отдел образования администрации Чернянского района Белгородской области iconУстав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Холки Чернянского района Белгородской области» и разработан в связи с переименование учреждения в муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы