Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» icon

Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова»



НазваниеТема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова»
Дата конвертации20.11.2012
Размер53 Kb.
ТипУрок

Романцова Валентина Григорьевна Приложение №6





«Конкурс чтецов по лирике М.Ю. Лермонтова»


Тема урока: «Конкурс чтецов по лирике М.Ю. Лермонтова»

Цели урока: - обобщение знаний о жизни и творчестве поэта, знаний по

теории литературы, формирование творческой личности,

способной к самостоятельной творческой деятельности;

- развитие творческой инициативы и самостоятельности,

речи учащихся, развитие навыков выразительного чтения,

творческого мышления учащихся;

- воспитание интереса к поэзии, литературе, чувства

прекрасного.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, сборник стихотворений,

выставка книг, иллюстрации к произведениям поэта.

План-сценарий

Участники: пять учащихся-конкурсантов

Ведущий: двое учащихся (поочередно)

Жюри: пять учащихся.

1 КОНКУРС "Глубокий и могучий дух! Чудная натура!”

Так о М. Ю. Лермонтове отзывается В. Г. Белинский. Мы внимательно изучили его жизненный путь – такой короткий, но такой яркий.

Условия этого конкурса: конкурсантам предлагается поочередно отвечать на два вопроса о жизни и творчестве поэта. За каждый правильный ответ конкурсант получает один балл.

^ I. Вопросы о жизни поэта

Годы жизни поэта (1814-1841)

Где прошло его детство? (Село Барханы)

С кем рос Миша Лермонтов? (С бабушкой Е. А. Арсентьевой)

Во сколько лет он поступил учиться и куда? (В 13 лет в московский пансион)

Во сколько лет он начал писать стихи? (В 14 лет)

^ II. Вопросы о творчестве поэта

О чем эти строки поэта? “Ужасная судьба отца и сына: жить розно и в разлуке умереть” (Поэт с отцом жили отдельно из-за бабушки)

В чем выражалась ранняя гениальность поэта? (Способности к математике, рисованию, литературе, музыке, языкам)

Почему он переезжает в Петербург? (Уход из университета, поступление в школу подпрапорщиков)

За что его ссылают на Кавказ и в каком году? (Стихотворение “На смерть поэта” 1837г.)

С чем связана его вторая ссылка на Кавказ? (Дуэль 1840г.)

^ 2 КОНКУРС “Конкурс чтецов”

Выразительное чтение конкурсантами выбранных стихотворений. Оценивается конкурс по пятибальной системе.


3 КОНКУРС “Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?”

В этих строках о парусе и надежда, и грусть, нет определенности. Так же, как и в жизни поэта. Следующий конкурс посвящен мотивам лирики Лермонтова, а так же попробуйте определить микротемы и основную тему стихов.

Образец:

Текст строфы

Микротемы

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка

(Желтеющая) нива;

(Свежий) лес;

(Малиновая) слива; сад

Тень (сладостная); (Зеленый) листок

Вывод: все темы данной строфы рисуют мир природы.

Участники работают каждый со своей строфой. В это время учащиеся прослушивают романсы на стихи Лермонтова, а жюри подводит итоги первых двух конкурсов.

^ 4 КОНКУРС посвящен знанию теории литературы

Конкурсантам предлагается по одному вопросу и по двум заданиям.

Предлагаемые конкурсантам вопросы (2-4 балла):

Какие произведения называются лирическими?

Дайте определение понятия “инверсия” (её роль).

Дайте определение понятия “антитеза” (её роль).

Что такое “троп”?

Дайте определение “метафоры” (её роль в тексте).

И учащимся предлагаются задания, заранее подготовленные таблицы.

Задание 1. Определить литературные приемы, используемые М. Ю. Лермонтовым для создания настроения (2-5 баллов).

ПРИЕМЫ

ПРИМЕР

Эпитеты: (Пример)

Свежий лес, румяный вечер

Задание 2. Определите стихотворный размер и схему рифмовки.

Название стихотворения

Размер

Схема рифмовки

5 ^ КОНКУРС. “Наш словарь” (2-4 балла)

В поэзии мы попадаем в удивительный и многообразный мир слов. Но часто, при чтении мы испытываем некоторые затруднения, пытаясь понять, осознать значение этих слов. Итак, в этом конкурсе вы должны растолковать значение некоторых слов, встречающихся в выбранных вами стихах.

Первый конкурсант: “Парус” – слово “мятежный”.

Второй конкурсант: “Тучи” – “цепью жемчужною”.

Третий конкурсант: “На севере диком…” – “риза”.

Четвертый конкурсант: “Утес” – слово “лазурь”.

Пятый конкурсант: “Листок” – слово “странник”.

6 ^ КОНКУРС. “Творческий”

Мы сегодня совершили еще одно путешествие в загадочный и завораживающий мир поэзии. Мы знаем, что лирические произведения создаются с помощью многообразных художественных приемов. В этом конкурсе вам предлагается проявить свои творческие способности. Используя яркие образные выражения, написать небольшие зарисовки на тему: “Зимнее утро”. При этом нельзя использовать шаблонные эпитеты: “яркое солнце”, “белый снег”, “голубое небо”. Конкурс оценивается от 2 до 5 баллов. Дерзайте!

“Когда я выглянула в окно, я увидела серебристое, белоснежное покрывало. Оно одело всю землю сверкающим полотном. Небо излучало фантастический лазурный свет. По нему бежали белые барашки-облака. Резким порывом ветра их отнесло в сторону гор.”

(Вьюнышева А.)

“Я вышла на улицу. Небо было чистое-чистое. Солнце светило мне в глаза и ослепляло. Лужицы покрылись тоненьким хрустальным ледком. Деревья утопали под белоснежной шапкой снега. Это было чудесное утро!”

(Козлова А.)

“Когда мы вышли на улицу, светило ослепительное солнце. По бирюзовому небу плыли пушистые кораблики облаков. Везде: на деревьях, кустах, дорогах лежало белоснежное пуховое покрывало. С неба падали белые хлопья. Ветки деревьев казались хрустальными. Лед в лужах был до того прозрачен, что через него было видно воду”.

(Бердник Р.)

“Просыпаюсь я, встаю,

Вижу солнце и зарю,

И, как будто наяву, вижу сон я про зиму.

И, как будто, пух летит

На заснувшие деревья,

Белоснежные шапчонки замороженных осин.

Это все мое, родное!

Если ты захочешь это все увидеть,

Выгляни в окно!!!”

(Захарова Т.)

Итак, наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги. В продолжение всего урока работает жюри по специально разработанной ими схеме (см. таблицу в конце текста).

Поздравляем победителя конкурса, набравшего максимальное количество баллов. А поощрительными медалями награждаются конкурсанты, набравшие большее количество баллов в том или ином конкурсе: “лучший чтец”, “знаток теории литературы”, “юный лирик”.

Таблица. Итоги конкурса “Поэзии волшебный мир”

Конкурс

Участник № 1 “Парус”

Участник № 2 “Тучи”

Участник № 3 “Утес”

Участник № 4 “Листок”

Участник № 5 “На севере диком”

I . По 1 баллу за вопрос

II. От 2 до 5 баллов

III . От 2 до 5 баллов

IV. По 1 баллу за вопрос; от 2 до 5 за задание

V. От 2 до 4 баллов

VI .От 2 до 5 баллов

общее количество баллов

В заключение хочу сказать, что учащимся нравятся и запоминаются именно те уроки, на которых в большей степени проявляются их творческие способности. Отмечая положительные стороны таких уроков, ученики указывают на большее количество новых знаний, расширение их интеллекта, словарного запаса языка, на развитие интереса к предмету, на получение навыков самостоятельной обработки информации, на развитие внимания творческих способностей.




Похожие:

Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» iconТема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Тема одиночества в лирике Лермонтова проявляется особенно ярко. Этому есть несколько причин. Во-первых, Лермонтов с детства был сиротой....
Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» iconТема поэта и толпы в лирике Лермонтова

Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» iconПоложение о смотре-конкурсе чтецов
Смотр-конкурс чтецов (далее — Конкурс) проводится на основании годового плана деятельности доу с целью повышения качества работы...
Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» iconТема одиночества в лирике поэта
Одиночество мотив, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, выражающий умонастроение поэта
Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» icon1Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» в образовательных учреждениях Миллеровского района
Де и популяризации чтения среди детей и подростков – Всероссийскому конкурсу юных чтецов «Живая классика». Прошлый, пилотный, год...
Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» iconУрок литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в судьбе М. Ю. Лермонтова»
Обучение самостоятельной работе с исследовательской литературой и произведениями М. Ю. Лермонтова
Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» iconМ. Ю. Лермонтова «Бородино» Цели урок
Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» iconТема любви в лирике Н. А. Некрасова
Тема любви в лирике Н. А. Некрасова Николай Алексеевич Некрасов почти 15 лет своей жизни посвятил талантливой писательнице, а к тому...
Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» iconТема урока: Тема любви в лирике С. А. Есенина
Основной метод- групповая работа, и поэтому кабинет преображается общей творческой фантазией в литературное кафе, где за столиками...
Тема урока : «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» iconИтоги районного конкурса чтецов «Недаром помнит вся Россия!»
Мбук «Театр кукол» состоялся районный конкурс чтецов среди обучающихся 4-х классов «Недаром помнит вся Россия!», в котором приняли...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов