«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» icon

«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья»



Название«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Дата конвертации04.07.2013
Размер232.25 Kb.
ТипДоклад

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Комитета по образованию администрации Егорьевского муниципального района Московской области

140300, Московская область, Егорьевский район, д. Клеменово, ул. Фабричная, д. 3

Телефоны: 8(49640)55-134 (факс), 55-121, 55-155.


Протокол педсовета №3/12-13

от 29.12.2012 года.

Тема: «Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Присутствовали: директор школы-интерната Сезонова О.В., зам. директора по учебно-воспитательной работе Соснина С.В., зам. директора по безопасности Промский И.А., зам. директора по воспитательной работе Ермилова Г.А, соц. педагог Самойлова М.Н., врач школы-интерната Желнина Е.А., педагоги и воспитатели.

Вопросы:

1. Об итогах исполнения решений педагогического совета №2/11-12 от 06.11.12 г.

2. Обсуждение Послания Президента РФ Путина В.В. к Федеральному собранию.

3. Просмотр документального фильма из цикла «Ожерелье Подмосковья» - «Егорьевские просёлки»

4. Доклад на тему: «Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Антитеррористическая, противопожарная безопасность, ОТ и ТБ, ПДД в период зимних каникул.

6. Итоги успеваемости учащихся за 2 четверть 2012-2013 учебного года.

7. О плане проведения зимних каникул.


По первому вопросу слушали секретаря педсовета Белкину С.С.

Решения педагогического совета №2/ 11-12 от 06.11.12г. выполнены в полном объёме.


По второму вопросу слушали директора школы-интерната Сезонову О.В.

Директор школы-интерната познакомила педагогический коллектив с Посланием Президента РФ Путина В.В. к Федеральному собранию. Материалы Послания Президента РФ Путина В.В. находятся в школьной библиотеке.


Далее был просмотрен документальный фильм из цикла «Ожерелье Подмосковья» («Егорьевские просёлки» отрывок о МСКОУ «Клемёновская школа-интернат»)


По четвёртому вопросу слушали педагога-психолога Колмыкову О.Н.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем.
Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).


Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может. Работа по коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.

^ Обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры.

Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.

^ Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Реализация цели своей работы решает следующие задачи: воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:

Эффективно взаимодействовать, общаться.

Справляться со стрессом.

Делать выбор и принимать решения.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.


К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

За последние 2-3 года, подростковая агрессия из частной - семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему.

^ Наша школа не стала исключением, эта проблема затронула нас.

В 2011-2012 учебном году была проведена диагностика учащихся по проблеме агрессия в нашей школе, в форме анкетирования по 3-м ступеням (1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы).

^ В 1-4 классах на вопрос, есть ли в вашем классе ребята, к-рые обижают тебя (дразнят, бьют и т.д.), ответили:

«да» - 61,
«нет» - 39%.


На вопрос, что ты чувствуешь при этом, ответили:

плохое состояние – 16%,
обида – 16%,
ничего – 14%,
не обращаю внимание – 7% учащихся.


^ Для детей агрессия становится нормой, и они стараются не реагировать на ее проявления.

В старшем звене, значимость решения данной проблемы отметили:

Важно – 45% уч-ся
Крайне важно – 16%
Не важно – 26%
Совсем не важно – 11%


Чаще всего учащиеся сталкиваются:

со словесной агрессией – 73%,
физической – 25%,
косвенной – 10%,
материальной – 6%


Результаты анкетирования учителей нашей школы

На вопрос «Существует ли проблема детской агрессии в классе, где вы преподаете?» учителя ответили:

Нет – 5%
Да – 67%
Не ответили на этот вопрос – 28%


Учителя оценили значимость решения данной проблемы:

Крайне важна– 67%
Важна – 33%
Не важна – 0%
Совсем не важна - 0%


Определили, какие виды агрессии чаще всего встречаются в школе?

Словесная – 90,5%
Физическая – 57%
Материальная- 9,5%
Косвенная - 9,5%


В каком возрасте проявляется детская агрессия больше всего или ярче?

Во всех возрастах проявляется одинаково ярко, только в разных проявлениях.

7 – 9 лет – 47%
10 – 12 лет – 47%
13 – 15 лет – 47%


Где больше всего проявляется агрессивное поведение учащихся?

На уроке – 19%
На перемене – 95%
В столовой – 19%
В гардеробе – 14%
Около школы – 67%
На спортплощадке – 9,5%



Коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками.

Занятие №1

Тема: «Дом дружбы»

Цель занятия – профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.

Упражнение №1. «Сказки о добре и зле»

Вспомни сказки, где добро побеждает зло. Например: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», Чебурашка и крокодил Гена и другие (Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»).

^ Назовите хороших, положительных героев, какими качествами они обладают?

А теперь назовите отрицательных героев сказок, и какими качествами они обладают?

Положительные герои

Отрицательны герои

Упражнение №2 «Разукрась шары»

Цель: научить детей разнообразным способом выражения агрессии

Содержание:

Задание: нарисуйте и разукрасьте шары. Каким цветом могут быть злые шары? Каким цветом будут добрые шары?

^ Раздаются индивидуальные листы с изображением мячей (злые и добрые мячи), необходимо подобрать цвета и объяснить почему.

Упражнение №3 «Считалочка»

Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности.

Все дети встали в круг, взялись за руки и приговаривают считалку:

Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись,
А если будешь драться, то я буду кусаться!
А кусаться не причем, буду драться кирпичом.
А кирпич ломается –
Дружба начинается!


Упражнение №4 «Бумажка»

Цель: Учить выплескивать гнев в приемлемой форме.

Нужно со всей силы, со всей злости скомкать бумажку. Выплеснуть всю свою агрессию на лист бумаги и посмотреть, что с ним будет.

Упражнение: №5 «Бумажный волейбол»

Цель: учить детей выплескивать гнев в приемлемой форме.

Сделанные бумажные шары используются в этом упражнении. Площадка делится пополам и дети на 2 команды, у каждого свой бумажный шар. Задание перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается, и подсчитываются шары. У кого меньше шаров, тот выиграл.

Упражнение №6 «Крестики-нолики»

Цель: переключить с агрессивного состояния на иное.

Ведущий: «Я крестик буду на бумаге рисовать и злом, обидой его назову! А ты быстрее этот крестик в кружочек заключи, забором обведи. Чем больше крестиков обведем, тем быстрее хорошее настроение вернем».

Занятие №2. Наш дружный класс.

Цель: формирование дружного коллектива.

Задачи:

Учить умению договариваться, обсуждать замысел работы и выполнение;

Развитие личностной и групповой активности.

Снижение уровня агрессивности, повышение терпимости друг к другу через совместные виды деятельности.
Методологический аспект (принципы, формы и методы работы).


Методологической основой программы коррекции агрессивного поведения детей стали принципы структурного, когнитивного и деятельностного личностно - ориентированного подходов.
Организация работы строится на принципах:


Гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;

Конфиденциальности - Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным.

Компетентности - Психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности

Ответственности - психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

^ Методы:
В работе используются:


Дискуссия, обсуждение.

Работа в парах.

Рисунок.

Психологическая игра.

Работа в малых группах.

Визуализация.

Интерактивные игры

Интерактивные игры, позволяют: помочь детям ощутить единение с другими.
Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Нередко "плохое" поведение на уроке возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, как ни странно, необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся своей семьей, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться, каким видят свой класс.
Вселить в детей надежду: укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью.Надежда — это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.
Показать детям, что значит уважение.
Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.
Помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность.
Именно в школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.
Помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе .
Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения.
Учить детей сочувствию.
Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции.
Помочь расцвету личности ребенка .
Мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: когда они пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы.
Развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим.
Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Очень важно побуждать детей давать обратную связь одноклассникам и учителям. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
Помочь детям справляться со своими страхами и стрессом.
Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело.
Показать детям, как можно жить без насилия.
В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта
Помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности
выбирая игру,  мы должны иметь в виду конкретных детей, которым эта игра поможет больше других.
Помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты  должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.
Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).
Перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методике Басса – Дарки (возможно использование других методик, с которыми работает психолог). Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.



Примерная памятка для родителей по предупреждению
детской агрессивности.
1. Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.


2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействий на ребенка.
5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе самому.
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

При взаимодействии с агрессивным ребенком:
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.
2. Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
3. Расширяйте кругозор ребенка.
4. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.
5. Игнорируйте легкие проявления агрессии, не фиксируйте на них внимание окружающих.
Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и учителей. Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание услышать эту похвалу еще раз.



Далее по данному вопросу слушали социального педагога Самойлову М.Н.

Среди множества проблем экономического, политического и культурного характера сегодня особенно остро стоит проблема агрессивного поведения школьников.
Современный школьник живет в мире, предельно сложном по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования; с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику ребенка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов. Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых (Л.С.Выготский, А.Маслоу,. Д.Б.Эльконин), особенно яркие проявления агрессии отмечаются у детей в подростковом возрасте. Это обусловлено, с одной стороны, сохранившейся высокой восприимчивостью детей к различным сферам межличностного взаимодействия, а с другой - стремлением подражать взрослым (Л.С.Выготский), Актуальность. Проблема коррекции агрессивного поведения у подростков приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением деятельности школы как социального института общества. Вместе с тем анализ психолого-педагогической, социальной, философской литературы и изучение опыта работы массовой общеобразовательной школы показывают, что в практике современного учебно-воспитательного процесса эта задача решается недостаточно эффективно. Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. На первом этапе вхождения агрессивных детей в систему социально значимых дел важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Вернее, необходима не просто заинтересованность, а заинтригованность, которая достигается посредством организации разных дел, требующих инициативы, творчества подростков. Именно заинтересованность вовлекает подростков в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного ребенка в признании его прав и возможностей, нивелируя тем самым агрессивность.
Важную роль в коррегировании агрессивного поведения подростков играет темп наращивания положительных моментов в их делах, от чего зависит и темп стихания отрицательных моментов. Причем наиболее действенным путем наращивания положительного опыта является сама продуманная организация просоциальной деятельности, создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся увлекательных дел, забот при включении в них всех подростков и при подчеркнутом доверии, уважении к ним. Важно отметить, что напряженный темп организации социально признаваемой деятельности создает атмосферу всеобщей ответственности детей и душевного их подъема.


Особое социально - психологическое значение приобретает методика рубежей — коллективных (например, годовщина школы), лично-коллективных (окончание учебного года) и личных (день рождения). Специальная подготовка к ним, увлекая подростков своим содержанием и способами организации, вырабатывает в группе детей определенный стиль и создает тон, способствующие развитию отношений взаимозависимости, взаимоответственности, развивающие новые формы общения подростков друг с другом и с взрослыми.

Показательно, что включение подростков в систему социально значимой деятельности приводит к реальному укреплению контактных коллективов детей, в которых сокращается число изолированных, противостоящих друг другу групп.

Полученные данные показывают, что организация системы социально одобряемой деятельности подростков не только укрепляет их личные взаимоотношения, но и переплетает в сложной системе ответственных зависимостей деловые взаимоотношения.

Попытки социализации в совокупности с гормональными и физическими изменениями в организме у подростков создают трудности в решении многих жизненных и возрастных проблем.

Источники недоразумений и конфликтов чаще всего находятся в области социальных отношений подростков с близким и далеким окружением, в ситуации нежелания подчиняться родителям и педагогам.
С субъективной точки зрения агрессивное поведение имеет и свои «достоинства» как средство выражения, разрядки подавленных эмоций, удовлетворения потребности в уважении и восстановлении собственного «Я». У подростка появляется возможность получения одобрения со стороны некоторых своих сверстников.


Среди проблем, появляющихся в отношениях «ученик – ученик», следует обратить внимание на два явления. Первое – демонстрация власти, второе – противоречащее нормам общественного сосуществования, а следовательно, нежелаемое поведение учеников, и как следствие этого – неправильные отношения между ними. Ученики обзывают друг друга, высмеивают, используют оскорбительную и вульгарную лексику, издеваются над слабыми и младшими, угрожают побоями, сквернословят.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек..

Итак, важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом. Важную роль в развитии и укреплении качественно нового отношения подростка к самому себе и к окружающим играет постоянное участие педагогов в повседневных бытовых работах подростков.Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено, двумя путями. Агрессивные действия, поступки либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает. В том случае, когда речь идет именно о подростковой агрессии, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения как способ предупреждения и "снятия" агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Разумеется, на развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбуди­мость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неуме­ние сдерживать себя.Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно действительно останется не подкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей - подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против "неправильных (не справедливых) действий родителей". А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности - пробовать социальные нормы и правила "на прочность" и через это определять границы допустимого в своем поведении, - отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии. Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. Для  предупреждения отклонений в поведении  подростков необходимо помочь им преодолеть  возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. Для этого нужно оказывать учащимся

  • помощь в  познании самого себя;

  • приобретение  необходимых знаний, гражданских и профессиональных качеств;

  • достижение дружеских  отношений с родителями, учителями, сверстниками;

  • формирование творческих увлечений.



Далее по данному вопросу слушали врача школы-интерната Желнину Е.А.

Проявление агрессии присуще каждому человеку так же, как и проявление добра, милосердия и других чувств. Ничего необычного в этом нет. Такие чувства возникают всегда, когда человеку внутри не по себе. Как поется в детской песенке: «собака бывает кусачей только от жизни собачьей...»

Агрессия может быть конструктивной и деструктивной. Стремление побеждать в соревнованиях, быть первым, активное продвижение по карьерной лестнице, умение защитить себя и других – все этo проявления агрессии конструктивной, которые поощряются в обществе. А вот всяческое насилие и разрушение осуждается и особую озабоченность вызывает насилие в среде детей и подростков.

Трудности в обучении и школьная агрессия… Здесь тоже есть определенная связь. Растет число детей с проблемами в обучении и растет школьная агрессия. Всем детям в школе хочется быть успешными в учебе, иметь друзей, быть популярными, но не всем это удается, тогда вместо этого дети заявляют о себе агрессивными выходками.

Любое поведение имеет смысл. И агрессивное тоже. Когда мы ищем ответ на вопрос «Почему он так поступает?», мы ищем причину, мы пытаемся в прошлом найти то, на что сегодня человек «отреагировал». И бывает, что ничего не находим, так как не тот вопрос задаем. Другой вопрос «Для чего он это делает?» заставляет нас искать цель или смысл поведения. Может быть, например, для того, чтобы заявить о себе: «Пусть я не такой как надо, но Я есть» – вот возможный смысл его поведения.

Я есть, т.е. чувство бытия - это то, чего не хватает многим детям. Родителям часто «некогда», а школа и учитель тоже не могут уделить каждому ребенку позитивное внимание («не за что!» - скажет родитель или учитель). Для ребенка даже негативное внимание, т.е возмущение, злость, недовольство других лучше безразличия. Если внимания не хватает в школе, дома, если у подростка нет популярности в группе сверстников, ему нужно как-то о себе заявить. Один из таких способов – агрессивное поведение, особенно, если по-другому не получается.

Еще несколько слов об агрессии в рисунках детей и подростков. Психологи часто используют рисунки как диагностический материал. Но делать выводы об эмоциональном состоянии ребенка только на основании рисунков(и, тем более, если обсуждается только один рисунок) будет неправомерным. Обычно рисунок используется в качестве вспомогательного, а не основного материала для того, чтобы сделать выводы. Самое главное – это реальное поведение ребенка или подростка в школе, дома, а также характер его отношений с другими людьми, его отношение к миру, к себе. Так, например, рисунки с агрессивными элементами – шипами, когтями, клыками, с использованием только мрачных тонов - часто рисуют дети агрессивные, и так же часто - совсем не агрессивные, даже боязливые.

Нередко ребенок рисует именно то, чего он боится, тем самым пытаясь бессознательно избавиться от своего страха. Сами дети и подростки, рассказывая о монстрах и других отрицательных персонажах, говорят, что те стали такими потому, что их никто не любит, или потому, что с ними люди жестоко обращались, и теперь они им мстят.

Если же говорить о влиянии телевидения, то здесь можно опять привести высказывание Аллана Гуггенбюля. Он рассказывает об исследовании, в котором принимала участие большая группа детей. При просмотре фильмов с элементами насилия и убийства, часть детей воспринимала их как что-то нереальное, существующее только в виртуальном мире; часть детей закрывала в страшные моменты глаза, не желая воспринимать отталкивающие их ужасы; часть испытывала благородные чувства и выражала свое моральное отношение к злу и жестокости; и лишь единицы юных зрителей получали от сцен насилия удовльствие. Причем, именно эти дети, по словам людей,которые их знали, сами нередко проявляли жестокость. Т.е, не наблюдение зла воспитывает в детях жестокость, а внутренняя готовность некоторых детей к насилию объясняет их повышенный интерес к просмотру сцен жестокости и даже желание им подражать. Об этой «внутренней готовности» – особый разговор.

Агрессия не возникает сама по себе. Она возникает между людьми, когда есть непонимание, противостояние, отвержение, манипулирование, предательство, страх. Когда человек живет не своей жизнью. Когда его нет для тех, для кого он хочет быть. Когда ребенок ждет любви, а его отвергают. Каждый человек хочет быть любимым, и если этого нет, он может отвечать агрессией. Он может отвечать злом на зло. Но может найти и другое решение. Детей можно учить принимать другие решения. Мы - взрослые - за это в ответе.

Доклад прилагается.

По пятому вопросу слушали зам. директора по безопасности Промского И.А.

Промский И.А. познакомил педагогический коллектив с инструкцией по правильному обращению с пиротехническими изделиями. Провёл инструктажи по охране труда и противопожарной безопасности. Выезды детей за пределы школы осуществляются только по приказу. Классным руководителям необходимо провести классные часы по правилам дорожного движения, по противопожарной безопасности во время зимних каникул, по применению пиротехнических изделий во время праздничных дней, по безопасности на водоёмах.


По шестому вопросу слушали классных руководителей.

1 класс - классный руководитель Попова Н.П.

На начало 2 четверти 5 человек, на конец четверти 2 четверти 5 человек. ^ Трудные дети: Цыплягина А.

2 класс - классный руководитель Чернова В.Л

На начало 2 четверти 7 человек, на конец четверти 2 четверти 7 человек.

Успевают на «4» и «5»: Панфилов Д., Ульянова К., Цыплягина В.

^ Трудные дети: Ульянова Кристина, Чистова Даша, Бежинаров Антон.

3 класс - классный руководитель Соснина С.В.

На начало 2 четверти 7 человек, на конец четверти 7 человек. В 1 четверти поступил Белкин И.

На «4» и «5» успевает Мохов Д., Зубаирова А.

^ Трудные дети: Орлов Я., Белкин И.

4 класс – классный руководитель Белкина С.С.

На начало 2 четверти 6 человека, на конец четверти 6 человек.

На «4» и «5» успевают Щегольков А., Ромашнин Д., Дымов А., Дымов М., Виноградова И.

^ Трудные дети: Лыщицкий В., Дымов М.,Щегольков А.

5 класс - классный руководитель Саблина С.А..

На начало 2 четверти 6 человек, на конец четверти 6 человек.

На «4» и «5» успевают Брызгунов Д, Брыкова В., Саморуков Ал., Габдрафикова Р., Мохов А., Селявина О.

6 класс – классный руководитель Кудинова Е.В.

На начало 2 четверти 7 человек, на конец четверти 7 человек.

На «4» и «5» успевают Захарова Т., Матниязов Д., Смирнов А., Щегольков И.

^ Трудные ученики: Малофеев Р., Крутов Д., Байтурсунов В.

7 класс – классный руководитель Лизунова Н.М..

На начало 2 четверти 8 человек, на конец четверти 8 человек.

На «4» и «5» закончили Рагулин А., Гальцев Д., Кутузов В., Чекмарёв В.

Не успевает по математике Шамина А.

^ Трудные дети: Блажин Евг., Рагулин А., Шамина А.

8 класс – классный руководитель Ященко Л.П.

На начало 2 четверти 9 человек, на конец четверти 9 человек.

На «4» и «5» успевают Горьков О., Захарова В., Хатаев Ал., Гансалес А., Анакин О., Карева О.

^ Трудные дети: Дубовицкая А., Кутузова А.

9 класс – классный руководитель Техова М.И.

На начало 2 четверти 11 человек, на конец четверти 11 человек.

На «4» и «5» успевают Зуев Д., Клопова О., Зуев Д., Чекмарёва Е., Комиссарова И., Виноградова Е.

^ Трудные дети: Давидюк Н., Генутис И., Виноградова Е., Комиссарова И., Шарипов Аз., Шарипов Ан.

Не успевает по математике Давидюк Н.

По седьмому вопросу слушали зам. директора по ВР Ермилову Г. А.

График работы воспитателей на время зимних каникул составлен. Администрация дежурит круглосуточно с 9 утра до 9 утра. На время зимних каникул утверждён и составлен план работы, которого необходимо придерживаться. Конспект мероприятия необходимо потом сдать. Дети разделены на 3 группы. В каждой группе есть дети, на которых надо обратить особое внимание. Этих детей не выпускайте из виду.

^ На прогулку во время зимних каникул воспитанники должны быть одеты в соответствии с погодой.


Решение:

  1. Каждому педагогу ознакомиться подробно с Посланием Президента РФ Путина В.В. к Федеральному собранию.

  2. В своей работе использовать материалы докладов Колмыковой О.Н., Самойловой М.Н., Желниной Е.А. по теме: «Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

  3. Итоги успеваемости за 2 четверть 2012-2013 учебного года считать удовлетворительными.

  4. Принять к исполнению инструкции по противопожарной, антитеррористической безопасности, ТБ и ТО в период зимних каникул.

  5. В зимние каникулы работать в соответствии с графиком и планом, утверждённым директором школы-интерната.



Председатель: __________________О.В. Сезонова.

Секретарь: _____________________ С.С. Белкина.





Похожие:

«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconАгрессия, ее причины и последствия
Эта беседа не случайна. Проблема детской агрессии стоит очень остро. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе,...
«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconГосударственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Организация и содержание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconПротокол педсовета №6/11-12 от 29. 05. 2012г
Тема: «Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные пути и методы формирования адекватного...
«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconПсихолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду наталья Викторовна Дозморова
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconПоложение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
Целью пмпк является обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,...
«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconНазвание статьи
Межрегиональные педагогические чтения по теме «Компетентностный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями...
«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconДля участников егэ с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п. 6 Порядка проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом мо РФ от 11. 10. 2011 года №2451,...
«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconШкола для учащихся, что родительский дом, только с большими возможностями и большим выбором, в ней также хорошо учиться и уютно как в семье: каждого любят, уважают, ценят независимо от учебных успехов за то, что он человек.
В школе каждый защищен. Никакого насилия, исключены условия для зачатков агрессии, вражды, жестокости
«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconПоложение №5 об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Парамоновской основной школе
Настоящее Положение определяет порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с пунктом...
«Школа без агрессии. Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья» iconКонкурс работников образования
Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов