Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема icon

Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема



НазваниеПротокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема
Дата конвертации15.01.2013
Размер336.89 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Комитета по образованию администрации Егорьевского муниципального района Московской области

140300, Московская область, Егорьевский район, д. Клеменово, ул. Фабричная, д. 3

Телефоны: 8(49640)55-134 (факс), 55-121, 55-155.


Протокол педсовета №1/12-13

от 30.08.2012 года

Тема. Итоги августовской педагогической конференции. Анализ учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебный год. Утверждение плана работы Клеменовской школы-интерната на 2012 – 2013 учебный год.

Присутствовали: директор школы-интерната Сезонова О.В., зам. директора по учебно-воспитательной работе Соснина С.В., зам. директора по безопасности Промский И.А., зам.директора по воспитательной работе Ермилова Г.А, соц.педагог Самойлова М.Н., врач школы-интерната Желнина Е.А., педагоги и воспитатели.

Вопросы:

1.Об итогах исполнения решений педагогического совета №8/11-12 от 20.06.12.

2.Итоги августовской педагогической конференции 2012 года.

3.Анализ учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебный год.

4.Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год.

5. Обеспечение комплексной безопасности воспитанников и сотрудников Клемёновской специальной (коррекционной) школы-интерната.

6.Комплектование педагогическими кадрами Клемёновской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида в 2011-2012 учебном году.

7. Утверждение плана работы школы-интерната на 2012-2013 учебный год.

8. Утверждение Программы производственного контроля на 2012 – 2013 учебный год.

9. Положение о ШМО воспитателей.

10. О выдвижении кандидатур на награждение Благодарственным письмом Московской областной Думы, о награждении Благодарственным письмом Главы Егорьевского муниципального района, Почетными грамотами Комитета по образованию администрации Егорьевского муниципального района.

11. Об утверждении кандидатуры уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в 2012 – 2013 учебном году.

12. Рабочие вопросы.


По первому вопросу слушали секретаря Белкину С.С.

Решения педагогического совета№8/11-12 от 20.06.12 выполнены в полном объеме.


По второму вопросу слушали директора школы-интерната Сезонову О.В.


Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшее десятилетие убедительно показало, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в условиях демократии, морали, справедливости и права, надо, чтобы демократия, мораль, справедливость и право жили в нас. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.

Сегодня в кругах специалистов, связанных с образованием, говорят о модернизации, а не реформе образования. И это правильно - и в обыденном смысле, и по существу. В обыденном смысле потому, что общество, сполна хлебнувшее горечь реформ последнего десятилетия, крайне негативно воспринимает само слово «реформа». Реформа - это преобразование, переустройство. Модернизация - это изменение в соответствии с требованиями современности.

^ Сегодня модернизация российского образования имеет, по существу три смысла, три измерения:

1. В историческом плане она представляет собой логическое, закономерное завершение образовательной реформы 1992 года, одной из двух социально-гуманитарных реформ начала 90-х годов, юридически закрепленных в двух базовых законах молодой

российской демократии - в Законе "Об образовании" и в Законе "О средствах массовой информации". Тогда в силу многих причин не удалось провести комплексное, всестороннее обновление образования. Технологический этап реформы фактически не состоялся, и нынешняя модернизация образования являет собой, по сути, этот технологический этап. В настоящее время созданы многие нормативно-правовые и организационно-экономические механизмы, чтобы в полной мере мог быть реализован Новый Закон РФ "Об образовании".

2. В плане реконструкции, восстановления образовательной отрасли модернизации предстоит преодолеть последствия общесистемного социально-экономического кризиса, который поставил эту отрасль на грань выживания, а педагогический корпус - за черту бедности. Здесь стоят огромные задачи по оздоровлению и развитию образовательной сферы, требующие напряженных усилий государства, общества и самой системы образования, интенсивной и динамичной мобилизации ее внешних и внутренних ресурсов.

3. Не менее сложны задачи модернизации в плане собственно обновления образования, преодоления все более и более нарастающего его отставания от потребностей развития страны. В этом плане задачи модернизации образования приобретают максимальную общенациональную значимость. Ибо мы проходим развилку, где определяется, будет ли образование стимулом неподвижности общества или фактором его экономического роста и благосостояния, фактором конкурентоспособности и
национальной безопасности страны.


Мы привыкли к мысли, что у нас "самое лучшее в мире образование". Но даже "самое лучшее" имеет свойство стареть. Таков закон жизни. И здесь пора вспомнить известное кэрролловское правило: "Если хочешь оставаться на месте - надо бежать со всех ног; если хочешь продвигаться вперед - надо бежать в два раза быстрее".

В традициях российского образования наиболее дорого то, что в первую очередь, это - его фундаментальность. Не столько важен простой объем знаний, сколько то, как они структурированы. Во вторых, это - ценностное воодушевление образования. Ценности нашей культуры должны быть представлены на всех уровнях. Третье, это то, что традиция российского образования на первое место всегда ставила не обучение, а воспитание. Важно, кто является носителем знания. Образование - это воспитание и обучение. Эти ценности, должны быть сегодня ориентиром для педагогов не зависимо от того, какой предмет они преподают. Именно эта традиция придает российскому обществу историческую преемственность и культурную уникальность.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Далее директор школы-интерната Сезонова О.В. познакомила педагогический коллектив с проектом решения августовской конференции педагогической общественности Егорьевского муниципального района от 29 августа 2012 года.


По третьему вопросу слушали замдиректора по УВР Соснину С.В.


В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы-интерната работал над реализацией основной цели общеобразовательной деятельности, а также вытекающих из нее задач и критериев их решения.

^ Цель образовательной деятельности: создание условий для развития школьника с учетом обеспечения коррекционного компонента, развития компенсаторных возможностей и совершенствование работы педагогов на основе личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.

Задачи образовательной деятельности:

Усиление личностно-ориентированного направления образования, совершенствование традиционных и развитие новых коррекционных педагогических технологий, направленных на развитие индивидуальных возможностей школьника.

^ Обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы-интерната.

Продолжение формирования банка данных по диагностики и мониторингу учебно-воспитательного процесса.

Деятельность педагогического коллектива нацелена: на обеспечение соблюдения закона «Об образовании» по выполнению государственного образовательного стандарта, адаптивность образования через личностно-ориентированный подход, на основе применения педагогического мониторинга, современных педагогических и информационных технологий.

Давая общую оценку выполнения цели, выдвинутой педагогическим коллективом, мы делаем вывод, что, в целом, она решалась достаточно успешно, но требует дальнейшего развития, о чем свидетельствует анализ выполненных задач.

^ Поставленные задачи остаются актуальными, так как их составляющие являются обязательными элементами развития учебно-воспитательного процесса в школе-интернате.

В школе создан психолого-педагогический комфорт, поддерживаются сложившиеся традиции, заметно стремление педагогического коллектива к поиску организационных форм развивающей деятельности.

К числу «сильных» сторон школы следует отнести значительный творческий потенциал педагогов, инициативность, эмоциональную и личностную открытость, психологический «настрой» на оптимальную работу.

Каждый учитель стремится правильно, оценить и вовремя скорректировать свою работу. Поэтому педагогами осуществляется анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщается опыт, составляется план профессионального развития.

Особенность этих действий – направленность на самого себя, изучение уровня своего педагогического мастерства через анализ процессуальной результативной сторон деятельности.

^ Коллективу школы есть и над, чем работать. Необходимо стереть четкие границы между учебной и воспитательной деятельностью, интегрировать многие формы работы.

Необходимо работать над

- более тесным взаимодействием учителя и воспитателя, классного руководителя;

- расширять творческое сотрудничество между всеми участниками педагогического процесса;

- обратить особое внимание на взаимодействие школы и социума.

Важным направлением методической работы являлось постоянное совершенствование педагогического мастерства через курсовую систему повышения квалификации и стимулирование педагогов школы к аттестации.

^ В 2011-2012 учебном году курсы повышения квалификации прошли 16 педагогов.

Образовательная программа и учебный план предусматривают выполнение главной функции – выполнение государственного образовательного стандарта, общее развитие ребенка в процессе обучения и воспитания. Главным условием для достижения этих целей являлось включение каждого ребенка в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанной цели обеспечивалось поэтапным решением задач на каждой ступени обучения.

Для решения поставленных задач в школе-интернате имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты. Работа была организована на основе учебного плана. Соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами.

Уровень недельной нагрузки на учащихся не превышал предельно допустимой нормы. Учебный план включал общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно-отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, а также факультативные занятия.

^ В 2011-2012 учебном году в школе-интернате обучалось 64 учащихся.

1 ступень – 26 чел. (4 класса)

2 ступень – 38 чел (5 классов)

В 2011-2012 учебном году вся работа учителями проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика. Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Возросла творческая активность.

^ По итогам работы отмечается заинтересованность педагогов школы в личностном росте, повышении профессионального уровня.

В следующем учебном году необходимо продолжить работу по внедрению новых технологий преподавания учебных предметов. Под этим понимается организация учебного процесса в рамках действующих программ таким образом, чтобы в процессе освоения учебного материала действительно развивался механизм компенсации у каждого ученика, имеющего какие-либо нарушения и трудности в обучении.

^ В основу планирования любого урока должен быть положен ряд принципов, которые способствуют усилению коррекционной направленности.

1. Принцип усиления мотивационной направленности учебного поведения.

2. Принцип мобилизации механизма компенсации каждого ученика, на основе систематического развития высших психических функций.

3. Принцип формирования продуктивных способов обработки и усвоения информации.

^ 4. Принцип развития динамического восприятия.

Основанный на выделенных принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как с целостной личностью, принимает его таким, каков он есть и

помогает ему раскрыть свои потенциальные возможности, решив тем самым проблему компенсации дефекта.

Подробный анализ учебно-воспитательной работы прилагается.


По четвёртому вопросу слушали зам. директора по ВР Ермилову Г.А.


В 2011-2012 учебном году организация процесса воспитания в школе осуществлялась в соответствии с утвержденной педагогическим советом Программой развития воспитательной системы школы, которая позволила обеспечить с учетом реальных условий и факторов практическое решение цели, задач по достижению результата воспитанности учащихся.

^ Численность контингента учащихся составляет на 1.09.2011г. - 61 человек,

из них: 2 детей приходящего контингента, 59 находились на круглосуточном пребывании.

^ В школе обучается 6 детей– инвалидов, 8 сирот, 19 детей оставшихся без попечения родителей.

Социальный паспорт школы:

Всего учащихся: 64 человека.

В том числе: - из многодетных семей – 12 ( 32 %)

- из малообеспеченных семей – 37 ( 100 %)

 -из неполных семей – 25 (67 %)

 - из неблагополучных семей – 12 ( 32 %)

- состоящих на учете в ОДН - 4 ( 6 %)

 - детей-инвалидов – 6 (9 %)

Было сформировано 7 воспитательских групп.

- 1, 4 класс – 13 человек.

- 2, 3 класса – 13 человек.

- 5 класс – 7 человек.

- 6 класс – 8 человек.

- 7 класс – 8 человек.

- 8 класс - 9 человек.

- 9 класс- 6 человек.

Количество воспитателей 14 человек.

из них высшее педагогическое образование имеют-8 человек,

среднее–специальное-6 человек.

^ Имеют стаж работы от 5 до 10 лет – 3 человека,

от 10 до 15 лет – человек,

свыше 15 лет – 4 человека.

Высшую квалификационную категорию имеет 1 воспитатель,

первую квалификационную категорию имеют 4 воспитателей

не имеет квалификационной категории 1 человек.

^ Не проходил курсы повышения квалификации более 5 лет 1 человек.

В стенах школы созданы благоприятные условия для полноценного осуществления воспитательной работы с воспитанниками. Жизнедеятельность воспитанников школы – интерната осуществляется по режиму дня составленному на основе п. 2.8СаНПиНа 2.4.990-00 «Требования к режиму дня и организации учебно – воспитательному процесса» и п.2.8 СаНПиНа 2.4.1201-03 «Требования к организации режима дня». Режим дня осуществляется с учётом требований коррекционного образовательного учреждения.

Структура работы педагогического совета и совещаний при директоре предусматривает обязательное вынесение вопросов связанных с воспитанием учащихся на рассмотрение всех участников образовательного процесса.

Тема, над которой работала школа-интернат:

«Внедрение современных технологий с учётом обеспечения коррекционного компонента развития компенсаторных возможностей учащихся и совершенствование работы педагогов на основе личностно – ориентированного учебно – воспитательного процесса».

Цель:

Создание условий для адаптации личности в современном социуме, воспитание у учащихся гражданственности и любви к родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и правосознания, национальной и религиозной терпимости.

Задачи:

Развитие познавательной активности.

Формирование гражданского– патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества.

Повышение социальной активности учащихся.

^ Организация досуговой деятельности воспитанников. Вовлечение каждого ребенка в кружковую и секционную деятельность, воспитание разносторонне развитой личности.

Продолжать работу по привитию воспитанникам культурных навыков, способствующих улучшению социально – бытовой ориентировки в обществе.

^ Осуществление деятельности, направленной на организацию здорового образа жизни воспитанников.

Работа с детьми девиантного поведения, воспитательная работа направленная на коррекцию поведения.

^ Решение вопросов социального характера, сопровождение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлении их прав.

Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной

деятельности, овладение общечеловеческими нормами этикета. Формирование нравственной позиции.

Пропаганда здорового образа жизни.

^ Организация обучения педагогов современным методикам и технологиям воспитательной работы. Изучение и распространение передового опыта воспитательной работы.

Повышение эффективности воспитательной работы через систему контроля и анализа.

^ На основе выдвинутых задач были сконструированы воспитательные планы и программы:

«Развитие» до 2014 г.

«Здоровье сберегающие технологии»,

«Информационные технологии»,

«Коррекционные технологии»,

«Личностно – ориентированные технологии»,

Игровые технологии

Основные направления воспитательной работы:

Гражданско-патриотическое воспитание;

Эстетическое воспитание;

Духовно-нравственно воспитание;

Правовое воспитание;

Формирование ЗОЖ;

Организация досуга;

Организация работы с детьми «девиантного» поведения;

Кружковая работа;

Профилактика травматизма;

Работа с родителями;

ШМО

По каждому из указанных выше направлений, была проделана следующая работа.

^ Гражданско-патриотическое воспитание:

Единый классный час «Егорьевск-частичка России!» (сентябрь 2011 г.)

Просмотр фильма «Город Святого Егория» (сентябрь 2011 г., 1-9 классы)

Конкурс рисунков «Мой родной город» (сентябрь 2011г., 5-9 классы)

^ Оформление классных уголков «Егорьевск-частица России» (1-9 классы)

Посещение Егорьевского историко-художественного музея (1-9 классы, в течение года)

Классные часы, посвящённые Дню согласия и примирения (ноябрь 2011 г.)

7. Классные часы, посвящённые 69-ой годовщине битвы под Москвой( 30.11-5.12.11 г.)

Классные часы, посвящённые Дню Конституции

9. Месячник военно-патриотического воспитания:

- Классные часы «Я – гражданин России»

- смотр-конкурс инсценированной военно-патриотической песни (5-8 классы)

- военно - спортивная игра «Зарница», посвящённая Дню Защитника Отечества, для учащихся 1-9 классов (февраль 2012 г.)

- Смотр строя и песни. (1-9 классы, февраль 2012 г.)

^ 10. Конкурс рисунков и поделок, посвящённый Дню космонавтики (1-9 классы, апрель 2012 г.).

11. «Вахта памяти» к 68-летию Великой Победы ВОВ:

- Уроки Мужества

- встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла

- концерт для ветеранов ВОВ и тружеников тыла

- возложение гирлянды к памятнику, воинам Клемёновцам ,погибшим в годы ВОВ (1-9 классы)

^ 12. Классные часы, посвященные знаменательным датам.

Правовое воспитание:

Начальная школа (1 – 4 классы)

Сентябрь – «Герб РФ»

Октябрь – «Флаг РФ»

Ноябрь – «Гимн РФ»

Декабрь – «Я гражданин России»

Январь – «Мои права и обязанности»

Февраль – «Москва – столица моей Родины»

Март – «Что такое плохой поступок?»

^ Апрель – «Моя Родина – Россия»

Май – «Декларация прав ребёнка»

Среднее звено (5 – 7 классы)

Сентябрь – «Кто такой гражданин?»

Октябрь – «Золотое правило нравственности»

Ноябрь – «Права и обязанности гражданина»

^ Декабрь – «Декларация прав ребёнка»

Январь – «Общечеловеческие ценности»

Февраль – «Роль семьи в жизни человека и общества»

Март – «Несовершеннолетние – как участники жилищно-правовых отношений»

^ Апрель – «Религиозные верования и их место в современном мире»

Май – «Ответственность за соучастие и участие в преступлении»

Старшее звено (8 – 9 классы)

^ Сентябрь – «Что такое государство?»

Октябрь – «Конституция РФ – основные законы государства»

Ноябрь – «Что такое право? Роль права в жизни человека, общества. (Право и закон)

^ Декабрь – «Основы трудового права»

Январь – «Правовая культура»

Февраль – «Основы семейного права»

Март – «Социальные права человека»

Апрель – «Право на образование»

Май – «Практическое занятие по составлению нужной документации (заявление, расписка, просьба, ходатайство)

^ Формирование ЗОЖ

- цикл классных часов по ЗОЖ ( в течение года)

- беседы медработников школы ( в течение года)

- Дни здоровья (1 раз в четверть)

- К Международному дню отказа от курения:

- Беседа студентов мед. колледжа «Наркотики-чума 21 века » (ноябрь 2011 г., 5 - 7 классы)

- Участие в специальной олимпиаде для детей с ограниченными возможностями здоровья





п/п


Вид соревнований

Ф.И.О. участников

Результат

1.

Плавание

Крылова М.

Горьков О.

2место

2 место

2.

Лыжные гонки

Ермолаев И.

2место

3.

Мини-футбол

Сборная команда

3 место



- 7.04.12.г.- Всероссийский день здоровья: классные часы, спортивные состязания

- 27.04.12 г. – День защиты детей:

- Классные часы о режиме дня, о здоровом питании, о профилактике заболеваний, о вредных привычках и т.д.

- Неделя ФЗК ( апрель 2012 г.)

- выпуск газет о здоровом образе жизни;

- турниры по различным видам спорта;

- Работа спортивных секций в течение года: 3 секции/45 человек

- Работа оздоровительного лагеря на базе школы - интерната ( каникулярное время)

^ Был проведён мониторинг «Здоровье», который выявил:

- общее физическое здоровье ребёнка;

- качество заботы ребёнка о своём здоровье;

- двигательную и физическую активность ребёнка;

- качество знаний правил здорового образа жизни и способность их реализации.

Традиционные общешкольные праздники:

1. 1 сентября 2011 г.– День Знаний День, Мира

- Общешкольная линейка, посвящённая Дню знаний.

- Классные часы на тему «С днём рождения родной город ».

- Посещение городских мероприятий.

2. Ко Дню города (13.09.11)

- конкурс рисунков «Егорьевский край – частица России»;

- очные и заочные путешествия по родному городу.

3. 4 октября 2011 г.Всемирный день защиты животных:

-конкурс рисунков «Братья наши меньшие» (1-4 классы)

- викторина «Что мы знаем о редких животных» (5-9 классы)

^ 4. 5 октября 2011 г- День Учителя:

- выпуск поздравительных газет;

- поздравление учителей-ветеранов;

- День самоуправления;

- праздничный концерт «Не смейте забывать учителей».

^ 5. Осенние праздники (КТД):

-утренник «Праздник урожая» для учащихся 1-4 классов

- «Есть в осени первоначальной…» - музыкально - поэтическая программа для учащихся 5-9 кл.

- конкурс рисунков «Золотая осень»- для учащихся 1 - 9 классов

^ 6. Ко Дню матери:

- праздничный концерт в Клемёновском клубе «Рассвет» (с участием воспитанников школы – интерната.

7. Классные часы, посвященные 71-ой годовщине контрнаступления советских войск под Москвой

- общешкольное мероприятие посвященное 68-ой годовщине контрнаступления советских войск под Москвой.

^ 8. Декабрь 2011 года Новогодний фестиваль:

- Конкурс на лучшее оформление игровых и классных комнат.

- Новогодняя сказка для учащихся 1-9 классов «Необыкновенные приключения в Новогоднюю ночь»;

- Праздничные новогодние огоньки в группах.

9. Викторина по ПДД «Красный, желтый, зелёный» - познавательная программа для воспитанников 1 – 4 классов.

10. День Святого Валентина:

- Веселая почта для учащихся 1-9 классов;

11. К Дню Защитника Отечества:

- Конкурс инсценированной военно-патриотической песни (5-7 классы);

- военно-спортивная игра «Зарница» (1-9 классы)

- «Рыцарский турнир» - спортивный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества (1 - 9

классы, 23.02.12 г.)

12. К Международному женскому дню:

- выпуск поздравительных газет (5-9 классы)

- Праздничный концерт «Для милых дам…» (5.03.12 г)

13. 7.04.12 г. - Всемирный день здоровья: единый классный час «За здоровый образ жизни»,

беседы медработников, спортивные состязания

14. 27.04.12 г. - День Защиты детей: беседы медработников, плановая эвакуация из здания школы – интерната.

15. Вахта Памяти ко Дню Победы:

- Уроки мужества (5-8.05.12 г., 1-9 классы),

- возложение цветов к памятнику воинам Клемёновцам, погибшим в годы ВОВ (09.05.12 г., 1-9 классы)

-Встреча с ветеранами ВОВ, концерт для ветеранов (7.05.12 г., 1-9 классы)

- Поздравления ветеранов д. Клемёново, д. Назарово, д. Овчагино, д. Хохлево воспитанниками и педагогами школы – интерната. (08.05.12г.)

176. Праздники:

- Прощание с 1 классом (26.05.12 г.)

- Праздник Последнего звонка в 9 классе (25.05.11 г.);

- Прощание с начальной школой (28.05.11 г.)

Проведение встреч, совместных мероприятий:

1) С медицинскими работниками:

- беседы студентов медицинского колледжа «Вредные привычки», «Профилактика СПИДа» (5-9 кл);

- беседы школьного врача Желниной Е.А. «Профилактика ранней беременности» (девушки 8-9 кл), «О вреде абортов» (девушки 8 - 9 кл)

- Наркотическая, алкогольная и никотиновая зависимости. Свобода и ответственность»

(8-9 классы)

- «Смертоностный союз алкоголя и табака» ( 8 - 9 класс)

- «Наркотики-чума 21 века!» (5 – 9 классы.)

^ 2) С работниками ОВД:

- беседы инспекторов ОДН Ширяевым С.И., Ястребковой А.И.

- «Ответственность за правонарушения»5-9 классы

- «Уголовная ответственность» 15 чел.

^ 3) С учреждениями культуры:

- Посещение ДК им.Конина

- Посещение ЦДиО «Пегас»

- Показ представлений и цирковых программ в здании школы

- Посещение мероприятий в городской семейной библиотеке

4) С ветеранами:

- 06.05.2012 встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла (1- 9 классы)

^ 5) С музеями:

- Посещение историко-художественного музея г.Егорьевск (5 - 9 классы)

Мероприятия, проведенные для жителей д. Клемёново

1).Трудовые десанты по уборке прилегающих к территории школы – интерната улиц (ул. Центральной, ул. Фабричной, ул. Совхозной

^ 2).Совместные мероприятия с ДК «Рассвет» («День матери», «Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла»).

Организуя жизнедеятельность воспитанников в условиях школы-интерната, педагоги вели работу по всем направлениям воспитательной деятельности, согласно годового плана, используя разнообразные формы:

- внеклассные коррекционные занятия и тематические беседы;

- тематические недели;

- культурно-массовые и спортивные мероприятия;

- рекреационная работа;

- работа с социумом;

- занятия в кружках по интересам.

В воспитательной работе школы-интерната сформирована система социально-значимых традиций, определены приоритеты направления деятельности, при которых каждый день недели предназначался для развития какого-то одного направления, вида деятельности личности: здоровья, творческого развития, совершенствование трудовых навыков, духовно - нравственного и. т. д.


^ День недели

Направления деятельности

Понедельник

личностное развитие воспитанников

Вторник

охрана здоровья, физическое развитие

Среда

основы гражданского и патриотического воспитания

Четверг

трудовое воспитание

Пятница

основы социализации и общения

Суббота

творческое воображение

Воскресенье

конкурсы, викторины, сюжетно-ролевые игры


^ Смена дней недели предполагала разнообразные формы проведения внеклассных мероприятий:

Такая форма работы данного планирования позволяет определить, какие мотивы, желания являются наиболее значимыми для каждой возрастной группы, чтобы уметь ими (мотивами) управлять, учитывать их в своей повседневной деятельности, а также выделить основные виды деятельности, которые на данном этапе развития ребёнка являются ведущими в его становлении.

Педагогический коллектив Клемёновской школы-интерната в 2011-2012 учебном году продолжил работу по созданию условий для адаптации личности в современном социуме, воспитанию у учащихся гражданственности и любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и правосознания, национальной и религиозной терпимости.

В течение всего учебного года педагоги школы-интерната работали над проблемой доведения до сознания учащихся доброжелательного и заботливого отношения к людям, уважения к старшим и своим сверстникам, к учителям и родителям, формирование в воспитанниках честности и справедливости, патриотизма, любви к своему краю, благородства и доброты, потребности и способности к нравственному и эстетическому самовоспитанию.

Принципиально было изменено содержание воспитательного процесса. В основу тематики проведения бесед, вечеров, встреч была положена идея развития личностных начал каждого воспитанника, формирование у него мотивации к осуществлению деятельности и развитие определённых отношений к тому, что он осуществляет. При подборе содержания воспитательных мероприятий акцент делался на смыслообразующие мотивы личности, что заставило воспитателей пересмотреть тематику воспитательных часов с позиции «А интересно ли это будет моим воспитанникам? Что это даст в плане поведения?»

^ Именно такой подход обусловил включение в программу новых разделов и блоков: » Я сам». «Я и другие», « Я - личность».

Важное место в 2011 - 2012 учебном году было уделено внедрению новых форм воспитательной работы: психологических тренингов, занятий по оригами, вечеров-досугов. Каждая из названных форм отрабатывалась отдельным воспитателем с позиции коррекционной направленности и эффективности этой формы для конкретной возрастной группы.

Систематическое включение всех воспитанников в разнообразные формы воспитательной работы способствовало решению проблем коррекции эмоционально – волевой сферы. Наиболее плодотворным в этом плане явились трудовые, с/х работы, ремонтные работы, т.е. те виды работ, которые связаны с работой для общества. За каждой группой закреплена территория школы – интерната, ежедневная прогулка начинается с уборки. Дежурство в школе по столовой проходит еженедельно. В летний период на базе школы – интерната работает ремонтная бригада.

Именно производительный аспект социализации личности был взят за основу в работе по привитию трудовых навыков. Работа по благоустройству пришкольной территории, наведение уюта в нашем интернате, создание клумб и цветников, экологические субботники - вот аспект востребованности наших воспитанников.

Воспитанники школы – интерната регулярно выезжают в историко – художественный и краеведческий музеи, в боулинг клуб («Бережки - Холл»), посещают развлекательные мероприятия в ДК им. Конина, посещают центральную детскую библиотеку.

Осуществляется преемственность учебного и воспитательного процесса, поэтому содержание внеклассных занятий по профориентации связано с теми профессиями, которые осваивают наши выпускники: швея, помощник садовода, столяр, маляр-штукатур. С учащимися выпускных классов проводится профориентационная работа, совершаются экскурсии в профессиональные училища с целью последующего выбора места учёбы.

^ В 2011 – 2012 году Клемёновскую школу – интернат окончили 6 человек. Организация работы с детьми «девиантного» поведения

На 01.09.2011г. на учёте в ОДН состоял один ученик, Генутис Илья (8класс),за административное правонарушение, совершённое в августе 2011 года поставлен на учёт Давидюк Николай (8класс), в октябре 2011 года из специальной коррекционной школы№7 , в 8 класс переведена Комисарова Ирина, ранее поставленная на учёт в ОДН.9 мая 2012г. совершил самовольный уход за пределы школы-интерната, ученик 9 класса зыков Александр, возвращён в школу-интернат силами педагогов. За употребление спиртных напитков Зыков А. поставлен на учёт в ОДН 21.05.12.

На 31.05.2012 года на учёте в ОДН состоит 4 человека.

В школе создана комиссия по профилактике правонарушений, составлен школьный план и совместный план мероприятий ОДН и УВД по Егорьевскому муниципальному району. На регулярных заседаниях Совета профилактики не только обсуждается поведение правонарушителей, но и анализируется и изучается состояние воспитательной и профилактической работы, направленной, прежде всего, на предупреждение негативных поступков среди несовершеннолетних школы-интерната. За каждым «трудным» ребенком закреплен наставник, составлен индивидуальный план работы. Осуществляется строгий контроль за посещаемостью, все учащиеся состоящие на ВШУ и в ОДН посещают кружки и секции, плавательный бассейн. На самоподготовке к данной группе детей осуществляется индивидуальный подход. Вся воспитательная работа строится не только на выявлении отрицательных поступков, высказываний замечаний, но и на тех положительных чертах характера, которые можно развивать. Для трудновоспитуемых подростков педагоги стараются создать «ситуацию успеха», которая позволяет детям задуматься о своем поведении и не совершать в дальнейшем асоциальных поступков.

^ Для профилактики самовольных уходов и правонарушений ведётся следующая работа:

- индивидуальные беседы инспектора ОДН Ястребковой А.И.

- все дети группы риска заняты в кружках и секциях.

- за каждым таким воспитанником закреплён педагог-наставник, составлен план индивидуальной работы на год.

- ведётся ежедневный учёт посещения учебных занятий воспитанниками.

- любые нарушения режимных моментов незамедлительно обсуждаются педагогами совместно с воспитанником для выявления причины и предотвращения их повторения

^ Работа по профилактике правонарушений среди подростков:

- Работа школьной комиссии по профилактике беспризорности и правонарушений среди

подростков (в течение года)

- Совместная работа с инспекторами ОДН (индивидуальные беседы с «трудными» детьми,

^ Консультации (в течение года)

- Работа с неблагополучными семьями

- Заполнение классными руководителями и воспитателями дневников наблюдений на «трудных» детей

Рейды в неблагополучные семьи (в течение года)

- Организация досуга учащихся

- Организация дополнительного образования (7 кружков и 3 секции)

- Классные часы на тему: «Честь. Достоинство.Совесть» (1-9 классы, в течение года)

- работа школьного психолога (анкетирование, индивидуальные беседы с учащимися и их

^ Родителями и лицами их заменяющими)

- беседы медработников и представителей Православной церкви (с Матушкой Марией настоятельницей Казанского женского монастыря).

- Месячник «Нет наркотикам» (ноябрь 101г.)

Кружковая работа

На базе школы – интерната организовано 10 объединений дополнительного образования

^ Охват учащихся кружковой работой:

A) 1-4 классы: в школе - 12 человек

вне школы – 5 человек ( ДК «Рассвет», д. Клемёново)

Б) 5-9 классы: в школе – 53 человека

вне школы – 10 человек ( ДК «Рассвет», д. Клемёново)

^ Всего: в школе 64человека-/97%

вне школы – 15 человек/ 25%

Профилактика травматизма

Мероприятия по профилактике ДТП:

- оформление стенда по ПДД

- 2.09.12 г. – Единый день профилактики ДТП (классные часы, встречи с работниками ГИБДД)

- Разработка маршрутов «Безопасный путь от дома до школы и обратно» (1-9 классы,

сентябрь 10г.)

- Викторина для учащихся 1 – 4 классов «Красный, жёлтый, зеленый»

- встречи с работниками ГИБДД

- конкурс рисунков по ПДД (1-9 классы, октябрь, март)

- мероприятие «Если ты - велосипедист» (викторина по правилам ДД для велосипедистов 5-9 кл.)

^ Работа с родителями

Мероприятия с участием родителей и детей:

- Линейка 1 сентября 2012 года

- Осенние праздники

- Концерт ко Дню Матери

- Новогодние праздники (общешкольные и классные)

- Мероприятия, посвящённые последнему звонку

^ Другие формы работы с родителями:

- Индивидуальная профилактическая работа с родителями состоящими на школьном учёте как неблагополучные семьи, направленна на формирование ответственного отношения к выполнению родительских обязанностей

^ Главными задачами М/О воспитателей являлись:

- внедрение современных педагогических технологий с учётом обеспечения коррекционного компонента и развития компенсаторных возможностей;

- повышение профессиональной квалификации воспитателей;

- выявление, обогащение и распространение положительного передового педагогического опыта творчески работающих воспитателей;

- внедрение в воспитательный процесс индивидуальных технологий и коррекционных развивающих упражнений;

- совершенствование работы воспитателей на основе личностно – ориентированного воспитания с разными категориями учащихся.

^ М/О воспитателей насчитывает 17 педагогов, из них 6 имеют высшее образование; первую категорию – 13 педагогов, вторую – 4 педагога.

Основные направления над которыми работало М/О в этом году:

- педагог 21 века;

- национальная культура – наше достояние;

- формирование основ трудового воспитания.

В этом году воспитательная работа планировалась с использованием книги Е.Д. Худенко « Огранизация и планирование воспитательной работы в специальной/коррекционной/школе – интернате».На М/О отмечались положительные стороны в планировании, но были и некоторые отрицательные моменты: сложно было определиться с формами работы на занятиях в старшем звене. На 2011 – 2012 учебный год было запланировано 3 открытых мероприятия, 2 круглых стола и 1 семинар, все доклады прочитаны и имеются в наличии, все они были грамотно подготовлены, эстетически оформлены и пополнили методическою копилку.

^ Особенно хочется отметить всех воспитателей за подготовку и проведение внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.

Анализируя работу М/О воспитателей за 2011 – 2012 учебный год, хочется сделать следующие выводы:

- признать работу М/О воспитателей удовлетворительной;

- продолжить развитие педагогической культуры, педагогов через изучение, внедрение новых педагогических технологий;

- формировать умение вести педагогическую деятельность в соответствии с рекомендациями психолого – педагогической науки и передовой практики.

Основные направления воспитательной работы М/О на 2012 – 2013 учебный год:

- круг общения в коррекционной школе - интернате;

- личностное развитие учащегося;

- адаптация в современном социуме.

Методическая работа воспитателей учитывает ограниченные возможности здоровья воспитанников. Строится на методах сотрудничества и взаимопонимания, создании благоприятных условий содержания, обучения, воспитания подрастающего поколения

Воспитание – сложный, трудоемкий и кропотливый процесс. Педагогу необходимо всегда быть в поиске путей и средств воспитания. Это поиск подхода к ребенку: когда быть с ним строгим или добрым, снисходительным или требовательным, суровым или ласковым, уступчивым или непреклонным. Это поиск, в трудном случае: их может быть великое множество, а выбрать нужно единственно правильное! Это поиск положительных, сильных черт у ребенка, на которые можно опереться в воспитании. Это поиск в самом себе терпения и любви, без которых невозможен контакт с детьми, невозможен процесс воспитания.

Анализ отчетов классных руководителей и воспитателей показал, что проделанная работа способствовала становлению коллективов в классах, сформированы санитарно-гигиенические навыки и умения самообслуживающего труда, дети владеют навыками коммуникативного поведения. Созданы условия для развития индивидуальных и творческих способностей детей, воспитанники владеют общепринятыми нормами поведения.

^ Уровень воспитанности по результатам обработки данных всех классов за прошедший учебный год вырос на 7% и составил 70% по школе.

Цель: Создание условий для адаптации личности в современном социуме, воспитание у учащихся гражданственности и любви к родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и правосознания, национальной и религиозной терпимости.

Задачи:

^ Организация досуговой деятельности воспитанников. Вовлечение каждого ребенка в кружковую и секционную деятельность, воспитание разносторонне развитой личности.

Продолжать работу по привитию воспитанникам культурных навыков, способствующих улучшению социально-бытовой ориентировки в обществе.

^ Осуществление деятельности, направленной на организацию здорового образа жизни воспитанников.

Работа с детьми девиантного поведения, воспитательная работа направленная на коррекцию поведения.

^ Решение вопросов социального характера, сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление их прав.


По пятому вопросу слушали замдиректора по безопасности

Промского И.А.

Промский И.А. познакомил сотрудников школы-интерната с инструктажами по антитеррористической безопасности, по охране труда на рабочем месте педагогического персонала, противопожарной безопасности педагогического персонала, в осенний период в лесной полосе.

^ Курение на территории учебного заведения запрещено и детям, и взрослым.

С этого учебного года введены новые правила противопожарного режима.

Всем педагогам перед началом учебного года обновить в памяти инструктажи.

Провести инструктажи с учащимися с записью в журнал инструктажей.


По шестому вопросу слушали директора школы-интерната Сезонову О.В.


Директор школы-интерната познакомила педагогов с тарификацией и комплектованием педагогическими кадрами на 2012-2013 учебный год.

Приложение к протоколу №3.

По седьмому вопросу слушали зам. директора по УВР Соснину С.В. и зам. директора по ВР Ермилову Г.А.

Приложение №4.

По восьмому вопросу слушали директора школы-интерната Сезонову О.В.

Сезонова О.В. представила на утверждение Программу производственного контроля на 2012 – 2013 учебный год. Приложение к протоколу №5.

По девятому вопросу слушали председателя ШМО воспитателей Кукушкину Е.И.

Кукушкина Е.И. познакомила педагогический коллектив школы-интерната с Положением о ШМО воспитателей.

По десятому вопросу слушали директора школы-интерната Сезонову О.В.

Сезонова О.В. объявила о запросе Комитета по образованию по представлению кандидатур педагогов школы-интерната на награждение Благодарственными письмами Московской областной Думы и Главы Егорьевского муниципального района, Почетной грамотой Комитета по образованию.

Сезонова О.В. предложила представить на награждение Благодарственным письмом Московской областной Думы кандидатуру учителя начальных классов Белкину С.С., на награждение Благодарственным письмом Главы Егорьевского муниципального района воспитателя Карову Е.В., грамотой Комитета по образованию учителя математики Лизунову Н.М. и воспитателя Крылову Л.А.

Предложение директора школы-интерната поддержали председатель профкома Кудинова Е.В. и заместитель директора по УВР Соснина С.В. Они охарактеризовали названных педагогов, как знающих, опытных и добросовестных сотрудников, работающих с высоким педагогическим потонциалом, грамотно строящих сопровождение обучающихся и воспитанников.

По одиннадцатому вопросу слушали директора школы-интерната Сезонову О.В.


В соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка и Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Законом Московской области № 136/2006-ОЗ «Об образовании» и в целях введения Уполномоченного по защите прав участников в образовательном учреждении Сезонова О.В. предложила продлить полномочия социального педагога Самойловой М.Н. как уполномоченного лица по защите прав участников образовательного процесса в 2012 – 2013 учебном году.


По двенадцатому вопросу слушали директора школы-интерната Сезонову О.В.


В школу поступили новые ученики: 5 учеников в 1 класс; 1 ученица во 2 класс; 1 ученик в 8 класс и 2 ученика в 9 класс.

Данных учеников необходимо в ближайшее время обеспечить мягким инвентарем в соответствии с нормативом. Воспитателям и классным руководителям по данному вопросу обратиться к кладовщику Щуравиной М.Н.

Классным руководителям проверить личные дела учащихся. До 30 сентября 2012г. провести рейды по проверки неблагополучных семей с письменным отчётом о результатах проверки.

^ В течение сентября провести рейды по обследованию жилищных условий воспитанников школы-интерната с письменным отчётом о результатах проверки.

1 сентября в 10.00 линейка, посвящённая Дню Знаний. После линейки провести Урок Семьи и семейных отношений.

31 августа в 8.00 отъезд выпускников в ППЛ №96.

3 сентября – единый день безопасности дорожного движения.

8 сентября – единый день здоровья.

15 сентября – День города (выходной – 5 групп).

Отчёт о летней работе пройдёт на производственном совещании 10.10.2012. Просьба подготовиться к данному вопросу всем педагогам школы.


Решение.

  1. Приять и работать в соответствии с проектом решения августовской конференции педагогической общественности Егорьевского муниципального района.

  2. Представленные доклады образовательного учреждения отражают состояние дел в школе за годичный период. Подробно представлены результаты образовательного процесса, выявлены проблемы функционирования и развития ОУ по итогам учебного года. Проведенный анализ результатов образования, условий его осуществления позволили определить основные направления деятельности, цели и задачи ОУ на следующий учебный год. Для их реализации необходимо:

- продолжить работу по модернизации образования в Клемёновской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида;

- работать по созданию условий для духовно-нравственного развития и патриотического воспитания подрастающего поколения в Год Истории;

- внедрение инновационных форм в организацию учебно-воспитательной работы с учащимися;

- усиление личностно-ориентированного направления образования, совершенствование традиционных и развитие новых коррекционных педагогических технологий, направленных на развитие индивидуальных возможностей школьника;

- продолжить работу по формированию банка данных по диагностики и мониторингу учебно-воспитательного процесса.

3. Итоги учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебный год считать удовлетворительными.

4. Утвердить тарификацию и комплектование педагогическими кадрами Клемёновской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида в 2012-2013 учебном году.

5. Утвердить план работы на 2012-2013 учебный год.

6. Принять к исполнению инструкции по ОТ, ТБ и антитеррористическим действиям.

7. Утвердить Положение о ШМО воспитателей.

8. Утвердить программу Производственного контроля на 2012 – 2013 учебный год.

9. До 15 сентября провести рейды по проверки неблагополучных семей с письменным отчётом о результатах проверки.

10.Утвердить следующие кандидатуры педагогов школы-интерната на награждение:

* Благодарчственным письмом Московской областной Думы учителя начальных классов Белкину С.С.;

* Благодарственным письмом Главы Егорьевского муниципального района воспитателя Карову Е.В.;

*Почетной грамотой Комитета по образованию учителя Лизунову Н.М. и воспитателя Крылову Л.А.

11. Утвердить кандидатуру социального педагога Самойловой М.Н. уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса в 2012 – 2013 учебном году.

12. В срок до 01.10.2012г. провести рейды по обследованию жилищных условий воспитанников школы-интерната с письменным отчётом о результатах проверки.


Председатель:_______________________ О. В. Сезонова.


Секретарь:__________________________ С. С. Белкина.





Похожие:

Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема iconПриказ №100 «Об утверждении учебных планов и учебно-методических комплексов, рабочих программ на 2012-2013 учебный год» На основании Закона «Об образовании», решения педсовета (протокол №1 от 30. 08. 2012 года)
На основании Закона «Об образовании», решения педсовета (протокол №1 от 30. 08. 2012 года)
Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема iconПриказ №117 «Об утверждении учебных планов и учебно-методических комплексов, рабочих программ на 2011-2012 учебный год» На основании Закона «Об образовании», решения педсовета (протокол №1 от 29. 08. 2011 года)
На основании Закона «Об образовании», решения педсовета (протокол №1 от 29. 08. 2011 года)
Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема iconПриказ №117 Об утверждении Основной образовательной программы начального общего образования на 2011-2012 учебный год На основании Закона «Об образовании», решения педсовета (протокол №1 от 29. 08. 2011 года)
На основании Закона «Об образовании», решения педсовета (протокол №1 от 29. 08. 2011 года)
Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема iconПротокол педсовета №1/11 от 31. 08. 2011 года Тема
«Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема iconПротокол №2 заседания педагогического совета от 08. 11. 2011 года
Тема педсовета: «Компетентностный подход: новые роли участников образовательного процесса школы»
Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема iconПротокол педсовета №1 от 31 августа 2012 года присутствовало 19
На основании анализа работы школы за 2010—2011 учебный год коллектив выдвинул на 2011-2012 год следующие задачи
Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема iconПротокол педсовета №1 от 30. 08. 2012
Об утверждении Порядка приёма граждан вобщеобразовательные учреждения (зарегистрирован в Минюсте РФ 17 апреля 2012 г., регистрационный...
Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема iconПротокол педсовета №2/11 от 27. 10. 11г. Тема
«Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Комитета по образованию администрации
Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема iconРешение педсовета протокол №11 от 31 августа 2011г методического и технического обеспечения приказ №24 от 31 августа 2011 г муниципальных учреждений образования Директор школы /Н. Н. Елисеева
Директор му центр информационно- решение педсовета протокол №11 от 31 августа 2011г
Протокол педсовета №1/12-13 от 30. 08. 2012 года Тема iconРешение педсовета протокол №11 от 31августа 2011г методического и технического обеспечения приказ №24 от 31 августа 2011г муниципальных учреждений образования Директор школы /Н. Н. Елисеева
Директор му центр информационно- решение педсовета протокол №11 от 31августа 2011г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы