Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования icon

Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования



НазваниеСтратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования
Дата конвертации19.11.2012
Размер89.1 Kb.
ТипЛекции

Коробова Е.В. Лекции дисциплина «Менеджмент» Раздел 4. Стратегический менеджмент


Раздел 4.Стратегический менеджмент


4.1. Формы планирования. Виды планов

Основные стадии планирования


Виды планирования

В менеджменте выделяют следующие виды планирования (в зависимости от временного периода осуществления):

  1. стратегическое (долгосрочное);

  2. тактическое (среднесрочное);

  3. оперативное (краткосрочное).

Рассмотрим более подробно характеристики различных видов планирования.

Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3 — 5 лет). Понятие «стратегия» (от греч. strategos — искусство генерала) первоначально использовалось в военной сфере при определении путей достижения побед.

Стратегия современной организации — это определение магис­тральных направлений развития, исходя из внешних и внутренних об­стоятельств ее деятельности.

  • Первым этапом подготовки стратегических планов явля­ется анализ окружения и внутреннего потенциала организации.

  • Второй этап предполагает определение миссии и ключе­вых целей организации.

  • Третий этап заключается в разработке стратегии развития организации.

^ Сегодня в теории менеджмента выделяют группы эталон­ных стратегий.

Первая группа — стратегии роста (маркетинговые страте­гии), заключающиеся в совершенствовании деятельности орга­низации по реализуемым направлениям, не меняя сферы деятель­ности. В данной группе эталонных стратегий выделяют следующие конкретные стратегии:

  1. стратегия усиления позиций на рынке. Например, дошкольное образовательное учреждение концентрирует усилия на улучше­нии своих позиций на рынке путем снижения цен, повышения качества услуг, активного их предложения (рекламы) потенци­альным клиентам (родителям);

  2. стратегия развития рынка предполагает освоение новых рын­ков и предложение на них оказываемых организацией услуг. На­пример, организация образовательных услуг детям, которые не посещают детский сад постоянно (создание групп кратковремен­ного пребывания);

  3. стратегия развития услуг, заключающаяся в оказании новых услуг на уже освоенном организацией рынке. Например, пополнение ассортимента услуг ДОУ новой услугой — стрейтчинг (си­стема упражнений по развитию гибкости).

Следует отметить, что данные стратегии являются наиболее ча­сто реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях.

^ Вторая группа— стратегии диверсификационного роста, предполагающие изменение деятельности организации, ее сферы и значительное преобразование оказываемых услуг.

Диверсификация (от лат. diversificato: diversus — разнообразный, cato — делаю, строю) — построение разнообразия, в управлении — реакция организации на изменения в окружении путем преобразования собствен­ной деятельности.

Примером реализации данной стратегии будет создание на базе ДОУ оздоровительного центра для детей, что потребует значи­тельного преобразования деятельности детского сада, использо­вания новых технологий работы, охвата новых рынков. Наиболее распространенным вариантом реализации стратегии диверсифи­кации в системе дошкольного образования является преобразова­ние дошкольного учреждения в детский сад-школу. Это, с одной стороны, усложняет управление учреждением, организацию его работы, а с другой — способствует расширению рынка услуг, привлечению большего количества клиентов в ДОУ.

Стратегии данной группы являются наиболее сложными для их практической реализации, поскольку требуют высокого ресурсно­го обеспечения, готовности персонала к реализации новой страте­гии, способности руководителя анализировать и прогнозировать состояние и развитие рынков, на которые выходит организация. Однако правильное определение данных стратегий позволяет вы­жить организации и занять более выгодные позиции на рынке.

^ Третья группа — стратегии сокращения. Данные страте­гии реализуются в случае необходимости перераспределения сил внутри организации с целью ее успешной адаптации к условиям внешней среды. Реализация этих стратегий достаточно болезненна для организации. Но следует помнить, что развитие, рост органи­зации зачастую невозможны без сокращения, отказа от некото­рых направлений деятельности организации.

Например, снижение количества детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ, привело к выбору стратегии сокращения коли­чества групп в садах. Однако многие из заведующих нашли выход для выживания образовательного учреждения, перераспределив внутренние ресурсы (переквалификация педагогов, оснащение спе­циальным оборудованием свободных помещений в саду и т.д.), начали реализовывать стратегию развития услуг путем создания изостудии, зала хореографии, кабинета физиотерапии и т.д.

Таким образом, в результате стратегического планирования создается программа развития организации, в которой определяется ее исходное состояние и потенциал окружения, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего ее преобразования.

^ Подготовленный стратегический план является ориентиром для последующего тактического планирования.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1 — 3 года). Термин «тактика» (от греч. taktikd — искусство построения войск) первоначально использовался в военной сфе­ре и означал маневрирование силами, направленное на обеспече­ние реализации выработанной стратегии. Поэтому сущность так­тического планирования заключается в определении тактики рас­пределения ресурсов организации для достижения стратегических целей.

Основное различие между стратегическим и тактическим пла­нированием заключается в том, что первое из них отвечает на вопрос — что является нашими целями (приоритетами) в дея­тельности, а второе — как нам их достичь?

Тактическое планирование в организациях осуществляется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Рассмотрим этапы годового планирования работы образовательной организации.

^ Первый этапанализ итогов работы организации на пре­дыдущем этапе.

Рекомендуемая структура анализа итогов работы за определен­ный период:

  • достигнутый уровень решения задач, его количественная и
    качественная характеристика;

  • анализ результатов деятельности коллектива по решению за­
    дач, положительных и негативных сторон его деятельности;

  • определение условий, способствующих получению незапла­
    нированных результатов;

  • выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в
    реализации планов;

  • обозначение путей решения проблем, которые будут поло­
    жены в основу нового цикла планирования.

^ Второй этапопределение основных целей на последующий период планирования, их ранжирование. Исходя из результатов ана­лиза и стратегических планов, определяются цели и основные на­правления в дальнейшей работе на краткосрочный период.

После того как они определены, необходимо построить «дере­во целей», что предполагает расчленение главной цели на состав­ные части. Этот процесс называется проектированием «дерева це­лей». По мнению М. М. Поташника, проектирование «дерева це­лей» осуществляется путем декомпозиции главной цели на под­цели по следующим правилам:

формулировка целей должна описывать желаемые результаты;

формулировка главной цели должна давать описание конкрет­ного результата;

содержание главной цели должно быть развернуто в иерархи­ческую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием достижения цели данного уровня;

на каждом уровне подцели должны быть независимыми и не­выводимыми друг из друга;

декомпозиция заканчивается при достижении некоторого эле­ментарного уровня, когда формулировка подцели позволяет при­ступить к ее реализации без дальнейших пояснений.

Декомпозицию графически можно представить как ветвящий­ся граф, где основание — главная цель, а узлы ветвящейся струк­туры — подцели.

^ Третий этапопределение мероприятий, позволяющих дос­тичь поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называются совокупности средств, способов, действий по реали­зации деятельности образовательного учреждения.

На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; исполнители и ответственные за его ре­ализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осу­ществления плана.

^ Четвертый этапобсуждение и утверждение плана на за­седании совета организации (педагогического совета ДОУ). Прежде чем приступить к рассмотрению и утверждению плана в рамках работы коллегиальных органов, членам организации предлагает­ся познакомиться с проектом плана, высказать свое мнение, пред­ложить дополнения, корректировки.

Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать.

На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации.

^ Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (обычно охватывает период до нескольких месяцев).

Оперативные планы составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квали­фицированным сотрудником организации. Так, например, в дет­ском саду старший воспитатель готовит план методической рабо­ты на месяц; медсестра составляет план оздоровительных мероп­риятий на 30 дней; воспитатель разрабатывает календарный план образовательного процесса в группе и т.д. Для оперативного пла­нирования сотрудники чаще всего используют ежедневники, в которых указывают дату, время, содержание того или иного мероприятия. Определение и реализация ежедневных планов каждым сотрудником организации шаг за шагом приближает их к достижению выработанной стратегии развития.


^ 3. Формы планирования

При подготовке планов возможно использование следующих форм планирования: текстовой, сетевой и графической.

Текстовая форма планирования предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планиро­вании работы на год и более длительные периоды времени.

Чаще всего к ней прибегают при:

  1. описании результатов анализа работы организации за преды­дущий период;

  2. установлении причинно-следственных связей, обусловивших достижения организации и возникшие проблемы;

  3. характеристике сложившейся ситуации в организации на мо­мент планирования.

Сетевая форма планирования предполагает использование се­ток, таблиц и циклограммы при планировании. Эта форма при­меняется для детального планирования выполнения конкретной задачи.

Она позволяет:

четко отобразить объем и структуру решаемой задачи;

выявить и проанализировать взаимосвязь между различными мероприятиями;

эффективно определить механизм использования ресурсов;

избежать перенагруженности планов, их перенасыщенности.

В основу сетевой формы планирования положена циклограмма. Циклограмма — форма плана, отражающая регулярно повторяю­щиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.



Меро­приятия

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII








































Графическая форма планирования отражает содержание в виде двухкоординатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации ко­личественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, день.







Похожие:

Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования iconТема Планирование работы учителя-словесника
Виды планирования. Разработка тематического планирования (тема и класс – по выбору студентов и преподавателя)
Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования iconЛекция для подростков в Центре планирования семьи. 15 мая 2012г. Центр планирования семьи Зав центром планирования семьи Гумматова Л. Р
Собрание для родителей учащихся 1-3 классов школы №16 «Формирование здорового образа жизни»
Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования iconУровни маркетингового планирования
Процесс стратегического планирования бизнес-единицы включает в себя следующие этапы
Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования iconДокументи
1. /СХЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО фгт/ДОКЛАД ПО ПЛАНИРОВАНИЮ.doc
2. /СХЕМЫ...

Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования iconДокументи
1. /СХЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО фгт/ДОКЛАД ПО ПЛАНИРОВАНИЮ.doc
2. /СХЕМЫ...

Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования iconМетодические рекомендации по составлению финансовых планов разработчик: Шпилевская Елена Вячеславовна, к э. н., доцент Общие положения организации финансового планирования
В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов,...
Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования iconИзучить теоретические вопросы планирования и организации работы организаций
Целью работы является раскрытие вопросов планирования деятельности фирмы на примере торгового предприятия
Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования iconНазвание темы
...
Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования icon1. Цели и задачи Схемы территориального планирования 5 Технико-экономические показатели 64
Схема территориального планирования Звериноголовского муниципального района Курганской области разработана ООО «кариатида» в соответствии...
Стратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования iconОсобенности планирования работы с учетом фгт
Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв приказом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы