Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся icon

Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся



НазваниеАнкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся
Дата конвертации24.11.2012
Размер132.55 Kb.
ТипАнкета

II областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 1-6 классов образовательных учреждений Омской области

«Мир моих увлечений»


Секция 5. Филология, искусствоведение


Тема: «ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ СЕЛЬСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»


Автор: Хорошавин Иван Владимирович

6 класс, МКОУ «Уютнинская ООШ»

д. Уютное

Научный руководитель: Жигалова Татьяна

Александровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Уютнинская ООШ»


Уютное, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….………………….3

Глава 1. Проблема снижения интереса к изучению истории России - самая

серьезная в современной школе

1.1. Тенденция снижения интереса школьников к изучению истории России…………………..5

    1. Книжная культура, семейное воспитание и школа в жизни подростка……………………...6

^ Глава 2. Роль государства, школы, семьи и социума в повышении интереса к изучению

истории России

2.1 Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребенка по изучению

истории своей страны…………………………………………………………………….…………..7

2.2 Анализ результатов исследовательской работы по развитию интереса учащихся

по изучению истории……………………………………………………………………………........8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..………………………..…………………10

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ………………..……..………..........................11

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ…………….…………….……12

^ ПРИЛОЖЕНИЕ №3. ДИАГРАММА «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ РАЗНОВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ СЕЛА»…… …...……...13

ПРИЛОЖЕНИЕ №4. ДИАГРАММА «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРУГЛЫХ ДАТ, ОТМЕЧАЕМЫХ В 2012 ГОДУ, РАЗНОВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ СЕЛА»… …..…..……14


ВВЕДЕНИЕ.

На современном этапе развития общества перед школой стоят важные, требующие радикальных решений задачи, обусловленные необходимостью реальных перемен в воспитании и обучении детей в связи с преобразованиями, происходящими в России.

Начиная с 1993 года по настоящее время, характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось понятие гражданственности как интегративного качества личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

В российскую политику возвращается понятие «патриотизм».
Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Но условия, в которых сегодня находится российское общество в целом, пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированные на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско-патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:

- в настоящее время Россия переживает духовный кризис в результате распада коммуникационных ценностей;

- поиски национальной идеи для преодоления духовного кризиса не принесли желаемых результатов;

- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;

- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства и воспитанного подрастающего поколения. Однако в 90-е г.г. приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательной деятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения. Очень скоро стало очевидно, что в этой модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно направлено на духовно-нравственное развитие человека в процессе образования;

- единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации. Оказавшись в новой рыночной среде без государственной поддержки, эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи;

- однако и формирование государственной системы не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: неполярно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективных начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей;

- нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и модель, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.

Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско-патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско-патриотического воспитания актуальным, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

^ Проблема работы: заметное снижение знания истории у большинства учащихся школы, несмотря на активную пропаганду чтения и мероприятий по данной тематике учителями истории, обществознания, литературы, ОБЖ.

Гипотеза: если каждый обучающийся МКОУ «Уютнинская ООШ» будет интересоваться прошлым России и научится самостоятельно добывать информацию, то это окажет положительное влияние на формирование его личности.

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно разные источники информации по истории нашей страны помогут в становлении духовно развитой личности.

^ Объектом исследования данной проблемы являются учащиеся МКОУ «Уютнинская основная общеобразовательная школа» и родители.

Предмет исследования - отношение к истории.

Практическая направленность: использование материала классным руководителем на родительском собрании в школе, педагогических чтениях, беседах о практической значимости истории своей страны.

^ Цель работы: определить пути решения вопроса по повышению интереса к изучению истории школьников.

Задача работы: определить роль внеурочных мероприятий в воспитании и развитии школьников; найти методы и формы, способствующие расширению знаний о прошлом нашей страны.


Глава 1. Проблема снижения интереса к изучению истории России - самая серьезная в современной школе.

1.1.Тенденция снижения интереса школьников к изучению истории России.

Перемены в социальной, политической, идеологической жизни страны стали причиной низкого знания истории у большинства населения России, в частности и школьников нашей школы ,их родителей.

Отвечая на вопрос службы РОМИР («Что для вас служит основным источником информации по истории нашей страны?»), 60% ответили : «телевидение». По нашим данным опроса среди учащихся 5-8 классов-65%; родителей и учителей-60%. Но может ли телевидение стать надежным источником исторических знаний. История требует сосредоточенного внимания. В подавляющем большинстве случаев значительная часть телепередач просматривается рассеянно, а их содержание не закрепляется.

Освоение исторической литературы требует сосредоточенного внимания к датам, историческим событиям, видным деятелям прошлого. Так по данным опроса, школьники не могут назвать участников событий, не знают дат или ошибаются в соотнесении события и даты.

Другая причина явного упадка исторический знаний среди обучающихся – отсутствие потребности в музеях. Так как экскурсии в сельской школе не проводятся из-за отсутствия материальных ресурсов. Родители также не уделяют этому вопросу внимания, так как государственный заказ о воспитании патриотизма в семье и в школе не действует.

Неудивительно, что доля людей, для которых телевидение является основным источником исторических знаний. В 20 раз превышает долю тех, кто видит такой источник в музеях.

Третья причина снижения интереса к изучению истории - низкая читаемость школьников.


^ 1.2.Книжная культура, семейное воспитание и школа в жизни подростка.

Научно-познавательные книги мало интересуют юных читателей.

Еще совсем недавно ценность книги у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Любовь к чтению, то есть престиж в обществе человека читающего, обязательность регулярного чтения ушла в далекие 1970-1980 –е годы. Также причинами отторжения подростков от печатной культуры служат низкий доход родителей, которые не могут создать домашнюю библиотеку для школьников, нет личного примера в семье к привитию интереса к чтению (не все родители читают и обсуждают прочитанное и соответственно привлекают детей к чтению как форме досуга).

Учитель литературы ежегодно рекомендует список литературы на лето или создать собственный перечень по интересам, но школьники не читают или редко выполняют задания или расширяют кругозор по собственному желанию. Поэтому первые уроки истории, если таковые есть в семьях, рассказы отцов и матерей, дедушек и бабушек о былой жизни не всегда могут быть толково изложены в сочинениях, так как память и словарный запас школьника беден. Лишь небольшая часть умеет пользоваться словом. Натиск телевидения и интернета ведет к угасанию семейных традиций, семейных воспоминаний.

И все же семейных рассказов о прошлом недостаточно для формирования исторического сознания. Для этого нужна хорошая школьная подготовка. В советской школе для усвоения сведений об истории их повторяли, постепенно углубляя знания из года в год. Если в настоящее время в 4 классе изучают историю России, а в 5 кл. зарубежную историю древнего мира, то о каком углублении можно говорить? Периодические отрывочные знания по предмету не укладываются в голове ребенка в систему. Помимо устных ответов в советской школе писали сочинения по истории, важно было дать осмысленное аргументированное объяснение исторических событий. Вряд ли с помощью тестов можно этому научить. А еще существует такая практика: в нашей школе часы истории разделены между двумя, а в настоящее время тремя преподавателями. Во-первых, нарушена преемственность, а во-вторых, итог, результат на качество обучения. Для сельской школы характерно отсутствие специалиста по истории.

Таким образом, перемены в воспитательской деятельности образовательных учреждений пока не принесли положительных результатов развития духовно-нравственной личности.


Глава 2. Роль государства, школы, семьи и социума в повышении интереса к изучению истории России

^ 2.1. Формы и методы, стимулирующие интерес к изучению истории своей страны.

Начало ХХI века для России –время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью .Изменения, происходящие в обществе , определяют новые требования к отечественной системе образования.. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе . Главная задача учебно-воспитательного процесса является формирование гражданственности ,трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободе человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством учебных курсов, проведение внеплановой и внеурочной работы, а также создание

демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формировании социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеческом обществе, отношениях человека и природы, к обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику ориентироваться в социологической реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, соотечественника). Школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.

Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семья, учителя с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в селе, городе, стране в целом. Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина возможны через краеведческую деятельность. Цель такой работы состоит в том, чтобы научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники знали свои корни, могли создать достойное будущее. В настоящее время в школе системы такой работы нет, но ее начало положено. (Опросы жителей о прошлом, ведется исследовательская работа, учащиеся делают компьютерные презентации).

Данные методы способствуют развитию интереса к истории. К изучению родного края. Это развивает память, мышление, способность к творчеству, учит анализировать обобщать, сопоставлять, делать выводы. От того, какую историческую литературу читает ребенок, во многом зависит. Каким человеком он станет.

^ 2.2. Анализ результатов исследовательской работы по развитию интереса учащихся к изучению истории своей страны.

Для изучения интереса школьников по изучению истории мною было проделано следующее:

-опрос школьников 5-8 классов;

-родителей;

-опрос библиотекарей села и школы.

Проведено анкетирование разновозрастных групп населения. Были опрошены 108 человек:

7-11 лет -19 чел.;

12-15 лет -20 чел.;

15-20 лет -17 чел.;

21-35 лет - 8 чел.;

36-55 лет -30 чел.;

55 и старше -18 чел.

По данным анкеты (Приложение №1) можно сделать вывод, что наибольшим спросом у взрослого населения пользуются журналы прошлых лет, а у школьников учебная литература и сказки, которые читают младшие школьники. Научная литература, основанная на серьезной документальной основе не пользуется спросом.

На вопрос «Какие великие битвы вам известны?» испытывают затруднения и взрослые и школьники. (Приложение №3).

Но взрослое население обладает большей памятью о прошлом. Значит, они получили прочные знания из школьных учебников.

Также сравнивая ответы на вопрос о круглых датах, отмечаемых в 2012 году, видим, что у школьников низкие знания по истории Отечества. (Приложение№4).

Проведя данный анализ, я убедился в том, что низкий интерес учащихся к чтению литературы по истории; на экранах малая часть качественных отечественных фильмов на эту тему, нежелание читать художественную литературу о прошлом нашей страны не сформирует духовно-нравственную личность.

К числу значимых результатов исследовательской части моей работы можно отнести:

- развитие интереса школьников к истории Отечества;

- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за великое прошлое;

- формирование активной жизненной позиции;

- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Таким образом, гипотеза моей работы получила подтверждение.


Заключение.

Анализ теоретической и исследовательской работ, посвященных проблеме снижения интереса к изучению истории Отечества учащихся школы, показывает, что данная проблема относится к числу наиболее актуальных. Воспитание человека-патриота – это главная задача семьи, школы, социума и государства.Необходимо сделать так, чтобы гражданско-патриотическое воспитание заняло почетное место в семье и жизни каждого человека. Для решения данной проблемы нужно:

1.Государству – увеличить финансирование на оснащение материальной технической базы образовательных учреждений, на выпуск качественных фильмов на историческую тему для коллективного просмотра, на формирование школьных библиотек литературой как художественной, так и научной о прошлом.

2.Школе продолжать работу по краеведению: исторические конференции, уроки мужества, вахту памяти о героях войн, конкурс знатоков истории края, встречи с жителями, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок».

3.Семья должна быть примером для подростка .Формировать позитивное влияние на личность ребенка через общую культуру семейных отношений.

4.Социуму –работать совместно со школой и семьей для повышения интереса по изучению истории Отечества.


Список литературы:

  1. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20в.// Преподавание истории и обществознания в школе //2006№9.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»,М.,2006г.

  3. Емельянов Ю. ст. «Историческое сознание»// «Отечественные записки №2»

  4. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы научно-практической конференции. Брянск, БИПКРО,2006г.



^ ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


1.Какие жанры и виды книг, периодической печати любите читать?

2.Имеете домашнюю библиотеку?

3.Какие библиотеки посещаете?


^ ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ

1.Что для вас служит основным источником информации по истории нашей страны?

А) телевидение (телепередачи, телесериалы)

Б) кинофильмы

Г) научная (документальная) литература

Д) посещение музеев, выставок, старинных зданий.

2.Какие великие битвы (события) вам известны? Назовите год, а если помните число, месяц этих сражений.

3.400-летие, 200-летие,70-летие каких битв отмечается в 2012 году?

4.Назовите участников этих битв.

5.Как вы думаете, с чего начинается Родина?

6.Патриот – это кто?

7.Согласны ли вы с тем, что каждый гражданин России должен знать историю своей страны?

А) да, каждый

Б) скорее согласились, чем не согласились

В) скорее не согласились

Г) категорически не согласились

8.Знаете ли вы о том, что 2012 год – Год российской истории?

9.Что можно сделать в Год истории


ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

ДИАГРАММА «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ РАЗНОВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ СЕЛА»





ПРИЛОЖЕНИЕ №4.


ДИАГРАММА «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРУГЛЫХ ДАТ, ОТМЕЧАЕМЫХ В 2012 ГОДУ, РАЗНОВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ СЕЛА»






Похожие:

Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся iconАнкета для родителей. Анкета для родителей
Отметки, которые получают наши дети, это оценка их труда. Так получилось, что успеваемость по сравнению с прошлым годом снизилась....
Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся iconАнкета для учащихся и их родителей Методика работы с анкетой
Всем учащимся 9 классов выдаются комплекты анкет: для ученика и для родителей. В анкете необходимо любым знаком отметить наиболее...
Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся iconАнкета №1 для учащихся 10-11 профильных классов и их родителей Цель. Оценить результативность вводимых инноваций с точки зрения учащихся и их родителей
Оцените, как они повлияли на перечисленные ниже факторы вашей жизни, учебы в школе
Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся iconАнкета для родителей дошкольников. Что вы знаете о своём ребёнке?
Рекомендации для родителей первоклассников по содействию школьной адаптации ребенка
Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся iconАнкета для родителей. Замечаете ли Вы происходящие изменения в системе образования?
Считаете ли Вы необходимым проводить занятия для родителей, направленные на ознакомление с нововведениями в образовании?
Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся iconАнкета для родителей
Ф. И. О. родителей, класс
Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся iconАнкета для родителей обучающихся 1 класса фио родителей Возраст
В каких мероприятиях вы хотели бы участвовать: проведение бесед на специальные темы, изготовление пособий, помощь в проведении экскурсий,...
Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся iconАнкета для родителей
Ф. И. О. матери
Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся iconАнкета для родителей фио родителей Возраст
В каких мероприятиях вы хотели бы участвовать: проведение бесед с родителями на специальные темы, изготовление пособий, помощь в...
Анкета для родителей приложение №2. Анкета для родителей учащихся iconАнкета для родителей Вопрос Среднее значение ответов всех опрошенных
В связи с ограниченным количеством времени, имеющимся у экспертов для проведения экспертизы педагогической деятельности в рамках...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов