Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства icon

Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства



НазваниеПсихологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства
Дата конвертации10.09.2012
Размер58.95 Kb.
ТипАнализ




Психологический практикум для учителя по разрешению конфликтов


1. Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства


Основным звеном при разрешении конфликтной и предконфликтной педагогической ситуации считается проведение ее психологического анализа.


Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников. Учитель часто оказывается в плену собственных эмоций. При разборе поступка, оценке поведения нередко он считает виноватым того ученика, кто ему менее симпатичен. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше. У хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а «трудный» ученик часто остается виновным.


Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» ученика и недостатки в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию, создать условия для личностного роста даже очень «трудного» ребенка.


Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта.


Психологи разработали несколько вариантов опорных схем для проведения анализа ситуаций. Например:


- описание ситуации и ее участники;


- определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт;


- что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность);


- какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал; оценка;


- какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчетах от учеников, родителей, коллег;


- анализ своего поведения в ситуации и ошибки;


- варианты отношений с учеником после конфликта.


ПРИМЕР:

«Идет урок математики в 7 классе. Учительница опытная, большой стаж работы. Она предлагает учащимся решить задачу из учебника. Заметив, что один ученик не начинает выполнять работу, она его резко спросила: «А ты почему не работаешь?»


Родители этого мальчика пьют, он живет в ситуации постоянного стресса, отличается неуравновешенным поведением. Воспитывает ребенка бабушка.


На вопрос учителя он ответил грубостью. Учитель потребовала, чтобы он вышел из класса. В ответ снова грубость и невыполнение «приказа». Ребята притихли, ждали разрешения конфликта и, конечно, не занимались заданием. Учительница выбежала из класса, пошла к директору и потребовала немедленного удаления грубияна из класса.
Когда в класс зашел директор, мальчик выбежал из класса, а затем из школы.


Анализ конфликтной ситуации: большая доля вины в возникновении и обострении конфликта лежит на учительнице, которая не учла индивидуальных особенностей ребенка, плохо знала его семейные условия. Резкий тон и настойчивость требования спровоцировали его ответную грубость. Это способствовало быстрому развитию и обострению конфликта.


Учительнице надо было оставить ребенка в покое и продолжать работу в классе, а после урока провести с ним индивидуальную беседу.


Таким образом, причиной конфликта оказались: характер общения учителя с мальчиком (приказной тон); индивидуальных психологических особенностей учителя и ученика.


^ 2. Что говорить? Как говорить?


При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).


За последнее время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась культура общения между учителями и учениками. Причину этого они видят в снижении культуры общения в быту, в семье, и, как следствие, в школе.


Как правило, грубое, резкое замечание учителя вызывает ответную грубость со стороны ученика, а заканчивается такое «общение» заявлением учителя: «Выйди из класса!».


Ученик редко ответит грубостью на спокойное, доброжелательное обращение к нему учителя (без сарказма и злой иронии), в этом случае он или виновато молчит, или оправдывается, или извинится перед учителем.


При разговоре с учеником по поводу его поступка учителю уместно проявить искренний интерес к личности ребенка, а не торопиться дать оценку поступку и выражать свое возмущение, негодование по поводу его поведения, угрожать наказанием, упрекать за непослушание. В этом случае ученик займет оборонительную позицию по отношению к учителю, «закроется» от общения или ответит грубостью, а общение сведется к обмену «словесными ударами».


Когда же учитель видит не только ученика, нарушившего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего в беду, которому грозит наказание, и проявит сочувствие, желание помочь, выражает огорчение и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции в общении.


Сближению позиций учителя и ученика, взаимопониманию помогут некоторые приемы, которые желательно использовать учителю.


Постарайтесь называть ученика по имени, даже тогда, когда вы сердитесь на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, объединит с учеником. Следует учитывать, что именно подростки не так часто слышат свое имя. В школе к ним чаще обращаются по фамилии.


^ 3. Невербальные средства общения и умение слушать


В общении учителя с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи. Если, как утверждают специалисты, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации, то при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослого.


При восприятии слов он вначале реагирует на интонацию ответным действием и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик и монотонная речь учителя лишают слова воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты криком, либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, и это порождает безразличие, как бы четко и правильно ни произносились слова и фразы.


Учителю так же надо уметь слушать ученика и услышать его. Результативность речи учителя во многом зависит от его умения слушать, «настроиться на волну» ученика. Это не так легко сделать по ряду причин:

  • Трудно ждать от ученика плавной и связной речи, поэтому взрослые часто прерывают его. Этим они мешают ему выразить свои мысли и чувства («Ладно, все понятно, иди!»).

  • Учителям часто некогда выслушать ученика, когда у него есть потребность поговорить. Когда же учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору. Кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.


^ 4. Не упрекайте ребенка его близкими!


Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус и учителя и взрослого, если начинает упрекать ученика за его неблагополучную семью, за поведение его родителей!


^ 5. «Возврат эмоций»


Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций».


Осознание своей профессиональной позиции, понимание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций и откликнуться на переживания ребенка.


Ученики ценят хорошие отношения с теми учителями, которые могут разделить их радости и огорчения. При таких отношениях бывают и конфликты, но разрешать их значительно проще, отношения не доходят до конфронтации.


6. Наказание


При разрешении конфликтов учителя считают наказание с помощью оценок одним из основных средств воздействия. Они полагают, что этим будет достигнуто неповторение поступка, что это устрашит ученика.


Одним из методов наказания, часто применяемых в последнее время, становится вызов родителей, упреки им за все проступки ученика и выставление низких оценок за поведение – но этого необходимо избегать.


^ 7. Приглашение «третьего»


Для разрешения конфликта, когда отношения между учителями и учениками принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего».


При выборе «третьего» следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику и глубоко понять причины конфликта.


Таким «третьим» могут быть и родители, и психолог, и социальный педагог, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы «третий» был авторитетным для конфликтующего ученика человеком.







Похожие:

Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства iconПсихологический анализ урока

Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства iconУчимся быть терпимыми (толерантность) Конспект классного часа, проведенного в 7 классе Подготовила и провела: учитель обществоведческих дисциплин моу «сош с. Ездочное»
Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;...
Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства iconПлан работы школьной службы примирения мкоу «Средняя общеобразовательная школа №10»с. Ачикулак на 2012-2013 уч год
Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации...
Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства iconОсновы влияния стиля руководства классного руководителя на психологический климат в классе
Психологический климат чрезвычайно сложный и тонкий феномен, существующий благодаря динамике выражаемых отношений, идущих от одного...
Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства iconПамятка родителям от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день
Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени,...
Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства icon1. "Ос­нов­ные ме­то­ды об­ра­ще­ния с людь­ми"
Многие люди не понимают причин возникновения конфликтов в их общении с другими людьми. Поэтому им трудно справляться с их разрешением,...
Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства iconПамятка родителям По созданию благоприятной семейной атмосферы Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день
Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени,...
Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства iconЭкзаменационные вопросы к гак по специальности «Теория и практика деятельности социального педагога»
Коллектив. Понятие. Социально-психологический климат коллектива, его характеристика
Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства iconСоздание благоприятной семейной атмосферы и заповеди родителям
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день
Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства iconДокументи
1. /анализ урока/ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ.doc
2. /анализ...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов