Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям icon

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям



НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
страница1/4
Дата конвертации10.09.2012
Размер0.67 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4

4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4-а. Методические материалы к дисциплине

(Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям)


Раздел I.

Становление детской литературы и науки о детской литературе


Практическое занятие № 1.

Тема: Фольклор, устная народная словесность и детская литература


Цель: выявить специфику «народных» жанров и их роль в детской литературе, развивать аналитические умения.


Вопросы для подготовки:


1. Малые фольклорные жанры игрового фольклора (потешки, считалочки, припервки и т.д.).

2. Жанры внеигрового фольклора (заклички, прибаутки, небылицы и др.).

3. Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность, тематическое богатство, жанровые особенности. Педагогическое значение этих жанров.

4. Народные песенки, их виды, богатство содержания, близость детским интересам. Образы животных, картины родной природы. Художественные особенности народных песенок. Лаконичность и поэтическая выразительность народной речи. Ритмичность, музыкальность языка. Воспитательная ценность народных песенок.

4. Былины и сказки в детском чтении. Виды сказок, краткая характеристика. Место былины в круге детского чтения. Образ главного героя, поэтичность языка. Ритмика, особенности ударения.

^ Методические рекомендации:


При подготовке к занятию следует изучить рекомендованную литературу, определить, по какому принципу классифицируются жанры УНТ в науке о детской литературе. Также необходимо привлекать знания, полученные в курсе устного словесного творчества, практикума по выразительному чтению. Подготовка может быть осуществлена как в группах, так и индивидуальную (по выбору преподавателя).

Характеризуя те или иные жанры фольклора, следует иллюстрировать свой ответ примерами. Ответ на третий и четвёртый вопросы предполагает выполнение аналитических наблюдений над текстом. При раскрытии воспитательной значимости фольклорных произведений недостаточно выразить собственное убеждение, следует апеллировать к работам педагогов, психологов, к учебной книге для детей и юношества (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и т.д.


Список рекомендуемой литературы:



  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. М., 2004. 735 с.

  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

  3. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

  4. Мудрость народная. Жизнь в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост., подгот. текстов, вступ.
    ст. и коммент. В. Аникина; Подбор. ил. В. Жигулевой; Фотограф А. Рязанцев. М.: Худож. лит. 1991. 589 с. ил.

  5. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность.-М.; Просвещение, 1970.-180 с.

  6. Неелов, Е.М. Сказочные корни научной фантастики. Л.; Ленинградский университет,1986.-244 с. // Электронная библиотека Республики Карелия / [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=3711 (дата обращения: 05.05.2011)

  7. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высш. шк. 1986. 536 с.



Практическое занятие № 2.

Тема: Миф в детском чтении.


Цель: определить место мифа в круге чтения современного ребенка, развивать навыки анализа художественного текста.


^ Вопросы для подготовки:



  1. Понятие «миф» в фольклористике и истории литературы. Научная систематизация мифов по архитепическому зерну (астральные, календарные, космогонические, антропологические, тотемические, эсхатологические мифы).

  2. Античный миф и его специфика. Языческая мифология в детском чтении. Христианский миф. Анализ одного произведения.

  3. Мифологический сюжет. Герой мифа. Место и роль мифов в круге детского чтения.



^ Методические рекомендации:


В начале занятия необходимо актуализировать знания о природе мифа, значении понятия «миф», полученные в курсе античной литературы и УНТ. Отметить, чем миф отличается от легенды, сказания и притчи.

^ Отвечая на первый вопрос, студентам следует обратить внимание на то, что зерном типа является архетип (К. Г. Юнг). Следует дать понятие архетипа, указать, что он формируется в сфере коллективного бессознательного и реализуется и в мифотворчестве в современной науке.

Также важно осветить научную систематизацию мифов по архетипическому зерну (астральные, календарные, космогонические, антропологические, тотемические, эсхатологические мифы), привести примеры.

^ Второй вопрос предполагает выполнение аналитических наблюдений над текстами. Возможно предварительное разделение аудитории на три группы (анализ античного, языческого и христианского мифа).

Вне зависимости от формы работы (групповая или индивидуальная), студентам рекомендуется свой ответ построить по следующему примерному плану:

1. Специфика античного (языческого, христианского) мифа.

2. Причины и обстоятельства вхождения античного (языческого, христианского) мифа в круг детского чтения.

3. Виды античного (языческого, христианского мифа). Примеры.

4. Анализ одного произведения с выявлением особенностей, характерных мифу, и черт, свойственных детской литературе.

Третий вопрос предполагает обобщение и сопоставление мифологических сюжетов, типичных героев и т.д. Завершить занятие рекомендуется обсуждением вопроса о роли мифа в круге детского чтения. (Следует обратиться к программам по литературе для средних классов и выписать, в каких классах изучаются мифы).


^ Программы по литературе:

  • Программа по литературе для образовательных учреждений (V – XI классы) / Под ред. А.Г. Кутузова // Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004. (Базовый и профильный уровни).

  • Программа по литературе для образовательных учреждений (V – XI классы) / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой // Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М., 2004. (Базовый уровень).

  • Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы / Под ред. В.Я. Коровиной. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

  • Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. 2-е изд., испр. СПб.: СпецЛит, 2000.



Список рекомендуемой литературы:


  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. М., 2004. 735 с. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

  2. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

  3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: ООО Агенство «КРПА Олимп»: ООО Издательство АСТ, 2003. 538 с. / [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/MIFS/greece.txt (дата обращения: 5.05.2011).

  4. Минералова И.Г. Миф в детском чтении. // И.Г. Минералова. Детская литература: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.

  5. Миф и литература // Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского [Электронный ресурс] URL: http://www.1astrolog.ru/articles/myths/4.html (дата обращения 04.05.2011)

  6. Радциг С.И. История древнегреческой литературы, М.- Л., 1940, 403 с.

  7. Славянская и древнерусская мифология // Энциклопедия мифологии [Электронный ресурс] URL: http://godsbay.ru/slavs/ (дата обращения 04.05.2011)

  8. Тронский И.М. История античной литературы, Л., 1946, 496 с.

  9. Эсалнек А.Я. Архетип. // Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. – 3-е изд., испр и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 566 – 572.


Раздел II. Русская детская литература XIX


Практическое занятие № 3.


Тема: Литературная сказка А.С. Пушкина. Проблематика и поэтический язык.


Цель: актуализировать знания о народной сказке, выяснить сходные и отличительные черты народной и литературной сказки, выявить особенности проблематики и поэтического языка литературной сказки А.С. Пушкина.


^ Вопросы для подготовки:


1) Народная сказка: особенности и характерные черты.

2) Народная сказка и сказка А.С. Пушкина. Способы заимствования. Интерпретация фольклорных сюжетов и образов в стихотворных сказках.

Сравнительный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и «Сказки о рыбаке и его жене» братьев Гримм. Основной замысел автора, размышление над причинами изменений чернового варианта текста. Идея сказки. Поиск первоисточников «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (Сказка из собрания братьев Гримм, сказка «Морозко», «Спящая красавица» и др.). Тема истинной красоты и ее решение в произведении. Основные образы, способы их создания. Изобразительно-выразительные средства. Анализ «Сказки о царе Салтане…»: символы, их значение и интерпретация. Тема семьи, родства. Особенности звукописи. Адресат сказок А.С. Пушкина.


^ Методические рекомендации:


Ответ на первый вопрос предполагает актуализацию знаний, полученных при изучении курса УНТ: классификации сказок, характерные особенности сказок о животных, волшебных, бытовых, сатирических сказок и др. Отвечающий должен приводить примеры из народных сказок. Важно обратить внимание на средства художественной выразительности и их функцию, особенно выделить художественные приёмы, характерные для народной сказки (анимализм, олицетворение, повтор, приём встреч, ретардации; анафора, параллелизм, инверсия и др.).

Необходимо разграничить понятия «народная сказка» и «литературная сказка». Для характеристики феномена литературной сказки используется определение Л.Ю. Брауде. Следует обратиться к классификации сказок по отношению к литературному роду, выявить сходные и отличительные черты народной и литературной сказки.

При рассмотрении второго вопроса лучше всего использовать приём сравнительного анализа. Для сопоставления предлагаются произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и «Сказка о рыбаке и его жене» братьев Гримм; поиск первоисточников «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (Сказка из собрания братьев Гримм, сказка «Морозко», «Спящая красавица и др..

Особенности стихотворной литературной сказки. Ритмическая организация «Сказки о попе и о работнике его Балде».

Анализ «Сказки о царе Салтане…». Ключевые образы (образ идеального мира, Царевны-Лебеди и др.), архетипические образы, их символический смысл, значение и интерпретация автором.


Вариант плана ответа:


  1. Сказки А. С. Пушкина. Связь их с устным народным творчест­вом.

  2. Система образов, характеры героев, богатство и глубина содержания.

  3. «Сказка о рыбаке и рыбке». Идейный смысл. Сатирический характер и социальная заостренность. Жизненность и типичность образов, ярко выраженное. эмоциональное отношение поэта к героям сказки. Стройность композиции, ритмичность, повторы. В. Г. Белинский о сказке.

  4. Народность гуманистических идей в сказках Пушкина. Тради­ционные черты сказочных героев в персонажах сказок. Сочетания волшебного, бытового и сатирического начал. Особенности ком­позиции и стиля сказок. Легкость и музыкальность стиха, богатст­во и выразительность языка. Красочность пейзажа.

  5. ^ Роль произведений Пушкина в нравственно-эстетическом вос­питании детей.


Примерные вопросы для беседы на занятии:

1. Как относился Пушкин к устному народному творчеству? Назовите фольклорные и литературные источники его сказок. Какие существенные стороны действительности и мировоззрения поэ­та в сказках отразились?

2. Определите основную проблематику каждой из сказок Пуш­кина. Какую роль играет в них фантастика? Приведите примеры чудес и диковинок и покажите, как сочетаются в этих сказках вол­шебное и реальное, бытовое? Каков смысл такого взаимопроникно­вения? Как воспринимается эта особенность взрослыми и детьми?

3. Покажите, в чем сходство и отличие сюжетно-композиционных особенностей сказок Пушкина в сравнении с народными.

4. Объясните, почему их называют «психологическими». Для этого:

а) Сопоставьте положительных героинь «Сказки о царе Салта­не» и «Сказки о мертвой царевне». Чем они похожи? Что их раз­личает? От каких образов народной сказки отталкивается здесь поэт? Можно ли характеры пушкинских героинь считать сложнее народно-сказочных? Почему? Какими художественными средства­ми добивается этого поэт?

б) Назовите другие женские образы в сказках Пушкина. Ка­ково их значение в реализации идеи произведения? Сравните ца­рицу-мачеху с мачехой народной сказки. Какими приемами, не принятыми в народной сказке, удается Пушкину углубить и ин­дивидуализировать этот характер?

в) Вспомните, есть ли принципиальные различия между поло­жительными героями, действующими в разных народных сказках. Сравните у Пушкина князя Гвидона и Королевича Елисея. Есть ли в них черты сходства? Чем они отличаются? Какими качества­ми наделяет Пушкин своего Балду?

5. Какова роль авторского «голоса» в сказках Пушкина? По­ясните примерами.

6. Подумайте над описаниями в сказках Пушкина (портреты, интерьеры, пейзажи и т. п.). Отличаются ли они от народно-ска­зочных? Чем именно? Какую роль играют в повествовании?

7. Охарактеризуйте ритмическое своеобразие каждой из сказок. Приведите примеры, показывающие сложность их речевой струк­туры (наличие в них народно-поэтических слов и оборотов, лите­ратурных слов и оборотов, другие особенности).

Прокомментируйте свои наблюдения.

8. Сделайте выводы о своеобразии пушкинских литературных сказок. Что позволяет нам говорить о них как о произведениях на­родных?

9. Что, по вашему мнению, привлекает в пушкинских сказках детей? Какие сказки вы считаете возможным прочесть вашим вос­питанникам? Нуждаются ли они в пояснениях? Каких именно?


В конце занятия студентами делаются выводы, обобщающие наблюдения, сделанные в ходе беседы в аудитории. Важно, чтобы было усвоено отличие литературной сказки от народной, влияние фольклорной традиции на литературную сказку, особенности стихотворной литературной сказки.

Список рекомендуемой литературы:


  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. М., 2004. 735 с.

  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

  3. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. 551 с.

  4. Маршак С. Я. Заметки о сказках Пушкина. // С. Я. Маршак. Воспитание словом. – М., 1964.

  5. Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.

  6. Новиков И. А. Маленьким читателям. // Пушкин А. С. Стихи и сказки. – М., 1974.

  7. Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/index.php (Библиотека Гумер).

  8. Пропп В. Морфология сказки / Гос. ин-т истории искусств. — Л.: Academia, 1928. — 152 с. — (Вопр. поэтики; Вып. XII). // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/PMS-001-.htm или из URL: http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt (дата обращения 5.05.2011)



Практическое занятие № 4.

Тема: Художественное пространство сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок».


Цель: в ходе анализа сказки выяснить особенности художественного пространства сказки Ершова, способы организации хронотопа; определить место сказки в круге чтения современного ребенка.


^ Вопросы для подготовки:


1) Время и пространство в художественном произведении. Понятие хронотоп.

2) Анализ сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». Наблюдение над текстом: как организовано время и пространство в произведении. Способы заимствования образов и мотивов. Их видоизменение и влияние на организацию пространства сказки. Образ сказителя, способы его создания. Особенности композиции сказки. Народная речь. Юмор.

3) Место сказки «Конек-Горбунок» в детском чтении.


^ Методические рекомендации:


Первый вопрос предполагает обращение к теории литературы. Перед тем, как приступить к работе над текстом произведения, важно актуализировать знания по вопросу художественное время и пространство. (Особенности художественного времени и пространства, дискретность, условность; классификации худ. времени и пространства, понятие «хронотоп», особенности времени и пространства в сказке).

Анализ сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» производится студентами заранее. Главное условие успешного выполнения задания – максимальная доказательность и опора на текст.

Наблюдение над текстом: поиск «отсылок» к «реальному» пространству, расширение пространства (пространство «семьи»: дом, поле => пространство «государства», «страны»: царский дворец, путешествие Ивана по заданию царя => подводный мир и небесное царство); «горизонтальное» и «вертикальное» пространство.

Крупные и общие планы в изображении окружающего пространства (интерьеры, пейзажи и т.д.). Деталь.

Следует подчеркнуть взаимосвязь времени с пространством сказки (семь дней на дорогу до назначенного места и т.д.)

Также важно заострить внимание на следующих аспектах:

  • основные образы, их характеристика,

  • вопрос о главном герое. Конёк-Горбунок: волшебный помощник или волшебный герой?

  • способы заимствования образов и мотивов. Их видоизменение и влияние на организацию пространства сказки.

  • конфликт в произведении. «Языческие» и христианские символы, их функция.

  • ритмическая организация произведения. Особенности речи персонажей.

  • повествователь и его присутствие в тексте.


Вариант плана ответа:

  1. Биографиче­ские сведения о писателе. Увлечение Ершова в юности устным народным творчеством.

  2. Народные и литературные источники сказки. Отражение на­родных идеалов храбрости, искренности, трудолюбия, смекалки; народный герой сказки — Иванушка.

  3. Социально-сатирические мо­тивы.

  4. Волшебные образы: конек-горбунок, жар-птица, рыба-кит и др.

  5. Композиция сказки.

  6. Народность, эмоциональность стиля.

  7. Отзывы о сказке В. Г. Белинского, А. С. Пушкина и др.

  8. Популярность сказки. Организация работы со сказкой Ершова в школе.


Примерные вопросы для беседы:

1. На какие конкретные сказки и на какие сказочные жанры опирался Ершов при создании «Конька-Горбунка»? Покажите на примерах, что он обращается и к другим фольклорным формам.

2. Найдите в сказке сцену, которая очень напоминает извест­ный эпизод в «Горе от ума» Грибоедова. Какие еще литературные источники использует Ершов?

3. В чем своеобразие сюжета и композиции сказки? Коротко охарактеризуйте содержание и смысл каждой части.

4. Какие жанровые сцены в «Коньке-Горбунке» представляют­ся вам наиболее яркими? Можно ли найти подобные в народной сказке?

5. Сравните особенности речевой структуры «Конька-Горбунка» и фольклорной сказки. Какую роль играет в произведении Ершова голос самого автора? Приведите примеры авторских обращений к читателю.

6. Приведите примеры диковинок и волшебных ситуаций в «Коньке-Горбунке». Покажите, что волшебное у Ершова, как и у Пушкина, постоянно переплетается с реальным, бытовым. Почему такие сцены и описания часто вызывают нашу улыбку?

7. Какие персонажи и по каким качествам противопоставлены в «Коньке-Горбунке?» Какими художественными средствами со­здает Ершов характер своего положительного героя? Обратите внимание на те детали, подробности в его характеристике, которые не свойственны народной сказке. Подумайте, положительному ге­рою какой сказки — волшебной или сатирико-бытовой — ближе ершовский Иван. Прочтите внимательно русскую народную сказку «Сивка-бурка» и сказку Пушкина «О попе и о работнике его Бал­де». Сравните главных героев этих сказок с героями Ершова.

8. Покажите, обращаясь к тексту, место юмора, иронии и сати­ры в сказке. Какова роль лирического начала? Какие сцены и картины окрашены лиризмом? Приведите примеры.

9. Сделайте обобщающие выводы об идейном смысле «Конька-Горбунка». В какой мере раскрывают его предпосланные каждой части эпиграфы? Можно ли назвать сказку Ершова народным про­изведением? Почему?

10. Расскажите о роли сказки «Конек-Горбунок» в детском чте­нии и возможностях работы с ней в детском саду. Составьте к одной из глав комментарий, необходимый для чтения ее дошколь­никам.


После рассмотрения вышеперечисленных вопросов необходимо предоставить возможность отвечавшим обобщить свои наблюдения и сделать вывод об особенностях художественного пространства сказки «Конёк-Горбунок» и о том, какова функция такой организации художественного пространства.


Список рекомендуемой литературы:


  1. Аникин В. П. Вступит, статья. // Ершов П. П. Конек-Горбунок. М., 1974.

  2. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

  3. Бахтин М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

  4. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.

  5. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. 551 с.

  6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб­ное пособие. М.: Флинта, Наука, 1998. 248 с.

  7. Лупанова И. П. П. П. Ершов. // Ершов П. П. Конек-Горбунок. Стихотворения. Л., 1976.

  8. Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.

  9. Толстяков А. П. Пушкин и «Конек-горбунок» Ершова // Временник Пушкинской комиссии, 1979 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. С. 28 – 36. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v82/v82-028-.htm (дата обращения: 5.05.2011)

  10. Сказку «Конёк-Горбунок» написал П. Ершов // Журнал «Мифоскоп» [Электронный ресурс] URL: http://www.mifoskop.ru/hst18-1.html (дата обращения 4.05.2011)



Практическое занятие № 5.

  1   2   3   4




Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Установление ключевых словесных доминант через осмысление лексического состава, синтаксического строения, ритмики рассказа
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Цель: закрепить представление о жанре как целостной организации формальных свойств и признаков, постичь авторский замысел, анализируя...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям по курсу «Надежность информационных систем» Для студентов, обучающихся по направлению 654700 «Информационные системы»
Надежность проектирования и программирования модулей: Методические указания к практическим занятиям по курсу "Надежность информационных...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Философия»
Почему человек философствует? Возможно, потому что он человек. И будучи сознательным существом, он не может поступать иначе, ибо...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике
Планы занятий и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для слушателей по подготовке к занятиям
Тов, обучение работе со справочно-вспомогательными картотеками и коллекциями. На семинарских и практических занятиях отрабатываются...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению Содержание образовательных программ должно соответствовать
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для курсантов и слушателей по подготовке к занятиям
Чающихся знаний правовых и организационных основ судебной видеозаписи, естественнонаучных основ записи изображения и звука и технических...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconУкраинский государственный химико-технологический университет методические указания к практическим занятиям по дисциплине
Оборудование химических производств и предприятий строительных материалов”. Часть Алгоритм декомпозиции и синтеза технических систем...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации для обучающихся по программам нпо по профессии 35. 11 «ювелир»
Дудар Л. И. Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации для обучающихся по программе начального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов