Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература
страница1/8
Дата конвертации10.09.2012
Размер1.4 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ДПП.Р.01 Практикум по анализу литературного произведения

(УД-04.13-008)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель: старший преподаватель Н.В. Беляева


Уссурийск, 2008


^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………...




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ………………………….…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………….….


а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов, практикум по дисциплине и т.п.) ………………………….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ……………………...

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ……………………………


1. АННОТАЦИЯ


Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Практикум по анализу литературного произведения», который изучается студентами-филологами второго курса в течение двух семестров. Основой методического комплекса является учебная программа дисциплины. Учебная программа реализует в установленном объеме 72 часа и входит в цикл дисциплин дополнительной предметной подготовки. На практических занятиях студентами 2 курса отрабатываются навыки анализа художественного произведения по двум основным направлениям: «Литературные жанры» и «Художественное произведение как речевое высказывание. Субъекты речи». Практические занятия и письменные задания направлены на углубленное постижение поэтики художественного текста, на формирование аналитических навыков при исследовании содержательной целостности текста; пространственно-временной организации; речевой организации произведения; жанровой специфики; способов выражения авторской позиции.


УМК также включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, методические материалы для подготовки к практическим заданиям (формулировки целей, список литературы, основные указания по теме практического задания) и методические рекомендации по выполнению письменных работ.

Важной частью работы студентов является выполнение индивидуального плана. Содержание письменных работ связано с основой темой изучения в текущем семестре. Большая часть заданий представляет собой осмысление художественного произведения в заданном аспекте, кроме того, студенты работают с научной литературой (реферирование, конспектирование). Выполнение письменных работ, как правило, связано у студентов с большим количеством трудностей, предупредить и разрешить которые призваны методические рекомендации (Беляева Н. В. Практикум по анализу художественного произведения. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. – Уссурийск, 2008. – 68с.)



  1. ^ ВЫПИСКА из ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)


Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы




^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Р.01 Практикум по анализу литературного произведения

(УД-04.13-008)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель:

старший преподаватель Н.В. Беляева


Уссурийск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка ....................................................................................................

2. Тематический план дисциплины ......................................................................................

а) для очной формы обучения………………………………………………………….

б) для заочной формы обучения………………………………………………………..

3. Содержание учебного материала ....................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям ...................................................................................

5. Формы текущего и итогового контроля ...........................................................................

а) рубежный (текущий) контроль……………………………………………………….

б) итоговый контроль……………………………………………………………………..

6. Список литературы .............................................................................................................


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Практикум по анализу литературного произведения» занимает важное место в системе сквозного постижения литературоведческих дисциплин и изучается в течение двух семестров второго года обучения. Введение практикума в учебный план дисциплин связано с необходимостью планомерной практической работы по анализу художественного произведения.

На изучение дисциплины отводится 36 часов в каждой группе. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Для закрепления навыков анализа студентам необходимо выполнить 10 письменных работ в течение года. Кроме того, на занятиях проводятся письменные работы для текущей проверки знаний, а в конце каждого семестра – контрольная работа.

Практические занятия и письменные задания направлены на углубленное постижение поэтики художественного текста, на формирование аналитических навыков при исследовании:

- содержательной целостности текста;

- пространственно-временной организации;

- речевой организации произведения;

- жанровой специфики;

- способов выражения авторской позиции.

При изучении дисциплины основополагающим является утверждение М. М. Бахтина: «Мир культуры и литературы, в сущности, так же безграничен, как и вселенная. Мы говорим не о его географической широте (здесь он ограничен), но о его смысловых глубинах, которые так же бездонны, как и глубины материи». Каждое художественное произведение является своего рода концентрацией различных индивидуально-авторских признаков: от мировоззренческих, психологических до стилевых. Кроме того, произведение «преодолевает» индивидуальное и становится явлением эстетической и – шире – духовной культуры.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов навыков анализа, адекватного восприятия произведения.

Изучение дисциплины реализуется в двух основных направлениях: в первом семестре предметом анализа являются литературные произведения в аспекте жанра; во втором – речевая организация художественного произведения.

Обращение к литературным жанрам подсказано логикой изучения теоретических дисциплин на первом курсе: «Литературоведение. Введение в литературоведение» и «Литературное произведении: теория и практика анализа». Знания, полученные при изучении этих дисциплин, дают возможность углубленного текстуального изучения произведений всех трех родов (эпоса, лирики, драмы) в их жанровой специфике. Исходным является положение о том, что каждый род литературы традиционно делится на виды, а каждый вид – на жанры (или подвиды). При пристальном изучении различных жанровых форм необходимо учитывать, что жанр – это исторически изменчивая категория и что каждое литературное направление имеет свою систему жанров. Данный раздел программы разработан в соавторстве с проф., к.ф.н. О. А. Москвиной.

Осмысление жанрово-родовой принадлежности позволяет перейти во втором семестре к постижению авторской идеи через анализ субъектной организации текста. Основной вопрос, который ставится на каждом занятии второго семестра: «Кому и с какой целью доверяет автор речь?» Предметом анализа становится субъект речи в лирике (лирический герой, герой ролевой лирики); лиро-эпических жанрах (лирический повествователь в поэме); в эпосе (повествователь, рассказчик, образ автора); способы включения «чужой» речи (повествование, монолог, диалог, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь, цитация, реминисценция, аллюзия) и их взаимодействие в тексте; «точка зрения».

^ Материалом для анализа служат произведения русской литературы XIX-XX веков.

Содержание письменных работ связано с основной темой изучения в текущем семестре. Для их выполнения разработаны методические рекомендации.

Итоговой формой контроля является зачет, который состоит из одного теоретического вопроса и анализа художественного произведения в аспекте теоретической проблемы, заявленной в первом вопросе.


^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


а) для очной формы обучения






Наименование модулей, разделов, тем

( с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практич. Занятия

Лабораторные занятия




^ I семестр «Литературные жанры»



Жанры эпоса: повесть

-

-

2

-

-

-



Жанры эпоса: рассказ

-

-

2

-

-

-



Жанры эпоса: новелла

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: элегия

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: баллада

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: послание

-

-

2

-

-

-



Жанры драмы: трагедия

-

-

2

-

-

-



Жанры драмы: комедия

-

-

2

-

-

-



Жанры драмы: драма

-

-

2

-

-

-




^ Итого за семестр

0

0

18

0

0

0




II семестр «Произведение как речевое высказывание»



Эстетические субъекты и субъекты речи

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты: лирический герой

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты: герой ролевой лирики

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты: субъектная организация стихотворения

-

-

2

-

-

-



Лирический повествователь в поэме

-

-

2

-

-

-



Эпические субъекты: повествователь, рассказчик, образ автора

-

-

2

-

-

-



Эпические субъекты: проблема «точки зрения»

-

-

2

-

-

-



Способы включения «чужой речи»

-

-

2

-

-

-




^ Итого за семестр

0

0

18

0

0

0




Итого по дисциплине

0

0

36

0

0

0
  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Язык художественного произведения». Курс изучается студентами...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Теория и практика стиха». Семинарские занятия по предмету...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины стандарта «Литературоведение», которая изучается студентами очного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Практический материал, реализуемый на лабораторных занятиях, направлен на формирование навыков анализа художественного произведения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 4 Анализ художественного текста (уд-04. 13-022) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Занятия предусматривают практическую работу установленной направленности со словесным произведением. Контрольный раздел выявляет...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов