Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература
страница1/3
Дата конвертации10.09.2012
Размер0.62 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ОПД.Р.03 Практикум по выразительному чтению

(УД-04.13-005)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель: к.ф.н., доцент В.С. Бондарь


Уссурийск, 2008

^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ……..….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ……………………………




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………….….


а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов, практикум по дисциплине и т.п.) ………………………….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине …………………..…..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ……………………….……


1. АННОТАЦИЯ


Содержание дисциплины: Учебная программа реализует в установленном объеме 36 часов, включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные разделы. Теоретический материал представлен в виде лекционного курса по темам: «Основы искусства чтения», «Из истории искусства чтения», «Выразительное чтение на уроках литературы», «Внеклассные занятия по выразительному чтению». Программа направлена на формирование навыков и умений глубокого вчитывания в текст, его литературно-критического анализа и воспроизведения в звучащем слове в процессе активного общения со слушателями. Теоретический раздел программы предусматривает освоение системы литературоведческих, историко-литературных знаний, необходимых для профессиональной компетенции студентов, а также формирование у них навыков и умений действовать словом. Основное содержание лекций раскрывает специфику художественного чтения как самостоятельного вида искусства. Практический материал, реализуемый на лабораторных занятиях, направлен на формирование навыков анализа художественного произведения и интонационно правильного озвучивания текста. Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки.

Компетенции: Знать: средства выразительности устной речи как вполне самостоятельного вида искусства; теоретические основы выразительного чтения; факторы, определяющие силу воздействия исполняемого текста; основы взаимодействия, обусловленности выразительного чтения и анализа художественного текста.

Уметь: продемонстрировать владение навыками и умениями выразительного чтения текста; совершенствовать технические навыки устной речи и чтения, овладеть тренировочным комплексом специальных упражнений; применять теоретические понятия о практике анализа художественного текста и его чтения.

^ Связь с другими дисциплинами: «Устное народное творчество», «История русской литературы. Древнерусская литература», «История русской литературы. Русская литература XIX века», «История русской литературы. Русская литература XX века», «Литературоведение», «Теория и методика обучения литературе».

Специальность: Русский язык и литература.


^ 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)


Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Р.03 ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

(УД-04.13-005)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель:

к.ф.н., доцент В.С. Бондарь


Уссурийск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка .......................................................................................................

2. Тематический план дисциплины .........................................................................................

а) для очной формы обучения.............................................................................................

б) для заочной формы обучения..........................................................................................

3. Содержание учебного материала ........................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов ........................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ..................................................................

а) рубежный (текущий) контроль .....................................................................................

б) итоговый контроль ........................................................................................................

6. Список литературы ..............................................................................................................


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Чудо воспитательного воздействия таит в себе та литература, которая будет литературой звучащего слова. Бездна художественных наслаждений, психологических глубин, сокровенных красот выяснится перед той культурой, которая будет культурой звучащей литературы». Эти мысли были высказаны А.В. Луначарским в речи на открытии Института живого слова в Петрограде в 1918 году. Силу звучащего слова, которое убедительнее печатного, великолепно демонстрировали перед слушателями В. Маяковский и С. Есенин, Б. Пастернак и А. Ахматова, М. Цветаева и М. Волошин, насыщая свое исполнительское мастерство разнообразием интонаций, глубиной неподдельного чувства.

В условиях современной школы особенно остро стоят проблемы нравственно-этические. Воспитание гражданских нравственных чувств у учеников и студентов неразрывно связано с воспитанием эмоций.

Один из учебных предметов литературоведческого и методического циклов, обеспечивающих необходимый уровень литературного образования студентов, воспитывающих умение воспринимать и анализировать литературное произведение как произведение искусства, является практикум по выразительному чтению. Практикум по выразительному чтению имеет особо важное значение для уроков литературы и русского языка как «первая и основная форма конкретного наглядного обучения литературе» (М.А. Рыбникова) и как одно из эффективных средств овладения родным языком. Выразительное чтение способствует воспитанию читательской восприимчивости, развитию речи и творческих способностей обучающихся.

Практикум по выразительному чтению активизирует художественное восприятие литературного произведения, поскольку такое восприятие осуществляется в процессе исполнительского анализа, требующего глубокого и творческого освоения явлений литературы. Выразительное чтение дает будущему учителю знание и понимание искусства чтения, воспитывает навыки, необходимые для самостоятельной подготовки к чтению и рассказыванию художественных произведений в классе. Работа по формированию выразительного чтения является одним из действенных путей воспитания культуры устной речи студентов, обязательного для будущего учителя-словесника. Приобретенные навыки студенты используют, одновременно углубляя и закрепляя их на последующих практических занятиях по русскому языку, литературе, методикам и во время педагогической практики.

Совершенствование профессиональной подготовки студентов-филологов требует усиления практической направленности преподавания всех дисциплин, в том числе и выразительного чтения. На занятиях по выразительному чтению студенты должны не только получить знания о теоретических положениях искусства чтения, но и научиться применять их в дальнейшей практической деятельности. Обучение выразительному чтению строится прежде всего на основе творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове. Творческое воплощение требует глубокого проникновения в литературное произведение: четкого представления изображенной в нем жизни, уяснения отношения автора к явлениям этой жизни, художественного значения используемых им изобразительных средств, приемов.

Выдающийся методист В. В. Голубков подчеркивает, что главной целью выразительного чтения является выполнение учебных и воспитательных задач: «Готовясь к уроку, учитель спрашивает себя, что даст его выразительное чтение для основной задачи преподавания литературы, для морально-эстетического воспитания учащихся и какие в связи с этим частные задачи он должен поставить перед собой, говоря о том или ином герое, читая ту или иную сцену». (Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962. С. 99).

Выразительное чтение - это не только интонационно правильное озвучивание текста (пауза, логическое ударение, движение тона), это исполнительское искусство, это художественное чтение, которое является способом изучения литературного произведения.

Выразительное чтение в вузе - это важная ступень в овладении студентами исполнительским искусством. Оно выполняет образовательные и познавательные задачи: вырабатывает навыки и умения глубокого вчитывания в текст, развивает способности литературно-критического анализа, учит творческому отношению к прочитанному при его воспроизведении в звучащем слове. Подготовка текста к чтению вслух развивает воображение, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость. Анализ художественных текстов, начиная с устного народного творчества, древнерусской литературы и кончая современной литературой, должен сочетаться с выразительным чтением, в котором отражаются и общие умения выразительного чтения, и умение передавать специфические особенности каждой литературной дисциплины. На занятиях практикума особое внимание уделяется работе по технике речи. В связи с этим предлагается система упражнений для тренировки дыхания, голоса и дикции. Важным принципом работы над техникой речи является установка на совершенствование качества произношения звуков.

Исходя из вышесказанного, следует подчеркнуть, что обучение выразительному чтению рассчитано не на подготовку профессиональных исполнителей во всей полноте их речевого мастерства, а на воспитание культуры чтения и рассказывания будущих учителей-словесников.

Предлагаемая программа практикума по выразительному чтению призвана реализовать следующие цели:

1. Добиться от студентов правильного понимания идейно-эмоционального содержания текста и его воплощения в звучащем слове;

2. Сформировать у студентов представление о выразительном чтении как о «первой и основной форме конкретного, наглядного обучения литературе» (М.А. Рыбникова);

3. Закрепить у студентов практические навыки искусства выразительного чтения.


Работа по формированию навыков выразительного чтения призвана реализовать следующие задачи:

1. Помочь студентам овладеть методикой выразительного чтения на уроках литературы, уроках русского языка, а также во внеклассной работе;

2. Научить студентов использованию выразительного чтения для развития логического и образного мышления, эстетического чувства;

3. Совершенствовать исполнительское мастерство будущих учителей;

4. Расширить знания по теории и истории искусства звучащего слова.


Курс «Практикум по выразительному чтению» рассчитан на 36 часов. Из них 8 часов - лекции, 28 часов - практические занятия. Кроме этого предполагается выполнение студентами самостоятельной работы: это письменные задания по предложенному плану, подготовка внеаудиторных мероприятий по выразительному чтению. Планируется учебно-исследовательская работа по предмету (подготовка докладов, рефератов по конкретным темам, предложенным преподавателем).

Предложенная организация самостоятельной работы студентов-филологов позволяет им закрепить теоретические знания по предмету, правильно понимать и осмысливать идейно-эмоциональное содержание текста и его воплощение в звучащем слове. Тем самым повышается профессиональный уровень подготовки будущих учителей-словесников.

Занятия завершаются зачетом, на котором студенты должны показать знание теоретических основ выразительного чтения и умение практически их применять.

^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


а) для очной формы обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем (с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Лабораторные

занятия

I семестр

Выразительное чтение


36


8


28


36


72

Основы искусства чтения.

2

2

-

-

4

Из истории искусства чтения.

2

2

-

-

4

Выразительное чтение на уроках литературы.

2

2

-

-

6

Внеклассные занятия выразительным чтением.

2

2

-

-

4

Техника речи.

4

-

4

4

4

Партитура текста.

2

-

2

2

4

Подготовка художественного произведения к исполнению.

2

-

2

2

2

Выразительное чтение в системе анализа сказки.

4

-

4

4

8

Выразительное чтение в системе изучения басни.

2

-

2

4

6

Выразительное чтение в системе изучения былины.

2

-

2

4

6

Выразительное чтение в системе изучения прозаического произведения.


2

-


2


4


4

Выразительное чтение при изучении лирического произведения.

2

-

2

2

4

Выразительное чтение при изучении лиро-эпического произведения.

2

-

2

2

2

Выразительное чтение при изучении драматургического произведения.

2

-

2

4

6

Роль выразительного чтения в организации внеклассной работы.

4

-

4

4

8

^ Итого за 1 семестр

36

8

28

36

72

Итого по дисциплине

36

8

28

36

72



б) для заочной формы обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем (с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Лабораторные

занятия

I семестр

Выразительное чтение


14


4


10


58


72

Основы искусства чтения.

2

2

-

4

4

Из истории искусства чтения.

-

-

-

2

4

Выразительное чтение на уроках литературы.

2

2

-

4

4

Внеклассные занятия выразительным чтением.

-

-

-

4

4

Техника речи.

2

-

4

-

4

Выразительное чтение в системе анализа сказки.

-

-

-

6

6

Выразительное чтение в системе изучения басни.

-

-

-

6

6

Выразительное чтение в системе изучения былины.

-

-

-

6

8

Выразительное чтение в системе изучения прозаического произведения.


2

-


2


6


8

Выразительное чтение при изучении лирического произведения.

2

-

2

8

10

Выразительное чтение при изучении драматургического произведения.

2

-

2

6

8

Роль выразительного чтения в организации внеклассной работы.

-

-

-

6

6


^ Итого за 1 семестр



14


4


10


58


72


Итого по дисциплине



14


4


10


58


72



^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС


  1   2   3



Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Язык художественного произведения». Курс изучается студентами...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование
«Основы науки о литературе», который читается во втором семестре первого курса по специальности «Русский язык как неродной и литература»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература
В. Распутина, значение решаемых писателем нравственных проблем. Определяется важность изучения творчества писателя в школе, обсуждаются...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины стандарта «Литературоведение», которая изучается студентами очного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Теория и практика стиха». Семинарские занятия по предмету...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы