Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с icon

Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с



НазваниеПрофессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с
страница1/16
Дата конвертации17.02.2013
Размер3.72 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт»

Кафедра психологии КГПИ


Ершова Р.В., Омельчанко Е.В.


Профессиональная деятельность психолога: учебно-методические материалы к психологической практике.


Учебно-методическое пособие


Коломна 2005


УДК Рекомендовано к изданию редакционно-

ББК издательским советом Коломенского

Е государственного педагогического

института


Е Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт. сост. Ершова Р.В., Омельчанко Е.В. – Коломна: КГПИ, 2005 – 138с.


Пособие содержит материалы, рекомендации, требования к организации и проведению практики студентов психологических специальностей. В нем также собраны и некоторые методические разработки, позволяющие студентам получить представление и провести необходимую работу по всем направлениям деятельности психолога образования. Пособие предназначено для студентов психологических специальностей, преподавателей, занимающихся руководством и проведением практик студентов, психологов образования.


Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Ильичева И.М.

кандидат психологических наук, доцент Денисевич Н.Н.


© Ершова Р.В, Омельчанко Е.В., 2005


Введение

Психологическая практика является важнейшим звеном в системе профессионального становления психолога. Именно в процессе психологической практики появляется возможность соединить теоретическую подготовку будущих специалистов с их практической деятельностью.

Различные виды практики тесно взаимосвязаны, осуществляются в определенной системе и последовательности. Психолого-педагогическая практика обладает большими потенциальными возможностями, способствующими профессиональному самоопределению будущего психолога. Все виды практики выполняют образовательную, развивающую и воспитывающую функции и направлены на формирование специалиста.

В системе профессиональной подготовки важно на основе актуализации теоретических знаний и положительного отношения к профессии овладеть умениями изучать личность ребенка, коллектив учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания, использовать разнообразные формы и методы, средства и приемы руководства учебно-воспитательной деятельностью учащихся, анализировать и обобщать педагогический опыт, организовывать опытно-экспериментальную работу.


Формирование навыков практической работы у студентов-психологов предполагает прохождение нескольких этапов, которые ориентированы на постепенное освоение всех направлений деятельности психолога образования: диагностико-коррекционной, психопрофилактической, консультационной работы, а также психологического просвещения, которые направлены на обеспечение психического и личностного развития детей, подростков, юношей.

^ Психодиагностическая деятельность психолога образования направлена на получение информации об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает: учителям, воспитателям, родителям. В процессе диагностики психолог выявляет особенности психического развития ребенка, сформированность у него различных возрастных новообразований, определяет степень соответствия уровня развития его знаний, умений, навыков, личностных образований возрастным показателям и т.д. Особенностью психодиагностики в образовательном учреждении является ее тесная связь с педагогической проблематикой. По замечанию Г. Витцлака (1986) она предполагает в конечном счете выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, а также создание тех или иных психологических условий. В этой связи уместнее говорить о психолого-педагогической диагностике, основными ее задачами являются: контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их на более высокий уровень, установление правильного направления развития учащихся, обнаруживающих особенные способности, сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции (Ю.Л.Сыэрд,1980).

В рамках психологической службы системы образования обязательно должен реализовываться принцип единства диагностики и коррекции. Исходя из этого, диагностико-коррекционное направление является единым направлением работы психолога образовательного учреждения. Таким образом, психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или иных сторон личности, способностей ребенка, но и следит за выполнением данных им рекомендаций, а также в значительной мере сам осуществляет часть коррекционной, развивающей, воспитательной работы. Диагностико-коррекционная работа предполагает реализацию нескольких этапов: изучение запроса, который поступает от учителей, родителей или самих учащихся, формулирование на основе этого изучения психологической проблемы, выбор метода исследования, постановка психологического диагноза, разработка практических рекомендаций.

В последнее время все большее значение в деятельности психолога образования приобретает психопрофилактика, ее основная задача – активное содействие развитию всех учащихся, что предполагает организацию в учреждении образования психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии, предупреждение возможных осложнений в связи с переходом ребенка на следующую возрастную ступень. Выделяют три уровня психопрофилактики: 1 уровень – первичная профилактика, работа со здоровыми детьми, ее задача – забота об их психическом здоровье и психических ресурсах; 2 уровень – вторичная профилактика, она направлена на «группу риска» и преследует цель выявить и преодолеть трудности в учении и поведении детей до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми; 3 уровень – третичная профилактика, в этом случае психолог работает с детьми, имеющими ярко выраженные учебные или поведенческие проблемы, которые он помогает преодолевать. Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, возрастными параллелями, классами, так и с членами педагогического коллектива, родителями, другими взрослыми, оказывающими влияние на поведение и развитие личности ребенка. Содержанием психопрофилактической работы является: разработка и осуществление развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа, выявление психологических особенностей, которые в дальнейшем могут обусловить появление определенных сложностей или отклонений в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, предупреждение возможных осложнений, вызванных переходом ребенка на следующую возрастную ступень, предупреждение психологической перегрузки учащихся, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, напряжением, вызванным неуверенностью в своих знаниях, боязнью отвечать у доски, подготовка учащихся к выбору профессии, создание благоприятного психологического климата в школе и т.д.

Консультативная деятельность – существенное направление деятельности психолога образования. Консультации проводятся для учителей, учащихся, родителей, ни могут быть индивидуальными и групповыми.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основами детской, педагогической, социальной психологии, учащихся – с основами самовоспитания, популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах собственного развития. Основными формами психологического просвещения являются лекции, семинары, беседы, выставки, подборка литературы. При этом психолог может приглашать к сотрудничеству различных специалистов, а не проводить всю работу лично.

Следует заметить, что все перечисленные виды работы на практике существуют в единстве и тесном взаимодействии, зачастую случается так, что один из видов деятельности одновременно решает и диагностические, и развивающие, и психопрофилактические задачи, поэтому психолог должен в совершенстве владеть всеми видами работы, так как только в совокупности они дают ему возможность профессионально решать стоящие перед ним вопросы.


^ Общие цели психологической практики

Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на достижение следующих целей:

- ознакомление с особенностями профессиональной деятельности в различных типах учебных заведений;

- освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;

- закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

- обучение навыкам решения практических задач;

- формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

- знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля;

- овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы, наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Задачи и содержание определяются отдельно для каждого конкретного вида практики и включают все основные направления деятельности психолога образования.


Права и обязанности факультетского руководителя практики


  1. Осуществляет общее руководство психологической практикой;

  2. Обеспечивает планирование, организацию практики.

  3. Утверждает в деканате психологического факультета и (или) на кафедре психологии содержание и список базовых учреждений для прохождения практики.

  4. Определяет допуск студентов к психологической практике, распределяет их по учреждениям.

  5. Проводит установочную и итоговую конференции по практике. На установочной конференции факультетский руководитель практики знакомит студентов с их распределением и закреплением по учреждениям. Формулирует основные цели, задачи, содержание практики; оглашает основные требования к работе студентов, к отчетной документации, которая представляется каждым студентом по окончании практики. На итоговой конференции заслушивает и анализирует устные отчеты студентов и руководителей о результатах практики, организует обмен мнениями, оценивает работы студентов. На итоговой конференции, как правило, должна быть определена окончательная оценка.

  6. Закрепляет за каждой группой студентов ответственных преподавателей: группового руководителя и педагога.

  7. Доводит до каждого группового руководителя информацию о задачах и содержании практики, о правах и обязанностях группового руководителя. Контролирует работу во время практики.

  8. Выборочно посещает занятия студентов, осуществляет общий контроль за ходом прохождения практики, подводит итоги.

  9. По мере необходимости оказывает научно-методическую помощь и групповым руководителям, и студентам-практикантам.

  10. Проверяет отчетную документацию, выставляет окончательную оценку по практике, оформляет результаты в ведомостях и зачетных книжках.

  11. Готовит предложения по поощрению лучших групповых руководителей и студентов-практикантов.

  12. Составляет отчет о психологической практике, обобщает опыт, вносит предложения по усовершенствованию практики на заданиях кафедры и Совета психологического факультета.


Права и обязанности группового руководителя практики


  1. Осуществляет непосредственное руководство работой всей группы студентов, пришедших на практику в учреждение.

  2. Вместе с психологом знакомит студентов с особенностями психологической работы в данном учреждении.

  3. Определяет конкретные задачи и виды деятельности для каждого студента согласно общей программе практики.

  4. Отвечает за выполнение программы практики студентами, закрепленными за конкретной школой, организует их работу

  5. Посещает зачетные мероприятия студентов и оценивает их по пятибалльной шкале.

  6. Оказывает научно-методическую помощь студентам по всем видам работ.

  7. Осуществляет контроль качества деятельности студента. Составляет краткую характеристику на студента, выставляет оценку за участие студента в разрешении проблем учреждения.

  8. Проверяет и подписывает отчетную документацию студентов.

  9. Обязательно участвует в установочной и итоговой конференциях.

  10. Может отстранить студента от психологической практики за пропуски, за нарушение режима работы учреждения, за профессиональную некомпетентность.

  11. Вносит на заседаниях кафедры и (или) Совета психологического факультета предложения по совершенствованию содержания практики.

Примечание: Педагог отвечает за свою часть программы практики и принимает участие в консультировании и оценивании студентов.


^ Права и обязанности студента – практиканта


  1. Получает допуск к психологической практике.

  2. Определяет совместно с факультетским руководителем соответствующую своим профессиональным интересам и склонностям и с учетом имеющихся у руководителя и образовательных учреждений возможностей базу прохождения практики,

  3. Получает четкое представление о задачах, содержании и перечне отчетной документации практики.

  4. Обязательно участвует в установочной и итоговой конференциях.

  5. Выполняет все виды работ, предусмотренных содержанием практики.

  6. Активно участвует в работе педагогического коллектива учреждения, подчиняется правилам внутреннего распорядка учреждения, распоряжениям его администрации и руководителя практики.

  7. Студент имеет право обращаться по всем вопросам, возникающим во время практики, к групповому, факультетскому руководителям или любому преподавателю кафедры психологии, вносить предложения по её совершенствованию.

Примечание: Студенту, по каким-либо причинам не прошедшему практику, кроме практик «Знакомство с профессиональной деятельностью» и «Первые дни ребенка в школе» или получившему за неё неудовлетворительную оценку, с разрешения кафедры и (или) Совета факультета назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в институте.

^ Общий план психологической практики


3 курс – учебно-ознакомительная практика «Знакомство с профессиональной деятельностью» осуществляется в учреждениях образовательного и социального профиля, 5 семестр. Основные цели – знакомство с современным состоянием психологической службы в разных типах образовательных и социальных учреждений, получение представления о профессиональной деятельности практического психолога, определение и выбор специализации.

4 курс - «Первые дни ребенка в школе» осуществляется только в учреждениях образовательного профиля (детский сад – школа, школа), 7 семестр. В ходе практики «Первые дни ребенка в школе» студенты имеют возможность наблюдать за процессом адаптации ребенка к новым условиям обучения и воспитания, а также познакомиться с его особенностями. Основные цели практики – изучение психических особенностей детей младшего школьного возраста и исследование проблемы готовности ребенка к школьному обучению, овладение методами диагностики уровня школьной зрелости, разработка коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование этого образования, психопрофилактическая, и консультативная помощь образовательному учреждению и родителям, психологическое просвещение. Примечание: все обозначенные направления деятельности психолога реализуются в начальном школьном звене.

4 курс – «Работа психологом» осуществляется в учреждениях образовательного и социального профиля, 8 семестр. ^ Основная цель - изучение социально-психологических особенностей детской группы, овладение методами исследования и развития коллектива, организация психопрофилактической и групповой консультативной работы, психологическое просвещение. Примечание: все обозначенные направления деятельности психолога реализуются в среднем школьном звене.


5 курс – «Педагогическая практика» осуществляется только в учреждениях образовательного профиля (детский сад – школа, школа), 9 семестр. Данная практика предполагает формирование у студентов умения психологически целесообразно строить урок и проводить работу по определению и прогнозированию успешности учебной деятельности ребенка. Основные цели – изучение психологических факторов, влияющих на успешность учебной деятельности школьника и исследование ее базовых компонентов, овладение навыками педагогического общения, знакомство со стилями педагогического общения и исследование их влияния на эффективность учебной деятельности, организации и проведения урока и его психологического анализа, решение психолого-педагогических проблем учебного заведения.

5 курс – «Комплексная психолого-педагогическая практика» осуществляется в учреждениях образовательного и социального профиля, 10 семестр. Основные цели - обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения по специальности, освоение методов исследования и развития личности ребенка, индивидуального консультирования, организация профориентационной работы среди старшеклассников.


На каждой из перечисленных практик студент выполняет задания, затрагивающие все основные направления деятельности практического психолога образования: диагностико-коррекционного, консультативного, психопрофилактического, психопросветительского, в каждой практике предусматриваются отдельные задания по педагогике.


^ Сроки сдачи отчетной документации. Общие критерии оценки за прохождение практики.

Отчетная документация сдается в течение недели после окончания практики. Все документы должны быть подписаны руководителем базового учреждения.

Отчет по психологической практике должен быть оценен по 5-балльной шкале групповым руководителем и подписан.

Критерии оценки:

«Отлично» - присутствие на практике в течение всего времени ее прохождения, выполнение всех необходимых заданий, инициативная помощь психологу и педагогам в различных видах психолого-педагогической деятельности, творческий уровень выполнения заданий практики (сущностное понимание практических видов и форм работы психолога, основанное на привлечении теоретических знаний, понимание целесообразности использования тех или иных технологий в психологической работе применительно к ситуации, прогнозирование последствий психолого-педагогических воздействий, предложение собственных вариантов решения психолого-педагогических задач, рефлексивный анализ собственных профессионально-личностных ресурсов); все задания практики выполнены полностью, с учетом всех требований, грамотно с точки зрения содержания и стиля изложения; отчетная документация аккуратно оформлена и сдана в срок.

«Хорошо» - присутствие на практике в течение всего времени ее прохождения, выполнение всех необходимых заданий, аналитический уровень выполнения заданий практики (сущностное понимание практических видов и форм работы психолога, основанное на привлечении теоретических знаний, понимание целесообразности использования тех или иных технологий в психологической работе применительно к ситуации), представление отчетной документации в указанные сроки и в соответствии с основными требованиями, в работе студента-практиканта и в отчетной документации есть отдельные частные недостатки.

«Удовлетворительно» - присутствие на практике в течение всего срока ее прохождения, выполнение всех необходимых заданий; репродуктивный уровень выполнения заданий практики (поверхностный психологический анализ, низкий уровень навыков привлечения теоретических знаний к выполнению практических заданий, отсутствие самостоятельных суждений и выводов), недисциплинированность в выполнении требований практики, грубые ошибки в выполнении и оформлении задания; работа сдана с большим опозданием.

«Неудовлетворительно» - отсутствие на базе практики без уважительных причин, несвоевременное и небрежное выполнение и оформление заданий.


^ Права и обязанности психолога образования.

В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

  1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, меж­дународными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Минис­терства образования РФ и региональных департаментов обра­зования, Положением о психологической службе образования.

  2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практи­ки, а также находящихся в компетенции представителей дру­гих специальностей.

  3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практи­ческой психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

  4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетент­ными лицами, не обладающими соответствующей профес­сиональной подготовкой.

  5. В решении всех вопросов исходить из интересов ре­бенка, задач его полноценного психического развития.

  6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогичес­ким коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением пол­ноценного психического развития детей, обеспечением ин­дивидуализированного подхода к детям. Оказывать необхо­димую и возможную помощь детям в решении их индивиду­альных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспита­телей. В решении всех вопросов учитывать конкретные об­стоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди», т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключаю­щих возможность нанесения вреда здоровью, чести, досто­инству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.

  7. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, кон­сультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педа­гогического, медицинского, социального или другого ас­пекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

  8. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-вос­питательных учреждений о задачах, содержании и резуль­татах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п.7 настоящего документа.

  9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по уста­новленной форме.

^ Ответственность работника службы социально-психологической помощи:

  1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагно­за, адекватность используемых диагностических, развива­ющих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

  2. Психолог несет ответственность за сохранение прото­колов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.

^ В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

  1. Самостоятельно определять приоритетное направле­ние работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т, п.

  2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности.

  3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

  4. Отказываться от выполнения распоряжений руково­дителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех слу­чаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

  5. Знакомиться с необходимой документацией.

  6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

  7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т.п.) психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

  8. Участвовать в разработке новых методов психодиаг­ностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.

  9. Проводить групповые и индивидуальные психологи­ческие обследования и эксперименты для исследователь­ских целей.

  1. Выступать с обобщением опыта своей работы в на­учных и научно-популярных журналах и других изданиях.

  2. Вести работу по пропаганде психолого-педагогичес­ких знаний путем лекций, выступлений и пр.

  3. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соот­ветствии с базовым образованием и психологической ква­лификацией.

  4. Обращаться в случае необходимости через руководст­во службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).

  5. Обращаться в соответствующие учреждения и ведом­ства по вопросам защиты прав и интересов детей.


^ Этические принципы работы психолога.

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманно­го, процветающего общества являются определяющими для деятельности пси­холога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют усло­вия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуман­ность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

^ 1.Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психо­лога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее резуль­таты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию или со­циальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила от­ношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

^ 1.1.Правило взаимоуважения психолога и испытуе­мого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и сво­бод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуе­мого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о при­меняемых методах и способах использования полученной информации.

^ 1.2.Правило безопасности для испытуемого приме­няемых методик. Психолог применяет только такие методики ис­следования, которые не являются опасными для здоровья, состояния ис­пытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, со­гласованным задачам психологического исследования.

^ 1.3.Правило предупреждения неправильных дей­ствий заказчика относительно испытуемого. Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психоло­гом и заказчиком и которые могли бы ухудшить положение испы­туемого. Психолог информирует испытуемого о характере пе­редаваемой заказчику информации и делает это только после получе­ния согласия испытуемого. Во многих случаях психолог сам применяет к испытуемому разработанные им на основании предварительного исследования рекомендации (психотерапия, консультиро­вание, тренинг и др.). Часто сам испытуемый применяет к себе рекомендации психо­лога.


^ 2.Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессиональ­но осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполне­ния психокоррекционных или других воздействий. Выполнение принци­па обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психо­лога с заказчиком, испытуемым, результатами исследо­вания.

^ 2.1.Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях совре­менной психологической науки в области поставленных заказчиком вопро­сов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах пси­хологической деятельности и получить согласие заказчика руковод­ствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.

^ 2.2.Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагно­стической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффек­тивно решать поставленную задачу, а с другой — поддерживать у испы­туемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых мето­дов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выпол­нять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинс­кой психологии.

^ 2.3.Правило обоснованности результатов исследо­вания психолога. Психолог формулирует результаты иссле­дования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, под­тверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач прово­дится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ лите­ратурных данных по поставленному вопросу.


^ 3.Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемо­го, психолога и заказчика.

^ 3.1.Правило адекватности методик, применяемых психологом. Психолог может применять методики, которые адек­ватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, со­стоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обя­зательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежны­ми и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.

^ 3.2.Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интер­претации данных, получившие научное признание и не зависящие от его на­учных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испы­туемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию пер­вичных данных, которые предъявляет психолог.

3.3^ .Правило взвешенности сведений психологичес­кого характера, передаваемых заказчику психологом. Психолог передает заказчику результаты исследования в тер­минах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомен­даций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмот­рению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положе­ние испытуемого, заказчика, коллектива, в котором они сотрудни­чают.


^ 4. Принцип конфиденциальности деятельности психолога озна­чает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит созна­тельному или случайному разглашению вне согласованных условий и дол­жен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологичес­кую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими пра­вилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчи­ком и испытуемым.

^ 4.1. Правило кодирования сведений психологическо­го характера. Психолог обязан на всех материалах психологичес­кого характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указы­вать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указыва­ются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземп­ляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходи­мо по условиям работы.

^ 4.2.Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предвари­тельно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материа­лам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

^ 4.3.Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог должен достичь со­глашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного со­общения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглаше­ния. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообще­нию кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.


^ 5. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагае­мых результатах психологической деятельности и принимали в ней добро­вольное участие. Примечание. При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений, достаточным является согласие школьного или педагогического совета; В случае же оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. При психодиагностическом обследовании подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




Похожие:

Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с iconУчебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с основными требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования II поколения
П педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» /сост....
Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с iconУчебно-методическое пособие / авт кол. А. Г. Гогоберидзе [и др.]. М. Центр педагогического образования, 2008. 48 с
Перечень оборудования, учебно-методических материалов для доу. 1-я и 2-я группы раннего возраста [Текст] : учебно-методическое пособие...
Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического мастерства» Авторы-составители: Колоколова Е. В
Данное учебно-методическое пособие является не только источником информации для усвоения, но и выполняет функцию организации творческого...
Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с iconУчебно-методическое пособие на 16 л., в 1 экз. Начальник Главного управления полковник внутренней службы п-п О. А. Рожков Исп. Никифоров М. М. Тел. 47-64-62 Дело №3-3-3
Данное учебно-методическое пособие содержит материал, для познания исторического развития Гражданской обороны, ее цели и основные...
Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика»
Данное учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений
Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с iconУчебно-методическое пособие для студентов-филологов Специальность: 032900 «Русский язык и литература»
Русское устное народное творчество: Учебно-методическое пособие для студентов-филологов / А. В. Максимов. – Смоленск: Изд-во СмолГУ,...
Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с iconПрограмное и учебно-методическое оснащение учебного плана по предмету мбоу рыбинская оош
Методическое пособие к учебнику по изобразительному искусству 1 класс Под редакцией Неменского бм
Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с iconВ. Г. Белинского Султанов А. Я. Дополнительные вопросы алгебры. Оператор конечной разности Учебно-методическое пособие
Султанов, А. Я. Дополнительные вопросы алгебры. Оператор конечной разности: Учебно-методическое пособие / А. Я. Султанов. Пенза,...
Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с iconПрограмное и учебно-методическое оснащение учебного плана по предмету мбоу рыбинская оош. Начальное общее образование
Методическое пособие к учебнику по изобразительному искусству 1 класс Под редакцией Неменского бм
Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт сост. Ершова Р. В., Омельчанко Е. В. – Коломна: кгпи, 2005 – 138с iconБосова Людмила Леонидовна Босова Анна Юрьевна уроки информатики в 5 классе методическое пособие
Данное методическое пособие предназначено в помощь учителю, работающему по новому учебно-ме­тодическому комплекту (умк) по информатике...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов